Дыхательная гимнастика для детей в старшей группе детского сада

Способы и приемы: как заниматься

Когда противопоказаний нет, а врач дошкольного образовательного учреждения полностью одобряет занятия с дыхательными упражнениями, нужно определиться с программой, по которой воспитанники будут заниматься.

Дыхание в форме игры

Если выбрать одну методику сложно, хочется всего и сразу, можно заниматься по универсальному комплексу, который состоит из лучших и увлекательных упражнений для дошкольников из разных программ.

Обратите внимание! Задача педагога — научить ребенка дышать так, как предусматривает определенная техника. Правильно заниматься в форме игры, чтобы детям было интересно дышать, иначе довольно быстро настигнет разочарование в зарядке и в ней не захочется участвовать

Картотека дыхательной гимнастики в старшей группе с целями по ФГОС

Сотрудниками государственных органов разработана картотека дыхательной гимнастики в старшей группе по ФГОС с целями. Благодаря ей можно самостоятельно начинать практиковать ДГ. Лучше первый раз потренироваться с воспитателем, посмотреть, как правильно. Можно обратиться к инструктору по дыхательной гимнастике. Если данная возможность отсутствует, переживать не стоит, так как все задания достаточно простые, им вполне можно обучиться своими силами.

Наклоны вперед

Базовый комплекс

База может выполняться в двух простых вариантах. Первый комплекс предусматривает следующие упражнения:

  1. Стойка прямо, ноги на ширине плеч.
  2. Руки располагаются на талии.
  3. Далее их нужно поднять вверх (на вдох).
  4. При наклоне вбок — выдох.
  5. Возврат в исходное положение (ИП).
  6. Не бросая рук — вдох.
  7. Наклон в противоположную сторону — выдох.
  8. Возврат в ИП.

Утренняя зарядка для малышей под музыку

Второй комплекс:

  1. Положение прямо.
  2. Обнять себя за плечевой пояс и немного склонить голову.
  3. Руки в стороны на максимум, стараясь развернуть лопатки как можно активнее поднять голову и глубоко вдохнуть.
  4. Снова вернуться в ИП, расслабив руки, и выдохнуть.

Обратите внимание! Эти несложные упражнения смогут выучить и дети, и взрослые. Главное — практиковаться ежедневно

Дополнительные упражнения

ДГ для ребят 5-6 лет может включать в себя дополнительные упражнения:

  • «Близко-далеко». Можно выполнять из сидячего или стоячего положения. Нужно попросить детей вдохнуть носом так, как будто они нюхают ароматный цветок. Выдыхать ребенок должен через рот, сложив губы трубочкой. При этом дети должны выдыхать наиболее интенсивно, как будто они отпихивают от себя какой-либо невесомый предмет.
  • «Хомячок-охотник». Это задание обожают дошкольники всех возрастов. В ходе его выполнения нужно надуть щеки как можно сильнее. Потом выпустить воздух резко, хлопнув по щекам ладонями. За новой порцией «запасов» хомяк отправляется после предварительного обнюхивания — малыш делает носом ряд мелких и частых заборов воздуха.
  • «Дракон Тотоша». Это задание нужно делать с ребятами, которые хорошо представляют себе, как выглядит дракон. Предварительно стоит рассказать, что дракоша болен и теперь может выдыхать огонь только через одну ноздрю. Смысл упражнения — по очереди делать выдохи через одну ноздрю, вторую закрыв пальцем.

Обратите внимание! Данные упражнения несложные, но очень полезные для оздоровления и общего укрепления иммунитета

Виды дыхательной гимнастики для дошкольников старшей группы

Дыхательная гимнастика для детей 5-6 лет выполняется под руководством обученного педагога-воспитателя. По своему предназначению занятия на органы дыхания условно делят на:

  • общеукрепляющие с целью профилактики;
  • лечебные;
  • логопедические;
  • развивающие.

По технике исполнения все задания могут подразделяться на динамичные и статичные. Первые осуществляются строго в движении, объединяются с гимнастическими упражнениями. Вторые выполняют в спокойном состоянии, дыхательные упражнения в этот момент являются единственной нагрузкой.

Выполнение дыхательных упражнений под руководством воспитателя

Основные методы: Стрельникова, Фролова, Бутейко

Разработано много методик для дошкольников и взрослых, но самые популярные на сегодняшний день:

  • ДГ Стрельниковой — это лечебная методика, созданная пару десятилетий назад. Эта парадоксальная ДГ используется и сегодня при патологиях органов дыхания, ВСД, болезнях сердца, сосудов, ожирении, расстройствах ЦНС, в качестве профилактики.
  • Методика Бутейко — это терапия заболеваний глубокого дыхания способом волевой нормализации (устранения) глубокого дыхания (ВЛГД). В медцентре Бутейко лечили патологии сердца, сосудов и бронхолегочной системы, аллергий, ЛОР-заболеваний, СХУ, ВСД, а также занимались профилактикой иммунно-депрессивных состояний. Для детей методика применяется как профилактическая.
  • Система Мюллера — это комплекс занятий без дополнительной нагрузки, который направлен на поддержание полноценной жизни. Мюллер И. П. — уникальный врач, ученый и, конечно же, спортсмен. Профессор считал, нет волшебных методов излечения, все дело в ЗОЖ. Также он был уверен, что важнейшие из всех вольных упражнений — это те, что направлены на дыхание.

Комплекс утренней гимнастики для средней группы

Важно! Методы показали себя как эффективные в комплексе с другими способами развития и воспитания дошкольников

Цели и задачи

Заниматься в детском саду следует каждый день в течение 10 мин 2 раза в день — утром и после дневного сна. Однако не следует начинать упражнения для воспитанников ранее, чем 30 мин после приема пищи. Идеальное решение — 10 мин проведения утренней зарядки до завтрака.

Как проходит дыхательная гимнастика (ДГ)

Чтобы вызвать интерес у ребенка, важно устраивать ДГ в форме игры. Также малыши будут заниматься с великим удовольствием, если каждое задание будет иметь отдельное «детское» название

Цели и задачи ДГ:

  • обучить ребенка глубоко и правильно дышать;
  • сформировать речевой аппарат и координацию движений;
  • провести время полноценно, с пользой и увлекательно.

Обратите внимание! Также целью занятий является укрепление здоровья воспитанников детского сада. Значение комплексов упражнений для ребенка пяти лет нельзя переоценить, так как гимнастика оказывает влияние:

Значение комплексов упражнений для ребенка пяти лет нельзя переоценить, так как гимнастика оказывает влияние:

  • на обогащение каждой клетки тела кислородом, которое при обычном дыхании невозможно;
  • умение воспитанников управлять дыханием;
  • повышение иммунитета. Гимнастика позитивно влияет на ЦНС, работу сердца, сосудов, желудочно-кишечного тракта;
  • нормализацию функционирования головного мозга благодаря обогащению детского организма кислородом.

Кроме того, ДГ — это прекрасный способ для профилактических мер патологий органов дыхания.

Глубокое дыхание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика в 12 карточках в которых 3-4 упражнения.Понятное описание для того кто проводит и масса положительных эмоций у тех с кем проводят!)).

Картотека дыхательной гимнастики для 2 младшей группы.

Карточка № 1.«Кошка- царапушка». И.П.- стоя, руки вытянуты вперёд. Вдох через нос- кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулак; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через нос- вы.

В картотеку включены различные дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста.

Методическая разработка предназначена для всех категорий дошкольных работников, родителей.

Источник

Основные требования к выполнению ДГ

Есть воспитанники ДОУ, которым заниматься нельзя, поэтому следует проконсультироваться с доктором. ДГ следует проводить 2 раза в день, одно занятие 10-30 мин. Изначально воспитанникам упражнения могут показаться сложными, но цель воспитателя — обучить дошкольников верно их делать, по максимуму заполнять легкие воздухом.

К сведению! Важно освоить навык полного освобождения легких, ведь малыши, которые выдыхают не до конца, оставляют внутри себя отработанный, вредный воздух. Основные правила ДГ для детей 5-6 лет:

Основные правила ДГ для детей 5-6 лет:

  • занятия выполняются за 60 мин до приема пищи;
  • чтобы заинтересовать воспитанников, для упражнений нужно придумывать интересные названия;
  • в ходе их выполнения рекомендуется использовать игрушки;
  • эффективнее выполнять упражнения на улице, но только в теплое время года (не зимой) — весной, летом. В зимние месяцы занятия проводят исключительно в теплом, хорошо проветренном помещении;
  • костюм и обувь для ДГ должны быть комфортными, а приемлемый температурный режим должен быть в пределах +17-22 °С.

Обратите внимание! Только систематическая гимнастика даст эффект. Первые нагрузки должны быть несложными, задачи стоит усложнять со временем

Сначала заниматься нужно около 10 мин, повышая на 5 мин каждые 7 дней, пока не дойдет до получаса.

Виды дыхательной гимнастики для дошкольников старшей группы

Дыхательная гимнастика для детей 5-6 лет выполняется под руководством обученного педагога-воспитателя. По своему предназначению занятия на органы дыхания условно делят на:

  • общеукрепляющие с целью профилактики;
  • лечебные;
  • логопедические;
  • развивающие.

По технике исполнения все задания могут подразделяться на динамичные и статичные. Первые осуществляются строго в движении, объединяются с гимнастическими упражнениями. Вторые выполняют в спокойном состоянии, дыхательные упражнения в этот момент являются единственной нагрузкой.

Выполнение дыхательных упражнений под руководством воспитателя

Основные методы: Стрельникова, Фролова, Бутейко

Разработано много методик для дошкольников и взрослых, но самые популярные на сегодняшний день:

  • ДГ Стрельниковой — это лечебная методика, созданная пару десятилетий назад. Эта парадоксальная ДГ используется и сегодня при патологиях органов дыхания, ВСД, болезнях сердца, сосудов, ожирении, расстройствах ЦНС, в качестве профилактики.
  • Методика Бутейко — это терапия заболеваний глубокого дыхания способом волевой нормализации (устранения) глубокого дыхания (ВЛГД). В медцентре Бутейко лечили патологии сердца, сосудов и бронхолегочной системы, аллергий, ЛОР-заболеваний, СХУ, ВСД, а также занимались профилактикой иммунно-депрессивных состояний. Для детей методика применяется как профилактическая.
  • Система Мюллера — это комплекс занятий без дополнительной нагрузки, который направлен на поддержание полноценной жизни. Мюллер И. П. — уникальный врач, ученый и, конечно же, спортсмен. Профессор считал, нет волшебных методов излечения, все дело в ЗОЖ. Также он был уверен, что важнейшие из всех вольных упражнений — это те, что направлены на дыхание.

Важно! Методы показали себя как эффективные в комплексе с другими способами развития и воспитания дошкольников

Правила выполнения дыхательной гимнастики в ДОУ

Проведение с дошкольниками дыхательной гимнастики имеет определённые нюансы:

Воздух в помещении обязательно должен быть свежим, но не холодным.
Очень полезно делать гимнастику на улице

Помимо специальных игровых упражнений, хорошо просто предложить детям вдохнуть полной грудью свежий аромат природы (например, после дождя), обратить внимание, как чудесно пахнут цветы на клумбе и пр. Это не только укрепит дыхательные органы, но и обогатит детские представления об окружающем мире

А после прогулки в холодную погоду можно интенсивно подуть на свои ладошки, чтобы согреть их (это тоже полезное дыхательное упражнение).
Любое упражнение по продолжительности не должно длиться более 3 минут.
Мышцы тела ребёнка не должны быть напряжены.
Если у малыша насморк, перед гимнастикой следует очистить носовые ходы.
Упражнения непременно должны быть регулярными, поскольку оздоровительный эффект наблюдается после длительного курса.
Если у какого-то ребёнка плохое настроение и он не расположен к занятиям, то нельзя заставлять его тренироваться. Пользы это не принесёт, ведь важен позитивный настрой. Воспитатель должен проявить фантазию, чтобы малыш сам захотел включиться в деятельность.
Гимнастику нельзя выполнять сразу после приёма пищи, это чревато тошнотой и даже рвотой. Нужно выдержать паузу не менее получаса. Запрещено делать упражнения и на голодный желудок — у ребёнка может просто закружиться голова.
В процессе выполнения гимнастики нужно следить за состоянием дошкольников. Если кто-то побледнел либо покраснел, прикрыл глаза, стал часто дышать, то нужно сразу предложить этому ребёнку отдохнуть.
Одно и то же упражнение с течением временем можно усложнять. Например, не просто греть ручки после прогулки — направлять на них глубокое тёплое дыхание, а сопровождать свои действия протяжным произношением гласных звуков («а», «о», «у»).

Возрастные особенности дошкольников

Практиковать дыхательную гимнастику можно уже с ясельной группы. Для малышей 2–3 лет это должна быть исключительно весёлая игра, в которой воспитатель участвует наравне с дошкольниками.

В раннем и младшем дошкольном возрасте гимнастику нужно проводить в форме забавной игры

Вначале нужно доходчиво объяснить малышам, что из себя представляет дыхание. Для этого можно, к примеру, поиграть с одуванчиком на участке детского сада. Глубокий выдох, от которого разлетаются белые пушинки, делается вначале ртом, а затем носом.

Вначале педагог должен объяснить малышам, что такое дыхание, например, с помощью одуванчика на прогулке

Чтобы заинтересовать самых маленьких дошкольников игровыми упражнениями, воспитатель предлагает поиграть, перевоплотиться в кого или что-либо: «А давайте вы будете насосами!» или «Представьте, что ваш живот — это воздушный шарик!».

Воспитанники средней группы уже более самостоятельные, усидчивые. В этом возрасте нужно учить ребят прислушиваться к дыханию, характеризовать его глубину, силу (тихое либо шумное), частоту, прослеживать, куда направляется воздушная струя, каким образом двигается грудная клетка и пр. Дыхательные упражнения усложняются: появляются повороты влево и вправо, вводится соревновательный элемент.

В среднем дошкольном возрасте в дыхательные упражнения можно вносить элементы соревнования

В старшем же дошкольном звене, помимо прочих упражнений и игр, уже можно практиковать методику А. Стрельниковой. Ведь дети с помощью педагога осознанно подходят к выполнению полезных заданий.

Основные требования к выполнению ДГ

Есть воспитанники ДОУ, которым заниматься нельзя, поэтому следует проконсультироваться с доктором. ДГ следует проводить 2 раза в день, одно занятие 10-30 мин. Изначально воспитанникам упражнения могут показаться сложными, но цель воспитателя — обучить дошкольников верно их делать, по максимуму заполнять легкие воздухом.

К сведению! Важно освоить навык полного освобождения легких, ведь малыши, которые выдыхают не до конца, оставляют внутри себя отработанный, вредный воздух. Основные правила ДГ для детей 5-6 лет:

Основные правила ДГ для детей 5-6 лет:

  • занятия выполняются за 60 мин до приема пищи;
  • чтобы заинтересовать воспитанников, для упражнений нужно придумывать интересные названия;
  • в ходе их выполнения рекомендуется использовать игрушки;
  • эффективнее выполнять упражнения на улице, но только в теплое время года (не зимой) — весной, летом. В зимние месяцы занятия проводят исключительно в теплом, хорошо проветренном помещении;
  • костюм и обувь для ДГ должны быть комфортными, а приемлемый температурный режим должен быть в пределах +17-22 °С.

Обратите внимание! Только систематическая гимнастика даст эффект. Первые нагрузки должны быть несложными, задачи стоит усложнять со временем

Сначала заниматься нужно около 10 мин, повышая на 5 мин каждые 7 дней, пока не дойдет до получаса.

Цели и задачи

Заниматься в детском саду следует каждый день в течение 10 мин 2 раза в день — утром и после дневного сна. Однако не следует начинать упражнения для воспитанников ранее, чем 30 мин после приема пищи. Идеальное решение — 10 мин проведения утренней зарядки до завтрака.

Как проходит дыхательная гимнастика (ДГ)

Чтобы вызвать интерес у ребенка, важно устраивать ДГ в форме игры. Также малыши будут заниматься с великим удовольствием, если каждое задание будет иметь отдельное «детское» название

Цели и задачи ДГ:

  • обучить ребенка глубоко и правильно дышать;
  • сформировать речевой аппарат и координацию движений;
  • провести время полноценно, с пользой и увлекательно.

Обратите внимание! Также целью занятий является укрепление здоровья воспитанников детского сада. Значение комплексов упражнений для ребенка пяти лет нельзя переоценить, так как гимнастика оказывает влияние:

Значение комплексов упражнений для ребенка пяти лет нельзя переоценить, так как гимнастика оказывает влияние:

  • на обогащение каждой клетки тела кислородом, которое при обычном дыхании невозможно;
  • умение воспитанников управлять дыханием;
  • повышение иммунитета. Гимнастика позитивно влияет на ЦНС, работу сердца, сосудов, желудочно-кишечного тракта;
  • нормализацию функционирования головного мозга благодаря обогащению детского организма кислородом.

Кроме того, ДГ — это прекрасный способ для профилактических мер патологий органов дыхания.

Глубокое дыхание

Способы и приемы: как заниматься

Когда противопоказаний нет, а врач дошкольного образовательного учреждения полностью одобряет занятия с дыхательными упражнениями, нужно определиться с программой, по которой воспитанники будут заниматься.

Дыхание в форме игры

Если выбрать одну методику сложно, хочется всего и сразу, можно заниматься по универсальному комплексу, который состоит из лучших и увлекательных упражнений для дошкольников из разных программ.

Обратите внимание! Задача педагога — научить ребенка дышать так, как предусматривает определенная техника. Правильно заниматься в форме игры, чтобы детям было интересно дышать, иначе довольно быстро настигнет разочарование в зарядке и в ней не захочется участвовать

Применение на практике в ДОУ

Детская дыхательная система несовершенна, и чем меньше малыш, тем уже дыхательные пути, слизистая оболочка, которая их выстилает, очень нежная, легко подвергающаяся воспалениям, даже под воздействием частиц пыли. Потребность в кислороде малыша велика, поэтому ребенок учащенно и поверхностно дышит

Вот почему в комплекс оздоровительной физкультуры важно включать ДГ

Вдохи через одну ноздрю

Применение зарядки на практике:

  • укрепляет мускулатуру органов дыхания;
  • развивает подвижность грудины;
  • ведет к углублению и стойкости ритма дыхания.

ДГ способствует полноценному физическому развитию дошкольников, является профилактической мерой патологий органов дыхания. Также занятия помогают увеличить возбудимость коры больших мозговых полушарий, активизировать ребят на разминке.

Важно! Упражнения в детсадовском возрасте направлены на увеличение общего жизненного тонуса детей и сопротивляемости, закаленности и стойкости их организма к патологиям органов дыхания

Ведение конспекта — составление комплексов ДГ

При составлении комплексов ДГ важно принимать во внимание ряд важных критериев:

  • результативность каждого задания для закаливания и оздоровления дошкольников в условиях ДОУ;
  • доступную степень сложности занятия для дошкольников разных возрастных групп;
  • степень влияния занятий на укрепление дыхательной мускулатуры.

Воспитатель должен анализировать занятия и проводить диагностику, а для этого вести конспект, чтобы делать выводы.

Достаточно редко упражнения дыхательной гимнастики вызывают у детей негативные эмоции. Наоборот, они с удовольствием занимаются, принося всестороннюю пользу организму. И в этом главный плюс ДГ.

Дыхательная гимнастика на занятиях в ДОУ

Всё хорошо в меру — этот принцип применим и для проведения гимнастики органов дыхания. На выполнение комплекса из 6–7 заданий уходит от 10 до 12 минут. При этом время распределяется между упражнениями таким образом:

  • вводная часть — упражнения, не требующие сложных комбинаций движений, вдох-выдох в обычном темпе — 3 минуты;
  • основная часть — задания с комбинацией темпа вдоха-выдоха и усложнёнными движениями, а также с изменением позы тела — 5 минут;
  • заключительная часть — упражнения на восстановление ритма дыхания, положение тела статично — 2–3 минуты.

Обязательно стоит учитывать и тот факт, что часто 1–2 дыхательных упражнения входят в состав заданий для физкультминуток. В этом случае на их выполнение время выделяется в пропорциональном соотношении с остальными заданиями.

Таблица: пример конспекта дыхательной гимнастики (фрагмент)

АвторСмецкая Ольга, воспитатель МАДОУ №9, г. Шебекино
Название«Методика проведения дыхательной гимнастики по А. Фролову в старшей группе»
<…Воспитатель: Ребята, к нам из леса в гости пришёл медвежонок Винни-Пух. Он такой больной, что даже не может говорить. У медвежонка болит горло, голова, у него высокая температура, насморк и кашель. Он сказал мне на ушко, что никак не может вылечиться. Не помогают ни таблетки, ни лекарства, даже любимый мёд не лечит Винни-Пуха. На улице тёплая погода, он хочет гулять и играть со своими друзьями в лесу, а простуда не проходит.Винни-Пух, очень жаль, что ты заболел. А ребята в нашем садике не болеют, у них нет ни насморка, ни кашля, ни температуры. Посмотри, Винни-Пух, какие они здоровые, весёлые и активные. Ребята, медвежонок спрашивает, что же надо делать, чтобы не болеть? (Делать зарядку, умываться, закаляться, заниматься спортом).А ещё наши ребята каждый день делают дыхательную гимнастику в детском саду. Ты не знаешь, что такое дыхательная гимнастика? Ребята тебе всё расскажут и покажут.Винни-Пух, тренировать нужно не только тело, но и лёгкие, ведь дыхание — это важная функция, от которой зависит состояние нашего здоровья. Мы дышим кислородом, который проникает во все клеточки нашего организма и помогает их работе. Поэтому ребята проводят дыхательные тренировки.Дети показывают 1–2 упражнения…><…Воспитатель: Ребята, чем помогают вам занятия дыхательной гимнастикой? (Мы стали здоровыми, сильными, весёлыми, красивыми).Винни-Пух, выздоравливай поскорее, тоже закаляйся и делай дыхательную гимнастику. И будешь, как наши ребята, здоровым и весёлым. Ждём тебя в гости в следующий раз здоровым.Ребята, попрощайтесь с нашим гостем и пожелайте ему всего хорошего.Чтоб здоровье раздобыть,Не надо далеко ходить.Нужно нам самим стараться,И всё будет получаться.Если хочешь быть здоровым,Обойтись без докторов –Закаляйся, умывайся,Спортом разным занимайся…>
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/metodika-provedenija-dyhatelnoi-gimnastiki-po-a-frolovu-v-starshei-grupe.html

Применение на практике в ДОУ

Детская дыхательная система несовершенна, и чем меньше малыш, тем уже дыхательные пути, слизистая оболочка, которая их выстилает, очень нежная, легко подвергающаяся воспалениям, даже под воздействием частиц пыли. Потребность в кислороде малыша велика, поэтому ребенок учащенно и поверхностно дышит

Вот почему в комплекс оздоровительной физкультуры важно включать ДГ

Вдохи через одну ноздрю

Применение зарядки на практике:

  • укрепляет мускулатуру органов дыхания;
  • развивает подвижность грудины;
  • ведет к углублению и стойкости ритма дыхания.

ДГ способствует полноценному физическому развитию дошкольников, является профилактической мерой патологий органов дыхания. Также занятия помогают увеличить возбудимость коры больших мозговых полушарий, активизировать ребят на разминке.

Важно! Упражнения в детсадовском возрасте направлены на увеличение общего жизненного тонуса детей и сопротивляемости, закаленности и стойкости их организма к патологиям органов дыхания

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика в 12 карточках в которых 3-4 упражнения.Понятное описание для того кто проводит и масса положительных эмоций у тех с кем проводят!)).

Картотека дыхательной гимнастики для 2 младшей группы.

Карточка № 1.«Кошка- царапушка». И.П.- стоя, руки вытянуты вперёд. Вдох через нос- кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулак; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через нос- вы.

В картотеку включены различные дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста.

Методическая разработка предназначена для всех категорий дошкольных работников, родителей.

Источник

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий