Как выбрать книги для книжного уголка
Есть несколько простых правил выбора книг для книжного уголка. Вот они:
- Книги должны быть разными: среди них могут быть книги разных жанров; книги, поднимающие разные темы. Среди книг должна быть как детская классика, так и самые современные издания; книги как отечественных, так и зарубежных авторов. Предоставьте ребенку хороший выбор, ведь именно чувство свободы выбора рождает интерес.
- Не доверяйте возрастным маркировкам на обложках книг: они сообщают нам не возраст потенциального читателя, а показывают, с какого возраста, в соответствии с законом, ребенку можно заглядывать в эту книгу. На книге может стоять маркер 6+, но читать ее ребенок станет лишь после 9. Чтобы получить более полное представление о книге, читайте отзывы читателей и, самое главное…
- …читайте эти книги сами! Так вы всегда будете знать, как интересно рассказать детям о книгах, о чем их спросить.
Подбирая книги для книжного уголка, старайтесь избегать собственных оценочных суждений. Если книга не нравится вам, но вызывает интерес у детей, это повод оставить книгу в книжном уголке и организовать интересное обсуждение.
Вот некоторые книги, которые украсят книжные уголки в разных возрастных группах.
Для младшей группы детского сада:
- Эрик Карл «Очень голодная гусеница».
- Кадзуо Ивамура «14 лесных мышей».
- Жюли Бруан «Удивительная семья Запато».
- Марианна Дюбюк «Лев и птичка».
Для средней группы детского сада:
- Морис Сендак «Там, где живут чудовища».
- Марк Янссен «Ничего такого».
- Свен Нурдквист «Петсон и Финдус» (серия книг).
- Татьяна Ухова «Кузнечик».
Для старшей группы детского сада:
- Марина Бородицкая «Бумажный зонтик».
- Луиш Кармелу Коррейа «Мурочка».
- Тоон Телеген «Не каждый умеет падать».
- Марина Аромштам «Настоящий кораблик».
Для подготовительной группы детского сада:
- Тимо Парвела «Элла в первом классе».
- Ирина Зартайская «Океаны между нами».
- Евгений Клюев «Сказки на всякий случай».
- Зденек Слабый «Три банана, или Петр на Сказочной планете».
Требования к оформлению уголка по ФГОС
Для уголков предъявляются требования в соответствии с их тематикой, однако выделяются общие положения для всех центров детской активности в детском саду:
- удовлетворение интересов детей;
- наполнение материальной базы с учётом возрастных особенностей воспитанников;
- эстетичность, привлекательность и уютность — для создания хорошего настроения;
- удобство и доступность материалов уголка каждому ребёнку;
- оптимальное расположение в помещении группы (относительно источника света, остальных тематических уголков);
- учёт регионального компонента при оформлении уголка (для знакомства и изучения национального быта, искусства, промыслов и ремёсел, языка, литературы).
Уголки должны быть привлекательны и доступны детям и иметь оптимальное расположение относительно друг друга и источника света
Паспорт уголка в детском саду
Для каждого уголка заполняется паспорт группы, он хранится в защитном кармане непосредственно в центре активности или в папке документов у воспитателя.
В паспорте описываются приводятся данные и следующие характеристики уголка:
- название уголка;
- номер группы, возраст детей;
- цели и задачи работы уголка;
- предметы мебели, их количество;
- материалы и инструменты, их количество;
- наглядные материалы (настенные плакаты, карты, схемы);
- картотека игр, упражнений, экспериментов (возможных в условиях уголка).
В паспорте уголка содержатся сведения о материальном оснащении и примеры занятий
Оформление уголка своими руками
Уголок детской активности должен быть уютным, находиться в нём приятно воспитанникам. Вызывает положительные эмоции красочное оформление, использование знакомых детям сюжетов и персонажей, дополнение стеллажей наклейками и рисунками.
Элементы самостоятельного оформления педагогом детских уголков с привлечением (по желанию) родителей и самих воспитанников:
- рисование тематических стенгазет и плакатов;
- создание простых украшений: фигурки-оригами, кусудамы, бумажные цветы, снежинки, бабочки и фонарики;
- создание уголка в стилистике литературного произведения или мультфильма;
- оформление природными материалами: букеты из сухоцветов, корзинки и коробки из веточек, фигурки из желудей;
- выполнение макетов: «Наша улица», «Железная дорога», «Вулкан», «Солнечная система», «Строение острова», «Джунгли», «Рождество» и др.;
- подготовка мини-выстовок из работ воспитанников;
- изготовление кукол для пальчикового и теневого театра, масок;
- рисование декораций для игровой и театрализованных видов деятельности;
- разработка заданий для дидактических игр: вырезание карточек и фишек, разлиновка бланков и т. п.
Вариант оформления уголков при помощи созданных своими руками изображения знакомых детям персонажей — сказочных гномов
Анализ книжного уголка в детском саду
При анализе обращают внимание на базовые моменты в его устройстве. Существующий шаблон предписывает следующие условия
Нормативы фгос требуют, чтобы любой воспитанник, даже самый маленький в группе, мог достать до заинтересовавшей его книги. Уголок должен быть эстетичным и опрятным по внешнему виду. Он должен находиться там, где нет игровой зоны. Книги должны соответствовать возрасту воспитанников. Они должны быть рассортированы по жанрам, по содержанию.
Уголок должен иметь какие-то украшения. Например, бумажные вывески, плакаты, надписи на стенах. Иметь какие-то яркие атрибуты. Дети должны регулярно посещать книжный уголок, заниматься здесь определённое время с воспитательницей, но не только чтением, а проведением здесь маленьких праздничных мероприятий, театральных детских представлений.
Книжный уголок с театральными элементами
Книжный уголок – важная часть в детском саду. Если он правильно оформлен, если воспитательница ведёт в своей группе нужную работу с детьми с любовью и прилежанием, то и воспитанники будут расти любознательными и умными. Только для этого нужно приложить старания и умения, соблюдая все правила, предписанные для дошкольных учреждений.
Оформление уголка в ДОУ
Исследовательская деятельность наряду с игровой является ведущей для детей дошкольного возраста. Зачастую исследование и игра оказываются единым процессом в исполнении маленького ребёнка. С годами эксперименты становятся сложнее. Очевидно, что экспериментирование должно присутствовать в программе дошкольного образования.
Цели создания, роль в процессе обучения
В соответствии с федеральными государственными стандартами (ФГОС) ориентироваться в ходе экспериментальной работы надо на развитие инициативных качеств и стимулирование самостоятельности в действиях и решениях детей. Создать условия, которые благоприятствуют занятиям практической деятельностью, а также приобщить детей к осуществлению поиска информации на самостоятельной основе — именно это является конечной целью проведения экспериментаторских занятий.
Уголок опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе нужно оформлять гармонично и назвать соответственно
В их ходе у дошкольников должны сформироваться те знания, умения и навыки, которые они будут использовать в дальнейшем, когда им придется решать стоящие перед ними проблемы.
К сведению. Принципиально важным фактором обустройства экспериментального уголка в детском саду является правильный подбор к материальной базы (ее нужно подобрать так, чтобы она максимально учитывала специфику возраста дошколят, была экологической, частично сделанной своими руками).
Круг задач
Задачи данного кружка зависят от возраста тех детей, с которыми проводится занятие.
Основными задачами по работе с детьми в младшем возрасте от полутора до трех лет являются:
- сформировать у малышей базовые знания о мире, который их окружает;
- приобщить к предметным видам деятельности;
- сформировать навыки мелкой моторики и координации;
- развить способности к исследованию посредством органов чувств;
- научить сосредотачиваться на конкретном объекте.
Когда дети достигают возраста 3-4 лет, круг задач меняется:
углубить имеющиеся знания о том, что их окружает;
усовершенствовать навыки, связанные с предметной деятельностью;
научить пользоваться подручными инструментами в ходе исследования;
развить внимание и память;
улучшить вокабуляр.
Для детей средней группы (возраста четырех-пяти лет) в ходе занятий по экспериментированию ставятся следующие задачи:
сформировать свою систему первоначальных академических знаний;
научиться планировать предстоящее исследование;
повысить способность концентрировать внимание на конкретном предмете;
улучшить способность к запоминанию;
совершенствовать способности сравнивать, обобщать, подводить итоги;
овладеть навыком установки причинно-следственных связей.
Перед ребятами, обучающимися в старшей группе (возраст пять-шесть лет) стоят следующие задачи:
- углубить знания о том, что их окружает, различных взаимосвязях, присутствующих в мире;
- научиться планировать ход эксперимента без посторонней помощи;
- научиться формулировать цели, гипотезы, выбирать способы их проверки, оценивать полученные результаты;
- научиться задействовать приборы в ходе опытов;
- овладеть навыком деятельности в коллективе.
Все надписи должны быть хорошо читаемы
Наиболее сложные задачи ставятся перед детьми подготовительной группы (возраст шесть-семь лет):
- расширить знания о том, что окружает, в том числе об отдаленных явлениях;
- овладеть навыками прогнозировать результат того или иного опыта;
- развить способность к логическому и аналитическому видам мышления;
- ввести научные термины в детский вокабуляр;
- усовершенствовать навыки проведения исследований.
К сведению. Одновременно с этим экспериментальные кружки обладают определенным спектром задач вне зависимости от возраста детей:
- мотивировать детей на проведение различных экспериментальных задач;
- создать позитивную атмосферу в группе детей;
- воспитать способность к усидчивости, аккуратности и внимательности;
- развить навык слушать и выполнять поставленные задания;
- сформировать способность к взаимопомощи.
Требования к оформлению уголка книги
- расположение его по возможности вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребенка от сосредоточенного общения с книгой;
- обеспечение правильного освещения: естественное (вблизи окна) и искусственное для вечернего времени;
- целесообразность и удобство, располагающие ребенка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой;
- эстетичность и функциональность предназначения;
- учет возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.
Важно, чтобы каждый ребенок мог иметь возможность выбора книг по интересу, а просмотр книги побуждал его к общению со сверстниками, взрослыми
Требования к содержанию уголка
Дизайн экспериментального уголка в садике оформляется согласно ФГОС.
Стандарты
Согласно ФГОС уголок экспериментирования должен обладать следующими характеристиками:
- надлежащее расположение (освещенность, наличие свободного пространства);
- доступность (ребятам дается возможность взять необходимые для эксперимента материалы);
- безопасность (необходимо проговорить технику безопасности, должна быть соответствующая визуальная информация, уголок необходимо безопасно оформить).
Паспорт уголка экспериментирования
Воспитатель ответственен за подготовку паспорта экспериментального уголка. В нем должны содержаться параметры оснащенности, расположения, наполнения, украшения, учитываться факторы развития исследовательского поведения ребенка, опыты должны быть подробно расписаны. Также паспорт должен содержать цели и задачи кружка, формы его проведения, а также те упражнения и эксперименты, которые в нем проводятся.
К сведению. В паспорте указываются на обязательной основе следующие данные: название, номер группы и возраст детей в ней, цели и задачи, меблированная оснащенность, материальная база, дидактические материалы, база данных опытов.
Название
Выбранное название обязательно должно быть близко и понятно детям. Оно должно быть связано с положительными эмоциями. Для малышей рекомендуется выбирать названия, связанные с их любимыми героями, для детей постарше — с научной тематикой.
К сведению. Лучше всего предоставить детям возможность выбрать название для экспериментального уголка самостоятельно. Классическими названиями служат следующие: «Хочу все знать!», «Знайка», «Познавайка» и другие.
Уголок развивает детей
Средства оформления
Наглядные материалы обязательно должны присутствовать в оформлении экспериментального уголка. Это могут быть плакаты, приборы, информационные стенды, презентации, книги и любые другие информативные материалы.
Ремонт книги
. |
.
Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы
Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Трудовое воспитание >> «Воспитание дошкольника в труде». Под ред. В. Г. Нечаевой Изд-во «Просвещение», М., 1974 г. OCR Detskiysad.Ru Приведено с некоторыми сокращениями Материал для работы: книги (по числу детей), требующие одинакового ремонта (укрепление потрепанного корешка, углов обложки); полоски разноцветной бумаги шириной 4—5 см (длина произвольная, но не короче книги); квадраты разноцветной бумаги. Воспитатель, обращаясь к детям, сообщает о том, что они будут учиться ремонтировать книги: «Вы уже умеете укреплять корешок, когда он немного потерт. Вспомните, как это надо делать. Полоску бумаги надо подобрать по цвету обложки. Приложить ее к корешку и отрезать лишний конец. Затем эту полоску надо сложить по длине пополам, намазать одну сторону клеем и положить на нее книгу, после этого намазать клеем вторую половину полоски и завернуть ее на верх обложки. (Если дети сразу будут намазывать клеем всю полоску, то она подсохнет раньше, чем они смогут завернуть ее на верх обложки, и полоска плохо приклеится.) А теперь посмотрите на эту книгу. Корешок у нее потерт сильнее. Если мы приклеим только одну полоску бумаги на корешок, то обложка все равно оторвется от книги. Чтобы прочнее было, мы с вами приклеим полоску бумаги еще с внутренней стороны обложки. (Показывает.) Какую взять для этого полосочку бумаги, цветную или белую? (Уточняет, что надо брать белую, потому что листы книги белые.) Приклеивать полоску будем так: сложим ее по длине пополам, развернем, намажем обе стороны сразу (клеем смазывается наружная сторона полоски), положим полоску так, чтобы сгиб вошел между страницами (этот прием показать детям надо обязательно медленно, так как все указания словесные требуют большого внимания к каждому слову и могут быть не осознаны детьми сразу. В случае необходимости можно повторить и показ, и объяснение), и плотнее прижмем. Так же приклеим и вторую полоску на нижнюю обложку. После разъяснения надо спросить 1—2 детей о последовательности работы, останавливаясь на самом сложном: «Какую сторону полоски надо намазать клеем? Покажи. Как вложить полоску между страницами? Покажи». Не следует добиваться от детей полного словесного объяснения приемов работы, можно ограничиться тем, чтобы дети показывали, как надо делать, и сопровождали свой показ отдельными фразами. Например: «Я вот так согну полоску, а потом разверну и буду намазывать клеем вот эту сторону» и т. д
Когда обложка будет отремонтирована, необходимо обратить внимание детей на загнутые ее углы и разъяснить им, что загнутые углы обложки надо тоже укрепить. «Посмотрите, как это делается
Возьму квадрат такого же цвета, как и обложка, сложу с угла на угол (по диагонали) и разрежу. У меня получилось два треугольника. Их я наклею на уголки обложки. Сделайте и вы так же». продолжение книги …
Средства оформления группы
Чтобы каждая зона в детском саду выглядела эффектно и привлекательно, важно использовать подходящие средства оформления. Чем больше информация будет заметна — тем лучше
Поэтому хорошо использовать яркие цвета, композиции, бросающиеся в глаза. Например, заголовок объявления или название стенда следует писать большими буквами. Можно сочетать различные цвета, текст сопровождать рисунками. Дети любят разглядывать картинки на стенах, изучать детали.
Стенд своими руками
Самостоятельное изготовление стенда не требует больших финансовых затрат. Лучшими материалами будут фанера, картон и другие прочные материалы, которые обклеиваются бумагой.
Оформление стенда начинается с выбора подходящего фона. Его цвет должен гармонично сочетаться с помещением детского сада и с будущей размещаемой информацией. Из цветного картона вырезаются буквы для названия и подзаголовков. Также пригодятся краски, фломастеры, рисунки и фотографии (всё то, что полезно для красочного оформления). Декорировать стенд можно любыми деталями: пуговицами, листьями, кусочками ткани, блёстками и т. д.
Видео: стенды для детского сада
Watch this video on YouTube
Рамки для расписания занятий
Сейчас в практику большинства педагогов вошло использование шаблонов, позволяющих оформить печатный материал быстро, качественно и стильно. Конечно, есть вариант сделать подобные рамки самостоятельно. В настоящее время можно найти множество шаблонов, отличающихся по размеру, тематике, изображённым героям, временам года.
Мебель для оборудования уголка изодеятельности в ДОУ
Важное значение для оборудования уголка ИЗО в группе имеет подходящая мебель. Идеальный вариант — небольшой стеллаж с тумбочкой внизу
В тумбочку лучше положить бумагу, кисти, клей и прочий материал, а альбомы, репродукции, декоративные игрушки и посуда размещаются на открытых полочках.
На открытые полки лучше положить декоративные вещи, а материал для творчества поместить в тумбочку
Стеллаж можно выбрать или сделать на заказ оригинальной формы, например, в виде сказочного домика, что, конечно же, будет дополнительно привлекать детское внимание
Стеллаж похож на сказочный теремок
Как вариант можно использовать для зоны творчества комод с выдвижными ящиками и полкой вверху.
Альтернативой стеллажу может стать комод
В зоне ИЗО хорошо поставить специальный столик для творческой деятельности дошкольников. Иногда он совмещается со стеллажом.
Столик-стеллаж — удобный и компактный вариант для детского сада
Если группа небольшая, то необязательно выделять особый стол для рисования. Ребёнок просто берёт необходимые ему материалы и садится в любое удобное место. При недостатке места можно также использовать миниатюрные угловые стеллажи.
Если в группе не очень много места, то выручит миниатюрный угловой стеллаж
Также может выручить обыкновенная этажерка и навесные полки.
В младшем дошкольном возрасте, когда материала в уголке ИЗО ещё не очень много, можно использовать навесные полочки и небольшую этажерку
В уголке ИЗО также можно расположить мольберт (чтобы ребята почувствовали себя настоящими художниками).
Рисовать детям можно не только на столике, но и на специальном мольберте
Ещё одна важная составляющая (хотя и не обязательная) уголка ИЗО в группе — стенд для детских работ. Ребёнок может повесить туда свой рисунок, чтобы воспитатель и остальные ребята на него полюбовались. Изготовить такую вещь можно своими руками — из обычной москитной сетки для окон. На боковые стороны вставляются декоративные кнопки, на них натягиваются цветные шнурочки. Фиксируются рисунки на шнурочки маленькими зажимами.
Рисунки фиксируются к шнурочку маленькими зажимами
Что касается демонстрационных стендов для раздевалки, то педагог может приобрести их на заказ либо опять-таки сделать самостоятельно, например, из потолочных пластиковых плиток.
Проявив фантазию, любой воспитатель может легко изготовить стенд для детских работ
Создание и работа уголка речевого развития в детском саду: роль, значение, цели и задачи
Речь у ребёнка развивается постепенно. К 1,5 годам появляются первые простые предложения: «Дай пить», «Дай мне» и т. д. К трём годам словарный запас составляет примерно 1500 слов, ребёнок составляет сложные предложения, использует союзы, придумывает новые слова
Таким образом, уже в младших группах детского сада уделяется повышенное внимание речевым занятиям с детьми
Уделять внимание развитию речи необходимо с раннего возраста ребёнка
Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача в организации предметно-пространственной среды в группе. С целью развития и при необходимости корректировки речевых умений воспитанников всех возрастов оформляются несколько уголков — книжный, логопедический, театрализованный и речевой.
Речевое развитие воспитанников осуществляется на типовых занятиях
Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть. Цель создания уголка речевого развития — оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.
Материалы и оформление речевого уголка привлекательны для детей и вызывают интерес
Задачи речевого уголка напрямую зависят от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Таблица: задачи речевого уголка
Возраст детей | Задачи | |
1,5–3 года |
|
|
3–4 года |
| |
4–5 лет |
| |
5–6 лет |
| |
6–7 лет |
|
Цель речевых упражнений — развитие мимических и артикуляционных умений
Принцип организации уголка книги
Главный принцип, по которому организуется уголок книги – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Из этого принципа вытекает вывод, что нельзя определить точное время нахождения в уголке каждой отдельной книги.
Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи.
Такого рода книги могут и должны долго находиться в уголке, доставляя детям радость ежедневного общения.
К иным интерес утрачивается довольно быстро, и, наблюдая стойкое индифферентное отношение, воспитатель может убрать книгу с полочки, не дожидаясь намеченного срока. В среднем же срок пребывания книги в книжном уголке 2 – 2,5 недели.
Как организовать книжный уголок
1. Выберите подходящее место для книжного уголка
Даже не овладев техникой чтения, ребенок уже может выстраивать отношения с книгой как материальным объектом. Он может брать книгу в руки, перелистывать страницы, рассматривая картинки, изучать детали. Если этот процесс будет приносить ребенку радость, он будет вновь и вновь возвращаться к книгам. В свою очередь, удовольствие от процесса зависит не только от выбранной книги, но и от места, где происходит чтение. Даже самая интересная книга не понравится ребенку, если читать ее в темном и неуютном углу.
Для книжного уголка выберите тихую и хорошо освещенную зону, рядом с которой могут располагаться подушки и любые мягкие сидения. Можно разместить уголок между зоной релаксации и учебной зоной. Отметим, что зона чтения — это такое же пространство радости и общения, как и игровая зона. Рядом с книжным уголком можно расположить несколько больших мягких игрушек, с которыми и для которых дети могут читать вслух. Хорошо, если неподалеку от книжной зоны есть столик, за которым дети смогут рисовать иллюстрации и заниматься другим творчеством по мотивам прочитанного и подсмотренного в книжках.
2. Определитесь с системой книжного уголка
Помните, что книг в вашем книжном уголке должно быть немного, иначе дети не смогут ориентироваться в море изданий. Книг в книжном уголке детского сада может быть столько же, сколько и детей в группе
Постепенно книги в уголке можно заменять новыми, но важно помнить про образовательную программу, в соответствии с которой определяется список книг.
Следить за тем, какие книги пользуются в группе особой популярностью, поможет продуманная система организации уголка. Разделите книги на несколько групп в зависимости от их жанра или содержания. Каждую группу книг можно расставить в отдельной зоне уголка, ящичке или на полке
Важно, чтобы каждая группа книг находилась в зоне досягаемости детей, чтобы ребенок мог дотянуться до каждой книги без помощи взрослого.
Пример группирования книг по жанру:
- Книжки-картинки и виммельбухи.
- Познавательные книги и энциклопедии.
- Поэтические книги.
- Детская проза: рассказы, повести.
- Комиксы.
Пример группирования книг по содержанию:
- Книги про животных.
- Книги про космос и Вселенную.
- Фантастические книги, фэнтези, сказки.
- Книги про детей и узнаваемые жизненные ситуации.
Взрослый может вести дневник книжного уголка, записывая, книги какой группы пользуются наибольшей популярностью, чтобы лучше понимать интересы детей и, отталкиваясь от этого понимания, пополнять книжный уголок.