Как помочь ребенку выбрать профессию, что можно и что нельзя делать родителям

Типичные ошибки взрослых

Многие родители, стремясь помочь своему чаду определиться в жизни, совершают ряд типичных ошибок:

  1. Советуют идти по их стопам. Ведь это уже проверенная сфера деятельности, да и можно помочь потом выпускнику устроиться на работу. Вот только ребёнку эта профессия может быть совсем не по душе, в то время как мама или папа мыслит только в рамках своей узкой отрасли.
  2. Обратный вариант. Родитель работает на нелюбимой работе, которая доставляет ему дискомфорт и поэтому запрещает идти в эту сферу своему ребёнку, хотя он, возможно, и проявляет к ней интерес.
  3. Ориентируются на престижные профессии недавнего прошлого. Например, настаивают идти учиться на юриста или экономиста, которыми современный рынок труда просто перенасыщен, поэтому работодатели выбирают кандидатуру на вакансию из опытных специалистов.
  4. Выбирают вуз по принципу «туда проще поступить». Мама и папа рассуждают, что лучше учиться на нелюбимой и неинтересной специальности, только чтобы не пропустить год или не оплачивать обучение.
  5. Подгоняют профессию под любимый школьный предмет. Конечно, бывают дети — ярко выраженные техники или гуманитарии, и это следует учитывать при выборе профессии. Но, к примеру, если ребёнку хорошо даётся английский язык, это не значит, что непременно нужно становиться переводчиком. Отличное знание языка будет подспорьем почти в любой современной профессии. Или девочка имеет «пятёрку» по русскому и хорошо пишет сочинения — значит, нужно учиться на филолога. Правильный подход — подгонять знания под цель, а не выбирать работу исходя из знаний. Кроме того, не нужно забывать, что иногда успеваемость по определённому предмету зависит от учителя (часто, если нам нравится педагог, то нравится и его предмет), а в вузе будут совсем другие преподаватели.

  6. В выборе профессии слишком полагаются на психологические тесты по профориентации. Такое тестирование шаблонно, просто помогает разобраться в интересах, сильных сторонах личности. Однако оно совершенно не учитывает положения дел на рынке труда, игнорирует множество современных профессий.
  7. Рассматривают только вузы. А ведь диплом о высшем образовании — ещё не гарантия престижной и высокооплачиваемой работы. Хорошо трудоустроиться можно и после колледжа, а уже потом при необходимости заочно выучиться в вузе.

  8. Рассматривают только вузы в родном городе. Конечно, всегда нелегко отпустить ребёнка далеко от себя, но это нужно сделать ради его успешного будущего.

Моя одноклассница не могла определиться с профессией, и в 11-м классе вдруг решила стать экологом (опять-таки без особого понятия, что эта профессия не слишком востребована, таких специалистов в некрупном городе требуется крайне мало). С помощью родителей она поступила в вуз на соответствующую специальность. Через год её сестра-погодок также пошла учиться в этот же вуз на эколога (как говорится, по проторённой дорожке). В итоге обе девушки после окончания института стали работать менеджерами в салоне сотовой связи, где наряду с ними трудились выпускницы школы, вообще не имеющие какого-либо образования.

Другая моя одноклассница с детства очень любила немецкий язык, знала его на «пять с плюсом». Задолго до окончания школы она твёрдо решила поступать на факультет иностранных языков местного университета. У этой школьницы была закадычная подруга, и она подала документы на ту же специальность просто за компанию, хотя немецкий ей никогда особо не нравился. Как и следовало ожидать, первая девочка сдала все вступительные экзамены на «отлично», вторая же — с треском их провалила (поступила в первый попавшийся техникум, просто, чтобы не терять год). Так что при выборе специальности не нужно всецело полагаться на других людей, в частности, следовать примеру сестры или лучшей подруги.

​​О том, как не искалечить карьеру своих детей

Если вы родитель, брат, сестра или еще какой неравнодушный родственник поступающего в вуз, который так и хочет причинить бедному подростку счастье, то усаживайтесь поудобнее. Этот пост специально для вас.

Начну, наверное, с объяснения морального права писать этот пост. У меня есть младшая сестра, с которой мы прошли огонь, воду и медные трубы. Пережили по-настоящему трагические события в семье и стали полностью самостоятельными в довольно юном возрасте (мне тогда только исполнилось 19, ей было 13). С того момента, утекло много воды: мы несколько раз переехали, она поступила в московский лицей, а затем и в МГУ. Поэтому могу сказать, что я знаю, с какими проблемами сталкиваются родители в попытках помочь ребенку выбрать профессию и вуз.

Дорогие родители и все сопричастные, я прекрасно понимаю, как вам хочется помочь своему ребенку сделать правильный выбор. Но, пожалуйста, сделайте одно единственное усилие над собой: отвалите от него.

Попробую объяснить, почему отвалить надо обязательно. Но объяснить не как родитель, а как человек, который изучает и развивает карьерное планирование, как науку.

Начну с описания контекста, в котором находился сегмент людей 40-50, когда выбирал работу, и сравню его с текущим контекстом, в котором находятся современные подростки и студенты. Это поможет понять выводы.

Фильмы и сериалы про необычные профессии

«Переводчик с собачьего», с 2004 г. Сериал о том, как зоопсихолог и дрессировщик объясняет как можно влиять на поведение питомцев.

«Мне бы в небо», 2009 г. — фильм о кризисе 2008 года. «Профессиональный увольнитель» летает в крупные корпорации и выслушивает боль людей, потерявших работу, которая долгое время была для них опорой и единственным источником дохода.

«Тэмпл Грандин», 2010 г. Добрый фильм про ученую-скотовода, которая страдает от аутизма и при этом становится доктором животноводства и вносит значительный вклад в науку.

«Начало», 2010 г. Запутанный фильм о необычном промышленном шпионаже. Взломщик сознания, проникающий в сны людей, тщательно готовится к своему последнему делу.

«Прибытие», 2016 г. Фильм о том, как земляне пытаются наладить коммуникацию с инопланетными существами. В этом помогает лингвист-исследователь, который старается расшифровать необычные знаки — послания пришельцев. 

Когда начинать профориентацию

Главное — определиться с выбором профессии к одиннадцатому классу, чтобы адекватно выбрать предметы для ЕГЭ. Но при этом в девятом или даже восьмом классе желательно уже хотя бы примерно понимать, чем хочется заниматься

Это важно, потому что после девятого класса многие переходят в профильные классы и школы, а к поступлению туда нередко нужно готовиться заранее

Но это не означает, что до восьмого класса нельзя думать о будущей профессии для ребенка. Вы можете присматриваться к нему, наблюдать за тем, что ему интересно, анализировать, к чему у него есть способности. Предлагать разные занятия, чтобы эти способности развить.

Например, если ребенок демонстрирует интерес к точным наукам, можно предложить ему занятия программированием или олимпиадной математикой. Если любит творить — отведите на рисование или танцы, обладает хорошим музыкальным слухом — предложите пойти в музыкальную школу.

Благодаря таким наблюдениям и анализу уже можно примерно предположить, в каком направлении будет двигаться ребенок. 

Выбор ВУЗа – заключительный этап выбора профессии

В старшем школьном возрасте ребенку необходимо сделать конкретный выбор профессии и ВУЗа

В этот период очень важно много и подробно разговаривать со старшеклассником: какой Ваш ребенок видит свою жизнь, чего он хочет больше всего – сделать важное научное открытие, быть известным, богатым, путешествовать.. Если представления ребенка о будущем совсем расплывчатые, предложите ему пройти тесты профпригодности, которые помогут определить, что у него лучше всего будет получаться – общаться с людьми или с машинами, быть подчиненным или руководителем, говорить или слушать? Узнайте о его кумирах, кто они: спортсмены, звезды шоу-бизнеса или владельцы больших холдингов. Таким образом, суммируя все желания своего уже далеко не малыша, сопоставьте их с наблюдениями, полученными в раннем возрасте и младшей школе, а также с тем, что у него получается лучше всего и приведите примеры подходящих профессий

Таким образом, суммируя все желания своего уже далеко не малыша, сопоставьте их с наблюдениями, полученными в раннем возрасте и младшей школе, а также с тем, что у него получается лучше всего и приведите примеры подходящих профессий.

Если представления ребенка о будущем совсем расплывчатые, предложите ему пройти тесты профпригодности, которые помогут определить, что у него лучше всего будет получаться – общаться с людьми или с машинами, быть подчиненным или руководителем, говорить или слушать? Узнайте о его кумирах, кто они: спортсмены, звезды шоу-бизнеса или владельцы больших холдингов. Таким образом, суммируя все желания своего уже далеко не малыша, сопоставьте их с наблюдениями, полученными в раннем возрасте и младшей школе, а также с тем, что у него получается лучше всего и приведите примеры подходящих профессий.

На основании чего подростки выбирают профессию самостоятельно?

На выбор профессии влияют:

  • Родители, особенно если есть трудовые династии, где ребенок практически машинально наследует профессию старшего поколения, о которой за предыдущие годы он наслышан и имеет наибольшее представление. Желание пойти своим путем в таких семьях обычно встречается «в штыки».
  • Советы друзей — пойти в вуз или профтехучилище за компанию с другом или подругой — всегда актуально.
  • Так называемые «модные» профессии, к реализации которых порой недостаточно средств, нет необходимых качеств, знаний, чем придется заниматься, но «очень хочется».
  • Оценки в школе по определенным предметам часто влияют на выбор будущей работы.

Отношение к труду закладывается в каждой семье с самого раннего возраста

Имея ребенка, следует предусматривать, что выбор жизненной позиции часто зависит от неосторожно сказанных слов, типа «работа не волк…»

Как помочь подростку в выборе профессии? Не навреди!

Нет общего рецепта, который поможет всем. К каждому — индивидуальный подход

Нужно понять его радости и чаяния, что мотивирует, а от чего опускаются руки, что дается легко, а что не по зубам, какие таланты и в каких областях слабо развит? Соответственно, важно понимать и чувствовать, каким тоном и языком разговаривать, чтобы подросток ответил, что думает, а не то, что от него хотят услышать. Разумеется, все это считывается в процессе взросления…. Есть дети, которым можно дать полную волю и свободу, чтобы расслабились и почувствовали себя, свой внутренний мир, подумали… Такие дети часто уверены, что они знают лучше, а потому слушаться не станут

Есть дети, которым можно дать полную волю и свободу, чтобы расслабились и почувствовали себя, свой внутренний мир, подумали… Такие дети часто уверены, что они знают лучше, а потому слушаться не станут.

Есть дети, на которых даже нужно надавить, настоять, навязать решение. Если этого не сделать, то так и будут болтаться, ничего не понимая

Важно учитывать: родитель навязывает выбор с учетом интересов ребенка, а не своих! Плюс нужно обсудить, что дите в праве сменить место учебы, если вдруг четко осознает, кем хочет стать

Между этих крайностей бесконечное количество вариантов, как поступить в столь непростой ситуации. Например:

  • Пойти от обратного: выяснить, чего точно старшеклассник не хочет, потом углубиться в оставшееся.
  • Пройти профориентационные беседы с психологами.
  • Посмотреть с другого ракурса: например, выбрать какой-то интересный вуз (Черновицкий национальный университет симпатизирует школьникам из-за схожести с Хогвартсом) или город (Одессу из-за близости к морю), в котором хотелось бы учиться ведь это тоже может быть мотиватором.
  • Не основной, а вспомогательный вариант. Лет в 12-14 дети вступают в возраст, когда им нужны авторитетные взрослые, но не родители. Если у вашего школьника есть такой взрослый, обратитесь к нему за помощью.

Как найти подход к подростку

Если проблема созрела, когда перед вами не малыш с букварем, а длинноногая красотка или басоголосый юнец не значит, что поезд уехал, хотя и сесть в него уже гораздо тяжелее. С этого момента больше наблюдайте за человечком. Отгоните свое эго и рациональный взгляд! Настройтесь на волну ребенка, станьте на его место (забудьте все что знаете о жизни).

Родители часто тянут дитя на свой уровень. Но оно не знает взрослой жизни, а потому хоть из кожи лезь, не сможет соображать так как вы&hellip, А вот мамы и папы были детьми, были подростками, так попробуйте же спуститься со своего пьедестала мама лучше знает и стать на уровень школьника. Прочувствуйте детские страхи и неуверенность, лень и усталость от того, что большую часть жизни приходится идти против воли (рано вставать, делать домашку, хорошо себя вести)&hellip, но этот маленький человечек находит силы делать так, как говорят большие люди. Подумайте, как помочь этому живому существу, как его мотивировать, а не давить и ломать в очередной раз.

Объясните школьнику, что его выбор не путь в один конец, что факультет еще не будущая профессия. Если поймет призвание, то сможет сменить место учебы/работы. Объясните, что в быстро меняющемся мире нужно научиться обучаться и меняться, а не закостенеть на одном месте. И не теряйте нить, что даже при смене деятельности, ответственность за решения и поступки никто не отменял. Просто нужно быть готовым не к жизни без ошибок, а к жизни, в которой ты готов исправлять ошибки и учиться на них.

В конце концов, поймите: не столь важно, куда пойдет учиться ребенок и какую профессию выберет&hellip, Важно, чтобы стал действительно хорошим человеком! Помогите, а не калечьте, превращая в зажатого, закомплексованного, неуверенного и озлобленного неврастеника. Позвольте личности развиться в конструктивном и созидательном русле

Незнание

Это одна из распространенных причин, по которой многие не понимают, как определиться с профессией. Подростки не имеют никакого понятия о специальностях. Конечно, если речь идет о блогерах или бизнесменах, то тут всем все ясно. Но что изучают на факультете систем и средств массовой информации? Кем можно стать после получения специальности «Международные отношения»?

Многие подростки представляют большинство профессий, оглядываясь на то, что им рассказывали еще в детском саду. Поэтому им легко ориентироваться, что может повар, полицейский и врач.

Это вина всех и каждого: учителей, которые не рассказывают о профессиях, СМИ, что также могли бы заниматься просвещением, да и в интернете тоже нужно специально поискать необходимую информацию. Поэтому остается только родитель, который сможет и сам узнать много интересного, и ребенку помочь расширить свои знания.

На что обратить внимание ученика средних классов

В средних классах к работе по профориентации подключается школьный психолог. С помощью специальных тестов выявляются сильные стороны личности каждого ребенка, его скрытые таланты и способности. А работа педагогов приобретает уже более целенаправленный характер: игры сменяются более углубленным изучением специальностей, а выявить предпочтения и способности детей помогают кружки различных направленностей. Но речь о том, как выбрать профессию ребенку, пока не идет. Ребята просто получают возможность познакомиться с определенными видами деятельности ближе, сформировать более глубокое их понимание и понять, какое направление привлекает их больше всего.

На этом этапе педагогам, родителям и самому учащемуся важно обратить внимание на следующие моменты:

Таланты и увлечения школьника

Чтобы быть счастливым и успешным, важно иметь возможность заниматься тем, что нравится и получается лучше всего. Если ребенок пишет блестящие сочинения или готов проводить за мольбертом сутки напролет, но при этом не силен в точных науках, не стоит ориентировать его на профессии, где они необходимы.
Мотивация

Важно понять, что является приоритетным для ребенка в выборе профессии – ее популярность, перспективы развития, возможность реализовать себя или уровень заработка.
Особенности характера ребенка. Каждая профессия диктует определенный стиль жизни. Одни виды деятельности подразумевают активное общение, командировки, другие предполагают спокойный офисный режим, третьи – высокие физические или интеллектуальные нагрузки, работу в режиме многозадачности и проч. Если ребенок застенчив и малообщителен, стать успешным менеджером по продажам он вряд ли сможет, а вот для научно-исследовательской работы данные качества не помеха.
Желание и готовность учиться. Есть специальности, подразумевающие постоянную «прокачку» профессиональных навыков, в других же видах деятельности достаточно редких курсов повышения квалификации, либо это не требуется вовсе. И при выборе направления важно понять, готов ли ребенок постоянно учиться и развиваться.
Знание нюансов профессии. Уже недостаточно просто рассказать ребенку о профессии, он должен иметь возможность познакомиться с ней «очно» или даже принять участие в рабочем процессе. Это можно устроить, посещая дни открытых дверей на предприятиях, встречи со специалистами и различные мастер-классы.

Если принимать во внимание перечисленные факторы, это будет хорошей помощью детям в выборе профессии и добавит шансов на то, что в дальнейшем она станет настоящим «делом жизни» ребенка

Актуальные мужские профессии

Безусловно, каждому подростку хочется казаться взрослым и самостоятельным, но в реальности без родительской поддержки принять правильное решение о будущей специальности очень сложно. По последним исследованиям рынка труда самыми подходящими профессиями для мальчиков названы:

  • специалист рекламного бизнеса;
  • программист;
  • инженер, обязательно имеющий высшее образование;
  • химик;
  • врач;
  • автомеханик.

Высоким спросом пользуются специалисты технических направлений, которые не боятся работать на производствах: заводах, фабриках, стройках. Для современных подростков профессия токаря, электрика или слесаря кажется совершенно не престижной, поэтому родители обязаны донести до старшеклассника, что нет плохой работы, и гораздо позорнее сидеть на родительской шее, чем честно трудиться.

Отсутствие интереса

Все современные тинейджеры увлечены одним и тем же – социальными сетями, компьютерными играми и тусовками. Ребенок не слоняется по заброшенным зданиям или подъездам. На первый взгляд он действительно чем-то занят, но насколько подобные занятия полезны для его будущего?

Из-за отсутствия интереса приходится думать, как в «тяжелый» график ребенка внедрить полезные занятия, которые помогут ему выбрать профессию. Но, как правило, ни желания, ни энергии, ни сил на это у него нет.

Но и подобному проявлению есть свое объяснение. Большинство подростков просто боятся ошибиться. Если ничего не хочешь, значит, ничего не придется делать, соответственно, ты никогда не ошибешься.

Профессия, актуальная в будущем

Ещё один очень важный момент — это актуальность будущей профессии, так как стремительное изменение требований рынка труда приводит к тому, что некоторые профессии не будут востребованы в будущем.

Сегодня мы наблюдаем социальные, культурные, экономические, экологические и технологические изменения, что естественным образом отражается и на востребованности специалистов. По одной из оценок, почти две трети сегодняшних учащихся детских садов в конечном итоге будут иметь профессии, которых в настоящее время не существует.

Пример популярных профессий будущего: специалист по солнечной энергии; специалист по ветротехнике; практикующая медсестра; разработчик программного обеспечения; физиотерапевт; менеджер медицинского обслуживания; аналитик; специалист по цифровому контенту; аналитик информационной безопасности; аналитик компьютерных систем; биоинженер; специалист машиностроения; консультант по ремонту цифрового оборудования.

В заключении надо сказать, что окончательный выбор всё-же должен сделать ребёнок, а не Вы. Поэтому постарайтесь не давить и помните — кто делает выбор, тот и отвечает за его последствия. Если ребёнок будет знать, что это он решил, ответственности с его стороны будет больше и обучение будет более эффективным.

Профессии будущего и тренды на рынке труда

Глобальные изменения на рынке труда приводят к тому, что многие профессии исчезают или будут не нужны в ближайшие 5–10 лет. Физическую работу вскоре будут перенимать машины. Зато глобализация, развитие компьютерных и нанотехнологий, искусственного интеллекта, робототехники будут рождать новые профессии. Автоматизация процессов позволит избавить специалистов от рутинной работы. С другой стороны, конкуренция между ними будет расти.

Конечно, использование машин будет доступно не всем странам сразу, но тренды рынка труда показывают, что будущее за специальностями, где роботы и технологии не смогут конкурировать с человеком.

Востребованными профессиями в ближайшее время все так же останутся специалисты IT-сферы (проектные менеджеры, тестировщики, разработчики), логисты, маркетологи, психологи, управленцы.

Новые профессии появятся в медицине, IT, биотехнологиях, сельском хозяйстве, энергетике, экологии, нанотехнологиях. Например, скоро станут востребованными онлайн-терапевты, сити-фермеры, проектировщики роботов, операторы дронов и разработчики интернета вещей.

О профессиях и навыках, которые будут актуальны в следующие пять лет, рассказывает Наталья Емченко, директор по коммуникациям System Capital Management. 

Профессии будущего. Рынок труда в 2025 году | Наталья Емченко

С какого возраста подростку стоит всерьез ориентироваться на профессию?

Разумеется, каждый ребенок за детство меняет множество «будущих профессий».

Но наступает возраст, когда вопрос «кем ты хочешь быть?» перестает быть «дежурным приколом» у бабушек-дедушек-тёть-дядь, а становится вполне реальной проблемой. И дело в том, что в последние пару десятилетий возраст принятия окончательного решения о получении той или иной специальности стремительно снижается!

Если во времена отрочества нас и наших родителей вполне типичной бывала ситуация, когда подросток сдавал выпускные экзамены из школы и только тогда начинал всерьез выбирать вуз (или ПТУ после 9-го класса), то сейчас такое себе может позволить разве что безбашенный троечник с родителями-пофигистами…

А дальше — последние 3-4 года в школе становятся для подростка не просто годами школьного обучения, а «подготовкой в такой-то вуз».

Зубрятся предметы, которые нужны для поступления и успешной сдачи ЕГЭ (аттестат должен быть хорошим, ведь он влияет на поступление!), на дальний план уходят всякие «непрофильные» интересы и хобби – ведь максимум усилий надо направить на главное, на поступление!

Упрекнуть родителей в такой помощи в выборе профессии сложно – планка действительно довольно высока, успешное поступление требует хорошей подготовки, а уделять достаточно внимания всем предметам и внешкольным увлечениям, не теряя в качестве обучения, попросту не хватит времени.

Но проблема в том, что даже самый ответственный школьник вполне может ошибиться в выборе профессии, когда ему 13-14 лет, а до начала карьеры по выбранной стезе – еще добрый десяток лет учебы! И нередка ситуация – мимолетное увлечение ребенка какой-то профессией оборачивается началом утомительной подготовки в тот вуз, который впоследствии оказывается ему неинтересен…

Как решать эту ситуацию, в усредненном варианте? Возможно, о том, как помочь выбрать ребенку выбрать профессию, задумываться слишком рано не надо.

Стоит дать ему максимальные возможности активно изучать действительно интересные ему предметы, также развиваться в своих увлечениях, пробовать что-то новое и т.д. А более конкретное решение можно отложить на последний школьный год – когда будет ясно, какое направление подростка больше интересует.

Как правило, никакие специфические профессиональные знания для поступления в вузы не нужны (кроме творческих специальностей), а любой школьный предмет ради экзамена можно подтянуть за этот последний год.

Как подготовить ребенка к выбору специальности?

Чтобы при выборе профессии не совершить ошибку, нужно обязательно учитывать наличие навыков, сферу наибольшего интереса, любимое занятие, тип темперамента ребёнка и его желания. Нужно отсеять все хобби, а затем подвергнуть анализу черты характера ребёнка. Например, спокойные по нраву люди будут чувствовать постоянный дискомфорт в активных сферах, при работе, требующей постоянного общения, стеснительный человек будет испытывать перманентный стресс. Детей нужно готовить к выбору специальности, проходя при этом несколько этапов.

Рейтинг специальностей

Чтобы найти подходящую сферу, где ребёнок мог бы полнее реализоваться, нужно составить список востребованных профессий – именно востребованных, а не престижных. Это можно понять без чтения разнообразных рейтингов и подборок. Лучше зайти на сайты центров занятости или другие, предлагающие работу, и внимательно изучить требуемые вакансии. Этот подход особенно полезен для случаев, когда трудно выбрать между несколькими профессиями. Понятно, что ребёнку будет импонировать более «рейтинговая» специальность.
Можно также подумать об области, куда потом работник может перейти в случае падения популярности выбранной профессии. Просматривая вакансии, можно оценить востребованность данной профессии, требования к соискателям и уровень зарплаты. Может оказаться, что для получения «работы мечты» одного высшего образования может не хватить, придётся учить иностранные языки, посещать дополнительные курсы.

Обзор профессии

Нацелившись на некую профессию, нужно собрать о ней максимум информации: её специфика, уровень доходов, где её можно получить, необходимые навыки и т. д. Подобную информацию можно почерпнуть из интернета или научных статей. По обзорам подросток может понять, подходят ли они ему.

Реальные примеры

Родители имеют более широкий круг знакомых, которые обладают разными специальностями. Они могут попросить последних рассказать своему чаду, чем те занимаются на работе

При этом очень важно рассказать ему именно о повседневных делах и различных нюансах: как приходится писать кучу писем, заполнять бесконечные отчёты, работать с настоящими чертежами, проходить строго к 8 часам утра, успеть выпить чаю в перерыве

Дни открытых дверей

Многие предприятия проводят дни открытых дверей

Потенциальному работнику здесь важно задавать правильные вопросы – не о великих свершениях и высоких показателях, а об устройстве рабочих мест, ежедневной рутине. О многих профессиях люди имеют весьма смутное представление

Поэтому лучше заранее побольше о них узнать, чтобы не потерять несколько лет жизни и не расстраиваться по поводу несбывшихся ожиданий.

Помощь профориентолога

Помощь профориентолога очень пригодится в случаях, когда выпускник школы затрудняется с выбором будущей профессии. Есть платные или бесплатные центры, в которых можно пройти тесты на профессиональную ориентацию. С помощью этих тестов можно получить подробную информацию о подходящих для молодого человека профессиях.

Интернет-тесты

По месту жительства выпускника школы не всегда имеются нужные специалисты, тогда лучше обратиться к специализированным сайтам, на которых могут встречаться два вида тестов: первые помогают выбрать специальность, анализируют качества клиента, его наклонности, характер, а вторые – сориентироваться в выбранной профессии, выясняют, насколько подходит выбранное дело. Самое приятное в этих тестах – то, что они дают бесплатную информацию.

Советы родителей

Являясь наиболее близкими людьми, родители, безусловно, желают своему ребёнку только добра, но не всегда их советы могут быть самыми полезными. Очень часто в них родители просто пытаются реализовать собственные несбывшиеся мечты за счёт своих детей.

Как помочь ребенку определиться с будущей профессией?

В то время как одни старшеклассники уже давно определились с будущей специальностью, у других ребят проблема выбора профессии может стоять достаточно остро. Кто-то из детей выбрал такое направление, которое не кажется родителям подходящим, а кто-то попросту еще не решил, кем хочет работать в дальнейшем.

Если близкие не согласны с мнением школьника, то это неизбежно приводит к конфликтам. Как правило, родители рассматривают ситуацию более прагматично, а потому их рекомендации основаны на перспективности специальности и способности ребенка освоить ее. Также взрослые учитывают такие факторы, как, например, территориальная удаленность учебного заведения. 

Для школьников же выбор профессии связан с другими мотивами – обычно они хотят найти такую сферу, которая будет интересна им самим. При этом, далеко не всегда у ребят сформировано объективное представление о выбранной специальности, а потому они могут иначе представлять себе работу в данном направлении.

Задача родителей – не столько переубедить подростка, сколько помочь ему разобраться со спецификой выбранной сферы и оценить свои возможности перед тем, как принять окончательное решение.

Различия в восприятии карьеры отцов и детей

В данном контексте буду отсылаться к поколениям. Конкретно здесь к различным поколениям буду относить людей, рожденных в эти годы:

  • поколение X — 1960-1980 гг.
  • поколение Y — 1980-2000 гг.
  • поколение Z — начало 2000-х.

Тут важно посмотреть, с чем сталкивались наши родители из поколения X и с чем сталкиваются дети — поколение Z. И как в зависимости от состояния мира вокруг меняется основной вывод по поводу идеальной работы

Что видело поколение X (1960-1980 гг.)

  • 1970-е — школа, все хорошо и стабильно.
  • 1980-е — университет и начало перестройки.
  • Лихие 90-е.
  • 2000-е — что угодно, только не обратно в 90-е.

Вывод: хочется стабильности и понятных перспектив.

Что видело поколение Z (2000-е и младше)

  • 2000-е — Я родился! Ничего не помню про ваши 90-е. Говорят, было опасно и голодно, но я не в курсе, лол.
  • 2010-е — Пошел в школу. Взрослые какие-то странные. Зачем всё учить, если можно погуглить?
  • 2020-е — Поступил в университет! Мама сказала идти на информатику, и я пошел. Но вообще у меня в Instagram 100k подписчиков, и я уже зарабатываю.

Вывод: хочется кайфовой работы здесь и сейчас.

Очевидно, что, когда человек растет в условиях железного занавеса и тотальной нищеты, у него срабатывает эффект низкой базы. И все, что не адский кошмар, становится отличной жизнью. Но когда человек растёт уже сытым, то просто быть не в кошмаре — мало, хочется лучше. И достижение этого лучше и есть цель деятельности. Намеренно не говорю слово «работа», потому что текущее поколение все реже воспринимает работу в привычных парадигмах, но об этом далее.

Важность помощи родителей в выборе профессии для ребёнка.

Участие родителей в помощи при выборе профессии неоспоримо, ведь кто как не они всесторонне знают своего ребёнка.

Различные опросы подростков показывают, что советы родителей имеют большее значение в выборе профессии чем другие факторы. И, если Вы реально хотите помочь, то доверительные отношения нужно выстраивать с раннего детства. А именно как можно раньше начать работать с ребёнком для определения его склонности к каким-либо профессиям, постоянно предлагая ему новые виды деятельности для определения его интересов. И здесь, чтобы заинтересовать ребёнка, нужно как можно раньше объяснить, что в будущем ему предстоит сделать выбор профессии, и для этого нужно подготовиться.

Много примеров, когда на мнение подростков большое влияние оказывает окружающая среда, внешние источники информации – школа, друзья, телевидение, интернет. В некоторых случаях к мнению посторонних людей они прислушиваются больше. Как поступить в этом случае?

В таком случае Вы можете познакомить ребенка с представителями профессии, которая ему нравится. Если же ориентация интереса идет на приобретение профессии, связанной с популярностью (актер, спортсмен) и среди ваших знакомых нет обладателей статуэтки «Оскара» или олимпийского чемпиона, то можно предложить почитать их интервью. Возможно, что ребёнка вдохновит их история о пути к вершинам, или же он решит, что это не для него. Видя вашу заинтересованность и участие вероятность того, что ребенок будет больше к Вам прислушиваться.

Помощь подросткам со стороны науки

Как помочь подростку выбрать будущую профессию, поможет исследование доктора психологии Е. А. Климова, который распределил практически все существующие профессии по характеру предстоящей работы:

  • Человек-природа, объединяющий людей, увлеченных природой, животным и растительным миром, его изучением, и обслуживанием. К этой категории относятся геологи, ветеринары, работники лесного, аграрного хозяйства, животноводства.
  • Человек-техника, профессия, в которой главный критерий — работа с техникой. Программисты, механики, инженеры и тому подобное.
  • Человек-человек, все области профессиональной деятельности, в которых требуется общение с людьми — учителя, менеджеры, продавцы, врачи.
  • Человек-знак, объединяющий профессии, в которых требуется кропотливая работа с документами. Например, бухгалтеры, журналисты, юристы, экономисты, бизнесмены, секретари.
  • Человек-художественный образ. Это все профессии, связанные с искусством — художники, актеры, певцы, кинорежиссеры — то есть те специальности, в которых требуется особый склад ума, мышление образами.

Лучше всех своего ребенка знают родители. Исходя из данных исследований, требуется отнести подростка к какому-либо пункту, объединяющему качества и характер будущего специалиста и выбирать профессию соответственно его способностям и пристрастиям. Ведь выбранный путь должен приносить не только материальное обеспечение, но и радость, удовольствие от проделанной работы. Какую профессию выбрать, решать молодым людям, но родители обязаны оказать максимальную помощь, чтобы оградить подростка от ошибок.

Выбранная специальность считается правильной и удачной, если молодой человек спешит на работу с радостью, посвящает ей все положенное время, не отсчитывая часы до обеда и до конца рабочей смены. К сожалению, только 24% из опрошенных молодых специалистов смогли найти работу по душе, совместив требуемые качества с хобби.

Завышенные ожидания

Несмотря на то, что поколение Z тратит силы на результат, а не на вознаграждение, все равно многие подростки хотят сразу получать высокую зарплату. У многих завышенные ожидания от профессий.

Если пойти учиться на программиста, значит, в ближайшем будущем можно будет купить дорогой ноутбук и сидеть в кафешках, занимаясь фрилансом. Но стоит понимать, что очень многое зависит от уровня знаний и немножечко от удачи.

Ведь история знает много примеров успешных людей, которые даже школу не закончили, но стали популярны в какой-то из сфер. Некоторые же могут потратить всю жизнь на изучение какой-то специальности, но оставаться посредственным в своем деле.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий