Чему учат сказки

Польза сказок

Этот литературный жанр очень интересен и важен. Даже в творчестве великого поэта А. С. Пушкина они сыграли важную роль. «Что за прелесть эти сказки!» — писал А. С. Пушкин. И первую поэму в этом жанре — «Руслан и Людмила» — он написал, будучи двадцатилетним юношей (в 1818 г.)

В сказочных историях всегда есть отчетливая грань между плохим и хорошим, злом и добром. Персонажи своими действиями создают образы поведения хорошего и плохого человека. И ребенок начинает следовать примеру полюбившихся сказочных героев. Черты характера персонажей влияют на основные черты характера ребенка, которые закладываются в детском возрасте. При чтении забавных сказочных приключений формируются основные черты характера: справедливость и порядочность, честность и благородство, искренность и верность, развивается внутренний мир малыша.

В сказках, в отличие от басен, четко не выделена мораль, но она присутствует в каждой, даже небольшой, истории. Вот примеры того какой урок можно из них вынести.

  • Всегда проявлять смекалку и никогда не сдаваться учит чудесная история в стихах «Конек-горбунок», написанная П. П. Ершовым.
  • Главное, чему учит А. С. Пушкин в сказке «О золотом петушке», — это то, что обещанное всегда нужно выполнять, а данное слово сдерживать.
  • Терпенье и труд все перетрут — так можно сказать о морали истории, написанной С. В. Михалковым «Три поросенка».
  • А стихотворения «Мойдодыр» и «Федорино горе» К. И. Чуковского разъясняют детишкам важную тему личной гигиены и чистоты.
  • Истинная любовь и дружба, душевная чистота и верность могут победить чары злой волшебницы и растопить даже «ледяное» сердце — это описывается в сюжете произведение «Снежная королева» Г. Х. Андерсена, похожий смысл заложен и в историю о Русалочке.
  • Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе — точность этого высказывания демонстрирует народная сказка «Лиса и журавль».

Этот перечень может быть бесконечным. Учащиеся должны записать «сказочную» мораль в свою рабочую тетрадь в виде сообщений. И использовать их как алгоритм действия для становления личности.

Преодоление трудностей

Через своих героев сказки показывают, как оставаться решительным и сосредоточенным на достижении цели, несмотря на трудности. Эти истории полезны для детей, побуждают их смотреть на жизнь с мужеством и оптимизмом.
Ребенок способен заметить опасность и набраться мужества, чтобы преодолеть ее, изучая злых персонажей. Герой в сказке служит примером человека, который отстаивает то, что правильно, и побеждает то, что неправильно. Добиться успеха часто помогают полезные животные, мудрые советчики и другие персонажи. Тем не менее помощь будет оказана только в том случае, если герой проявит трудолюбие, вежливость и решительность. Например, Баба-Яга помогать всем подряд не будет. Сначала нужно доказать, что ты – достоин. Сказка дает представление о морали и ценностях, которых придерживается общество в целом.
Истории, происходящие в воображаемом царстве, отражают повседневные трудности. В большинстве случаев главный герой добивается успеха

Благодаря этому дети узнают, что несчастье может постигнуть каждого и что очень важно развивать в себе стойкость. Сказки помогают детям развивать эмпатию и становиться эмоционально сильными

У нас вы можете прочитать про особенности эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста.

Вариант 8

Сказки — это волшебный мир, где чудеса соседствуют с повседневностью, а мудрость спрятана в простых словах и героях. С детства, они сопровождают нас, увлекая в мир фантазий и приключений, но при ближайшем рассмотрении становится ясно, что сказки учат нас гораздо большему, чем просто сказочным историям.

Сказки учат нам морали и ценностям. В них часто заложены важные уроки о доброте, честности, верности и том, как поступать наилучшим образом в разных жизненных ситуациях

Например, сказка о «Золотой рыбке» научила меня ценить то, что у меня есть, и не всегда стремиться к чему-то большему, а сказка о «Красной Шапочке» напомнила о важности осторожности и бдительности в общении с незнакомыми людьми

Сказки также способствуют развитию воображения и творческого мышления. Они позволяют нам погрузиться в мир фантазий и видеть в обыденных вещах нечто большее. Это учит нас видеть возможности там, где другие видят только ограничения. Например, сказка о «Алисе в Стране чудес» научила меня смотреть на окружающий мир с новой, нестандартной точки зрения и искать приключения в самых обыденных вещах.

Сказки также учат нас преодолевать трудности и испытания. Герои сказок часто сталкиваются с различными препятствиями и опасностями, но благодаря своей решимости и смекалке они всегда находят способ преодолеть трудности. Это учит нас не сдаваться перед трудностями, а искать решения и находить силы внутри себя.

В моей жизни, сказки играли важную роль. Они вдохновляли меня, давали надежду и учили важным урокам. Сказки научили меня, что в любой ситуации есть место для чуда, что мораль и человеческие ценности всегда важнее материальных богатств, и что смело идти вперед и не бояться трудностей.

В заключение, сказки — это не просто рассказы для развлечения, но и учебники жизни, полные мудрых уроков и ценных навыков. Они формируют наши ценности, развивают воображение и научат нас преодолевать трудности

Это удивительный мир, который сопровождает нас с детства и оставляет следы в нашей душе, научив нас тому, что важно в жизни и как быть лучшими версиями самих себя

Мне нравится105Не нравится43

Рейтинг сочинений

462

181

111

94

62

59

43

29

Когда появились сказки?

Сказки появились еще в древности. Тяжело определить, какой народ впервые придумал сказку. Но отдельные литературоведы считают, что сказка пошла от такого древнего жанра, как миф. Последний в “околосказочной” форме рассказывает о человеке, о мире, и о том, как все было создано.

Мировые фольклористы заявляют, что сюжеты сказок появились задолго до того, как люди научились писать. Более того, они считают, что эти произведения начали писать до создания мировых языков Европы. Поэтому сказку можно классифицировать, как часть устного творчества.

Наверняка вы замечали, что у разных народов сюжеты сказок относительно похожи. Это происходит потому, что какой-то конкретный народ придумывает сюжет. А другая страна просто переделывает его под себя, и выпускает. Далее, еще один народ берет переделанный сюжет, и тоже изменяет его. Так происходит по цепочке. До тех пор, пока сюжет полностью не переменится.

Интересно, что у индейцев, проживающих на территории Америки, и русского народа, тоже очень похожие сюжеты сказок. Ученые до сих пор не могут разобраться, как это произошло. Ведь наши народы – очень разные. Вот пример усовершенствования сказок.

Сказка должна показывать ребенку, что все будет хорошо

Иногда мир, и события в нем, проявляет себя не очень хорошо. Родители получают стресс, когда слышат какие-нибудь плохие новости. И чувствуют негативные эмоции. 

У всех нас иногда бывают неприятности. Но это не значит, что мы должны передавать плохое настроение ребенку. Наоборот, ваше чадо должно думать, что мир – прекрасен. Пусть живет с этой мыслью как можно дольше. Ведь рано или поздно ребенок подрастет, и поймет, что все не так радужно, как казалось в детстве. Но до этого момента ваша задача – внушать ему, что все хорошо. И с этим помогает справиться сказка.

В процессе жизнедеятельности, все вокруг пытаются навязать детям, что жизнь – ужасна. Взрослые (причем, не обязательно родители) постоянно грустят. Общаются друг с другом, жалуясь на жизнь. И на подсознательном уровне ребенок думает, что жизнь – это ужасное событие. А затем, программирует себя на эту мысль. В сказках же, наоборот, его убеждают в том, что все хорошо. И что с любой ситуацией можно справиться.

В садике воспитатели морально давят на ребенка, у которого не получается освоить какое-нибудь направление обучения. Ему угрожают, что если он все не выучит, то не сможет поступить в школу. Тем самым разрушая его ожидания.

Когда дите приходит в саму школу, его продолжают «обрабатывать негативом». Ему говорят, что если он будет отставать по некоторым предметам, то будет работать на низкооплачиваемых профессиях.

Когда малыш приходит домой со школы, родители тоже наседают на него. И говорят: «Учись, учись. То никогда не сможешь прилично зарабатывать!». В результате, когда ребенок получит плохую оценку, то очень расстроится. Начнет плакать, и грустить. Его самооценка мгновенно понизится. А оценки того не стоят. Также, ребенок будет постоянно бояться того, что снова плохо ответит на уроке. А если об этом регулярно думать, то так все и выйдет.

Чтобы этого не было, читайте малышу добрые сказки. С помощью них он сможет поднять свою самооценку. И не будет бояться трудностей, которые возникнут у него в жизни.

Мудрость русского народа

На народных сказках выросло не одно поколение людей. В них отражены нравственные ценности, быт русского народа, простодушие, смекалка, мудрость, опыт и знания. Народные сказки создавались не писателями, а самим народом и передавались из поколения в поколение, из уст в уста. При этом истории изменялись, персонажи становились мудрее, сильнее, смекалистее. Это, своего рода энциклопедия жизни, переданная предками нам в наследство.

Герои русских сказок — это образы собирательные, которые делятся на положительных (Иван Царевич, Илья Муромец, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Снегурочка и т. д. ) и отрицательных (Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, леший, водяной и т. д. ).

И все они «самые-самые» как в положительных, так и в отрицательных проявлениях. В сказках об этом говорят фразами: «ни в сказке сказать, ни пером описать» или «каких свет не видывал». Сказочные истории — это особый мир, где злые персонажи и поступки всегда наказываются, а добрые — вознаграждаются.

Многие предметы в русских сказках наделены волшебной силой, рассмотрим самые традиционные из них:

  • волшебная палочка — творит чудеса, ее взмах исполняет любые желания;
  • шапка-невидимка — делает персонажей, которые ее надевают, невидимыми;
  • сапоги-скороходы — волшебные сапоги, которые помогают передвигаться со скоростью света;
  • ковер-самолет — перемещает героев на огромные расстояния, встречается как в русских, так и в восточных сказках;
  • клубок ниток — предмет, который помогает ориентироваться персонажам на местности и не дает им заблудиться, должен привести к заданной цели;
  • зеркальце — призвано «рассказывать всю правду» о красоте хозяйки, а также показывать новости из других королевств;
  • серебряное блюдечко с золотым яблочком — помогало узнавать о том, что творится на другом конце света;
  • скатерть-самобранка — может накормить любое количество персонажей в любом месте, стоит ее лишь расстелить;
  • волшебный горшочек — всегда без хлопот и труда может наварить столько вкусной каши, сколько потребуется;
  • живая и мертвая вода — волшебная жидкость, которая действует только в паре, мертвая вода — заживляет раны, а живая — оживляет;
  • меч-кладенец — действует как мощное оружие для ближнего боя c нечистью, при использовании не требуются навыки владения;
  • ступа и метла — повседневные сказочные средства передвижения Бабы-яги;
  • одолень-трава — растение, которое Баба-яга собирает по ночам в темном лесу, ее отвар наделяет персонажей огромной силой;
  • наливное яблочко — оно на вид красиво, но ядовито, им травят сказочных красавиц.

Роль животных в русских народных сказках также велика. Сказы, мифы и предания с участием животных являются наиболее древними. Самыми распространенными персонажами стали:

  • лиса (Лисичка-сестричка, кумушка Лиса, Лиса Патрикеевна);
  • медведь (Мишка, Михайло Потапыч, Мишка косолапый);
  • заяц (Зайчик-побегайчик, Зайчишка-трусишка, Зайчишка-хвастунишка, Косой);
  • волк (Серый Волк, Волк-Волчище, Серый).

Рекомендации по прочтению сказок

Умение читать сказки — это тоже искусство. Чтобы был эффект от прочтения сказки родителями полезно учесть несколько моментов.

Сказку можно читать, а можно рассказывать

Но важно это делать с выражением, выделяя кульминационные моменты интонацией или делая многозначительную паузу. Это даст вам возможность вместе отправиться в захватывающее, полное приключений путешествие, усилит вашу взаимосвязь и, кроме того, даст вам возможность наблюдать за реакциями ребенка на протяжении всего повествования.
Читать нужно негромко, медленно и четко произносить слова

От этого зависит как сформируется речь вашего ребенка, словарный запас и правильное построение предложений.
Постарайтесь не вносить какие-либо изменения в повествование народных сказок с учетом нашей реальности, если вы пересказываете сказку. Такие дополнения и трансформации могут запутать ребёнка и внести затруднения в восприятие сказочного мира. Но это ни в коем разе не отменяет придумывание вами сказок для своего малыша.

Читать лучше оригинальные произведения. Укороченные и упрощенные варианты очень часто искажают не только смысл сказки, но и нарушают целостность образов героев.
Не раздражайтесь, когда ребенок начинает задавать вопросы. Терпеливо объясняйте то, что его волнует или то что ребенок не может понять.
Не читайте за один раз больше одной сказки. Ведь ребенку нужно пропустить ее через себя, чтобы понять смысл произведения.
Предоставляйте выбор сказки самому ребенку. Если он часто хочет слушать одну и ту же сказку, значит она необходима для его сознания в данный момент, а в подсознании происходит какая-то важная работа.
Удержитесь от объяснения ребёнку смысла прочитанной или рассказанной сказки. Лучше чтобы он сам все осознал. Но вы можете задавать наводящие вопросы, приводить сравнения или примеры.

Взрослые часто забывают о том, что были маленькими детьми и как с нетерпением ждали повествования очередной сказки. Поэтому не жалейте своего времени и чаще отправляйтесь с вашим ребенком в это увлекательное путешествие. Там вас ждет мир радости, любви, спокойствия, смелости и много такого, чего порой недостает в нашей жизни. И возможно вы вместе сможете пригласить это в свою реальность.

Вариант 5

Сказки — это волшебный мир, где реальность переплетается с фантазией, и моральные уроки вплетены в истории о принцессах, волшебниках и драконах. С течением времени, я осознал, что сказки не просто развлекательное чтение для детей, они несут в себе глубокие уроки, которые формируют наше мировоззрение и характер.

В первую очередь, сказки учат нам о морали и нравственных ценностях. Многие сказки предлагают нам модели хороших и плохих поступков. Например, в сказке о «Красной Шапочке» мы видим, что незнакомцам нужно быть осторожными и не разглашать личную информацию. В «Золушке» мы учимся, что доброта и терпимость вознаграждаются, а злоба и зависть несут наказание. Эти нравственные уроки формируют наше понимание того, что является правильным и неправильным, и помогают нам принимать более сознательные решения в повседневной жизни.

Сказки также способствуют развитию воображения и креативности. Они позволяют нам погрузиться в мир фантазии, где возможно все. Сказки заполняют наш разум образами чудесных мест, волшебных существ и приключений, и это вдохновляет нас видеть магию в повседневной жизни. Это умение видеть красоту и удивление вокруг нас может делать нашу жизнь более яркой и насыщенной.

Кроме того, сказки учат нас чувству справедливости и борьбе за свои убеждения. Многие сказки о героях, которые смело противостоят злодеям и защищают добро. Они вдохновляют нас быть сильными и решительными в борьбе за то, во что мы верим. В реальной жизни мы часто сталкиваемся с моральными дилеммами и проблемами, и уроки, полученные из сказок, помогают нам принимать верные решения.

В моей жизни я встречал ситуации, когда уроки из сказок помогли мне ориентироваться в сложных моментах. Например, рассказ о «Голубой Бороде» научил меня ценить честность и верность своим словам. Сказка о «Снежной королеве» учила меня о ценности настоящей дружбы.

В заключение, сказки — это не просто истории для детей, они предлагают нам уроки, которые сопровождают нас на протяжении всей жизни. Они учат нас морали, воображению, борьбе за справедливость и многому другому. Сказки — это сокровищница знаний и ценностей, которые помогают нам стать лучшими версиями самих себя.

Мне нравится110Не нравится51

2 вариант

Первая книга любого малыша — книга сказок. Чаще всего большая, с яркими иллюстрациями, изображающими избушку на курьих ножках, Василису Прекрасную, Ивана-царевича и других волшебных героев. Эта книга закладывает основы воспитания любого ребёнка, но чему конкретно учат сказки? Конечно же, добру, уважению к старшим, смелости, отваге и многим другим важным вещам.

Так, например, сказка в стихах К. И

Чуковского “Краденое солнце” расскажет ребёнку о том, как важно противостоять злу, воплощением которого в сказке является крокодил, и о том, что со злом нельзя мириться, ведь именно по вине тех, кто опустил руки и перестал бороться или тех, кто проявил равнодушие, и вершатся жуткие злодеяния. Ещё одним поучительным произведением является повесть В

Губарева “Королевство кривых зеркал”, которая иллюстрирует подрастающему человеку важность истинной дружбы, честности, учит быть ответственным и верным данному слову на примере главной героини по имени Оля – рассеянной и несобранной девочки, которая часто опаздывает, теряет свои вещи, ленится, капризничает и не может измениться, несмотря на все усилия бабушки. Прочитав эту повесть, ребёнок поймёт, что правду не скрыть за кривым зеркалом. Названные сказки предназначены для совсем маленьких читалей, а что поможет детям постарше? Им можно посоветовать к прочтению сказку Константина Паустовского «Тёплый хлеб». В этом произведении автор раскрывает тему доброты, милосердия и великодушия, заставляет читателей задуматься над вопросом: «Можно ли устранить последствия причинённого зла?».

Для любого возраста актуальны сказки А.С. Пушкина. Они имеют более сложную структуру, их начинают читать в более осознанном возрасте, опираясь на заложенные до этого понятия и убеждения. В его произведениях кто-то остаётся «у разбитого корыта», а для кого-то завершение истории означает лишь хороший исход. Так произошло в его «Сказке о рыбаке и рыбке». Если спросить ребёнка: «О чём эта сказка?», скорее всего он ответит: «О жадности. Старуха была слишком жадной, поэтому осталась ни с чем», — и окажется абсолютно прав. В основе произведения лежит мысль о том, что сколько бы материальных благ не получили такие жадные и алчные люди, им всегда будет мало, они всегда найдут кого-то, чей статус превышает их, кого-то, у кого больше богатств и власти, и захотят стать выше этого человека или даже золотой рыбки.

Таким образом, сказки учат детей правильно поступать в той или иной ситуации, искренне дружить, учат основам поведения в обществе и прививают верные моральные ценности.

5 класс. 2 класс

Как улучшить восприятие сказок

Все дети любят вымышленные истории, но почему-то школьная программа по чтению для многих становится тяжелой повинностью. Вряд ли пользу принесет та сказка, которую читать приходится через силу

Чтобы чтение способствовало развитию, учило чему-то новому и дарило радость, важно подойти к нему с умом. Эти рекомендации помогут сделать сказки полезными для малышей и детей постарше:

  • Выбирайте чтение по возрасту. Какие сказки учат детей младшего возраста, будут неинтересны старшим, и наоборот. Трехлеткам будет тяжело и эмоционально трудно воспринимать истории Андерсена, например. Также, как 10-летним детям ни к чему читать русские народные «Колобок» и «Репка». Каждой истории – свое время.
  • Следите за пониманием. Нет смысла читать то, чего не понимаешь. И дело не только в возрасте. Например, в народных сказках много слов, которые сегодня вышли из оборота. Также встречаются предметы быта, незнакомые современному человеку. Читая малышам, некоторые фразу лучше заменить на более подходящие. Например, вместо «несолоно хлебавши» сказать, что журавль ушел от лисы голодным. Детям постарше можно и нужно объяснять смысл незнакомых слов и выражений, это увеличит словарный запас.
  • Создайте атмосферу. Выбор персонажа основывается не столько на степени увлеченности ребенка литературным произведением, сколько на обстановке и на том, как ему читали книгу. Если книга была прочитана в приятной обстановке, например, под уютным одеялом или с нежными объятиями во время прослушивания, это может произвести большее впечатление, чем строгое чтение в школе. Трогательные моменты дают малышу что-то осязаемое, за что он может ухватиться, когда решает, какой персонаж ему больше нравится, а сама история дает лишь общее представление.
  • Будьте примером. В нынешнюю эпоху все меньше людей занимаются чтением литературных произведений, а дети подражают поведению взрослых. Однако чтение необходимо для интеллектуального развития. Сейчас современные дети почти никогда не видят своих родителей с книгой в руках. Человека необходимо знакомить с литературой с раннего возраста, если у него есть хоть какая-то надежда развить желание читать. Читайте сами и читайте как можно больше книг своим детям.

Поселите книжки дома, полюбите волшебные истории, и тогда они ответят вам взаимностью, раскрыв весь смысл и показав красоту воображаемого мира!

Вариант 2

Сказки, конечно, учат. В них нет, как в баснях, такой уж морали – в конце отдельной строкой, но всё и так понятно. Общее направление – это учиться добру, побеждать зло.

В сказках, понято, всё просто. Вот если бы в жизни всё так было: добро и зло, белый и черный… Сказка учит проходить препятствия, побеждать зло, не поддаваться злым чарам. Учат находить свою любовь, смело идти вперёд, помогать всем. Не бояться.

Но они не учат анализировать, почему, например, Кощей злой. Может, у него была несчастная любовь, травма в детстве… Не просто так он таким стал. То есть мы учим основы

В жизни, думаю, нужно применять осторожно эти уроки. Просто дальше они усложняются

Так ведь во всём – сначала мы учим базу, а после уже усложняем.

В принципе, все сказки похожи тем, что добро побеждает. Бедный трудяга получает помощь (обычно волшебную), отправляется в путь (а на это нужна смелость), встречает разные трудности, всех побеждает… И ещё герой встречает разных существ волшебных. Обычно они ему помогают, хотя иногда нужно пройти испытания. Вот, например, баба Яга. Страшная, но могущественная. Может и съесть! Но если ей помочь, то подарит, например, клубочек, который дорогу показывает. Говорят, что подобное и в жизни бывает, но только, конечно, Яга уже не бабка, а, например, завуч… И в конце сражаешься с чудовищем, побеждаешь, становишься принцем. То есть происходит превращение.

Можно сказать, что сказки, так как они много раз повторялись всё новым поколениям уже так вошли в сознание и подсознание, что влияют на человечество. Главное, что они учат добру, хорошему ещё до религии, до государства…

Чему учит сказка

Если обратиться к нашей истории, то можно отметить, что в старину, когда ребенок совершал проступок, его не брались сразу наказывать, а заводили с ним разговор, наставляя на стезю правую. После это ребенок мог обдумать свое поведение, сделать соответствующие выводы и уже не повторять ошибок.

Такое же значение имеет и сказка для воспитания и развития ребенка. Через сказку малыш получает опыт старшего поколения. Она способствует расширению восприятия мира ребёнком, обогащает духовно, дает знания о жизни и ее законах, способствует развитию фантазии и закладывает творческое начало. Воображение помогает ему входить в роли персонажей из сказки, проживать будто на собственном опыте сюжеты реалий сказки, что делает его мышление более гибким и развивает интуитивное восприятие мира. Выводы, сделанные после прочтения сказки можно назвать первыми жизненными знаниями, опытом. Сказочный язык понятен и любим детьми любого возраста, это их стихия.

Сказка полезна и интересна ребенку. Она предоставляет ребенку возможность представить себя на месте всех героев сказки. От главного персонажа до самого незначительного второстепенного и даже на месте отрицательного героя

Важно, что ребенок может идентифицировать и отождествить себя с героем и, прожив на страницах сказки все его поступки, оценить их результаты и последствия

Главный герой сказки на своем примере учит малыша активно действовать в любой жизненной ситуации, не опускать руки, не уходить в сторонку. Ему приписываются самые лучшие качества человека: храбрость, смелость, находчивость. И качество, которое теряется в последнее время, – доброта.

В сказках, есть четкое разделение героев на положительные и отрицательные, что дает возможность ребенку понять что такое плохо, что такое хорошо и сформировать правильную систему ценностей.

Сказки пронизаны волшебством, окутаны таинственностью. Написаны поэтическим, образным и метафоричным языком. Они дают ребенку новые ощущения и впечатления.

Хорошая добрая сказка всегда заканчивается хорошо, что бы не происходило на протяжении всего повествования. Добро побеждает зло. Отрицательные герои изменяются, что-то осознают, получают то, что заслужили или исчезают из мира данной сказки. Положительные герои тоже меняются, приобретая новые качества, и продолжают жить в мире сказки уже в каком-то другом обличие. Все это формирует оптимистическое отношение к жизни и чувство справедливости.

Все события в сказке стройно и логично вытекают один из другого и ребёнок легко улавливает причину и следствие каждого происходящего события.

Любая сказка в своей основе имеет сразу несколько пластов и поэтому, прочитанная в разном возрасте, будет восприниматься по-разному и решать разные задачи.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий