Викторина по литературе: 5 класс, с ответами

§ Содержание произведений русской литературы для 5 класса

1. Лирика разных времен и народов

Русская литература богата поэтическим наследием, которое знакомят с душевным миром русского человека. В изучаемом классе, ученики могут познакомиться с лирикой великих русских поэтов, таких как Александр Пушкин, Сергей Есенин, Анна Ахматова и других. Также можно расширить кругозор и познакомиться с лирикой народов мира, например, с поэзией авторов из других стран.

2. Фольклорные сказки и сказки авторов

Русский фольклор отличается богатством сказочных сюжетов и героев. В основе русских народных сказок лежат вечные сюжеты о добре и зле, о победе справедливости. Например, в курсе 5 класса можно ознакомить учеников с сказками «Василиса прекрасная», «Татарин добрый», «Гуси-лебеди» и многими другими. Также рассматриваются сказки авторов, как Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен и других.

3. Повести и рассказы о животных

Животные являются важным предметом литературы. В контексте 5 класса, ученики могут прочитать такие произведения, как «Клык» Джека Лондона или «Свинья из пруда» Ивана Федоровича Крылова. Эти произведения помогут учащимся узнать о животном мире, его законах и взаимоотношениях между людьми и животными.

4. Истории о приключениях и фантастические произведения

Приключения и фантастика всегда привлекают ребят своим непредсказуемым ходом событий. Чтение произведений, таких как «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона или «Ленинградский метрополитен» Владимира Линдгрена, помогут ученикам окунуться в мир приключений и фантазии, а также расширить кругозор.

5. Легенды и мифы

Легенды и мифы — это древние истории, созданные народами для объяснения происходящих явлений и явления в мире. В 5 классе можно изучить такие произведения, как «Малютка и Карлsson» Астрид Линдгрен или «Жар-птица» Павла Бажова

Знакомство с легендами и мифами позволит учебникам обратить внимание на древние легенды и верования, а также оценить их значение в культуре народа

§ Средства художественной выразительности

Художественная литература – это один из самых увлекательных предметов, который вызывает большое внимание у учащихся. Она знакомит ребят со множеством литературных жанров и авторов, открывает для них весь мир русских и мировых классиков

В процессе изучения литературы 5 класс проведение различных работ и викторин с ответами помогает глубже понять художественные средства выразительности, которые используются в произведениях. Такие средства, как метафоры, эпитеты, гиперболы, сравнения и скороговорки, делают тексты более интересными и яркими.

Эпитеты – это качества предмета или человека, которые описываются в тексте, например, «высокая лошадь» или «сильный человек».

Метафора позволяет увидеть определенный предмет или явление в ином свете, например, в сказке «Буратино» автор А. Толстой описывает крыловское пророчество о Буратино, что он «с ними клык».

Сравнения — это сравнение двух предметов или явлений на основе их сходства. Например, в сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Линдгрен описывает Мальвину, героиню сказки, сравнивая ее с прекрасной Василисой Премудрой.

Примерные вопросы для викторины по литературе 5 класс:

  1. Какие художественные средства используются в литературных произведениях?
  2. Что такое эпитеты и метафоры? Приведите примеры.
  3. Какие сравнения вы запомнили из прочитанных произведений?
  4. Какие другие художественные средства вы знаете?

Также, чтобы закрепить полученные знания, можно провести викторину в формате «пропуски в тексте». Учащимся предлагается текст произведения, в котором пропущены важные слова или фразы. Задача участников – правильно заполнить пробелы. Примерные вопросы для викторины:

  • Кто является автором сказки «Морозко»?
  • Какое животное является героем сказки «Три поросенка»?
  • Как называется старушка, которая помогает Шапокляк в сказке «Красная шапочка»?
  • Какой герой был противостоящей «чародейкой» в сказке «Мощное обаяние? Как его звали?

Благодаря таким викторинам и работам, учащиеся могут лучше усвоить литературные средства выразительности и понять их роль в произведениях, роду и жанрам литературы.

§ Вопросы «Хорошо ли вы знаете зарубежные произведения литературы»

  1. Какое произведение создано американским писателем Джеком Лондоном?

1) «Вересковый мед»
2) «Белый клык»
3) «Приключения Тома Сойера»
4) «Красная шапочка»

Ответ: «Белый клык».

Кто автор сказки «Приключения Чипполино»?

1) Джек Лондон
2) Марк Твен
3) Джанни Родари
4) Х.-К. Андерсен

Ответ: Джанни Родари.

Назовите автора повести «Приключения Калле Блюмквиста»

1) Джанни Родари
2) Шарль Перро
3) Астрид Линдгрен
4) Редьярд Киплинг

Ответ: Астрид Линдгрен

Назовите английского писателя:

1) Артур Конан Дойл
2) Астрид Линдгрен
3) Джанни Родари
4) Джек Лондон

Ответ: Артур Конан Дойл.

Назовите американского писателя:

1) Даниель Дефо
2) Роберт Стивенсон
3) Рэй Брэдбери
4) Герберт Уэллс

Ответ: Рэй Брэдбери.

Как называется дебютный роман Жюля Верна

Ответ: «Пять недель на воздушном шаре».

Где жили медовары из баллады «Вересковый мед»?

1) под водой
2) в пещерах под землей
3) в норах

Ответ: В пещерах под землей.

Заполните пропуск:

Когда Робинзон Крузо попал на корабль, первым делом он пошел в ?

Ответ: В кладовую за сухарями.

Заполните пропуск:

На корабль Робинзон Крузо взбирался по ?

Ответ: По канату.

Что изменил в своей первоначальной фамилии Даниель Дефо?

Ответ: Добавил к фамилии Фо приставку Де.

Кто был друзьями Чиполлино из произведения Дж. Родари «Приключения Чиполлино»?

Ответ: Вишенка, Редиска.

§ Средства художественной выразительности

1. Повторение

Повторение – это использование одного и того же слова, выражения или идеи несколько раз в тексте

Оно помогает подчеркнуть важность или усилить эмоциональную силу определенного слова или идеи

2. Метафора

Метафора – это перенос значения одного слова на другое слово на основе их сходства

Она позволяет создать образное выражение и передать смысловую нагрузку, привлекая внимание читателя

3. Эпитет

Эпитет – это прилагательное или фраза, которые описывают признаки предмета или явления с целью создания яркого образа или передачи определенной атмосферы.

4. Аллитерация

Аллитерация – это повторение звуков в начале слов или в одной фразе

Она создает музыкальность и ритм в тексте, привлекая внимание и создавая особую атмосферу

5. Олицетворение

Олицетворение – это присвоение живым или неживым предметам человеческих качеств или действий. Оно помогает создать образы, визуализировать историю и усилить эмоциональную силу произведения.

6. Гипербола

Гипербола – это преувеличение какого-либо явления или характеристики для усиления выразительности или создания комического эффекта.

7. Ирония

Ирония – это использование слов или выражений, которые противоречат истинному смыслу или ожиданиям читателя. Она может использоваться для передачи скрытого сарказма или создания комического эффекта.

8. Сравнение

Сравнение – это установление сходства или различия между двумя предметами или явлениями с помощью слов «как», «словно», «подобно». Оно позволяет создать яркое образное выражение и усилить эмоциональную силу текста.

9. Антитеза

Антитеза – это противопоставление двух противоположных понятий или идей. Она позволяет создать контраст и передать сложность или противоречивость ситуации.

10. Метонимия

Метонимия – это замена одного слова другим на основе логической связи или сходства. Она позволяет уменьшить повторение и передать смысловую нагрузку.

Средство выразительностиОписание
ПовторениеИспользование одного и того же слова, выражения или идеи несколько раз в тексте.
МетафораПеренос значения одного слова на другое слово на основе их сходства.
ЭпитетПрилагательное или фраза, которые описывают признаки предмета или явления.
АллитерацияПовторение звуков в начале слов или в одной фразе.
ОлицетворениеПрисвоение живым или неживым предметам человеческих качеств или действий.
ГиперболаПреувеличение явления для усиления выразительности или создания комического эффекта.
ИронияИспользование слов или выражений, противоречащих истинному смыслу или ожиданиям.
СравнениеУстановление сходства или различия между двумя предметами или явлениями.
АнтитезаПротивопоставление двух противоположных понятий или идей.
МетонимияЗамена слова другим на основе логической связи или сходства.

Викторина. А.С. Пушкин

Литературная викторина непременное занятие, которое периодически необходимо проводить для любого ребенка, а лучше детей. В современном мире так развито телевидение и радиовещание, что литературу молодое поколение забросило. Казалось бы, в век высоких технологий люди постоянно общаются в сети и должны что-то читать, но все совершенно не так, как оказалось на практике. Большинство детей смотрят по телевидению исключительно развлекательные каналы, а смартфонами и коммуникаторами пользуются лишь для безграмотного общения со сверстниками через социальные сети или для многочисленных игр.

Нельзя чтобы дети теряли страсть к книгам, ведь так, как книги, ничто не сможет развивать память, воображение, мышление, интерес к новому. Русская литература признана во всем мире и просто стыдно не знать своих великих писателей. Поэтому обязательно нужно проводить литературные викторины для того, чтоб подогреть интерес детей к предмету и для проверки полученных знаний. Поэтому для вас подготовлена викторина по Пушкину с ответами – одному из самых известных поэтов, который подарил нам массу незабываемых произведений. В ней собраны вопросы об интересных фактах из жизни великого писателя, а также о его самых известных творениях.

Для этой викторины по Пушкину с ответами 5-6 класса стоит поделить детей на несколько команд, чтоб подстегнуть соревновательный дух учеников. Сначала им задаются разминочные вопросы, а после основные. Побеждает команда, давшая больше всех правильных ответов. Интереснее разделить каждую команду на капитана и участников. И по принципу игры «Что? Где? Когда?» после 30 секунд обсуждения капитан выбирает отвечающего. Выигравшая команда и ее капитан могут получить дополнительное количество сладостей, а проигравшим раздать по утешительному призу.

  1. Долго ли прожили старик и старуха из сказки о рыбаке и рыбке? (33 года)
  2. Сколько царей встречалось в пушкинских сказках? (два)
  3. Какие были имена этих царей? (Салтан и Дадон)
  4. У князя Гвидона были три дива. Какие? (богатыри, белка и царевна)
  5. Были ли сыновья у Дадона? Сколько? (два)
  6. Елисей, королевич, который искал пропавшую невесту. К кому он обращался с мольбами о помощи в поисках? (Месяц, солнце, ветер)
  7. Какая была кличка у пса семи братьев богатырей? (Соколко)
  8. Месторасположение лицея Пушкина? (Флигель Екатерининского дворца)
  9. Дата открытия лицея? (19.10.1811)
  10. Был ли особенный цвет формы для учеников лицея? (синий)
  11. Лучший друг Пушкина в лицее? (Пущин)
  12. Прозвище великого поэта, которое ему дали лицеисты? (француз)
  13. Стихотворный размер, которому благоволил поэт? (ямб)
  14. Любимое место проведения каникул в летний период? (имении бабушка)
  15. О ком Пушкин написал «мой друг бесценный»? (Пущин)
  16. Если Пушкина звали Француз, то кем были Кюхля и Жанно? (Кюхельберг и Пущин)
  17. Когда Александр Сергеевич появился на свет, вся Москва весь день кричала «Ура!» и церкви звонили в колокола. Почему? (было Вознесение и торжество рождения императорской внучки)
  18. Кто сопровождал поэта в лицей при поступлении? (Василий Львович – дядя)
  19. Первое опубликованное стихотворение писателя? (К другу стихотворцу)
  20. В какое литературное общество приняли Пушкина еще во времена учебы в лицее? (Арзамас)
  21. Куда поступил писатель после окончания лицея? (в коллегию иностранных дел)
  22. Какое было его первое историческое произведение? (Борис Годунов)
  23. С каким декабристом Пушкин долго находился в переписке? (Рылеев)

Также обратите внимание на викторину по Лермонтову для 6 — 7 классов

§ Литературная программа для 5 класса

Введение в мир литературы

Литература — предмет, открывающий перед ребятами весь мир слов, историй и воображения. Занятия по литературе помогут познакомиться с разными жанрами, научат анализировать произведения и развивать критическое мышление. В рамках программы дети будут изучать произведения русских и зарубежных авторов и сможет расширить свой кругозор.

Русская классика

Одним из важных блоков программы является изучение русской классической литературы. Ребят ожидает знакомство с такими произведениями, как «Сказка о попе и работнике его Балде» и «Там, на неведомых дорожках…». А также предметом изучения станут произведения живущих в разные времена писателей, например, В.О. Лоев. Литературные знания укрепляются благодаря викторинам и ответами на вопросы. Также будет проведена викторина по литературным героям.

Зарубежная литература

В рамках изучения зарубежной литературы дети познакомятся с произведениями таких авторов, как Ж. Перро и А. Линдгрен. Вершины высокой волшебной литературы стоят перед учениками в образе Жюля Верна, М.Ю. Лермонтова и многих других писателей, толком весь русский народ и весь мир зарубежной литературы ножом поединка. Важным компонентом изучения зарубежной литературы является анализ метафоры и сравнений.

Лирика и сказки

В программе предусмотрено и изучение русской лирики и сказок. Ребята смогут оценить красоту и чарующую силу слов, наполненных железом и бажеком. Весь двадцатый век рос и процветал русский книжный торговец, и сказки станут прекрасным примером его литературного мастерства. Также будет проведена викторина по сказкам.

Животные в мире литературы

Животный мир в программе занимает отдельное место. Дети узнают о животных, которые стоит только пальцем рук дотронуться. Такими животными являются Василиса Прекрасная и Жук Жукарочка. Как и московский стол, турфириот сразу удалился от этого. И хорошо, что русские сказки и повести оставлены без изменений, их не тратят руками.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Литературная викторина

“По следам любимых сказок”5 класс

Слайд 2

Текст слайда:

Условия проведения викторины:

Выбор команды ( по 7 человек).Название команды.Выбор ведущих (для каждой команды).Выбор членов жюри .Подведение итогов. (правильный ответ- 5 баллов)

Слайд 3

Текст слайда:

Оборудование и материалы:

Дидактические материалы к викторинеИллюстрации сказокПрезентация для сопровождения викториныЛист учета результатов викторины

Слайд 4

Слайд 5

Текст слайда:

“Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.”
(А.С.Пушкин)

Слайд 6

Текст слайда:

Вопросы:

I команда.Что такое сказка?

II команда.Что такое фольклор?

Слайд 7

Текст слайда:

I команда.Какие бывают сказки?

II команда.Какие виды сказок вы знаете?

Слайд 8

Текст слайда:

I команда.Приведите примеры сказочных зачинов.

II команда.Приведите примеры присказок.

Слайд 9

Текст слайда:

I команда.Какие сказочные силы противоборствуют в сказках?

II команда.Какая цифра в сказках является магической ? Привести примеры.

Слайд 10

Текст слайда:

I команда.Назовите добрых сказочных героев.

II команда.Назовите злых сказочных героев.

( Кто больше назовет).

Слайд 11

Текст слайда:

I команда.Назовитеархитектурные сооружения, встречающиеся в сказках.

II команда.Назовите предметы быта сказочных героев.

Слайд 12

Текст слайда:

I команда.Назовите сказки, в которых главные герои- животные.

II команда.Назовите сказки, в которых происходят сказочные превращения.

Слайд 13

Текст слайда:

I команда.Привести примеры народных сказок.

II команда.Назвать“авторские” сказки.

Слайд 14

Текст слайда:

I команда. В какой сказке героиня умела все:и ткать, и печь, и плясать.

II команда.В какой сказке смерть Кащея находилась на конце иглы?

Слайд 15

Текст слайда:

I команда.

II команда.

Вопрос для обеих команд.

Чему нас учат сказки? ( Оригинальность ответа, примеры на основе сказок)

Слайд 16

Текст слайда:

Ответы викторины:

I. Сказка- это произведение устного народного творчества. II. Фольклор- устное народное творчество.I. Сказки бывают народные и авторские. II. Виды сказок: волшебные, бытовые, о животных.3. I. “Жили-были..”, “ В некотором царстве, в некотором государстве…..” II. “И я там был, и мед я пил….”, “Сколько сказка сказывается….” и т.д.I. Добро и зло. II. 3- магическая цифра в сказках. ( Три дороги, три царевны, три молодца…..и т.д.)I. Добрые: Иван- царевич, Серый волк, Василиса Прекрасная, и т.д. II. Злые: Кащей – Бессмертный, Баба- Яга, Леший, и т.д.6. I. Терем, избушка, хижина, юрта, избушка на курьих ножках. II. Ковер-самолет, сапоги-скороходы, метла, и т.д….I. “Теремок” , “Кот в сапогах”, “Гуси-лебеди”,…….. II. “Лягушка-царевна”, “Конек- горбунок”,……..

Слайд 17

Текст слайда:

8. I. “Царевна- лягушка”, “Гуси- лебеди”….. II. “Сказка о Золотом Петушке” ( А.С. Пушкин)….I. “Царевна -лягушка” II. “Царевна-лягушка”10 . Ответы учащихся. Общая сумма баллов-50

Слайд 18

Текст слайда:

СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!

§ Вопросы «Художественные тропы»

В литературе часто используются различные художественные тропы, которые помогают авторам выразить свои мысли и чувства более ярко и выразительно. Одной из таких троп является метафора. Она выражается сравнением двух разных понятий с помощью слов «как» или «является». Например, в повести «Василиса Прекрасная» А.А. Жилина мальчик стоит перед гневным бараном, клык которого как толстой дуб. Такая метафора позволяет нам представить себе силу и ростом этого животного.

Еще одним художественным тропом является сравнение, которое выражается с помощью слов «как», «словно» и «подобно». В повести «Джек в стране чудес» Л. Кэрролла мальчик встречает много странных животных, созданных автором. Например, голова у Моськи была замечательно большая, словно тыква! Сравнение позволяет нам представить себе размеры и форму этого животного.

Также в литературе широко используется аллегория, которая выражается через перенос значения одного предмета на другой. В сказке «Красная Шапочка» Ш. Перро и в произведениях других авторов мы видим, что шапочка становится символом любови и заботы. Это позволяет авторам передать важные эмоции и идеи.

В викторине по литературе 5 класс с ответами можно встретить вопросы о разных художественных тропах и их примерном использовании в произведениях разных авторов. Например, какой автор использовал метафору «леденящая жанровая туманность» в стихотворении? (Ответ: Ф.И. Тютчев). Или, в каких произведениях А.Линдгрен главный герой говорит скороговорки? (Ответ: в «Пеппи Длинныйчулок» и «Карлсоне, который живет на крыше»). Викторина поможет проверить ваши знания в этой области и познакомиться с разными художественными приемами, используемыми в литературе.

§ Роды и жанры литературы

Всего существует три рода литературы и один дополнительный:

  1. Эпос. Это повествование о прошлом, в котором представлена целостная картина народной жизни. Сюжет рассказывается от лица повествователя. Он может быть, как реальный, так и выдуманный, как наблюдатель, так и участник событий.
  2. Лирика. Произведения такого типа транслируют личное отношение автора к чему-либо, его эмоции и чувства.
  3. Драма. Этому роду свойственен бытовой сюжет и вполне обыденный стиль повествования. Драматические жанры воспроизводят внешний мир через взаимоотношения между героями, через их поступки и конфликты.
  4. Лироэпика. Как видно из названия, этот род объединяет эпос и лирику.


Каждому роду соответствует свой набор жанров. Например, для эпоса характерны:

  • рассказ;
  • повесть;
  • роман;
  • эпопея;
  • былина;
  • поэма;
  • басня.

Драма включает:

  • собственно драму;
  • трагедию;
  • комедию;
  • трагикомедию.

К лирике относятся:

  • романс;
  • послание;
  • элегия;
  • ода;
  • эпиграмма;
  • идиллия.

Лироэпика объединяет в себе такие жанры:

  • роман в стихах;
  • балладу;
  • поэму.

Итак, давайте проверим, как хорошо вы разбираетесь в литературных жанрах.

§ Зарубежные произведения для 5 класса

1. «Робинзон Крузо» — Даниэль Дефо (Англия)

«Робинзон Крузо» — приключенческий роман, написанный английским писателем Даниэлем Дефо. Главный герой, Робинзон Крузо, оказывается на необитаемом острове после кораблекрушения и вынужден выживать в одиночку. Он учится строить жилище, охотиться и выращивать пищу. Произведение поднимает важные вопросы о смысле жизни, самости, дружбе и вере в чудеса.

2. «Маленький принц» — Антуан де Сент-Экзюпери (Франция)

«Маленький принц» — философская сказка французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Главный герой, Маленький принц, путешествует по разным планетам, где встречает разных жителей и задает им глубокие вопросы о жизни и смысле. Роман является аллегорией и заставляет задуматься читателя над сокровенными истинами.

3. «Алиса в Стране чудес» — Льюис Кэрролл (Англия)

«Алиса в Стране чудес» — фантастический роман английского писателя Льюиса Кэрролла. Главная героиня, Алиса, попадает в сказочный мир, где встречает странных и веселых персонажей. Через множество приключений и необычных ситуаций, Алиса пытается найти выход и понять правила этого странного мира. Книга известна своей философией и логическими загадками.

4. «Приключения Тома Сойера» — Марк Твен (США)

«Приключения Тома Сойера» — приключенческий роман американского писателя Марка Твена. Главный герой, Том Сойер, живет в деревне и вместе с друзьями и братом оказывается втянутым в разные приключения. Книга показывает детское чувство приключений, мечты и свободы, а также противопоставляет детскую непосредственность и беззаботность взрослому мироустройству.

5. «Секрет» — Франсуаза Беже (Франция)

«Секрет» — историческая детская книга французской писательницы Франсуазы Беже. Главная героиня, Мари, пытается разгадать замороженный во времени музейный портрет исторической фигуры. Раскрывая тайны прошлого, Мари узнает много интересного о Франции. Книга позволяет детям расширить свои знания о исторических событиях и учиться исследовать мир вокруг себя.

Сводная таблица зарубежных произведений для 5 класса:


Название произведения
Автор
Страна

1
Робинзон Крузо
Даниэль Дефо
Англия
2
Маленький принц
Антуан де Сент-Экзюпери
Франция
3
Алиса в Стране чудес
Льюис Кэрролл
Англия
4
Приключения Тома Сойера
Марк Твен
США
5
Секрет
Франсуаза Беже
Франция

§ Вопросы «Деление литературы на роды и жанры раскрытие понятий с примерами»

1. Какие роды литературы вы знаете?

Род литературы определяется основной темой или предметом произведения. Среди родов литературы можно выделить такие как:

  • Эпос — род литературы, в котором рассказывается о героях и событиях, битвах и путешествиях, например, произведениягг Одиссея и «Энеида».
  • Лирика — род литературы, в котором автор выражает свои чувства и эмоции, например, стихи Тютчева и Жуковского.
  • Драма — род литературы, где действие происходит на сцене и герои выговаривают свои реплики, например, пьесы Шекспира и Мольера.
  • Сказка — род литературы, в котором главными героями являются животные или волшебные персонажи, например, «Шапка-Невидимка» Бажова и сказки Перро.
  • Басня — род литературы, где животные выступают символами и передают нравственную притчу, например, басни Крылова и Линдгрен.

2. Каким образом можно разделить сказки по роду?

Сказки можно разделить на несколько родов в зависимости от основной идеи или происхождения. Вот некоторые роды сказок:

Народные сказки — это сказки, передаваемые из поколения в поколение устным народным творчеством, например, «Василиса Прекрасная» и «Морозко».
Сказки авторов — это сказки, созданные одним автором, например, «Красная Шапочка» и «Тома-девица» Перро, «Три медведя» и «Моська-морда» Ушинского.
Сказки-притчи — это сказки, в которых главное внимание уделяется моральной и нравственной проблеме, например, сказки Лафонтена и Крылова.
Сказки-былины — это сказки, в которых герои — сильные и доблестные воины, например, «Служил бы батюшка разбойникем» и «Калинов мост» Жирова.

3. Что такое жанр в литературе?

Жанр в литературе определяется формой выражения произведения, его структурой и особенностями. Жанры помогают классифицировать произведения и понять, что автор хотел передать своим читателям. Некоторые жанры в литературе:

  • Роман — это жанр, в котором рассказывается длинная история о событиях в жизни главных героев, например, «Война и мир» Толстого и «Лондонские зарисовки» Клима.
  • Поэма — это жанр, в котором автор рассказывает о событиях или идеях с помощью поэтического стиля, например, «Руслан и Людмила» Пушкина и «Ленин и Шизару» Маяковского.
  • Потешки — это жанр, в котором рассказываются короткие и забавные стихи, например, «Леденящая морозами хорошо стол» и «Клык» Милютина.

Благодаря различным жанрам в литературе мы можем наслаждаться разнообразием и узнавать новое о мире и себе!

§ Роды и жанры литературы

Роды литературы:

  • Эпика — произведения описывают события, хронологический рассказ о жизни героев.
  • Лирика — произведения, где автор выражает свои чувства, переживания и эмоции.
  • Драма — произведения, в которых показываются конфликты и действия героев, часто на сцене.

Жанры литературы:

  1. Роман — длинное повествование, где развивается сюжет и описывается множество персонажей.
  2. Повесть — более короткое произведение, часто с одним главным героем и узким кругом действия.
  3. Сказка — произведение для детей, где герои волшебные и зачастую магические события.
  4. Басня — короткое произведение, где герои — животные, учат читателей морали.
  5. Поэма — длинное поэтическое произведение, обычно с оркестром и хором для исполнения.
  6. Миниатюра — очень короткое произведение, обычно с одной ситуацией или идеей.

Примеры произведений:

РодЖанрПримеры произведений
ЭпикаРоман«Война и мир» Л. Н. Толстого
ЛирикаПоэма«Евгений Онегин» А. С. Пушкина
ДрамаПовесть«Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского
ЭпикаСказка«Красная Шапочка» Шарля Перро
ЛирикаБасня«Лиса и виноград» И. А. Крылова
ДрамаМиниатюра«Одуванчик» Карлос Вильярреал

§ Вопросы «Русские авторы и их творчество»

  1. Кто автор произведения?

1) Однако же еще тарелку он берет,
Сбирается с последней силой
И — очищает всю.

Ответ: И.А. Крылов «Демьянова уха».
2) Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Ответ: М.Ю. Лермонтов «Парус».
3) И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.

Ответ: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
4) А Жилин хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».

Ответ: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».
5) «Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»

Ответ: И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Заполните пропуски в представленном отрывке (за каждым знаком вопроса спрятано одно слово) и назовите автора:

Чародейкою ?
Околдован, ? стоит —
И под снежной ?,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он ?.
И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не ? —
Сном ? очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой ? пуховой…

Ответ: Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою…»
Пропуски: 1) зимою, 2) лес, 3) бахромою, 4) блестит, 5), не живой, 6) волшебным, 7) цепью.

Чьему авторству принадлежит рассказ «Муму»?

1) М.Ю. Лермонтов
2) И.А. Бунин
3) Н.В. Гоголь
4) И.С. Тургенев

Ответ: И.С. Тургенев.

Выберете произведение, которое относится к творчеству А.С. Пушкина?

1) «Руслан и Людмила»
2) «Бородино»
3) «Мартышка и очки»
4) «Соловьи»

Ответ: «Руслан и Людмила»

Выберете произведение, автором которого НЕ является М.Ю. Лермонтов:

1) «Черемуха»
2) «Парус»
3) «Бородино»
4) «Листок».

Ответ: «Черемуха».

Как называется произведение? Вставьте пропущенные слова в представленном отрывке и назовите автора стихотворения:

Они ? во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны ? ,
Она нас выслала вперед».
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых ? дней
Румяный, светлый ?
Толпится ? за ней!

Ответ: Ф.И. Тютчев «Весенние воды»
Пропуски: 1) гласят, 2) гонцы, 3) майских, 4) хоровод, 5) весело.

Назовите самого известного русского баснописца.

Ответ: И.А. Крылов.

Вспомните знаменитых русских писателей-сказочников.

Примерный ответ: П.П. Бажов, П.П. Ершов, К.И. Чуковский, А.С. Пушкин.

«Человек без селезенки» — какому автору принадлежит это прозвище? Назовите другие псевдонимы писателя.

Ответ: А.П. Чехов. Антоша Чехонте, Брат моего брата.

Два русских поэта написали сказки о спящей царевне. Кто они?

Ответ: В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.

Какие поэты XIX века много внимания в своих работах уделяли природе родного края?

Ответ: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.

Заполните пропуски в названиях:

«? под Дубом», «? И Моська», «Ворона и ?», «Стрекоза и ?», «? уха».

Ответ: Свинья, Слон, Лисица, Муравей, Демьянова.

Литературная игра

В последние годы радует тенденция возрождения интереса к библиотекам как среди детей, так и среди взрослых. К счастью, новомодные и технологичные электронные книги не вытеснили обычные бумажные. Удобство их использования не смогло сравниться с приятным шелестом бумажных страниц и с той магической связью, которая возникает между читателем и бумажной книгой в его в руках.

И теперь все больше мальчишек и девчонок бегут в библиотеку за новой книгой, хранящей в себе новые знания, истории, приключения.

Библиотека – это не просто место хранения книг. Это пространство для общения, отдыха и даже творчества.

Сейчас в стенах библиотек по всей стране проводятся различные литературные познавательно-развлекательные игры,конкурсы, турниры, викторины, театрализованные представления по известным литературным произведениям.

Так как игра для ребенка – это прекрасный способ обучения и получения информации, поэтому именно через игру в библиотеке и нужно заинтересовывать детей миром книг и прививать им тягу к чтению.

Литературные игры для детей можно проводить не только в городских библиотеках, но и в школьных, или даже в домашней библиотеке, если там достаточная коллекция книг.

В этой статье мы дадим вам советы, как провести интересную игру или викторину в библиотеке и придумать свой сценарий игры в библиотеке.

Хорошо, если игра будет проводится для читателей-ровесников, тогда можно будет подготовить задания именно по произведениям, которые соответствуют возрасту игроков и учебной программе в школе.

Литературная игра может включать в себя различные элементы. Мы предлагаем вам несколько идей интересных заданий для литературной игры урока в библиотеке или школе.

Задания для литературной игры

Литературная викторина – игра в ответы на вопросы. Для нее подойдут вопросы по сюжетам книг, их названиям, вопросы на знание литературных терминов, вопросы на знание авторов произведений и их биографии. Внимательные и эрудированные участники по достоинству смогут применить тут свои знания. Пример такого вопроса: Именно этот поэт впервые назвал Санкт-Петербург Петроградом. (А.С.Пушкин: «Над омрачённым Петроградом/ Дышал ноябрь осенним хладом».)

Литературный кроссворд. Для него подойдут такого же рода вопросы, как и для викторины, но нужно будет вписывать ответы в определенные графы и в итоге получить какое-то ключевое слово. Кто первый назовет это слово, тот и получает победное очко.
Отрывок из литературного произведения. Это очень интересное задание для литературного конкурса. И главное, что его очень легко готовить. Вам всего-то нужно взять из нескольких произведений значимые, запоминающиеся отрывки. Во время игры зачитать их игрокам, а они должны назвать автора и название произведения. Пример отрывка: «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится…» (Н.С. Лесков, «Левша»)

Путаница из букв.Задание, в котором из предложенных букв нужно составить слово — название произведения, имя героя или фамилию писателя. Пример: ХОВЕЧ (Чехов А.П.)

Портреты писателей. Отличное задание для игры в библиотеке

Очень важно не просто читать книги, но и знать в лицо писателей, которые подарили нам любимые произведения.Такое задание, когда игрокам нужно назвать фамилию и имя писателя, глядя на портрет, может быть достаточно сложным на маленьких читателей. Но пройдя это задание в игре и узнав правильный ответ, они обязательно запомнят его надолго

Пропущенные слова в стихотворении

С этим заданием хорошо справятся читатели с отличной памятью и те, кто любит учить стихи. Организатору нужно прочитать стихотворение игрокам, делая паузу на месте пропущенных слов. Игроки должны вспомнить, какое слово пропущено, и назвать его. Кто больше слов успеет вставить первым, тот и получает победное очко. Вот пример такого задания: Неохотно и несмело _______ смотрит на поля. Чу, за тучей __________, Принахмурилась земля. Ветра теплого _______, Дальный гром и дождь порой…(Федор Тютчев «Неохотно и несмело…»)

Занимательная игра с такими заданиями может быть проведена в режиме: вопрос – ответ. То есть непосредственно каждое задание или вопрос зачитывается ведущим, а читатели его решают и дают свой ответ. Правильно ответивший получает балл или очко.

В конце игры подсчитываются очки всех игроков, и побеждает тот, кто набрал больше всех. Также такую игру можно провести в виде литературных соревнований двух команд.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий