Лепбук «Транспорт»
Международные и Всероссийские конкурсы Всероссийский мастер-класс «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО»
Лепбук «Транспорт»
Петинова Елена Владимировна, воспитатель I квалификационной категории
МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик»
г. Железногорск-Илимский Иркутской области
Немного теории
ЛЭПБУК – сравнительно новое средство обучения детей из Америки. В США лепбуки с успехом применяют в домашнем обучении школьников.
Lapbook – в дословном переводе с английского «наколенная книга» (lap – колени, book – книга)
Таким образом, сразу же акцентируется внимание на размер лепбука – небольшой (как правило формата А4), чтобы ребёнок мог спокойно расположить его на своих коленях и на то, что лепбук – творение чаще всего индивидуальное
Лепбук или тематическая интерактивная папка – это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Зачем нужен лэпбук?
- Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал).
- Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
- Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
- Создание лепбука – один из видов совместной деятельности взрослого и ребёнка (детей).
- Лепбук – способ разработки детского проекта (интегратор продуктов совместной деятельности).
- Лепбук – продукт детской деятельности по итогам тематического блока.
- Лепбук – содержательный элемент развивающей предметно-пространственной среды группы.
- И, наконец, это просто интересно!
Лепбук «Транспорт» я создавала вместе с детьми старшей группы «Непоседы» (5-6 лет). Дети вместе со мной составляли конструктор лепбука (план), участвовали в отборе информации и, конечно же, резали, клеили, раскрашивали. Может быть, наш лепбук получился не очень красивым и аккуратным, но он сделан своими руками и это придаёт ему особую образовательную ценность.
Лепбук пользуется большим спросом среди детей (это видно по его немного потрёпанному внешнему виду), но я рассматриваю этот факт как, безусловно, положительный.
Содержание лепбука или как мы с ним играем
- «Геометрический конструктор» Дети выкалывают из геометрических фигур (кругов, треугольников, прямоугольников и квадратов) различные транспортные средства. Это можно делать как по представлению, так и с опорой на картинку или схему. Игра способствует развитию пространственного воображения и мышления.
- «Книжка-малышка с загадками» В книжке собраны загадки по теме (15). Дети очень любят отгадывать загадки, мы с детьми постоянно придумываем новые способы, например, отгадываем по командам, по первой строчке, вместо ответа быстро находим нужную картинку и молча поднимаем её вверх (загадки-молчанки), учим загадки наизусть и загадываем друг другу.
- «Части и целое» Эту часть лепбука любят мальчики, ведь с помощью подвижных картинок можно изучить строение легкового автомобиля, корабля и самолёта.
- «Раньше и теперь» или временная лента. Внутри миниатюрных книжечек мы поместили изображения современного транспорта (корабля, самолёта, поезда и легкового автомобиля), а сверху в виде обложки фотографии старинного парохода, дирижабля, первых поездов и машин. Дети очень любят находить сходства и различия между картинками, додумывая назначение непонятных им деталей.
- «Марки машин» Мы подобрали наиболее известные во всём мире автомобильные эмблемы (Alfa Romeo, Mazda, Opel, Audi, Renault и т.д.) и распечатали их в двух экземплярах для игры «Найди пару». Также мы используем эти картинки для игры мемори.
- Интерактивный конверт «Виды транспорта» даёт начальные представления о наземном, воздушном, водном и подземном транспорте.
Есть и водный, и воздушный.
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей!
7. Кармашки «Специальный транспорт», «Общественный транспорт», «Личный транспорт» В кармашках находятся цветные иллюстрации различных видов транспорта. Мы их используем для классификации, с целью развития речи («Назови», «Опиши», «Вспомни загадку», «Придумай историю» и т.д.).
Это далеко не полный перечень того, как можно использовать лепбук (например, мы устраиваем презентации для малышей) или придумываем новые игры.
Для изготовления лепбука использовались свободные ресурсы сети Интернет.
Классификация транспортных средств
В основу разделения положены различные принципы. Это может быть способ передвижения либо предназначение. В зависимости от того, каким способом осуществляется перемещение, автотранспорт разделяется следующим образом:
- Наземный вид, при котором транспортное средство перемещается только по земле либо рельсам. Примером может служить локомотив или целый пассажирский (грузовой состав), автобус.
- Водный транспорт В этом случае перемещение осуществляется по воде.
- Авиационный вид транспорта. Представители этой категории свое перемещение осуществляют по воздуху.
По предназначению транспорт разделяется следующим образом:
- Пассажирский вид. Как следует из названия, он предназначается для перевозки пассажиров.
- Гужевой вид. Его основным предназначением является перевозка грузов. В качестве примера можно привести баржу либо обычную повозку.
- Специальный транспорт. Он предназначается для выполнения каких-либо конкретных задач. Ярким примером такого вида является пожарная машина.
- Сельскохозяйственный вид автотранспорта. Это различные трактора, комбайны, предназначенные для обработки земли в сельскохозяйственных целях.
Выбор темы для лэпбука
Тема для интерактивной книги может быть любой. Лучше всего получаются лэпбуки узкого направления, а не на общие темы. Например, детям можно предложить сделать общий лэпбук на тему «Насекомые». В итоге он получится сугубо обзорным – вряд ли эту тему можно раскрыть в карточках лэпбука в полной мере: у ребят получится книга с общеизвестными фактами. Поэтому общие темы лучше выбирать для младших школьников. Для детей старшего школьного возраста стоит выбрать тему Более конкретную. Например, учащиеся могут систематизировать информацию и выбрать ключевые теоретические сведения о каком-то насекомом.
Самый длинный*: Транссибирская магистраль, Россия
- Где: Москва — Владивосток
- Время :6 дней и 2 часа
- Цена: От 7500 руб.
Увидеть практически всю страну из окна вагона можно за шесть с небольшим дней: столько идет из Москвы во Владивосток «Россия» — самый быстрый поезд на этом маршруте. Состав пересекает Уральский хребет, бежит по берегу Байкала, спускается в тоннель под Амуром и останавливается не только в крупных городах, но и на единственном в мире вокзале, целиком построенном из байкальского нешлифованного мрамора, — станции Слюдянка.
Цифры: 9288 км, 87 городов, 16 крупных рек (включая Волгу, Каму, Енисей и Амур).
*Долгое время Транссиб был самой длинной в мире железной дорогой, но в 2014-м уступил лидерство новому маршруту, связавшему столицу Испании Мадрид с китайским городом Иу. Магистраль длиной 13 000 км построили в рамках проекта «Новый шелковый путь». Пока здесь курсируют только грузовые составы, но вскоре к товарному поезду планируют добавить пассажирский вагон.
Беговелы (бегунки, велобалансиры)
Если ваш ребенок слишком мал, чтобы рулить и крутить педали одновременно, но в магазине настойчиво требует «лисипед», то беговел – оптимальное решение. Это те же велосипеды, с рулем и на колесах (двух, трех или четырех), но без педалей. Ребенок катится на беговеле, отталкиваясь ногами от земли. Освоить беговел легко может ребенок 2 лет и ростом от 90 см.
Основное достоинство беговела (наряду со всеми достоинствами обычного велосипеда) – его соответствие возрасту ребенка. На нем ваше чадо не разовьет сумасшедшую скорость и интуитивно затормозит перед препятствиями, воспользовавшись тем средством, которое ему доступно и понятно, — собственными ногами. Впрочем, многие модели снабжены ручным тормозом. Среди недостатков – приличная цена (от 4000 рублей) и очень быстрое «устаревание». Ребенок покатается на этой модели не больше одного сезона (а то и меньше), а затем захочется пересесть на «классику». Некоторые производители, стремясь продлить срок службы беговела, предлагают лыжи для него (от 2200 рублей) – так что этот транспорт можно смело назвать круглогодичным.
Лэпбук. Интерактивная папка — Лэпбук «Зимующие птици»
Публикация «Лэпбук «Зимующие. »
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Презентация «Лэпбук «Комнатные растения» Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга. По сути лэпбук представляет собой тематическую папку или книжку-раскладушку. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и.
Лэпбук «Алтайский край. Природа»
Лэпбук «Карусель профессий»
Лэпбук. Интерактивная папка — Лэпбук «Семейные ценности»
Статья «Лэпбук «Семейные. »
Лэпбук «Нетрадиционные техники рисования»
Лэпбук «Проектная технология как инструмент развития познавательной активности дошкольника» В настоящее время в ДОУ активно внедряются инновационные технологии. Одной из таких технологий является технология проектной деятельности. Она помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту.
Презентация «Лэпбук для детей «Джанни Родари — поэт и сказочник» Виктория Острожнова Лэпбук «Джанни Родари» Легендарный создатель сказки о Чиполлино, писатель Джанни Родари, прожил трудную, но удивительно яркую и счастливую жизнь, потому что посвятил ее любимому делу: творчеству на радость самым благодарным и искренним читателям – детям. Его.
Дидактическая игра «Транспорт»
Разработано несколько дидактических игр на тему «Транспорт». Знания, получаемые в ходе занятий, имеют практическую направленность, пригождаются детям в жизни. Дети учатся логически мыслить, классифицировать и сравнивать объекты, анализировать.
Цель дидактической игры «Транспорт» – расширение представлений о видах и назначении транспортных средств.
Задачи:
- развитие умения классифицировать транспорт;
- знакомство с профессиями, связанными с управлением машинами;
- формирования интереса к различной транспортной технике и соответствующим профессиям;
- воспитание уважения к труду водителей;
- закрепление правил поведения пешеходов и взаимоуважения участников дорожного движения;
- развитие внимания, речевых навыков, памяти, способности логически мыслить;
- развитие зрительного восприятия.
Первый вариант игры – «Виды транспорта»
Играют дошкольники младшей группы (3-летнего возраста).
Для дидактической игры «Виды транспорта» необходимо подготовить иллюстрации альбомного формата с пустыми ячейками, изображающие виды транспортных средств: наземные, водные, воздушные. Также вырезать картинки формата ячеек, изображающие разные средства передвижения.
Задача участников – правильно распределить картинки по ячейкам.
Второй вариант – «Угадай транспорт»
Для игры необходимо распечатать иллюстрации, изображающие силуэты разных транспортных средств. Задача игроков – узнать по силуэту, какая машина изображена. Задание сложнее чем предыдущее, подходит для детей средней группы (4-5 лет).
Педагог раскладывает картинки лицевой стороной вниз. Дети выбирают лист, переворачивают его, говорят, что видят.
Можно сделать соревнование для 2-3 участников: воспитатель называет машину, дети находят соответствующий силуэт. Победитель – первый, кто укажет на правильную картинку.
Третий вариант – «Профессия водителя»
Игра знакомит детсадовцев старшей группы с профессиями, связанными с вождением. Для занятия нужно подготовить изображения людей определенных профессий и отдельно соответствующей транспортной техники. Например, медик – скорая помощь, летчик – самолет, шофер – грузовик и так далее.
Педагог называет профессию, дети находят изображение этого человека, подбирают к нему правильное средство передвижения.
Четвертый вариант – «Четвертый лишний»
Игра для подготовительной группы развивает умение классифицировать объекты по ключевым признакам, закрепляет употребление обобщений. Для занятия необходимо подготовить карточки, изображающие разные виды транспорта.
Воспитатель распределяет карточки по четыре штуки так, чтобы одна из машин отличалась по назначению или другой категории от трех остальных. Задача игроков – рассмотреть картинки, сказать, какая из четырех лишняя.
Примеры распределения карточек:
- корабль, лайнер, , лодка;
- грузовик, , такси, трамвай;
- , вертолет, дельтаплан, воздушный шар;
- пожарный автомобиль, машина полиции, машина скорой помощи, ;
- трамвай, , автобус, такси.
Дети поочередно называют неправильный транспорт. Если участник ошибся, не знает ответ, то право выбора переходит другому игроку. Побеждает тот, кто дал наибольшее количество правильных ответов.
Как изучать с детьми профессии по карточкам
Для начала выберите самые простые и наиболее распространенные профессии, которые малыш может увидеть в повседневной жизни: водитель, продавец, дворник, врач и так далее. Покажите малышу несколько таких карточек, назовите их и расскажите где он их встречал, чем занимаются представители этой профессии. Так малыш быстро поймет о чем идет речь.
Затем постепенно можно добавлять к изучению новые карточки, рассказывайте для чего нужны профессии, какую пользу они приносят людям. Обязательно не забывайте во время прогулок или посещения общественных мест показывать ребенку людей соответствующих профессии и наблюдать за их действиями.
Занятия с помощью развивающих карточек способствуют развитию словарного запаса, кругозора, наблюдательности и памяти ребенка.
Удачи Вашим деткам в познании окружающего мира!
Изучать профессии можно с помощью развивающих мультфильмов Детский уголок
Картинки детские профессии
Картинки детские профессии
Профессии в картинках для детей скачать
Профессии в картинках для детей скачать
Профессии в картинках для детей скачать
Профессии в картинках для детей скачать
Профессии в картинках для детей скачать
Профессии в картинках для детей скачать
Профессии в картинках для детей скачать
Изучать профессии можно с помощью развивающих мультфильмов Детский уголок
Что такое лэпбук по ПДД для дошкольников
Понятие лэпбук собрано из двух английских слов: lap (колени) + book (книга). Такая интерактивная развивающая книга нужна для сбора и организации информации по какой-либо теме. Каждый lapbook индивидуален. Его структура может быть произвольной, в зависимости от пожеланий ребенка, уровня его знаний по теме.
Основные преимущества такой книжки для ребенка:
- Привлекательный внешний вид, который вызывает интерес и является стимулом к изучению содержания.
- Большой объем информации, представленной в сжатой форме, легкой для освоения и запоминания.
Папка-машинка, созданная воспитанниками ДОУ
Лэпбук по ПДД для детского сада призван ознакомить воспитанников разных возрастных групп с правилами дорожного движения, знаками и обозначениями на дороге, проиллюстрировать примеры опасного и безопасного поведения вблизи проезжей части, помочь ребенку усвоить эти правила и не растеряться на месте. В детсаду лэпбук может быть изготовлен в виде общего стенда или папки для каждого ребенка.
Информационное наполнение лэпбука по сказкам
Вообще, лэпбук на сказочную тему можно сделать различных видов:
- Лэпбук по конкретной сказке («Колобок», «Теремок»). В основном, это варианты для малышей.
- Пособие по нескольким сказкам («Русские народные сказки», «Сказки А. С. Пушкина», «Сказки К. И. Чуковского»). При этом каждой сказке посвящается отдельная страница рукотворной книги.
- Лэпбук по нескольким сказкам, но в материале сюжеты и герои сказок смешиваются.
Лэпбук может быть посвящён как одной сказке, так и нескольким
В целом же, в материал лэпбука можно включать следующие блоки:
Изображение сказочных персонажей (по одной сказке или сразу нескольким).
Картинки для составления пересказа, мнемотаблицы (начиная со средней группы).
- Предметы из сказок, атрибуты сказочных персонажей (начиная со средней группы).
Картинки для раскрашивания.
- Дидактические игры: «Чей хвост» (например, по сказке «Колобок»), «Узнай героя по его тени», «Найди заплатку к сказке», пазлы, игры-«ходилки». и пр. В каждой возрастной группе предлагаются свои варианты.
- Загадки о сказочных персонажах (подборка ниже).
- Пословицы о сказках (подборка ниже).
- Различные виды театра (в младшем возрасте представления ребятам будет разыгрывать воспитатель, дети постарше могут делать это сами):
театр на палочках;
театр на фланелеграфе;
настольный театр.
Отдельно в рамках статьи стоит рассмотреть материалы (варианты заданий) по сказкам А. С. Пушкина. Конечно же, такой лэпбук предназначен для старших дошкольников:
«Узнай сказку по иллюстрации» (картинки).
«Назови героев стихотворения про лукоморье» (картинки).
Игра «Предметы из сказок». Это бумажный сундучок, наполненный атрибутами сказочных героев.
Загадки по сказкам.
Кроссворд. Например, задания к кроссворду — это пропущенные слова в четверостишиях.
Раскрашивание сюжетных картинок.
Викторина по сказкам Пушкина.
Объяснение старинных слов из сказок (архаизмов).
Богатый материал для лэпбука представляют и стихотворные сказки К. И. Чуковского (также вариант для старшей и подготовительной группы). Наполнение пособия может быть следующим:
- Карточки «Отгадай произведение по отрывку» (текст)
- «Узнай сказку по иллюстрации» (карточки).
- Мини-картинки. Опираясь на них, дети пересказывают сказки.
- Раскраски по теме.
- Пазлы «Животные жарких стран» (по сказке «Доктор Айболит»).
- Домино «Мойдодыр» (предметы личной гигиены).
- Литературная викторина по сказкам Чуковского.
- Ребусы.
По сказкам Чуковского можно придумать массу увлекательных заданий и наполнить ими лэпбук
Примеры загадок на сказочную тему
- Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом… Кем же были эти Маленькие дети?
- Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне.
- Как у Бабы у Яги Нет совсем одной ноги, Зато есть замечательный Аппарат летательный.
- Что за сказка: кошка, внучка, Мышь, ещё собака Жучка Деду с бабой помогали, Корнеплоды собирали?
- Из муки он был печен, На сметане был мешен. На окошке он студился, По дорожке он катился. Был он весел, был он смел И в пути он песню пел. Съесть его хотел зайчишка, Серый волк и бурый мишка. А когда малыш в лесу Встретил рыжую лису, От неё уйти не смог.
- Возле леса, на опушке, Трое их живёт в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки?
- Стрела молодца угодила в болото, Ну где же невеста? Жениться охота! А вот и невеста, глаза на макушке. Невесту зовут … (лягушка)
- Отвечайте на вопрос: Кто в корзине Машу нёс, Кто садился на пенёк И хотел съесть пирожок? Сказочку ты знаешь ведь? Кто же это был? … (медведь)
- Дед и баба вместе жили, Дочку из снежка слепили, Но костра горячий жар Превратил девчурку в пар. Дед и бабушка в печали. Как же их дочурку звали?
Подборка пословиц и поговорок про сказки
- Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
- Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.
- Не красны сказки письмом, а красны смыслом.
- Красна сказка складом, а песня — ладом.
- Не дочитав сказки, не кидай указки!
- Мал бывал — сказки слушал, вырос велик — сам стал сказывать, да не слушают.
- Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка людям указка.
- Ни в сказке сказать, ни пером описать.
- Не складна сказка письмом, складна вымыслом.
- Сказка — складка, а песня — быль.
Примеры наполнения
При раскрытии стандартной папки из картона у вас получается два или три листа А4 для заполнения. Какой же обучающий материал на них разместить? Лэпбук позволяет собрать в одно пособие самые разнообразные варианты развивающих занятий для дошкольников. Для вдохновения можете посмотреть настольные игры и рабочие тетради, которые уже есть у вашего ребенка. В зависимости от его возраста это могут быть такие задания, как «собери пару из двух карточек», ребусы, элементы для раскрашивания, счетный материал, «найди отличия». Не забывайте и о логических задачах и загадках – предложите ребенку короткие истории или стишки, после прослушивания которых нужно будет дать правильный ответ. Лэпбук для дошкольников – это и красочный конспект. Систематизируйте основную информацию по выбранной теме, используя схемы и картинки, списки и таблички.
Составление плана для будущего лэпбука
После того как дети выбрали тему, им нужно составить план работы. Ведь лэпбук — это не просто книга с яркими картинками. Это структурированное, логически продуманное учебное пособие. Предложите детям подумать и записать ответы на следующие вопросы:
Что должно включать в себя лэпбук, чтобы полностью раскрыть тему?
Как можно подать выбранную для лэпбука информацию в интересной форме?
Какими должны быть емкости для карточек с информацией? В виде конвертов, бумажных карманов, дверок или, может, в виде объемных фигур в технике оригами?
Как можно украсить лэпбук, чтобы дизайн дополнял его текстовую составляющую?
Какой будет обложка лэпбука?
Так дети лучше будут понимать, как будет выглядеть конечный продукт.