Второстепенные члены предложения: таблица

Таблица членов

Краткая общая таблица для 5 класса поможет быстро разобраться со всеми членами, которые бывают в предложении. В ней наглядно указаны вопросы, значения и как слова выделяются:

НазваниеФункцияВопросыЧем выраженоКак подчеркивается
ПодлежащееО ком или чем идет речьКто/чтоСуществительное, местоимение, прилагательное, числительное, инфинитивОдной линией
СказуемоеЧто подлежащее делаетЧто делает/сделалГлагол или глагол в связке с другими частями речи (существительным, прилагательным, инфинитивом и т. д. ). Во втором случае глагол-связка может опускатьсяДвумя параллельными линиями
ОпределениеПризнак или качество главного словаКакой, чейПрилагательное, местоимение, причастие, существительное, порядковое числительное, наречие, инфинитивВолнистой линией
ДополнениеНа кого или что направлено действие сказуемогоВопросы падежей кроме именительногоСуществительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, причастие, инфинитивПунктиром
ОбстоятельствоПризнак совершенного действия: место, время, причина, цель и т. д.Как, где, когда, зачем, каким образом, с какой целью и т. д.Наречие, существительное или местоимение с предлогом, сравнительный или деепричастный обороты, инфинитивПунктир с точкой

Пример разбор:

Опытный грибник сразу заприметил эту поляну и направился туда:

  1. Кто? Грибник — подлежащее.
  2. Что сделал? Заприметил и направился — сказуемые.
  3. Какой грибник? Опытный — определение.
  4. Что заприметил? Эту поляну — дополнение.
  5. Куда направился? Туда — обстоятельство места.

Второстепенные члены предложения в русском языке хоть и не являются необходимой частью фразы, несут на себе важную функцию. Они делают речь выразительнее и уточняют важные детали.

Работа с ребёнком по теме второстепенных членов

Чтобы можно было провести с ребенком полноценную работу по теме второстепенных членов, необходимо создать своеобразный мини-урок, в рамках которого ребенок сможет без проблем определить назначение предмета, понять суть задачи. Условно, можно подразделить урок на несколько отдельных частей, последовательно совершаемых действий:

  • Организационный момент, в рамках которого, ребенок выполняет действия, способные стать предпосылкой к последующему уроку. В частности, нужно попробовать записать число, название домашней работы. Обязательно стоит оставить строку для последующего написания названия темы, а уже в следующей строке необходимо будет проставить точку с красной строки.
  • Провести словарную работу, в рамках которой потребуется повторить словарные слова, выполнить взаимную проверку. Также потребуется провести знакомство с новыми словами, установить, насколько есть понимание значения конкретных слов. Далее ребенку необходимо составить некоторое предложение, в рамках которого используются слова, опираясь на конкретную схему.
  • Обязательно потребуется провести актуализацию знаний. В частности, можно подчеркнуть грамматическую основу, а после чего обязательно назвать, под каким конкретно номером следует подлежащее.
  • Изучение и проработка нового материала. Для ребенка необходимо будет придумать нечто увлекательное, например, подготовить обычную сказку, на примере которой можно будет в дальнейшем задать конкретные вопросы, установить наличие и вид второстепенных элементов.
  • В итоге обязательно необходимо составить домашнее задание, в полной мере проработать его. В частности, необходимо будет предоставить ребенку возможность продолжить предложения, а также установить второстепенные компоненты.

Как объяснить второстепенные члены предложения

Чтобы можно был объяснить ребенку второстепенные члены предложения, изначально, необходимо, в общем вспомнить, что такое речь. Она бывает, как устной, так и письменной.

Далее потребуется поговорить о том, что такое предложение, и о том, на какие части делится предложение. Также можно определить, на какие цели делится предложение, а также зафиксировать конкретные интонации.

Затем, на примере конкретных предложений обязательно стоит определить подлежащее, сказуемое. Только после этого ребенок может без проблем приступать к освоению материала, который содержит в себе информацию о второстепенных членах предложения.

В завершении необходимо будет просто нарисовать для ребенка обобщенную карту, на примере которой он сможет разобрать пример предложении и его второстепенных членов.

Порядок разбора предложения по членам

Стоит отметить, существует некоторый порядок разбора предложения по отдельным составным частям. Порядок выглядит следующим образом:

Предварительно важно внимательно прочитать само предложение, после чего корректно уяснить его общее содержание.
Как только предложение будет внимательно прочитано, обязательно необходимо выделить в нем подлежащее. В соответствии с общими правилами, оно будет обозначать либо предмет, либо объект, о котором имеется конкретная информация

Отвечает оно на вопросы «Кто?» или «Что?». Подчеркивается в предложении сплошной одинарной линией.
Далее потребуется таким же образом определить сказуемое. Оно обозначает именно то, что будет сказано о конкретном предмете. Также, чаще всего оно будет отвечать непосредственно на вопросы глаголов. Подчеркивается сказуемое сплошной двойной линией.
Далее будет необходимо найти некоторые слова, к которым будут проставлен вопросы, идущие от подлежащего. К примеру, они будут относиться непосредственно к нему и, зависеть от него же. Таким образом найдутся Определения.
После этого важно найти некоторые слова, к которым в речи проставляются вопросы, представленные от сказуемого. В частности, они относятся исключительно к нему, а также будут зависеть от него же
В этом качестве могут выступать Дополнения и Обстоятельства.
В заключение, потребуется обратить внимание на то, есть ли возможность от уже найденных второстепенных членов проставить вопросы к ещё не задействованным словам. Эти слова также могут исполнять роль второстепенных членов предложения, поэтому разбираем и их.

Какие подчеркивания стоит использовать?

При написании текста в HTML-формате следует использовать специальные теги для правильного подчеркивания. Для выделения важных фраз или слов можно использовать тег . Он делает текст полужирным и позволяет сделать его более заметным для читателя.

Для выделения акцентов или эмоционального оттенка в тексте можно использовать тег . Он делает текст курсивным и помогает передать особое значение слова или фразы

Тег позволяет подчеркнуть важность выраженных мыслей и сделать текст более эмоциональным

Кроме того, следует помнить о необходимости правильного использования подчеркиваний внутри текста. Необходимо использовать подчеркивания только там, где это действительно нужно, чтобы избежать избыточности и сделать текст более читабельным для читателей.

Что такое второстепенные члены предложения?

В пред­ло­же­нии могут быть вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, кото­рые пояс­ня­ют под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, а так­же дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния. Они зави­сят от глав­ных и дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния, от кото­рых к ним зада­ют­ся син­так­си­че­ские вопро­сы, например:

  • (что?) зима — подлежащее;
  • зима (что дела­ет?) заво­дит раз­го­вор (раз­го­ва­ри­ва­ет) — про­стое гла­голь­ное сказуемое;
  • заво­дит раз­го­вор (с чем?) с маем — допол­не­ние; под­чи­ни­тель­ная связь управ­ле­ния;
  • раз­го­вор (какой?) дол­гий — опре­де­ле­ние, под­чи­ни­тель­ная связь согла­со­ва­ния.

Предложение, в кото­ром, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, име­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, явля­ет­ся распространенным.

Дадим опре­де­ле­ние, что такое вто­ро­сте­пен­ные чле­ны предложения.

Определение

Второстепенные чле­ны пред­ло­же­ния — это чле­ны пред­ло­же­ния, грам­ма­ти­че­ски зави­ся­щие от дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния, пояс­ня­ю­щие их и свя­зан­ные с ними под­чи­ни­тель­ной свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или примыкания.

Второстепенные члены предложения и их особенности

Второстепенные члены предложения – это все слова, кроме подлежащего и сказуемого, которые в него входят. К каждому из них можно задать вопрос либо от подлежащего, либо от сказуемого. Чтобы было проще понять, что за второстепенный член предложения и какой вопрос к нему задается, можно рисовать стрелочки от главных членов к другим словам в предложении.

Слова, у которых нет собственного значения, то есть предлоги, союзы и частицы, не могут являться ни главными, ни второстепенными членами предложения и при разборе никак не подчеркиваются. Но они могут входить в состав членов предложения (предлоги, частицы).

Таблица второстепенных членов предложения поможет в них разобраться.

Название второстепенного члена

Функция второстепенного члена

Вопросы, которые к нему задаются

Чем он выражается

Дополнение

Обозначает предмет

Все вопросы косвенных падежей

В основном, существительными, иногда – местоимением, всегда в косвенном падеже

Определение

Обозначает признак этого предмета

Какой? Чей? – в разных падежах и лицах

Прилагательным, реже – существительным с предлогом

Обстоятельство

Обозначает время, место или способ действия

Где? Как? Откуда? Куда? Зачем? Почему?

Наречиями, а также существительными в косвенном падеже

Второстепенные члены предложения также имеют свои типы подчеркивания при разборе. Так, для выделения дополнения используется пунктир, определение нужно подчеркивать волнистой линией, а обстоятельство – чередованием точки и тире.

Что мы узнали?

В предложении есть основа, куда входят два главных члена: подлежащее, которое чаще всего выражается существительным, и сказуемое, которое чаще всего выражается глаголом. Если в предложении, кроме основы, есть другие слова, оно называется распространенным. Всего есть три второстепенных члена предложения: определение, обстоятельство и дополнение. Они отвечают на разные вопросы, которые задаются от подлежащего или сказуемого. Для наглядности при разборе все члены предложения подчеркиваются по-разному.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

    Назовите главные члены предложения.

    • определение, обстоятельство, подлежащее
    • определение, обстоятельство, дополнение
    • сказуемое, обстоятельство, подлежащее
    • сказуемое, подлежащее

Дополнение

Дополнение при­над­ле­жит к соста­ву ска­зу­е­мо­го в предложении.

Дополнение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­щий пред­мет и отве­ча­ю­щий на вопро­сы кос­вен­ных падежей.

Например:

  • накор­ми­ла (кого?) малы­ша;
  • выпи­ла (чего?) сока;
  • добав­лю (к чему?) к хле­бу;
  • отдам (кому?) това­ри­щу;
  • взял­ся (за что?) за пери­ла;
  • гор­жусь (кем?) доче­рью;
  • оза­бо­чен (чем?) пре­пят­стви­я­ми;
  • думаю (о чём?) о рабо­те;
  • рас­ска­жу (о ком?) о соба­ке.

От того, в какой падеж­ной фор­ме нахо­дит­ся допол­не­ние и управ­ля­ет им пере­ход­ный или непе­ре­ход­ный гла­гол, раз­ли­ча­ют пря­мое и кос­вен­ное дополнение.

Глаза — пря­мое допол­не­ние, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без предлога.

Катанием — кос­вен­ное допол­не­ние, выра­жен­ное фор­мой тво­ри­тель­но­го паде­жа существительного.

Виды второстепенных членов

По грамматическим значениям второстепенные члены делятся на следующие виды:

  • определение
  • дополнение
  • обстоятельство.

В предложении определения поясняют подлежащее и другие члены предложения. Дополнение и обстоятельство принадлежат сказуемому, зависят от него и поясняют его.

Таблица

НазваниеЧто обозначаетВопросОт какого члена предложения зависитСпособ выражения
ОпределениеПризнак предметаКакой?
Чей?
от подлежащего, дополнения или обстоятельстваСуществительное
Прилагательное
Местоимение
Порядковое числительное
Причастие
ДополнениеПредметКого? Чего?
Кому? Чему?
Кого? Что?
Кем? Чем?
О ком? О чем?
от сказуемогоСуществительное
Местоимение
Количественное числительное
ОбстоятельствоМесто, время, способ действия и т.д.Где? Когда?
Как? Каким образом? и др.
от сказуемогоНаречие
Существительное с предлогом
Глагол
Деепричастие

Обстоятельство и его виды

Обстоятельство вносит пояснение и обозначает условие, при которых совершение действия будет возможным. Отвечает он на следующие вопросы: где, когда, куда, откуда, почему, зачем, вопреки чему, при каком условии. При выполнении синтаксического разбора предложения обстоятельство обозначают пунктирной линией с точками.

Способы выражения обстоятельств:

  • наречие: вышивала Лиза красиво;
  • имена существительные в форме косвенного падежа с предлогом:в пятницу мы не спали до самого утра;
  • деепричастие: потянувшись, дочка встала с кровати;
  • инфинитив: я хотела узнать, как ты живешь.

В зависимости от значения все обстоятельства делятся на различные смысловые группы:

  • Место — пошел (куда?) в школу.  Обстоятельство обозначает путь, направление или место действия.
  • Причины — отменили (почему?) из-за карантина.  Выражает повод, мотив или причину для того, чтобы конкретное действие совершилось.
  • Время — приедет (когда?) завтра.  Второстепенный член обозначает временной промежуток.
  • Уступки — несмотря на недомогание.  Обозначает условие, вопреки которому действие все равно будет осуществлено.
  • Мера и степень — красивый (в какой степени?) очень.  Обстоятельство выражает степень проявления конкретного признака.
  • Сравнение — белый, как снег.
  • Цель — учиться (с какой целью?) для получения аттестата.  Конкретизирует цель совершенного действия.
  • Образ действия — идти (как?) бесшумно.  Дает характеристику действию или рассказывает о способе, с помощью которого оно было совершено.
  • Условие — при необходимости (при каком условии?) можно созвониться.  Указывает на условие совершения конкретного действия.

Второстепенные члены служат для пояснения или определения значимых слов. С их помощью в тексте появляются дополнительные оттенки значения и авторская оценка. Нередко второстепенные члены выступают таковыми только с синтаксической стороны, а по содержанию их роль бывает даже важней, чем та информация, которую несут в себе подлежащее и сказуемое.

Что такое основа предложения: теория и примеры

Предложение — это наименьшая единица речи, представляющая грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью. С помощью предложения можно выражать мысль, задавать вопросы или побуждать к определённому действию. Каждое предложение включает в себя грамматическую основу и второстепенные члены.

Предложение может быть простым и сложным. Простое предложение не отягощается дополнительными членами, а сложное часто определяется по громоздкости конструкции и наличию двух основ предложения. Чаще всего связующими частями выступают союзы, частицы или запятые. Сложные предложения связывает общая идея и смысл.

Предложения могут выглядеть так:

Наступило лето.

Кошка метнулась из одного угла комнаты в другой и застыла, глядя на стену.

Миша научился играть на гитаре за полгода.

Я собирал в лесу грибы, ягоды и травы.

Пришла зима, она принесла с собой снег и метели.

Мы никак не могли решить, что подарить брату на день рождения.

Светало.

Каждое из представленных предложений имеет ядро, которое притягивает и группирует остальные слова, выражая конечную авторскую мысль. Именно оно и является грамматической основой. В сложных предложения грамматических основ бывает несколько.

Что такое грамматическая основа предложения 

Что же такое грамматическая основа? Грамматическая основа – это сочетание из подлежащего и сказуемого, которое группирует вокруг себя остальные слова и связывает их общим смыслом. В предложении может быть несколько подлежащих или сказуемых, а может быть только одно из них. 

Более правильное определение звучит так: «грамматическая основа предложения — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого».

️ Запомните! В предложении не может быть ни одного из главных членов. Роль сказуемого и подлежащего в предложении очень важна. Именно они являются его ядром.

В классическом случае в предложении имеются обе части. Такие называются двусоставными:

Но случается так, что в предложении присутствует либо сказуемое, либо подлежащие. Такие предложения называются односоставными. Чаще всего они представлены одним словом:

Грамматические основы выделяются интонационно или по смысловой составляющей. Их очень трудно не заметить. Бывают сложные предложения, в которых сказуемое может выражаться не глаголом, а сочетанием глагола и существительного. Разберем виды подлежащих и сказуемых. 

Грамматические основы: подлежащие и сказуемое

Подлежащие – это местоимение или существительное в именительном падеже. Довольно часто подлежащим может быть и любым словом, выступающим вместо существительного. Оно отвечает на вопросы «кто?» и «что?».

В качестве подлежащего, выступающего в качестве одной из грамматических основ, могут встречаться:

  • Частицы (бы);
  • Местоимения (именные, отрицательные);
  • Числительные (порядковые);
  • Неразложимые словосочетания (Российская Федерация, Министерство обороны, красна девица);
  • Отглагольным существительным;
  • Инфинитивом;
  • Прилагательным, перешедшим в существительное (ванная);
  • Словом, которое приводится в пример;
  • Междометием.

Сказуемое выражено глаголом и отвечает на вопросы:

  • Что сделать?
  • Что будешь делать?
  • Что делать?
  • Что сделал?
  • Что делал?

Сказуемое может быть выражено не только одним, но и двумя (а иногда и более) глаголами. Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из вспомогательного глагола-связки и инфинитива. Он не обладает самостоятельным лексическим значением, а:

  • Выражает начало, продолжение или конец действия (фазисный глагол);
  • Обозначает возможность, желание, волеизъявление, долженствование или оценку (модальный глагол).

Довольно часто в качестве связки могут использоваться краткие прилагательные.

Например

  • Рад;
  • Готов;
  • Должен;
  • Обязан;
  • Вынужден;
  • Намерен.

Составное именное сказуемое состоит из:

  • Глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого;
  • Именной части, выражающей лексическое значение.

Связкой выступает глагол «быть» во всех формах, но довольно часто связки вообще нет. Она называется нулевой.

Второй частью именного сказуемого может быть:

Существительное;Прилагательное;Числительное;Местоимение;Наречение;Неделимое словосочетание;Фразеологизм.

Сказуемым в предложении может быть:

ДеепричастиеГлаголИнфинитив

Рассмотрим грамматическую основу на конкретном примере:

В этом предложении подлежащим будет местоимение «я», а сказуемым – сочетание «был готов».

В этом предложении подлежащее – личное имя «Николай», а сказуемое – «не мог отказать».

Запомним, что грамматическая основа предложения – это смысловой центр, который позволяет понять ключевое действие и кто его выполняет.

Виды второстепенных членов

По грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ям вто­ро­сте­пен­ные чле­ны делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

  • опре­де­ле­ние
  • допол­не­ние
  • обсто­я­тель­ство.

В пред­ло­же­нии опре­де­ле­ния пояс­ня­ют под­ле­жа­щее и дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния. Дополнение и обсто­я­тель­ство при­над­ле­жат ска­зу­е­мо­му, зави­сят от него и пояс­ня­ют его.

Таблица

НазваниеЧто обо­зна­ча­етВопросОт како­го чле­на пред­ло­же­ния зави­ситСпособ выра­же­ния
ОпределениеПризнак пред­ме­таКакой? Чей?от под­ле­жа­ще­го, допол­не­ния или обстоятельстваСуществительное Прилагательное Местоимение Порядковое числительное Причастие
ДополнениеПредметКого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?от ска­зу­е­мо­гоСуществительное Местоимение Количественное числительное
ОбстоятельствоМесто, вре­мя, спо­соб дей­ствия и т.д.Где? Когда? Как? Каким обра­зом? и др.от ска­зу­е­мо­гоНаречие Существительное с предлогом Глагол Деепричастие

Определение

Определение имеет значение признака и отвечает на вопросы части речи, обозначающей признак – полного прилагательного. Название говорит о функции – определять предмет, называть признак, выделяющий его из ряда подобных.

Дерево – понятие общее; высокое дерево – уточнённое, сужающее перечень подходящих под название предметов; то дерево – обозначение конкретного предмета, на который указывают.

Определения делятся на два типа:

  1. Согласованные. Употребляются в том же роде, числе и падеже, что и определяемое слово. При изменении грамматических признаков главного – меняет признаки и определение.

Синий шар – синего шара, синие шары.

  1. Несогласованные. Сохраняют грамматические признаки при изменениях формы определяемого понятия.

Мешок из-под картошки – в мешке из-под картошки, мешки из-под картошки.

Тип определенияЧем выражаетсяПримеры
СогласованноеПолное прилагательное пушистый кот
Полное причастие и прич. оборот спящий кот
Местоимение-прилагательное чей-то кот
Порядковое числительное второй кот
Количественное числительное один один кот
НесогласованноеСуществительное Местоимение-существительноесуп с фрикадельками суп с чем-то
Прилагательное в сравнит. степенилинейка подлиннее
Инфинитивжелание выжить
Наречиедорожка наискосок
Личные местоимения в притяжательном значении её сумка
Неделимые словосочетания (гл. слово – существительное)Старик с густой бородой

Согласованное или несогласованное определение, выраженное существительным и стоящее в той же грамматической форме, что и определяемое слово, называется приложением. В роли приложений выступают слова со значением:

  • профессии (сосед-строитель);
  • национальности (туристы-японцы);
  • качества (дочка-затейница);
  • возраста (прохожий-старик);
  • собственного имени неодушевлённого предмета (гора Эльбрус).

Если приложением является название литературного или музыкального произведения, периодического издания, судна, летательного аппарата или иное название, заключаемое в кавычки, приложение становится несогласованным.

Журнал «Русское искусство» — в журнале «Русское искусство», журналом «Русское искусство» и т.п.

Виды

Традиционно все второстепенные члены предложения делят на 3 вида: дополнения, определения и обстоятельства.

Дополнение

Главные особенности дополнения:

  • отвечает на вопросы косвенных падежей;
  • выражается существительным или частью речи, которая заменяет существительное;
  • чаще всего зависит от глагола;
  • может быть прямым и косвенным;
  • обозначает объект действия или состояние.

Подробные объяснения с примерами можно найти в таблице.

На какие вопросы отвечает?Кого, чего? кому, чему? кого, что? кем, чем? о ком, о чем?
Чем выражено?СуществительнымНаполнен свежестью
МестоимениемРассказал мне
ПрилагательнымЗабудь о прошлом
ПричастиемСожалел о сказанном
ИнфинитивомДал напиться
Другими частями речи,

замещающие существительное

Увидел десятка два детей
От каких частей речи зависит?ГлаголПосмотрел на неё
СуществительноеПредседатель правительства
ПрилагательныеБыстрее зайца
КлассификацияПрямые: зависят от переходного глагола, имеют форму винительного падежа без предлогаПишу (что?) биографию,

Жду (кого?) друга

Косвенные: все остальные дополнения

Написан (кем?) мной,

Набрав (чего?) грибов

Что обозначает?ОбъектВыбрал путь
АдресатПозвонил сестре
ОрудиеНарисовал карандашом
Предмет сравненияСильнее тигра

Определение

Определение – это второстепенный член предложения, который:

  • может быть согласованным и несогласованным;
  • отвечает на вопросы «Какой?», «Который?», «Чей?»;
  • чаще всего зависит от существительного;
  • обозначает признак предмета.

Например:

  • Меня ждал друг в (в каком?) десятом вагоне.
  • (Чей?) Наш дом стоял на холме.
  • Ей очень идет платье (какое?) в горошек.

В словосочетаниях существует 3 вида связи: согласование, слова в котором «согласуются» друг с другом в роде, числе и падеже, и «несогласующиеся» примыкание и управление. На этом строится деление определений на согласованные и несогласованные (таблица 2).

Вид связиЧем выражено?Примеры
Согласованное определениеСогласованиеПрилагательноеУютная терраса
ПричастиеВзлетающий самолет
МестоимениеЛюбые желания
ЧислительноеСедьмой день
Несогласованное определениеУправление, примыканиеСуществительноеПорыв ветра
Прилагательное в сравнительной степениТрава зеленее
Словосочетание, фразеологические сочетанияЛюбовь до гробовой доски, мужчина высокого роста
НаречиеЯйца всмятку
ИнфинитивМотивация работать
Притяжательное местоимениеЕго сестра, её брат, их родители

Приложение также относят к определениям. Оно имеет следующие отличия:

  • выражено существительным или словосочетанием;
  • стоит в том же падеже, что и главное слово;
  • выделяется с двух сторон запятыми;
  • поясняет главное слово.

Например:

  • Это была она, таинственная незнакомка.
  • К нам приехал Михаил Николаевич, неприметный мужчина в черных очках, низкого роста и с темными волосами.

Обстоятельство

Обстоятельства подразделяются на 8 групп в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают и что означают. Поэтому удобнее всего рассказать, что такое обстоятельство, рассматривая каждую группу в отдельности.

Вид обстоятельстваВопросыЧто означают?Примеры
ВремениКогда? Как долго?Временная характеристика действияГуляли до рассвета, пришли вчера вечером
Образа действияКак?Качество и способ совершения действияПел соловьем, шел ощупью
МестаКуда? Откуда? Где?Место совершения действияУшла на восток, стоял на опушке
МерыНасколько? В какой степени?Количественная характеристика действияТрижды просила, часами читал, была выше пояса
ПричиныПочему?Обоснование действияСжалось сердце от испуга, разбудил из-за безделицы
ЦелиЗачем?Цель совершения действияУшел готовиться
УсловияПри каком условии?Условие, при котором может совершиться действиеДобиться при большом старании
УступкиНесмотря на что?Факт, вопреки которому совершается действиеПереехала вопреки мнению родителей
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий