§ Содержание произведений русской литературы для 5 класса
1. Лирика разных времен и народов
Русская литература богата поэтическим наследием, которое знакомят с душевным миром русского человека. В изучаемом классе, ученики могут познакомиться с лирикой великих русских поэтов, таких как Александр Пушкин, Сергей Есенин, Анна Ахматова и других. Также можно расширить кругозор и познакомиться с лирикой народов мира, например, с поэзией авторов из других стран.
2. Фольклорные сказки и сказки авторов
Русский фольклор отличается богатством сказочных сюжетов и героев. В основе русских народных сказок лежат вечные сюжеты о добре и зле, о победе справедливости. Например, в курсе 5 класса можно ознакомить учеников с сказками «Василиса прекрасная», «Татарин добрый», «Гуси-лебеди» и многими другими. Также рассматриваются сказки авторов, как Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен и других.
3. Повести и рассказы о животных
Животные являются важным предметом литературы. В контексте 5 класса, ученики могут прочитать такие произведения, как «Клык» Джека Лондона или «Свинья из пруда» Ивана Федоровича Крылова. Эти произведения помогут учащимся узнать о животном мире, его законах и взаимоотношениях между людьми и животными.
4. Истории о приключениях и фантастические произведения
Приключения и фантастика всегда привлекают ребят своим непредсказуемым ходом событий. Чтение произведений, таких как «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона или «Ленинградский метрополитен» Владимира Линдгрена, помогут ученикам окунуться в мир приключений и фантазии, а также расширить кругозор.
5. Легенды и мифы
Легенды и мифы — это древние истории, созданные народами для объяснения происходящих явлений и явления в мире. В 5 классе можно изучить такие произведения, как «Малютка и Карлsson» Астрид Линдгрен или «Жар-птица» Павла Бажова
Знакомство с легендами и мифами позволит учебникам обратить внимание на древние легенды и верования, а также оценить их значение в культуре народа
§ Средства художественной выразительности
Художественная литература – это один из самых увлекательных предметов, который вызывает большое внимание у учащихся. Она знакомит ребят со множеством литературных жанров и авторов, открывает для них весь мир русских и мировых классиков
В процессе изучения литературы 5 класс проведение различных работ и викторин с ответами помогает глубже понять художественные средства выразительности, которые используются в произведениях. Такие средства, как метафоры, эпитеты, гиперболы, сравнения и скороговорки, делают тексты более интересными и яркими.
Эпитеты – это качества предмета или человека, которые описываются в тексте, например, «высокая лошадь» или «сильный человек».
Метафора позволяет увидеть определенный предмет или явление в ином свете, например, в сказке «Буратино» автор А. Толстой описывает крыловское пророчество о Буратино, что он «с ними клык».
Сравнения — это сравнение двух предметов или явлений на основе их сходства. Например, в сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Линдгрен описывает Мальвину, героиню сказки, сравнивая ее с прекрасной Василисой Премудрой.
Примерные вопросы для викторины по литературе 5 класс:
- Какие художественные средства используются в литературных произведениях?
- Что такое эпитеты и метафоры? Приведите примеры.
- Какие сравнения вы запомнили из прочитанных произведений?
- Какие другие художественные средства вы знаете?
Также, чтобы закрепить полученные знания, можно провести викторину в формате «пропуски в тексте». Учащимся предлагается текст произведения, в котором пропущены важные слова или фразы. Задача участников – правильно заполнить пробелы. Примерные вопросы для викторины:
- Кто является автором сказки «Морозко»?
- Какое животное является героем сказки «Три поросенка»?
- Как называется старушка, которая помогает Шапокляк в сказке «Красная шапочка»?
- Какой герой был противостоящей «чародейкой» в сказке «Мощное обаяние? Как его звали?
Благодаря таким викторинам и работам, учащиеся могут лучше усвоить литературные средства выразительности и понять их роль в произведениях, роду и жанрам литературы.
§ Вопросы «Хорошо ли вы знаете зарубежные произведения литературы»
- Какое произведение создано американским писателем Джеком Лондоном?
1) «Вересковый мед»
2) «Белый клык»
3) «Приключения Тома Сойера»
4) «Красная шапочка»
Ответ: «Белый клык».
Кто автор сказки «Приключения Чипполино»?
1) Джек Лондон
2) Марк Твен
3) Джанни Родари
4) Х.-К. Андерсен
Ответ: Джанни Родари.
Назовите автора повести «Приключения Калле Блюмквиста»
1) Джанни Родари
2) Шарль Перро
3) Астрид Линдгрен
4) Редьярд Киплинг
Ответ: Астрид Линдгрен
Назовите английского писателя:
1) Артур Конан Дойл
2) Астрид Линдгрен
3) Джанни Родари
4) Джек Лондон
Ответ: Артур Конан Дойл.
Назовите американского писателя:
1) Даниель Дефо
2) Роберт Стивенсон
3) Рэй Брэдбери
4) Герберт Уэллс
Ответ: Рэй Брэдбери.
Как называется дебютный роман Жюля Верна
Ответ: «Пять недель на воздушном шаре».
Где жили медовары из баллады «Вересковый мед»?
1) под водой
2) в пещерах под землей
3) в норах
Ответ: В пещерах под землей.
Заполните пропуск:
Когда Робинзон Крузо попал на корабль, первым делом он пошел в ?
Ответ: В кладовую за сухарями.
Заполните пропуск:
На корабль Робинзон Крузо взбирался по ?
Ответ: По канату.
Что изменил в своей первоначальной фамилии Даниель Дефо?
Ответ: Добавил к фамилии Фо приставку Де.
Кто был друзьями Чиполлино из произведения Дж. Родари «Приключения Чиполлино»?
Ответ: Вишенка, Редиска.
§ Средства художественной выразительности
1. Повторение
Повторение – это использование одного и того же слова, выражения или идеи несколько раз в тексте
Оно помогает подчеркнуть важность или усилить эмоциональную силу определенного слова или идеи
2. Метафора
Метафора – это перенос значения одного слова на другое слово на основе их сходства
Она позволяет создать образное выражение и передать смысловую нагрузку, привлекая внимание читателя
3. Эпитет
Эпитет – это прилагательное или фраза, которые описывают признаки предмета или явления с целью создания яркого образа или передачи определенной атмосферы.
4. Аллитерация
Аллитерация – это повторение звуков в начале слов или в одной фразе
Она создает музыкальность и ритм в тексте, привлекая внимание и создавая особую атмосферу
5. Олицетворение
Олицетворение – это присвоение живым или неживым предметам человеческих качеств или действий. Оно помогает создать образы, визуализировать историю и усилить эмоциональную силу произведения.
6. Гипербола
Гипербола – это преувеличение какого-либо явления или характеристики для усиления выразительности или создания комического эффекта.
7. Ирония
Ирония – это использование слов или выражений, которые противоречат истинному смыслу или ожиданиям читателя. Она может использоваться для передачи скрытого сарказма или создания комического эффекта.
8. Сравнение
Сравнение – это установление сходства или различия между двумя предметами или явлениями с помощью слов «как», «словно», «подобно». Оно позволяет создать яркое образное выражение и усилить эмоциональную силу текста.
9. Антитеза
Антитеза – это противопоставление двух противоположных понятий или идей. Она позволяет создать контраст и передать сложность или противоречивость ситуации.
10. Метонимия
Метонимия – это замена одного слова другим на основе логической связи или сходства. Она позволяет уменьшить повторение и передать смысловую нагрузку.
Средство выразительности | Описание |
---|---|
Повторение | Использование одного и того же слова, выражения или идеи несколько раз в тексте. |
Метафора | Перенос значения одного слова на другое слово на основе их сходства. |
Эпитет | Прилагательное или фраза, которые описывают признаки предмета или явления. |
Аллитерация | Повторение звуков в начале слов или в одной фразе. |
Олицетворение | Присвоение живым или неживым предметам человеческих качеств или действий. |
Гипербола | Преувеличение явления для усиления выразительности или создания комического эффекта. |
Ирония | Использование слов или выражений, противоречащих истинному смыслу или ожиданиям. |
Сравнение | Установление сходства или различия между двумя предметами или явлениями. |
Антитеза | Противопоставление двух противоположных понятий или идей. |
Метонимия | Замена слова другим на основе логической связи или сходства. |
Викторина. А.С. Пушкин
Литературная викторина непременное занятие, которое периодически необходимо проводить для любого ребенка, а лучше детей. В современном мире так развито телевидение и радиовещание, что литературу молодое поколение забросило. Казалось бы, в век высоких технологий люди постоянно общаются в сети и должны что-то читать, но все совершенно не так, как оказалось на практике. Большинство детей смотрят по телевидению исключительно развлекательные каналы, а смартфонами и коммуникаторами пользуются лишь для безграмотного общения со сверстниками через социальные сети или для многочисленных игр.
Нельзя чтобы дети теряли страсть к книгам, ведь так, как книги, ничто не сможет развивать память, воображение, мышление, интерес к новому. Русская литература признана во всем мире и просто стыдно не знать своих великих писателей. Поэтому обязательно нужно проводить литературные викторины для того, чтоб подогреть интерес детей к предмету и для проверки полученных знаний. Поэтому для вас подготовлена викторина по Пушкину с ответами – одному из самых известных поэтов, который подарил нам массу незабываемых произведений. В ней собраны вопросы об интересных фактах из жизни великого писателя, а также о его самых известных творениях.
Для этой викторины по Пушкину с ответами 5-6 класса стоит поделить детей на несколько команд, чтоб подстегнуть соревновательный дух учеников. Сначала им задаются разминочные вопросы, а после основные. Побеждает команда, давшая больше всех правильных ответов. Интереснее разделить каждую команду на капитана и участников. И по принципу игры «Что? Где? Когда?» после 30 секунд обсуждения капитан выбирает отвечающего. Выигравшая команда и ее капитан могут получить дополнительное количество сладостей, а проигравшим раздать по утешительному призу.
- Долго ли прожили старик и старуха из сказки о рыбаке и рыбке? (33 года)
- Сколько царей встречалось в пушкинских сказках? (два)
- Какие были имена этих царей? (Салтан и Дадон)
- У князя Гвидона были три дива. Какие? (богатыри, белка и царевна)
- Были ли сыновья у Дадона? Сколько? (два)
- Елисей, королевич, который искал пропавшую невесту. К кому он обращался с мольбами о помощи в поисках? (Месяц, солнце, ветер)
- Какая была кличка у пса семи братьев богатырей? (Соколко)
- Месторасположение лицея Пушкина? (Флигель Екатерининского дворца)
- Дата открытия лицея? (19.10.1811)
- Был ли особенный цвет формы для учеников лицея? (синий)
- Лучший друг Пушкина в лицее? (Пущин)
- Прозвище великого поэта, которое ему дали лицеисты? (француз)
- Стихотворный размер, которому благоволил поэт? (ямб)
- Любимое место проведения каникул в летний период? (имении бабушка)
- О ком Пушкин написал «мой друг бесценный»? (Пущин)
- Если Пушкина звали Француз, то кем были Кюхля и Жанно? (Кюхельберг и Пущин)
- Когда Александр Сергеевич появился на свет, вся Москва весь день кричала «Ура!» и церкви звонили в колокола. Почему? (было Вознесение и торжество рождения императорской внучки)
- Кто сопровождал поэта в лицей при поступлении? (Василий Львович – дядя)
- Первое опубликованное стихотворение писателя? (К другу стихотворцу)
- В какое литературное общество приняли Пушкина еще во времена учебы в лицее? (Арзамас)
- Куда поступил писатель после окончания лицея? (в коллегию иностранных дел)
- Какое было его первое историческое произведение? (Борис Годунов)
- С каким декабристом Пушкин долго находился в переписке? (Рылеев)
Также обратите внимание на викторину по Лермонтову для 6 — 7 классов
§ Литературная программа для 5 класса
Введение в мир литературы
Литература — предмет, открывающий перед ребятами весь мир слов, историй и воображения. Занятия по литературе помогут познакомиться с разными жанрами, научат анализировать произведения и развивать критическое мышление. В рамках программы дети будут изучать произведения русских и зарубежных авторов и сможет расширить свой кругозор.
Русская классика
Одним из важных блоков программы является изучение русской классической литературы. Ребят ожидает знакомство с такими произведениями, как «Сказка о попе и работнике его Балде» и «Там, на неведомых дорожках…». А также предметом изучения станут произведения живущих в разные времена писателей, например, В.О. Лоев. Литературные знания укрепляются благодаря викторинам и ответами на вопросы. Также будет проведена викторина по литературным героям.
Зарубежная литература
В рамках изучения зарубежной литературы дети познакомятся с произведениями таких авторов, как Ж. Перро и А. Линдгрен. Вершины высокой волшебной литературы стоят перед учениками в образе Жюля Верна, М.Ю. Лермонтова и многих других писателей, толком весь русский народ и весь мир зарубежной литературы ножом поединка. Важным компонентом изучения зарубежной литературы является анализ метафоры и сравнений.
Лирика и сказки
В программе предусмотрено и изучение русской лирики и сказок. Ребята смогут оценить красоту и чарующую силу слов, наполненных железом и бажеком. Весь двадцатый век рос и процветал русский книжный торговец, и сказки станут прекрасным примером его литературного мастерства. Также будет проведена викторина по сказкам.
Животные в мире литературы
Животный мир в программе занимает отдельное место. Дети узнают о животных, которые стоит только пальцем рук дотронуться. Такими животными являются Василиса Прекрасная и Жук Жукарочка. Как и московский стол, турфириот сразу удалился от этого. И хорошо, что русские сказки и повести оставлены без изменений, их не тратят руками.
Слайды и текст этой презентации
Литературная викторина
“По следам любимых сказок”5 класс
Условия проведения викторины:
Выбор команды ( по 7 человек).Название команды.Выбор ведущих (для каждой команды).Выбор членов жюри .Подведение итогов. (правильный ответ- 5 баллов)
Оборудование и материалы:
Дидактические материалы к викторинеИллюстрации сказокПрезентация для сопровождения викториныЛист учета результатов викторины
“Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.”
(А.С.Пушкин)
Вопросы:
I команда.Что такое сказка?
II команда.Что такое фольклор?
I команда.Какие бывают сказки?
II команда.Какие виды сказок вы знаете?
I команда.Приведите примеры сказочных зачинов.
II команда.Приведите примеры присказок.
I команда.Какие сказочные силы противоборствуют в сказках?
II команда.Какая цифра в сказках является магической ? Привести примеры.
I команда.Назовите добрых сказочных героев.
II команда.Назовите злых сказочных героев.
( Кто больше назовет).
I команда.Назовитеархитектурные сооружения, встречающиеся в сказках.
II команда.Назовите предметы быта сказочных героев.
I команда.Назовите сказки, в которых главные герои- животные.
II команда.Назовите сказки, в которых происходят сказочные превращения.
I команда.Привести примеры народных сказок.
II команда.Назвать“авторские” сказки.
I команда. В какой сказке героиня умела все:и ткать, и печь, и плясать.
II команда.В какой сказке смерть Кащея находилась на конце иглы?
I команда.
II команда.
Вопрос для обеих команд.
Чему нас учат сказки? ( Оригинальность ответа, примеры на основе сказок)
Ответы викторины:
I. Сказка- это произведение устного народного творчества. II. Фольклор- устное народное творчество.I. Сказки бывают народные и авторские. II. Виды сказок: волшебные, бытовые, о животных.3. I. “Жили-были..”, “ В некотором царстве, в некотором государстве…..” II. “И я там был, и мед я пил….”, “Сколько сказка сказывается….” и т.д.I. Добро и зло. II. 3- магическая цифра в сказках. ( Три дороги, три царевны, три молодца…..и т.д.)I. Добрые: Иван- царевич, Серый волк, Василиса Прекрасная, и т.д. II. Злые: Кащей – Бессмертный, Баба- Яга, Леший, и т.д.6. I. Терем, избушка, хижина, юрта, избушка на курьих ножках. II. Ковер-самолет, сапоги-скороходы, метла, и т.д….I. “Теремок” , “Кот в сапогах”, “Гуси-лебеди”,…….. II. “Лягушка-царевна”, “Конек- горбунок”,……..
8. I. “Царевна- лягушка”, “Гуси- лебеди”….. II. “Сказка о Золотом Петушке” ( А.С. Пушкин)….I. “Царевна -лягушка” II. “Царевна-лягушка”10 . Ответы учащихся. Общая сумма баллов-50
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!
§ Вопросы «Художественные тропы»
В литературе часто используются различные художественные тропы, которые помогают авторам выразить свои мысли и чувства более ярко и выразительно. Одной из таких троп является метафора. Она выражается сравнением двух разных понятий с помощью слов «как» или «является». Например, в повести «Василиса Прекрасная» А.А. Жилина мальчик стоит перед гневным бараном, клык которого как толстой дуб. Такая метафора позволяет нам представить себе силу и ростом этого животного.
Еще одним художественным тропом является сравнение, которое выражается с помощью слов «как», «словно» и «подобно». В повести «Джек в стране чудес» Л. Кэрролла мальчик встречает много странных животных, созданных автором. Например, голова у Моськи была замечательно большая, словно тыква! Сравнение позволяет нам представить себе размеры и форму этого животного.
Также в литературе широко используется аллегория, которая выражается через перенос значения одного предмета на другой. В сказке «Красная Шапочка» Ш. Перро и в произведениях других авторов мы видим, что шапочка становится символом любови и заботы. Это позволяет авторам передать важные эмоции и идеи.
В викторине по литературе 5 класс с ответами можно встретить вопросы о разных художественных тропах и их примерном использовании в произведениях разных авторов. Например, какой автор использовал метафору «леденящая жанровая туманность» в стихотворении? (Ответ: Ф.И. Тютчев). Или, в каких произведениях А.Линдгрен главный герой говорит скороговорки? (Ответ: в «Пеппи Длинныйчулок» и «Карлсоне, который живет на крыше»). Викторина поможет проверить ваши знания в этой области и познакомиться с разными художественными приемами, используемыми в литературе.
§ Роды и жанры литературы
Всего существует три рода литературы и один дополнительный:
- Эпос. Это повествование о прошлом, в котором представлена целостная картина народной жизни. Сюжет рассказывается от лица повествователя. Он может быть, как реальный, так и выдуманный, как наблюдатель, так и участник событий.
- Лирика. Произведения такого типа транслируют личное отношение автора к чему-либо, его эмоции и чувства.
- Драма. Этому роду свойственен бытовой сюжет и вполне обыденный стиль повествования. Драматические жанры воспроизводят внешний мир через взаимоотношения между героями, через их поступки и конфликты.
- Лироэпика. Как видно из названия, этот род объединяет эпос и лирику.
Каждому роду соответствует свой набор жанров. Например, для эпоса характерны:
- рассказ;
- повесть;
- роман;
- эпопея;
- былина;
- поэма;
- басня.
Драма включает:
- собственно драму;
- трагедию;
- комедию;
- трагикомедию.
К лирике относятся:
- романс;
- послание;
- элегия;
- ода;
- эпиграмма;
- идиллия.
Лироэпика объединяет в себе такие жанры:
- роман в стихах;
- балладу;
- поэму.
Итак, давайте проверим, как хорошо вы разбираетесь в литературных жанрах.
§ Зарубежные произведения для 5 класса
1. «Робинзон Крузо» — Даниэль Дефо (Англия)
«Робинзон Крузо» — приключенческий роман, написанный английским писателем Даниэлем Дефо. Главный герой, Робинзон Крузо, оказывается на необитаемом острове после кораблекрушения и вынужден выживать в одиночку. Он учится строить жилище, охотиться и выращивать пищу. Произведение поднимает важные вопросы о смысле жизни, самости, дружбе и вере в чудеса.
2. «Маленький принц» — Антуан де Сент-Экзюпери (Франция)
«Маленький принц» — философская сказка французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Главный герой, Маленький принц, путешествует по разным планетам, где встречает разных жителей и задает им глубокие вопросы о жизни и смысле. Роман является аллегорией и заставляет задуматься читателя над сокровенными истинами.
3. «Алиса в Стране чудес» — Льюис Кэрролл (Англия)
«Алиса в Стране чудес» — фантастический роман английского писателя Льюиса Кэрролла. Главная героиня, Алиса, попадает в сказочный мир, где встречает странных и веселых персонажей. Через множество приключений и необычных ситуаций, Алиса пытается найти выход и понять правила этого странного мира. Книга известна своей философией и логическими загадками.
4. «Приключения Тома Сойера» — Марк Твен (США)
«Приключения Тома Сойера» — приключенческий роман американского писателя Марка Твена. Главный герой, Том Сойер, живет в деревне и вместе с друзьями и братом оказывается втянутым в разные приключения. Книга показывает детское чувство приключений, мечты и свободы, а также противопоставляет детскую непосредственность и беззаботность взрослому мироустройству.
5. «Секрет» — Франсуаза Беже (Франция)
«Секрет» — историческая детская книга французской писательницы Франсуазы Беже. Главная героиня, Мари, пытается разгадать замороженный во времени музейный портрет исторической фигуры. Раскрывая тайны прошлого, Мари узнает много интересного о Франции. Книга позволяет детям расширить свои знания о исторических событиях и учиться исследовать мир вокруг себя.
Сводная таблица зарубежных произведений для 5 класса:
№
Название произведения
Автор
Страна
1
Робинзон Крузо
Даниэль Дефо
Англия
2
Маленький принц
Антуан де Сент-Экзюпери
Франция
3
Алиса в Стране чудес
Льюис Кэрролл
Англия
4
Приключения Тома Сойера
Марк Твен
США
5
Секрет
Франсуаза Беже
Франция
§ Вопросы «Деление литературы на роды и жанры раскрытие понятий с примерами»
1. Какие роды литературы вы знаете?
Род литературы определяется основной темой или предметом произведения. Среди родов литературы можно выделить такие как:
- Эпос — род литературы, в котором рассказывается о героях и событиях, битвах и путешествиях, например, произведениягг Одиссея и «Энеида».
- Лирика — род литературы, в котором автор выражает свои чувства и эмоции, например, стихи Тютчева и Жуковского.
- Драма — род литературы, где действие происходит на сцене и герои выговаривают свои реплики, например, пьесы Шекспира и Мольера.
- Сказка — род литературы, в котором главными героями являются животные или волшебные персонажи, например, «Шапка-Невидимка» Бажова и сказки Перро.
- Басня — род литературы, где животные выступают символами и передают нравственную притчу, например, басни Крылова и Линдгрен.
2. Каким образом можно разделить сказки по роду?
Сказки можно разделить на несколько родов в зависимости от основной идеи или происхождения. Вот некоторые роды сказок:
Народные сказки — это сказки, передаваемые из поколения в поколение устным народным творчеством, например, «Василиса Прекрасная» и «Морозко».
Сказки авторов — это сказки, созданные одним автором, например, «Красная Шапочка» и «Тома-девица» Перро, «Три медведя» и «Моська-морда» Ушинского.
Сказки-притчи — это сказки, в которых главное внимание уделяется моральной и нравственной проблеме, например, сказки Лафонтена и Крылова.
Сказки-былины — это сказки, в которых герои — сильные и доблестные воины, например, «Служил бы батюшка разбойникем» и «Калинов мост» Жирова.
3. Что такое жанр в литературе?
Жанр в литературе определяется формой выражения произведения, его структурой и особенностями. Жанры помогают классифицировать произведения и понять, что автор хотел передать своим читателям. Некоторые жанры в литературе:
- Роман — это жанр, в котором рассказывается длинная история о событиях в жизни главных героев, например, «Война и мир» Толстого и «Лондонские зарисовки» Клима.
- Поэма — это жанр, в котором автор рассказывает о событиях или идеях с помощью поэтического стиля, например, «Руслан и Людмила» Пушкина и «Ленин и Шизару» Маяковского.
- Потешки — это жанр, в котором рассказываются короткие и забавные стихи, например, «Леденящая морозами хорошо стол» и «Клык» Милютина.
Благодаря различным жанрам в литературе мы можем наслаждаться разнообразием и узнавать новое о мире и себе!
§ Роды и жанры литературы
Роды литературы:
- Эпика — произведения описывают события, хронологический рассказ о жизни героев.
- Лирика — произведения, где автор выражает свои чувства, переживания и эмоции.
- Драма — произведения, в которых показываются конфликты и действия героев, часто на сцене.
Жанры литературы:
- Роман — длинное повествование, где развивается сюжет и описывается множество персонажей.
- Повесть — более короткое произведение, часто с одним главным героем и узким кругом действия.
- Сказка — произведение для детей, где герои волшебные и зачастую магические события.
- Басня — короткое произведение, где герои — животные, учат читателей морали.
- Поэма — длинное поэтическое произведение, обычно с оркестром и хором для исполнения.
- Миниатюра — очень короткое произведение, обычно с одной ситуацией или идеей.
Примеры произведений:
Род | Жанр | Примеры произведений |
---|---|---|
Эпика | Роман | «Война и мир» Л. Н. Толстого |
Лирика | Поэма | «Евгений Онегин» А. С. Пушкина |
Драма | Повесть | «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского |
Эпика | Сказка | «Красная Шапочка» Шарля Перро |
Лирика | Басня | «Лиса и виноград» И. А. Крылова |
Драма | Миниатюра | «Одуванчик» Карлос Вильярреал |
§ Вопросы «Русские авторы и их творчество»
- Кто автор произведения?
1) Однако же еще тарелку он берет,
Сбирается с последней силой
И — очищает всю.
Ответ: И.А. Крылов «Демьянова уха».
2) Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Ответ: М.Ю. Лермонтов «Парус».
3) И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Ответ: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
4) А Жилин хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».
Ответ: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».
5) «Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»
Ответ: И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей».
Заполните пропуски в представленном отрывке (за каждым знаком вопроса спрятано одно слово) и назовите автора:
Чародейкою ?
Околдован, ? стоит —
И под снежной ?,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он ?.
И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не ? —
Сном ? очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой ? пуховой…
Ответ: Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою…»
Пропуски: 1) зимою, 2) лес, 3) бахромою, 4) блестит, 5), не живой, 6) волшебным, 7) цепью.
Чьему авторству принадлежит рассказ «Муму»?
1) М.Ю. Лермонтов
2) И.А. Бунин
3) Н.В. Гоголь
4) И.С. Тургенев
Ответ: И.С. Тургенев.
Выберете произведение, которое относится к творчеству А.С. Пушкина?
1) «Руслан и Людмила»
2) «Бородино»
3) «Мартышка и очки»
4) «Соловьи»
Ответ: «Руслан и Людмила»
Выберете произведение, автором которого НЕ является М.Ю. Лермонтов:
1) «Черемуха»
2) «Парус»
3) «Бородино»
4) «Листок».
Ответ: «Черемуха».
Как называется произведение? Вставьте пропущенные слова в представленном отрывке и назовите автора стихотворения:
Они ? во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны ? ,
Она нас выслала вперед».
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых ? дней
Румяный, светлый ?
Толпится ? за ней!
Ответ: Ф.И. Тютчев «Весенние воды»
Пропуски: 1) гласят, 2) гонцы, 3) майских, 4) хоровод, 5) весело.
Назовите самого известного русского баснописца.
Ответ: И.А. Крылов.
Вспомните знаменитых русских писателей-сказочников.
Примерный ответ: П.П. Бажов, П.П. Ершов, К.И. Чуковский, А.С. Пушкин.
«Человек без селезенки» — какому автору принадлежит это прозвище? Назовите другие псевдонимы писателя.
Ответ: А.П. Чехов. Антоша Чехонте, Брат моего брата.
Два русских поэта написали сказки о спящей царевне. Кто они?
Ответ: В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.
Какие поэты XIX века много внимания в своих работах уделяли природе родного края?
Ответ: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.
Заполните пропуски в названиях:
«? под Дубом», «? И Моська», «Ворона и ?», «Стрекоза и ?», «? уха».
Ответ: Свинья, Слон, Лисица, Муравей, Демьянова.
Литературная игра
В последние годы радует тенденция возрождения интереса к библиотекам как среди детей, так и среди взрослых. К счастью, новомодные и технологичные электронные книги не вытеснили обычные бумажные. Удобство их использования не смогло сравниться с приятным шелестом бумажных страниц и с той магической связью, которая возникает между читателем и бумажной книгой в его в руках.
И теперь все больше мальчишек и девчонок бегут в библиотеку за новой книгой, хранящей в себе новые знания, истории, приключения.
Библиотека – это не просто место хранения книг. Это пространство для общения, отдыха и даже творчества.
Сейчас в стенах библиотек по всей стране проводятся различные литературные познавательно-развлекательные игры,конкурсы, турниры, викторины, театрализованные представления по известным литературным произведениям.
Так как игра для ребенка – это прекрасный способ обучения и получения информации, поэтому именно через игру в библиотеке и нужно заинтересовывать детей миром книг и прививать им тягу к чтению.
Литературные игры для детей можно проводить не только в городских библиотеках, но и в школьных, или даже в домашней библиотеке, если там достаточная коллекция книг.
В этой статье мы дадим вам советы, как провести интересную игру или викторину в библиотеке и придумать свой сценарий игры в библиотеке.
Хорошо, если игра будет проводится для читателей-ровесников, тогда можно будет подготовить задания именно по произведениям, которые соответствуют возрасту игроков и учебной программе в школе.
Литературная игра может включать в себя различные элементы. Мы предлагаем вам несколько идей интересных заданий для литературной игры урока в библиотеке или школе.
Задания для литературной игры
Литературная викторина – игра в ответы на вопросы. Для нее подойдут вопросы по сюжетам книг, их названиям, вопросы на знание литературных терминов, вопросы на знание авторов произведений и их биографии. Внимательные и эрудированные участники по достоинству смогут применить тут свои знания. Пример такого вопроса: Именно этот поэт впервые назвал Санкт-Петербург Петроградом. (А.С.Пушкин: «Над омрачённым Петроградом/ Дышал ноябрь осенним хладом».)
Литературный кроссворд. Для него подойдут такого же рода вопросы, как и для викторины, но нужно будет вписывать ответы в определенные графы и в итоге получить какое-то ключевое слово. Кто первый назовет это слово, тот и получает победное очко.
Отрывок из литературного произведения. Это очень интересное задание для литературного конкурса. И главное, что его очень легко готовить. Вам всего-то нужно взять из нескольких произведений значимые, запоминающиеся отрывки. Во время игры зачитать их игрокам, а они должны назвать автора и название произведения. Пример отрывка: «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится…» (Н.С. Лесков, «Левша»)
Путаница из букв.Задание, в котором из предложенных букв нужно составить слово — название произведения, имя героя или фамилию писателя. Пример: ХОВЕЧ (Чехов А.П.)
Портреты писателей. Отличное задание для игры в библиотеке
Очень важно не просто читать книги, но и знать в лицо писателей, которые подарили нам любимые произведения.Такое задание, когда игрокам нужно назвать фамилию и имя писателя, глядя на портрет, может быть достаточно сложным на маленьких читателей. Но пройдя это задание в игре и узнав правильный ответ, они обязательно запомнят его надолго
Пропущенные слова в стихотворении
С этим заданием хорошо справятся читатели с отличной памятью и те, кто любит учить стихи. Организатору нужно прочитать стихотворение игрокам, делая паузу на месте пропущенных слов. Игроки должны вспомнить, какое слово пропущено, и назвать его. Кто больше слов успеет вставить первым, тот и получает победное очко. Вот пример такого задания: Неохотно и несмело _______ смотрит на поля. Чу, за тучей __________, Принахмурилась земля. Ветра теплого _______, Дальный гром и дождь порой…(Федор Тютчев «Неохотно и несмело…»)
Занимательная игра с такими заданиями может быть проведена в режиме: вопрос – ответ. То есть непосредственно каждое задание или вопрос зачитывается ведущим, а читатели его решают и дают свой ответ. Правильно ответивший получает балл или очко.
В конце игры подсчитываются очки всех игроков, и побеждает тот, кто набрал больше всех. Также такую игру можно провести в виде литературных соревнований двух команд.