Этикет почитания родителей в исламе

Ветхий завет — анатомия родства

Если мы посмотрим на Ветхий Завет, то увидим очень важную закономерность. Перед нами — книга потомств, книга родов. Ветхий завет не мог бы состояться, если бы в отношениях между поколениями не существовало согласованности и глубоких связей. Причем, это не вещи, связанные с духовным подвигом, но некая антропология, анатомия родства, анатомия благоденствия семьи, человека, рода. И в основании этого благоденствия лежит почитание родителей. Это почитание, которое нисколько не отнимает у следующего поколения его свободы, творчества, риска. Это и есть библейский идеал почитания родителей.

Но есть вещи, которые связаны с волей родителей. Одна из таких вещей, которые достаточно жестко прослеживаются в жизни Авраама, Исаака, Иакова — отношение к Богу, вторая — благословение на брак. Это принципиальные моменты, за которыми отцы очень строго следили.

Новозаветное отношение к почитанию родителей несколько шире. Новизна здесь такая — Господь говорит апостолам: «Бросайте все и идите за Мною». Спрашивали ли апостолы благословения родителей, чтобы пойти за Христом? Скорее всего — нет. Скорее всего, это был достаточно смелый и неожиданный поступок.

Роль матери и отца в воспитании детей

Мать всегда будет играть большую роль в жизни любого человека. Именно она выносила его, родила в муках, выкормила грудью. За это ей нужно быть благодарным. Именно на матери лежит большая часть обязанностей по воспитанию детей, содержанию дома в чистоте и создании уюта. А в современном мире многие женщины, к тому же, работают.

Пророк Мухаммад призывал верующих уважительно относиться к матерям, поскольку они в значительной мере повлияли на становление их личности и привили положительные качества. Не будьте черствыми, ведь ваши матери многим пожертвовали ради того, чтобы вы стали добропорядочным человеком.

Роль отца в воспитании детей незаменима. Если мать делает все для того, чтобы ребенок был сыт, хорошо одет и просто дарит ему свою любовь, то мужчина является примером для подражания, на который ориентируются не только мальчики, но и девочки. Он должен внушать детям уверенность и чувство защищенности.

Если мужчина был для своего ребенка хорошим примером и заложил основы поведения во взрослой жизни, его будут уважать по достижении преклонного возраста.

Биологические? Родные!

Иногда современный человек говорит «биологические родители». Очень неприятный термин, обесценивающий, потому что он уже заранее отметает духовную часть. Мы предпочитаем говорить «родные родители», подчеркивая, что в родстве есть и духовная, и телесная часть.

А как же быть в случае, если ребенок усыновлен? Нужно ли человеку уважать мать, которая отказалась от него в роддоме? Сможет ли выросший ребенок уважать родителей, которые над ним издевались?

Очень важно то, что с библейской точки зрения приемные родители не могут быть заменой родных. Важно понять, что родные родители никуда не исчезают

Приемные родители могут быть, могут не быть, а родные остаются всегда, ведь именно их кровь течет в жилах ребенка. Ребенок не может почитать приемных родителей, если он не почитает родных.

Заповедь о почитании родителей дана взрослому человеку, к младенцу, которого родили, но не выкормили, и он умер, ее применить невозможно. А если человек вырос в приемной семье и своих родителей никогда не видел? Должен ли он почитать их? Несомненно — должен. Потому что в нем течет их кровь, и, отказываясь от нее, не принимая ее, он не принимает себя.

Если уподобить приемного ребенка дереву, то корнями этого дерева являются родители. Приемные родители, которые человека вырастили, в этой схеме выполняют роль подпорки, благодаря которой деревце не погибло. Но что будет с деревом, которое откажется от своих корней?

Почитать приемных родителей, безусловно, можно и нужно, но отказываться от родных, и не уважать их — нельзя. Даже если принять их поступки по отношению к ребенку, бывает непросто, а порой и просто — невозможно.

Нужно ли сохранять тайну усыновления? Человек должен знать, кто его родил, иметь, если возможно, информацию об этих людях. Совсем необязательно выстраивать с ними отношения, или общаться, но знать — нужно. Невозможность узнать ничего о своих родных родителях — страшная трагедия для человека и такие примеры многократно повторялись в нашей истории.

Тема отношений приемных родителей с детьми очень обширна, серьезна и, безусловно, заслуживает отдельного разговора.

Больше чем Великодушие

В Коране  и хадисах пророка Мухаммада, да
благословит его Аллах и приветствует, слово бирр обозначает доброе
отношение к родителям.Чаще всего оно переводится как доброта или
великодушие. К сожалению, как и большинство арабских слов, бирр теряет
свою глубину в переводе на русских язык. Это не только доброта, но и
милосердие, сопереживание, уважение и даже терпение. Ислам – не  просто
религия, а образ жизни, где перечисленные качества должны составлять основу
всех взаимоотношений, особенно родителей и детей.

Родители ухаживают и заботятся о детях долгое
время, но проходит время и уже у них появляется потребность во внимании. Дети
обязаны заботиться о родителях. В их отношении должны проявляться все оттенки бирр.
А награда от Господа последует обязательно. Пророк Мухаммад говорил:

«Господь даст легкую смерть, а затем
Рай тому, кто выполнит три вещи: будет мягким  по отношению к слабому,
заботливым к родителям и добрым к рабам» (Тирмизи).

Андрей Лоргус

Должные ли выросшие дети слушаться родителей? В чем разница между почитанием и подчинением? Как относились к своим родителям библейские праотцы? Как относиться к родителям ребенку, который вырос в приемной семье?

В том, что выполнение пятой заповеди вызывает у современного человека определенные проблемы, ведущие вечера, практические психологи, знают по своему профессиональному опыту, а протоиерей Андрей Лоргус — еще и по опыту пастырскому. Именно с этими проблемами люди часто приходят на консультацию к психологу и задают вопросы священнику на исповеди и в личных беседах.

В аудитории культурного центра «Покровские ворота» вопросы по теме детско-родительских отношений тоже накопились у многих, и в конце вечера была возможность их задать. «Должен ли я во всем слушаться маму, чтобы быть хорошим сыном?» — спросил у психологов мужчина лет сорока, и вопрос этот был выстраданным.

Спасибо за то, что родили!

Что такое признание? Казалось бы, какие проблемы — мой отец — мой отец, моя мать — моя мать. Но нередко возникают попытки отказаться, не принять родителей: «Ты мне не отец!», «Ты мне не мать» — иногда это фразы, бросаемые в пылу ссоры, а иногда — выношенные в сердце злобные подростковые мечты. Это и есть тяжкий грех не почитания — непризнание своих родителей родителями.

Принятие означает, что я принимаю родителя, как часть себя, часть своей природы. Это принятие осуществляется не умом, а сердцем, это — некая решимость человека принять своих родителей.

А как быть, если родители — алкоголики? А если они бросили младенца в роддоме? У нас могут быть причины непринятия своих родителей. Но заповедь настаивает на принятии. В ней не написано: «Чти отца и мать своих за то, что они для тебя сделали», — там вообще нет никаких условий. Почитай родителей — долголетен будешь.

Уважение к родителям не должно зависеть от их качеств и поступков, оно должно быть не за их добродетели, а уже по самому факту рождения (безусловное уважение).

Благодарность родителям — акт принятия того дара, который они нам передали. От них, мы приняли самый большой подарок, нашу жизнь. Ведь с подарком можно поступить по-разному, например, сказать дарителю: «Спасибо, но мне не надо», или «Заберите, я этого не хотел!» Не почитание родителей, неуважение к ним лишает человека силы. Причем, мы лишаем силы не только себя, но и своих детей, вырываем себя из рода.

Хамство как непочитание родителей для нашего времени очень актуально. Хам — тот, кто ниспровергает отца, уничтожает его, смеется над ним и живет по-другому, своим порядком. Собственно, то, что произошло с русской нацией, и есть хамово — преступление, которое ведет к искоренению рода, в данном случае — искоренению нации. Сейчас к сожалению, именно хамство стало одной из ведущих современных национальных черт.

Иногда мы говорим: «Самое главное — это спасение от Господа». Но спасение прикладывается к тому, кто уже есть. Наше рождение — в руках Божьих и в руках родителей, поэтому и наша благодарность родителям за этот дар — высочайшей пробы.

К непослушанию относится и такие действия:

— Если сын или дочь могут принизить достоинство своих родителей, считая их мнение менее весомым, так как они — умнее, богаче, образованнее, выше по социальному статусу и т.д., что детей заставило возгордиться.

— Если сын считает других людей (жену, друзей и самого себя) выше родителей и старается угодить им.

— Если сын или дочь называют родителей по имени, тем самым принижая их достоинство или не уважая их.

Говорите благородное, будьте благодарными, великодушными, спокойно слушайте своих родителей, проявляйте к ним уважение.

Благодарность по отношению к родителям связана с благодарностью Всевышнему. Всевышний говорит (смысл): «Благодари Меня и своих родителей» (сура «Лукман», аят 14).

قال الله تعالى: “وَاخْفِضْ لَهُمَا جَنَاحَ الذُّلِّ مِنَ الرَّحْمَةِ وَقُل رَّبِّ ارْحَمْهُمَا كَمَا رَبَّيَانِي صَغِيرًا” (سورة الإسراء\24)

Всевышний повелевает нам (смысл): «Преклоняй пред ними крыло смирения из милосердия и говори: “Господи! Помилуй их, подобно тому как они растили меня ребёнком”» (сура «Аль-Исра», аят 24).

Если вы обладаете разумом, то остерегайтесь проявлять ослушание своим родителям, т.к. последствия этого греха очень тяжелы. Будьте благочестивыми к ним, т.к. скоро они могут покинуть этот мир, и тогда будете жалеть, что не делали этого при их жизни. Благочестие к родителям является качеством благородных и порядочных людей, оно смывает грехи, улучшает жизнь, оставляя хороший след после смерти человека.

Однажды к Пророку Мухаммаду ﷺ явился какой-то человек. Стремясь получить награду Аллаха ﷻ, он желал поклясться ему в том, что переселится и будет сражаться на пути Аллаха ﷻ. Однако Пророк ﷺ не стал торопиться, и спросил его: «А жив ли кто-нибудь из твоих родителей?» Человек ответил: «Они оба живы». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «И ты хочешь получить награду Аллаха ﷻ?» Этот человек сказал: «Да». Тогда Посланник Аллаха ﷺ повелел ему: «Так вернись к своим родителям и обращайся с ними хорошо!» (Аль-Бухари, Муслим).

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Дела, которые станут приносить пользу

Есть множество способов проявить почтение
и заботу к родителям даже после их смерти. Мусульманин может молиться за них и
просить Бога о прощении и милосердии для них; он может рассчитаться с их
земными долгами, или долгами перед Богом, такими как пост или паломничество; он
может также подать милостыню от их имени. Поддержание родственных уз тоже
относится к уважению родителей. Ислам подробно объясняет, что может сделать
человек для умершего. Как сообщил пророк Мухаммад (мир ему и благословение
Аллаха):

«Когда человек умирает, прекращаются
все его дела (и он перестает получать награду за них), кроме трех: непрерывной
милостыни; знания, которыми пользуются люди; или праведных детей, которые
обращаются к Аллаху с мольбами за него» (Ат-Тирмизи)

Как-то сподвижники спросили пророка (мир
ему и благословение Аллаха):

«Существует ли какое-либо благое
деяние, которое я должен сделать для родителей после их смерти?» Посланник
Аллаха ответил: «Четыре вещи: молись и проси прощения для них, исполняй то, что
было ими обещано, оказывай уважение тем, с кем они дружили, и поддерживай
родственные связи с теми, с кем ты связан только через них» (Ахмад, Абу Дауд,
Ибн Маджа).

Итак, мы видим, что любовь и почтение
должны быть оказаны родителям, даже когда они покинут этот мир. Пророк Мухаммад
сообщил нам о человеке, достигшем очень высокого положения в Раю. Удивленный,
он пожелал узнать, чем заслужил такого почета. Тогда ему сказали:

 «Твой сын молился о твоем прощении»
(Ибн Маджа).

Не могу простить своих родителей

Тема, которая часто возникает на консультациях психолога: «Не могу простить своих родителей». Как связано прощение родителей с почитанием?

Откроем страшную тайну: мы, как дети, не имеем права прощать или не прощать родителей просто потому, что не имеем права их судить. Мы своим родителям — не судьи, поэтому говорить о прощении мы тоже не можем. Потому, что прежде чем простить, сначала надо осудить и вынести приговор. По отношению к отцу и матери осуждение недопустимо по иерархии.

Дети всегда ниже родителей. Они не могут ни со стороны, ни свысока посмотреть на их жизнь, не могут быть им судьями, они всегда смотрят на своих родителей снизу вверх, вне зависимости от своего роста и возраста.

Но это совершенно не значит, что мы не можем оценивать поступки родителей и анализировать их ошибки. Критический взгляд вполне возможен, это нормально. Без критичности мы впадем в идеализацию. Но на основе этой критики мы не имеем права родителей судить или осуждать. И, кстати не имеем права их оправдывать, поскольку мы не судьи, не адвокаты, не обвинители. Ни суда, ни адвокатуры.

Праотцы не были «папенькиными сынками»

Что подразумевает Церковь, говоря о почитании родителей? Эта норма взята из десяти заповедей, данных Моисею, и в ней сказаны очень важные вещи, на которые стоит обратить внимание. «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе»

То есть почитай родителей и хорошо тебе будет на земле, долговечен ты на ней будешь.

Здесь есть определенная выгода. В этой заповеди звучит не обязанность почитать родителей, а предлагается по сути дела, прагматический подход: если будешь почитать родителей, тебе будет хорошо, а, кроме того, ты приобретешь еще и долголетие.

Почему? Ведь все примеры из современной нам жизни говорят об обратном. Разве хорошо детям, которые попали в зависимость от родителей? Маменькин сынок, не имеющий своего мнения, и взрослая дочь, которая всю жизнь просидела возле маминой юбки — разве мы видим их счастливыми и долголетними?

Весь наш современный опыт говорит о том, что дети, которые находятся в зависимости у родителей, в своей жизни терпят бедствие. Они не могут наладить свою семейную жизнь, неуспешны в профессии, а психологически они бывают разрушены, или просто не состоялись как личности. Разве это подразумевается под послушанием, такая зависимость, такая привязанность? Конечно — нет!

Обратите внимание, на героев самых известных библейских сюжетов о почитании родителей. Как ведут себя Сим или Исаак, которые прославились еще и как патриархи, праотцы? Эти люди в свое время проявили совершенно феноменальное послушание, но оно не помешало им всю жизнь поступать независимо, принимать решения самостоятельно

Любовь к родителям, которую они проявляли, не мешала им совершать смелые, необыкновенные и довольно неожиданные поступки, они сами определяли свой жизненный путь.

Вот уж точно Исаак не «папенькин сынок»! Он совершенно другой человек, мощный, мужественный, величественный. Когда Авраам собирался принести его в жертву, ему было около 14 лет, и послушание, проявленное им в этом возрасте, нисколько не помешало ему стать великим, точно так же как не помешала стать великим Симу добродетель, проявленная в почитании отца.

В Библии есть много других сюжетов, которые подтверждают нам библейскую заповедь о почитании родителей. Но почитание родителей не отрицает поколенческой свободы, творчества, риска, самостоятельности.

Что нам делать с родителями?

Проблемы возникают не с пониманием пятой заповеди, а именно с ее исполнением. Конечно, я люблю своих родителей, они — мои самые родные люди

Но что такое особенное Церковь велит мне по отношению к ним делать? Почитание — это что-то возвышенное, что-то важное? Представляется, что почитание это — очень сложная и трудноисполнимая вещь

С другой стороны, воплотить тот идеал любви к родителям, который хотелось бы, оказывается в жизни непросто. Часто нам, взрослым детям, приходится слышать от мамы упреки. Значит, наши отношения — несовершенны?

С тех пор, как психология стала популярна, взаимоотношения человека с родителями стали притчей во языцех. Тезис о том, что во всех проблемах человека виновата семья, в которой он вырос, что называется, «пошел в народ», и родители оказались виноваты во всем — от детских травм до пресловутого Эдипова комплекса, о котором сейчас рассуждают даже бабушки на лавочке. Проблемы действительно есть, но какое все это имеет отношение к выполнению пятой заповеди? С этим мы и попробуем разобраться.

Главная проблема заключается в том, что наше субъективное отношение к родителям, которое начало складываться с первых месяцев нашей жизни, и даже еще раньше, до нашего рождения и современное представление о том, как мы должны к ним относиться, между собою, мягко говоря, не совпадают. То, как мы должны относиться к отцу с матерью и то, как мы реально к ним относимся, оказывается очень разными вещами. Почему так?

Общие правила

Мусульманский этикет считает непочтительное отношение к родителям наиболее тяжким грехом. Запрещено оскорблять, обижать или как-либо еще притеснять мать и отца. Для того чтобы следовать Корану, необходимо соблюдать установленные правила:

  1. Необходимо всю жизнь помнить о том, как тяжело дается воспитание детей. Родители, а особенно мать, вкладывают в ребенка всю свою энергию, зачастую забывая о себе. Именно поэтому нельзя забывать, сколь многим они пожертвовали ради вас:

  2. Вам надлежит всегда просить Всевышнего о том, чтобы он простил грехи матери и отца, если они у них есть, а также чтобы он проявил к ним милость:

  3. Помните, что очень просто обидеть человека и никогда не показывайте родителям, что злитесь за что-то. Исламский этикет запрещает кричать на них. Говорите вежливо, без повышения интонации. В Коране сказано:

  4. Верующему надлежит во всем слушаться отца и мать, кроме тех случаев, когда они просят чего-то запретного. Если вы подчиняетесь их воле, то проявляете таким образом свою любовь. Отказ выполнить требования расценивается как грех, поскольку огорчает родителей. Посланник Аллаха ответил, когда его спросили, какой поступок расценивается Всевышним, как наиболее предпочтительный: «Намаз, совершенный в начале времени» – был ответ. « А за ним какое?» – спросили его. « Подчинение родителям и стремление делать им добро», – ответил он и добавил, что после этого идет, сражение на пути Ислама».
  5. Ни в коем случае нельзя демонстрировать матери или отцу, что они надоедают чем-либо. Слушайте их советы, всегда старайтесь говорить с ними бодро. Ни взглядом, ни жестом не показывайте, что чем-то недовольны.
  6. Помните, скольким пожертвовали родители, воспитывая вас и дарите им то, в чем они нуждаются. Приобретайте одежду, обувь или продукты питания:

  7. При матери или отце не следует вызывающе смеяться, петь, обнажаться. Так вы продемонстрируете свое непочтение. Можно целовать им руки и обнимать их.
  8. Обязанность детей не только уважать родителей, но и во всем им помогать. Если у вашего отца в руках тяжелая сумка или вещь, обязательно заберите ее и донесите сами. Матери тоже нужно помогать по мере своих сил. Помойте посуду, вытрите пол и помогите ей с младшими братьями или сестрами. Вы проявите свое почтение, если будете хорошо учиться. Пророк Мухаммад говорил:

  9. Исламский этикет предписывает верующему помнить о том, что любой его поступок скажется на родителях. Поэтому не делайте ничего из того, что может опозорить их и дать окружающим повод для осуждения: «Одним из самых тяжких грехов является произнесение человеком слов, порочащих родителей». Сподвижники спросили: «О, Посланник Аллаха, а разве бывают люди, которые порочат своих родителей?» Он ответил: «Бывает. Один человек ругает, порочит родителей другого, тот, в свою очередь, ругает и порочит родителей этого».
  10. Запрещено детям идти впереди матери или отца, присаживаться до того, как это сделают они, или называть их по имени. Уважительное отношение предписывает обращаться к ним «отец, мать» или «папа, мама».
  11. Если вы оказались в спорной ситуации, когда нужно отдать предпочтение просьбе либо отца, либо матери, то считается сунной сначала послушаться отца, если действие касается проявления уважения. Отдайте предпочтение сначала матери, если действие связано с проявлениями заботы или нежности.
  12. Если вы планируете совершить поездку, сначала спросите разрешение у отца или матери. Лишь с их согласия можно уезжать. К Посланнику Аллаха обратился юноша со словами: «Я пришел, чтобы присягнуть тебе в хиджре, хотя родители меня не понимают и плачут». Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

  13. Если вы в отъезде или просто живете далеко от родителей, чаще звоните им и пишите письма, справляясь об их самочувствии.
  14. Всегда отвечайте на призыв отца и матери.
  15. Делайте все, что в ваших силах, чтобы родители не испытывали нужду.
  16. Вы доставите радость родным, если будете дарить им подарки в особенные даты.
  17. Помогая матери и отцу, делайте это бескорыстно. Запрещено попрекать их тем, что вы совершили добрый поступок.

Этикет почитания родителей предписывает помнить о том, что мать и отец – основа любой семьи. Без них вы бы не появились на свет. Помните, что они испытывают к вам безграничную любовь. Только родители готовы пожертвовать ради вас всем, в том числе своей жизнью. Испытать такое чувство вы сможете лишь после того, как сами станете матерью или отцом.

Их любовь абсолютно бескорыстна, они не будут ничего требовать от вас, но вы проявите уважение, прислушиваясь к их словам и стараясь делать все, чтобы не огорчать их. Сказано:

Также говорил Посланник Аллаха:

Уважение важнее заботы

Взрослому человеку, имеющему собственную семью, нелегко бывает заботиться о родителях. И, положа руку на сердце, можно сказать — иногда очень трудно бывает отделить заботу от манипуляции. Например, если мать требует, чтобы взрослый сын, бросив беременную жену и больного ребенка, немедленно отвез ее в театр, нужно ли проявлять такую заботу? Способ бороться с манипуляциями один, и он очень простой — взрослеть. Манипулировать взрослым, зрелым человеком — невозможно.

А бывает, что наши родители заболевают и становятся беспомощными, как дети, как заботиться о них тогда — как о родителях, или как о детях? Забота — не есть почитание. Почитание может быть и без заботы, забота — тема отдельная и о ней в Библии тоже говорится.

Мы часто заботимся о родителях, но при этом их не уважаем. Будет ли это почитанием? Нет. Потому что в почитание входит уважение, а не забота. Забота без уважения — не почитание. Заботясь о родителях, престарелых и беспомощных, мы удовлетворяем их насущные потребности, без которых они не могут выжить. Но это вовсе не означает, что мы должны заботиться об удовлетворении духовных и эмоциональных потребностей своих родителей. Развлекать родителей — не наша задача, это зона ответственности самого человека.

Если наши родители больны, требуют ухода, если они впадают в маразм или превращаются как больные, в маленьких детей, становимся ли мы тогда им родителями? Никогда! Это страшное нарушение заповеди почитания. Иерархия сохраняется всегда, она не меняется со временем. Грех тому ребенку, который не почитает больного родителя, относится к нему с пренебрежением. Лучше уход за больным перепоручить другим людям, но сохранить к родителям уважение.

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Мудрость и наставления

Богатство временное и вечное – какова цель нашей жизни?

Шел девятый год хиджры. Разведка донесла в Медину, что византийский император Ираклий собрал огромное войско – в сто или даже сто пятьдес…

1 333
20 июня, 21

Мудрость и наставления

Три прощальных напутствия месяца Рамадан

Месяц Рамадан – это долгожданный гость, которому большинство из нас, как мы надеемся, были рады, очень скоро окончательно попрощается с н…

1 003
13 мая, 21

Мудрость и наставления

Последствия злословия: История о сне сестры

Как-то раз, после одного из постоянных религиозных собраний, мы с сестрами начали обсуждать различные темы. И как это частенько бывает пе…

2 910
29 апреля, 21

Мудрость и наставления

История о палестинце с синдромом Дауна

Имам из Газы, возглавляющий таравих намаз, сказал: «Есть один человек, который всегда стоит в первом ряду, болеющий синдромом Дауна, из-з…

700
27 апреля, 21

Мудрость и наставления

Десять особо ценных продуктов для Рамадана из Корана и Сунны

Современный человек, к сожалению, привык к употреблению нездоровой пищи – со множеством вкусовых добавок, синтетических красителей, усили…

2 740

22 апреля, 21

Исламский календарь

Рамадан – время стать лучшими мусульманами

Наступил очередной месяц Рамадан, и сейчас самое время сказать несколько слов о важности и значимости этого месяца, о смысле поста и о то…

1 207
18 апреля, 21

Продолжение рода и награда

Создание мусульманской семьи и заключение брака влечет за собой важные социальные последствия. Мусульманин удовлетворяет свои потребности в продолжении рода. У супругов рождается ребенок, и это самая важная цель, ради которой создается семья в Исламе, благодаря чему они заслуживают довольство и благоволение Всевышнего Аллаха, поскольку рождение ребенка – это путь к сохранению человечества на земле, а это уже само по себе часть служения Аллаху.

Рождение ребенка – это повод заслужить любовь Пророка Мухаммада ﷺ, поскольку это увеличивает его мусульманскую умму. Аллах благословляет семьи, которые рождают детей и воспитывают их по канонам Ислама, поскольку праведные дети после смерти своих родителей возносят дуа, мольбы к Аллаху за своих родителей. Если дети умирают в раннем возрасте, то по Исламу за тех родителей, которые довольствуются волей Аллаха и проявляют терпение, ребенок проявит заступничество в Судный день, и об этом Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что такой ребенок «вводит в Рай» своих родителей.

Как только в семье рождаются дети, она переходит на новый уровень своего развития и берет на себя ответственность за то, каким станет будущее исламской уммы и общества, в котором живет мусульманская семья, членом которого станет ребенок, когда вырастет.

За ту заботу, которую проявляют родители о своих детях, они получат вознаграждение от Всевышнего Аллаха, как получат награду и за те благие дела, которые будут совершать в будущем их дети. Семья в Исламе – это большая ответственность перед обществом и мусульманской уммой за то, какое воспитание получили дети.

Мусульманское общество считает семью фундаментом всей нации, ведь самым первым местом, где дети обучается любви и уважению к традициям своего народа, является именно семейный очаг

Только в семье может быть заложен полноценный фундамент понимания важности выполнения своих обязанностей перед Аллахом, уважения и любви ко Всевышнему. Дети стремятся быть похожими на взрослых, и в этом их стремлении формируется их характер, и в этом большую роль играют те взрослые, которые их окружают

Нам такой зять не нужен!

Одним из критериев зрелости является то, что, совершая свободный выбор, человек не чувствует вины перед родителями, даже если его мнение не совпадает с родительским. Чувство вины, даже если оно присутствует, не влияет на его решение.

Но, к сожалению, родители не всегда принимают и одобряют наш выбор супруга. Что же делать человеку, который собрался вступить в брак, зная, что его избранник или избранница не нравится родителям? Нужно ли в этом случае отказываться от своей любви?

Благословение на брак — не разрешение, но получить его супругам желательно, потому что благословение — это передача дара жизни.

Отсутствие благословения родителей не означает, что супруги должны друг от друга отказаться. Выбор брачного партнера является зоной личной ответственности человека, а не его родителей. С кем прожить свою жизнь, человек должен решать сам, ведь жить-то с супругом именно ему.

Можно вступить в брак без разрешения родителей, но все-таки потом, не сразу, а через какое-то время, получить благословение родителей все равно нужно, но иногда его приходится дожидаться. Рано или поздно родители благословляют своих детей, хотя иногда это происходит после рождения внуков.

Воспитание детей в мусульманских традициях

Воспитанию детей в исламе уделяется очень большое внимание. Ребёнок в исламской семье воспитывается в соответствии с правилами, законами и нормами религии и нравственности

Приобщение детей к мусульманству происходит с самого его рождения. При рождении младенца присутствуют только матери. Но, если мужчины изъявят желание, то они могут присутствовать на совместных родах с женами.

Новорождённого в первые минуты жизни умывают и произносят, при этом, молитвы, которые предписаны исламом для этого события. В правое ухо малышу произносится азан (призыв к молитве). Азан включает в себя такие формулы, как: такбир («Аллах велик») и ещё одна формула — шахада («Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед — посланник Аллаха») и другие. Каждая из формул проговаривается до четырёх раз. В левое ухо ребёнку произносят молитву.

После проведения такой традиции ребёнок становится приобщённым к исламу. Очень важным моментом в исламе является выбор хорошего, сильного имени для малыша. В мусульманском обществе очень много имён несут в себе древние арабские корни.

На следующий день после рождения ребёнка продолжается выполнение необходимых обрядов. Днём голову крохи обязательно бреют. Потом обязательно раздают деньги беднякам и калекам на улице.

Обязательно готовят богатый стол. К столу обычно собираются все родственники, соседи, друзья и хорошие знакомые. Но главной задачей организации праздничного стола является угощение и раздача еды беднякам.

Пророк Мухаммед, будучи сиротой, сам вырос без родителей и проявлял большое беспокойство о том, чтобы защитить права любого ребёнка. Об этом говорится и в Священном Коране, который включает строгие правила по этому поводу.

Все ведущие религии мира учат детей почитать и уважать родителей. Ислам не является исключением. «И завещали Мы человеку добро к его родителям» — гласит Коран (29:7).

Любовь, почтение и забота о родителях — это главное, чему учит Коран детей: «И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям — благодеяние». Священное Писание наставляет, что даже когда ребёнок вырастает, то он не должен бросать и сторониться своих состарившихся родителей, нельзя перечить им и, тем более, ругаться с ними. Наоборот, нужно «говорить им слово благородное», выражать матери и отцу своё смирение и терпение, проявлять милосердие и просить Господа за них.

Обязанностью родителей является воспитывать ребёнка в духе исламских семейных обычаев, формировать у него веру в Аллаха и посланника его Мухаммеда. Если же родители не почитают аллаха и отступились от веры, то ребёнок имеет полное право покинуть дом своих родителей. Потому что, по исламским канонам, вера в Бога имеет приоритет выше, чем любовь и почтение к родителям.

Во всех других случаях, выражать почьтение и уважение своим родителям, а также старшим, по возрасту, людям — это абсолютная обязанность каждого мусульманина. В одном из хадисов говорится о том, что послушание своему отцу — это такое же благое дело, как и покорность Аллаху.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий