В. Катаев, «Цветик-семицветик»
Это знаменитое произведение Валентина Петровича Катаева, конечно, с детства знакомо почти всем. По мотивам этого произведения для детей был снят мультфильм. Напомним вкратце содержание сказки. Девочка Женя по просьбе мамы пошла в магазин за баранками, по дороге отвлеклась, и незнакомая собака съела все бублики. Когда Женя пыталась ее догнать, то попала в незнакомое место и заплакала. Вышедшая навстречу ей старушка дала ей волшебный цветочек с 7 лепестками. Если оторвать лепесток и произнести нужные слова, то желание тотчас же исполнится. Так девочка вернулась домой.
Потом она на всякую ерунду потратила все свои лепестки, кроме последнего. Встретив в парке мальчика-инвалида, Женя последний лепесток с пожеланием посвятила выздоровлению этого незнакомца. После волшебного воздействия цветка мальчик вскочил на ноги и побежал с девочкой дальше играть.
Произведение В
Катаева «Цветик-семицветик» учит детей понимать важность человеческой жизни и здоровья по сравнению с ненужными капризами, такими как отправиться на Северный полюс, отремонтировать чашку или заказать целую кучу игрушек
Планирование и проведение занятий по ЧХЛ
Обучение художественной литературе происходит по специально составленной программе. У воспитателя расписаны занятия по дням недели.
Понедельник: проводится работа по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; развивать воображение, слух и голос.
Вторник: дети учатся внимательно, слушать художественное произведение, понимать тему и содержание рассказа, отвечать на вопросы.
Среда: педагог воспитывает эмоциональное восприятие сказки; учить понимать и оценивать характер героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей.
Четверг: У ребят появляется представление о том, как звери и птицы готовятся к приходу осени; развивается слух и голос.
Пятница: Происходит знакомство с малыми формами фольклора.
Организация и планирование занятия по ЧХЛ
Почему для процесса важны родители?
Как уже было сказано выше, к ознакомлению детей с художественной литературой необходимо активно привлекать и родителей, ведь если в сознании ребенка познание и усвоение нового закрепится только за личностью воспитателя, в будущем это может привести к плачевным результатам. Привычный «наставник» уйдет, и его заменит школьный учитель, к чему новоиспеченный ученик может оказаться не готов. Это вызывает дезадаптацию, самостоятельно справиться с которой ребенку подчас бывает трудно. В этом случае существует риск необходимости обращения уже к настоящему специалисту – психологу, который единственный сможет разрешить появившиеся затруднения. Именно поэтому родители как бессменные провожатые ребенка на пути его взросления должны принимать заинтересованное участие в его жизни и постепенном формировании как ученика.
Цели и задачи воспитателя на занятиях по чтению художественной литературы
Перед воспитателем стоят важные задачи: воспитание, обучение и развитие детей. Художественная литература — лучший помощник в решении поставленных задач. Каждое конкретное занятие должно:
тренировать внимание и память;
развивать мышление и речь;
воспитывать интерес к интеллектуальным занятиям.
Помимо этого, все изучаемые художественные произведения ориентированы на разные стороны жизни ребёнка. Наиболее важными для детей подготовительной группы являются:
- нравственное воспитание;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- развитие самостоятельности, самообслуживания.
Например, сказка «Крошечка-Хаврошечка» относится к области нравственного воспитания. Конкретная цель занятия может звучать так: «Воспитывать доброе отношение друг к другу». Русская народная сказка «По щучьему велению» относится к развитию самостоятельности
Изучая её, воспитатель может поставить себе цель «Объяснять важность человеческого труда». Социально-коммуникативного развитие происходит при чтении произведения Д
Н. Мамина-Сибиряка «Медведко», цель занятия по этой сказке: знакомить с окружающим миром, с планетой.
Чтению в подготовительной к школе группе уделяют особое внимание
Чтение художественной литературы, обсуждение, ситуативный разговор, — именно так реализуются на занятиях поставленные цели. Воспитатель не объясняет смысл сказки сразу после прочтения — он даёт возможность детям самостоятельно разобраться в ней, помогает детям увидеть и понять описанную проблему, например, при помощи беседы.
Например, при изучении сказки «Гуси-лебеди» в беседу можно включить такие вопросы:
- О ком говорится в сказке?
- Куда собираются мать с отцом?
- О чём мать просит дочку?
- Как вела себя дочка после того, как родители ушли в город?
- Что случилось с братцем?
- Кто такие гуси-лебеди?
- Какое решение принимает девочка?
- Почему печка, яблонька и молочная речка не захотели помочь девочке?
- Куда прибежала девочка?
- Кого она увидела в избушке?
- Как девочке удалось спасти братца?
- Почему на обратном пути печка, яблонька и молочная речка помогают девочке?
- Может ли быть такое, чтобы печка, яблонька и молочная речка разговаривали с девочкой?
- Где мы можем встретить говорящих животных и говорящие предметы?
Серия вопросов для беседы должна быть выстроена логично: сначала простые вопросы (по содержанию), затем уточняющие, интерпретационные («Почему…»), оценочные и творческие.
Воспитатель на каждом занятии решает следующие задачи:
- воспитательные;
- образовательные;
- развивающие.
Например, при изучении сказки «Аленький цветочек» должны решаться следующие задачи. Воспитательные: воспитывать доброе отношение друг к другу. Образовательные: знакомить с литературой, развивать связную речь, формировать понимание текста на слух. Развивающие: развивать речевой слух, мелодико-интонационную сторону речи.
У каждого занятия должна быть уникальная тема и цель, может быть подтема, дополнительная к основной. На примере сказки «Царевна-лягушка» можно определить цель: «Развивать познавательную активность детей, учить уважать чужие интересы», тему «Слушание сказки» и подтему «Послушание и своеволие в сказке…» (нравственное воспитание). В ходе беседы дети должны понять, что такое послушание и своеволие, в чём выражается, что следует за ними, как нужно вести себя и проч. Мотивируя детей самостоятельно разобраться в этих вопросах, воспитатель добьётся поставленной цели.
Детям подготовительной группы следует читать не только художественную, но и научно-познавательную литературу
Картотека с целями по ФГОС
Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.
Картотека с целями по ФГОС в подготовительной группе
Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:
Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.
«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну…»
Дидактическая игра «Какое время года?»
Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления. Ход игры: Дети сидят на скамейке
Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.
Дидактическая игра «Где что можно делать?»
Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.
Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).
Что можно делать на реке? Что делают в больнице?
В течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способности к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, т.е. ребенок успешно формируется как читатель.
Зачем читать сказки в подготовительной группе перед сном
Многие родители часто задаются вопросом зачем читать детям книги перед сном?
Чтение на ночь детям — это не просто милая семейная традиция. Читая малышу на ночь сказки, родители не только доставляют ему удовольствие, но и выполняют несколько важных задач:
- Укрепляют и гармонизируют отношения с ребенком
В суете дневных дел привязанность между взрослым и малышом постоянно подвергается испытаниям. Времени на поддержание близких, доверительных отношений остается не так уж много. Чтение книг перед сном становится незаменимым ритуалом, создающим атмосферу любви, гармонии, радости от общего дела.
Нужно ли читать детям сказки в подготовительной группе перед сном
- Успокаивают ребенка и настраивают его на сон
Чтение книжек детям перед сном — это следующий этап вечерних детско-родительских отношений после периода грудного вскармливания и маминых колыбельных. Малыш взрослеет, но это не значит, что он должен засыпать без проявлений внимания, ласки и нежности взрослых. Голос мамы навсегда остается для ребенка самым родным и желанным звуком, который хочется слышать чаще. Совместное чтение сказок перед сном расслабляет ребенка, дарит ему приятные эмоции — залог чудесных сновидений. Кроме того, наличие определенного вечернего ритуала также помогает детям засыпать быстрее.
- Развивают интеллект малыша
Чтение книг — это значимый инструмент раннего развития ребенка. Читать, разумеется, полезно и утром, и днем. Но вечером человеческий организм наиболее расслаблен, в то время как мозг практически без усилий воспринимает информацию. Известно, что люди легко воспроизводят утром то, что узнали или прочитали перед сном. Это значит, что ребенку будет проще понять и проанализировать именно то, что он услышал во время вечернего чтения.
Важно! Нужно вместе с ребёнком обсуждать происходящее в книге, задавать вопросы и фантазировать о том, что будет дальше! Польза такого досуга для интеллекта ребенка неоценима
- Прививают ребенку любовь к книге
В современном мире, захваченном электронными технологиями, можно заметить следующую тенденцию: дети и подростки всё меньше читают, но при этом обожают компьютерные игры, часами могут просиживать перед экраном телевизора, компьютера или планшета. Для того чтобы привить любовь к гаджетам, много труда не надо. Сложнее сделать так, чтобы малыш полюбил книгу и продолжал с удовольствием читать, когда научится делать это самостоятельно.
Обратите внимание! Чтение книг детям на ночь — простой и эффективный способ формирования любви ребенка к книге в будущем
- Формируют здоровую психику и мировосприятие
Сказкотерапия — давно известный воспитательный метод. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урока». Благодаря сказке малыши представляют себе различные жизненные ситуации, ставят себя на место сказочных героев, совершая вместе с ними хорошие и не очень поступки, фантазируют, учатся сочувствовать, проживают разнообразные эмоции и состояния, отвечают для себя на какие-то вопросы. Читая детям книги перед сном, родители, даже не задумываясь о сказкотерапии, успешно применяют этот методику.
Важно! С тем учетом, что взрослые читают детям обычно добрые сказки, в детском сознании закрепляются именно положительные модели поведения
Словесные игры
Часто в детском саду воспитатели организовывают литературные викторины. Их можно придумать великое множество. Одним из вариантов игры может быть угадывание названия сказки по прочитанному небольшому отрывку. Еще рекомендуется поиграть в игру «Узнай персонаж сказки». Воспитатель зачитывает отрывок или описывает устно какого-то литературного героя, а дети его должны правильно назвать.
Следующий вариант словесных игр по мотивам произведений художественной литературы — это игры «Назови положительных героев и их качества», «Назови отрицательных героев, чем они тебе не нравятся».
Можно пересказывать или узнавать сказку по алгоритмам. Например, воспитатель дает несколько ключевых слов в правильном порядке (это могут быть картинки), а дети по ним составляют сказку. Можно даже, развивая фантазию, самим придумывать сказки.
Поможет запомнить виды литературы игра «Назови, что это?». Воспитатель читает отрывок сказки, рассказа или стихотворения, а дети угадывают вид литературы.
Литература, чтение. Конспекты занятий – Конспект занятия в подготовительной группе «Чтение художественной литературы «У страха глаза велики»
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе «Чтение художественной…»
Конспект занятия по пересказу сказки «У страха глаза велики» (подготовительная группа) Возрастная группа детей подготовительная группа. Тема: пересказ рассказа «у страха глаза велики» Цель: Создать условия для обучения детей пересказу. Задачи: Совершенствовать умение передавать…
Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и конструированию в подготовительной группе
Конспект интегрированного занятия по художественной литературе + конструирование в подготовительной группе. Дата: 2020г ОЧУ ПМГ Группа: подготовительная Образовательная область: познавательное развитие, художественно – эстетическая деятельность, конструктивная 1.Образовательные…
Конспект НОД по чтению художественной литературы «Рассказывание русской народной сказки «Хаврошечка» с детьми 5–6 лет
Рассказывание русской народной сказки «Хаврошечка», в обработке Алексея Николаевича Толстого. Задачи. Познакомить детей со сказкой «Хаврошечка». Развивать умение детей отличать сказочные ситуации от реальных ситуаций. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного…
Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами литературно-художественной деятельности
Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами литературно-художественной деятельности Период детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств. Двигательные качества ребенка – это отдельные…
Чтение стихов во время игровой деятельности
В театральных постановках часто обыгрываются такие стихотворные произведения, как: К. Аксаков, «Лизочек», С. Маршак, «Кошкин дом», Л. Левин, «Сундук».
Во время сюжетно-ролевых игр можно предложить детям спеть колыбельную песенку. А на праздники (например, в Рождество) походить по другим группам и кабинетам детского сада, устроив костюмированное колядование с мешком для подарков.
Помимо программных произведений много стихотворений дети непроизвольно запоминают по ходу подвижных игр или физкультминуток, которые проводятся в свободное время или с целью отдыха от статического сиденья на занятии.
Особенности восприятия литературы дошкольниками
В современной психологии и социологии чтения термин” читатель” распространяется и на ребёнка─ дошкольника, не умеющего читать; он отражает общие особенности восп риятия и понимания, книги, свойст- венные слушанию в той же мере, что и чтению.
Дошкольный возраст ─ период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, к ступеням собственно эстетической деятельности.
Обратите внимание! Последняя реализуется в активном мысленном сопереживании ребенка героям, в перенесении им на себя действий, чувств, мыслей персонажей. Ряд педагогов и психологов высказывают мысль о зарождении в дошкольном возрасте и более высокого вида восприятия художественной литературы, характеризующегося способностью ребенка к отчуждению от позиции героя, умением не только мысленно действовать вместе с героем, но и становиться как бы над ним, рассматривать события с точки зрения автора
Ряд педагогов и психологов высказывают мысль о зарождении в дошкольном возрасте и более высокого вида восприятия художественной литературы, характеризующегося способностью ребенка к отчуждению от позиции героя, умением не только мысленно действовать вместе с героем, но и становиться как бы над ним, рассматривать события с точки зрения автора.
При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка находится главный персонаж. Детей интересуют его внешность, поступки. Самостоятельно мысленно представить героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаются в наглядной опоре ─ иллюстрациях. К числу особенностей детского восприятия относится и то, что прежде всего ребенок видит действия и поступки персонажа ,но не понимает его переживаний мотивов поведения. Например, нередко дети положительно оценивают поведение медведя из сказки «Маша и медведь» ─ «Потому что он Машеньку к бабушке с дедушкой принес », ─ игнорируя то обстоятельство, что девочка с хитростью побудила его к этому.
Как воспринимают литературу дошкольники
Очень популярны у детей «толстые» книжки полные, хитросплетений, интриг и приключений ( «Золотой ключик или Приключение Буратино » А.Толстого, «Приключение Чиполлино „Дж. Родари, “ Приключение Незнайки и его друзей » Н.Носова, ” Дядя Федор пес и кот« Э. Уcпенского и др.). Они удовлетворяют потребности детей в постоянном, длительном общении с полюбившимися героями, в повторных встречах с персонажами в новых ситуациях и коллизиях.
Высокого уровня достигает деятельность воссоздающего воображения. Ребенок способен понимать текст без помощи иллюстраций. Рисунок в книге начинает выполнять собственно иллюстративную, вспомогательную роль, помогая ребенку уточнить возникающие представления, облегчая проникновение в смысл произведения.
Накапливаемый довольно обширный жизненный опыт, помогает ему осмыслить более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте. Это связано с тем, что наряду с накопленным ранее жизненным опытом обогащается опыт опосредованный, и в частности литературный, проявляющийся прежде всего в сознательном отношении к авторскому слову.
Обратите внимание! У ребенка формируется умение воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приему. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово но и осознавать его роль в тексте