Педагогическая деятельность и взгляды Н. И. Пирогова

ВВЕДЕНИЕ

Сын чиновника среднего разряда, внук крестьянина, Николай Иванович Пирогов обязан своим положением и ролью в истории нашей русской культуры исключительно своим личным дарованиям и упорному настойчивому труду. При сословно-классовом строе крепостнического государства в начале XIX в. его происхождение из семьи чиновника обеспечило ему право получить образование в университете.

Но от права на образование в то время было еще очень далеко до осуществления этого права. Нужны были ещё значительные материальные средства, какими располагали далеко не все чиновники среднего разряда. По окончании университета очень трудно было человеку, не располагавшему средствами, избрать и ещё труднее осуществить жизненный путь идейного культурного служения родине. Нужен был огромнейший запас разносторонних духовных сил и моральной выдержки, чтобы не превратиться в безидейного обывателя,
а тем более чтобы устоять перед окружающим со всех сторон соблазном грубого своекорыстного отношения к своей профессии. Да, наконец, нужен был значительный запас здоровья и чисто физических сил, чтобы, не отступая от идейного служения родине и родному народу, преодолеть препятствия, вынести все тягости неизбежной для многих роковой борьбы со всеми лишениями и невзгодами. Недаром в ту эпоху рано сошли в могилу такие идейные подвижники, революционные демократы, разночинцы по происхождению, как В. Г. Белинский,
Н. А. Добролюбов, и такой талантливый поэт как И. С. Никитин и многие, многие другие. Недаром «судьба» не пощадила и таких гениев из дворян, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов…

Система народного образования Н. И. Пирогова и ее дидактические аспекты

Будучи противником сословных законов в образовательной сфере, Пирогов разработал свою систему образования, которая основывалась на гуманистических началах: любви к человеку, почитании человеческой личности, формировании нравственных начал в обучении и воспитании.

Целевым назначением педагогической системы Пирогова является формирование человека, подготовленного к вечной жизни его души т.е. Пирогов опирался на религиозные каноны и, считал, что земная жизнь является лишь недолговременным этапом развития человека, а потому, необходимо готовить его к жизни вечной.

Система народного образования Н.И. Пирогова имела следующую структуру:

  1. Начальное школьное обучение, являющееся общедоступным для всех слоев населения. Обучение длится два года и готовит к новому этапу.
  2. Прогимназия – неполное среднее обучение. Оно предполагает четырехлетнее обучение двух разных типов. Каждый из которых дает возможности перехода на определенную стадию следующей образовательной ступени.
  3. Гимназия – среднее обучение. Оно имеет трех и пяти летний срок обучения, в зависимости от образовательной программы, т.е. от совокупности дисциплин, которые необходимо освоить. Так, трехлетнее обучение имеет профессиональную ориентацию на освоение прикладных дисциплин. Пяти летнее обучение носит название классической гимназии и имеет общеобразовательный характер.
  4. Высшее образование – получение профессиональных навыков в университетах и иных учебных заведениях высшего звена.

Процесс обучения в системе народного образования должен иметь определенную дидактическую основу. Пирогов выделял ряд дидактических принципов обучения в системе народного образования:

Принцип развития. Обучение должно быть ориентированным на личностное развитие учащихся. Для этого, необходимо исключить старые методы и формы обучения, внедрять новшества и передовой педагогический опыт;
Принцип активизации мыслительной работы. Методы и средства обучения должны способствовать развитию мышления учащихся, активизации их познавательного потенциала и проявлению инициативы, развивать навыки включения работы мозга в решении различных образовательных задач;
Принцип осмысленности обучения. Процесс обучения должен носить осознанный характер т.е

учащийся должен понимать его необходимость и важность, стремиться к получению определенной системы знаний;
Принцип активности. Проявление активности и самостоятельности является приоритетным направлением развития каждого учащегося;
Принцип наглядности обучения

Опора на наглядные средства обучения должна стать основой организации педагогического процесса на любой его ступени.

Каждый этап обучения дает возможность перехода на новый или осуществления определенного вида и уровня квалификации практической профессиональной деятельности.

  • Виды уголовного процесса реферат

      

  • Реферат на тему ответственное самолечение

      

  • Образ александра невского в искусстве реферат

      

  • Колумбия реферат по истории

      

  • Полномочия органов государственной власти реферат

Тема недели: Чему мы можем научиться у святых 1920-х годов?

Статья

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, и восстановление Патриаршества

Статья

Деяние о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского; 1848—1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873—1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина; 1866—1922), Юрия Новицкого (1882—1922) и Иоанна Ковшарова (1878—1922), Великой княгини Елизаветы (1864—1918) и инокини Варвары (1918)

Статья

Частные вопросы биографии священноисповедника Виктора (Островидова)

Статья

Ленинградская епархия в условиях антицерковных гонений в 1929-1939 гг. (по материалам архивов С-Петербурга и Ленинградской области)

Статья

Из истории церковного протокола конца 1920-х годов

Статья

Власть и Церковь в 1919 – 1925 гг. в Нижнем Поволжье (по материалам архивов Астраханской области)

Статья

Биография священноисповедника Виктора (Островидова) 1878 -1920 гг

Статья

Совместная борьба российских и украинских иерархов с церковными расколами середины 1920-х гг.

Статья

Жизнь во Христе: уроки отечественной церковной истории ХХ столетия (К осмыслению феномена новомучеников и исповедников Российских)

Статья

Священноисповедник Виктор (Островидов) и образование Ижевской епархии

Статья

Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения Церкви Божией. Часть 4(2). Петроградский процесс 1922 года

Статья

К истории антицерковной деятельности Московского революционного трибунала (1918–1920 гг.)

Статья

Причины неприятия политики митрополита Сергия (Страгородского) в церковных кругах (по материалам полемических произведений конца 1920-х – 1930-х гг.)

Статья

Изъятие церковных ценностей в Николо-Угрешском монастыре в 1922 году

Статья

Новомученики и исповедники: к проблеме изучения богословского опыта

Статья

Деятельность Синодальной комиссии по канонизации сонма новомучеников и богословско-канонические принципы этой работы

Статья

Канонизация новомучеников в Русской Зарубежной Церкви

Статья

Практические аспекты работы с материалами к канонизации новомучеников

Статья

Круглый стол: критерии канонизации святых новомучеников

Статья

Уральский узник Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский) и его московский заместитель митрополит Сергий (Страгородский): две судьбы и два взгляда на отношения Церкви и власти в период гонений

Статья

На какой компромисс с обновленцами соглашался Патриарх Тихон в 1923–1924 гг.

Статья

Обновленческий раскол и собор обновленцев 1923 года глазами православного епископата, близкого Патриарху Тихону

Статья

На какой компромисс с обновленцами соглашался Патриарх Тихон в 1923–1924 гг. Часть 2: Переговоры с «Живой Церковью» Владимира Красницкого

Статья

Как избежать превращения церковной памяти в «память гетто»?

VII. БИБЛИОГРАФИЯ

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА О Н. И. ПИРОГОВЕ

Педагогические сочинения Н. И. Пирогова первоначально появлялись ещё при его жизни в местных изданиях в Одессе и Киеве, перепечатывались в других изданиях, а после смерти Н. И. Пирогова были изданы его вдовой два раза — в 1887 и в 1900 гг. Но эти два издания неполны и не всегда точны. Впервые полностью педагогические сочинения Н. И. Пирогова были изданы Пироговским товариществом в 1910 г. в Киеве в память столетия со дня рождения Н. И. Пирогова. Первый том этого издания
заключает в себе педагогические и публицистические статьи Н. И. Пирогова, а второй — «Вопросы жизни», «Дневник старого врача». Это двухтомное издание сочинений Н. И. Пирогова снабжено обстоятельными примечаниями и пояснениями, основанными часто на тщательном изучении архивных материалов и литературы, составленными С. Я. Штрайхом. В 1916 г. это издание воспроизведено, причём второй том, посвященный «Дневнику
старого врача», напечатан после сличения с оригиналом рукописи, так что он вполне совпадает с первоисточником, и теперь в этом втором издании «Дневника» мы имеем полное по содержанию и точное по форме воспроизведение воспоминаний Н. И. Пирогова.

Литература о Н. И. Пирогове весьма обширна. Наиболее полная и тщательно составленная библиография о Н. И. Пирогове содержится в книге «Памяти Н. И. Пирогова». Сборник статей Г. А. Фальборка, А. Ф. Кони, А. В. Васильева, В. А. Вагнера, А. Г. Фомина, изд. «Школа и жизнь», 1911. См. библиографию о Пирогове также в насквозь идеалистической монографии В. А. Волкович «Друг
человечества Н. И. Пирогов», СПБ 1910.

Наиболее обстоятельный очерк жизни и деятельности Н. И. Пирогова представляет собой книга С. Я. Штрайха «Н. И. Пирогов» в серии «Жизнь замечательных людей», М. 1933

Однако в этом очерке преимущественное внимание уделено медицинской деятельности Н. И

Пирогова.

Жизнь Н.И.Пирогова

Николай Иванович Пирогов (1810 – 1881) – выдающийся русский хирург и анатом, основоположник военно-полевой хирургии. Его работы положили начало анатомо-экспериментальному направлению в практической хирургии. Н.И. Пирогов был профессором медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге, членом-корреспондентом Петербургской академии наук.

Н. И. Пирогов родился в Москве 13 ноября 1810 года в семье военно-провиантского чиновника и был тринадцатым ребенком. Поначалу мальчик получает домашнее образование, затем в частном пансионе Кряжева. Четырнадцати лет от роду, ввиду своих исключительных природных способностей, выдерживает экзамены в Московский университет и зачисляется на медицинский факультет.

После окончания университета для дальнейшего усовершенствования двадцатидвухлетний Пирогов был послан на казенный счет в Дерпт (ныне Тарту), где занимается у известного профессора И. Ф. Мойера по анатомии и хирургии. Молодой ученый, один из первых в Европе, в широких масштабах начал систематически экспериментировать, решая важные вопросы клинической хирургии опытами над животными.

В 1832 году он блестяще защищает докторскую диссертацию, избрав темой перевязку брюшной аорты. А затем командируется за границу, работает в клиниках и лабораториях знаменитых немецких профессоров. Но, вернувшись на Родину, узнает, что обещанная ему кафедра хирургии в Москве уже занята. Тогда молодой хирург уезжает в Дерпт, где избирается профессором хирургии Дерптского университета.

В этот же период Пирогов в Петербурге читает лекции в Обуховской больнице, делает несколько сот сложнейших операций. В Дерпте, помимо университета, он заведовал несколькими клиниками, много оперировал, и свой опыт оперирующего врача обобщает в труде “Анализы хирургической клиники”, опубликованном на немецком языке и получившем известность в ученом мире.

Слава о чудесном хирурге быстро распространилась по всему Прибалтийскому краю. Люди приезжали к Пирогову за помощью. А во время отпуска сам Николай Иванович ездил по небольшим городам, деревням и оперировал больных. Характерно, что о Пирогове как о научном хирургическом чуде всенародно сообщали пасторы в своих приходах. И приезд русского профессора в захолустный угол вызывал целое паломничество больных. Николай Иванович безотказно помогал людям, исцеляя их от мучительных, а порой и опасных для жизни хирургических заболеваний.

В 1837-1839 годах Николай Иванович издает на немецком и латинском языках свой замечательный научный труд “Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций”, удостоенный Российской Академией наук Демидовской премии.

В 1841 году Н. И. Пирогов был переведен в Петербургскую медико- хирургическую академию на кафедру госпитальной хирургии и прикладной анатомии. Клиника, находившаяся при госпитале, вскоре стала высшей школой хирургического образования в России. Необыкновенный дар преподавателя, несравненная техника Пирогова при операциях, количество и разнообразие их, – всем этим могла гордиться русская медицина.

Здесь, на театре военных действий, Пирогов отдавал все свои силы лечению раненых воинов. Им было произведено несколько тысяч операций. Его теоретические работы по хирургии и практическая деятельность в качестве хирурга заслуженно принесли ему славу великого ученого, отца военно-полевой хирургии.

Правительство сделало вид, что оно намерено использовать опыт Пирогова как педагога, и назначило его руководителем молодых людей, подготовлявшихся за границей к профессуре, но в 1866 году лишило его и этой должности. Великий хирург, крупнейший ученый, видный общественный деятель и педагог, Пирогов должен был удалиться, еще полный сил, в свое небольшое имение на Украине, где скончался в 1881 году.

“Вопросы жизни”

    Рассмотрение 
педагогических взглядов Н. И. Пирогова
следует начать со статьи “Вопросы
жизни” опубликованной им в 1856 году. Это
была первая педагогическая работа Пирогова

Благодаря ей имя Пирогова стало широко
известным и обратило на себя внимание
общественности передовыми идеями об
общечеловеческом воспитании. В статье
“Вопросы жизни” (впрочем, как и в других
своих педагогических сочинениях ) Н

И.
Пирогов резко выступил против сословной
школы и ранней утилитарно-профессиональной
выучки, которую стремилось ввести царское
правительство за счет снижения уровня
общего образования молодежи. Он противопоставил
официальному курсу образования идею
общечеловеческого воспитания, которое
должно подготовить к общественной жизни
высоконравственного человека с широким
умственным кругозором.  Свою статью
Пирогов начинает с исторической справки
о поисках выдающимися мыслителями древней
Греции ответов на вопросы о назначении
человека в общественной жизни, о смысле
человеческой жизни. Из этой справки выясняется,
что речь идет о вопросах общественной
жизни, о жизни человека в обществе, об
его взаимоотношениях с другими людьми,
о неизбежности для каждого из нас разрешения
вопроса о нашем личном отношении к общественным
потребностям и обязанностям.

    В
чем состоит цель нашей жизни?
каково наше значение? К чему мы призваны?
Чего должны искать мы?”. Таковы первые
вопросы жизни, выдвигаемые Пироговым
в его статье. В самостоятельном решении
этих вопросов заинтересованы и общество
с его господствующим направлением, и
каждая отдельная личность. С этим трудно
не согласиться. Я считаю, что для своего
времени в преддверии   серьезной
реформы феодально-крепостнического государства,
такая постановка вопроса была более чем
уместна. Более того, я думаю, что она уместна
и по сей день, когда страну охватил жесткий
экономический кризис. Казалось бы, рассуждает
далее Пирогов, что на поставленные вопросы
о цели и назначении нашей жизни члены
христианского общества получат ответы
в процессе воспитания в семье и в школе
, и таким образом подготовлены к осуществлению
христианской морали в общественной и
личной жизни. Но в действительности такого
господства христианской морали не наблюдается.
В противоположность христианским основам
воспитания , полученным в школе, во всех
проявлениях общественной жизни господствует
“резко выраженное материальное, почти
торговое стремление”.

Каково должно быть направление воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в семье?»

Сам Пирогов  дал этому вопросу оригинальное решение: в процессе семейного воспитания детей дошкольного возраста мать должна дать им основы реального образования, широко используя при этом детские игры. «… В ребенке,— писал Пирогов,— весьма рано развивается уже множество различных способностей к реальному образованию (понятие, например, о форме и других физических свойствах предметов), развивается уже в нем очень рано. Воспользовавшись этим понятием и приноровив к нему игры детей, можно положить уже прочное основание к образованию. Самый важный, самый сильный рычаг первоначального образования — детские игры». Эти взгляды Пирогова имели большое значение для русской дошкольной педагогики. Педагоги второй половины XIX в. использовали идею реального образования детей дошкольного возраста при составлении программ и методических разработок игр и занятий, наблюдений в природе, при проведении простейших физических опытов,  и которые находят свое отражение в современности.

Заметим, что новый документ ставит во главу угла индивидуальный и личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку, и игру, как форму образовательной деятельности, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства. В ФГТ чётко прослеживается повышение роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места и это, безусловно, положительно. Необходимость отказа от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса в ДОУ давно назрела.

Федеральными государственными требованиями определены ведущие виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

К середине XIX в. в России была подготовлена почва для понимания антропологической сущности человека, т.е. педагогической антропологии. Для Н. И. Пирогова термин «педагогическая антропология» обозначал «новую педагогику». Педагогической антропологии требовался «новый» педагог: не просто хорошо знающий определенную науку, но обладающий фундаментальными знаниями о человеке, о ребенке, о познавательном процессе, с одной стороны, и о реальной жизни детей и взрослых, природы и общества, с другой. Ей был необходим воспитатель, который творчески участвовал бы в педагогическом процессе и воспринимал ребенка как равноправного участника этого процесса.

В настоящее время антропологический принцип — ОДИН из ведущих в педагогике, а антропологическое знание — стержень профессиональной подготовки педагога.  Педагогическая антропология сегодня играет роль интегрированного знания о ребенке как целостном существе, полноправном участнике воспитательного процесса.

Объектом современной педагогической антропологии являются отношения человек-человек.

Для антропологически безупречного воспитания характерен целый ряд особенностей в основе которых лежат гуманистические идеи:

  1. осознанная постановка гуманистических целей;
  2. антропологическая ориентированность — акцентирование на развитии человека (и ребенка и взрослого, и ученика и учителя и т.д.);
  3. целостность и продуманность всех компонентов системы;
  4. четкая организация педагогического процесса;
  5. высокие нравственные ориентиры и природосообразные, не насильственные методы воспитания.
  1. поддерживают свойственную детям активность;
  2. опираются на их жизненный опыт;
  3. прилагают специальные усилия, чтобы обеспечить каждому ребенку успех в той или иной деятельности и признание значимыx для него людей;
  4. организуют творческое сотрудничество детей друг с другом, с педагогами и родителями;
  5. создают условия для активного освоения ребенком пространства своего бытия;
  6. бережно относятся ко времени ребенка.

Все это способствует индивидуализации воспитательного процесса, обеспечивает развитие не только интеллектуальной, но и эмоциональной сферы, креативность и рефлексии, тела и духа; развертывание личностной индивидуальности всех его участников — и детей, и взрослых.

НАШИ ЛЮДИ

Павлов Илья Васильевич
Медработники

специалист по челюстно-лицевой хирургии

Шалита Данила Сергеевич
Медработники

стоматолог-хирург

Перов Игорь Сергеевич
Медработники

врач-стоматолог

Яунземе, Инесе Вилисовна
Медработники

советская латвийская метательница копья, хирург-ортопед и специалист в пластической хирургии

Ясинский, Яков (врач)
Медработники

польский медик, доктор медицины и хирургии, главный санитарный врач Варшавы

Ясинский, Роман (врач)
Медработники

польский врач, автор множества трудов по медицине

Ясинский, Павел Африканович
Медработники

акушер и гинеколог

Яппа, Андрей Павлович
Медработники

русский врач, известный диетолог и гастроэнтеролог

Профессиональная подготовка

Главным для педагога, по мнению Пирогова, является профессиональная подготовка, знание предмета, методики его преподавания и отношение к своим обязанностям, к детям. Важен внутренний мир и личный пример учителя.

В своих трудах Н.И

Пирогов   четко выдвигает следующие требования к учителям и их методам преподавания: опытный учитель должен уметь активизировать внимание и раз- вить интерес к учебному материалу, а это, по мнению Пирогова, главное для успешного обучения

Разрабатывая новую школьную систему, ученый во многих педагогических трудах особенно большое внимание уделял, кроме содержания обучения, также его формам и мето- дам, подчеркивая, что надо знать не только то, чему учить детей, но и как учить. Установки педагога о значении наглядности в обучении и необходимость сочетания слова и наглядно- сти не утратили своего значения и сегодня

Реализация в деятельности учителей активных методов обучения было главным методическим требованием Н.И. Пирогова. Такие методы, которые бы способствовали развитию мышления учащихся, их способностей и интересов, формированию навыков самостоятельной работы, должны прежде всего применяться педа- гогами.

Пирогов предложил новый проект школьной системы, направленный против сословной школы. Он считал, что основанием школьной системы должна быть двухлетняя начальная школа, откуда будет открываться доступ в среднюю школу всем. Свою школьную систему он строил по принципу единой школы.

Пирогов предлагал школьную систему из нескольких ступеней, со сравнительно не- продолжительным сроком обучения в каждой, а именно: после начальной двухлетней школы

— прогимназия (неполная средняя школа) двух типов с четырехлетним курсом; за ней идет гимназия также двух типов — с трех-, пятилетней продолжительностью обучения. Эту сис- тему завершает высшая школа (университеты и высшие специальные учебные заведения).

Главное место в системе средней школы Пирогов отводил древним языкам (латин-скому и греческому), русскому языку и литературе, математике и истории. Классической средней школе он отдавал предпочтение перед реальной. Продолжительность обучения в первой на два года больше, чем во второй. Учебный план классической гимназии имеет об- щеобразовательный характер, тогда как в реальной гимназии вводятся прикладные (профессиональные) учебные предметы, что значительно снижает общее образование, даваемое ре-альной гимназией, особенно если учесть, что курс ее всего трехлетний (тогда как в классиче-ской гимназии — 5 лет). В первых двух классах классической и реальной прогимназии курс обучения почти одинаков. С III класса классической прогимназии начинается обучение ла-тинскому языку, а с IV класса — греческому. Окончившие реальную прогимназию идут или

в реальную гимназию, или в III класс классической прогимназии, или на практическую работу. Из классической гимназии можно поступать в университеты или в высшие специальные учебные заведения, тогда как окончившие реальную гимназию принимаются только в высшие специальные учебные заведения или же идут на практическую работу.

Пирогов считал хорошую дисциплину одним из важнейших условий успеха обучения и нравственного воспитания. Он осуждал произвол, казарменный режим, которые царили в школах того времени, бездушное отношение к детям и требовал гуманности и сердечности при поддержании дисциплины. В случае проступка ученика педагог должен внимательно учесть обстоятельства, при которых совершен проступок, беспристрастно оценить его, довести до сознания ученика его вину и справедливость назначенного за проступок наказания.

В своей статье «Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?» (1858), которая явилась откликом на служебный отчет директора гимназии Одесского учебного округа, Пирогов принципиально осудил телесные наказания детей и горячо доказывал, что применение розог антипедагогично, что телесные наказания уничтожают в ребенке стыд, раз- вращают детей и должны быть отменены.

Рассматривая наследие Н.И. Пирогова, невозможно не остановиться на такой проблеме, как гуманизация национального образования

Великий педагог особенно обращает внимание на формирование нравственных убеждений, воли, чувства гражданской ответственно- сти и осознание необходимости самовоспитания, т.е. глубокое освоение гуманистического потенциала человека, тех общечеловеческих ценностей, которые составляют суть человеческого в человеке

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий