Детские страхи и фобии: виды, причины, как бороться

Классификация страхов у детей

Страх – одна из базовых человеческих эмоций, с помощью которой наша нервная система реагирует на опасность. Опыт и знания, накопленные в течение жизни, помогают взрослым рационально посмотреть на ситуацию и тем самым уменьшить напряжение. Но малышам это сделать гораздо сложнее.

Почему так?

В силу возраста дети еще не обладают необходимым опытом, чтобы разобраться в том, что реально, а что нет. А еще они бурно фантазируют! Страхи у детей подпитываются фантазией, и справиться с ними при помощи «взрослой» логики («смотри, под кроватью пусто, никаких монстров!») бывает непросто.

Главное, что нужно понять, чтобы вовремя помочь малышу – это тип его переживаний. Какие бывают страхи?

  1. Возрастной страх, не приводящий к негативным последствиям.
  2. Устойчивый глубокий страх, заметно отравляющий малышу жизнь.
  3. Страх как часть иного расстройства, которое требует грамотной диагностики и лечения (может сочетаться с нарушениями сна, нервными тиками, агрессивностью и т.п.).

Причины формирования

Почему одни дети боятся темноты и собак, а другие замыкаются в себе из-за боязни перемен? Развитие фобий происходит постепенно, в редких случаях они формируются после одного случайного события. Травмируется детская психика на протяжении нескольких недель, месяцев или лет – развитие фобии зависит не только от ее первопричины, но и индивидуальных особенностей психики.

Причины возникновения страхов у детей:

  • чрезмерная опека родителей;
  • недостаток внимания;
  • минимальная физическая активность;
  • насилие в семье;
  • сложная психоэмоциональная обстановка в семье;
  • расстройства психики.

У детей дошкольного возраста формируются более простые страхи, основанные на инстинкте самосохранения. Они боятся животных, агрессии и враждебности окружающего мира. Испуг – это нормальная реакция, которую малыш неправильно понимает и интерпретирует.

Испуг — причина фобий

Сложнее формируется детский страх смерти, страх потерять семью или стать сиротой: у таких фобий только психологическая причина.

Понять фобию с психологической травмой и вовремя ее излечить сложнее.

Гиперопека родителей

Забота родителей о детях – основа их безопасности. Проблема восприятия окружающего мира для малыша начинается с чрезмерной, даже вредной опеки: родители так боятся за будущее детей, что защищают их абсолютно от любой реальной или мнимой опасности. Мать или отец постоянно внушают дочерям и сыновьям, что мир – это опасность, угроза, непредсказуемый круговорот страшных событий.

Невольно у малыша формируется понятие, которое трудно искоренить. Он верит, что нельзя ждать от мира чего-то хорошего. Боязливость по любому поводу – вина родителей, которые не позволяют школьнику или подростку совершать ошибки и нести за них ответственность.

Недостаточное внимание

Противоположность гиперопеки – отсутствие внимания со стороны родителей, способствует формированию детских фобий. В современном мире родителям очень сложно найти время для ребенка, его воспитания и даже для простой беседы. В результате малыш ищет модель поведения постороннего взрослого человека: со временем он не сможет самовыражаться и разбираться в себе.

Такие дети учатся «на улице» или перебирают манеру поведения одногодок. Сформированные страхи в таком возрасте лишены контроля родителей, они не знают, что происходит с их ребенком и как ему помочь.

Отсутствие внимания приводит к страхам

Нехватка физической нагрузки

Формирование человека состоит из двух равноценных частей – физического и морального воспитания. Духовная и физическая сила являются основой здоровой личности. Если ребенок не развивается физически, он меньше общается и развивается: в результате формируется заниженная самооценка.

Фобии появляются неизбежно: школьник сравнивает себя с одногодками и набирается комплексов. Он начинает бояться не соответствовать обществу, быть изгоем или не таким, как все. На фоне заниженной самооценки возникают сопутствующие фобии.

Насилие и нездоровая атмосфера в семье

Условия проживания детей определяют их психологическое развитие. Если они растут в неблагополучной семье, то привыкают чувствовать себя ненужными и бедными. В раннем возрасте формируется страх бедности, страх ответственности и ряд других фобий, основанных на низкой самооценке

Немаловажно то, как ребенок воспринимает родителей – ведь он перенимает их опыт и в будущем основывается на нем. Он не верит в благосклонность судьбы, для него жизнь – это постоянная борьба и тяжелый труд

Неправильно формируется самовосприятие, из-за чего человек растет закомплексованным. Чувство постоянного страха не покидает его ни днем, ни ночью. Он знает, что в любой момент его могут наказать или причинить ему сильную физическую боль. Страх для ребенка – естественная часть его жизни, от которой он неспособен избавиться.

Насилие в семье часто становится причиной

Психические нарушения

Подобные нарушения могут проявиться в раннем детстве: в период адаптации малыша, формирования его навыков общения и коммуникации со сверстниками. Неврозы являются первопричиной фобий, которые с годами только усиливаются.

В раннем детстве они перерастают в хроническое заболевание, если родители своевременно не помогают малышу. С фобиями такой первопричины нужно бороться после прохождения основного лечения.

Последствия и диагностика ↑

Страх – своеобразная защитная функция организма. Если он проявляется соответственно возрасту, то легко поддается коррекции, да и проходит самостоятельно.

Патологический же страх, особенно проявляющийся в крайних формах, таких как ужас или эмоциональный шок, может затормозить развитие и привести к формированию особых качеств личности: замкнутость, неуверенность в себе, безынициативность. В этом случае без консультации специалиста не обойтись.

Чтобы побороть детские страхи, необходимо их диагностировать. Трудность диагностики у детей дошкольного возраста заключается в том, что они не говорят о своих страхах. Их наличие родители могут заметить по поведению ребенка:

  • нервозности;
  • капризности;
  • беспокойному сну;
  • некоторым привычкам (грызет ногти, накручивает на палец волосы).

Диагностика детских страхов ставит целью выявить их причину. Все методики опираются на типичные особенности детской психики. Их несколько:

рисование

– на произвольную или заданную тему (семья, школа, детский сад, можно попросить нарисовать свой страх), рисунок расшифровывается по совокупности аспектов (тематика, цвет, расположение фигур, четкость линий и др.);

лепка

– по смыслу идентичный предыдущему метод, подходит для детей, которые не любят/не хотят рисовать;

специальные истории или сказки

– можно попросить ребенка придумать сказку или закончить прерванную в кульминационный момент, подходит для детей старше 5 лет;

беседа с ребенком

– вопросы должны быть тщательно продуманы, заданы в доступной для понимания форме, нельзя излишне заострять на чем-то внимание, чтобы не спровоцировать появление новых страхов, вопросы могут быть и конкретными («Ты боишься оставаться один в комнате?»).

Диагностика – первый, но очень важный шаг в коррекции детских страхов.

Борьба со страхами у младенцев и детей ясельного возраста

В идеальной ситуации мир младенца окружен родительской безопасностью и чувством спокойствия. Все, что этому мешает, — например, громкий шум или посторонний человек — вызывает страх. Первая простая вещь, которую вы можете сделать, чтобы сохранять спокойствие младенца, — это установить предсказуемый распорядок дня. Второе, — сведите к минимуму количество опекунов в жизни вашего ребенка. Надежная связь с вашим ребенком, которая устанавливается через регулярные прикосновения, зрительный контакт, разговоры или пение — создает основу доверия, создавая защиту вашему ребенку от будущих тревог.

Как детские травмы влияют на отношения?

Подобно самооценке, плохие личные отношения во взрослом возрасте являются ещё одной производной детской душевной травмы. Токсичные отношения или тотальная неспособность вступать в близкие отношения, часто случается с людьми, испытавшими значительную психологическую травму в детстве.

Наше представление о себе влияет на то, что мы выбираем в жизни, каких людей и возможности привлекаем.

Вот почему люди с позитивной самооценкой, уверенностью в себе привлекают благоприятные отношения и возможности. А те, кому не хватает вышеуказанных черт, обычно оказываются в плену паразитических людей и негативных обстоятельств. Дружба и романтические отношения — это проявление представлений о себе. Чем более мы уверены в себе, тем более качественные у нас отношения с миром.

Не проработанная психологическая травма у детей, влияет на наши убеждения о себе, и как следствие на наши отношения с миром и людьми.

Тот, кто подвергался насилию, пренебрежению или жестокому обращению в ранние годы жизни, может искренне считать себя недостойным любви, поддержки и здоровых отношений. Ведь именно это внушал им абьюзер в детстве, пользуясь незащищённой детской психикой. Кроме того, эти люди зачастую считают себя недостойными достижений: «Я никогда ничего не добьюсь», а это ведёт к отсутствию стремления и амбиций.

Важно

Самооценка и взаимоотношения с людьми — два самых важных элемента того, что делает человека тем, кто он есть.

Как бороться с детскими страхами

Часто родители используют для избавления от детских страхов неприемлемые методы, так как попросту не знают, что делать. Например, папа говорит мальчику: «Ты же – мужчина, а трусишь!» Или мама обращается к дочке: «Не выдумывай, никого в лифте нет, нечего бояться!» Такими высказываниями они не помогают чаду, наоборот, усугубляют ситуацию.

К сведению

С некоторыми возрастными страхами у детей легко справиться самим, не прибегая к консультации специалиста, если уметь переключать внимание ребенка, вовлекать в интересную деятельность, проявлять свою любовь, готовность прийти на помощь

Советы специалистов помогут родителям понять, какие бывают детские фобии и страхи как избавиться от них.

Другие причины возникновения фобий у детей

Кроме влияния родителей существуют и другие причины, приводящие к появлению детского страха:

  1. Конкретный инцидент, который напугал ребенка. Например, укус животного, болезненный укол в кабинете врача, авария на дороге или неудачное падение с велосипеда. Безусловно, стойкий страх появляется далеко не у каждого ребенка. К возникновению фобии более предрасположены мнительные, неуверенные в себе и стеснительные детки.
  2. Детское воображение. Все маленькие фантазеры мастерски умеют придумывать монстров в шкафу или под кроватью, приведений, призраков и других разных чудовищ. Однако одни дети через время уже и не вспомнят о страшной выдумке, а некоторые будут плакать и начнут панически бояться оставаться в одиночестве.
  3. Эмоционально нестабильная обстановка в семье. Постоянные скандалы, ссоры, крики и отсутствие взаимопонимания между членами семьи, а также гиперопека или недостаток психологической поддержки негативно сказываются на состоянии малыша, вызывая в нем непроходящее чувство тревоги, в будущем способное перерасти в детский страх.
  4. Взаимоотношения в кругу сверстников. Если кроху часто унижают, оскорбляют и насмехаются в садике или школе, у него может развиться социальная фобия. Он станет наотрез отказываться идти на занятия или в группу.
  5. Неврозы. Страхи у детей, несвойственные их возрасту или переходящие в патологию, являются неврозами (рекомендуем прочитать: симптомы и лечение неврозов у детей ). Диагностировать и лечить подобные серьезные расстройства могут исключительно врачи.

Чтобы выяснить причину детского страха, нужно внимательнее посмотреть на близкое окружение ребенка, объективно оценить обстановку внутри семьи. Дети очень чувствительны и склонны к преувеличению, потому любая ссора для них может стать потрясением.

Младенцы (0-12 месяцев)

Страхи младенцев больше походят на врожденные рефлексы в ответ на внешние раздражители. И в основном, они вполне предсказуемы:

  • резкий громкий шум;
  • экстремальные движения;
  • смена температуры внешней среды (например, при купании или переодевании);
  • резкое наступление темноты;
  • крупные объекты, внезапно появившиеся в поле зрения.

Эри Браун, педиатр из техасского Остина, говорит, что дети рождаются с незрелой нервной системой, которая как минимум до года не может «обрабатывать» определенные сенсорные сигналы извне. Специалист подчеркивает, что физиологические страхи в младенческом возрасте — признак того, что ребенок начинает активно познавать мир. В целом, вполне нормальная реакция малыша на «странности», происходящие вокруг.

А вот к 8 месяцам появляется новый детский страх, который будет с ребенком еще долго. Теперь в игру вступает такое понятие, как «постоянство объекта». До этого все, что исчезало из поля зрения ребенка, больше не существовало в его сознании. Но ближе к году малыш учится сосредотачиваться на своем окружении. Ребенок начинает понимать — что-то исчезло, но он-то при этом продолжает быть.

Эри Браун говорит, что страх перед разлукой с родителями — «добрый знак». Выходит, ребенок уже начинает различать знакомые и незнакомые лица. Вот только родителям не легче — малыша ни на минуту не оставить одного, он плачет, если кто-то другой кроме мамы и папы «посмеет» взять его на руки.

Как бороться

Страхи младенца, которые касаются неожиданных громких звуков или движений, «лечатся» только одним способом — присутствием рядом родителей. Стоит только малышу почувствовать родной запах и теплые прикосновения, тревогу как рукой снимет. И желательно в первые месяцы ограничить число посторонних людей, ухаживающими за ребенком.

Многие психологи для профилактики «младенческих» страхов советуют создать особые рутинные ритуалы. Они помогут ребенку понять, когда и каких именно действий ожидать в тот или иной период времени. Речь о банальном распорядке дня. После воздушных ванн будет теплая вода. За переодеванием следует прогулка. Вслед за пробуждением — время кормления.

А вот страх «потерять» маму — задачка более сложная. Бороться с ним сейчас бесполезно. Ребенок и в 8 лет будет подсознательно бояться потерять маму. Но вполне в силах родителей помочь младенцу легче переносить разлуку. Психологи советуют уже сейчас начать играть в «прятки» — ненадолго отходить от малыша, но продолжать разговаривать с ним. Постепенно можно увеличивать интервалы «одиночества» для ребенка — на пару минут оставить его одного, а потом вернуться.

Возрастные фобии и виды ↑

Взросление ребенка сопровождается появлением тех или иных страхов. Такие возрастные фобии — признак нормального развития, кроме того, они важны для маленького человека, так как являются этапами адаптации к условиям окружающего мира.

Психология определяет следующие возрастные отрезки и появляющиеся в этот период виды страхов:

  • От рождения до полугода.

    Ребенка пугают резкие громкие звуки и резкие движения взрослых. Возникает страх перед потерей общей поддержки.

  • 7 месяцев – год

    . В этот период ребенок боится громких звуков (шум пылесоса, громкая музыка), незнакомых людей, любой неожиданной ситуации, в том числе смены окружающей обстановки. Этому возрасту присущ страх высоты, ребенок опасается сливного отверстия ванной или бассейна.

  • 1-2 года

    . Фобии предыдущего возрастного периода могут сохраняться, прибавляется страх получить травму, что связано с активным освоением двигательных навыков. Очень силен страх разлуки с родителями. Ребенок может бояться сновидений, этому сопутствует страх засыпания.

  • 2-3 года

    . Сохраняется страх разлуки с родителями, появляется страх отвержения с их стороны. Могут сильно пугать изменения привычного уклада жизни (появление нового члена семьи, развод родителей, смерть близкого родственника). Вызывают страх природные явления (гром, град, молния). Остается боязнь сновидений, особенно если снятся кошмары.

  • 3-5 лет

    . В этом возрасте дети осознают конечность жизни и начинают бояться смерти (своей, близких людей и вообще смерти). В связи с этим появляются страхи тяжело заболеть, пожара, нападения бандитов, укуса ядовитых насекомых и змей. Остается страх перед стихией.

  • 5-7 лет

    . В этом возрасте дети боятся потеряться и даже просто остаться одни. Появляется страх перед зловещими существами и чудовищами. Этот период характеризуется и школьными страхами, что связано с поступлением в 1 класс. Дети боятся несоответствия образу хорошего ученика. Появляется боязнь физического насилия.

  • 7-8 лет

    . Школьные страхи продолжают существовать. Обычно ребенок боится опозданий в школу, невыполнения заданий учителя и наказания за эти проступки – плохая отметка, запись в дневнике. Страх одиночества становится глубже и переживается как утрата любви и непринятие со стороны родителей, учителя, сверстников. Появляются страхи темных мест (подвал, чердак) и любых реальных катастроф. Остается страх перед физическими наказаниями.

  • 8-9 лет.

    Страх перед собственной неудачей в учебе или игровом состязании, перед собственными неблаговидными поступками, замеченными другими людьми. Дети этого возраста боятся поссориться с родителями или потерять их. Страх перед физическим насилием.

  • 9-11 лет

    . Продолжают пугать неудачи в учебе и спорте, появляется страх перед «плохими» людьми – хулиганами, ворами, наркоманами и др. Страх высоты и кружения (на аттракционах), тяжелой болезни. Страх перед некоторыми животными (пауки, змеи, собаки).

  • 11-13 лет

    . Ребенок вступает в подростковый возраст, поэтому глубоки страхи показаться глупым, некрасивым, неудачным, особенно в компании сверстников, но и мнение взрослых играет не последнюю роль. С осознанием физиологического взросления появляется страх перед сексуальным насилием. Остается страх смерти.

Все эти фобии являются нормальным проявлением возрастных особенностей. Преодоление таких страхов происходит постепенно с переходом в другую возрастную категорию.

Коррекция страхов

Начинается с контакта взрослых с психиатром или психотерапевтом. Достаточно часто в коррекции нуждаются именно взрослые, которые своим поведением индуцируют развитие страхов у малыша.

Если родители сами по себе трусливы – чаще это мамы и бабушки, то они невольно поддерживают у малыша стремление бояться всего. Это часто бывает в семьях, где ребенка долго ждали, после ЭКО, например. Страхи у таких малышей возникают буквально на ровном месте, по незначительному поводу.

При тех страхах, которые не нарушают привычную жизнь, можно апеллировать к адекватному взрослому в конкретной семье, попросить его доверительно пообщаться с малышом, расспросить обо всех страхах. Несколько дней, проведенных с уверенным в себе уравновешенным взрослым – отцом, дедом, дядей, двоюродным братом – способны изменить отношение малыша к окружающему миру, снять тревожность и боязливость.

Однако иногда требуется отдельная работа с конкретными страхами.

Страх темноты, высоты и воды

Эти страхи преодолевают тематическими сказками и играми. Прежде всего, нужно попытаться «вытащить» страхи детей – нарисовать, вылепить, показать на песке. Визуализация переживаний сама по себе снимает многие опасения. Изображенный, конкретно показанный страх теряет половину своего устрашающего воздействия.

На основе обнаруженных опасений взрослый и малыш сочиняют сказку, в которой ребенок играет роль доброго и храброго великана, а страх представляется трусливым и злым персонажем. Все происходит, как и положено в сказке – добро побеждает зло. После этого конкретные страхи ребенка проходят окончательно, потому что не имеет смысла бояться того, что повержено.

Прекрасно работает игра в прятки, когда вещь прячется то в светлой комнате, то в темном месте. За поход в темную комнату и обнаружение там спрятанного дается приз или много очков

Важно, чтобы малыш выиграл, взрослым лучше подыграть

Страх высоты и воды прекрасно поможет преодолеть поход в аквапарк, где в избытке того и другого. Если аквапарка поблизости нет, то же самое – прыжки в воду, подъем на цветущий пригорок – можно проделать во время летнего выезда на природу.

Ночные страхи

Ночные страхи связаны с изменением окружающего мира при наступлении темноты и дневным перевозбуждением малыша. Вначале нужно попытаться упорядочить дневную активность.

Поход на природу, прогулки, посещение зоопарка, интересные игры со взрослыми или сверстниками насыщают впечатлениями и физически утомляют. Когда малыш вечером едва успевает коснуться подушки, чтобы заснуть, у него не остается времени на страхи.

Вечером и ночью все предметы меняют свои очертания, появляются тени и необычные источники света. Малыш этого не знает, и поэтому боится. Нужно наглядно показать, откуда что берется. Пугающие очертания могут быть вызваны включенным за окном фонарем, колеблющейся шторой, открытой дверцей шкафа. Нужно показать, как меняется тень при движении.

Полезно закончить разъяснение дневной игрой в театр теней. Это даст ребенку толчок к развитию фантазии.

Иногда дети просыпаются посреди ночи с криком и плачем, потому что им приснился кошмар. Нужно успокоить, дать воды и не покидать комнату, пока малыш не заснет снова. Днем желательно нарисовать кошмар, чтобы окончить его – закрыть на замок, запереть в клетку, поставить преграду. Рисованное ограждение конкретное мышление ребенка принимает за настоящее, и детские страхи заканчиваются.

Разделение реальности и вымысла

Разъяснять и показывать реальные опасности нужно малышу постоянно, практически каждый день. При этом требуется сохранять спокойствие и не преувеличивать опасность, чтобы не удобрять почву для развития детских страхов.

Например: огонь – это опасно, от спичек может сгореть дом. Но если спички не трогать, то ничего и не будет. Нужно показать, как они зажигаются, как горят, как разгорается костер. Но одновременно показать, что от воды костер погаснет, что канавка в земле не даст огню распространиться, что на костре можно сварить уху и согреть чай. При разъяснениях требуются простые конкретные примеры, ничего отвлеченного ребенок 3-5 лет понять не может. Отграничение вымысла от реальности – важный этап формирования мышления.

Типы детских страхов

Психологи давно изучают проблему детских страхов и фобий. Они определили четыре основных типа детского страха:

  • Страхи по ночам. К данному типу относятся просто тревожные сны и кошмары. К признакам кошмара относятся: неконтролируемые движения и подергивания, разговоры во сне, крики, скомкивание одеяла. Порой кошмар может привести к непроизвольному мочеиспусканию. Если ребенок проснулся посреди кошмара, то он пойдет искать утешение к родителям, боясь заснуть в одиночестве и снова столкнуться со своими страхами.
  • Один из самых распространенных типов страха – необоснованный страх. Страх темноты, незнакомых мест, большого скопления людей, персонажей фильмов и мультфильмов. Воображение ребенка в таких случаях способно сыграть против него и страх постепенно может перерасти в фобию.
  • Навязчивый страх проявляется в виде боязни замкнутого или открытого пространства, полета на самолете или поездки на поезде, страх грозы и прочее.
  • Бредовые страхи. Казалось бы, что может быть страшного в доселе любимой кукле. Но однажды ночью ребенку может присниться сон, в котором эта самая кукла гналась за ним и пыталась схватить. Все, подобного кошмара хватит, чтобы начать бояться куклу. Такие спонтанные и необъяснимые страхи проще всего искоренить, просто устранив причину тревоги ребенка.

Проявления стресса у детей

  • частые изменения настроения, недоверие ко взрослым, скрытность;
  • частые эмоциональные расстройства;
  • возникновение проблем со сном: бессонница, кошмары, трудности с просыпанием и вставанием с кровати;
  • постоянные конфликты с родителями, учителями и воспитателями, остальными взрослыми и сверстниками;
  • у маленьких детей: необъяснимые истерии, страх одиночества и темноты, боязнь животных, взрослых людей, невидимых чудовищ и т.д;
  • у подростков: возникновение желания отличаться от других людей, быть неформальным, перечить родителям и педагогам, вступление в конфликты со сверстниками.
  • психосоматические признаки стресса: скрип зубов во сне, неврозы, возникновение кожных заболеваний (нейродермита), энурез, головные боли и боли в желудке, заикание, нервный тик.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий