Шаблоны логопедических характеристик на детей разного уровня для ПМПК

Причины

Факторы, провоцирующие общее недоразвитие речи 3 уровня, можно разделить на врожденные и приобретенные. Первая группа причин воздействует на ЦНС малыша во внутриутробный период, вторая — уже после рождения, чаще в 2-3 года.

Врожденные:

  1. поражения ЦНС;
  2. курение, употребление алкоголя мамой в период беременности;
  3. энцефалопатия;
  4. инфекционные заболевания женщины, перенесенные во время вынашивания плода
  5. токсикозы;
  6. травмы.

Приобретенные:

  1. стрессы;
  2. недостаточное речевое окружение;
  3. педагогическая запущенность;
  4. синдром госпитализации;
  5. многоязычность в семье.

На фоне биологических и социальных причин у ребенка возникают такие нарушения: алалия, дислалия, дизартрия, ринолалия, заикание, ФФНР, ЗПР. Общее недоразвитие речи будет обусловлено одним из этих диагнозов. Определение точной причины развития нарушения — это необходимый этап логопедической и педагогической работы с ребенком. Выбор методов коррекционной программы напрямую зависит от наличия врожденных болезней ЦНС, особенностей протекания беременности и атмосферы в семье.

Как помочь умственно отсталому ребенку овладеть речью

Логопедическая программа для детей с умственной отсталостью по фгос специально разрабатывается после диагностики педагогическим составом. Результат исследований выводится сразу после обследования.

Рабочая программа по логопедии для умственно отсталых детей по ФГОС

По каждому не выговариваемому звуку должна быть разработана программа, по которой детки смогут повысить свои речевые навыки. Занятия невербального и частично вербального общения позволят дошкольнику восстановить артикуляционный аппарат.

Самостоятельные речевые навыки

Первый и второй этап программы приходится на диагностику и подготовку детей к занятиям

Здесь же развивается мелкую моторику, речь, внимание, мышление. Отсутствие развития одного элемента в процессе приостанавливает нормальное развитие речи

Третий этап. Проводится коррекция звуков, развивается фонематический слух, расширяется словарный запас, строится правильная речь на основе лексическо-грамматических определений.

Четвертый этап. После проведенного курса программы логопедии ставится оценка, результат сравнивается с первоначальным уроком.

Примерные формулировки логопедического заключения для детей с заболеваниями

Формулировка патологий речи строится следующим образом:

Впереди ставится степень развития речи, затем следующим предложением выводится диагноз (если он есть).

Обратите внимание! Но в разных городах России заключение может звучать по-разному. У умственно слабых детей и ЗПР диагноз звучит: аграмматическая дисграфия и дислекксия, стертая форма бульбарной дизартрии, системное недоразвитие речи легкой степени

У умственно слабых детей и ЗПР диагноз звучит: аграмматическая дисграфия и дислекксия, стертая форма бульбарной дизартрии, системное недоразвитие речи легкой степени.

У интеллектуально здоровых детей: общее недоразвитие (2 уровень), детская афазия, общее недоразвитие (1 уровень), сенсомоторная алалия.

Логопедическая характеристика на ребенка с аутизмом для ПМПК

Девочка пяти лет. Аутизм первой степени, недоразвитие речи 2 ст., ффнр.

Ребенок с аутизмом

Мышечная дистрофия, гипотонус, движения медленные вялые. Общая моторика задержана в развитии, не может стоять на одной ноге, держать равновесие, сидя на велосипеде; не может застегивать пуговицы самостоятельно, что свидетельствует о нарушении мелкой моторики.

Внимание развито хорошо, обращает внимание на изменения мимики лица. Дает правильные ответы

Преобладает зрительная непроизвольная память. Ассоциативное мышление не развито. Совместное общение с одногодками отсутствует, она не может постоять за себя. Самоагрессия выявляется при самообращении «Даша играется», «Даша расчесывается», таким образом, чувство самосознания у девочки не сформировано.

Логопедическая программа для детей с умственной отсталостью по ФГОС

Правильно подобранная логопедическая программа дает больным детям условия и дополнительные возможности для развития речи и совершенствование других полезных навыков.

Обратите внимание! Логопедическое сопровождение детей с овз в школе проводится непосредственно комиссией специалистов. Руководителем организации создаются индивидуальные классы, где педагоги проводят уроки в форме презентаций.  Курс будет окончен, когда у детей будут полностью отсутствовать логопедические нарушения

Методические рекомендации по написанию характеристик для детей с нарушениями речи для ПМПК

Рекомендации составляются в виде небольшого протокола, в котором указываются строение речевого аппарата, оценка слуха, психическое здоровье. В итоге проводится заключение, выводится результат и ставится логопедический диагноз.

Логопедическая характеристика на ребенка с онр 3 уровня на пмпк

Ветвицкая Анастасия ходит в Дет сад № 14. Речь развита неправильно, не выговаривает звуки К, Г, Д, Т. Моторика пальцев рук действует пассивно, не слушается. Родители в детстве не страдали патологией речи. Правая рука преобладает в движениях над левой. Строение лица соответствует нормам. Задание нахмурить брови, наморщить щеки выполняет плохо. Слабо развиты мимические мышцы.

Речевые уроки

Строение рта. Язык. Корень – в напряженном состоянии, кончик пассивный, вялый, общее строение соответствует норме.

Речь непонятна, монотонна, голос звонкий. В задании повторить предложение, пропускает слоги, не выговаривает некоторые буквы. Имеет маленький словарный запас, в общении пропускает местоимения, может путать предлоги во времени.

Итог: наблюдение показало, что ребенок имеет нарушение речи 3 уровня.

Логопедическая характеристика на ребенка с онр 2 уровня на пмпк

Туконов Денис ходит в старшую группу, семья полная, родители имеют высшие образования. Наличие патологий со стороны речи не выявлены.

Моторика развита слабо, движения медлительны, часто заторможены.

Анатомическое строение речевого аппарата без особенностей: строение лица соответствует норме. Идет смена молочных зубов на постоянные. Подъязычная связка без особенностей (не растянута, не укорочена). Имеется гипотонус язычной мышцы.

Речь не выразительна, плохо произносятся звуки, разговор малопонятен для окружающих. Голос тихий, глухой. Мимика функционирует слабо.

Слух со стороны фонематического плана сформирован недостаточно. В процессе разговора смешивает глухие и звонкие звуки. Контур слова произносит нечетко, неразборчиво.

Строй речи на грамматической основе развит не удовлетворительно. Эксперимент показал грубое недоразвитие связной речи. Денис пересказал 1-2 предложения вместо полного смыслового рассказа.

Обратите внимание! Психическое здоровье в норме. Итог: Наблюдение установило недоразвитие речи 2 уровня

Итог: Наблюдение установило недоразвитие речи 2 уровня.

Примерный план написания логопедической характеристики на ребенка с ОНР 4 уровня на ПМПК

Подготовительная группа, Журавская Ксения ходит на занятия ежедневно, как может, общается со сверстниками. Семья полная, благополучная. Со стороны родителей речевые нарушения отсутствуют. Родственники активно принимают участие в развитии речи: проводят дома самостоятельные занятия.

Страдает общая моторика, нарушена координация движений, заметны неточности в двигательных процессах, заторможенность. Правая рука является главной.

Анатомическое расположение разговорного аппарата в полости рта соответствует норме. Подъязычная связка нормальная. Язык в напряженном тонусе, малоподвижен. Зубы меняются на коренные. При выполнении артикуляционных заданий появляются мышечные спазмы. В разговоре используются конструкции синтаксических предложений. Пересказывает по картинкам самостоятельно, используя широкий словарный запас. Верно представляет историю и логично собирает рассказ.

Итог: в результате наблюдения комиссия поставила недоразвитие речи 4 уровня, нвонр.

На * * *, родившегося ** ** 2007 г. Поступил в речевую группу — ** **.2015 г.

С диагнозом — ОНР II-III ур., дизартрия.  Интеллект: F 06.827, F 80.1

Направляется: на ПМПК.

Выявлено:

—речь —  речь разборчивая, понятна окружающим;

—темп речи – нормальный;

—голос – нормальный;

—подвижность органов артикуляционного  аппарата – неточная;

—выполнение арт.движений: объем артикуляционных движений неполный, слабость мышц языка;

—подъязычная связка – норма;

—саливация – умеренная;

—мелкая моторика — слабая, требует дальнейшего развития; правша;

—произношение звуков: свистящий парасигматизм, ламбдацизм, ротацизм; на данный момент: идет работа по автоматизации звука в словах, потешках; звуков в слогах, словах; дифференциация звуков ;

—фонематическое восприятие —  требует дальнейшего развития. Трудности в развитии звукового анализа и синтеза;

—слоговая структура — не нарушена;

—словарный запас – соответствует возрастной норме;

—грамматический строй речи – употребляет в речи имена существительные множ. числа в Р.п., уменьшительно-ласкательные формы имен существительных, согласует имена существительные с числительными, образует приставочные глаголы, относительные прилагательные, допускает ошибки в образовании притяжательных прилагательных;

—связная речь – ребенок умеет слушать и понимать речь. В речи использует простые предложения, на вопросы отвечает односложно. Может самостоятельно составить рассказ  по серии картинок. Испытывает трудности при составлении рассказа по картинке и пересказе, требуется помощь в форме наводящих вопросов.

На занятиях – пассивен, не принимает активного участия в деятельности, стесняется отвечать на вопросы (молчит), задания выполняет медленно, не успевает за общим темпом группы (подгруппы) детей. Может заниматься продуктивно довольно непродолжительное время, отмечается неустойчивость внимания, плаксивость.

Отмечается низкий уровень компенсации звуковой стороны речи за два года пребывания в речевом детском саду. Программу подготовительной группы усвоил недостаточно: отмечается несформированность компонентов готовности к школьному обучению и сложности при овладении программным материалом.

Речевое заключение:  ОНР III ур ., дизартрия.

«14» апреля 2015 г.

Учитель-логопед                     _____________

Заведующая МБДОУ №        _____________

учитель-логопед

ДЕРЕЗИНА ЕКАТЕРИНА МАКСИМОВНА

Диагностика

Определить ОНР 3 уровня у ребенка 3 лет сложно. Обычно диагноз устанавливается на ПМПК в возрасте 4-5 лет, когда задержки развития речи выражены более ярко. Но работа консилиума обязательно строиться на дифференцированном подходе

Важно учитывать наличие заболеваний у ребенка, например, тугоухость, ЗРР, олигофрению

В процессе диагностики комиссия из психиатра, невролога, логопеда и воспитателя ДОУ может использовать следующие методы исследования всех сторон развития речи ребенка:

  1. Ответы на вопросы.

Ребенок может выполнять задания по картинки, описывая ее, или отвечать на вопросы специалистов напрямую.

  1. Выполнение задания по инструкции.

Проверяется понимание речи, словарный запас, уровень развития моторики, если задание направлено на действие руками.

  1. Проговаривание скороговорок, чистоговорок.

Диагностируются артикуляционные умения.

  1. Проверка кругозора, уровня развития интеллекта.

Педагоги задают вопросы о времени года, дне недели, возрасте ребенка, родителей, месте его проживания, просят классифицировать предметы, убрать лишнее. Такие тесты необходимы для оценки уровня общего развития ребенка и исключения умственных задержек.

  1. Задания на проверку устной речи.

Дошкольника могут попросить рассказать сказку или описать вчерашний день в саду

В момент говорения, логопеды, неврологи обращают внимание на особенности слоговой структуры слов, которые употребляет малыш, сложность предложений и фраз, способность сохранять последовательность повествования

Заседание ПМПК — необходимая процедура для помещения ребенка в специализированную логопедическую группу детского сада, составления индивидуальной программы занятий по лечению ОНР. Диагностика проводится в присутствии родителя или опекуна. С собой желательно иметь характеристику из ДОУ или от логопеда.

Родителям рекомендуют посетить невролога, психиатра в поликлинике, чтобы установить причину недоразвития речи, получить медикаментозное лечение и другую терапевтическую помощь. При наличии показаний может потребоваться дополнительное аппаратное исследование: МРТ мозга, ЭЭГ.

Характеристика на ребенка средней группы в ДОУ от воспитателя

Характеристику составляет сам воспитатель, группу которого посещает ребенок. Педагог заполняет специальный бланк, где указывает все данные:

  • ФИО, возраст.
  • Часто ли посещает группу и нравится ли ему ходить в детский сад.
  • Отношение с другими детьми и воспитателями, его характер, отношение к занятиям, соблюдение правил личной гигиены.
  • Хорошо ли он выполняет поставленные задания, старается ли на занятиях, доводит работу до конца, требуется ли мотивация для побуждения к действию.
  • Как ведет себя ребенок в процессе игры, какие роли принимает, насколько активно участвует.

Важно! В конце воспитатель дает свою оценку психологической личности ребенка, описывает на какие проблемные места стоит обратить внимание

Характеристика на ребенка с заиканием для ПМПК

При каких-то видимых нарушениях речевого развития, ребенка необходимо отправить на дополнительное обследование ПМПК, чтобы исключить психологические отклонения развития. Наиболее частая причина такого отклонения — заикание. В этой ситуации воспитатель должен иметь образец заполнения речевой карты на ребенка с нарушением речи. Такую речевую карту воспитатель должен вести с того дня, как заметили первые отклонения.

Ребенок заикается

Характеристика на ребенка подготовительной группы на ПМПК дополняется более подробными сведениями о недостатках развития. Это может быть следующее:

  • Различные речевые судорожные проявления;
  • Капризность, необоснованные страхи, тревожность, перемена настроения;
  • Движения у таких детей нечеткие, неуверенные, они суетливы, у них нарушена мелкая моторика;
  • Они чрезмерно утомляемы, раздражительны.

Воспитатель подробно описывает все отклонения и на их основании делает свои предположительные выводы.

Важно! Логопедическое представление на ребенка на ПМПК представляет собой важный шаг для своевременного исправления недостатков развития. Общая психолого-педагогическая характеристика группы детей в ДОУ производится с определенной периодичностью по заранее составленному плану мероприятий

При ее составлении описывают яркие особенности ребенка или обнаруженные трудности

Общая психолого-педагогическая характеристика группы детей в ДОУ производится с определенной периодичностью по заранее составленному плану мероприятий. При ее составлении описывают яркие особенности ребенка или обнаруженные трудности.

Логопедическая комиссия в садике

План составления характеристики:

  • откуда ребенок поступил в учреждение и как долго его посещает;
  • состав семьи, отношения внутри, есть ли трудности в воспитании;
  • как прошла адаптация к детскому саду;
  • есть ли особенности внешнего вида;
  • к какой группе здоровья относится;
  • умеет ли сам за собой ухаживать;
  • как показывает себя в игровой деятельности;
  • насколько подготовлен к учебе.

Важно! При определенных проблемах, в характеристике описывают какие успехи были достигнуты ребенком за годы обучения в ДОУ

Характеристика воспитанника детского сада: для кого и как она составляется?

Характеристикой на ребенка занимается воспитатель. Чаще всего она нужна для поступления в школу, при посещении психиатра, для оформления опеки, а также при переводе в логопедическую группу или другое учреждение.

Такая характеристика представляет собой официальный документ, подписанный всеми членами комиссии с печатью и подписью руководителя.

При ее составлении воспитатель опирается на пройденную учебную программу и делает выводы, исходя из полученных навыков при ее применении.

Как правильно составить характеристику на ученика

А. обучался в данной школе с 1 класса. За время обучения показал себя как не старательный, но способный, коммуникабельный ученик. Обучался не в полную меру своих сил. Память хорошо развита

Внимание — стойкое. К урокам готовился не систематически

Не проявлял интереса к учебе, хотя имел склонность к предметам естественных наук. Речь развита, выразительна, мысли выражает четко. Большее внимание воспитанию А. уделяла прабабушка. Регулярно посещала школу и интересовалась его успеваемостью.

У ____________ возникают трудности в освоении материалов предусмотренных адаптированной программой ООО, о чем свидетельствует низкая успеваемость по основным предметам. Преобладающая оценка за время обучения – «удовлетворительно» по всем предметам.

М. обучалась в данной школе с 1 класса. За все время обучения показала себя способной и старательной ученицей. Знания М. на достаточном уровне. К учебе относится с интересом и чувством ответственности, активно участвует в ходе урока. Любит русский язык, биологию. Имеет склонность к гуманитарным дисциплинам. Девочка организованна, аккуратна.

Ребенок не знает алфавит, не читает. При пересказе текста упускает главные события, вследствие чего теряется смыл текста. Пересказ осуществляет с помощью взрослого (наводящие вопросы, повторное чтение) . Затрудняется при составлении рассказа по серии сюжетных картинок – меняет последовательность событий.

Методические рекомендации по написанию характеристик для детей с нарушениями речи для ПМПК

Рекомендации составляются в виде небольшого протокола, в котором указываются строение речевого аппарата, оценка слуха, психическое здоровье. В итоге проводится заключение, выводится результат и ставится логопедический диагноз.

Логопедическая характеристика на ребенка с онр 3 уровня на пмпк

Ветвицкая Анастасия ходит в Дет сад № 14. Речь развита неправильно, не выговаривает звуки К, Г, Д, Т. Моторика пальцев рук действует пассивно, не слушается. Родители в детстве не страдали патологией речи. Правая рука преобладает в движениях над левой. Строение лица соответствует нормам. Задание нахмурить брови, наморщить щеки выполняет плохо. Слабо развиты мимические мышцы.

Речевые уроки

Строение рта. Язык. Корень – в напряженном состоянии, кончик пассивный, вялый, общее строение соответствует норме.

Речь непонятна, монотонна, голос звонкий. В задании повторить предложение, пропускает слоги, не выговаривает некоторые буквы. Имеет маленький словарный запас, в общении пропускает местоимения, может путать предлоги во времени.

Дидактические игры по звуковой культуре речи в старшей группе

Итог: наблюдение показало, что ребенок имеет нарушение речи 3 уровня.

Логопедическая характеристика на ребенка с онр 2 уровня на пмпк

Туконов Денис ходит в старшую группу, семья полная, родители имеют высшие образования. Наличие патологий со стороны речи не выявлены.

Моторика развита слабо, движения медлительны, часто заторможены.

Анатомическое строение речевого аппарата без особенностей: строение лица соответствует норме. Идет смена молочных зубов на постоянные. Подъязычная связка без особенностей (не растянута, не укорочена). Имеется гипотонус язычной мышцы.

Речь не выразительна, плохо произносятся звуки, разговор малопонятен для окружающих. Голос тихий, глухой. Мимика функционирует слабо.

Слух со стороны фонематического плана сформирован недостаточно. В процессе разговора смешивает глухие и звонкие звуки. Контур слова произносит нечетко, неразборчиво.

Строй речи на грамматической основе развит не удовлетворительно. Эксперимент показал грубое недоразвитие связной речи. Денис пересказал 1-2 предложения вместо полного смыслового рассказа.

Обратите внимание! Психическое здоровье в норме. Итог: Наблюдение установило недоразвитие речи 2 уровня

Итог: Наблюдение установило недоразвитие речи 2 уровня.

Примерный план написания логопедической характеристики на ребенка с ОНР 4 уровня на ПМПК

Подготовительная группа, Журавская Ксения ходит на занятия ежедневно, как может, общается со сверстниками. Семья полная, благополучная. Со стороны родителей речевые нарушения отсутствуют. Родственники активно принимают участие в развитии речи: проводят дома самостоятельные занятия.

Страдает общая моторика, нарушена координация движений, заметны неточности в двигательных процессах, заторможенность. Правая рука является главной.

Анатомическое расположение разговорного аппарата в полости рта соответствует норме. Подъязычная связка нормальная. Язык в напряженном тонусе, малоподвижен. Зубы меняются на коренные. При выполнении артикуляционных заданий появляются мышечные спазмы. В разговоре используются конструкции синтаксических предложений. Пересказывает по картинкам самостоятельно, используя широкий словарный запас. Верно представляет историю и логично собирает рассказ.

Итог: в результате наблюдения комиссия поставила недоразвитие речи 4 уровня, нвонр.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий