Картотека игр для речевого развития по ФГОС в подготовительной группе
Дидактические игры по развитию речи для детей в подготовительной группе проводят как во время, отведенное для занятий, так и в часы самостоятельной деятельности. Место выбирает педагог. Если это подвижные занятия, то лучше всего устроить игру на улице, где хватит свободного пространства для всех. Деятельность с карточками, бумажками проводится за столом.
Федеральный государственный стандарт (сокращенно ФГОС) выделяет ряд игр для развития речевого аппарата, которые наиболее эффективны для детей в подготовительной группе, они представлены ниже.
«Венок из предложений»
Цель: Упражнение в составлении предложений.
Ход: Воспитатель произносит простое предложение. Далее ребенок называет последнее слово и с ним уже придумывают предложение. Так игра продолжается по кругу.
«Закончи слово»
Цель: Развить умение делить слова на слоги.
Ход: Дети становятся в круг. Педагог бросает любому ребенку мяч и говорит начало слова, а он должен бросить его назад и сказать конец слова. Например, ко-шка.
«Волшебные кубики»
Цель: Развить слуховую и зрительную память, научить производить синтез слова.
Ход: На стол кладут кубики, на каждой грани которого знакомые детям предметы, животные, явления. Воспитатель предлагает собрать любое слово, обращая внимания на первые звуки. Например, слон.
Обратите внимание! Ребенок сначала находит кубик, на котором изображена картинка, начинающаяся со звука , потом . Так он составляет слово
«Найди братца»
Цель: Научить различать твердые и мягкие знаки в слове.
Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в ряд. Дети должны разложить изображение в 2 ряда, чтобы первые звуки были «братцами» первых звуков ряда. Например, «Йогурт» первый звук . Ребенок положит во второй ряд йога, первый звук в этом слове . Значит, йогурт и йог — братцы.
Дидактические карточки
«Веселый поезд»
Цель: Научить определять количество звуков в слове.
Ход: В руке каждого малыша билет — предметная картинка. Воспитатель предлагает каждому определить количество звуков в слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове.
«Сколько букв»
Цель: Научить ребенка считать и распознавать буквы в слове.
Ход: Педагог включает презентацию с изображением предметов, явлений или использует подготовленные карточки. Показывая на картинку, он просит сосчитать количество букв в слове. Можно усложнить задачу. Например, попросить сосчитать звуки или количество гласных букв.
Обратите внимание! Применение дидактических игр помогает педагогу в подготовительной группе воздействовать на интеллект, укреплять и развивать речь. Можно сказать, что это сложное, многослойное педагогическое явление, которое развивает ребенка всесторонне, поэтому их использование обязательно для детей дошкольного возраста
Можно сказать, что это сложное, многослойное педагогическое явление, которое развивает ребенка всесторонне, поэтому их использование обязательно для детей дошкольного возраста.
Виды дидактических игры для развития речи в подготовительной группе
В зависимости от цели, которую ставит педагог, выделяют несколько разновидностей дидактических игр для развития речи.
Образовательные
Направлены на получение новых знаний, умений, закрепление пройденного материала
Игры формируют интерес к обучению, что очень важно на первых порах становления личности, когда определяются постоянные интересы ребенка
В образовательной игре, в отличие от других, четко поставлена цель обучения детей соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть выделены и проверены в явном виде. Отличительная черта — в каждой игре есть четко поставленные задания, которые должны быть выполнены.
Важно! Образовательные занятия требуют значительных затрат умственных сил и напряжения, поэтому нельзя перегружать детей. Чрезмерные усилия приведут к нежеланию заниматься и рассеянности
Развивающие
Цель таких дидактических игр — развитие определенных психических процессов, способностей ребенка и интеллектуальных качеств (внимания, памяти, мышления).
Развивающие игры могут быть разного содержания. Главные их отличительные черты:
- Большинство игр не ограничиваются одним заданием, а позволяют придумывать детям и взрослым новые варианты задач.
- В большинстве случаев широкий диапазон трудностей — от доступных 2-3 малышу до непосильных задач для школьников.
- Решение задачи предоставляется не в абстрактной форме, а в виде видимых, осязаемых вещей.
Воспитательные
Эти игры организуются с целью освоения норм и правил поведения в обществе, общении, за столом, формирования определенных нравственно-эстетических ценностей, вырабатывания политического взгляда.
Обратите внимание! Большинство воспитательных дидактических игр развивают коммуникативные способности детей. Он учится взаимодействовать с окружающими, проявлять манеры в тех или иных ситуациях
К тому же именно во время таких занятий связь педагога с ребенком укрепляется, малыш начинает доверять человеку, находит с ним общий язык
Он учится взаимодействовать с окружающими, проявлять манеры в тех или иных ситуациях. К тому же именно во время таких занятий связь педагога с ребенком укрепляется, малыш начинает доверять человеку, находит с ним общий язык.
Связь педагога и детей в игре
Обратите внимание! С 2018 года в России стали набирать популярность терапевтические воспитательные игры, организуемые с целью излечения от психических расстройств, для компенсации недостатков общения. Их эффективность в дошкольном возрасте очень велика, поэтому сейчас они активно принимаются психотерапевтами