Интегрированные занятия
Особенность усвоения материала дошкольниками достигается в его целостности. Любой материал ребенок воспримет лучше, если он будет преподнесен совместно с игровой формой, творческой деятельностью. В соответствии с этим ФГОС устанавливает принцип интеграции основным направлением в дошкольном образовании.
Ребенок легче сможет представить себе абстрактные понятия математики, если они будут преподноситься вместе с подвижными играми, чтением стихов. Такие методы должны быть в основе интегрированных занятий по ФГОС в средних и подготовительных группах.
Лучше всего, если воспитатели будут организовывать интересные игры с развивающимся сюжетом. В конце обязательно должно быть увлекательное окончание. Например, к новогоднему празднику можно организовать путешествие по зимнему лесу. Дети будут решать вместе с лесными зверюшками задачи по математике, тем самым разыскивая дорогу к елке или Дедушке Морозу. Темы могут быть разнообразными в зависимости от фантазии педагога. Дети всегда с увлечением участвуют в таких мероприятиях, благодаря этому материал будет усваиваться успешней.
Театрализованное представление с цифрами
Физминутки, викторины и занимательная математика в подготовительной группе
Использование нетрадиционных форм преподнесения материала поможет увлечь детей и способствует результативному усвоению материала. Для ознакомления ребят с математическими знаниями рекомендуется организовывать следующие формы деятельности:
- Викторины и соревнования, в процессе которых дети будут учиться проявлять смекалку в группах и командах.
- Игры с картами, например, организовать поиск клада.
- Театральные инсценировки, которые предполагают совместное изготовление декораций, постановку сюжета.
- Общие беседы в кругу — такой метод работы дает возможность детям делиться информацией, обмениваться мнениями, объяснять свой метод решения задач.
Одним из видов урока по занимательной математике можно назвать занятие «Путешествие». Его лучше всего проводить на прогулке. Задачей детей будет передвижение из одного пункта в другой с одновременным выполнением заданий.
Математические викторины
Что такое ФЭМП в старшей группе
ФЭМП — это наименование, которое расшифровывается как формирование элементарных математических представлений
В соответствии с положениями ФГОС установлена важность подготовки дошкольника к освоению школьной государственной математической программы. Но при этом образовательный процесс должен быть направлен на всестороннее развитие
Современные стандарты предполагают не только механические способности ребенка считать от одного до десяти и обратно, но и уметь анализировать имеющуюся информацию, сравнивать, выявлять общие закономерности. Это должно учитываться как на занятиях в старшей, так и в подготовительной группах детского сада.
Уроки ФЭМП для детей в возрасте от пяти до шести лет предполагают следующий состав программы:
- Ознакомление с количеством и счетом в пределах десяти, изучение порядковых чисел, написание цифр.
- На уроке дети начинают открывать для себя понятие величин, учатся сравнивать предметы по параметрам высоты, толщины и длины.
- Знакомство и закрепление форм, геометрических фигур.
- Формирование представления о пространстве, времени суток, последовательности событий.
- Развитие умения ориентироваться в пространстве. Лучше всего делать это на уроках ИЗО.
https://youtube.com/watch?v=qQ98UvDJeWQ
Знакомство с математическими понятиями в детском возрасте не должно ограничиваться детским садом
Важно продолжать его и закреплять полученные знания в домашних условиях вместе с родителями. Но ведущая роль в освоении и подготовке детей к обучению по федеральной программе принадлежит ФЭМП
В старшей группе занятие должно проводиться не реже одного раза в неделю по 30 минут.
Важно! Чтобы образовательный процесс был интересным для ребенка, все занятия должны вызывать положительные эмоции. Только в этом случае будет возможно достичь эффективного результата!. На каждом занятии воспитатели должны проводить практическую работу, для этого используется разнообразный дидактический материал, состоящий из счетных палочек, игрушек, мелких атрибутов
Досуг можно разнообразить творческими заданиями на логику и смекалку, поставить опыты. Цель занятий для закрепления материала — создать для детей проблемные ситуации, которые они должны решать самостоятельно
На каждом занятии воспитатели должны проводить практическую работу, для этого используется разнообразный дидактический материал, состоящий из счетных палочек, игрушек, мелких атрибутов. Досуг можно разнообразить творческими заданиями на логику и смекалку, поставить опыты. Цель занятий для закрепления материала — создать для детей проблемные ситуации, которые они должны решать самостоятельно.
Знакомство со счетом
Примеры методического материала
Эффективность усвоения материала напрямую зависит от формы его подачи. Математические занятия очень важны для детей старшего возраста. Они способствуют развитию умственной активности.
Важно! При составлении плана урока надо ориентироваться на возраст, сочетать усвоение материала с умственной деятельностью
Чтобы у детей появился интерес к изучению математики, особое внимание следует уделить дидактическим материалам. С каждой группой количество демонстративного материала должно увеличиваться
Для старшей группы должны быть использованы геометрические фигуры, схемы, карточки с цифрами, картинки, сборные модели.
Во второй половине года нужно вводить схематические изображения, например, домики с окошками, в которых указаны цифры. Важна абстрактная наглядность. Именно такой вид материала позволяет развивать память.
В качестве дидактических игр в процессе образовательной деятельности можно использовать:
- «Воздушного змея» — это упражнение, которое поможет закрепить счет от одного до десяти. Дети, выполняя его, тренируют навыки счета в прямом и обратном порядке. Визуальное восприятие научит различать печатные и прописные цифры.
- Игровые таблички, например, «собери яблоко». Для игры потребуются картинки с изображением ежика и цифрой, на каждом яблоке несколько чисел. Задача детей — найти яблочко, на котором сумма будет равна числу, которое нужно ежику.
Грамотный подход к организации занятий по математике в подготовительной группе детского сада даст хорошую основу для дальнейшего интеллектуального развития детей. Игровые формы, проведение соревнований, физкультминуток поможет эффективнее усвоить преподаваемый материал.
Актуальные методические приёмы при освоении математики в подготовительной группе
Задачей любого воспитателя является умение увлечь детей. Для этого рекомендуется использовать в работе нестандартные приемы. Если у ребенка нет интереса к занятиям, то и результата добиться не удастся.
Проведение занятий по математике в ДОУ
Основными педагогическими методами можно назвать следующие:
Придать любому занятию интригующее начало
Очень важно заинтересовать ребенка и привлечь его внимание на начальной стадии. Здесь обязательно должна присутствовать игра
Например, воспитатель может использовать появление сказочных героев, которые привезли для ребят послание
Всеми любимый фиксик предлагает малышам найти похищенную злым волшебником цифру. Можно предложить отправиться в путешествие в мир цифр, геометрических фигур. Роль сказочного персонажа можно доверить исполнять самому ребенку, переодев его в костюм.
При организации игровой формы обучения нужно использовать максимальное количество наглядного и дидактического материала.
Самым эффективным способом подачи материала считается интеграция предметов. Математические понятия можно легко использовать как на уроках физкультуры, так и при изучении окружающего мира, занятиях изобразительным искусством. Такой способ психологи считают наиболее результативным, так как смена деятельности плодотворно влияет на развитие интереса.
Нельзя забывать про индивидуальный подход при работе с детьми в подготовительной группе. Воспитатель должен учитывать психологические особенности каждого ребенка по отдельности. Кто-то из ребят воспринимает информацию с первого раза, а для кого-то необходимо повторить ее два-три раза, закрепляя полученные знания наводящими вопросами.
Игровая форма обучения
Структура занятий
Каждое математическое занятие должно быть построено по определенной структуре. Любой урок начинается со вступления, которое мотивирует дошкольников. Основная часть занятия направлена на освоение и закрепление математических знаний. В конце воспитателем подводятся итоги образовательной деятельности, задаются уточняющие вопросы.
Формы для работы должны быть разнообразными, чередоваться между собой. Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах и парах. Для уроков используются палочки, картотека, геометрические фигуры. Большую роль для освоения материалов играет физкультминутка, подвижные игры с математическим содержанием.
Планирование темы математического занятия должно быть связано как с временами года, так и с важными событиями, праздниками. Например, зимой уроки могут быть связаны с Новым годом, а осенью — с приметами времени года. В канун Нового года можно провести музыкальное занятие, на протяжении которого сказочные зверюшки должны решить математические примеры, чтобы найти похищенного Дедушку Мороза.
Важно! Конспект работы по формированию у детей математических навыков составляется на год. В течение всего периода освоение материала постепенно усложняется
Такой долгосрочный проект позволяет грамотно распределить образовательную нагрузку. В конце года проводится итоговое занятие, которое дает понять, насколько успешно ребята освоили прошедший материал.
Подвижные игры с математическим уклоном
Методы и приёмы обучения в ДОУ
Чтобы математика, подготовка к школе которой проводится по специальному методу, давалась легко, используются наглядно-действенные приемы обучения. Педагог самостоятельно выбирает материал и способ действия, чтобы ребята смогли выполнить практические задания.
Для средней группы подбирают исследовательские действия. Малышам показывают, как правильно выявлять свойства математических объектов, не используя учебник. Педагог ставит перед детьми стандартные вопросы следующей категории, например, «Почему круг катится, а квадрат не катится?». Если малыш затрудняется ответить на вопрос, тогда педагог начинает показывать, как это нужно делать.
Важно! Знания приходят с опытом. Любые навыки, обретенные в подготовительной группе, отражаются через речь
Ребята среднего возраста легко запоминают слова.
Методика проведения занятия по ФЭМП в подготовительной группе
При объяснении нового материала педагог выполняет все действия совместно с малышами. Это может быть связано с определением длины образца или со счетом некоторых предметов.
Для средней группы проводятся занятия, где детей знакомят с новыми действиями. Соответственно, меняются наглядные пособия, приемы работы. Таким образом, ребенок проявляет свою активность и самостоятельность.
Обратите внимание! Подобный метод подходит для легкого усвоения новых действий. Нужно внести разнообразие, чтобы заинтересовать малышей
После усвоения материала педагог просит пояснить свои действия. Нужно подготовить тетрадь, чтобы письменно передать материал.
Старшая детская группа Помораева-Позина ФЭМП по ФГОС характеризуется тем, что описывает элементарные математические представления. Для проведения занятий подбирается специальное оборудование, которое позволяет детям самостоятельно выполнять работу. Если малыш затрудняется ответить на вопрос воспитателя, тогда предлагается образец ответа. Педагог ставит дополнительный вопрос или начинает фразу, чтобы ребенок смог ее закончить.
ФЭМП в подготовительной группе по ФГОС Помораева-Позина, планирование
Дошкольная подготовительная группа Помораева — это структура занятий, созданная для успешного развития интеллекта малышей. Данная форма направлена на решение элементарных задач из разных разделов программы. Школьный подготовительный метод включает комплекс упражнений, состоящий из наглядно-практических, игровых, словесных действий. Такой способ обучения помогает ребятам дошкольного возраста усвоить различные приемы познания. Все навыки можно применить в самостоятельной деятельности.
Обратите внимание! Элементарный подход к дошкольникам способствует формированию правильного мировоззрения, развитию определенной направленности обучения. Например, для первого занятия выбирают месяц февраль
Педагог выбирает любые игровые действия, в которых присутствуют элементы соревнований, всегда привлекают внимание ребят. Их можно заинтересовать чтением отрывков художественной литературы. Для мотивации детей педагог ищет способы решения поставленных задач. Данный способ направлен на мыслительную активность
Например, для первого занятия выбирают месяц февраль
Педагог выбирает любые игровые действия, в которых присутствуют элементы соревнований, всегда привлекают внимание ребят. Их можно заинтересовать чтением отрывков художественной литературы
Для мотивации детей педагог ищет способы решения поставленных задач. Данный способ направлен на мыслительную активность.
https://youtube.com/watch?v=OK-ZWgl-Da4
Такой рабочий метод не связан с прямым обучением дошкольника, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение элементарных математических заданий. Игровой подход создает атмосферу содружества между ребятами.
Обратите внимание! Подобный образовательный метод дает возможность учитывать специфику деятельности образовательного учреждения и его приоритеты. Для начала педагог оценивает объем материала для реализации творческого потенциала
Воспитатель должен учитывать способности учащихся. Изначально следует выбрать легкие интересные упражнения, чтобы привлечь внимание малышей.
При получении знаний в ходе организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений их необходимо закреплять в повседневной жизни. Нужно регулярно проводить сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием, а также создавать предметно-развивающую среду для развития самостоятельной познавательной активности каждого ребенка.
Картотека занимательных математических упражнений для подготовительной группы