Логопедические игры для дошкольников: комплексы упражнений

Дидактические кубики своими руками для детского сада

Сегодня в магазинах можно приобрести разнообразные игры для детей. А я хочу рассказать вам о том, как самим изготовить интересные развивающие пособия для дошкольников. Это развивающие кубы. Данное пособие можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной деятельности детей .Цель использования дидактического пособия: Повышать интерес детей к получению знаний об окружающем Развивать умственные и творческие способности , связную речь воспитанников Основные достоинства пособия: — Такие кубы многофункциональны, просты в изготовлении, удобны в использовании. — Их можно использовать на самых разных занятиях — Развивают умственные и творческие способности детей — Являются ярким элементом предметно – пространственной среды — Мобильны — Компактны ( по принципу матрешки маленькие кубы находятся внутри больших и занимают совсем немного места) — Дошкольники могут помогать воспитателю в изготовлении таких пособий. Любой старший дошкольник способен аккуратно приклеить картинку . Поверьте, в такие кубики дети будут играть с большим удовольствием, потому что они изготовлены с их помощью. -Благодаря таким кубам можно закреплять ранее полученные знания в игровой форме. — Можно использовать в разных возрастных группах. Расскажу о том, как использовать эти кубы в работе. Куб «Овощи», «Фрукты»

С их помощью дети закрепляют названия предметов, учатся классифицировать их. Поворачивая кубик, ребенок перечисляет изображенные предметы, а затем объединяет их одним понятием (например, овощи). Куб «Назови одним словом»

Цель: учить детей классифицировать предметы. Это усложненный вариант предыдущих кубиков. Здесь на каждой грани куба подобраны картинки на классификацию предметов. Ребенок бросает куб, затем называет все изображенные предметы, которые находятся на выпавшей стороне и объединяет их одним понятием. Куб «Круглый год»

Устроен по принципу «от простого к сложному». Внутри него находится серия кубиков «Времена года», рассматривая которые дети закрепляют приметы каждого времени года.

А затем учатся составлять описательные рассказы о каждом времени года с помощью алгоритмов, изображенных на каждой грани куба.

«Математический куб»

По принципу «матрешки» в нем помещается несколько кубиков: «Цифровой кубик»

Задания «Считай дальше», «Считай в обратном порядке»«Неделька» .

Задание – назвать дни недели по порядку«Четыре времени года»

Задания – назвать время года и его месяцы.«Сутки»

Каждая грань кубика указывает на время суток (утро, день, вечер, ночь). Задание – рассказать о том, что дети делают в это время суток.Куб «По правилам дорожного движения»

С его помощью дети закрепят знание дорожных знаков, а также их классификацию ( предписывающие, запрещающие , знаки приоритета и т.д.) «Куб со сказками»

На гранях этого куба есть схемы для рассказывания некоторых сказок. Внутри кубики по русским народным сказкам, по сказкам А.С.Пушкина.

Поворачивая кубик, ребенок может пересказать сказку.

Буду рада, если этот материал заинтересует Вас, подаст идею для обогащения предметно – пространственной среды в группе. Играйте и развивайтесь!

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра для дошкольников на развитие мелкой моторики Дидактическая игра для детского сада своими руками Домики из пластиковых бутылок своими руками Анализ предметно-развивающей среды в подготовительной группе в детском саду

Дидактические игры из бросового материала своими руками

Дидактическая игра для дошкольников «В мире животных» своими руками

Дидактическая игра для детского сада своими руками по теме «Спорт»

Логопедические игры

Логопедические игры на звук «ш», как и любые развлекательные занятия при отработке трудных звуков, нравятся малышу. Они помогают не только весело провести время, но и сформировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение верно употреблять данный звук в речи. Также логопедические игры заинтересовывают детей в дальнейшей работе, что помогает существенно ускорить прогресс обучения.

Логопедическая игра на автоматизацию звука «ш»

Постановка звуков «ш» и ж» с помощью  развлекательных средств

Постановка шипящих звуков у детей, упражнения и другие развлекательные средства включают:

  • Игры,
  • Просмотр карточек со словами, в которых есть шипящие,
  • Произношение потешек, скороговорк, стихотворений.

Дополнительная информация

Важно, чтобы малыш был заинтересован и не переживал, что ему приходится что-то делать без желания. Поэтому стоит подобрать ребенку те игры и развлечения, которые конкретно ему будут по душе

Карточки можно приобрести либо в книжной лавке, либо нарисовать самому. Гораздо эффективнее это делать вместе с ребенком – это поможет одновременно прорабатывать произношение.

Игры:

  • «Закончи слово». Написать слова, в которых в конце есть буква «ш», и попросить малыша дописать букву, а затем проговорить слово целиком. Например, малы…, камы…, ду…
  • «Запомни – повтори». Написать ряд слов и попросить малыша повторить. Впоследствии порядок слов менять. Например, каша-лапша-душ-машина.
  • «Повтори, скажи свое». Ребенку предлагается повторить слово за взрослым, затем он говорит свое слово с буквой «ш», которое повторяет родитель. Игра тренирует не только произношение, но и память порядка сказанных слов. Например, взрослый говорит «шок», малыш повторяет и говорит «шок-машина», родитель далее произносит «шок-машина-тишина».
  • «Один-много». Произносится слово, затем из него составляется слово во множественном числе. Игра тренирует также грамматику. Например, мешок-мешки, шип-шипы, шишка-шишки.

Чтобы малыш научился правильно произносить трудные буквы, необходимо не только выполнять ежедневные тренировки и упражнения, но и следить за собственной речью. Создавая грамотные условия для проработки и автоматизации звуков, достаточно скоро можно помочь ребенку забыть о проблеме.

5. Игры на сенсорное развитие

Сенсорное развитие в дошкольном детстве — это задатки представлений о свойствах предметов, их форме и величине, положении в пространстве. Чтобы называть предметы окружающего мира, ребенок должен научиться их верно воспринимать.

Игра «Чья это тень?»

Ребенку предлагается сопоставить тень предмета с его изображением: «Покажи, где спряталась луна? А сани?». Ребенок накладывает изображения друг на друга, в процессе идет диалог, основанный на самых простых для произнесения словах первого типа слоговой структуры: «Там? — Нет. — Тут. — Сюда».

Эксперт подчеркивает, во что бы взрослые ни играли с ребенком, нужно быть искренне включенным и эмоциональным. После (и во время) выполнения задания, стоит хвалить малыша. Работа с логопедическим пособием — это правильный путь

Но важно подходить к занятиям творчески, применять нестандартные материалы, пробовать новые и новые игры, не стесняться веселиться и смеяться вместе с ребенком.

Панкратова Ася

Учимся различать звуки

Эти игры помогут научиться воспроизводить услышанные цепочки слогов и не путать между собой похожие звуки.

«Инопланетянин»

К вам прилетел в гости с другой планеты инопланетянин. Он не умеет говорить на нашем языке, но хочет с подружиться и поиграть. Он будет произносить, а ты попробуй повторить за ним:

ма — ма — на, та — да — да, бо — бо — по, ву — ву — фу и т.д.

Смысл в том, чтобы чередовать звонкие и глухие звуки. Сначала роль инопланетянина берет на себя взрослый, а затем ребенок.

«Назови лишнее»

Взрослый произносит слоговые цепочки:

га — га — га — ха — га, ша — ша — ша — жа — ша и другие, также чередуя звонкие и глухие согласные. Ребенок должен топнуть, когда услышит «лишний» слог — тот, что звучит по-другому.

Важно не путать звуки между собой. Для закрепления результата сыграйте в «Путаницу»

Прочитайте ребенку следующие шуточные предложения:

  • Русская красавица своей козою славится.

  • Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

  • Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Найдите с ребенком, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих? На всякий случай подсказка: заменяем звонкий согласный на глухой.

«Исправь ошибки Незнайки»

Незнайка гостил у бабушки в деревне, и вот что он там видел. Предложите ребенку внимательно прослушать и исправить ошибки.

Логоритмика: упражнения для детей

Дело в том, что у подвижных и хорошо скоординированных малышей речевые навыки могут появляться несколько раньше, чем у их более спокойных сверстников. Более того, замечено, что у детей с нарушениями речи наблюдаются и неполадки в работе крупной моторики: нечеткость и неорганизованность движений, недостаточное чувство ритма и координации. Таким детям на помощь приходит логоритмика.

Учеными доказано, что точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений органов речи — губ, языка и нижней челюсти. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

Мы подобрали для вас несколько примеров несложных логоритмических упражнений, которые больше похожи на игру, не требуют помощи специалистов и могут выполняться в любую свободную минуту.

Деревцо

Дует ветер нам в лицо —

(махать руками ладошками к себе) 

Закачалось деревцо.

(Руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону.) 

Ветерок все тише, тише —

(плавно опустить руки) 

Деревцо все выше, выше.

(Поднять руки и тянуться вверх.) 

Физкульт-привет

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

(имитировать умывание) 

Полотенцем растирались.

(Имитировать растирание спины полотенцем.) 

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо-влево наклонялись

И обратно возвращались.

(Имитировать движения, указанные в тексте.) 

Вот здоровья в чем секрет:

Всем друзьям — физкульт-привет!

(Резко поднять руки вверх.) 

Бабочка

Спал цветок

(исходное положение: присесть, спрятав голову в колени и обхватив колени руками) 

И вдруг проснулся.

(Поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела.) 

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

(Выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад — «вырастают крылья».) 

Солнце утром лишь проснется —

Бабочка кружит и вьется.

(«Летать», имитируя движения бабочки.) 

Водичка

Водичка, водичка,

(двумя руками по очереди показывать, как сверху льется водичка) 

Умой мое личико,

(ладошками имитировать умывание) 

Чтобы глазки блестели,

(дотрагиваться до глазок по очереди) 

Чтобы щечки краснели,

(тереть щечки) 

Улыбался роток

(улыбаться, гладить руками ротик) 

И кусался зубок.

(Стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик.) 

Кулачок

Как сожму я кулачок

(сжать руки в кулачки) 

Да поставлю на бочок.

(Поставить кулачки большими пальцами вверх.) 

Разожму ладошку,

(распрямить кисть) 

Положу на ножку.

(Положить руку на колено ладонью вверх.) 

Тук-тук

– Тук-тук-тук.

(Три удара кулаками друг о друга.) 

– Да-да-да.

(Три хлопка в ладоши.) 

– Можно к вам?

(Три удара кулаками друг о друга.) 

– Рад всегда!

(Три хлопка в ладоши.) 

Зайчики

Жили-были зайчики

(показывать на голове заячьи ушки) 

На лесной опушке.

(Разводить руками перед собой, описывая окружность.) 

Жили-были зайчики

(показывать на голове заячьи ушки) 

В серенькой избушке.

(Сложить руки над головой в форме домика.) 

Мыли свои ушки,

(проводить руками по воображаемым ушкам) 

Мыли свои лапочки.

(Имитировать мытье рук.) 

Наряжались зайчики,

(руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе) 

Надевали тапочки.

(Руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ногу.)

Снег

Как на горке снег, снег,

(показывать руками горку) 

Снег, снег, снег, снег.

(Двигать руками, перебирая пальцами.) 

И под горкой снег, снег,

(показывать руками «под горкой») 

Снег, снег, снег, снег.

(Двигать руками, перебирая пальцами.) 

А под снегом спит медведь.

(Сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя.) 

Тише, тише, не шуметь!

(Пальчик ко рту, грозить пальчиком.)

Почему так важны правильное развитие речи и ранняя коррекция нарушений

Правильное развитие и ранняя коррекция речи (в случае каких-либо отклонений) чрезвычайно важны: речевые нарушения приводят к трудностям в обучении письму и чтению; помимо этого, они, как правило, ведут к возникновению комплексов у ребенка, мешают его социализации. Поэтому при любых подозрениях на наличие тех или иных особенностей речевого развития у малыша лучше обратиться к специалистам (логопеду, неврологу, дефектологу, психологу).

Вне зависимости от заключения специалистов в случае речевых нарушений, вне зависимости от того, есть ли речевые нарушения или они отсутствуют, вы можете помогать своему ребенку осваивать родную речь, учить его правильному произношению, построению фраз и оформлению мыслей. 

Воспользуйтесь нашими советами, сделайте упражнения практикой ежедневного общения и совместных игр с ребенком — внесите вклад в его будущее!

Приятных вам занятий!

Постановка произношения звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц в домашних условиях

Чтобы ребенок мог порадовать вас правильным произношением проблемных звуков, необходимо заниматься с ним дома. Процесс постановки свистящих звуков у ребенка представляет собой три основных этапа:

  1. Артикуляционная гимнастика. В нее входят упражнения, которые готовят определенные движения артикуляционного аппарата, положение языка и губ, необходимых для произношения именно свистящих звуков. Поэтому комплекс упражнений не должен быть случайным.
  2. Постановка звука. Для того чтобы дошкольник мог управлять артикуляционным аппаратом, он должен знать, какое положение занимают в момент произношения звука губы, зубы, язычок. Эту информацию ребенок первично получает в форме сказочной истории, впоследствии закрепляя с помощью взрослого на практике.
  3. Закрепление звука. Для этого имеется широкий спектр возможностей: от произношения цепочки звуков, слогов, слов до сказок на необходимые звуки «с», «сь», «з», «зь», «ц».

Проверка на умение ребенка различать звуки С, З, Ц

Прежде чем начать заниматься с малышом, необходимо проверить, насколько он справляется с дифференциацией свистящих звуков. Для этого можно использовать следующее задание.

Предложите повторять за вами слова: «самолет-барсук-кокос», «синька-гуси-лось»; «заяц-коза-арбуз», «зима-газета-звезда»; «цапля-яйцо-огурец».

Подобные подборки несложно составить самостоятельно. Прислушивайтесь внимательно к тому, как ребенок произносит слова, и проблемный звук будет выделяться.

Артикуляционная  гимнастика для свистящих звуков

  • «Улыбка». Предложите ребенку широко улыбнуться, не показывая зубки.
  • «Бегемотик зевает». Малыш широко-широко открывает рот.
  • «Змейка дразнится». Змейку (острый язычок) высунуть-спрятать между плотно сжатыми губами.
  • «Тик-так». Высовываем язычок и двигаем вправо-влево.
  • «Сердитый котенок». Дошкольник улыбается, открыв рот. Кончик языка упирается в нижние зубы и поочередно то выгибается горкой, то расслабляется.
  • «Трубочка». Предложите сделать трубочку из язычка: высунуть его, загнув боковые края вверх. Пусть ребенок попробует дуть в получившуюся «трубочку».

В блок входит 2-3 упражнения. Каждое выполняется в течении 5 секунд. Возможно чередование упражнений. Рекомендуемое общее время разминки 5-10 минут. Желательно проводить ежедневно.

Постановка правильной артикуляции

Чтобы выработать у ребенка правильную артикуляцию, взрослым необходимо знать ее особенности, которые заключаются в следующем:

  • Зубы сомкнуты, но сжимать их не нужно. Пусть остается естественная миллиметровая щель.
  • Губы улыбаются и настраиваются на последующий за свистящим гласный звук.
  • Кончик языка упирается в нижние зубы, его спинка (средняя часть) выгнута.
  • Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам.
  • Мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, воздух в нос не уходит.

Подобная артикуляция касается всех свистящих. Разница в том, что произнесение СЬ требует больше напрячь язык, чем при твердом С. Звуки З, ЗЬ произносятся в том же положении артикуляционного аппарата, но с подключением голоса.

Гимнастику и постановку органов артикуляции нужно выполнять перед зеркалом. Ребенок смотрит, как ему показывает взрослый, а затем повторят несколько раз, наблюдая за собой в зеркало.

Как заниматься с ребенком дома

Все эти упражнения помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата, выполняют их ежедневно, перед зеркалом, сначала в медленном темпе. Начинают с 3-5 повторов. Затем темп ускоряют, постепенно доводя до 10 количество повторов каждого упражнения. Можно приобрести для малыша специальное зеркало с увеличением или разрешить ему заниматься перед большим зеркалом.

Если ребенку сложно осилить сразу весь комплекс, разбейте его на 2-3 части с небольшим перерывом. Главное, чтобы ребенок не терял интереса к занятиям. Когда губы и язык получили достаточную разминку, начните вместе с ребенком повторять слова.

Шуба, шишка, шутка, шепот, шапка, шарик, шарфик, шкаф, шило, шелк, шелест, широкий, школа, шляпа, шаг, шипеть, широкий.

Жаба, желудь, жадина, жук, лужа, жало, лыжи, жираф, пиджак, жар, жидкий, ждать, желтый.

Учите ребенка произносить звуки в словах четко и внятно, не забывайте следить за собственным произношением. Если вы планируете заниматься с ребенком самостоятельно, найдите опытного логопеда и сходите с малышом к знающему специалисту хотя бы на пару приемов, поскольку необходимо точно знать, в каком направлении двигаться.

После того, как ребенок научился произносить отдельные звуки, следует закрепить результат. Автоматизация звука «ш» в игровых упражнениях происходит при повторении слогов и слов с проблемными звуками.

Как можно проверить речь дошкольника в домашних условиях?

Определив, что дошкольник не умеет говорить шипящие, родители должны обратиться к специалисту. В домашних условиях они также могут обследовать речь ребенка, чтобы понять, какие именно шипящие искажаются. По логопедическим правилам обследование начинается с отдельного произнесения определенного звука, затем идет произнесение его в слогах, словах, и только потом в предложениях. Например:

  1. Родитель, предлагая малышу воспроизвести шипящие ш, ж, ч, щ, медленно и внятно произносит их. Интереснее предложить игровую форму в виде речевых упражнений: «Змея зашипела: ш-ш-ш», «Пчелка зажужжала: ж-ж-ж».
  2. Для проверки состояния звука в слогах малыша побуждают повторять слоги, например, ши-жи, ча-ща, жу-шу, чу-щу, аш-аж, ач-ащ, щи, чух, кыш, вжик. При этом проверяемые звуки должны стоять в начале слога, середине, конце.
  3. На следующем этапе идет проверка произнесения звука в словах. Для заинтересованности используются картинки, где нарисованы предметы на заданный звук (шишка, жираф, шалаш, чайник, щука и прочие). При этом можно использовать логопедический наглядный материал, а можно подобрать вместе с ребенком картинки в детских книжках. Главное, чтобы они соответствовали определенным правилам: шипящие должны четко звучать в словах, стоять в начале слова, середине, конце (шуба, машина, камыш). По такому же принципу подбираются слова с другими шипящими: жук, ружье, лыжи и т. д.Хорошо, если обследование будет проходить в виде игровых упражнений. Например, «Как назвать ласково (птица-птичка, коза-козочка, жук-жучок, зима-зимушка, солнце-солнышко)? »
  4. Последний этап предполагает проверку звука в предложении, в котором подобрано несколько слов с проверяемым шипящим. Этой цели хорошо служат чистоговорки, например, «Тише, мыши, не шумите! Кота с кошкой не будите!» Подойдут для обследования шипящих классические скороговорки: «Шла Саша…», «Кукушка кукушонку…»

Важно! При обследовании ребенка нужно попытаться определить причину неправильного произношения, чтобы понять, что повлияло на искажение дикции

Требования к проведению гимнастики

Занятия на артикуляцию нужно проводить регулярно, поскольку лишь систематические тренировки приведут к устойчивому и видимому эффекту. Результативность упражнений зависит от соблюдения родителями нескольких важных условий:

сначала необходимо рассказать малышу о предстоящем занятии, затем продемонстрировать правильное выполнение, а уже потом непосредственно приступать к отработке;
перед малышом ставится зеркальце, чтобы он смог наблюдать за позицией своего язычка;
тренировку нужно проводить сидя, у детей прямая спинка, тело расслаблено;
ребёнок должен выдерживать правильную позицию языка и губ на протяжении установленного времени (обычно на счёт от 5 до 15);
принуждением родители ничего не добьются, тренировка проводится с максимальной эмоциональностью, в игровой форме;
важно отслеживать точность и плавность выполнения каждого отдельного упражнения.

Наказать непослушный язык

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и. пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания.

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следите, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

4. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.    

 5. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Дополнительные рекомендации врачей

Если ребенок практически не говорит после 2 лет, обязательно обратитесь к врачу. Необходимо проверить слух малыша и его психическое развитие. Чем старше становится ребенок, тем сложнее будет лечение.

Заниматься с малышом необходимо с самого раннего возраста. Не развлекайте малыша, разрешая ему длительное время смотреть телевизор, старайтесь не давать планшет и телефон. Следите, чтобы ребенок не сосал соску слишком долго, могут возникнуть проблемы с прикусом, которые неизбежно сформируют другие сложности, например, с дикцией и с зубами. Вовремя вводите прикорм, у ребенка должны укрепляться мышцы языка, щек, жевание очень способствует этому процессу.

Как проходят занятия?

Сначала специалист знакомится с родителями и малышом, устанавливает контакт с ребенком, располагает его к общению. А это не всегда просто: одни детки слишком замкнуты, другие стеснительны или боятся посторонних, третьи гиперактивны, не сидят на месте.

Далее специалист проводит логопедическую диагностику:

  • выявляет способность малыша к восприятию информации, пониманию задаваемых вопросов (оценивает, как долго ребенок ищет ответ);
  • оценивает возможности словарного запаса и жестикуляции;
  • оценивает степень связности речи, количество и виды речевых ошибок;
  • выявляет проблемы с произношением – какие группы звуков страдают, в каких частях слов они произносятся дефектно и т. д.

На основании полученной информации логопед строит индивидуальный план работы с ребенком. Чаще всего это занятия 2 раза в неделю продолжительностью от 30 до 45 минут.

Занятия с детьми 4 лет проводятся в форме игры и включают в себя по необходимости артикуляционную и дыхательную гимнастику, логоритмические занятия, упражнения на постановку звуков, развитие мелкой моторики, речевого дыхания и фонематического слуха, общее развитие речи.

К 5 годам такие занятия проводятся уже не только в форме игры — они готовят ребенка к тому, что скоро придется сидеть на уроках в школе и выполнять задания учителя. Поэтому в них включаются и задания на развитие интеллекта.

В логопедических играх активно используются всевозможные пособия (с картинками, раскрасками, заданиями на обведение рисунка по контуру), яркие тематические картинки, карточки, детское лото, кубики, пирамидки, игрушки или предметы, издающие звуки, детские музыкальные инструменты; невесомые бумажные фигурки птичек, бабочек; мячики, пластилин и т. д.

При этом упражнения, связанные с артикуляцией и постановкой звуков, отрабатываются обязательно перед зеркалом, чтобы ребенок видел движения логопеда, сопоставлял их со своими, мог зрительно контролировать правильное выполнение.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий