Открытое занятие в подготовительной группе по окружающему миру

Занятия по ознакомлению с окружающим миром – ОД по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста «Военно-морской флот»

Публикация «ОД по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста…»
Цель: познакомить с историей возникновения русского флота. Задачи: дать детям знания о морском флоте. – Продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы. Обогатить словарь детей военной лексикой. -Развивать сообразительность,…

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с обучающимися старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое лампочки»
Тема: «Путешествие в прошлое лампочки». Цель: познакомить детей с историей электрической лампочки, вызвать положительный эмоциональный настрой, интерес к прошлому этого предмета. Задачи: Образовательные: – формировать представления детей об истории создания электрической…

Конспект итогового занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Письмо от Незнайки» (подготовительная группа)
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39» Конспект итогового занятия по ФКЦМ Подготовительная группа № 1 Воспитатель: Семенчинская Л.Н. г. Сергиев Посад апрель 2020г. Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим. Подготовительная группа № 1 Цель: закрепление и обобщение…

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Осенняя пора — птица со двора»
Программные задачи. Обучающие: Продолжать расширять и систематизировать представления детей о птицах, уточнить понятия «перелетные», «кочующие», «зимующие»; расширить знания об особенностях их поведения осенью. Продолжать учить устанавливать разнообразные связи в неживой и живой…

Оценка результатов урока

Педагог должен регулярно оценивать свою деятельность – это позволяет выявить ее слабые места. Для этого он проводит самоанализ. В него входит разбор каждого этапа занятия.

Цель этой работы не в получение критики, а в улучшении работы

Отмечается актуальность целей занятия, соответствие требования ФГОС, насколько каждый ребенок группы был включен в процесс. Какие приемы были использованы в ходе обучения, что не удалось реализовать.

Занятия по формированию первых представлений об окружающем мире позволяют выработать основу для дальнейшей учебы в школе. Поэтому они важны для детей дошкольного возраста.

Цели и задачи открытого занятия

В первой младшей группе воспитатели развивают интерес к учебе, знакомят детей с представителями флоры и фауны. Педагоги способствуют улучшению работы слуховых и зрительных анализаторов. Главная задача – обособлять и выделять признаки предметов.

Важно! При постановке цели занятия нужно всегда учитывать возраст детей. Во второй младшей группе дети учатся проводить эксперименты, формируют первичные представления об окружающем мире

В этот период вырабатывается умение создавать причинно-следственные связи

Во второй младшей группе дети учатся проводить эксперименты, формируют первичные представления об окружающем мире. В этот период вырабатывается умение создавать причинно-следственные связи.

В средней группе вырабатывается навык самостоятельной работы

Мало окружить ребенка разными красочными материалами, важно научить с ними работать

Дети учатся выстраивать простые схемы и вести монологические высказывания. В этот период дошкольники должны выделять характерные особенности. Например, у диких животных на севере густой и длинный мех, который согревает их.

В старшей группе дети могут проводить анализ своей деятельности и строить связные рассказы. Увеличивается количество способов фиксации информации – словесно описывать погоду, рисовать этапы прорастания луковицы и т.п.

В подготовительной группе дошкольники развивают мышление, умение делать выводы, сопоставляют факты. Они могут сделать открытия в повседневной жизни. В это время задача педагога способствовать формированию навыка выдвижения гипотез и умения их доказывать.

Цели и задачи занятий по изучению окружающего мира

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены следующие целевые установки программы по изучению окружающего мира в подготовительной группе:

  • углубление начатого ранее изучения основных свойств и материй (воды, осадков, воздуха, земли);
  • продолжение работы по формированию представлений о здоровом образе жизни, взаимосвязях всего живого в природе;

  • развитие логического мышления, наблюдательности, умения делать выводы по поводу увиденного (если на улице ноль градусов, снег не тает, если выше — начинается капель, вывод: для того чтобы снег лежал и не таял, температура воздуха должна быть ниже нуля);
  • освоение навыка сопоставлять явления и факты, выделяя причинно-следственные связи (например, снег, будучи не таким по консистенции, как вода, при нагревании тает, то есть при высоких температурах некоторые вещества превращаются в жидкости);
  • развитие мышления, быстроты реакции, сообразительности, внимания;
  • отработка навыка выполнения задания по плану, схеме (например, по инструкции в процессе проведения наблюдения за проращиванием семян);
  • практика умения строить свою работу в группе, индивидуально;
  • стимуляция малышей к высказыванию своих предположений, мнений;
  • воспитание уважения, интереса к родному краю, способности видеть красивое в окружающем мире.

Для осуществления поставленных целей педагог с помощью разных видов работы решает обширный круг задач, которые позволяют детям:

учиться выдвигать гипотезы, осуществлять попытки их доказывать и обобщать (к примеру, скорость проращивания фасоли зависит от свежести семян, времени года и условий ухода);
развивать наблюдательность и любознательность (чем больше малыши узнают, тем больше хотят вникнуть в подробности того или иного явления, например, изучая животных тайги, дети самостоятельно находят информацию об уникальных исчезающих видах);
упражняться в проведении наблюдений разными способами (не только через опыты, но и с помощью нахождения информации в энциклопедиях, книгах);

упорядочивать мыслительные операции, аргументировано излагая свои мысли;
развивать умением выстраивать диалог, а также планировать речевой акт в монологе (этому навыку уделяется особое внимание именно в подготовительной группе, так как он является основополагающим фактором, определяющим готовность ребёнка к школе);
расширять активный и пассивный словарь;
воспитывать толерантное отношение к товарищам в ходе совместной деятельности (игр, опытов);
вырабатывать аккуратность в работе;
повышать степень самостоятельности при выполнении заданий.

Подготовка к открытому занятию

Работу воспитателя проверяют специалисты из районного управления образования. Для них проводят специальные показы занятий, которые дают возможность вживую увидеть деятельность педагога.

Подобная деятельность готовит детей к учебе в школе

Нормативы ФГОС ДО

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе должно отвечать современным требованиям. В вводной части создается мотивация для детей и проблемная ситуация, в основной части можно использовать различные приемы руководства.

Важно! Задача воспитателя в ходе занятия побуждать речевую деятельность детей. Для этого воспитатель задает наводящие вопросы

Согласно федеральным государственным стандартам педагог должен организовывать деятельность дошкольников и чередовать виды деятельности. Вначале они могут сидеть за столами, потом на полу и ходить по комнате.

По требованиям ФГОС воспитатель должен уделять особое внимание наглядным материалам. Они должны быть качественными, красочными, цветными

Методическая литература

В своей работе воспитатель должен опираться на разные источники. Хорошо зарекомендовала себя книга «Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет» под редакцией Т.Вострухиной. Пособие отвечает образовательным стандартам и на его основе можно строить работу.

Для подготовительной группы можно использовать книгу Чистяковой «Знакомимся с окружающим миром». Она подходит не только воспитателям, но и родителям.

Существуют разные рабочие тетради. Например, популярна под авторством Т.Колпаковой или Е.Бортниковой. В них собраны простые задания для выполнения.

Рекомендованная тематика занятий

Согласно федеральным государственным стандартам воспитатель на открытом занятии должен продемонстрировать нечто новое. При выборе тематики стоит ориентироваться на календарное планирование.

На занятиях по окружающему миру изучают природные явления, виды животных и многое другое

В сентябре дети проходят такие темы, как время года, знакомство с детским садом и другие. В это время можно взять изучение видов грибов, выделение съедобных и ядовитых видов.

Осенью дошкольники изучают темы, связанные с перелетными и зимующими птицами, лесными деревьями. Дети проводят разные эксперименты, играют и познают мир.

Зимой берут темы, которые связаны с Новым Годом и сезонными видами развлечения. В работу обязательно включают родителей, которые выполняют домашние задания.

Весной проводят тематические праздники, викторины и недели открытых занятий.

Как составить конспект занятия

Урок по изучению окружающего мира в подготовительной группе имеет чёткую структуру и вписывается в 30–35 минут, отведённых на занятие.

  1. Введение в новую тему — 2–3 минуты. На этом этапе педагог отрабатывает мотивационные приёмы с целью актуализации опорных знаний. Например, с помощью просмотра презентации.
  2. Основной этап — от 25 до 30 минут. За это время дети разбирают новую тему с помощью проведения опыта, игр. Вместе с воспитателем формулируют вывод по теме. В основную часть занятия также включается проведение физкультминутки, дыхательной и/или пальчиковой гимнастики.

  3. На заключительный этап отводится от 2 до 5 минут. За отведённое время педагог даёт словесную оценку работе детей. А ребята проводят самоанализ своей деятельности на занятии, а также выставляют общую оценку всей группе.

Автор — Бирюкова А., воспитатель МБДОУ д\с №42 «Зёрнышко», с. Шелокша, Нижегородская область.

Этап
ВводныйУлыбнусь я себе, Улыбнусь я тебе, Улыбаюсь целый день, Улыбаться мне не лень!Воспитатель: Улыбнёмся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение весь день!
ОсновнойВоспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Угадайте, кто?(Показываю плакаты, загадываю загадки).Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая для лета, Для зимы другого цвета. (Заяц, на плакате картинка зайца).Сразу же хочу оправдать зайцев. Все считают их трусами. А ведь это не так. Зайчонок десяти дней от роду отбивается от сороки или вороны, встав на задние лапки, размахивая передними лапками и громко крича для устрашения. А то, что они, заслышав шорох, с места срываются и убегают — не трусость, а мудрость звериная: глупо стоять на месте в ожидании когда тебя съедят. Про это есть русская пословица: «Заяц не трус, себя бережёт». Сами зайцы — травоядные животные. Что это значит? (Ответы детей). Зайцы питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями, корой молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство — кора осины. Зубы у зайца большие, плоские — для питания, а не для нападения. А задние лапы намного больше передних. Знаете ли вы, почему? (Ответы детей). В течение года зайцы периодически линяют. И в это время валяются в пыли, лезут в колючие кусты, ёрзают спиной и брюхом по земле, стараясь быстрее сбросить старый шерстяной покров. Новая шубка — осенне-зимняя — качеством получше. Всем вам известна загадка о зайце: «летом серый, зимой белый». Почему так говорят про зайца? (Ответы детей).Воспитатель: Что вы ещё можете сказать о зайчике? Какой он? Когда меняет шубку?Дети: Он меняет шубку, зимой она белая. Заяц всех боится…>
Заключительный<…Воспитатель: Вы порадовали меня своими ответами. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку. До свидания.
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-okruzhayuschemu-miru-v-podgotovitelnoi-grupe-oznakomlenie-detei-s-zhivotnym-mirom-rodnogo-kraja.html

Олимпиада по изучению окружающего мира для подготовительной группы

Для закрепления представлений о растения, птицах, животных и условий и обитания, а также для систематизации представлений об окружающей предметной среде в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста 1–2 раза в год (в конце календарного года и в конце учебного) проводится предметная олимпиада. Для детей 6–7 лет подобного рода мероприятие — это ещё и подготовка к одной из форм образовательного процесса в школе.

Олимпиада проводится в рамках одного занятия. Все задания зачитывает педагог (на случай если в группе есть малыши, которые ещё не умеют читать).

Олимпиада по изучению окружающего мира предполагает выполнение творческого задания

Алгоритм составления заданий

Для олимпиады по изучению окружающего мира педагог подбирает задания на:

  • определение лишнего элемента в ряду (например, птица среди млекопитающих);
  • группировку элементов по основополагающему признаку (травоядные и хищные животные, овощи и фрукты);
  • объединение взрослых особей животных с детёнышами;
  • определение сезона, времени суток по основным признакам, изображённым на картинке (снеговик, луна);
  • идентификацию внешнего вида планеты Земля;
  • проявление творческих способностей в контексте знания общеизвестных фактов (например, нарисовать флаг Российской Федерации).

Пример заданий для предметной олимпиады можно посмотреть здесь https://yadi.sk/d/pkGn608M3Ry25P

В подготовительной группе на занятиях по изучению окружающего мира дети не только пополняют свой интеллектуальный багаж, но и систематизируют уже полученные ранее знания, умения и навыки. При составлении сценария урока педагог, учитывая возможности своей группы и тему, подбирает наиболее оптимальную комбинацию приёмов, которые помогают реализовывать поставленные образовательные цели. При этом, кроме занятий, воспитатель 1–2 раза в год составляет и проводит олимпиаду по предмету, позволяющую не только выявить пробелы в работе, но и выделить ребят, глубоко заинтересованных изучением живой и неживой природы, а также подготовить детей к одной из форм проверки знаний в школе.

Методы и приемы

В ходе своей работы воспитатель использует разные технологии обучения. Кто-то делает из занятий театр и интересную постановку, другой – применяет современные технологии. Все это позволяет сделать процесс увлекательным и красочным.

Проекторы и презентации упрощают подготовку к занятию

Для каждого занятия педагог пишет конспект, в котором содержатся все цели и этапы работы.

Словесные методы

В дошкольном возрасте используется только рассказ, объяснение и беседа. Воспитатель должен составить короткий текст по теме и привести интересные факты. Например, если тема «Дикие животные», то можно подобрать наглядные картинки и рассказать особенности среды обитания разных видов.

Важно! Нельзя перегружать текст научными терминами. Беседа сложнее в использовании, так как педагогу нужно придумать ряд наводящих вопросов, которые помогут прийти к новому материалу

В случае темы «Космос» это все, что связано с небом, звездами и т.п

Беседа сложнее в использовании, так как педагогу нужно придумать ряд наводящих вопросов, которые помогут прийти к новому материалу. В случае темы «Космос» это все, что связано с небом, звездами и т.п.

Игровые технологии

Игры могут иметь разную цель – воспитательную, социальную или познавательную. В начальной школе на уроках тоже могут применять такие виды обучения, так как они позволяют сделать процесс более эффективным.

Для занятий можно использовать сказочного персонажа или другого героя

Он будет привлекать внимание детей и сделает обучение интересным

Дидактические игры

Представлены в разных вариантах – «Найди лишнее», «Отгадай загадку», «Раздели на группы» и другие. Все зависит от того, какая цель стоит перед воспитателем.

Например, для темы «Транспорт» можно подобрать картинки воздушного, наземного и водного транспорта. Детям нужно разделить их на три группы либо исключить лишние.

Подвижные игры

Физкультминутки направлены на переключение деятельности детей. Они позволяют им отвлечься от учебного времени, выпустить энергию и развеяться.

Важно! Они проводятся в середине занятия. Для подвижных игр понадобится мяч

Можно провести простой вариант: каждый ребенок должен кинуть мяч и назвать овощ. Небольшие разминки можно провести в начале занятия. В таком случае предлагают следующее задание: сядет только тот, кто назовет профессию родителей

Для подвижных игр понадобится мяч. Можно провести простой вариант: каждый ребенок должен кинуть мяч и назвать овощ. Небольшие разминки можно провести в начале занятия. В таком случае предлагают следующее задание: сядет только тот, кто назовет профессию родителей.

Практические исследования

Простой вариант – это наблюдение. Воспитатель с детьми ведет дневник записей о погоде или изменений на уличной территории. В дошкольном учреждении проводят простые опыты – выращивание семян, изучение льда и т.п.

Все задания должны подбираться с учетом возраста детей

В подготовительной группе можно расширить наблюдение. Например, предложив детям провести измерения длины объекта, описать его важные признаки – окрас, внешность и т.п.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий