Картотека игр по художественно-эстетическому развитию

Дидактические игры по ИЗО в старшей группе

На занятиях со старшими дошкольниками стоит уделить внимание эмоциональной стороне изобразительного искусства, формированию представления о жанрах живописи, развивать навык построения композиции

Изобрази портрет

Для игры нарисуйте 4-5 портретов, изображающих человеческие эмоции: радость, страх, удивление, печаль, злость. Разрежьте изображения на 3 части: лоб и глаза, нос, рот и подбородок. Продемонстрируйте для наглядности несколько известных живописных портретов. Объясните, что это за жанр. Предложите участвующим стать художниками, создать из частей лица портреты с разными эмоциями.

Составь пейзаж

Разложите на столе карточки, изображающие разнообразные объекты окружающего мира. Попросите выбрать те, из которых можно составить пейзаж.

Собери натюрморт

Вырежьте картинки фруктов, овощей, ягод, цветов, грибов, ваз, корзинок, кувшинов. Попросите детей составить красивый натюрморт.

Весело или грустно

Как и дидактическая игра «Художник», это занятие учит соотносить настроение с палитрой.

В качестве изобразительного материала используйте реалистичные иллюстрации из книг, репродукции известных картин. Показывайте изображение воспитанникам, просите определить, какое настроение оно передает, почему. Дети должны объяснить, что веселье отображают яркие, сочные, светлые тона, а грусть – тусклые, темные, глухие.

Море

Игра учит строить художественную композицию, развивает логическое мышление.

Подготовьте картину пустого моря с фоном в виде водорослей и песчаного дна. Отдельно изобразите подводных обитателей: рыб, улиток, ракушек, дельфина, кита, морского конька и прочих. Объясните участникам, что морские жители спрятались. Чтобы их увидеть, нужно отгадать загадки. Ребенок, правильно угадавший живое существо, прикрепляет его картинку к подводному пейзажу.

Что получится?

Положите перед игроками бумажный лист и карандаши. Дети рисуют по очереди. Один проводит линию, отдает лист другому участнику. Тот продолжает рисунок второй линией, передает эстафету. И так до тех пор, пока рисунок не будет готов. В конце все смотрят, что же получилось.

Чего не бывает?

Предложите детсадовцам игру для развития воображения. Пусть нарисуют то, чего не существует. Каждый участник демонстрирует свое творение, объясняет, что изобразил. Остальные обсуждают, действительно ли такого объекта нет в мире.

Дидактические игры на занятиях по изодеятельности в детском саду

Дидактические игры для дошкольников

Первая игра используется с самыми маленькими детьми и называется «Цветные корзинки». Цель игры: игра направлена изучение цветов детьми 2,5-3,5 лет, запоминание названий основных цветов, развитие речевых навыков дошкольников, развитие наблюдательности, памяти.Ход игры: детям предлагается собрать в корзинки перепутанные предметы, ребенок тянет любую карточку, но положить ее он должен в корзинку того же цвета, при этом громко назвать цвет и предмет который он выбрал.

2. Игра «Морское дно»

Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти. Очень распространенная игра, которую можно использовать не только на изодеятельности, но и в других образовательных областях. Детям демонстрируется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в «Прятки», а чтобы их найти нужно отгадать про них загадки. Тот кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция. Воспитатель мотивирует детей к изобразительной деятельности. (Хорошо использовать со средней и старшей группами). Таким же образом можно изучать с детьми и другие темы сюжетных композиций: «Летний лужок», «Лесные жители», «Осенний урожай», «Натюрморт с чаем» и т.п. Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов. Данная игра развивает сообразительность, реакцию, композиционное видение.

3. Игра «Кони расписные»

При закреплении знаний народных росписей или при проведение мониторинга в старшей и подготовительной группах можно использовать вот такую не сложную игру. Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.

4. Игра «Волшебный пейзаж»

Одна из наиболее сложных тем это конечно изучение перспективы в пейзаже — далекие предметы кажутся меньше, ближние больше. Для этого тоже удобнее использовать игру. Цель игры: учить детей видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы, развивать глазомер, память, композиционные навыки.Ход игры: Ребенку необходимо расставить в кармашки деревья и домики по размеру, в соответствии с их перспективной удаленностью. (подготовительная группа).


5 . Игра «Собери пейзаж»

На примере пейзажа также удобно развивать и чувство композиции, знания явлений окружающей природы. Для этого удобно использовать данную дидактическую игру. Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы , соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию.

6.Игра «Разложи и сосчитай матрешек»

Цель игры: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.Ход игры: На доске висят листочки с нарисованными силуэтами матрешек, вызываются три ребенка и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.

7. Игра «Матрёшкин сарафан»

Цель игры: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде. Ход игры: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку.


Каждую из этих игр можно нарисовать самим или изготовить при помощи компьютера и цветного принтера.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры с песком для детей 3-4-5 лет Дидактические игры (словесные) для детей 5-6 лет Дидактическая игра для детей 6-9 лет. Весёлый огород Дидактическая игра для младших дошкольников

Дидактическая игра «Собери гусеницу» для детей 5-6-7 лет

Дидактическая игра «Найди пару» для детей 3-4 лет

Дидактическая игра «Цветочки» для детей 5-6-7 лет

Дидактическая игра для развития мелкой моторики детей 3 – 7 лет

Дидактическая игра для дошкольников. Формирование представлений о времени

Картотека игр

Дидактические игры по художественно-эстетическому развитию помогут создать дополнительную мотивацию у дошколят и преподнести им новый материал в доступной, увлекательной форме. С помощью дидактического материала ребята получают возможность более детально и образно соприкоснуться с миром искусства в повседневной, реальной жизни. Этому способствуют следующие занятия:

Занятие

  • Различные виды изобразительной деятельности (живопись, лепка, аппликация, бумагопластика, прикладное творчество).
  • Музыкальное развитие (пение, прослушивание произведений, игра на музыкальных инструментах, ритмика, пластика, пантомима).
  • Театрально-художественная деятельность (прослушивание и пересказ сказок и других литературных произведений, ролевые игры, театрализованные постановки и их обсуждение).

Важно! Нужно соблюдать возрастные особенности развития ребёнка при выборе тем и составлении занятий. Это поможет малышам не только усвоить новые термины и понятия, но и овладеть полезными навыками и умениями

В младшей группе

В возрасте 2-3 лет происходит активное формирование речевого аппарата. Занятия в этот период должны совмещать в себе закрепление понятий с возможностью развития мелкой моторики малыша.

Рисование

Для этой цели особенно хорошо подходят красивые пирамидки, кубики, яркие флажки, бизиборды, пальчиковые краски. Играя, нужно обязательно проговаривать название, цвет и форму предмета.

Рассказывание историй и сказок принесёт наибольший результат для слушателей, если будет сопровождаться действием. Например, настольным театром из картона или фетра. Использование русских народных инструментов также повышает эмоциональный уровень восприятия.

В средней группе

В этом возрасте ребята охотно учатся всему новому. Основные цели педагогов:

Развить первичные умения и приёмы рисования с помощью различных материалов: карандашей, красок, мелков и фломастеров.
Заинтересовать детей изготовлением поделок из различных материалов: бумаги, фетра, пластилина, шерсти, природного сырья.
Тематические занятия можно иллюстрировать и дополнять репродукциями картин и фрагментами классических музыкальных произведений, в то же время уделяя внимание фольклору и народной музыке.
Продолжить знакомство с театром, проигрывать сказки в хороводных играх и сценках. Дополнением станут тематические занятия, рассказывающие о творческих профессиях.. Примеры литературного досуга в средних группах детских садов

Примеры литературного досуга в средних группах детских садов

Воспитатель выполняет все этапы занятия вместе с детьми, подробно проговаривает все свои действия.

В старшей группе

Дидактические игры по художественно-эстетическому развитию в старшей группе имеют свои особенности:

  • Дети в 5-6 лет способны самостоятельно получать информацию, используя для этого настольные игры. С их помощью хорошо закрепляются термины и понятия, характерные для занятий творчеством (музыкальные инструменты, материалы художника, ремёсла, литературные произведения и сказочные герои). Музыкальные произведения делятся на жанры. Развивается хоровое пение, игра на музыкальных инструментах.
  • В рисовании появляются новые задачи – изображение жанровых картинок, сюжетов по заданной теме. Дети также знакомятся с разными видами народной росписи.
  • Театрализация проявляется в постановках, приуроченных к утренникам, тематическим занятиям и народным праздникам.

Обучающая игра

Надо знать! Воспитатель подробно объясняет поставленную перед ребятами задачу, не принимая участия в её выполнении, но внимательно наблюдая за действиями подопечных.

В подготовительной группе

С первой недели сентября занятия направлены на подготовку к школе. Будущие первоклассники должны иметь развитое воображение, представление о социально-общественных нормах и уметь работать не только индивидуально, но и в коллективе. В этот период занятия и задания для ребят составляются так, чтобы помочь открыть таящиеся в детях творческие возможности, активизировать их наблюдательность и любознательность.

Дидактические игры по ИЗО в младшей группе

Рассмотрим, какие занятия по изобразительному искусству можно проводить с воспитанниками 2-3 лет. Каждую представленную игру своими руками по ИЗО сделать проще простого.

Подбери к предмету цвет

Подготовьте 6 листов цветной бумаги. Найдите изображения 6 соответствующих по цвету объектов. Вырежьте предметы по форме так, чтобы при наложении изображения на бумагу каждый объект обрел нужный колер:

  • помидор – красный;
  • морковка – оранжевая;
  • лимон – желтый;
  • яблоко – зеленое;
  • цветок – синий;
  • баклажан – фиолетовый.

Петушок

Нарисуйте петушка, используя 5-7 колеров. Подготовьте палитру – небольшие квадраты разных цветов, включая те, что присутствуют в расцветке птицы. Задача детей – отыскать квадраты, соответствующие окрасу петушка.

Собери узор

Составьте несложные узоры из геометрических форм и флористических элементов. Фигуры аналогичного цвета и очертаний вырежьте отдельно. Пусть дети соберут узор по образцу.

Подбери по цвету

Игра предназначена для закрепления названий основных колеров. У детей включается самоконтроль при восприятии цветов.

Возьмите коробку, в которой не меньше 10 цветных карандашей. Показывайте воспитанникам каждый карандаш по очереди, прося назвать предметы аналогичного цвета, находящиеся в помещении или за окном.

Составь картинку

Есть изобразительно-дидактические игры, что развивают сообразительность, умение концентрироваться, сравнивать, анализировать.

Найдите картинки, на которых четко изображены овощи и фрукты, разрежьте на 4-6 частей. Предложите детям восстановить изображение.

Воздушные шары

Вырежьте круги и овалы – основу воздушных шариков. Отдельно сделайте полоски – это будут ниточки для шаров. Разложите заготовки на столе. Попросите ребенка подобрать к шарикам ниточки аналогичного цвета.

Подбери блюдце к чашке

Игра не только формирует навык различения оттенков палитры, но и развивает концентрацию внимания, моторику пальцев рук.

Подготовьте полотно, имитирующее магазинные полки, сделайте из картона посуду разных цветов. Расскажите детям, что сначала в магазин привезли блюдца, затем чашки. Продавцам нужна помощь, чтобы правильно расставить посуду. Задача играющих – правильно подобрать блюдца к чашкам.

Необычная картина

Игра развивает фантазию у младших дошкольников.

Поставьте на стол перед каждым воспитанником широкую тарелку, насыпьте манную крупу. Объясните, что манка не только вкусная, она такая мелкая и рассыпчатая, что можно создавать с ее помощью красивые картины, рисуя пальчиком.

Подбери предметы красного цвета

Для игры подготовьте разные небольшие предметы (либо изображающие их карточки). Оденьте куклу в красное платье. Расскажите воспитанникам, что к ним пришла девочка Маша, просит помочь ей подобрать к красному наряду предметы такого же цвета. Дети по очереди берут карточки, говорят, может ли изображенный объект быть красным. Если да, кладут картинку в сумочку куклы Маши.

Занятие по художественно-эстетическому развитию

Конспект будущего занятия должен помочь достичь поставленную цель. Воспитателю необходимо детально представить все этапы урока, при необходимости предварительно выполнить задания, предлагаемые детям. Это поможет правильно рассчитать необходимое время, учесть и по возможности избежать ситуаций с задачами, трудновыполнимыми для ребят.

После окончания учебного процесса необходимо провести не только анализ работы детей, но и сделать самоанализ подачи материала. Это поможет в дальнейшем научиться проводить занятия без заминок и сбоев.

НОД по художественно эстетическому развитию по ФГОС

Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Поэтому важным условием подачи нового материала является игровая форма. В процессе познания малыши не должны скучать, чувствовать себя усталыми и быть малоподвижными. Яркие впечатления лучше запоминаются и служат надёжным фундаментом в формировании гармонично развитой личности.

Игровое занятие

Раннее эстетическое воспитание помогает выявить сферу интересов и индивидуальных способностей каждого ребёнка. Кроме того, помогает формированию неординарного мышления, способности принимать нестандартные решения и прививает желание заниматься творчеством на протяжении всей последующей жизни.

Дидактические игры по ИЗО в подготовительной группе

Готовя детсадовцев к школе, важно научить их описывать картины и свои чувства от увиденного, проявлять фантазию в повседневности, быть внимательным и наблюдательным

Угадай картину

Для игры подготовьте репродукции знакомых детсадовцам картин. Описывайте словесно каждое изображение, а дети должны догадаться, о чем идет речь. Например: «В светлой комнате за столом сидит девочка в розовой кофте, у нее в руках фрукт» – это «Девочка с персиками» Валентина Серова. Или: «Медведица и трое медвежат резвятся на поваленных деревьях посреди соснового леса» – это «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина.

Угадай по профилю

Подготовьте узнаваемые контурные профили сказочных персонажей: Бабы-Яги, Кащея, Конька-Горбунка, Змея Горыныча и прочих. Дети должны угадать, кто изображен.

Чем пахнет картина?

Показывайте воспитанникам репродукции живописи. Пусть представят, какие запахи почувствуют, когда вдруг окажутся внутри картины.

Как звучит картина?

Игра схожа с предыдущей, только здесь воображают не обонянием, а слухом. Пусть дети представят, какие звуки услышат, оказавшись внутри живописного полотна.

На что похожи облака?

Если погода и состояние неба позволяют, выведите группу на прогулку. Если нет, найдите красивые фотографии кучевых облаков. Предложите воспитанникам пофантазировать, на что те похожи. Подчеркните, что облака бывают разными по форме и размеру.

Что пропало?

Покажите детям несколько репродукций известных картин. Закройте какую-либо деталь на изображениях. Снова покажите картины, попросите вспомнить, какой элемент скрыт.

Портрет соседа

Игра учит правильно и корректно описывать человека.

Раздайте участникам картонные рамки. Пусть каждый, приблизив рамку к лицу соседа, попытается составить его словесный портрет.

Дидактические игры по ИЗО в средней группе

Детям постарше предложите игры для развития цветового видения и воображения, умения понимать настроение картины, составлять фигуры и узоры с соблюдением симметрии и пространственного отношения.

Веселая гусеница

Сделайте кружки разных оттенков. Задания для детей – составить гусениц из кружочков в разных вариациях:

  • от темных к светлым оттенкам;
  • от холодных к теплым.

Разноцветная арифметика

Кружочки, использовавшиеся для предыдущей игры, можно применить для другого занятия, развивающего цветовосприятие. Дополнительно изобразите арифметические знаки: плюс, минус, равно. Составляйте кружки по-разному, а воспитанники должны догадаться, какой оттенок получится.

Для примера:

  • красный + желтый = оранжевый;
  • зеленый – желтый = синий;
  • синий + белый = голубой.

Палитра

Нарисуйте времена года, применив 4 отдельных палитры. Положите перед воспитанниками пейзажи (осенний, зимний, весенний, летний). Продемонстрируйте использованные палитры. Задача – определить по сочетанию колеров, какой палитрой рисовался каждый пейзаж.

Зайчик

Игра развивает воображение. Дети учатся схематичному изображению живых существ.

Для занятия необходимы вырезанные из картона овалы разной величины и вытянутости. Предложите играющим составить из имеющихся фигур стоящего на задних лапках зайчика. При желании пусть дети попробуют выложить других животных.

Укрась рукавицу

Игра учит созданию узоров с учетом пространственных отношений и симметрии. Положите перед ребенком вырезанную из бумаги рукавичку и набор геометрических форм. Задание – составить красивый и симметричный узор.

Игра в изобразительной деятельности может прививать навык сотрудничества, взаимодействия. Для этого разбейте детсадовцев на пары, раздайте рукавицы: одному правую, второму левую. Пусть попытаются сделать одинаковые узоры.

Пластилиновая ваза

Пусть ребенок соединит 2-3 небольших кусочка пластилина разных оттенков, хорошенько помнет для получения разводов, напоминающих мрамор. Из получившейся массы вылепит вазу.

Волшебная палитра

Игра развивает восприятие цветов окружающего мира и эмоциональный отклик на красоту природы.

Раздайте участникам квадратные цветные карточки. Назовите природный объект. Дети должны вспомнить, как он окрашен, поднять соответствующие карточки. Например, при слове «береза» должны быть подняты белые, черные, зеленые квадраты. При слове «ромашка» – желтые, белые, зеленые. Участник, поднявший неправильную карточку, выбывает.

Расписные лошадки

Игра закрепляет представление об основных видах народных русских росписей.

Подготовьте расписных лошадок и изображения четырех пастбищ под названиями «Гжель», «Дымка», «Городец», «Филимоново». Ребенок должен сказать, какой росписью украшена каждая фигурка, положить на соответствующее пастбище.

Художественный конструктор

Раздайте воспитанникам карандаши и листы, на которых изображены контуром простые фигуры. Предложите дорисовать изображения так, чтобы получились узнаваемые объекты.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий