Задачи занятия
Планирование создания нового задания, происходит с определением следующих задач:
- Развивается связная речь, навыки речевого общения. Педагог добивается полных ответов на вопросы.
- Закрепляются и обобщаются знания детей об антонимах. Дошкольники могут называть обобщающие слова, находить лишний предмет;
- Прививаются такие качества, как самостоятельность, активность, культура общения и чувство коллективизма способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи.
Задачи занятий в детском саду
Развитие связной речи и навыков речевого общения
Дети дошкольного возраста должны самостоятельно составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием, употреблять сложносочиненные предложения, пользоваться прямой речью, обращениями.
Речевое развитие в средней группе детского сада — нормы и особенности
Важно! Чаще всего рассказы малышей бывают не интересны по содержанию. Они не могут правильно передать смысл и описать образ героя
Ребята часто повторяют слова, используют личные местоимения («он сказал», «они пошли»).
Закрепление и обобщение знаний детей
Под термином закрепление, обобщение знаний детей понимается составление предложений, рассказ по картинке. Малыш учится ориентироваться во времени, делить слова на слоги, называть и различать звуки русского языка, умение высказывать свою мысль.
Обучение в детском саду происходит подбором соответствующей методики. Например, проводится беседа о домашних и диких животных, рассматриваются иллюстрации о птицах, ребята рисуют птичек или животных, читают познавательную литературу «Скажи наоборот», «Что лишнее».
Воспитание самостоятельности и активности
Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Поэтому федеральный государственный образовательный центр выполняет важную функцию подготовки детей к школе.
Ребёнок младшего возраста не имеет навыков и способностей самостоятельности, поэтому воспитание легче проходит в большой группе, когда дети начинают подражать друг другу. К старшему дошкольному возрасту у детей уже вырабатываются основы самостоятельности.
Обратите внимание! Дошкольники в старших группах уже более ответственно относятся к результатам своей деятельности
Создание положительного эмоционального фона
Организованная педагогическая работа в этом направлении с момента поступления ребёнка в детский сад может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и благоприятно отразиться на состоянии физического и психологического здоровья детей. Чтобы создать положительный эмоциональный фон, педагог подбирает увлекательные игры.
Проводятся занятия с играми с песком и водой. Детям раздают емкости с водой, ложки, воронки, сита. Они начинают выливать воду из одной посуды в другую.
Далее следует выполнить задание, где нужно сжимать кисти рук. Для этого можно использовать резиновую игрушку. Можно нарисовать фломастерами и цветными карандашами любимых героев из мультфильмов или животных.
Дети вместе и весело произносят названия домашних животных, деревьев и др. Игровая мотивация создает благоприятный фон для дальнейшей работы. Как правило, решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу детского сада.
Обратите внимание! Воспитатель должен знать как создать атмосферу тепла, любви и уюта
Определяем цели открытого занятия
При успешной реализации программы, которая направлена на развитие речи в подготовительной группе, совершенствуется умением различать на слух все звуки родного языка. Профессия педагога в детском саду — это очень сложный труд. Главной целью воспитателя является ознакомление малышей с миром животных, развитие связной монологической речи, а также творческой деятельности. При выполнении легких заданий, ребенок обогащает свой словарный запас. Кроме этого, происходит развитие мышления, памяти, внимания, рождение фантазии.
Как определить цель открытого занятия
С целью уточнения и активизации речи малышей дошкольного возраста, педагоги используют специально подобранные грамматические игры, которые способствуют формированию некоторых умений. Например, малыш начинает правильно согласовывать слова.
С учетом интеграции образовательных областей рассматривает разностороннее развитие малыша:
- познавательное;
- речевое;
- социально-эстетическое;
- физическое;
- художественно-эстетическое.
При познавательном развитии ребенка происходит знакомство с творчеством великих писателей. Педагог разрабатывает специальные упражнения, которые направлены на умение отличать выразительные средства.
Обратите внимание! Речевое развитие — это совершенствование фонематического слуха. Малыш учится определять на слух все звуки
Передавая суть какого-нибудь рассказа малыш правильно произносит слова вслух.
Социальное-эстетическое направлено на то, чтобы воспитать самостоятельность, активность, культуру общения между своими сверстниками. Ребенок должен знать как себя вести в коллективе, помогать тем, кто нуждается в помощи.
Физическое воспитание в детском саду происходит с нахождением лишних предметов. В процессе поиска определенных вещей, дети называют обобщающие слова. Они также делают упражнения в инсценировке сказки. Далее проводится пальчиковая гимнастика. Задача данной образовательной области — это формирование потребности в двигательной активности, укрепление мышц дыхательной системы.
Художественно-эстетический урок направлен на развитие у малышей интереса к художественной деятельности. Для этого используются нетрадиционные способы рисования.
Обогащение словарного запаса
Занятие по развитию речи в подготовительной группе по ФГОС классифицируется по трем основным категориям. Сюда можно отнести обогащение, уточнение и активизацию словаря детей.
Обогатить и уточнить словарь можно как при помощи слов, так и со знакомством об окружающей среде. дети, которые учатся в старших группах имеют более богатый словарь. Они могут свободно определить значительную разницу между представлением об окружающем мире и общепринятыми значением отдельных слов.
Развиваем зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память
Дошкольники с трудом запоминают художественные произведения. Поэтому педагог должен направить учебный процесс в правильную сторону. На первом этапе желательно строить менее сложные предложения.
Обратите внимание! На 2-3 год дети уже должны четко произносить все звуки родного языка, развивать слух, а также открывать для себя новый талант. Слуховое внимание развивается следующим образом
Воспитатель предлагает ребятам такие задания, где они должны вспомнить слова, начинающиеся с определенного слога
Слуховое внимание развивается следующим образом. Воспитатель предлагает ребятам такие задания, где они должны вспомнить слова, начинающиеся с определенного слога
Использование дидактических игр
Дидактическая игра как метод обучения детей представляет собой конструкт из дидактической и игровой части. Это замечательный элемент обучения в игре. Когда педагог, находясь на территории ребенка (в игре), осуществляет педагогическое воздействие.
Дидактические игры — это смоделированные ситуации, в которых детям предлагается найти решение.
Дидактические игры реализуют следующие задачи:
развивают познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение);
активизируют познавательную активность и мотивируют на обучение;
учат к проблемным ситуациям относиться как к возможности найти выход;
обучают новым знаниям и навыкам или позволяют проверить имеющиеся.
Дидактические игры, или обучение детей в игре
Дидактическая игра включает в себя следующие структуры:
- мотивационная: на сколько ребенку будет интересно, на столько он будет вовлечен в игру;
- предметная: какие средства будут использованы в игре;
- исполнительная: с помощью чего будет достигнута дидактическая цель.
Игра «Доскажи словечко»
В ходы игры детям нужно продолжить фразу за педагогом, войдя в ритм и рифму стихотворения.
Игра позволяет детям включиться в деятельность, развивает фонематический слух.
Я хочу устроить бал, я гостей к себе… (позвал).
Каждый тут у нас талант — И певец, и… (музыкант).
Хватит кукситься, скучать, начинаем… (танцевать).
Если танцы надоели, покачайтесь на… (качелях).
И качаться надоело? Принимаемся за… (дело).
Лучше уж за стол присесть и мороженое… (съесть).
Все наелись, детвора? Поиграть тогда… (пора)!
Простая и интересная игра с детьми
Вот теперь настал черед сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь: … (низко).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь: … (близко).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь: … (пол).
Скажу я слово «потерял», и скажешь ты: … (нашел).
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты: … (храбрец).
Теперь «начало» я скажу,— ну, отвечай: … (конец)!
Обратите внимание! В продолжении занятия после включения детей в игровую деятельность можно внести образовательную часть: детям нужно правильно закончить фразу, по типу «один-много». Одна книга — много… (книг); один щенок — много щенят, один стул — много… (стульев), одна сосна — много сосен, один нос — много… (носов), один глаз — много… (глаз), одна морковь — много моркови, один волк — много… (волков), одна матрешка — много… (матрешек), одна слива — много… (слив), один жеребёнок — много жеребят, один друг — много… (друзей), один стол — много… (столов)
Одна книга — много… (книг); один щенок — много щенят, один стул — много… (стульев), одна сосна — много сосен, один нос — много… (носов), один глаз — много… (глаз), одна морковь — много моркови, один волк — много… (волков), одна матрешка — много… (матрешек), одна слива — много… (слив), один жеребёнок — много жеребят, один друг — много… (друзей), один стол — много… (столов).
Речевое развитие в подготовительной группе
Речевое развитие — важная часть в подготовки детей к школе. Занятия по развитию речи реализуют следующие задачи:
- Дают возможность демонстрировать знания детей по разным сферам и учат сосредоточенно вслушиваться в слова учителя;
- Концентрируются на доступных и интересных возрасту формах и материале занятия;
- Подключают аналитико-синтетическую деятельность, учат находить причинно-следственные связи, группировать предметы, имеющие общие признаки;
- Совершенствуют навык связной речи;
- Снимают зажимы в общении;
- Развивают выразительное, интонационное общение.
Развитие речи — помощь ребенку в изложении своих мыслей
Для выполнения вышеперечисленных функций ребенку нужно уметь строить сложные речевые конструкции, иметь широкий словарный запас.
Обратите внимание! Проблему редкого использования прилагательных в речи (порой дети обходят прилагательные из-за скудности словарного запаса) также помогают решить занятия по развитию речи с обучением детей употреблять прилагательные в общении
Краткий конспект интегрированного занятия в подготовительной группе ДОУ
Подобное занятие в подготовительной группе ДОУ доставляет детям радость и удовольствие. Основная задача — это поддерживать интерес, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
Конспект интегрированного занятия
В ходе выполнения действий педагог старается сделать самоанализ, закрепить знание детей геометрических фигур и упражнять в умении составлять целое из частей. Кроме этого формируется умение ориентироваться на листе бумаги;
Обратите внимание! Ребята учатся составлять задачи на сложение и вычитание и записывать их с помощью цифр и знаков, а также делить слова на слоги
Сценарий
Приветствие гостей!
Воспитатель говорит ребятам, что найдено письмо, которое нужно зачитать.
«Дорогие ребята! Это вам пишет ваш друг „Читай — Решай“. Мне очень интересно знать, как вы подготовились к школе. Я приготовил вам задания, игры, сюрпризы. Поэтому приглашаю вас в путешествие знаний».
Педагог спрашивает у детей, согласны ли они показать свои знания и отправиться в путешествие? Нужно встать в круг, собрать свои знания и силы. То есть происходит психологический настрой детей. Дети хором произносят:
«Мы спокойны, мы спокойны.»
Фразу следует произносить всегда красиво, четко и неторопливо.
Название игры «Кто знает, пусть дальше называет».
Зима, а за ней что?
Весна, а за ней что?
Сколько месяцев в году?
Сколько дней в неделе?
Какой сегодня день неделе?
Какой был вчера?
Какой будет завтра?
Что больше час или минута?
https://youtube.com/watch?v=qLOv4v_zzhs
Конспект занятия-игры «Юные путешественники»
Цели занятия:
- Формирование навыка связной речи;
- Развитие коммуникативных способностей;
- Поддержание познавательной активности, любознательности.
Интересное и познавательное путешествие по родному городу
Педагог: Какие времена года Вы знаете? Какое сейчас время года? Что происходит с природой в это время года?
Дети:
П: Сегодня мы перенесемся в лето — отпуска, каникулы, и отправимся в путешествие! А что если нам открыть свою туристическую фирму? Кто может работать в такой организации? Чем будет заниматься каждый такой специалист?
Д:
П: А вот и наш первый посетитель!
Обратите внимание! Педагог может использовать игрушку из детских мультфильмов, которой нужно посоветовать, как отправиться в путешествие. Можно предоставить игрушке «возможность полистать журналы про путешествия»
Ребята предлагают варианты зарубежных путешествий. Но в ходе разговора оказывается, что игрушке понадобится иностранная валюта (обсуждение что это и зачем). Игрушка просит устроить ей путешествие по родному городу.
Педагог: Рассаживайтесь все по нашему туристическому автобусу, начинаем экскурсию по городу!
В ходе экскурсии дети узнают интересные факты о городе, можно рассказать небольшую историю справку, продемонстрировать фотографии.
В группе педагог проводит звуковой, фонематический анализ названия города, предлагает прослушать звуки в начале и конце слова.
Педагог: Остановимся на станции «Промышленная».
Здесь ученики узнают, какие производства есть в родном городе. Затем можно предложить детям назвать слова, начинающиеся на первый слог (Молоко-МО, Лекарства-ЛЕ), связанные с производством в городе или области.
Педагог: А теперь станция «Культурная»
Обратите внимание! Здесь детям можно рассказать про театры и музеи города (с картинками), а затем загадать в ребусах короткие названия. Проводится обсуждение отличия звука от буквы
Игрушка благодарит детей за интересную экскурсию по городу. Ребята прощаются с игрушкой.
Ход занятия.
– Дети, сегодня к нам пришли гости,давайте поздороваемся с ними:
–«Доброе утро».
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
– Дети, я сегодня предлагаю вам отправиться в морское путешествие.
Согласны? (Да) Я буду вашим капитаном.
-Проходите за столы, присаживайтесь.
-Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова:
«Море волнуется раз
Море волнуется три
В сказку по морю отправимся мы».
-Дети, смотрите, остров, давайте высадимся на него.
(на экране остров, педагог замечает бутылку)
-Ребята, посмотрите, что там за бортом? (Это же бутылка)
-Это морская почта. Давайте выловим бутылку, и прочтем письмо, интересно, кто же его написал, может кому – то нужна помощь? (читает письмо)
“Мы нашли сокровища и спрятали их. Вы можете их найти, но только если выполните задания, которые мы для вас придумали».
«Морские пираты».
-Ребята, вы готовы отправиться за сокровищами? (Да). Тогда будьте внимательны и выполняйте задания правильно.
– Первое задание от морских пиратов.
Игровое упражнение “Скажи наоборот”.
-Ребята, я вам говорю слово, а вы мне его противоположное значение.
Ночь-день, грязь-чистота, свет-темнота, холод-жара, мир-война, ложь-правда, добро-зло, друг-враг, радость-грусть, храбрый-трусливый, белый-черный, зима-лето, высокий-низкий, тихо-громко, грустный-весёлый, медленный-быстрый, крупный-мелкий, назад-вперед, верх-низ.
-Ребята, какие вы молодцы, всё знаете.
Следующая игра “Четвёртый лишний”.
(с использованием интерактивной доски)
Комар, муха, цапля, стрекоза (Цапля- это птица, а остальные насекомые)
Воробей, ласточка, заяц, кукушка (Заяц-это животное, а остальные птицы)
Лиса, волк, медведь, корова (Корова это домашнее животное, а остальные дикие)
-Молодцы, хорошо справляетесь со всеми испытаниями.
-А следующее задание, которое приготовили пираты, нам поможет выполнить Виктория Сергеевна, наш логопед.
Интерактивная игра с Викторией Сергеевной.
«Звуковой анализ слова», Найди, где спрятался звук».
-Дети, нам пора немного размяться и отдохнуть,давайте встанем возле своих стульчиков:
«Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить – нельзя».
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
-Отдохнули, пора продолжать дальше, нас ждут новые испытания.
Игровое упражнение “Закончи предложение”.
– осенью птицы улетают, а весной. (прилетают)
– с дерева кошка слезает, а на дерево… (залезает)
– лось через канаву перепрыгивает, а через реку. (переплывает)
– змея под камень заползает, а из под камня. (выползает)
– воробьи дорогу перелетают, а змеи. (переползают) .
– Ещё одна записка, наверное опять от морских пиратов.
(педагог достаёт новую записку, читает)
«На этом острове живёт Совунья, она очень любит готовить суп, а вот какой, надо отгадать».
(интерактивная игра «Совунья готовит суп»)
-Ребята, вы молодцы, умеете правильно строить предложения.
-Следующее испытание от морских пиратов:
Игровое упражнение “Сложные слова”.
Листья падают – листопад, зелёные глаза – зеленоглазый, звезды падают – звездопад, снег падает – снегопад, лес рубит – лесоруб, лед колет – ледокол, седые волосы-седовласый, длинные волосы –длинноволосый, добрая душа-добродушный, и т. д.
Следующая игра “Чем отличаются слова? ” Воспитатель говорит слова.
Майка – байка – зайка – гайка – чайка (они отличаются друг от друга первым звуком).
-Посмотрите, что это плывёт на нас? (Это, кажется сундук)
-Давайте его выловим и посмотрим, что там внутри. Это же букварь, вот и ещёодна записка от морских пиратов:
«Вы выполнили все задания и справились вы с ними великолепно, а мы, как и обещали, отдаём вам сокровища. Мы узнали, что вы скоро отправитесь в школу, значит вам нужен букварь, чтобы научится читать. Букварь, вот что для вас сокровище, поэтому мы его вам дарим, берегите его и обязательно им пользуйтесь». Морские пираты.
-Ребята, ну вот и всё нам пора отправляться в детский сад, наше путешествие подходит к концу.
-Что вам запомнилось больше всего в нашем путешествии?
-Какое из заданий для вас показалось самым сложным?
-А какое самым лёгким?
-Вы такие молодцы, были очень умными, внимательными, поэтому мы легко справились со всеми заданиями.
-Дети, закройте глаза и скажите заветные слова,чтобы попасть в детский сад:
«Море волнуется раз
Море волнуется два
Море волнуется три
В садике снова окажемся мы».