Нужны ли консультации по логопедии для родителей в детском саду

Методы развития связной речи

Связная речь – это высказывание, несущее определенный смысл. Речь должна быть понятной и логичной. На формирование связной речи немаловажную роль оказывает влияние окружающей среды. Развивается мышление и постепенно улучшается речь ребенка. У детей дошкольного возраста связная речь формируется под руководством взрослых.

С ранних лет ребенок начинает понимать слова и их значения, но происходит это не сразу. К концу первого года жизни ребенок в состоянии сложить фразу из двух слов, несколько позднее из трех и более слов. Чем длиннее фраза, тем сложнее она для детского восприятия. К пяти годам дети уже способны пересказывать несложные рассказы, рассказывать сказки и строить предложения по 5-8 слов.

Речь ребенка в дошкольном возрасте ситуативная, содержит помимо слов мимику, жесты. В дальнейшем речь становится более связной, развитой и правильной. Переход к связному изложению проявляется в рассказах о каком-либо ярком событии, произошедшем в жизни ребенка. Развитие речи зависит от характера общения с окружающими.

Выделяют основные методы развития связной речи:

разговор или беседа с детьми среднего и старшего дошкольного возраста

В беседе важно задавать вопросы проблемного характера «Как?», «Почему?», «Зачем?».
развитие монологической речи детей — творческий рассказ ребенка о себе или о каком-нибудь произошедшем с ним событии.
пересказ ребенком услышанного текста (это могут быть рассказы о прошедшем дне в саду, в гостях, о прогулке с друзьями и прочее).
сравнительное описание предметов, картин.. В рассказ ребенка необходимо добавлять прилагательные, вводить в речь детали и части предметов, задавать вопросы, требующие развернутого ответа

Вопросы нужно задавать четко, разборчиво. Родители и педагоги могут предложить ребенку примерный план ответа. Вопрос необходимо строить таким образом, чтобы он был понят малышом с первого раза. В процессе беседы необходимо постараться вызвать интерес ребенка, пробудить в нем активность и желание отвечать на вопросы. Важным будет умение расположить кроху к себе

В рассказ ребенка необходимо добавлять прилагательные, вводить в речь детали и части предметов, задавать вопросы, требующие развернутого ответа. Вопросы нужно задавать четко, разборчиво. Родители и педагоги могут предложить ребенку примерный план ответа. Вопрос необходимо строить таким образом, чтобы он был понят малышом с первого раза. В процессе беседы необходимо постараться вызвать интерес ребенка, пробудить в нем активность и желание отвечать на вопросы. Важным будет умение расположить кроху к себе.

Моё портфолио

«Учитель может учить других до тех пор, пока учится сам. » А.С. Макаренко

Работаю третий год учителем-логопедом в ГКОУ РО Волгодонской специальной школе-интренате «Восхождение», которая функционирует 50 лет и является единственным учреждением данного вида в Южном Федеральном округе.

В школе обучаются дети с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, со сложной структурой дефекта .

Как и известно, у детей с церебральным параличом отмечаются множественные речевые нарушения. Это связано с вовлеченностью в патологический процесс различных мозговых структур.

Основной целью логопедической работы с нашими детьми является развитие речевого общения, которое позволит им в дальнейшем успешно социализироваться в современном обществе.

Учитывая специфику работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и ДЦП, сложные сочетанные дефекты, широко применяю в коррекционной практике здоровьесберегающие технологии:

  • куклотерапию
  • драмапедагогику
  • методику Су-джок
  • психогимнастику
  • самомассаж
  • дыхательную гимнастику
  • артикуляционную гимнастику
  • пальчиковую гимнастику
  • упражнения для профилактики зрения
  • логоритмику
  • музыкотерапию
  • арт-терапию
  • упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления)
  • игры с песком и водой, что позволяет значительно облегчить процесс коррекции речевых и двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом, снять эмоциональное напряжение

Так же применяю в практике информационно-коммуникационные технологии:

  • презентации
  • игры электронные
  • компьютерные программы
  • современные технологии логопедического обследования

Включаю родителей в совместный коррекционный процесс, так как активное участие родителей в коррекционно-образовательном процессе позволяет значительно повысить эффективность работы, создать единое пространство речевого развития ребёнка.

Труд педагога школы для детей с ОВЗ требует постоянного самообразования,поиска новых форм и методов работы. Каждый наш ребёнок индивидуален . Любовь, доброта,знания и огромное желание помочь детям найти себя в обществе помогает учителю каждый день входить в класс с улыбкой .Желаю всем коллегам оптимизма,здоровья,понимания. Удачи!

Добавить учебный материал в портфолио Добавить творческую работу ученика Код для вставки списка публикаций на другие сайты

Публикации моих учеников:

  • Гнездо синички
  • Новогодняя снежинка из бумаги
  • Подарок маме своими руками
  • Поделка к Новому году «Дедушка Мороз»

Добавить грамоту в портфолио

Правильно ведите документацию

Коррекционный процесс, который ведет учитель-логопед, фиксируется в следующих документах.

  1. Журнал учета посещаемости — это может быть обычный классный журнал, в котором вы ведете записи о проведенных занятиях и фиксируете присутствие или отсутствие детей на занятии.
  2. Журнал учета детей с речевыми нарушениями.
  3. Речевая карта с результатами обследования устной и письменной речи детей. Она заполняется в ходе фронтальной диагностики дважды в год.
  4. Индивидуальные карточки, которые заполняют родители перед началом работы с детьми. Родители записывают сведения о развитии ребенка и подписывают согласие на посещение ребенком логопункта. Обратную сторону заполняет логопед.
  5. Годовой план методической работы. Составляется в сентябре. В нем планируется не только работа с детьми, но и беседы с воспитателями и родителями, повышение квалификации логопеда, планы по оснащению кабинета.
  6. Перспективные и ежедневные планы для каждой группы учащихся. Они включают постановку и способы решения задач по поиску, коррекции и профилактике речевых проблем с описанием необходимых занятий.
  7. Отчеты о проделанной работе.
  8. Паспорт логопедического кабинета. Небольшая тетрадь с описью всего оборудования, методических пособий и методической литературы, которые есть в кабинете.

С какого возраста логопед ведет прием детей

Прежде чем записываться на прием, нужно узнать со скольки лет логопеды начинают заниматься с ребенком. Проблема отсутствия гуления может беспокоить маму малыша, которому еще не исполнилось и полгода. Но логопед не станет заниматься с полугодовалым грудничком. Упражнения на постановку звука и дыхания уже могут применяться в работе с детьми от 2-х лет. Первый визит к логопеду может состояться не раньше этого возраста.

Ребенок не хочет заниматься с логопедом

Посещение специалиста часто вызывает волнение у малышей. И случается так, что ребенка записывают на занятия, а он их срывает, или отказывается идти совсем. А ведь в большинстве случаев консультация учителя логопеда для родителей ДОУ — услуга платная. Ситуации, когда месяц работы оплачен, а услуга не получена по вине ребенка — не редкость. Если профильный специалист не может найти подход к малышу самостоятельно, придется ему в этом помочь или сменить на более квалифицированного.

Отказ ребенка от работы подобного рода — явление естественное и ругать его за это нельзя, иначе поход к любому другому специалисту всегда будет ассоциироваться с руганью и негативными эмоциями. Для удачной и плодотворной работы с логопедом нужно описать все, что любит бунтарь. Педагогу полезно знать эту информацию, чтобы грамотно построить общение. Перечислить нужно все — от любимых героев, до последних умений, которыми ребенок с удовольствием хвастается.

Дополнительная информация! Следует помнить, что у логопеда много постоянных и случайных пациентов, поэтому разумнее составить карточку детских пристрастий и вклеить в личное дело ребенка, чтобы специалист мог иметь подсказку перед глазами.

Ребенок старается на занятии

Сколько нужно занятий с логопедом ребенку

Рекомендованная норма частоты уроков — два раза в неделю. Но по продолжительности время, сколько нужно занятий с логопедом ребенку, зависит от тяжести дефекта и от степени достигнутого эффекта. Одним удается избавиться от проблемы за 3-4 занятия, а другим требуется ни один год, чтобы исправить нарушение.

С какого возраста логопед ведет прием детей

Прежде чем записываться на прием, нужно узнать со скольки лет логопеды начинают заниматься с ребенком. Проблема отсутствия гуления может беспокоить маму малыша, которому еще не исполнилось и полгода. Но логопед не станет заниматься с полугодовалым грудничком. Упражнения на постановку звука и дыхания уже могут применяться в работе с детьми от 2-х лет. Первый визит к логопеду может состояться не раньше этого возраста.

Ребенок не хочет заниматься с логопедом

Посещение специалиста часто вызывает волнение у малышей. И случается так, что ребенка записывают на занятия, а он их срывает, или отказывается идти совсем. А ведь в большинстве случаев консультация учителя логопеда для родителей ДОУ — услуга платная. Ситуации, когда месяц работы оплачен, а услуга не получена по вине ребенка — не редкость. Если профильный специалист не может найти подход к малышу самостоятельно, придется ему в этом помочь или сменить на более квалифицированного.

Отказ ребенка от работы подобного рода — явление естественное и ругать его за это нельзя, иначе поход к любому другому специалисту всегда будет ассоциироваться с руганью и негативными эмоциями. Для удачной и плодотворной работы с логопедом нужно описать все, что любит бунтарь. Педагогу полезно знать эту информацию, чтобы грамотно построить общение. Перечислить нужно все — от любимых героев, до последних умений, которыми ребенок с удовольствием хвастается.

Дополнительная информация! Следует помнить, что у логопеда много постоянных и случайных пациентов, поэтому разумнее составить карточку детских пристрастий и вклеить в личное дело ребенка, чтобы специалист мог иметь подсказку перед глазами.

Ребенок старается на занятии

Сколько нужно занятий с логопедом ребенку

Рекомендованная норма частоты уроков — два раза в неделю. Но по продолжительности время, сколько нужно занятий с логопедом ребенку, зависит от тяжести дефекта и от степени достигнутого эффекта. Одним удается избавиться от проблемы за 3-4 занятия, а другим требуется ни один год, чтобы исправить нарушение.

Почему ребенок говорит неправильно (причины нарушений речи)

Человеческая речь состоит из слов, а слова из различных согласных и гласных звуков. Звуки воспроизводятся при помощи голосовых связок и особенного положения языка. При этом для произношения различных звуков язык занимает определенное место. Даже при небольшом отклонении языка в сторону звук получается неправильным. Причины такого дефекта могут быть самыми разными, поэтому нельзя с точностью утверждать, что двум разным детям логопед порекомендует абсолютно одинаковые упражнения для коррекции речевого дефекта.

При формировании речи у ребенка его язык учится находить правильное положение, соответствующее определенному звуку. Язык может быть слишком подвижным или наоборот вялым, при этому движения языка могут оставаться несовершенными, поэтому в детской речи происходит замена большого количества звуков на более удобные для произношения. Так, звук «ш» часто заменяется на «с», «л» на «в», «з» на «ж» и так далее. Наиболее трудным для произношения у большинства детей является звук «р».

Ребенок подрастает, его язык становится более подвижен и гибок. На слух у него лучше получается различать звуки и язык чаще занимает правильное положение. Речь ребенка становится чистой.

Нередки случаи, когда язык остается слишком вялым или наоборот подвижным, но уже выработан автоматизм движений, неправильность положения языка закрепляется. В этой связи уже вне зависимости от возраста дети продолжают допускать ошибки в звукопроизношениях.

Причины недостаточной подвижности языка могут быть связаны со следующими негативными факторами:

  • врожденные аномалии языка и неба;
  • приобретенные в результате травм расщелины между зубами и дефекты губ;
  • нарушение прикуса;
  • подъязычная уздечка слишком коротка.

В идеале у взрослого человека подъязычная уздечка составляет в длину около 1,5 сантиметров, при регулярных артикуляционных упражнениях ее возможно растянуть.

Также, на развитие речи ребенка оказывают влияние негативные факторы, такие как осложненный ход беременности, родовые травмы, болезни крохи в раннем возрасте, инфекции, стрессы и генетический фактор (если, например, имели место случаи с нарушением речи в семье). Иногда нарушение развития центров головного мозга, отвечающих за речь, сказывается на замедленном формировании звуков у ребенка. Он может начать говорить в более позднем возрасте, и речь его, как правило, формируется неправильно, она невнятная и нечеткая.

Отставание в речевом развитии влияет на успеваемость детей в школе, на их способности к чтению и письму, поскольку имеется связь между произношением звуков и их графическим изображением. В дальнейшем может страдать общение со сверстниками, у малыша появятся психологические комплексы.

Не переставайте развиваться

Работа логопеда обширна и многогранна. Постепенно вы поймете, в каком направлении развиваться и каких знаний вам не хватает. Не стесняйтесь задавать вопросы другим специалистам, работающим рядом с вами, или в интернете.

В вузе вы получили неплохую базу — продолжайте совершенствоваться, чтобы стать хорошим специалистом. Приходите на курсы повышения квалификации к нам, в АНО «НИИДПО».

Нейропсихологические технологии в диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста

144 часа (2 мес.)

9200 руб. 4948 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Организация процесса и технологии обучения чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста

210 часов (2 мес.)

9200 руб. 5109 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра

144 часа (2 мес.)

9200 руб. 4453 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Логомассаж: метод и технологии коррекционно-педагогического воздействия на мышцы лица и артикуляционного аппарата

108 часов (1.5 мес.)

6900 руб. 4959 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

► Учитесь у нас независимо от того, где вы живете — весь процесс ведется дистанционно* через интернет. Не нужно брать отпуск и ехать в другой город — получайте необходимые знания в удобное время. После успешного прохождения курсов вы получите удостоверение о повышении квалификации, которое примут в любом учреждении. Успешной вам работы!

*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Автор статьи:
АлешинаСветлана Геннадьевна

Практикующий учитель-логопед высшей квалификационной категории, разработчик и преподаватель дисциплин и модулей психолого-педагогической и коррекционной направленности.

Другие статьи автора

  • Артикуляционная гимнастика: упражнения, эффективность, сферы применения
  • Работа логопедом в условиях ФГОС
  • Современные технологии в логопедии: чему учиться?

Все статьи этого автора

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Лучшие пособия по логопедии для дошкольников

Логопедические пособия существуют как для родителей, так и для практикующих специалистов.

Логопедический материал общего плана

Для своевременного развития детей без отклонений в произношении и восприятия звуков, существуют полезные методические пособия, направляющие по верному пути развития здорового ребенка. Такие книги, как:

  • «Логопедический букварь», Н. Тегипко;
  • «Логопедия, основы теории и практики», Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева;
  • «Артикуляционная Азбука» издательства Карапуз.

Методическое пособие для начинающих логопедов

Любой современный книжный магазин предлагает широкий ассортимент литературы для практикующих специалистов.

Интересно! Чем выше квалификация логопеда, тем больше методических пособий он стремится изучить, в отличие от начинающих специалистов, которые считают, что полученного образования в ВУЗе достаточно.

Методическое пособие «Уроки Логопеда» Н. С. Жуковой ориентированы на построение занятий с ребятами, имеющими нарушения. Автор ни одно десятилетие изучает ступени развития дошкольной речи, и на основе полученных результатов создает методички, которые должен иметь каждый практик на своем рабочем столе.

Уроки логопеда, книга

Книга для воспитателей детского сада

Воспитатели, в группе которых есть ребята с нарушениями в развитии речи, должны в практике применять сценарии построения дня, описанные в популярных пособиях:

  • Т. Суворова «Танцевальная ритмика для детей»;
  • Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина «Воспитание сенсорной культуры ребенка».

Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда

Важным условием для качественного развития речи является непрерывный контакт воспитателя и логопеда. В группе желательно наличие уголка развития речи, в котором будут приспособления, развивающие мелкую моторику рук и игрушки для развития речевого дыхания.

Интересно! Консультации логопеда для родителей в старшей или подготовительной группе детского сада должны подкрепляться контролем воспитателя, который в своей работе отмечает наличие или отсутствия прогресса у ребенка, пока он находится на территории учреждения.

В каком возрасте нужно обращаться за консультацией к логопеду?

Как мы уже говорили, классическое мнение, что до 5 лет к логопеду идти рано, в корне неверно. Специалисты утверждают, что возраст активного формирования речи — это 2-3 года. Именно тогда и нужно первый раз прийти на консультацию. И, если ребенок не говорит в 2-3 года, то к логопеду-дефектологу нужно идти обязательно!

Если у ребенка обнаружатся какие-то нарушения, их значительно проще будет устранить. Логопед даст родителям рекомендации о дальнейшей работе по развитию речи.

Означает ли это, что больше логопед ребенку не понадобится? Отнюдь. Желательно посещать специалиста раз в году. Каждому возрасту — свои нормы и уровни развития. То, что было замечательно в 3 года, в 4 уже недостаточно. Поэтому нужно получить консультацию и своевременно оценить степень развития речи.

Правильная и грамотная речь даст ребенку возможность стать успешным в будущем. Детство — важный этап в становлении личности и задача родителей не упустить этот период.

Взаимодействие учителя логопеда и родителей

В любом логопункте должна царить дружественная атмосфера. Ситуации, когда родители при ребенке предъявляют претензии логопеду, или родителям высказывается плохая оценка их самостоятельной работы в присутствии пациента, недопустима. Если это хоть раз произошло, занятия можно сразу прекращать, потому как результата они не дадут. Только доброжелательное общение, и тактичное обсуждение сложных моментов создадут здоровую атмосферу для лечения неговорящего, или неправильно говорящего малыша.

Как исправить речь ребенка без логопеда

Для самостоятельной работы дома разумно найти образовательный сайт, пройти на нем регистрацию, после чего станет доступно множество полезной литературы, использование которой поможет в решении многих вопросов. Домашние уроки разумно наполнить самодельными приспособлениями, например создать свою книгу из фетра, и играть с ее помощью с ребенком, развивая моторику и кругозор.

Книга из фетра

Логопедические санатории для детей с родителями

Когда ребенок имеет тяжелую форму заболевания, мешающего полноценно развить речь, или в ситуациях, когда родители желают плотно заниматься со своими детьми, встает вопрос о полезном отдыхе. В нашей стране достаточно логопедических санаториев для детей с родителями, в которых малыши не отрываются от семьи и в комфортной, здоровой обстановке получают квалифицированную помощь профессионалов.

Важно помнить, что здоровая и красивая речь ребенка успешно может сформироваться сама, если малыш живет в здоровой обстановке дома. Всегда нужно начинать с себя, оценивать манеру произношения, интонацию и скорость речи, когда идет поиск причины нарушений у дошкольника

Когда пора к логопеду?

Мнение, что логопед работает только со старшими дошкольниками, уже устарело. Наиболее подходящим возрастом для выявления речевых проблем и работы по их коррекции, считается 2-3 года. Уже у таких малышей специалист легко может определить наличие нарушений в развитии речи.

Всем известно, что проблему легче предупредить, чем исправить. Если речевые нарушения не исправлять в раннем возрасте, они только усугубляются, создавая условия для отставания и в формировании высшей психической деятельности.

Если вы заметили, что:

у младенца в полгода не появляется гуление и лепет;
годовалый малыш не начинает произносить первые слова;
двух-трехлетка не строит простые предложения;
у ребенка маленький словарный запас;
плохо выговариваются звуки;
есть проблемы с вниманием, памятью,

запишитесь на консультацию к логопеду!

Чем поможет логопед ребенку?

Специалист оценит логопедический уровень ребенка, выявит имеющиеся проблемы в речевом и неречевом развитии, наметит план коррекционной работы.

Логопед поможет ребенку:

  • Научиться правильно произносить звуки родного языка. Значит ребенок сможет хорошо общаться с друзьями, его будут понимать и взрослые, и сверстники, он не будет испытывать неловкость и неудобство из-за искаженного звукопроизношения.
  • Различать на слух звуки, что способствует правильному письму, устранит ошибки при чтении и написании текста, предупредит возникновение дислексии и дисграфии.
  • Научиться красиво рассказывать, строить связную речь, без чего невозможно ни общение, ни изучение школьных предметов, требующих пересказа и устных ответов.
  • Улучшить работу мелкой моторики, координировать движения пальцев, а значит впоследствии научиться красиво писать и рисовать. Кроме того, такая работа стимулирует общее формирование речевых навыков.
  • Развить память, воображение, образное мышление, без которых невозможно изучение точных наук.

Лучшие пособия по логопедии для дошкольников

Логопедические пособия существуют как для родителей, так и для практикующих специалистов.

Логопедический материал общего плана

Для своевременного развития детей без отклонений в произношении и восприятия звуков, существуют полезные методические пособия, направляющие по верному пути развития здорового ребенка. Такие книги, как:

  • «Логопедический букварь», Н. Тегипко;
  • «Логопедия, основы теории и практики», Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева;
  • «Артикуляционная Азбука» издательства Карапуз.

Мнемосхемы по развитию речи для старшей и подготовительной групп

Методическое пособие для начинающих логопедов

Любой современный книжный магазин предлагает широкий ассортимент литературы для практикующих специалистов.

Интересно! Чем выше квалификация логопеда, тем больше методических пособий он стремится изучить, в отличие от начинающих специалистов, которые считают, что полученного образования в ВУЗе достаточно.

Методическое пособие «Уроки Логопеда» Н. С. Жуковой ориентированы на построение занятий с ребятами, имеющими нарушения. Автор ни одно десятилетие изучает ступени развития дошкольной речи, и на основе полученных результатов создает методички, которые должен иметь каждый практик на своем рабочем столе.

Уроки логопеда, книга

Книга для воспитателей детского сада

Воспитатели, в группе которых есть ребята с нарушениями в развитии речи, должны в практике применять сценарии построения дня, описанные в популярных пособиях:

  • Т. Суворова «Танцевальная ритмика для детей»;
  • Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина «Воспитание сенсорной культуры ребенка».

Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда

Важным условием для качественного развития речи является непрерывный контакт воспитателя и логопеда. В группе желательно наличие уголка развития речи, в котором будут приспособления, развивающие мелкую моторику рук и игрушки для развития речевого дыхания.

Интересно! Консультации логопеда для родителей в старшей или подготовительной группе детского сада должны подкрепляться контролем воспитателя, который в своей работе отмечает наличие или отсутствия прогресса у ребенка, пока он находится на территории учреждения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий