Нужно ли родителям обладать особыми знаниями, чтобы играть с ребенком в дидактические игры?
- Родители должны помочь ребенку в моделировании простых логических и математических навыков. Предлагать и помогать решать задачи для базового формирования способностей;
- Пояснять и показывать легкость применения логического мышления в обыденной жизни.
Игры развивают память и мыслительные процессы, а так как дети любознательны и жаждут узнать новое, то необходимо просто удовлетворить их желания.
С того момента, когда ребенок начинает двигаться в пространстве он изучает все окружающее: предметы и связи между действиями. Родители в форме игры показывают и рассказывают ему о формах, величине и др. внешних признаках, которые ребенок уже отметил
Важно пояснить, каким образом нужно пользоваться предметом, какие действия с ним производить
Для положительного результата от дидактической игры достаточно только желания взрослого поиграть с малышом.
Как проводятся игровые мероприятия в детсаду
Для подбора дидактической игры следует знать подготовительный уровень дошкольников, потому что в играх они должны руководствоваться своим опытом. Определяя задачу, нужно первостепенно иметь в виду, какие знания, представления у ребенка о мире, окружении, социальных явлениях должны запоминаться ребенком, какие возможности ума должны развиваться. Личностные качества получится сформировать средствами определенной игры (например, честность, внимательность, скромность, настойчивость).
Развитие внимательности
Как создать мотивирующую среду
Созданию мотивирующей составляющей уделяется особенное внимание. Воспитатели стремятся применять инновации и принципы выстраивания предметного и игрового пространства, потому что группа детсада для многих дошкольников является их вторым домом, где они находятся очень много времени
В детсаду воспитанники играют, занимаются творчеством, кушают, отдыхают, гуляют, общаются с ребятами и работниками садика.
К сведению! Доказано, что от того, как комфортабельно создана развивающая мотивирующая среда в детсадовском учреждении, полностью зависит результат развития интеллекта малыша, уровень его адекватности, моральной основы, подготовленности к школьной программе, эмоциональное состояние.
Структура и временной план
Структура определена ФГОС. Название расшифровывается как Федеральный государственный образовательный стандарт. ДИ состоит из:
- задач, которые ставятся педагогом и отражают его роль в обучении;
- игровой задачи, выполняемой воспитанниками в период мероприятия: дидактические и игровые отображают взаимную связь игры и учения. В отличие от прямой задачи на мероприятии, в ДИ она выполняется через задания, определяет действия, становится задачей для маленького участника. Вызывает желание и необходимость разрешить ее, запускает действия;
- игровых действий, составляющих базу игры. Без них не может проходить игра. Это не любые действия, а те, которые идут в игровой ситуации: прятки, поиск, нахождение, изображение сюжета, ролевых отношений, загадки, соревновательный процесс. Таким действиям обучают воспитатели. Только тогда мероприятие имеет смысл;
- игровых правил, организующих и направляющих поведение дошкольников, взаимных отношений между всеми, кто участвует;
- итога игры. Показатель уровня достижения воспитанника в получении знаний, развитии ума, взаимоотношений, а не просто победа любым путем.
Задачи, действия и правила, результат — все это взаимосвязано между собой, отсутствие хотя бы одной составляющей разрушает цель и сокращает уровень воспитания.
Игры для социально-коммуникативного развития
Игры этого типа помогают ребенку научиться общаться со взрослыми и сверстниками, регулировать собственное поведение, сопереживать. Способствуют формированию готовности к совместной деятельности, позитивного отношения к труду.
Игра «Волшебная палочка»
Цель: учить общению со сверстниками.
Дети садятся в круг. Воспитатель сообщает, что у него в руках находится волшебная палочка, которая любого человека может превратить в вежливого, дружелюбного и доброжелательного. Он предлагает ребятам по очереди брать в руки эту волшебную палочку, а затем назвать своего соседа справа ласковым именем и сказать ему приятное пожелание. После такого приветствия волшебная палочка передается соседу. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят задание волшебной палочки.
Игра «Большой секрет для дружной компании»
Цель: учить детей взаимопониманию, формировать навыки взаимодействия друг с другом, установления контакта со сверстниками.
Данная игра проводится с группой детей (5 – 6 участников). Необходимо подготовить красивую шкатулку и положить в нее мелкие предметы (мячик, кубик, фигурку животного, машинку и т.п.). Можно заменить эти вещи картинками с их изображением.
Дети собираются в комнате и садятся в отдалении друг от друга. Педагог подходит к каждому ребенку и предлагает ему, не заглядывая в шкатулку, взять из нее наугад любой предмет.
Когда каждый получил свою вещицу, воспитатель сообщает, что ее название нужно держать в строгом секрете. После этого он предлагает детям попытаться разузнать секреты друг у друга. Для этого они могут:
- уговорить своего товарища рассказать свою тайну;
- предложить в обмен на раскрытие секрета какой-то приз;
- договориться о взаимном раскрытии секрета друг другу;
- задавать наводящие вопросы, чтобы угадать название предмета.
Воспитатель должен следить, чтобы все дети включились в игру и никто не пытался обмануть каким-то образом других. При необходимости нужно помочь самым робким и нерешительным.
Игра заканчивается, когда все секреты будут раскрыты. Не стоит слишком затягивать игру. Если кто-то из детей слишком увлечется сохранением своего секрета, нужно уговорить его изменить поведение, проявить дружелюбие.
Игра «Магазин вежливости»
Цель: учить детей вежливому общению, адекватно вести себя в различных ситуациях.
Для проведения игры рекомендуется создать яркие декорации магазина, оборудовать кассовый аппарат, раздать всем участникам игровые деньги. Воспитатель объясняет детям, что у него в магазине продаются вежливые слова (нужно их распечатать крупным шрифтом на карточках и разложить на полках).
Педагог описывает детям различные ситуации, которые могут случиться в их жизни, и предлагает с помощью вежливых слов найти нужный выход. Например, ребенок разбил какую-то вещь и хочет избежать наказания. Ему нужно купить такие вежливые слова, которые помогут извиниться перед мамой. Если дети не умеют читать, то они просто называют слова, а воспитатель подбирает нужную карточку сам.
Как проводятся игры в детсаду
Требуемый минимум компетенции преподавателя состоит в умении различать дидактические игры в дошкольном возрасте от прочих игровых форм. Педагог должен знать:
- структурирование;
- разновидности;
- картотеку базы;
- нормативы регламента.
Применяя игровые методики, воспитатель детсада должен помнить, что во время игры ребёнок удовлетворяет свои базовые потребности, происходит освоение деятельности, труда и учебы
Малыш растет как индивидуальность, исходя из чего очень важно правильно организовать игровой процесс, подойти к делу со всей ответственностью, опираясь на базу педагогики
Дети играют
Как организовать дидактическую игру в домашних условиях?
Организация дидактической игры, как и других видов занятий с ребенком, требует время на подготовку. Взрослые должны придерживаться некоторых правил, которые позволят достичь поставленной в игре цели.
- Игры проводятся в определенное время в режиме ребенка, когда он сыт, полон сил и деятелен. Чаще всего это время после завтрака или после обеденного сна.
- Предметы и игрушки, использующиеся для дидактической игры, должны быть привлекательными, чтобы возникло желание поиграть с ними.
- Занятие должно ориентироваться на развитие, соответствовать возрасту и потребностям ребенка, побуждать его к действию.
Когда игра соответствует обозначенным критериям и подготовлены все необходимые предметы, то нужно спросить ребенка о его желании поиграть. Нельзя заставлять ребенка заниматься тем, чего он не хочет. Если он отказывается, то расскажите, какая это интересная игра.
После завершения игры поговорите с ребенком о ней. Поинтересуйтесь его впечатлениями. Повторите новые знания, которые он получил.
Анализ и оценка дидактической игры в детском саду
ДИ имеет большую смысловую нагрузку и значение в формировании личности ребёнка, поэтому она должна быть эффективной. Оценка проводится по следующим ключевым пунктам:
- целесообразность проведения именно этой игры с конкретными детьми;
- соответствие учебных задач возрастным и психофизиологическим особенностям воспитанников;
- скрупулёзность в подборе игрового материала, его эргономичность, эстетичность, безопасность.
Дидактический материал должен быть безопасным, эстетичным и соответствовать возрасту воспитанников
Ответа требуют и вопросы методики проведения самой игры: какова роль воспитателя как инициатора и ведущего, какие приёмы координации и организации игровой деятельности детей были использованы.
Таблица: образец протокола оценки дидактической игры
Возрастная группа | |
Количество детей | |
Название игры | |
Воспитатель | |
Дата | |
Вопросы к анализу | Анализ деятельности |
Время начала игры | |
Дидактические задачи | |
Количество играющих детей | |
Кто инициатор игры | |
Игровой материал | |
Понимание и принятие детьми дидактических задач | |
Выполнение правил детьми | |
Выполнение этических норм поведения (подчеркнуть) |
|
Присутствие отрицательных качеств (подчеркнуть) |
|
Роль воспитателя |
|
Окончание игры, подведение итогов | |
Длительность игры | |
Примечания, предложения | |
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2018/01/05/karta-analiza-didakticheskoy-igry |
В чем важность использования дидактических игр?
- Обучают ребенка в легкой и понятной форме;
- Развивают физические и умственные способности детей через работу с различными предметами и материалами;
- Необходимое речевое сопровождение развивает речь ребенка;
- Формируют представления у ребенка о правильном поведении;
- Вызывают интерес к трудовой деятельности;
- Способствуют физическому развитию.
Важные аспекты использования дидактических игр
Играя с ребенком в дидактические игры разных видов нужно не допускать в поле зрения ребенка другие предметы
Освободите пространство для занятия, чтобы малыш мог сконцентрировать свое внимание, понять и принять правила;
Игра должна соответствовать возрасту и развитию ребенка. Если задача слишком легкая, то ребенку будет скучно
Сложная задача может вызвать отторжение. Основная задача дидактической игры – стимулировать активность ребенка в познании нового материала;
Четко формулируйте для себя цель занятия и задачи, которые нужно достигнуть. (Ознакомление, закрепление, развитие);
У дидактической игры должен быть четкий алгоритм действий для достижения цели. Правила позволяют ребенку сдерживать себя и сконцентрироваться на порядке выполнения в занятии.
Игры для художественно-эстетического развития
Такие разновидности игр направлены на формирование у детей умения воспринимать и понимать произведения искусства, развитие эстетического вкуса и собственного творческого потенциала.
Игра «На что похожи облака»
Цель: развитие фантазии, умения воспринимать объекты.
Для игры нужно подготовить карточки с изображением облаков разной формы. Эти карточки раздаются детям. Им нужно рассмотреть изображения и сказать, на что похоже облако.
Эту игру можно проводить во время прогулки, предлагая дошкольникам посмотреть на небо и описать облака. Еще один вариант игры: воспитатель называет любой предмет, а дети должны нарисовать похожее на него облако.
Игра «Подбери по цвету»
Цель: развивать цветовосприятие, учить детей различать цвета и их оттенки.
Суть игры заключается в необходимости распределять предметы на группы в соответствии с их цветом. Вариантов такой игры много.
1 вариант. Подготовить фишки разного цвета и коробочки, которые им соответствуют. Фишки перемешивают, а ребенок раскладывает их по коробочкам. Вместо коробочек можно использовать пакеты от сока с закручивающей крышкой. Дно у пакета надрезают, чтобы его можно было приоткрывать. Крышечки разукрашивают в разные цвета. Для игры используют разноцветные шарики.
2 вариант. На плакате нарисовать несколько девочек, одинаковых, но с разными цветами шапочек. К плакату прилагается несколько шаблонов зонтиков, которые окрашены в разные цвета. Необходимо для каждой девочки подобрать соответствующий зонтик. Можно сделать подобную игру на тему «Цветы – бабочки», «Гномик – домик» и т.д.
Игра «Разрисуй тарелку»
Цель: учить воспринимать объекты декоративно-прикладного искусства; учить создавать геометрические орнаменты, развивать художественный вкус.
Для игры нужно подготовить презентацию по теме «Декоративные тарелки», макет тарелки и набор геометрических фигур. Сначала детям предлагается просмотреть презентацию и рассказать, какое впечатление осталось от увиденного, какие образцы наиболее запомнились.
Далее воспитатель сообщает о том, что дети могут сами попробовать стать художниками и украсить тарелку на свой вкус
Он может обратить внимание на то, что в орнаменте рисунок должен повторяться
В ходе игры дети выбирают любые геометрические фигуры и раскладывают их на макете. Далее проводится выставка полученных работ.
Дидактические игры для речевого развития детей
Такие разновидности игр направлены на обогащение словарного запаса ребенка, формирование умения строить грамматически правильные высказывания, использовать речь для общения с окружающими, развитие звуковой культуры и фонематического слуха.
Игра «Разговор животных»
Цель: расширение словарного запаса детей, развитие артикуляционных умений.
Для проведения игры достаточно подготовить детский мяч. Дети выстраиваются в шеренгу, а воспитатель становится напротив их и сообщает детям правила игры: он будет называть животных и бросать мяч первому игроку. Ребенок должен поймать мяч, назвать, какие звуки произносит это животное, и вернуть мяч ведущему. Далее мяч бросают следующему игроку.
Игра заканчивается, когда мяч получит последний в шеренге игрок и выполнит задание. Можно использовать второй вариант игры: ведущий называет звуки, а дети должны угадать животное, которое его произносит.
Игра «Живые слова»
Цель: учить детей составлять грамматически правильные предложения.
Воспитатель сообщает детям, что они должны будут с помощью мимики и жестов изобразить одно слово, которое он будет называть. Затем он предлагает выйти к доске того, кто сможет показать слово (например, «зайчик»). После этого воспитатель называет следующее слово (например, «любит») и вызывает еще одного участника.
Оба дошкольника становятся перед детьми и по очереди «показывают» свои слова, а все хором называют их: «Зайчик любит». Далее воспитатель просит закончить предложение, назвав третье слово. Дети предлагают разные варианты, а педагог выбирает слово и приглашает к доске третьего участника, который будет его изображать.
Потом педагог просит участников поменяться местами, а дети должны сказать, что получится от такой перестановки. Нужно проиграть все комбинации. Таким образом составляются несколько новых предложений.
Игра «Найти место картинке»
Цель: учить детей составлять связное высказывание, соблюдать последовательность событий.
Для игры нужно подготовить серию сюжетных картинок и разложить их на столе перед ребенком. Одну картинку кладут отдельно. Ребенку предлагают рассмотреть картинку найти ее место среди тех, которые уже разложены по порядку, а затем составить по ним рассказ.
Организация досуга детей в ДОУ посредством дидактических игр
Помимо того, что дидактическая игра представляет собой форму организации НОД в детском саду, это ещё и хороший способ организовать досуг дошкольников вне рамок занятий, преимущественно во второй половине дня. Наиболее подходящими для этих целей будут игры-викторины. Они не требуют особой подготовки, сложного игрового материала и могут быть исключительно словесными
При проведении игр-викторин важно ориентироваться на средний и низкий уровень эрудиции детей, особенно если тематика новая, усложняя вопросы постепенно, ориентируясь на увеличивающийся интеллектуальный багаж воспитанников
ДИ также может быть встроена в сценарий праздника. В такую игру могут быть вовлечены присутствующие гости, например, родители. Не следует упускать возможность решить задачи обучения и воспитания детей во время праздничных и иных развлекательных мероприятий. В детском саду могут быть организованы вечера музыкально-дидактических игр. Сценарий такого вечера строится по принципу игры «Угадай мелодию», «Продолжи куплет», «Догадайся, кто поёт?» и т. д.
Содержанием физкультурного досуга являются физические упражнения, которые проводятся в игровой форме
Примеры сценариев
Примеры сценариев досугов и развлечений с дидактическими играми в ДОУ:
- Летний досуг для детей младшего дошкольного возраста «В гости к медвежонку» (Черникова Н. В.). Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей посредством активизации музыкальной и двигательной деятельности.
- Спортивное развлечение «Нам сказка помогает спортом заниматься» (Алексеевцева Е. В.). У воспитанников в игровой форме развиваются основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость, координация движений, меткость.
- Тематический досуг для старших дошкольников «Путешествуем с игрой» (Некрасова Г. В.). Мероприятие направлено на формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей, патриотизма и эмпатии, гендерной толерантности.
- Музыкальное развлечение в старшей группе «Чудо-дерево» (Осипова М. Л.). Цель: систематизировать знания детей с помощью музыкально-дидактических игр.
Дидактическая игра для воспитателя — результативный метод достижения образовательных целей. Дошкольники с увлечением выполняют игровые задания и в то же время развивают необходимые умения и навыки для дальнейшей успешной социализации.
Каким образом дидактические игры помогают изучать математику?
Сформировать представление о соотношении цифр и чисел, их количества и написания. Малыш должен четко понимать, какое количество предметов соответствует каждой цифре. Возможность измерить нарисованный символ позволяет легче понять принципы арифметики;
Происходит развитие ориентации во времени и пространстве. Получая новый опыт, рассматривая предметы с разных сторон, ребенок учится понимать и воспринимать абстрактные понятия;
В процессе игры через постоянный результат определенных действий ребенок учится делать выводы
Позволяет привлечь внимание ребенка к тем предметам, которые не интересуют его в обычной жизни.
Развитие мышления и математических способностей дают возможность ребенку видеть новое и интересное в уже изученном материале;
Через эмоциональное восприятие прививается интерес к учебе, что является важным фактором при дальнейшем обучении в школе.
Любое занятие можно преобразовать в дидактическую игру. Нужно добавить некоторые элементы игрового поведения и предложить ребенку не учиться, а играть. Во время игры вводить новые термины и понятия, отображая их действием.
Какие виды дидактических игр используются для изучения математики?
1. На изучение счета; 2. На ориентацию в пространстве; 3. С геометрическими фигурами; 4. Игры на логику и развитие математического мышления.
Какую роль играют дидактические игры в математических способностях?
Благодаря тому, что в дидактических играх происходит изучение различных предметов через складывание, перебирание и разбор предметов ребенок запоминает формы, размеры, цвета и др. Начинает ассоциировать названные предметы с их изображением.
Решение поставленной в игре задачи требует от ребенка применения имеющихся знаний и стимулирует бурную деятельность. Достигая результата, он получает удовольствие от проведенной игры и закрепляет положительное отношение к изученному материалу.
Необходимость сосредоточиться и обдумывать материал для получения правильного ответа развивает у ребенка внимательность и наблюдательность. Состояние поиска ответа расширяет внутренний мир ребенка и положительно влияет на его общее развитие.
В процессе игры происходит формирование математических основ в легкой, привычной для ребенка форме. Полученные таким образом знания становятся частью малыша и быстрее начинают применяться им в обычной жизни.
Игры на изучение геометрических фигур и подсчет формируют базовые представления и позволяют запоминать необходимую информацию. Обучение счету ребенка, который играл с цифрами проходит проще, так как он уже на подсознательном уровне усвоил основы этого знания.
ДИ для дошкольников
ДИ длятся примерно 10-20 мин
Важно, чтобы в этот период не понижалась работа ума участников, детям было интересно
Важно! Необходимо создать безопасность. Особенно надо за этим следить в групповых мероприятиях
Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один малыш, а другие ничего не делали. Иная ситуация наблюдается, если та же задача поставлена всем участникам: они должны тщательно разглядеть и запомнить, где находятся игрушки на столе, затем педагог закрывает предметы или предлагает участникам закрыть глаза и путает местами предметы. Играющие должны заметить перемены.
Совместные игры
Особенности и отличия
Руководить различными возрастными группами надо с отличительными особенностями. В ясельных группах детям после первого года жизни педагог сам рассказывает правила, участвует, ощупывает предмет, дает описание картинки из картотеки. Играть с младшими детьми просто, можно:
- катать цветные шары в обручи;
- раскладывать и собирать матрешки, пирамидки;
- отличать по голосу, кто звал «зайку»;
- вытаскивать вещи из «волшебного мешка».
К сведению! Малышу не интересен результат игры, его привлекает само действие: пинать, убирать, переносить.
Для дошкольников более старшего возраста действие игры должно устанавливать наиболее сложные отношения между играющими. В игру обычно входит выполнение определенной роли. Здесь требуется абсолютная самостоятельность.
Старшая группа ДИ (в основном для взрослых воспитанников) предусматривает соревновательный процесс: кто быстрее подберет пару, выкрикнет слово, антоним тому, что сказал педагог, угадает, что подходит для определенной профессии.
Важно! Необходимо, чтобы прослеживались соревновательные элементы: кто-то победит, а кто-то в следующий раз будет в центре внимания