Театрализованные игры в подготовительной группе детского сада

Наглядные примеры проведения театральной деятельности

Театральная деятельность может быть поделена педагогами на 3 части:

  1. Вводная. Педагог устанавливает контакт с детьми и занимается сплочением коллектива, настройкой на общую работу. Читаются сказки, рассказы, стихи. Педагог проводит игры «Бегал заяц по болоту», «Дует ветер нам в лицо», «Сидит ветер на тележке» и т.д.
  2. Продуктивная. В этой части раскрываются творческие способности и происходит основное развитие воспитанников. Педагог проводит сказкотерапию и игры на улучшение воображения и памяти. Разыгрываются этюды с использованием мимики и пантомимики. Проходят творческие занятия по рисованию, аппликации и т.д.
  3. Завершающая. Педагог и воспитанники ставят совместные спектакли, подводят итоги.

Примеры конспектов

Краткий пример конспекта театрализованной игры «Теремок» (выполнила Кушуба А.А.):

1. Вводная часть:

  • чтение сказки «Теремок», совместное обсуждение»;
  • рассмотрение иллюстраций;
  • отгадывание загадок;
  • распределение ролей;
  • разучивание слов.

2. Основная часть. В середине помещения поставлена «коробка открытий», вокруг которой педагог усаживает детей, предлагая одному из них проверить, что в коробке. Там оказываются билеты в театр. Проходит увлеченное обсуждение того, что это такое, у ребят появляется интерес. Выясняется, что спектаклем будет «Теремок».

Воспитатель предлагает ребятам пройти в театральное помещение. Детей под музыку запускают внутрь, предлагают рассесться. Далее педагоги проводят спектакль, который ребята с удовольствием смотрят, по окончании — хлопают.

3. Заключительная часть. Педагоги и воспитанники обсуждают представление, дети рассказывают, кто из героев понравился и почему.

Диагностика и анализ проведенной деятельности

Оценка проводимой деятельности важна. Она помогает выявить сильные и слабые стороны процесса и определить вектор развития в дальнейшем.

Определение актерских качеств

Актерские качества являются способностью понимать эмоциональное состояние героя и в соответствии с этим выбирать подходящие средства выразительности для передачи образа персонажа. Могут использоваться мимика, пантомимика, интонации.

Характеристики, показывающие наличие развитых актерских качеств:

  • естественность в пантомимике;
  • богатство и живость мимики;
  • отчетливые и уместные изменения интонации и тональности голоса;
  • самостоятельность, отсутствие стереотипности.

Если ребенок зажат, двигается прерывисто и скованно, практически не проявляет мимики и говорит без интонаций, значит, его актерские способности не развиты.

Как отслеживать уровень развития

При оценке развития в театральной сфере деятельности следует обратить внимание на следующие элементы:

  1. Знание основ театральной культуры, интерес к ней.
  2. Уровень владения речевой культурой: понимание смысла произведений, умение дать точные характеристики персонажам, пользоваться языковыми и интонационно-образными средствами.
  3. Эмоционально-образное развитие: понимание эмоций героев, умение выражать свои.
  4. Навыки кукловождения.
  5. Музыкальное развитие.
  6. Умение влиться в коллективную творческую деятельность.

Тестовые вопросы для диагностики интереса к творчеству

Перед школой с воспитанниками ДОУ проводится беседа, в ходе которой педагог выявляет степень интереса детей к творчеству.

Примерный список вопросов, которые включает данная технология оценки:

  1. «Что такое театр?», «Ты сам был в театре? Какие впечатления остались?»
  2. «Какой спектакль ты смотрел самым последним?», «Ты любишь смотреть спектакли?»
  3. «Ты знаешь, чем занимаются режиссеры, актеры, художники-оформители?»
  4. «Как правильно вести себя в театре?»
  5. «Ты любишь сам участвовать в постановке спектаклей? Почему?»
  6. «Какой твой любимый спектакль? А какая любимая роль? Почему?»
  7. «Легко ли тебе угадать настроение персонажа?»
  8. «Ты бы хотел работать в театре в будущем? Почему?»
  9. «Ты любишь читать? Какая твоя любимая книга? Почему?»

Слушая ответы ребенка, нужно анализировать его интерес как к самой театральной деятельности, так и к отдельным вопросам.

Характеристики театрализованной деятельности в ДОУ

Занятия в театральной студии, проводимые в дошкольных образовательных учреждениях, имеют ряд особенностей, связанных с возрастом воспитанников, приоритетов в развитии и т.д.

Поставленные задачи

Задачи деятельности в театральной сфере:

  • активизация познавательного интереса через знакомства с литературными и драматургическими произведениями;
  • ознакомление с нормами поведения в театре, театральной терминологией, устройством сцены и зрительного зала;
  • тренировка речевого дыхания;
  • развитие дикции путем проговаривания стихотворений (для младших групп) и разучивания скороговорок (для старших групп);
  • расширение интонационного спектра речи;
  • освоение навыков координирования своих поступков с другими членами команды;
  • вытеснение скованности и смущения при выступлениях на публике;
  • формирование навыков быстрой смены деятельности по условному знаку;
  • заучивание реплик и действий, улучшение памяти.

Цели творческой активности

Перечисленные задачи направлены на достижение следующих целей:

  • расширение знаний об окружающем мире;
  • знакомство с театром;
  • развитие творческого мышления и самостоятельности;
  • совершенствование речи;
  • улучшение когнитивных способностей;
  • физическое развитие;
  • совершенствование навыков экспрессии;
  • социализация детей.

Принципы театрализованной деятельности

Любая деятельность в детском саду должна создавать условия для того, чтобы воспитанники всесторонне развивались. Для этого необходимо, чтобы среда была психологически комфортной.

Основные принципы, позволяющие этого достичь на занятиях в театральной сфере:

  • разнообразие тематики, отсутствие излишней монотонности;
  • включение элементов театрализации в другие сферы учебно-воспитательной деятельности;
  • использование педагогами психологических приемов, которые способствуют снятию напряжения и стресса;
  • применение воспитателями приемов, направленных на раскрепощение детей (например, привлечение родителей к постановке для повышения уровня комфорта дошкольников);
  • построение эффективной системы мотивации.

Театр в детском саду

В некоторых случаях, когда театрализованная деятельность в средней группе проходит в детском саду, участие в мероприятии принимают и родители. Они помогают с декорациями или с костюмами для своих детей.

Каждое занятие в детском саду проходит как игра, учащая детей чему-то новому. Например, понимать эмоциональное значение стихотворений или маленьких пьес, которые разыгрываются как этюды между двумя-тремя детьми. Часто воспитатель, играющий роль режиссёра, обсуждает с детьми их впечатления от прочитанных произведений.

Для средней группы детского сада подбираются стихотворения, сказки, игры-драматизации на разные темы и специальные этюды. Например, назвать ласково своё имя или имя соседа, подарить другу воображаемый подарок, войти в образ понравившегося литературного героя.

Наряду с более простыми упражнениями (заучивание и чтение стихов, считалочек, чтение по ролям) это формирует у детей представление о театральном искусстве. Полезными будут и посещения театра кукол, чтобы ребёнок увидел, какой может быть обычная тряпочная кукла под руководством скрытого от глаз зрителей актёра-кукловода.

Развитие театрализованной деятельности в средней группе в детских садах приветствуется, наряду с созданием других форм активности для детей.

Необходимые атрибуты

В детских садах организовывают театральные уголки, благодаря которым воспитанники впервые знакомятся с театрализованными играми, получают первоначальную информацию об этом виде деятельности и формируют у себя эстетический вкус.

Часто такие уголки оформляют отдельно в каждой группе, т.к. в зависимости от возраста воспитанников виды театрализованной деятельности и ее задачи могут быть различны.

В стандартный театральный уголок включаются:

  • картинки;
  • игрушки (для театра теней, пальчикового и ручного театра, марионетки и т.д.);
  • ширма, которая будет служить занавесом;
  • материалы для изготовления декораций и костюмов;
  • маски и костюмы;
  • книги;
  • фонотека;
  • афиши и фотографии.

Однако для каждой возрастной группы театральный уголок будет выглядеть по-разному, т.к. перед воспитанниками стоят различные задачи.

В первой младшей группе дети знакомятся с пальчиковыми представлениями, т.к. им необходимо развивать мелкую моторику. Поэтому на эту атрибутику делается упор в театральном уголке. Пальчиковые персонажи могут быть изготовлены из ткани, бумаги, полимерной глины и т.д.

Во второй младшей группе знакомятся с куклами-перчатками.

Средняя группа осваивает кукловождение — у них популярны куклы на трости, персонажи из ложек, природных материалов и т.д. Это делается для того, чтобы дети учились согласовывать свои действия с сюжетом произведения, а также для развития координации.

В старшей группе воспитанники знакомятся с марионетками. Дети уже способны управлять более сложными персонажами, и в данном случае упор делается уже на улучшение понимания тонкостей интонации и т.д.

Полезные видео по созданию атрибутов и организации

Можно найти немало полезных видео, которые помогут создать необходимую атрибутику и организовать увлекательную театральную деятельность.

Несколько YouTube-каналов на эту тематику:

  • kiDstream;
  • «Хэндики»;
  • Елена Гусева.

Сценарии для театрализованного представления

Пример отрывка сценария театрализованного представления «Волк и семеро козлят» (выполнила Рожкова Н.Е.) для старшей группы:

Необходимая атрибутика и оборудование: костюмы Козы, Козлят, Волка, домик-теремок, мешок, «лесные» декорации.

Фонограмма из мультфильма «Волк и семеро козлят на новый лад», автор А. Рыбников; песня из фильма «Мама» (режиссер Элизабета Бостан, 1976 г.), музыка Алексея Рыбникова из фильма «Усатый нянь» 1977 г., звуки леса, песня про доброту и дружбу из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика» 1986 г.

Место проведения: музыкальный зал.

Персонажи:

  • ведущий — воспитатель;
  • Мама-Коза — девочка из подготовительной группы;
  • Волк — мальчик из подготовительной группы;
  • Козлята — дети из старшей группы.

Зрители: остальные дети из старшей и подготовительной групп, гости, свободные педагоги.

На момент начала спектакля Коза с Козлятами находится в домике, а Волк — под деревом, где лежит пустой мешок.

Ход представления:

(Звучат звуки леса).

Ведущий:

Возле леса на опушке,

Где цветы, как жар, горят,

Жили в маленькой избушке

Ровно семеро козлят.

Раз — козленок самый старший,

Два — козленок-весельчак,

Три — козленок самый умный,

А четыре — самый шумный,

Пятый козлик — самый сильный,

А шестой — самый капризный,

Есть еще седьмой козленок —

Любит музыку с пеленок.

(Звучит музыка Алексея Рыбникова из фильма «Усатый нянь», выбегают один за другим козлята на опушку и начинают играть. Появляется Мама-Коза).

Ведущий:

Жили Козлики с Козой

С мамой ихней дорогой —

Рассудительной такой:

Самой умной, самой доброй,

Самой нежной и родной.

Были все ее детишки

Шаловливы, не унять.

Часто ссадины и шишки

Приходилось ей считать.

Каждый день Коза ходила

На базар за молоком

И детишкам говорила.

Мама-коза:

Ну, ребята, оставайтесь

Дружно делом занимайтесь.

Дверь закройте на замок.

Знайте, в лесу бродит Волк!

Дверь откроете, ребята,

Если только я спою.

Вы запомните, козлята,

Эту песенку мою:

(Звучит фонограмма «Напутствие мамы-козы из мультфильма «Волк и семеро козлят на новый лад», автор А. Рыбников).

Далее реплики продолжаются. После того как спектакль подошел к концу, всем присутствующим раздают угощение. Аплодисменты.

Подготовка и проведение занятия в ДОУ

Процесс подготовки в театральной деятельности имеет не меньшее значение, чем само представление.

Примерная схема подготовки к спектаклю:

  • чтение сказки, обсуждение, решение, кто каким персонажем хотел бы быть;
  • рисование и иные способы моделирования сцен из спектакля;
  • прослушивание музыки для сцен из спектакля;
  • создание костюмов, декораций и иной атрибутики;
  • репетиции.

Сами театральные занятия, на которых происходит процесс творческого переживания, являются более важным элементом деятельности, чем конечный результат.

Картотека тем для представлений

Темы для представлений в зависимости от возраста:

Возраст воспитанников

Цели

Примеры тем

Младшая группа
  1. Развитие навыка слушания рассказа (в качестве вспомогательного средства используются наглядные изображения).
  2. Обучение детей при повторном чтении повторять характерные действия.
  3. Обучение навыкам имитации звука.
  4. Формирование навыка управления мимикой, выражения эмоций с ее помощью.
  5. Приучение детей к выполнению простых ролевых действий.
  1. Русские народные сказки «Репка», «Колобок».
  2. А. Барто «Игрушки».
  3. Потешки «Огуречик, огуречик», «Ладушки», «Идет коза рогатая».
  4. Народная игра «Зайка серенький сидит».
Средняя группа
  1. Формирование умения выражать эмоции с помощью интонаций.
  2. Развитие воображения и жестикуляции.
  3. Поддержка стремления к самостоятельности в поиске подходящего средства выразительности для того или иного персонажа.
  4. Формирование навыков работы с воображаемыми предметами.
  1. Пантомима «Утренний туалет».
  2. Игры-стихи («Дружный круг», «Кошки-мышки» и др.).
  3. Игры с воображаемым предметом.
  4. Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса и козел».
Старшая группа
  1. Поддержание интереса к театральному искусству.
  2. Освоение навыков командной работы.
  3. Развитие внимания и образного мышления.
  4. Совершенствование в изготовлении декораций и костюмов.
  1. Сказки «По щучьему велению», «Снегурочка», «Лиса и кувшин».
  2. Игры «Заяц-Хваста», «Крылатый, мохнатый и масляный».
Подготовительная группа
  1. Пополнение словарного запаса.
  2. Развитие диалогической и монологической речи.
  3. Формирование навыков самостоятельной организации деятельности.
Сказки-игры «Сказка о козленке, который умел считать до 10», «Кот в сапогах»; «Гадкий утенок», «Серебряное копытце», «Красная Шапочка».

План занятий

Театральное занятие проводится со всеми членами группы, без отбора. Оптимальное количество участников — 12-16 человек.

Максимальная продолжительность занятий для детей разных возрастов, согласно ФГОС:

  • 15-20 минут для младшей группы;
  • 20-25 минут для средней группы;
  • 25-30 минут для старшей группы;
  • 30-35 минут для подготовительной группы.

Занятие включает в себя несколько этапов:

  • введение в тему (2-3 минуты);
  • основная часть;
  • подведение итогов (2-3 минуты).

Индивидуальная работа и репетиции проводятся раз в неделю. Такая деятельность не должна занимать более 40 минут.

Важно, чтобы помещение было приспособлено для занятий. Оно должно быть просторным, освещенным и проветриваемым, с аудиотехникой, возможностью установить декорации

Первые театрализованные игры проводятся в основном педагогом, а дети в них постепенно вовлекаются. На следующих занятиях участие воспитателя и ребят становится равным, а затем (в основном в старших группах) инициатива переходит к воспитанникам, педагог лишь помогает и поддерживает интерес к деятельности.

Организация студии в детском саду

Кружки в ДОУ — неформально объединенная по интересам и предпочтениям группа. Одной из наиболее любимых детьми сфер деятельности является театр.

Как подойти к вопросу

При организации студии в детском саду необходимо учитывать целый ряд важных моментов. Программы ее работы являются авторскими, в связи с чем их составляют с учетом возрастных и иных особенностей участников. Необходимо, чтобы в ходе деятельности дети получали информацию, которая пригодится им и на других занятиях.

Период, на который разрабатывается программа, может быть различным — 1, 2 или 4 года.

Особенности кружковой деятельности

Занимаются с детьми на данном кружке 3 вида специалистов:

  • воспитатели и педагоги дополнительного образования, которые увлечены театральным искусством;
  • музыкальные работники, которые имеют представление о сценической работе;
  • приглашенные профессионалы театральной деятельности — актеры или режиссеры.

Лучшее время для деятельности в театральной студии — после дневного сна.

Таблица с примером планирования работы кружка

Примеры игр, которые можно проводить в кружке, для детей разных возрастов:

Возраст воспитанниковНазвание игрыЦелиОписание
3-4 года«Зеркало»Тренировка внимания и памятиДети разделяются по парам, становятся друг напротив друга. Один начинает выполнять движения, а второй старается в точности их повторить. Затем роли меняются
5-7 лет«Сплетня»Повышение остроты восприятия звука, четкости произношения, творческого мышленияУчастник говорит какую-то фразу по теме на ухо товарищу, тот угадывает и загадывает свою фразу следующему
5-7 лет«Волшебная палочка»Развитие изобретательности и умения вживаться в роль, тренировка терпенияПедагог показывает детям предмет, а те рассказывают, на что он похож. Для усложнения задачи можно попросить их не говорить словами, а показывать жестами и т.д.

Вопросы индивидуализации в театральных играх

Даже в таком групповом виде работы, как игра, педагог должен индивидуализировать поставленную задачу. Этого можно достичь благодаря:

  • выбору роли (чтобы найти своё амплуа, малыш должен примериться ко всем ролям, что обеспечивает создание ситуации успеха);
  • атрибутам (те дети, которые не хотят перевоплощаться в образ ни при каких условиях, могут отвечать за подбор реквизита);
  • чтению наизусть (в 4–5 лет ребята способны разучивать и запоминать тексты довольно больших объёмов, поэтому театрализованную деятельность может сопровождать декламация стихотворений).

Если в группе есть дети, которые не любят публичные выступления, им можно давать задания, связанные с подготовкой декораций

Значение режиссерских игр для дошкольников

Сущность режиссерских игр в дошкольном учреждении (ДОУ) состоит в таких целях:

  • Обучение детей свободному открытому общению.
  • Стимулирование дошкольников первыми вступать в диалог.
  • Обучение детей формулировке предложений, осмысленному и точному выражению мыслей.
  • Обучение детей внимательно слушать собеседника.
  • Формулировка самостоятельности у дошкольников, способности делать выбор.

В ДОУ обычно находятся декорации, с помощью которых дети и воплощают сценарий, который придумали самостоятельно. Постановки для дошкольников важны, потому что при их отсутствии малыш не сможет в полной мере социализироваться и стать полноценным членом общества.

В каждом дошкольном учреждении имеется картотека театрализованных игр, с помощью которой воспитатели занимаются развитием детей.

Игры для детей старшей группы

Игры для старших дошкольников учат ребят не только говорить как персонажи, но и чувствовать их эмоции. Дети осознают, что они должны правдоподобно изобразить доверенного ему персонажа.

Театрализованные игры для старшей группы:

  • Попросите ребят разбиться на пары. Одному ребенку в паре дайте волшебную палочку (любой подходящий предмет). Пусть он спросит у друга: «Что я могу сделать, чтобы тебе было хорошо?» и коснется его волшебной палочкой. Тот отвечает, чего бы он хотел. Например: «Станцуй» или «Спой». Тут у малышей неограниченный выбор. Позже ребята меняются ролями.
  • Разбейте детей на 2 команды. Одна команда будет изображать животных. Каждый малыш должен двигаться, кричать и вести себя как животное в зоопарке, в то время как вторая группа будет ходить по импровизированному зоопарку и фотографировать животных. Позже команды меняются ролями.
  • Начертите на полу или на асфальте полосу шириной не более 40 см. Объясните ребятам, что это мост, через который нужно пройти, чтобы не упасть в глубокий овраг. Идти по мосту могут 2 человека с разных сторон, чтобы он не перевернулся. Ребята самостоятельно договариваются, в каком темпе они идут и на середине моста аккуратно обойти друг друга.

Старшие дошкольники учатся договариваться между собой с помощью режиссерских постановок, взаимодействовать и находить компромисс.

Методика организации и проведения театральных игр

Каждый воспитатель в детском саду имеет план работы с той или иной подготовительной группой, который выстраивается в соответствии с образовательной программой дошкольного образования. Организация театральных игр должна соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в которых установлены ориентиры развития в ребенке определенных качеств для различных возрастных групп.

Руководство игрой может осуществлять непосредственно педагог, но возможен вариант передачи на плечи ребенка части работы (например, малыш может самостоятельно украсить костюм, выбрать понравившиеся цвета для декораций спектакля).

Проведение игры условно можно разделить на 3 этапа:

  • Восприятие ребенком произведения, его смысла.
  • Изучение и овладение умениями и навыками, которые будет необходимо использовать. Они будут различаться для роли актера, декоратора и костюмера.
  • Непосредственное проведение репетиций и итогового выступления.

Обратите внимание! В зависимости от возраста детей и их первоначальных театрально-игровых навыков следует включать в программу подготовительные занятия. Процесс организации и проведения театральных игр следует рассмотреть на примерах:

Процесс организации и проведения театральных игр следует рассмотреть на примерах:

Дидактические игры

Поскольку дидактика как раздел педагогики изучает проблемные стороны обучения, в этой разновидности театральной деятельности важен индивидуальный подход к каждому ребенку. Это означает, что воспитатель должен вначале провести упражнения на выявление социо-культурных, речевых, познавательных и иных интересов и возможностей группы, выявить особенности и склонности каждого члена подготовительной группы к тому или иному направлению образования, определить проблемные моменты, а в дальнейшем распределять роли в постановках таким образом, чтобы каждый малыш имел возможность развивать недостающие качества.

Кукольный театр

При организации такой игры важно учесть мнения каждого члена группы и распределить роли в соответствии с желаниями и склонностями детей к той или иной деятельности. Для желающих из учащихся старших групп можно предусмотреть занятия по изготовлению костюмов, элементов кукол, оформлению сцены, чтобы реализовать их творческий потенциал

Кукольный театр «Буратино»

Ход игры:

С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети договариваются, что и как будут изображать.Водящий возвращается и спрашивает:

«Где вы были, мальчики и девочки?

Что вы делали?»

Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем,

а что делали — покажем».

Дети показывают действия, которые придумали.

В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как можно изобразить. Когда дети освоятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это сделать, они решают сами.

Карточка № 7 «Игра с пальчиками»

Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.

Оборудование: куклы пальчикового театра.

Для чего нужна драматизация сказки в детском саду

Трудно переоценить важность театрализованной деятельности в учреждении ДОУ. В процессе разучивания и показа постановки происходит воспитание ребенка, нравственное и физическое

В детский сад ребята приходят, чтобы влиться в социум, они должны учиться выступать на публике, запоминать текст, вовлекаться в игровой или трудовой процесс. Задача воспитателя — провести интересную игру, вставив в нее познавательный элемент и вызвать интерес у юных актеров. Драматизация сказки в подготовительной группе помогает показать детям, как можно и как нельзя вести себя в различных ситуациях.

Утренник в детском саду

Важно! Постановки в детском саду выполняются в соответствие с ФГОС, по одобренной программе. Можно выбрать всем известные сказки, такие, как «Муха-цокотуха» или «Красная шапочка» или проявить фантазию и устроить необычную постановку

Познакомить дошкольника с национальной культурой проще всего через русское народное творчество. В возрасте до 5 лет дети впитывают мудрость и красоту сказок как губка, все пропускают через себя, и впервые задумываются над тем, что такое хорошо и что такое плохо.

Другая, не мене важная цель — эстетическое воспитание. Инсценирование русских народных произведений позволяет:

Дети из младшей группы могут подготовить сказку и сыграть ее по ролям. Для этого отлично подойдет новогодний или осенний утренник. Также можно подготовить сказку к празднику для мам и к осеннему празднику. В целом за год возможна подготовка 3-5 драматизаций.

Обратите внимание! Постановка не должна продолжиться дольше 15 минут. Дети, которые ходят в садик, еще не готовы к продолжительным выступлениям

Драматизация — это в первую очередь игра, а значит, воспитанники сада могут смеяться, танцевать и весело болтать друг с другом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий