Физическое воспитание ребенка раннего возраста

Физические упражнения, как залог здоровья

Физические упражнения рекомендуются, как здоровым детям, развивающимся по возрасту, так и детям в период реабилитации после серьезных заболеваний или малышам, отстающим в развитии от сверстников.

Правильная физическая нагрузка оказывает положительное влияние на состояние суставов и костей, содействует укреплению мышц, нормализации систем пищеварения, дыхания и улучшению состава крови. Например, для детей, больных рахитом, основой терапии является прием лекарств в комплексе с длительным пребыванием под прямыми солнечными лучами, и комплекс упражнений, способных укрепить мышцы живота, возвращая его к нормальной форме.

Внимание!
Учёные утверждают, что такие упражнения благоприятно отражаются на физической форме детей, а также значительно улучшают их психоэмоциональное состояние, способствуя повышению внимания, восприятия, памяти и речи.

Принципы

Под этим понятием подразумеваются все те положения, правила и нормы, которые направляют деятельность взрослого, обуславливают построение тренировок с учетом личных качеств и возраста, а также половой принадлежности ребенка. Среди базовых:

  1. Гармоничное личностное развитие за счет комбинирования физического воспитания с его прочими разновидностями + широкая направленность базовой физподготовки.
  2. Связь физкультуры и спорта с реальной жизнью благодаря накоплению обширной базы двигательных навыков, многогранного развития физических умений, формирования активного жизненного кредо.
  3. Оздоровительная направленность.

Пристальное внимание уделяется также принципам наглядности, последовательности, соответствию занятий зрелости биологического созревания, цикличности их построения, систематичности чередования тренировок и отдыха, постепенности наращивания физических воздействий и рассеянности нагрузки

Показатели развития детей

Оцениваются по следующим физическим параметрам: рост, вес, пульс, замена зубов на коренные, особенности питания и режима дня

Примечательно, что особенности развития принимаются во внимание с учетом подразделения дошколят на две группы – младший и старший дошкольный возраст

Показатели физических возможностей проверяются с помощью специальных тестовых упражнений на выносливость, гибкость, скорость, прыгучесть.

Базовые умения:

  • к 3-м годам: малыш активно ходит, бегает, залезает на возвышенности;
  • к 4-м: может уверенно спрыгнуть с небольшой высоты, отлично ловит и бросает мяч и прочие предметы, катается на велосипеде;
  • к 5-6: выполняет большую часть стандартных движений, в том числе преодолевает преграды

Перед школой небольшой тест проводится педиатром: ребенку предлагается выполнить 10-15 приседаний и столько же наклонов. В норме – для приседаний достаточно 20 секунд, при этом допустимо учащение пульса до 70%, через 2-3 минуты он должен опуститься до своего нормального значения.

Средства физического воспитания

Для реализации вышеперечисленных задач, которые должны осуществляться комплексно, в правильной последовательности, применяются определенные средства. В их числе:

  • разнонаправленные упражнения физического характера;
  • гигиенические факторы;
  • оздоровление посредством сил природы.

Общая физическая подготовка для детей стандартно делится на 3 компонента:

  1. Основная гимнастика, которую при необходимости можно сделать избирательной, т.е. развивать что-то определенное, к примеру, осанку. Она включает:
  • ОФП;
  • разновидности прогулочного шага, бега, пр.;
  • строевые упражнения и танцевальные па.
  1. Подвижные игры, которые, наоборот, формируют физические качества не избирательно, а комплексно.
  2. Упрощенные варианты спортивных упражнений (те же забавы с мячом и пр.).

Гигиенические факторы – это совокупность грамотно выстроенного режима дня с дозированными периодами сна и активности, полноценное, здоровое питание, гигиена тела, пр.

К оздоровлению природой принято относить воздушные, солнечные и водные процедуры, имеющие громадное значение для закаливания, совершенствования процессов терморегуляции, нормализации психических механизмов и корректного развития нервной системы.

Закаливающие процедуры должны проводиться постепенно, последовательно, регулярно, активно, учитывая климатические особенности региона, с оглядкой на общее состояние здоровья ребенка, его медицинскую группу, наличие ОВЗ.

Возрастные особенности двигательной активности у малышей

5-6 месяцев. Уже с рождения ребенку нужно создавать все условия, располагающие его к произвольным движениям и игровой деятельности. Так как физическая активность очень тесно связана с развитием центральной нервной системы у детей. Поэтому необходимо поощрять и стимулировать моторные движения уже с первого года жизни малыша. Например, давать в руки погремушку, чтобы ребеночек сам учился удерживать и сознательно отпускать ее пальчиками.

6-7 месяцев. К этому моменту детки уже подобны маленькому моторчику и у них начинается самостоятельная активная деятельность, они начинают ползать. Но не стоит пугаться, если ваш малыш ленится и самостоятельное передвижение на четвереньках ему не по душе. Даже те дети, которые пропускают стадию ползания и сразу переходят к стадии ходьбы к году или чуть позже, тоже оказываются очень физически подвижными и достаточно быстро догоняют своих ползающих собратьев.

От 1 года до 2 лет. В этот период дети совершенствуют свое развитие основных движений и от ходьбы постепенно переходят к бегу. Так же в этот промежуток времени формируется правильная осанка, приобретает более четкие очертания свод стопы, и начинают проявятся навыки координации движений и чувство равновесия.

От 2 лет до 3 лет. В этот период у малышей совершенствуются такие навыки бросания, лазания и ползания. Поэтому очень занимательными и полезными являются различные игры с мячом для такого возраста. Например, чтобы развить меткость и навык попадания в цель поставьте небольшую корзину перед малышом и попросите его закинуть туда мячик.

От 3 до 4 лет. Как правило, в этот период у малышей появляются движения, напоминающие прыжки. После совершенствования этого навыка, они переходят к прыжкам по направлению вперед. Так же трех летние дети любят активно взбираться на всяческие ступеньки. Поэтому нужно обеспечить условия для свободного лазания, влезания через препятствия.

Для того чтобы ребенок с успехом закрепил все свои двигательные навыки, рекомендуется проводить занятия в коллективе таких же сверстников. Например, в детском развлекательном комплексе, где присутствуют горки, спортивные стенки с перекладинами, мячики и т.д. Это обеспечивает возможность выполнения ребенком различных движений.

Как приучить ребенка делать зарядку в игровой форме

Интерес к тому, что происходит вокруг него, является особенно активным в первые 3 года жизни малыша. Этот интерес родители должны использовать при занятиях с физическими упражнениями. Имитация голосов и движений животных (например, котёнок мяукает и потягивается), изображение различных предметов (круглый мяч, квадратный стол) могут стать основой игры, малышу будет интересней заниматься гимнастикой.

Поскольку в раннем возрасте дети лучше всего действуют подражательно, то в качестве примера будущих упражнений можно использовать не только движения родителей, а и специальные потешки или стишки с действиями, сопровождающиеся картинками.

Например, с простыми упражнениями:

Или же с более сложными движениями:

Не обязательно использовать стихотворную форму, можно сочинить собственную сказку, где главные герои совершают разнообразные движения. Зная интерес своего малыша и его предпочтения, достаточно легко организовать такую игру, когда ребенок, получит достаточный уровень физической нагрузки и удовольствие от самого процесса.

Рекомендуем: Физкультминутки для занятий под музыку.

Младшие и старшие дошкольники

От 4 до 5 лет. В младшем дошкольном возрасте все еще происходят глобальные перемены в росте детей. И продолжают формироваться грудная клетка, пропорции тела и еще очень уязвимы различные системы организма. Поэтому физическую нагрузку и их интенсивность следует подбирать аккуратно. Так же следует учитывать тот факт, что мышцы у детей в этом возрасте еще не очень сильны и еще не очень совершенно развиты кисти рук и связки на них.

От 5 до 7 лет. Физическая деятельность детей старших и подготовительных групп в детском саду состоит из подвижных игр, иногда с элементами спорта. Они направлены на повышение выносливости, общеукрепляющего действия на весь организм и способствуют закаливанию

В этом возрасте очень важно привить ребенку интерес к физкультуре

Для способствования положительного психологического настроя и развития для дошкольников очень полезны коллективные игры. Они развивают мышление, умение действовать самостоятельно и сообща, а так же формирует нравственные качества ребенка.

Особенности физического воспитания

Развитие дошколят 3-6 лет характеризуется существенными изменениями моторики и физиологии, растет скелет, увеличивается мышечная масса, пропорции тела видоизменяются. В это время силовые упражнения и прочие перегрузки недопустимы, все задачи должны реализовываться в игровой форме.

Уроки физкультуры становятся ведущей формой организованного и регулярного обучения детей двигательной активности. Для этого подбираются посильные для дошкольника физ. нагрузки, при необходимости используется индивидуальный подход, создается благоприятная среда для многогранного развития.

Так, в ДОУ систематическая работа состоит из: ежеутренней гимнастики, промежуточных дневных «физкультминуток», занятий физкультурой в зале и на свежем воздухе. Обучение строится в игровой форме, с музыкальным сопровождением, что не только делает его более занимательным, но и способствует повышению познавательной способности детей и их заинтересованности в физической культуре.

Методы

Включают в себя средства и формы физического воспитания дошкольников, направленные на реализацию конкретных задач. Их педагогические возможности сложно переоценить, они позволяют грамотно подбирать программы тренировок, регламентировать нагрузку, точно дозировать интервалы отдыха, пр.

Стандартно в физическом воспитании применяют 2 группы методов:

  1. Специфические, т. е. характерные исключительно данному виду деятельности.
  2. Общепедагогические.

К первой группе относят:

  • строго регламентированные упражнения – направленные на обучение двигательным действиям и их дальнейшее совершенствование и/или на воспитание физических качеств;
  • игровой метод;
  • соревновательный метод (от эстафет или итоговых зачетов до полноценных спортивных состязаний).

Общепедагогические методы делятся на словесные (вербальные) и наглядные. Первые могут реализовываться в форме объяснений, инструктирования, лекций, команд или замечаний. Вторые подразумевают непосредственную или опосредованную наглядность, направленную возможность пошагово прочувствовать двигательное действие (личный пример, демонстрация видеороликов и картинок, зрительные ориентиры, например, разметка поля).

Выбирают методику, отталкиваясь от специфики возраста. Например, если трехлетки лучше всего воспринимают наглядность, то подготовительная группа уже отлично усваивает вербальность в чистом виде.

Выбираем спортивную секцию

Занятия спортом в раннем возрасте – действенный метод для воспитания физически активной личности. Спортивная секция развивает выносливость, смелость, уверенность в себе, в целом укрепляет здоровье. Прежде чем определяться с выбором, стоит посетить педиатра на предмет выявления возможных противопоказаний. Принимать итоговое решение нужно, опираясь на пожелания самого ребенка, с учетом возрастных показателей и допустимой степени нагрузок:

  • с 3-4 лет – акробатика, любые виды гимнастики, фигурное катание, единоборства;
  • в 5-6 лет – легкая атлетика, спортивные игры с мячом, теннис (большой в том числе);
  • 7 лет – единоборства, командные виды спорта.

Главные основы правильного физического воспитания детей

Одной только физкультуры и двигательной активности не хватает для полноценного физического развития ребенка. Чтобы комплексно воздействовать на организм и способствовать его оздоровлению, следует соблюдать ряд факторов.

  1. Гигиенические факторы. Они играют важную роль в физическом воспитании. В них входит:
  • режим дня (соблюдение постоянного распорядка сна, бодрствования и питания);
  • гигиена личной одежды и обуви ребенка;
  • уборка комнаты, где ежедневно находится ребенок.

Полноценное питание

Для каждого человека очень важно правильно питаться. А тем более в этом нуждаются дети

Потому что они постоянно растут и получают через питание все необходимые для этого витамины и макроэлементы. Так же иммунитет ребенка и способность его организма противостоять различным болезням, напрямую зависят от того, чем питается ребенок. Здоровый сон. Необходимо обеспечивать ребенку необходимое количество часов для сна и не пренебрегать им в дневное время, даже если он этого не хочет. Ведь во сне происходит восстановление сил, регенерация поврежденных клеток. Это очень важно для его роста и нормального психологического состояния. Предварительно перед сном ребенка следует проветривать комнату. Чтобы обеспечить необходимое насыщение организма кислородом и устранить скопление и распространение вирусов и микробов в помещении. Солнце, воздух и вода. Как известно естественные силы природы лучшие друзья для укрепления иммунитета детей. Поэтому прогулки на свежем воздухе нужно организовывать в любое время года, минимум на 2 часа в день. Это способствует закаливанию организма и тренировке терморегуляции. Непосредственно физическая активность. Она должна всегда соответствовать возрасту и не должна быть слишком тяжёлой для ребенка. Поэтому отдавая ребенка в спортивную секцию, не стоит гнаться за слишком быстрым достижением результатов и общих нормативов. Всегда интересуйтесь у ребенка, не слишком ли он переутомляется на занятиях. Потому что для поддержания общей физической формы детей раннего дошкольного возраста бывает достаточно общеукрепляющей гимнастики и зарядки по утрам и двух-трех раз занятий в неделю с подвижными играми.

Соблюдая все эти факторы и мотивируя к различной гимнастике и двигательной активности малыша, мама не только укрепляет здоровье и физическую выносливость своего ребенка, но и способствует его правильному психологическому развитию.

Что подразумеваем под физическим воспитанием дошкольников

Если спросить родителей, как они видят физическое воспитание своего ребенка, то заботливая мама и ответственный папа, прежде всего, упомянут об укреплении здоровья малыша, о приучении его к безопасному поведению.

И это абсолютно верный подход. Потому что задача взрослых – заботиться о ребенке и с малых лет воспитывать у него ответственное отношение к своей жизни и здоровью.

Педагогика рассматривает данное понятие несколько шире, формулируя следующие оздоровительные задачи:

  1. Охрана жизни, борьба с заболеваемостью, повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды.
  2. Правильное и своевременное развитие всех систем организма, расширение их функциональных возможностей, формирование правильной осанки и стопы, гармоническое физическое развитие.

В современной педагогической практике одно из приоритетных направлений развивающего образования – это физическое воспитание детей дошкольного возраста, целью которого является создание фундамента физического здоровья детей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий