Таблица членов
Краткая общая таблица для 5 класса поможет быстро разобраться со всеми членами, которые бывают в предложении. В ней наглядно указаны вопросы, значения и как слова выделяются:
Название | Функция | Вопросы | Чем выражено | Как подчеркивается |
Подлежащее | О ком или чем идет речь | Кто/что | Существительное, местоимение, прилагательное, числительное, инфинитив | Одной линией |
Сказуемое | Что подлежащее делает | Что делает/сделал | Глагол или глагол в связке с другими частями речи (существительным, прилагательным, инфинитивом и т. д. ). Во втором случае глагол-связка может опускаться | Двумя параллельными линиями |
Определение | Признак или качество главного слова | Какой, чей | Прилагательное, местоимение, причастие, существительное, порядковое числительное, наречие, инфинитив | Волнистой линией |
Дополнение | На кого или что направлено действие сказуемого | Вопросы падежей кроме именительного | Существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, причастие, инфинитив | Пунктиром |
Обстоятельство | Признак совершенного действия: место, время, причина, цель и т. д. | Как, где, когда, зачем, каким образом, с какой целью и т. д. | Наречие, существительное или местоимение с предлогом, сравнительный или деепричастный обороты, инфинитив | Пунктир с точкой |
Пример разбор:
Опытный грибник сразу заприметил эту поляну и направился туда:
- Кто? Грибник — подлежащее.
- Что сделал? Заприметил и направился — сказуемые.
- Какой грибник? Опытный — определение.
- Что заприметил? Эту поляну — дополнение.
- Куда направился? Туда — обстоятельство места.
Второстепенные члены предложения в русском языке хоть и не являются необходимой частью фразы, несут на себе важную функцию. Они делают речь выразительнее и уточняют важные детали.
Работа с ребёнком по теме второстепенных членов
Чтобы можно было провести с ребенком полноценную работу по теме второстепенных членов, необходимо создать своеобразный мини-урок, в рамках которого ребенок сможет без проблем определить назначение предмета, понять суть задачи. Условно, можно подразделить урок на несколько отдельных частей, последовательно совершаемых действий:
- Организационный момент, в рамках которого, ребенок выполняет действия, способные стать предпосылкой к последующему уроку. В частности, нужно попробовать записать число, название домашней работы. Обязательно стоит оставить строку для последующего написания названия темы, а уже в следующей строке необходимо будет проставить точку с красной строки.
- Провести словарную работу, в рамках которой потребуется повторить словарные слова, выполнить взаимную проверку. Также потребуется провести знакомство с новыми словами, установить, насколько есть понимание значения конкретных слов. Далее ребенку необходимо составить некоторое предложение, в рамках которого используются слова, опираясь на конкретную схему.
- Обязательно потребуется провести актуализацию знаний. В частности, можно подчеркнуть грамматическую основу, а после чего обязательно назвать, под каким конкретно номером следует подлежащее.
- Изучение и проработка нового материала. Для ребенка необходимо будет придумать нечто увлекательное, например, подготовить обычную сказку, на примере которой можно будет в дальнейшем задать конкретные вопросы, установить наличие и вид второстепенных элементов.
- В итоге обязательно необходимо составить домашнее задание, в полной мере проработать его. В частности, необходимо будет предоставить ребенку возможность продолжить предложения, а также установить второстепенные компоненты.
Как объяснить второстепенные члены предложения
Чтобы можно был объяснить ребенку второстепенные члены предложения, изначально, необходимо, в общем вспомнить, что такое речь. Она бывает, как устной, так и письменной.
Далее потребуется поговорить о том, что такое предложение, и о том, на какие части делится предложение. Также можно определить, на какие цели делится предложение, а также зафиксировать конкретные интонации.
Затем, на примере конкретных предложений обязательно стоит определить подлежащее, сказуемое. Только после этого ребенок может без проблем приступать к освоению материала, который содержит в себе информацию о второстепенных членах предложения.
В завершении необходимо будет просто нарисовать для ребенка обобщенную карту, на примере которой он сможет разобрать пример предложении и его второстепенных членов.
Порядок разбора предложения по членам
Стоит отметить, существует некоторый порядок разбора предложения по отдельным составным частям. Порядок выглядит следующим образом:
Предварительно важно внимательно прочитать само предложение, после чего корректно уяснить его общее содержание.
Как только предложение будет внимательно прочитано, обязательно необходимо выделить в нем подлежащее. В соответствии с общими правилами, оно будет обозначать либо предмет, либо объект, о котором имеется конкретная информация
Отвечает оно на вопросы «Кто?» или «Что?». Подчеркивается в предложении сплошной одинарной линией.
Далее потребуется таким же образом определить сказуемое. Оно обозначает именно то, что будет сказано о конкретном предмете. Также, чаще всего оно будет отвечать непосредственно на вопросы глаголов. Подчеркивается сказуемое сплошной двойной линией.
Далее будет необходимо найти некоторые слова, к которым будут проставлен вопросы, идущие от подлежащего. К примеру, они будут относиться непосредственно к нему и, зависеть от него же. Таким образом найдутся Определения.
После этого важно найти некоторые слова, к которым в речи проставляются вопросы, представленные от сказуемого. В частности, они относятся исключительно к нему, а также будут зависеть от него же
В этом качестве могут выступать Дополнения и Обстоятельства.
В заключение, потребуется обратить внимание на то, есть ли возможность от уже найденных второстепенных членов проставить вопросы к ещё не задействованным словам. Эти слова также могут исполнять роль второстепенных членов предложения, поэтому разбираем и их.
Какие подчеркивания стоит использовать?
При написании текста в HTML-формате следует использовать специальные теги для правильного подчеркивания. Для выделения важных фраз или слов можно использовать тег . Он делает текст полужирным и позволяет сделать его более заметным для читателя.
Для выделения акцентов или эмоционального оттенка в тексте можно использовать тег . Он делает текст курсивным и помогает передать особое значение слова или фразы
Тег позволяет подчеркнуть важность выраженных мыслей и сделать текст более эмоциональным
Кроме того, следует помнить о необходимости правильного использования подчеркиваний внутри текста. Необходимо использовать подчеркивания только там, где это действительно нужно, чтобы избежать избыточности и сделать текст более читабельным для читателей.
Что такое второстепенные члены предложения?
В предложении могут быть второстепенные члены, которые поясняют подлежащее и сказуемое, а также другие члены предложения. Они зависят от главных и других членов предложения, от которых к ним задаются синтаксические вопросы, например:
- (что?) зима — подлежащее;
- зима (что делает?) заводит разговор (разговаривает) — простое глагольное сказуемое;
- заводит разговор (с чем?) с маем — дополнение; подчинительная связь управления;
- разговор (какой?) долгий — определение, подчинительная связь согласования.
Предложение, в котором, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены, является распространенным.
Дадим определение, что такое второстепенные члены предложения.
Определение
Второстепенные члены предложения — это члены предложения, грамматически зависящие от других членов предложения, поясняющие их и связанные с ними подчинительной связью согласования, управления или примыкания.
Второстепенные члены предложения и их особенности
Второстепенные члены предложения – это все слова, кроме подлежащего и сказуемого, которые в него входят. К каждому из них можно задать вопрос либо от подлежащего, либо от сказуемого. Чтобы было проще понять, что за второстепенный член предложения и какой вопрос к нему задается, можно рисовать стрелочки от главных членов к другим словам в предложении.
Слова, у которых нет собственного значения, то есть предлоги, союзы и частицы, не могут являться ни главными, ни второстепенными членами предложения и при разборе никак не подчеркиваются. Но они могут входить в состав членов предложения (предлоги, частицы).
Таблица второстепенных членов предложения поможет в них разобраться.
Название второстепенного члена | Функция второстепенного члена | Вопросы, которые к нему задаются | Чем он выражается |
Дополнение | Обозначает предмет | Все вопросы косвенных падежей | В основном, существительными, иногда – местоимением, всегда в косвенном падеже |
Определение | Обозначает признак этого предмета | Какой? Чей? – в разных падежах и лицах | Прилагательным, реже – существительным с предлогом |
Обстоятельство | Обозначает время, место или способ действия | Где? Как? Откуда? Куда? Зачем? Почему? | Наречиями, а также существительными в косвенном падеже |
Второстепенные члены предложения также имеют свои типы подчеркивания при разборе. Так, для выделения дополнения используется пунктир, определение нужно подчеркивать волнистой линией, а обстоятельство – чередованием точки и тире.
Что мы узнали?
В предложении есть основа, куда входят два главных члена: подлежащее, которое чаще всего выражается существительным, и сказуемое, которое чаще всего выражается глаголом. Если в предложении, кроме основы, есть другие слова, оно называется распространенным. Всего есть три второстепенных члена предложения: определение, обстоятельство и дополнение. Они отвечают на разные вопросы, которые задаются от подлежащего или сказуемого. Для наглядности при разборе все члены предложения подчеркиваются по-разному.
/5
Вопрос 1 из 5
Назовите главные члены предложения.
- определение, обстоятельство, подлежащее
- определение, обстоятельство, дополнение
- сказуемое, обстоятельство, подлежащее
- сказуемое, подлежащее
Дополнение
Дополнение принадлежит к составу сказуемого в предложении.
Дополнение — это второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей.
Например:
- накормила (кого?) малыша;
- выпила (чего?) сока;
- добавлю (к чему?) к хлебу;
- отдам (кому?) товарищу;
- взялся (за что?) за перила;
- горжусь (кем?) дочерью;
- озабочен (чем?) препятствиями;
- думаю (о чём?) о работе;
- расскажу (о ком?) о собаке.
От того, в какой падежной форме находится дополнение и управляет им переходный или непереходный глагол, различают прямое и косвенное дополнение.
Глаза — прямое дополнение, выраженное существительным в форме винительного падежа без предлога.
Катанием — косвенное дополнение, выраженное формой творительного падежа существительного.
Виды второстепенных членов
По грамматическим значениям второстепенные члены делятся на следующие виды:
- определение
- дополнение
- обстоятельство.
В предложении определения поясняют подлежащее и другие члены предложения. Дополнение и обстоятельство принадлежат сказуемому, зависят от него и поясняют его.
Таблица
Название | Что обозначает | Вопрос | От какого члена предложения зависит | Способ выражения |
---|---|---|---|---|
Определение | Признак предмета | Какой? Чей? | от подлежащего, дополнения или обстоятельства | Существительное Прилагательное Местоимение Порядковое числительное Причастие |
Дополнение | Предмет | Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? | от сказуемого | Существительное Местоимение Количественное числительное |
Обстоятельство | Место, время, способ действия и т.д. | Где? Когда? Как? Каким образом? и др. | от сказуемого | Наречие Существительное с предлогом Глагол Деепричастие |
Обстоятельство и его виды
Обстоятельство вносит пояснение и обозначает условие, при которых совершение действия будет возможным. Отвечает он на следующие вопросы: где, когда, куда, откуда, почему, зачем, вопреки чему, при каком условии. При выполнении синтаксического разбора предложения обстоятельство обозначают пунктирной линией с точками.
Способы выражения обстоятельств:
- наречие: вышивала Лиза красиво;
- имена существительные в форме косвенного падежа с предлогом:в пятницу мы не спали до самого утра;
- деепричастие: потянувшись, дочка встала с кровати;
- инфинитив: я хотела узнать, как ты живешь.
В зависимости от значения все обстоятельства делятся на различные смысловые группы:
- Место — пошел (куда?) в школу. Обстоятельство обозначает путь, направление или место действия.
- Причины — отменили (почему?) из-за карантина. Выражает повод, мотив или причину для того, чтобы конкретное действие совершилось.
- Время — приедет (когда?) завтра. Второстепенный член обозначает временной промежуток.
- Уступки — несмотря на недомогание. Обозначает условие, вопреки которому действие все равно будет осуществлено.
- Мера и степень — красивый (в какой степени?) очень. Обстоятельство выражает степень проявления конкретного признака.
- Сравнение — белый, как снег.
- Цель — учиться (с какой целью?) для получения аттестата. Конкретизирует цель совершенного действия.
- Образ действия — идти (как?) бесшумно. Дает характеристику действию или рассказывает о способе, с помощью которого оно было совершено.
- Условие — при необходимости (при каком условии?) можно созвониться. Указывает на условие совершения конкретного действия.
Второстепенные члены служат для пояснения или определения значимых слов. С их помощью в тексте появляются дополнительные оттенки значения и авторская оценка. Нередко второстепенные члены выступают таковыми только с синтаксической стороны, а по содержанию их роль бывает даже важней, чем та информация, которую несут в себе подлежащее и сказуемое.
Что такое основа предложения: теория и примеры
Предложение — это наименьшая единица речи, представляющая грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью. С помощью предложения можно выражать мысль, задавать вопросы или побуждать к определённому действию. Каждое предложение включает в себя грамматическую основу и второстепенные члены.
Предложение может быть простым и сложным. Простое предложение не отягощается дополнительными членами, а сложное часто определяется по громоздкости конструкции и наличию двух основ предложения. Чаще всего связующими частями выступают союзы, частицы или запятые. Сложные предложения связывает общая идея и смысл.
Предложения могут выглядеть так:
Наступило лето.
Кошка метнулась из одного угла комнаты в другой и застыла, глядя на стену.
Миша научился играть на гитаре за полгода.
Я собирал в лесу грибы, ягоды и травы.
Пришла зима, она принесла с собой снег и метели.
Мы никак не могли решить, что подарить брату на день рождения.
Светало.
Каждое из представленных предложений имеет ядро, которое притягивает и группирует остальные слова, выражая конечную авторскую мысль. Именно оно и является грамматической основой. В сложных предложения грамматических основ бывает несколько.
Что такое грамматическая основа предложения
Что же такое грамматическая основа? Грамматическая основа – это сочетание из подлежащего и сказуемого, которое группирует вокруг себя остальные слова и связывает их общим смыслом. В предложении может быть несколько подлежащих или сказуемых, а может быть только одно из них.
Более правильное определение звучит так: «грамматическая основа предложения — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого».
️ Запомните! В предложении не может быть ни одного из главных членов. Роль сказуемого и подлежащего в предложении очень важна. Именно они являются его ядром.
В классическом случае в предложении имеются обе части. Такие называются двусоставными:
Но случается так, что в предложении присутствует либо сказуемое, либо подлежащие. Такие предложения называются односоставными. Чаще всего они представлены одним словом:
Грамматические основы выделяются интонационно или по смысловой составляющей. Их очень трудно не заметить. Бывают сложные предложения, в которых сказуемое может выражаться не глаголом, а сочетанием глагола и существительного. Разберем виды подлежащих и сказуемых.
Грамматические основы: подлежащие и сказуемое
Подлежащие – это местоимение или существительное в именительном падеже. Довольно часто подлежащим может быть и любым словом, выступающим вместо существительного. Оно отвечает на вопросы «кто?» и «что?».
В качестве подлежащего, выступающего в качестве одной из грамматических основ, могут встречаться:
- Частицы (бы);
- Местоимения (именные, отрицательные);
- Числительные (порядковые);
- Неразложимые словосочетания (Российская Федерация, Министерство обороны, красна девица);
- Отглагольным существительным;
- Инфинитивом;
- Прилагательным, перешедшим в существительное (ванная);
- Словом, которое приводится в пример;
- Междометием.
Сказуемое выражено глаголом и отвечает на вопросы:
- Что сделать?
- Что будешь делать?
- Что делать?
- Что сделал?
- Что делал?
Сказуемое может быть выражено не только одним, но и двумя (а иногда и более) глаголами. Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из вспомогательного глагола-связки и инфинитива. Он не обладает самостоятельным лексическим значением, а:
- Выражает начало, продолжение или конец действия (фазисный глагол);
- Обозначает возможность, желание, волеизъявление, долженствование или оценку (модальный глагол).
Довольно часто в качестве связки могут использоваться краткие прилагательные.
Например
- Рад;
- Готов;
- Должен;
- Обязан;
- Вынужден;
- Намерен.
Составное именное сказуемое состоит из:
- Глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого;
- Именной части, выражающей лексическое значение.
Связкой выступает глагол «быть» во всех формах, но довольно часто связки вообще нет. Она называется нулевой.
Второй частью именного сказуемого может быть:
Существительное;Прилагательное;Числительное;Местоимение; | Наречение;Неделимое словосочетание;Фразеологизм. |
Сказуемым в предложении может быть:
Деепричастие | Глагол | Инфинитив |
Рассмотрим грамматическую основу на конкретном примере:
В этом предложении подлежащим будет местоимение «я», а сказуемым – сочетание «был готов».
В этом предложении подлежащее – личное имя «Николай», а сказуемое – «не мог отказать».
Запомним, что грамматическая основа предложения – это смысловой центр, который позволяет понять ключевое действие и кто его выполняет.
Виды второстепенных членов
По грамматическим значениям второстепенные члены делятся на следующие виды:
- определение
- дополнение
- обстоятельство.
В предложении определения поясняют подлежащее и другие члены предложения. Дополнение и обстоятельство принадлежат сказуемому, зависят от него и поясняют его.
Таблица
Название | Что обозначает | Вопрос | От какого члена предложения зависит | Способ выражения |
---|---|---|---|---|
Определение | Признак предмета | Какой? Чей? | от подлежащего, дополнения или обстоятельства | Существительное Прилагательное Местоимение Порядковое числительное Причастие |
Дополнение | Предмет | Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? | от сказуемого | Существительное Местоимение Количественное числительное |
Обстоятельство | Место, время, способ действия и т.д. | Где? Когда? Как? Каким образом? и др. | от сказуемого | Наречие Существительное с предлогом Глагол Деепричастие |
Определение
Определение имеет значение признака и отвечает на вопросы части речи, обозначающей признак – полного прилагательного. Название говорит о функции – определять предмет, называть признак, выделяющий его из ряда подобных.
Дерево – понятие общее; высокое дерево – уточнённое, сужающее перечень подходящих под название предметов; то дерево – обозначение конкретного предмета, на который указывают.
Определения делятся на два типа:
- Согласованные. Употребляются в том же роде, числе и падеже, что и определяемое слово. При изменении грамматических признаков главного – меняет признаки и определение.
Синий шар – синего шара, синие шары.
- Несогласованные. Сохраняют грамматические признаки при изменениях формы определяемого понятия.
Мешок из-под картошки – в мешке из-под картошки, мешки из-под картошки.
Тип определения | Чем выражается | Примеры |
Согласованное | Полное прилагательное | пушистый кот |
Полное причастие и прич. оборот | спящий кот | |
Местоимение-прилагательное | чей-то кот | |
Порядковое числительное | второй кот | |
Количественное числительное один | один кот | |
Несогласованное | Существительное Местоимение-существительное | суп с фрикадельками суп с чем-то |
Прилагательное в сравнит. степени | линейка подлиннее | |
Инфинитив | желание выжить | |
Наречие | дорожка наискосок | |
Личные местоимения в притяжательном значении | её сумка | |
Неделимые словосочетания (гл. слово – существительное) | Старик с густой бородой |
Согласованное или несогласованное определение, выраженное существительным и стоящее в той же грамматической форме, что и определяемое слово, называется приложением. В роли приложений выступают слова со значением:
- профессии (сосед-строитель);
- национальности (туристы-японцы);
- качества (дочка-затейница);
- возраста (прохожий-старик);
- собственного имени неодушевлённого предмета (гора Эльбрус).
Если приложением является название литературного или музыкального произведения, периодического издания, судна, летательного аппарата или иное название, заключаемое в кавычки, приложение становится несогласованным.
Журнал «Русское искусство» — в журнале «Русское искусство», журналом «Русское искусство» и т.п.
Виды
Традиционно все второстепенные члены предложения делят на 3 вида: дополнения, определения и обстоятельства.
Дополнение
Главные особенности дополнения:
- отвечает на вопросы косвенных падежей;
- выражается существительным или частью речи, которая заменяет существительное;
- чаще всего зависит от глагола;
- может быть прямым и косвенным;
- обозначает объект действия или состояние.
Подробные объяснения с примерами можно найти в таблице.
На какие вопросы отвечает? | Кого, чего? кому, чему? кого, что? кем, чем? о ком, о чем? | |
Чем выражено? | Существительным | Наполнен свежестью |
Местоимением | Рассказал мне | |
Прилагательным | Забудь о прошлом | |
Причастием | Сожалел о сказанном | |
Инфинитивом | Дал напиться | |
Другими частями речи, замещающие существительное | Увидел десятка два детей | |
От каких частей речи зависит? | Глагол | Посмотрел на неё |
Существительное | Председатель правительства | |
Прилагательные | Быстрее зайца | |
Классификация | Прямые: зависят от переходного глагола, имеют форму винительного падежа без предлога | Пишу (что?) биографию, Жду (кого?) друга |
Косвенные: все остальные дополнения | Написан (кем?) мной, Набрав (чего?) грибов | |
Что обозначает? | Объект | Выбрал путь |
Адресат | Позвонил сестре | |
Орудие | Нарисовал карандашом | |
Предмет сравнения | Сильнее тигра |
Определение
Определение – это второстепенный член предложения, который:
- может быть согласованным и несогласованным;
- отвечает на вопросы «Какой?», «Который?», «Чей?»;
- чаще всего зависит от существительного;
- обозначает признак предмета.
Например:
- Меня ждал друг в (в каком?) десятом вагоне.
- (Чей?) Наш дом стоял на холме.
- Ей очень идет платье (какое?) в горошек.
В словосочетаниях существует 3 вида связи: согласование, слова в котором «согласуются» друг с другом в роде, числе и падеже, и «несогласующиеся» примыкание и управление. На этом строится деление определений на согласованные и несогласованные (таблица 2).
Вид связи | Чем выражено? | Примеры | |
Согласованное определение | Согласование | Прилагательное | Уютная терраса |
Причастие | Взлетающий самолет | ||
Местоимение | Любые желания | ||
Числительное | Седьмой день | ||
Несогласованное определение | Управление, примыкание | Существительное | Порыв ветра |
Прилагательное в сравнительной степени | Трава зеленее | ||
Словосочетание, фразеологические сочетания | Любовь до гробовой доски, мужчина высокого роста | ||
Наречие | Яйца всмятку | ||
Инфинитив | Мотивация работать | ||
Притяжательное местоимение | Его сестра, её брат, их родители |
Приложение также относят к определениям. Оно имеет следующие отличия:
- выражено существительным или словосочетанием;
- стоит в том же падеже, что и главное слово;
- выделяется с двух сторон запятыми;
- поясняет главное слово.
Например:
- Это была она, таинственная незнакомка.
- К нам приехал Михаил Николаевич, неприметный мужчина в черных очках, низкого роста и с темными волосами.
Обстоятельство
Обстоятельства подразделяются на 8 групп в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают и что означают. Поэтому удобнее всего рассказать, что такое обстоятельство, рассматривая каждую группу в отдельности.
Вид обстоятельства | Вопросы | Что означают? | Примеры |
Времени | Когда? Как долго? | Временная характеристика действия | Гуляли до рассвета, пришли вчера вечером |
Образа действия | Как? | Качество и способ совершения действия | Пел соловьем, шел ощупью |
Места | Куда? Откуда? Где? | Место совершения действия | Ушла на восток, стоял на опушке |
Меры | Насколько? В какой степени? | Количественная характеристика действия | Трижды просила, часами читал, была выше пояса |
Причины | Почему? | Обоснование действия | Сжалось сердце от испуга, разбудил из-за безделицы |
Цели | Зачем? | Цель совершения действия | Ушел готовиться |
Условия | При каком условии? | Условие, при котором может совершиться действие | Добиться при большом старании |
Уступки | Несмотря на что? | Факт, вопреки которому совершается действие | Переехала вопреки мнению родителей |