Взаимосвязь стресса и учебного процесса

Как предупредить стресс на учебе

Избежать в перспективе связанных со стрессом неприятных ситуаций вполне просто. Для этого не нужно дожидаться появления первых признаков стрессового состояния. Напротив, нужно делать так, чтобы они и не давали о себе знать, а сделать это можно, если соблюдать ряд несложных рекомендаций:

  • Следить за своей самооценкой и поддерживать ее на должном уровне. При необходимости нужно повышать самооценку. Низкая самооценка – один из серьезных источников стресса и проблем с успеваемостью.
  • Поддерживать уровень знаний. Регулярно ходить на лекции, читать сопутствующую литературу, не создавать авралов по учебе. Это также поможет избежать перенапряжения и чрезмерных нагрузок.
  • Тренировать память. Чем лучше будет память, то быстрее и больше получится запоминать, а это одна из самых важных для учебы способностей. Для развития памяти есть специальные приемы, применять которые очень просто.
  • Развивать чувство юмора. Смех не только продлевает жизнь, но и служит замечательным способом профилактики стресса, ведь он способствует выработке атнистрессовых гормонов и гормона счастья, благотворно сказывающихся на психике.
  • Активно отдыхать. Как вы уже знаете, такой отдых помогает снимать эмоциональное и физическое напряжение, приводящее к стрессу. Нужно заниматься спортом, играть в активные игры, совершать прогулки и больше двигаться.
  • Принимать душ. Лучше всего подходит контрастный душ по утрам – он оказывает тонизирующее воздействие на организм, укрепляет иммунитет, нормализует кровообращение, а также бодрит и повышает жизненный тонус.
  • Релаксировать. Польза релаксации доказана учеными. Эта практика, если ей должным образом овладеть, способствует долговременному стабильному психоэмоциональному состоянию, а при необходимости помогает успокаиваться в любой нужный момент.
  • Медитировать. Эффект данной практики сродни эффекту релаксации. Но в дополнение к нему медитация позволяет человек успокаивать бег мыслей, более глубоко понимать причины происходящих событий и лучше разбираться в себе.
  • Делать массаж. Если есть возможность, стоит записаться на сеансы массажа. Он прекрасно расслабляет и приводит в норму и тело, и психику. Впрочем, почти каждый может организовать массаж дома – просто попросить кого-то из домочадцев.
  • Практиковать арома-терапию. Чтобы на время забыть о заботах и побыть наедине с самим собой, психологи советуют зажигать арома-лампы с эфирными маслами успокаивающих трав. Также арома-масла полезно добавлять в воду при приеме ванны.
  • Культурно проводить досуг. Один из лучших способов отвлечься и заодно расширить кругозор – это посещение выставок, музеев, театров. Ко всему прочему такое времяпрепровождение способствует получению эстетического удовольствия.
  • Пить витамины. Организм всегда нужно подпитывать полезными веществами, минералами и витаминами. Пищи, к сожалению, для этого не хватает, поэтому нужно пить витаминные комплексы и добавки к повседневному рациону.

Вместе с указанными рекомендациями можно взять за правило выполнять всевозможные дыхательные упражнения и психологические техники. Регулярное их применение послужит мощнейшим оружием против стресса во время учебы. Впрочем, и после получения диплома они будут служить полезным инструментом профилактики стресса на работе и в обычной жизни.

Исследования факторов возникновения учебного стресса у студентов

Учебный стресс характерен для студентов вузов. Он связан с несколькими факторами (например, увеличивающейся учебной нагрузкой, жизнью вдали от родителей, неумением правильно организовать режим дня, нерегулярным питанием, нежеланием учиться, разочарованием в профессии и др.).

Стрессогенными факторами для студентов выступают:

  • Недостаточное количество сна;
  • Наличие несданных вовремя работ;
  • Большое число пропусков;
  • Плохая успеваемость;
  • Отсутствие хороших физических условий (например, температурные отклонения, плохое освещение, сильный шум).

Интересные выводы сделала Котовы Г. Н. В ходе социально-гигиенического мониторинга воздействия стрессовых факторов на распространенность учебного стресса в молодежной среде. Данное исследование она проводила с помощью анонимного анкетирования среди молодых людей (1500 человек) в возрасте от 16 до 29 лет. Они обучались в разных типах образовательных учреждений.

Результаты этого анализа показали, что в последние десятилетия увеличилась частота учебных стрессов. Как правило, они связаны с неудовлетворенностью выбранной специальностью. Также выросло число хронических стрессов по причине несоответствия здоровья молодых людей условиям и характеру учебного процесса.

В последнее время заметно увеличилось воздействие на здоровье молодых людей психологического климата учебных групп. Сформированные факторы «материального» обеспечения и психосоциального благополучия становятся более значимыми в рамках социально-гигиенических факторов образа жизни молодых людей.

Исследования были также посвящены некоторым личностным факторам эмоциональной дезадаптации (например, перфекционизму и враждебности). Так, Каннер и его соавторы предполагают существование двойной взаимосвязи между перфекционизмом и стрессом.

С одной точки зрения, перфекционистские установки способны увеличить частоту и интенсивность стрессогенных ситуаций. С другой, дезадаптивные поведенческие стратегии, как правило, затрудняют переработку стресса.

Для выявления показателей депрессии, тревоги и повседневного стресса, характерных для студентов с различным уровнем перфекционизма, Москова В. М. провела исследование. В нем принимали участие студенты первых курсов университета накануне первой сессии.

Процесс сравнения критериев эмоционального неблагополучия в группах с разной степенью перфекционизма показал, что в группе студентов с высоким уровнем перфекционизма показатели превысили таковые в группах со средним и низким уровнем.

Студенты, которые следуют чрезмерно высоким стандартам деятельности, что сочетается с запретом на ошибку и черно-белой оценкой результатов, воспринимают окружающих людей как чрезмерно требовательных. На первом курсе такие учащиеся начинают испытывать сильный повседневный стресс, поскольку любая незначительная ошибка интерпретируется ими как полный крах.

Резюме

Стресс является очень распространенной проблемой (напомним, что детально на эту тему мы говорили в статье «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и продуктивность»), и сталкивается с ней буквально каждый человек. Этот факт следует принять как данность – от стресса не денешься никуда.

Но это не повод паниковать и отчаиваться, ведь разрушительного влияния стресса можно избежать даже при самом жестком учебном графике. Поддерживайте организм в здоровом состоянии и ведите здоровый образ жизни, сократите количество вредных привычек и не приобретайте новых, следите за питанием и сном.

Ответы на самые сложные и серьезные вопросы часто лежат на поверхности: прочтите предыдущий абзац – он отлично показывает, что для предотвращения стресса не нужно бежать от мира на необитаемый остров или уходить в пещеру. Простые правила на каждый день – это и есть основное оружие против стресса на учебе, на работе и где бы то ни было еще.

Не относитесь к своей жизни легкомысленно, берите на заметку все, о чем мы поговорили, и никакой стресс не выбьет вас из седла. Желаем удачи и, конечно же, отличных отметок!

Как влияет на скорость и качество обучения легкий стресс и сильный?

Легкий стресс может действительно стать нашим двигателем в учебе. Он временно будоражит наш мозг, активизирует его, но вреда для организма не несет. А вот продолжительный стресс может поставить финальную точку в вашем обучении.

Поделюсь экспериментом, который американский нейробиолог Джон Медина описал в книге «Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям». Суть исследования была в том, что немецкую овчарку посадили в клетку и надели цепь с электрическим проводом. Животное терпело разряды несколько дней. Сначала собака сопротивлялась, но со временем сдалась и перестала что-то предпринимать. После этого ее посадили в другую клетку, вторая половина которой полностью была электрически изолированной – в ней собака не испытывала никаких разрядов, причиняющих дискомфорт. Для этого псу нужно было просто перейти невысокий барьер. Но он не сдвинулся с места. Почему?

Факторы экзаменационного стресса

Наиболее резко выраженной формой учебного стресса считается экзаменационный стресс. В последние годы исследователи получили убедительные доказательства того, что именно этот тип учебного стресса оказывает отрицательное воздействие на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную систему учеников.

Ученые выделяют 3 «классические» стадии, которые отражают процесс психологического напряжения:

  • Мобилизация (тревога), связанная с ситуацией неопределенности, в которой находится ученик перед началом экзамена;
  • Адаптация, наступающая после получения билета и начала подготовки к ответу (организм с помощью предшествующей мобилизации может успешно справиться с вредным воздействием);
  • Истощение (возникает, если ученик не смог приспособиться к экстремальному фактору).

Данные стадии прослеживаются и на большем временном отрезке, например, на протяжении всей сессии. В это время стадия тревоги развивается в течение зачетной недели, которая предшествует экзаменам, вторая стадия наступает между вторым и третьим экзаменом, а стадия истощения развивается к концу сессии.

Высокая учебная нагрузка — это основной фактор, который вызывает развитие стрессовых ситуаций у большей части учащихся. Учебный стресс наиболее выражен у студентов младших курсов, затем происходит уменьшение его уровня, достигая наименьшего значения у выпускника.

Интенсивность развивающейся адаптационной реакции у учащегося будет зависеть не столько от характеристик стрессора. Она больше связана с личностной значимостью воздействующего фактора. По этой причине одна и та же ситуация, возникающая в ходе обучения, приводит у разных людей к разным проявлениям и последствиям.

Как бороться со стрессом на учебе

То, насколько развита стрессоустойчивость студента, имеет важнейшее значение как для учебного процесса, так и для жизни вступающего во взрослый мир человека. Естественно, повлиять на условия, сопутствующие обучению, практически невозможно, и поэтому гораздо эффективнее не «бороться с системой», а искать способы нормализовать психическое состояние.

К самым эффективным методам борьбы со стрессом на учебе относится модификация поведения, т.е. пересмотр и изменение своего отношения к происходящему, избавление от волнений по поводу того, что на повлиять не получается, освоение путей для выхода негатива. И для этого психологи рекомендуют несколько приемов:

  • Ведение дневника. Давно доказано, что очень полезно переносить на бумагу переживания, мысли и эмоции. Это позволяет освободиться от негатива и разгрузить психику. Также полезно анализировать записи, чтобы понимать причины своих состояний и находить способы решения проблем.
  • Занятия спортом. Психически и физически чувствовать себя намного лучше позволяют физические нагрузки. Тренировки, упражнения, пробежки и другие подобные занятия – это возможность высвободить излишки энергии и успокоиться, отвлечься и обдумать что-то. Конечно же, и здоровье благодаря спорту становится лучше.
  • Эмоциональная разрядка. Зачастую стресс вызывает отрицательные эмоции, а их, как уже было подмечено, нужно выплескивать. Если спорт по какой-то причине – не вариант, можно побить пуфик, разбить тарелку, покричать в подушку, сломать что-то, что не жалко. В спокойном состоянии человек уже не так подвержен стрессу, а подобные приемы – это отличный способ достичь спокойствия.
  • Смена деятельности. Когда выдается выходной, его обязательно нужно проводить не так, как будний день. Лучше всего кардинально менять окружающие условия и занятость. Можно сходить в поход и заночевать в палатке, покататься на лыжах или организовать барбекю на даче у друзей. Чем больше «необычных» дней будет в жизни, тем лучше для организма и психики.

На самом деле приемов борьбы со стрессами на учебе намного больше, и, если говорить объективно, они нисколько не отличаются от приемов борьбы со стрессами на работе и в обычной жизни. Но есть и особые ситуации, к которым требуется более специфичный подход. Одной из таких ситуаций является предстоящий экзамен.

Даже небольшой стресс накануне экзамена – это помеха для концентрации на подготовке. Лучший способ избежать этого – заранее устранить стрессовые факторы или постараться к ним адаптироваться. Плюс к этому следует не пропускать лекции, вовремя изучать материал той или иной программы, выполнять все работы, задаваемые преподавателями. Хотя в некоторых случаях не помогает и это, ведь есть очень эмоциональные люди, которые испытывают стресс, даже если полностью готовы к экзамену.

Таким студентам можно порекомендовать обратить внимание на слабодействующие успокоительные средства. Но, во-первых, не должно быть противопоказаний, а во-вторых, нужно обязательно проконсультироваться с врачом – только специалист сможет подобрать подходящий препарат

Впрочем, реально обойтись и без фармацевтики

Успокоиться на пороге важного события хорошо помогают «бабушкины» средства, например, успокаивающие сборы и настои из пустырника, ромашки, мяты, валерианы. Однако их нужно начинать пить хотя бы за пару недель до экзамена, т.к

эффект тут накопительный. Никакой настой не будет эффективным, если выпить его за час до мероприятия.

Нельзя пренебрегать правильным режимом дня. Чтобы сохранять продуктивность и высокую работоспособность, меньше переживать и лучше усваивать информацию, желательно ложиться спать и просыпаться в одно и то же время, спать не менее восьми часов в сутки, делать перерывы от занятий в течение дня, больше бывать на свежем воздухе.

Рекомендуется сократить употребление кофе и чая, газированных напитков и энергетиков. Нужно пить больше воды и натуральных соков, питаться здоровой пищей, есть фрукты и овощи, ягоду, рыбу, каши (можете почитать статью «Полезные продукты для работы мозга»), шоколад (он улучшает мозговую активность, правда совсем ненадолго).

Соблюдение предложенных рекомендаций – это возможность укрепить психику, нормализовать психоэмоциональное состояние и поддерживать в тонусе организм в целом. Но, пожалуй, лучшим вариантом будет не принятие экстренных мер по нейтрализации влияния стресса, а его профилактика и предупреждение в повседневной жизни.

Почему стресс — это реакция на новизну?

Стресс необходим для развития и существования. Вредоносным скорее стоит считать не само состояние стресса, а неблагоприятные воздействия или изменения среды, которые спровоцировали потребность адаптироваться к ним. Стресс запускает реакцию адаптации, то есть приспособления к условиям новой ситуации или к наличию раздражителя. При регулярном воздействии раздражителя эффект новизны исчезает или снижается и, соответственно, снижается уровень стресса — наш организм спокойнее на него реагирует. Это снижение обычно интерпретируется как привыкание.

Чтобы продемонстрировать, что стресс является реакцией на новизну, а не на изменившиеся к худшему условия среды, в своей книге «Стресс, который всегда с тобой» Дмитрий Жуков приводит в пример кота, запечатленного на фотографии во время Сталинградской битвы.

Судя по его позе, кот не испытывает стресса, хотя и находится на поле боя. Более того, на фотографии видна записка, прикрепленная к его ошейнику, то есть кот играл роль связного. Военные условия — несомненный источник сильного стресса, тем не менее кот сумел адаптироваться к ним, так как вырос на войне. Выстрелы и взрывы, которые в мирных условиях вызывают стресс, кот стал воспринимать как неотъемлемые составляющие среды его существования.

Последствия стресса на учебе

Из-за стресса студент плохо воспринимает и запоминает информацию, неохотно посещает занятия, неэффективно готовится к экзаменам, падает общая его успеваемость. Если же учащийся пренебрегает здоровым образом жизни, пьет много кофе и кофеиносодержащих напитков, неправильно питается, мало отдыхает и т.д., ситуация усугубляется, что отражается на физиологическом уровне.

Увеличивается нагрузка на сердце, повышается артериальное давление, нарушается работа вегетативной системы. В случае продолжительного напряжения нарушается вегетативный гомеостаз, со временем разрушаются кровеносные сосуды, ослабевает иммунитет, что повышает риск заболеваний.

Дополнительно можно выделить снижение самооценки, ухудшение настроения и самочувствия. Это может повлечь за собой появление вредных привычек и зависимостей, к примеру, от сигарет, алкоголя, медикаментозных препаратов и наркотических средств. Так человек пытается бороться со сложными обстоятельствами.

Многократные научные исследований указывают и на то, что даже после того как стрессовые факторы прекращают действовать, организму и психике требуется немалое время, чтобы восстановиться и прийти в норму. И это еще одна веская причина, по которой нельзя допускать ни развития, ни, тем более, усугубления стресса.

Стресс при осуществлении учебной деятельности

Стресс при осуществлении учебной деятельности приводит к сбою в процессах психологической адаптации. Следствием этого становятся нарушения психического и соматического здоровья. Стресс представляет собой функциональное состояние организма и психики. Он связан с существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса индивида.

Не любые воздействия способны вызвать стресс. Слабые воздействия не приводят к нему. Он может возникать только в том случае, когда воздействие стрессора превосходит обычные приспособительные возможности человека. Стрессовое состояние возникает тогда, когда внешняя ситуация воспринимается в качестве предъявления требования, которое угрожает превышению способностей и ресурсов.

Статья: Исследование и определение основных причин учебного стресса

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Например, в ходе учебы, стресс возникает только тогда, когда учащийся оценил, что внешнее и внутреннее требования способны вызвать большое напряжение сил или превосходят его ресурсы.

Как стресс влияет на ценности и установки человека

Любая осмысленная деятельность, которая приносит человеку удовлетворение и счастье, проистекает из внутренней мотивации. То есть не от внешних стимулов, вроде награды или наказания, а от личностного порыва, осознанного стремления.

Это касается и обучения. Если мы находим личный смысл в образовательном процессе, понимаем его ценность, то чувствуем себя хорошо

В обычных обстоятельствах найти этот смысл и сформировать внутреннюю мотивацию помогают практики метаобучения — например, рефлексия над вопросами: «Как я учусь? Зачем мне это нужно? Почему это важно? Каких целей я достигаю с помощью обучения?»

Но сильный или хронический стресс способен разрушить внутреннюю мотивацию. Поэтому человек может перестать видеть смысл в обучении — и даже в жизни. Но, к счастью, человеческая психика обладает специальными механизмами, позволяющими ей адаптироваться к самым страшным обстоятельствам.

Свою модель «производства смысла» в стрессовых ситуациях представила исследовательница Кристал Пак. Она предлагает отделить глобальные смыслы — ценности, взгляды, установки человека — от ситуативных. Под ними Пак понимает выводы, которые мы делаем при столкновении с какой-либо значимой ситуацией, проблемой, вызовом.

Если ситуативные выводы противоречат нашим ценностям и установкам, то, по словам исследовательницы, в дело вступают механизмы адаптации. Мы когнитивно и эмоционально обрабатываем ситуативные смыслы, чтобы на этой основе пересмотреть и модифицировать смыслы глобальные — совсем немного или значительно, в зависимости от ситуации. Если психика успешно с этим справляется, человек проходит некую трансформацию, ощущает внутренние изменения и снова обретает цельные глобальные смыслы.

Бывает ли стресс хорошим и плохим?

Позже в исследованиях Селье сосредоточился на типизации стрессовых реакций относительно их пользы и вреда для здоровья. В результате в 1976 году Селье вводит термины «эустресс» (от др.-греч. εὖ, «хорошо»), что буквально означает «хороший стресс», и «дистресс» (от др.-греч. δυσ, «потеря»), буквально — «истощающий стресс». В концептуализации Селье дистресс и эустресс — это не два разных вида стресса, как иногда считают. Это два сценария развития изначально универсального состояния стресса. Отличие проявляется только на этапах, следующих за самим стрессом. Эустресс — это адаптивные его последствия, а дистресс — дезадаптивные.

Селье выделил три основных стадии развития стресса: тревога, сопротивление, истощение.

Стресс считается дезадаптивным, дистрессом, если ресурсы организма уже исчерпали себя, а адаптация не достигнута.

Термины «эустресс» и «дистресс» не получили широкого распространения в научных кругах, зато их упрощенная интерпретация до сих пор распространена в популярной психологии. Хотя в теории разграничение на дистресс и эустресс выглядит довольно убедительно, на практике сложно определить, с каким из сценариев развития стресса мы имеем дело — была ли успешно достигнута адаптация и стоят ли достигнутые результаты потраченных ресурсов организма. Так как изначальная физиологическая картина стресса одинакова, различия в основном касаются субъективных эмоций и оценки, сопровождающей стресс. Например, стоила ли пятерка на экзамене беспокойства и бессонных ночей при подготовке к нему? К тому же обычно дезадаптивные и адаптивные последствия стресса — две стороны медали.

Что собой представляет стресс и какой он бывает

Стресс — это не обязательно негативное состояние. Оно может быть как вредным, так и полезным.

В науке полезный вид стресса называют эустрессом. Он возникает, когда человек воспринимает стрессовую ситуацию как новый вызов, ощущает приятное волнение. Например, это может быть покупка квартиры или первый день на новой интересной работе.

Если же ситуация воспринимается как угроза, она связана с лишением, неудачей, травмой или насилием, то возникает дистресс — отрицательный стресс. Он не приносит организму ничего хорошего, особенно если долго не проходит. Дальше речь пойдёт именно о вредном стрессе, который вызывают различные факторы за пределами процесса обучения.

При этом важно учитывать, что стресс возникает не только под влиянием внешних обстоятельств. Сам процесс какой-либо деятельности (в нашем случае — обучения) тоже способен вызывать у человека стресс

Этот механизм описывает так называемый закон Йеркса — Додсона. Психологи Роберт Йеркс и Джон Додсон в начале XX века обнаружили, что результаты выполнения каких‑либо задач улучшаются, когда человек испытывает давление — возбуждение, напряжение. Однако этот эффект становится отрицательным, когда давление слишком велико — и результаты начинают ухудшаться.


Модель, изображающая закон Йеркса — ДодсонаИнфографика: Skillbox Media. Источник данных: статья The relation of strength of stimulus to rapidity of habit-formation, Роберт Йеркс и Джон Додсон

Изменение обстановки

Учеба в ВУЗе подразумевает изменение обстановки и круга общения, что способно повышать напряжение и обострять стрессогенные факторы, которые влияют на психологическое состояние. К изменению обстановки относятся:

  • отсутствие влияния, контроля со стороны родителей или учителей;
  • изменение интересов и круга общения;
  • проживание в общежитии или на съемной квартире;
  • необходимость самостоятельной заботы о самом себе;
  • трудности в финансовом плане;
  • конфликты с сокурсниками или соседями по общежитию или квартире.

Когда студент подсознательно не готов к этому, то смена обстановки выбивает его из колеи, повышает тревожность и делает его более восприимчивым для прочих негативных факторов.

Причины учебного стресса

Для начала заметим, что стресс на учебе проистекает из повышенных интеллектуальных нагрузок и существенных перемен в образе жизни учащихся. И как раз чтобы справиться со стрессом и усилить сопротивляемость организма, нужно в первую очередь понять, по каким причинам на учебе появляется стресс. Если же пустить это дело на самотек, можно создать себе массу проблем со здоровьем, психикой, и, как следствие, с учебой.

В жизни студентов стресс появляется по совершенно разным причинам. Мы не будем рассказывать обо всех, а коснемся лишь самых распространенных.

Смена обстановки

Поступление в вуз напрямую связано со сменой обстановки и круга общения, и это один из главных стрессогенных факторов, влияющих на психоэмоциональное состояние студента. Данный фактор складывается из более мелких факторов, таких как:

  • ослабление контроля и влияния со стороны родителей и школьных учителей;
  • необходимость самостоятельно заботиться о себе;
  • проживание в съемном жилье или общежитии (при обучении в другом городе);
  • смена круга общения;
  • смена интересов;
  • недопонимание с одногруппниками или соседями по комнате/квартире;
  • материальные трудности.

Если студент психологически не подготовлен к таким вещам, смена обстановки может в одночасье выбить его из колеи, сделав его более уязвимым и для воздействия других негативных факторов.

Умственные и физические нагрузки

Поступление в вуз – это ко всему прочему еще и резкое повышение нагрузок. Это и намного большие объемы информации к изучению, и более интенсивные занятия, и самостоятельные поиски знаний. Сюда же можно отнести переживания по поводу будущих зачетов и сессий. В дополнение к этому следует выделить нарушение привычного графика.

Если освоение какой-либо дисциплины дается студенту с трудом, риск нервного перенапряжения возрастает. А бывшие школьники с синдромом «отличника» очень часто чрезмерно заботятся о своей репутации и боятся не соответствовать ожиданиям окружающих, в том числе и родителей, желающих видеть своих детей безупречными студентами.

Если эмоциональное напряжение оказывается длительным, оно легко может перерасти в затяжной и даже хронический стресс. Допускать этого ни в коем случае нельзя, т.к. для последующего преодоления (уже лечения) стресса может потребоваться профессиональная медицинская помощь.

Прочие факторы

Выше мы назвали общие факторы стресса на учебе, но есть также и субъективные – касающиеся каждого студента в отдельности. Они сами, а также их количество обусловлены образом жизни, который ведет человек.

К субъективным факторам можно отнести:

  • конфликты с педагогами;
  • конфликты с другими студентами;
  • особенности личной жизни;
  • неправильное питание;
  • неполноценный сон;
  • недостаточное количество отдыха;
  • вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотических средств).

Степень психоэмоционального напряжения, возникающего под воздействием стресса, зависит от готовности студента к самостоятельной жизни, отношения к учебе и уровня его ответственности за то, что с ним происходит. Также на нее влияет и тип стресса, с которым приходится сталкиваться на учебе. Имеется в виду позитивный и негативный стресс:

  • Позитивный стресс – это стресс, возникающий, когда человек получает положительный опыт при выходе из стрессовой ситуации. Например, удачно решает какую-то проблему, ресурсы для решения проблемы, поддержку или одобрение окружающих.
  • Негативный стресс – это стресс, возникающий, когда человек не может справиться с какой-либо работой, выполнить поставленную задачу, изменить ситуацию. Именно этот стресс является опасным и отрицательно сказывается на психическом и физическом состоянии.

Более подробно о типах стресса читайте в статье «Самая важная информация о стрессе», а мы продолжим. Как вы понимаете, учиться противостоять нужно негативному стрессу, но чтобы это противостояние было эффективным, необходимо также понимать, как протекает стресс и как он проявляется.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий