20 упражнений для автоматизации шипящих звуков у детей

Тренируем правильное произношение шипящих

Постановка звука «ш» осуществляется поэтапно. Чтобы достичь желаемых результатов, нужно тренироваться постоянно. Комплекс артикуляционной гимнастики включает в себя упражнения на каждую зону речевого аппарата.

Разминаем язык

В постановке правильного произношения звуков особенно важны тренировки для языка. Его положение играет значимую роль при развитии речевых навыков. К самым эффективным упражнениям относят:

  1. Сомкнув зубы, необходимо выталкивать язык через образовавшееся отверстие.
  2. Следует улыбнуться с широко открытым ртом, после чего – разместить край языка на нижней губе. В таком положении нужно удержаться в течение 40 секунд.
  3. Слегка приоткрыв рот, требуется дотянуться языком к носу. Такое упражнение повторяется не менее 5 раз.
  4. Исходное положение – как и в предыдущем упражнении. Языком нужно закрыть верхние передние зубы, а затем – вернуть его на место.
  5. Широко раскрыв рот, необходимо максимально поднять язык к носу, а затем – опустить к подбородку.
  6. Язык высовывается изо рта, на его кончик кладется кусочек конфеты. Ребенок должен постараться приклеить его на небо непосредственно за верхними зубами.

Разминаем губы

Регулярные тренировки для губ помогут в дальнейшем произносить звуки правильно. Их нужно сочетать с упражнениями на другие участки ротовой полости:

  1. Самое действенное упражнение – «трубочка». Зубы плотно смыкаются, а губы вытягиваются вперед. Зубы они при этом закрывать не должны. В таком положении следует продержаться 6 секунд.
  2. Чередование упражнений «улыбка» и «трубочка». Улыбаться следует, полностью сомкнув рот.
  3. Необходимо вытянуть губы, пытаясь их округлить. Через 6 секунд следует вернуться в исходное положение.
  4. Упражнение «трубочка» сначала выполняется в стандартной форме. После этого импровизированную трубочку следует сделать больше, немного разомкнув губы.

Массаж языка

Одним из методов коррекции произношения считается логопедический массаж. Он не только способствует правильной постановке звуков, но и ускоряет развитие речи в целом. Мануальное воздействие снижает слюноотделение и улучшает тонус лицевых мышц. При кожных и простудных заболеваниях массаж противопоказан.

Продолжительность первого сеанса составляется 10 минут. Предварительно расслабляются лицевые мышцы

Важно создать благоприятные условия, чтобы ребенок ни на что не отвлекался. Со временем продолжительность процедуры увеличивается до 20-30 минут. Курс лечения включает в себя 15 посещений специалиста

Курс лечения включает в себя 15 посещений специалиста.

Видео о постановке звука «Ш» ребенку

Как поставить звук Ш ребёнку за 1 минуту:

Логопедические игры

Логопедические игры на звук «ш», как и любые развлекательные занятия при отработке трудных звуков, нравятся малышу. Они помогают не только весело провести время, но и сформировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение верно употреблять данный звук в речи. Также логопедические игры заинтересовывают детей в дальнейшей работе, что помогает существенно ускорить прогресс обучения.

Автоматизация звука

Автоматизация «ш» происходит при работе со слогами, словами и предложениями. Для более приятного времяпрепровождения можно купить специальные раскраски, картинки, карточки или альбом для рисования, где вместе с ребенком можно будет изображать иллюстрации. Малыш будет рисовать и одновременно проговаривать, тем самым закрепляя навыки.

В игровой форме проводятся следующие мероприятия:

  • Сначала произносятся отдельные слоги: шо-ша-шу-шэ-ши,
  • Затем добавляются слова: шашка, шоссе, шишки,
  • И после можно переходить к предложениям, скороговоркам: шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Как научить ребенка говорить шипящие звуки “ш” и “ж” правильно

Возможные проблемы

С постановкой звука «Ш не нужно спешить. Первые артикуляционные проблемы нельзя сразу отнести к патологии. Это нормальное для многих детей явление. Главное — вовремя скорректировать нарушение.

Причиной, мешающей проговаривать шипящий, может стать особенность физиологии ребёнка строение языка, наличие прикуса, болезни ротовой полости. Не исключение ошибки родителей, которые длительное время позволяют малышу сосать пустышку, сюсюкаются с сыном или дочерью, а дети в своей речи подражают родительской манере.

Однако иногда искаженное выговаривание звука ш действительно сигнализирует о проблемах в детской речи.

Почему не шипит буква «Ш»

Причины неправильного произношения могут быть следующими:

Физиологические: неправильный прикус, большой язык, высокое небо. Кроме того, качество произносимого звука зависит от развитости речевого аппарата.
Длительное использовании соски. Этот предмет портит прикус, что приводит к искаженному выговариванию свистящих и шипящих.
«Сюсюканье» с ребенком

Повторяя за старшими, дети коверкают речь.
Повторение некорректного произношения за взрослыми, у которых есть дефекты речи.
Плохо развиты память, мышление и внимание.
Нарушение речевого слуха (в некоторых случаях может развиваться дислексия).

Если после домашних занятий ребенок так и не выговаривает букву «Ш», стоит обратиться к логопеду.

Методические рекомендации для родителей

Иногда родители не обращаются к логопеду по разным причинам. Кто-то из-за финансовых затруднений, другие в соответствии с убеждениями. При этом родители должны знать, как научить ребенка говорить букву «Ш».

Советы по постановке звука

Научиться правильно произносить звук не так легко и поэтому ребенок нуждается в поддержке взрослых людей. Каждый день нужно уделять занятию около 20 минут.

Разминка для языка и губ

Самые эффективный и легко выполнимый способ справиться с невыговариванием звуков — артикуляционная гимнастика.

Она включает следующие упражнения:

  1. «Согреем ладошки». Его цель — научиться выпускать сильную струю воздуха. Ребенку нужно округленными губами равномерными порциями выдыхать воздух, не надувая щеки.
  2. Непослушный язычок. Упражнение способствует расслаблению языковых мышц. С размещенным на нижней губе языком произносится по счету от 1 до 10 слог «пя-пя-пя», края языка вверх не поднимаются.
  3. Приклей конфетку. Результатом такой тренировки должны стать укрепленные языковые мышцы и отработанный подъем языка наверх. Кончик языка располагается на нижней губе, на край кладется небольшой кусочек ириски, который нужно приклеить к небу. Челюсть должна оставаться неподвижной, работает только язык.
  4. Качели. Кончиком языка касаются то верхних, то нижних зубов.
  5. Лошадка. Поцокать, как лошадь.
  6. Блинчик. Расслабленный язык разместить на нижней губе.
  7. Кошечка. Ребенку нужно дотянуться языком до носа.
  8. Фокус. Нужно, улыбаясь, приоткрыть рот и разместить край языка на верхней губе так, чтобы образовался желоб по центру, теперь нужно сдуть вату, которая лежит на носу.

Задания для развития дыхания

  • «Забей мяч в ворота», игра в необычный футбол. В центре стола строятся ворота, делаются ватные «мячики». Игроки с двух сторон дуют на ватные мячики так, чтобы они влетали в ворота. Взрослый следит за правильными артикуляционными действиями ребенка: широкая улыбка, язык на нижней губе.
  • «Снежинки на носу». Предложить дошкольнику сдуть ватный комочек с носа правильными движениями челюсти: широкая улыбка, язык на верхней губе, подуть, чтобы комочек взлетел вверх.
  • Аналогично проводятся игры «Метель», «Листья летят», «Кораблики», «Самолетики».

Упражнения постановки от звука С

Самый распространенный способ постановки звука Ш от С. Такой способ используют, когда нарушений подвижности речевого аппарата не обнаружено. Для постановки шипящих будет полезен даже не звонко свистящий звук. Ребенку необходимо поднимать язык к небу, без напряжения озвучить С. После чего необходимо выпускать воздух при произношении. Таким образом получается шипящая Ш.

Воздух должен выходить без лишних усилий, ребенку не следует напрягать мышцы лица, излишнюю мимику. Постановка звука «Ш» ребенку поэтапно совершается для того, чтобы наглядно объяснить различия в принимаемом положении языка. Верхнее положение при звуке С дети часто путают с нижним звука Ш, из-за чего происходит смешение свистящих и шипящих.

Видео:Игра на Дифференциацию звуков Ш и Ж/”Веселые рыбаки”-1Скачать

Массаж лица

Как отдельный элемент массаж особым фактором не является, но совместно с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами оказывает положительное влияние на правильную постановку речи.

Делая массаж проговариваем свои движения:

Мягко поглаживая над бровями пальцами рук, произносим: «Так себя мы любим, так себя голубим». Далее поглаживая вдоль носа, говорим: «Славный носик, такой у нас курносик». Массируем около губ, щечки до ушей:» Наш улыбчивый роток, говорунчик еще тот»

Делаем мягкое постукивание пальцами по тем же участкам лица. Встречными и противоположными движениями. Постоянно общаемся с ребенком: «Мы красивые! Мы счастливые! Вот как мы себя поласкали!»

Видео:Видеоупражнение для автоматизации звука Ш в начале словаСкачать

Что нужно знать об автоматизации звуков?

Особенности развития речи таковы, что сначала ребенок начинает произносить изолированный звук. Правильное произношение в словах и предложениях детям дается сложнее и требует некоторых усилий. Например, часто можно встретить ситуацию, когда малыш ясно и четко шипит «Шшш», но вместо «шапки» продолжает говорить «сапка». Или в спокойном состоянии произносит слова правильно, а при эмоциональном возбуждении начинает «проглатывать» или заменять звуки. Это значит, что в коре головного мозга условно-рефлекторные связи сформированы не до конца. Для завершения процесса и доведения правильного произношения до автоматизма нужны тренировки.

Автоматизация шипящих звуков проводится поэтапно в определенной последовательности. Сначала делается постановка , детали которой можно узнать здесь.  После того как ребенок произносит отдельный звук верно, проводится его отработка:

  • в слогах,
  • в словах,
  • в предложениях,
  • в стихах,
  • в рассказах,
  • в самостоятельной речи.

Важно соблюдать именно такую последовательность. Нельзя переходить на следующий уровень сложности, если на предыдущем звук еще не отработан

Ребенок будет делать ошибки, и это может привести к формированию неправильных условно-рефлекторных связей.

Техника выполнения упражнений

Если вы заметили подобные нарушения звукопроизношения у своего ребенка, которому уже исполнилось 4,5 года (до этого возраста нарушения в произношении шипящих считается нормой, при условии, что остальные компоненты речи развиты хорошо), то следует обратиться за консультацией к учителю-дефектологу или попробовать выполнять комплекс артикуляционных упражнений самостоятельно.

Случается, что правильное, регулярное и долгосрочное выполнение упражнений (1-2 месяца) помогает преодолеть дефекты произношения без дополнительных манипуляций, то есть непосредственно постановки звуков.

Техника выполнения:

  • начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно;
  • лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут;
  • не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;
  • каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд.
  • артикуляционные упражнения следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить звуки Ш, Ж, Ч, Щ правильно;
  • рекомендуется данные упражнения проводить и на этапе автоматизации звуков, как разминку перед речевым материалом.

Правила успешной автоматизации

При автоматизации звука важную роль играет правильная постановка речевого аппарата. Иногда дети забывают после занятий с логопедом, как работают язык, губы при произношении проблемного звука. Перед каждым занятием нужно проговаривать верную позицию. Работу следует проводить до упражнений со слогами.

С чего начать работу

Ребенок и взрослый должны понимать, где находится язык, как расположены зубы, губы. Это непросто понять, когда рядом нет помощника-профессионала. При произношении звука Ш губы выдвигаются вперед, зубы должны быть частично замкнуты. Язык вытягивается вперед, кончик поднимается к небу, не касаясь его. Боковые стороны органа должны соприкасаться с коренными зубами. Голосовые связки не участвуют в произношении, голоса нет.

При автоматизации в домашних условиях нужно проговорить с ребенком правильную артикуляцию перед выполнением заданий:

  • вытяни губы вперед, представь, что это труба или трубочка;
  • язык вытяни вперед к зубам, приподними кончик вверх, нащупай небо;
  • опусти немного язык вниз, чтобы он не касался неба, образуй щель между ними;
  • представь, что язык − это чашечка, из которой кошечка будет лакать молочко, нужно, чтобы оно не пролилось, сделай ее глубокой (нужно показать, что края органа должны касаться коренных зубов);
  • попробуй произнести звук без участия голоса, как будто шипит змея.

Артикуляционная разминка

Для успешной автоматизации каждое занятие должно начинаться с артикуляционной разминки. Она позволяет разогреть мышцы речевого аппарата. Проводить ее необходимо детям и взрослым. Для подготовки артикуляционного аппарата используют классические упражнения, направленные на оттачивание произношения звука Ш: лопата, маляр, пирожок.

Лопата

Упражнение помогает преодолевать тонус мышц посредством расслабления органов артикуляции. Нужно высунуть язык вперед, сначала он может быть напряженным. После детям предлагается улыбнуться, но без напряжения губ. Конец языка ложится на нижнюю губу, боковые стороны легко соприкасаются с уголками рта. Нужно добиться расслабления органа, продержаться в таком положении следует несколько секунд. В последующие разы можно увеличивать время расслабления для тренировки мышц. Упражнение «Лопата» − базовое при коррекции шипящих звуков.

Маляр

Детям предлагается представить себя маляром, которому нужно покрасить нёбо. Для этого следует приоткрыть рот в легкой улыбке, без напряжения губ. Челюсть должна быть вне движения. Упражнение сложное, подразумевает «покраску» верхней части рта языком от глотки к зубам и обратно

Важно: ребенок должен держать язык в постоянном напряжении, контролировать его, чтобы он не вышел наружу. Задание позволяет малышу понять, как и куда нужно направлять язык при постановке звука Ш

Пирожок

Упражнение часто применяется в логопедии, является сложным, тренирует боковые мышцы языка. Не стоит расстраиваться, если ребенок не выполнил задание с первого раза. Не каждый взрослый сможет повторить за логопедом движения. У детей при регулярных занятиях успех приходит на 5-7-й день.

Нужно расслабить язык, как в упражнении «Лопата», чтобы он лежал спокойно на нижней губе. После попросить малыша, не напрягая орган, постараться загнуть боковые его части вовнутрь, образуя воронку. В результате в зеркале малыш должен увидеть смешной «пирожок» из языка. Продержаться в таком положении необходимо 5-10 секунд.

Логопеды советуют для развития дыхания у малышей использовать мыльные пузыри, трубочки, свистульки, снежинки из бумаги или ватные шарики, которые нужно сдуть. С дошкольником можно поиграть в день рождения, задуть свечи на торте или пироге, который мама приготовила для куклы. Взрослому можно надувать воздушные шары.

Правила выполнения

Артикуляционную гимнастику проводит не только логопед на индивидуальных занятиях. Это еще делают воспитатели в садике (при условии, что эта коррекционная группа) и родители. Такой подход позволяет ускорить процесс формирования базы.

Артикуляционные упражнения для шипящих звуков нужны для того чтобы:

  • выработать тонкие движения языка;
  • расслабить мышцы;
  • почувствовать позицию органов.

Важно внимательно следовать описаниям к каждому упражнению, контролировать правильное выполнение, не допускать ошибочных движений. Существуют разные схемы, которые могут помочь родителям в понимании, что и как делать. В качестве игрового момента используют стихи

В качестве игрового момента используют стихи.

Первое правило – упражнения идут от простого к сложному. Сначала дают ребенку усвоить одно, на следующий день второе и так доводят до полного комплекта. Нельзя торопиться, так как иначе не получится добиться хорошего выполнения.

Сначала дошкольник будет выполнять долго, с трудом и небольшими ошибками. В этом нет ничего страшного, постепенно он освоится. Но нельзя давать ему расслабляться и работать как попало.

Второе правило – все выполняется перед зеркалом с хорошим освещением. Зрительный анализатор позволяет ребенку контролировать себя, формировать представление о том или ином упражнении. Тактильные ощущения формируются чуть позже, поэтому необходимо делать все с опорой на зеркало.

На начальном этапе все выполняют в медленном темпе. Дошкольник только добивается того или иного положения, не стоит торопить его.

Количество повторов динамических упражнений от 2 до 10. Статистические позы удерживают на счет до 5. Необходимо добиваться правильного выполнения.

Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки должна выполняться каждый день. Иначе постановка звуков затянется на долгие года. Поэтому в интересах родителей ускорить этот процесс.

Комплекс разбивают на блоки и проводят в разное время дня. Игровой прием: картинки-символы наклеивают на большой кубик. Какая сторона выпадет, такое действие и нужно сделать.

На начальном этапе можно помочь механическим способом. Шпателем поднимают язык, массируют, удерживают в распластанном состоянии.

Основные методы постановки звука «Ш»

Логопедические занятия на букву «Ш» начинаются с выработки произношения изолированного звука. Один из наиболее эффективных способов – это постановка звука от других звуков.

Если ребенок звук «Т» выговаривает хорошо, то это один из самых простых способов. Для этого ребенок должен произносить «Тс-с-с» до тех пор, пока не добьетесь нормального произношения. После этого попросите его проделать ту же процедуру, но «спрятав» язык за зубами. В результате получиться звук «Ш».

Если сомневаетесь, то можете проделать это самостоятельно. Для закрепления подойдет упражнение «шипящая змея». Для разнообразия делайте ассоциации этого звука со звуком спущенного шара или шипением кота.

Автоматизация звука «Ш» в слогах

Произносим слоги, следим за правильным произношением звука «Ш».

Задание 1

  • Ша — ша — ша, Ша — ша — ша.
  • Шо — шо — шо, Шо — шо — шо.
  • Ше — ше — ше, Ше — ше — ше.
  • Шу — шу — шу, Шу — шу — шу.
  • Ши — ши — ши, Ши — ши — ши.

Задание 2

  • Ша — шо — шу — ши, Ша — шо — шу — ши.
  • Ше — ша — шо — шу, Ше — ша — шо — шу.
  • Ша — ше — шо — ши, Ша — ше — шо — ши.
  • Шо — шу — ше — ша, Шо — шу — ше — ша.

Задание 3

  • Аш — аш — аш, Аш — аш — аш.
  • Ош — ош — ош, Ош — ош — ош.
  • Уш — уш — уш, Уш — уш — уш.
  • Ыш — ыш — ыш, Ыш — ыш — ыш.

Задание 4

  • Яш — яш — яш, Яш — яш — яш.
  • Ёш — ёш — ёш, Ёш — ёш — ёш.
  • Юш — юш — юш, Юш — юш — юш.
  • Иш — иш — иш, Иш — иш — иш.
  • Еш — еш — еш, Еш — еш — еш.

Задание 5

  • Аш — ош — уш — ыш, Аш — ош — уш — ыш.
  • Яш — ёш — юш — иш, Яш — ёш — юш — иш.
  • Еш — аш — яш — уш, Еш — аш — яш — уш.
  • Юш — яш — аш — юш, Юш — яш — аш — юш.

Автоматизация

Для правильного произношения сложных звуков одинаково важны и постановка и автоматизация звука. Если постановка звука ш уже была проведена при помощи логопедических упражнений, можно переходить к закреплению звука, то есть к автоматизации.

Автоматизация звука ш проводится при помощи отработки самого звука, слогов с этим звуком, а далее слов, предложений и текстов. Особую пользу постановка шипящих звуков получает от работы со чистоговорками, стишками, пословицами и т.д.

Буква ш в слогах и словах.

ШАлун, ШАхматы, ШАрф; ШОрох, ШОколад, ШОрты, ШЁлк, ШЁпот, ШЁл; ШУтка, ШУм, ШУба; ШИрота, ШИшка, ШИтье; ШЕстерка, ШЕлест, ШЕст и т.д.

Буква ж в слогах и словах.

ЖАра, ЖАлость, ЖАба; ЖОр, ЖОнглер, ЖОкей; ЖЁлудь, ЖЁлтый, ЖЁрдочка; ЖУравль, ЖУк, ЖУть; ЖИвот, ЖИзнь, ЖИвотное; ЖЕлезо, ЖЕна, ЖЕлтуха и т.д.

Автоматизация звука ш с чтением словосочетаний.

МаША кормит малыША.

Летом ШАгать по улице хороШО.

ПаША и ДаША дали каШУ малыШУ.

ГлаША написала стиШОк о наШЕм малыШЕ.

Песни наШИ о чаШЕ с каШЕй хороШИ.

Говори ШЁпотом: спят еЩЁ стриЖАта у стриЖА.

У окоШЕчка на куШЕтке я леЖУ.

МиШЕнька, дай пыШЕчку и сказку расскаЖИ.

НаША НатаША всех девочек краШЕ.

Правильно говорить звук ш помогут также детские стишки.

Шёл из шахты шахтер С плетеным лукошком, А в лукошке комочек из шерсти. Шахтер нашей Даше щеночка нашёл. Пляшет и скачет Даша на месте: «Как хорошо! У меня есть дружок! Я ему испеку пирожок, сяду шить ему шубку и шапку — Будет счастлив мой чёрный щенок».

Чтобы ребенок понял, как правильно произносить сложные звуки, необходимо не только выполнять специальные упражнения, но и следить за правильностью собственной речи.

Если регулярно заниматься с ребенком над постановкой звуков, то вскоре можно будет забыть о проблеме, как научить ребенка говорить буквы ш и ж.

Видео:Автоматизация звука в предложенияхСкачать

«Ш» в норме

Дети в 3—4 года часто не выговаривают «Ш». Это одно из самых часто встречающихся нарушений у ребят дошкольного возраста. Однако не всегда такая проблема говорит о серьезном расстройстве речи. Чтобы установить точный диагноз, необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Специалист не только определит, что является причиной неправильного произношения звука, но и даст советы, как корректировать подобное нарушение.

Освоение артикуляции «Ш помогает постановке других шипящих звуков. Чтобы правильно произнести «Ш», необходимо слегка выдвинуть вперед губы (наподобие трубы), а языку придать форму чашечки. Бока его следует плотно прижать к зубам, а кончик потянуть к верхнему небу, но не касаться его. Выдыхаемый воздух будет идти посередине, голосовые связки разомкнутся.

Когда не обойтись без логопеда

Если ребенку никак не удается чисто говорить, его речь бессвязна или слишком неразборчива, стоит обратиться за консультацией к педагогу-психологу, а затем и к логопеду. Выяснить следует два фактора:

  • уровень сформированности и готовности речевого аппарата;
  • уровень психического развития в соответствии с возрастом.

Отклонения хотя бы в одном факторе нужно рассматривать как повод для занятий со специалистом. Хотя бы некоторое время посещайте их и запрашивайте родительские консультации о том, как работать дома. Какие использовать упражнения, как нормализовать становление речи, общение и развитие в целом.

Если есть недоразвитие или дефект артикуляционного аппарата, дисфункции каких-то его частей, обязательно понадобится логопед. Очень эффективен логопедический массаж в сочетании с артикуляционными упражнениями. На дом логопед дает элементы такого массажа в зависимости от проблемы.

Логопедические зонды применимы только в кабинете специалиста.

Иногда нужно посетить невролога (при нарушениях НС, изменениях в ГМ, расстройствах аутичного спектра и ДЦП, нарушениях восприятия и воспроизведения информации). Метод, который может быть рекомендован неврологом, — фармакологическая помощь. В ряде случаев применение препаратов действительно дает толчок к развитию необходимых мозговых структур и соответственно речевой функции.

Особое место в формировании звукопроизношения отводится работе с глухими детками. Их обучение строится по особой методике, родителей ей специально обучают в рамках реабилитационных курсов.

К счастью, проблемы серьезного уровня возникают нечасто, и с большинством случаев неправильного шипения можно справиться в домашних условиях, приобретя готовый набор дидактических картинок или просмотрев видеоуроки.

В работе над шипящими от ребенка требуется усидчивость и внимательность. Это сложные звуки. Еще труднее приходится родителям: они должны сохранять самообладание, дружелюбный настрой и выдержку наравне с настойчивостью и методичностью. Но главный элемент в этой работе — ваша любовь и желание помочь.

Исправлять произношение каждого звука, конечно, правильнее изолированно, в отдельном упражнении. Но лучший способ закрепить любой навык — перенести его в реальную жизнь и соединить с другими. Именно поэтому все начинается с отдельных звуков, потом они складываются в слоги, слова, словосочетания и предложения. Таким образом ребенок понимает, что все взаимосвязано, и все, чему учат взрослые, действительно необходимо.

Не отдавайте ребенка в класс или группу, где изучают иностранные языки, пока он не освоит звуки языка родного. Ни в коем случае не формируйте отрицательное отношение к речевым недостаткам. Это не только снизит мотивацию к занятиям, но и может сделать школьника закрытым, сказаться на его самооценке.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Комплекс артикуляционной гимнастики для выработки правильного произношения шипящих звуков

Для артикуляционной гимнастики Вам понадобится зеркало, ватка и… конфетка!

Каждое упражнение артикуляционной гимнастики выполняется 3-5 раз по 5-10 секунд. Весь комплекс делается 3-5 раз в день по 5-6 минут.

Выполнение упражнений комплекса Вы можете посмотреть в демонстрации взрослыми в  видео фонда «Расправь крылья».

Наказать непослушный язычок. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…  Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

Сделать язык широким. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.

Приклей конфетку. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Грибок. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

Кто дальше загонит мяч. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Вкусное варенье. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Гармошка. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Фокус. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Чашка. После того, как ребенок научится распластывать язык и делать его широким, освоил упражнение вкусное варенье, предложите ему: «Приоткрой рот, сделай чашечку из языка, как я и поставь на бугорки за верхними зубами. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?» Воздух, проходя через небольшую щель между передним краем языка и нёбом, образует звук ш.

Основы работы по коррекции произношения

Какие бы способы постановки звука «ш» не использовались, нужно добиться правильного положения артикуляционного аппарата. Губы скругляются и выдвигаются вперед и чуть вверх, как рупор. Расстояние между зубами около миллиметра. Язык складывается чашечкой. Воздух проходит свободно, оставляет ощущение тепла. Размыкаются связки, выходит мягкое «ш».

При неправильном произношении занятия проводятся поэтапно, в строгой очередности. Этот комплекс позволяет не только скорректировать проблему, но и выработать у детей привычку разговаривать правильно. Занятие строится по следующим этапам:

  1. Гимнастика для правильной работы артикуляции и постановки четкого звука «ш». Строится по принципу усложнения: от сворачивания языка в трубочку — к приемам «прячем конфету», «желобок», «чашечка» и других, позволяющих отработать правильное положение языка.
  2. Постановка «ш» на основе других звуков. Например, сперва долгий «с», потом изменение на протяжное «с-а» и переход на «ш-а».
  3. Дыхательная гимнастика.
  4. Закрепление пройденного. На этом этапе упражнения для звука «ш» заключаются в поисках буквы на картинках, разучивании стишков, произнесении закрытых и открытых слогов, формировании рассказа.

Занятие всегда начинается с разминки, которая должна занимать не менее пяти минут. В процессе урока используются игры, стихи, короткие скороговорки. Какие бы упражнения ни использовались при постановке шипящего звука «ш», для достижения результата родителям следует повторять пройденный материал и дома. Обязательно выполнение гимнастики. Если имеются нарушения тонуса мышц языка, полезно назначение логопедического массажа.

Нарушения произношения шипящих звуков у детей:

 Первое. Отсутствие шипящих звуков в речи или их замена на звук т  (вместо слова «мишка» ребенок произносит «мика», вместо слова «шип» ребенок произносит «тип» — заменяет на т).

Возможные причины такого искажения звука ш — это ранний возраст  или нарушение фонематического слуха.

Второе. Замены на ф (фифка — шишка). 

Возможные причины искажения звука шнарушение фонематического восприятия., слишком активная работа губ, укороченная подязычная уздечка. Такая замена называется губно-зубном сигматизм.

Третье.  Замены звука ш на звук с (например, вместо «шла» ребенок произносит «сла»). Такая замена называется свистящим сигматизмом.

Возможные причины искажения звука ш:нарушение фонематического восприятия. При коррекции необходимо научить ребёнка различать на слух свистящие и шипящие!

Четвертое. Шепелявость. Это происходит из-за того, что, в отличие от положения органов артикуляции в норме, язык просовывается между верхними и нижними резцами, образуя с ними плоскую щель, спинка опущена и не образует заднюю часть ковшика. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту слабая, рассеянная.

Возможные причины искажения звука ш: укороченная подъязычная связка, затрудняющая подъем языка к нёбу; высокое и узкое твердое небо. Такая замена называется межзубный сигматизм.

Пятое. Боковой сигматизм.

В этом случае в произносимых им словах вместо звука ш слышится своеобразный, хлюпающий звук. Один из углов губ слегка опущен или оттянут, может быть, легкое смещение нижней челюсти влево или вправо, боковые края языка тоже опущены. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту идет вбок (влево или вправо) или выходит по обоим краям языка, в то время, как в норме воздушная струя должна идти строго посередине языка.

Возможные причины искажения звука: слабость мышц одной половины языка; боковой открытый прикус.

Шестое. Носовой сигматизм.

В этом случае звук ш заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий звук х с носовым оттенком. В отличие от нормальной артикуляции, органы речи занимают нейтральное положение, язык опущен вниз и оттянут в глубь рта, задняя часть языка поднята вверх, соединяется с мягким небом, боковые края опущены вниз. Воздушная струя выходит через носовую полость, а не изо рта.

Причина искажения звука ш:  является излишнее напряжение задней части языка.

Звук Ш в конце слова в ряду слов

Перечень слов:     ландыш, ковш, камыш, шалаш,        мышь, малыш, душ, карандаш.

Звук   Ш в различных позициях в ряду слов

Перечень слов: Шляпа, машина, дедушка, книжки,        нож, петушок, мышка, штанишки.(звук ж в словах оглушается и произносится как звук Ш)

Перечень слов:   Груша, домишко, малышка, рубашка.Шапка, лошадка, коровушка, чашка.

Следующий этап – автоматизация звука Ш в предложениях и текстах.

Упражнение «Павлушкины игрушки». Послушай стихотворение, ответь на вопросы по тексту. Расскажи, какие игрушки были у Павлушки.

Мама купила Павлушке игрушки,

Эти игрушки любит Павлушка.

Кукла-малышка и плюшевый мишка,

Желтый домишко для кулы и мишки.

Шумная пушка оглушит ушко,

Потешный котишка – шалун и плутишка, 

Вот неваляшка – шатун и дурашка,

Вот черепашка – большая рубашка,

Лошадка-игрушка катает Павлушку,

Матрешка-игрушка прячет подружку,

Вот кошка Машка, кошка-милашка,

Игрушка-рыбешка ныряет немножко.

Иванушка пляшет да ручками машет,

Машина для мишки и куклы-малышки.

Игра «Угадай, что в мешке?»

Предметы: мишка, карандаш, шарик, камешек, шнурок, лягушка, губная гармошка, мышка, погремушка и др.

 Упражнение «Шура и Даша». 

Взрослый говорит за Шуру, ребёнок за Дашу, затем наоборот.

Шура шёл, шёл, шёл и грушу нашел. 

Даша шла, шла, шла и шубку нашла.

Шура шёл, шёл, шёл  и лукошко нашел.

Даша шла, шла, шла и кошку нашла.

Шура шёл, шёл, шёл  и подушку нашел.

Даша шла, шла, шла и катушку нашла.

Шура шёл, шёл, шёл   и пышку нашел.

Даша шла, шла, шла и шишку нашла.

Шура шёл, шёл, шёл и ромашки нашел.

Даша шла, шла, шла и шашки нашла.

Шура шёл, шёл, шёл и шиповник нашел.

Даша шла, шла, шла и букашку нашла.

Упражнение «В шкафу»

У Маши в шкафу кошка, а у Паши матрешка.

У Маши в шкафу чашка, а у Паши рубашка.

У Маши в шкафу мишка, а у Паши мартышка.

У маши в шкафу пушка, а у Паши ракушка,

У Маши в шкафу грушка,  а у Паши ватрушка.

У Маши в шкафу ложка, а у Паши лепешка.

У Маши в шкафу мешок, а у Паши ремешок.

Упражнение «Что у кого?»

Крылышки у мошки, пушинки у кошки.

Камешки у Маши, шкатулка у Наташи.

Кошка у Луши, мышка у Танюши.

Уши у мишки, ушки у малышки.

Шубка у девчушки, брюшко у лягушки.

Шейка у мышки, шея у мартышки.

Шапка у мальчишки, шапчонка у малышки.

Мягкий знак после шипящих в формах глаголов повелительного наклонения

Формы 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния пишут­ся с мяг­ким зна­ком после шипя­щих, например:

  • огра­ни­чить — огра­ничь, ограничьте;
  • обес­пе­чить — обес­печь, обеспечьте;
  • наре­зать — нарежь, нарежьте;
  • уни­что­жить — уни­чтожь, уничтожьте;
  • поды­то­жить — поды­тожь, подытожьте;
  • отва­жить­ся — отважь­ся, отважьтесь;
  • спря­тать — спрячь, спрячьте;
  • поесть — поешь, поешьте;
  • уте­шить — утешь, утешьте;
  • поте­шить — потешь, потешьте;
  • обре­зать — обрежь, обрежьте.

Перед пост­фик­сом -ся и флек­си­ей -те мяг­кий знак в ука­зан­ных фор­мах гла­го­ла сохраняется.

Видео:Автоматизация звука Ш в словосочетаниях. Автоматизация Ш. Логопедическое занятиеСкачать

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий