Игры-эксперименты
Эксперименты можно проводить, как часть игры, представляя, что малыши сами являются частью эксперимента, или, на примере проводимого эксперимента, представить определённые взаимодействия в живой природе.
Например, опыт с двумя лампочками и батарейкой. На этом поставленном опыте объяснить необходимость отдыха для человека. Одна лампочка постоянно подключена к батарейке, другую периодически отключают от напряжения. Ребёнку предложить представить, что лампочка, это организм человека, провода — мышцы. Первая лампочка со временем перегорает, вторая продолжает работать. Выводы: человеку надо периодически отдыхать, чтобы не перегореть, как первая лампочка.
Экспериментирование в старшей группе
Система преподавания в ДОУ постоянно стремится к улучшениям. На сегодняшний день мало просто давать детям информацию, от воспитателей (согласно требованиям ФГОС) требуется создавать ситуации, которые будут побуждать дошкольников к активной познавательной деятельности, проводить самоанализ.
Полезно наблюдение за животными
К сведению! Занятия с детьми, основанные на проведении опытов, способствуют перспективному развитию таких качеств малышей, как пытливость ума, любознательность, логику, знакомят их с процессами, происходящими в живой природе и их причинно-следственными связями.
Проведение экспериментов детьми помогает им развивать:
- самостоятельность;
- наблюдательность;
- умения сотрудничать со сверстниками;
- анализировать полученные результаты.
Поэтому основная задача воспитателя — поддерживать и развивать такой интерес воспитанников.
Эксперименты в ДОУ развивают
Формы и организация познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
В самой природе человека заложено любопытство, тяга к познанию нового. В детском возрасте это стремление проявляется наиболее сильно, и задача воспитателя — организовать этот процесс, сделать его управляемым, чтобы достичь наилучших результатов.
Формы организации познавательно-исследовательской деятельности могут быть любыми, главное, чтобы они увлекали детей, пробуждали в них интерес и активность.
К сведению! Ребёнок наиболее эффективно воспринимает информацию, если она подаётся ему в игровой форме, поэтому наиболее естественная форма занятия — сюжетно-ролевая игра.
Во время прогулок с детьми весной или зимой можно организовать рассматривание конкретных объектов живой природы и наблюдение за природными явлениями. Либо отправиться на экскурсию в декабре-феврале, где наглядным пособием будет сам окружающий мир. При этом необходимо иметь в виду, что эффект от таких занятий будет только при чётко сформулированной теме занятия: наблюдение за конкретными природными явлениями (плесень на старом дереве), растениями (первые цветы в марте), животным миром (бабочки, жуки). Чем конкретней будет предмет исследования, тем лучший результат будет получен.
Впоследствии, после прогулок или экскурсии, нужно провести беседу, в течение которой обсудить с подопечными полученные данные, проанализировать их, соотнести с целью.
Дети 5-7 лет уже вполне подготовлены к практической деятельности, поэтому им можно предложить конструирование модели или проведение экспериментов. При такой организации занятия, дети вполне способны самостоятельно заниматься решением поставленной задачи, но при этом у них должна быть возможность обратиться к воспитателю за советом или поддержкой.
Проведение опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе можно организовать в:
- Коллективной форме, когда дети сообща решают поставленную задачу.
- Подгрупповой форме, в этом случае дети разделяются на группы и решают разные аспекты одной большой проблемы. По достижению определённых результатов, они обмениваются полученной информацией, анализируют её.
- Индивидуальной форме, когда каждый дошкольник решает собственную конкретную задачу.
Важно! Воспитатель должен хорошо знать своих воспитанников, их характер, особенности, способности и ставить перед ними задачи, с которыми они могут справиться. Только в этом случае от занятий будет результат
Ещё одной формой познавательно-исследовательской деятельности, которая наилучшим образом подходит для старшей группы ДОУ, является открытая эвристическая беседа. Речь и мышление дошкольника 5-7 лет уже довольно развиты для такого формата занятия.
В последнее время в детских садах набирает популярность такой вид познавательной деятельности, как теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). В отличие от эвристической беседы, формат ТРИЗ предполагает применение мозгового штурма для поискового решения поставленной задачи. Такие занятия стимулируют развитие воображения у ребёнка, коммуникативных навыков, способности анализировать информацию и выделять причинно-следственные связи.
Ход занятия:
Приветствие:
В: Ребята, посмотрите, у нас в группе сегодня гости, давайте поздороваемся с ними.
В: Ребята,посмотрите на мольберт: что вы на нём видите? Да, здесь приколот цветок. Какой он?
Как вы думаете, чего не хватает этому цветку?
В: В какие цвета вы бы хотели бы их раскрасить? У вас есть любимые цвета? Назовите их.
В:Но вот беда:у вас есть три цвета: красный жёлтый, и синий. Нам явно нехватает цветов, не так ли?
В: Ребята,я вам открою секрет: среди красок есть главные или основные цвета, и те, которые получаются при их смешивании. Так вот, красный, жёлтый и синий- это основные цвета. А если смешать краски, то в результате получается другие цвета, или неосновн
ые или производные. Это очень удобно, ведь для того, чтобы нарисовать красочную картинку,не обязательно и иметь большую палитру с красками: многие цвета можно получить с помощью смешивания. Вот этим мы сегодня и займёмся: получение новых красок.
А сейчас я вам загадаю загадки про цвета.
Самый цвет прекрасны
Это саков цвет
Яркий он и ясный,
Лучше цвета нет! (красный)
Из скорлупок из пелёнок,
Вылез маленький цыплёнок
Ой, смешной какой ты
Наш комочек. (жёлтый)
Им часто море называют.
Кто цвет возьмёт и отгадает (синий)
В : Присаживайтесь за столы.
В: Перед вами растворы трёх основных цветов. Возьмите пипетку, можмите её пальцами, опустите в раствор, разожмите и наберите в пипетку раствор и перенесите в первую пустую баночку. Затем добавьте раствор из другой баночки.
1. Красный и жёлтый.
В:Посмотрите внимательно : какой получился цвет?
В:Значит можно сделать вывод: что при смешивания красного и жёлтого получится оранжевый цвет.
В: Теперь так же смешайте два других цвета”
2. Синий и жёлтый.
В:Посмотрим внимательно: какой получить цвет?
В: Значит,можно сделать вывод: что при смешивании синего и жёлтого получить зелёный цвет.
В: Теперь так же смешайте ещё два цвета.
3. Синий красный.
В:Посмотрите внимательно: какой получить цвет?
В: Значит,можно сделать вывод: что при смешивании синего и красного получится фиолетовый цвет.
В: А теперь добавьте в четвертую баночку все три цвета и скажите, какой цвет получится?
В: Ребята, а теперь подумайте, и скажите, как получится из наших красок более светлый оттенок?
В: Молодцы, ребята. А сейчас я предлагаю поиграть в игру ” Смешайте краски”.
Малоподвижная игра “Краски”
В: Ребята, сейчас мы поиграем с вами в удивительную игру “,Краски”
Ход игры:Сейчас вам надо выбрать одного из ведущих- продавца и одного покупателя- монаха.
Остальные дети будут красками, участники краски сидят в углу. Продавец тихо (на ушко) говорит каждому какой цвет краски ему соответствует. Дети запоминают свой цвет. Монах – покупатель не должен знать цвет краски.Монах приходит в магазин краски обращаются к продавцу:
-Я Монах в синих штанах, пришол за краской.
-За какой?
Монах называет цвет краски (например,синий). Есть такой краски нет, то продавец отвечает.
Нет такой краски! Скачи по голубой дорожке, на одной ножке, найди сапожки, пройди уточкой, вприсядку или как – то по другому.
Если название краски а магазине присутствует, то продавец отвечает монах.
Есть такая!
Сколько стоит?
Пять рублей (монах громко хлопает по ладони продавца пять раз).
При последнем хлопке название краски вскакивает со своего места и бежит во круг шеренги остальных детей.
Монах пытается её догнать. Если он догоняет краску, то сам становится красной краской и становится покупателем монахов и игра продолжается. Если монах не смог поймать, то игра начинается сначала.
В: А теперь идите к столам, мы с вами смешаем краски и раскрасим наш цветок.
Для удобства я вам даю карту- схему, на которой видно, как получатся новые цвета.
Заключение:
Вам нравится ваш цветок?
Что нового вы сегодня узнали?
Вывод: Вы поняли, что всего из трёх основных цветов можно получить новые цвета. И получить более светлые оттенки, если добавить белый цвет.