Почему возникают проблемы с выговариванием шипящих звуков?
Есть разные причины неправильного произношения. Чаще всего проблема вызвана слабостью мышц языка – орган вместо того, чтобы подниматься вверх при выговаривании слов с буквой Ш, лежит на дне рта.
Распространенные проблемы с произношением шипящих звуков:
- замена Ш на Т или отсутствие шипящего звука в речи. К примеру, вместо слова «шепот» ребенок говорит «тепот», а вместо «мишка» – «мика». Это может быть спровоцировано нарушением фонематического слуха, ранним возрастом;
- замена Ш на Ф. Например, малыш вместо «шишка» говорит «фифка». Это нарушение называется губно-зубным сигматизмом. Проблема заключается в укороченной подъязычной уздечки, слишком активной работе губ, нарушении фонематического восприятия;
- замена Ш на С. Например, ребенок говорит не «школа», а «скола». Эта проблема носит название свистящего сигматизма. Ее вызывает нарушение фонематического восприятия;
- шепелявость. Возникает, если язык не повторяет форму ковшика, просовывается между нижними и верхними резцами, образуя щель. Воздушная струя рассеянная и слабая при произношении шипящих звуков;
- вместо Ш слышится хлюпающий звук. Такая проблема называется боковой сигматизм. В этом случае один из углов губ немного оттянут либо опущен. Иногда у ребенка присутствует легкое смещение нижней челюсти вправо либо влево. При этом воздушная струя при произнесении звука Ш выходит по краям языка либо идет вбок;
- вместо Ш слышится храп. Это нарушение называется носовой сигматизм. При наличии такой проблемы органы речи занимают нейтральное положение, язык оттянут вглубь рта, его задняя часть поднята и соединяется с мягким небом, а края опущены. Воздушная струя проходит через полость носа. Это случается при излишнем напряжении задней части языка.
Разминка
Прежде чем приступить к выполнению основного комплекса, необходимо провести разминку. Это нужно для подготовки ротовой полости к постановке звука Ш.
Разминка состоит из ряда таких простых упражнений:
- язык положить на нижнюю губу. Зафиксировать такую позицию на 15 секунд;
- сделать из языка подобие чашечки. Задержаться в подобном положении на 10 счетов. Расслабиться. Снова сделать из языка чашечку. Это упражнение хорошо тренирует мышечные ткани;
- выполнять цоканье языком. Делать это следует медленно, растягивая процесс;
- сформировать чашечку языком, плавно опускать и поднимать ее. Выполнять такое движение необходимо медленно, плавно;
- поочередно произносить звуки О и У, максимально жестикулируя губами (делая из них большой круг, складывая их в трубочку);
- сделать из губ узкую трубочку, а затем широко улыбнуться;
- плавно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней;
- челюсть сомкнуть, губы вытянуть вперед и сформировать ими подобие прямоугольника. Задержаться в такой позиции на 10-15 секунд;
- облизывать верхнюю губу. Это тренирует верхний подъем языка.
Подготовить ребенка к постановке звука Ш может дыхательная гимнастика. Она учит малыша формировать правильную воздушную струю.
Суть дыхательной гимнастики заключается в выполнении следующих упражнений:
- дуть на перышки, свечи, вертушки;
- пытаться задуть пенопластовый шарик или кусочек ватки в созданные для этого ворота (можно использовать картонную коробку);
- распластать язык на нижней губе. Подуть на высунутый кончик таким образом, чтобы воздушная струя прошла по центру;
- на кончик носа положить шарик из ватки. Выдвинуть нижнюю губу вперед и подуть вверх. Нужно убрать ватку с носа без помощи рук, при помощи воздушного потока.
Рекомендуется выполнять все упражнения перед зеркалом. Во время обучения можно включать детские песенки, рассказывать интересные истории.
Обучение малыша правильному выговариванию
Родители, чьи дети неверно произносят шипящие звуки, интересуются тем, как научить ребенка выговаривать букву Ш в домашних условиях. Логопедами разработаны упражнения, которые помогают справиться с такой проблемой.
Занятие состоит из двух этапов: разминка и постановка звука. Чтобы артикуляционная гимнастика дала скорый положительный результат, требуется выполнять ее ежедневно по 5-10 минут.
Необходимо проявлять старание и настойчивость, хвалить малыша за успехи, поощрять его выполнять упражнения.
Разминка
Прежде чем приступить к выполнению основного комплекса, необходимо провести разминку. Это нужно для подготовки ротовой полости к постановке звука Ш.
Разминка состоит из ряда таких простых упражнений:
- язык положить на нижнюю губу. Зафиксировать такую позицию на 15 секунд;
- сделать из языка подобие чашечки. Задержаться в подобном положении на 10 счетов. Расслабиться. Снова сделать из языка чашечку. Это упражнение хорошо тренирует мышечные ткани;
- выполнять цоканье языком. Делать это следует медленно, растягивая процесс;
- сформировать чашечку языком, плавно опускать и поднимать ее. Выполнять такое движение необходимо медленно, плавно;
- поочередно произносить звуки О и У, максимально жестикулируя губами (делая из них большой круг, складывая их в трубочку);
- сделать из губ узкую трубочку, а затем широко улыбнуться;
- плавно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней;
- челюсть сомкнуть, губы вытянуть вперед и сформировать ими подобие прямоугольника. Задержаться в такой позиции на 10-15 секунд;
- облизывать верхнюю губу. Это тренирует верхний подъем языка.
Подготовить ребенка к постановке звука Ш может дыхательная гимнастика. Она учит малыша формировать правильную воздушную струю.
Суть дыхательной гимнастики заключается в выполнении следующих упражнений:
- дуть на перышки, свечи, вертушки;
- пытаться задуть пенопластовый шарик или кусочек ватки в созданные для этого ворота (можно использовать картонную коробку);
- распластать язык на нижней губе. Подуть на высунутый кончик таким образом, чтобы воздушная струя прошла по центру;
- на кончик носа положить шарик из ватки. Выдвинуть нижнюю губу вперед и подуть вверх. Нужно убрать ватку с носа без помощи рук, при помощи воздушного потока.
Рекомендуется выполнять все упражнения перед зеркалом. Во время обучения можно включать детские песенки, рассказывать интересные истории.
Постановка звука
Выполнив дыхательную и артикуляционную гимнастику, можно приступать к постановке шипящих звуков. Существуют разные упражнения, которые ориентируют ребенка на правильное произношение слов с буквой Ш.
Эффективный комплекс для борьбы с нарушением речи:
- свободный полет. Сделать из языка чашечку и постараться высунуть ее изо рта. На нос необходимо положить небольшой кусочек ватки. На выдохе воздух будет отталкиваться от стенки языковой чашечки и подниматься вверх, убирая ватку. Это упражнение очень простое и действенное. Его особенно рекомендовано выполнять детям с шепелявостью;
- движущаяся чашка. Языком сформировать чашечку и начать ею двигать: поднимать и опускать края;
- пирожок. Открыть рот и расположить язык на нижней губе. Приподнять боковые стенки языка так, чтобы образовывалась впадина по центральной оси. Задержаться на 5-10 секунд. Упражнение направлено на укрепление мускулатуры языка, делает более подвижными боковые его стенки;
- корабль в море. Сложить язык в форме чашечки, поднять его и задержать на 1-3 секунды, затем опустить и зафиксировать в таком положении на короткое время;
- улыбка. Открыть рот и широко улыбнуться. Вытянуть язык вперед, кончик положив на нижнюю губу, а боковыми стенками касаясь уголков рта. Задержаться в таком положении на несколько секунд. Упражнение хорошо расслабляет язык. Оно помогает в постановке не только звука Ш, но и Ж;
- качели. Открыть рот и улыбнуться. Язык должен быть расслабленным, лежать плоско и широко. Выполнять попеременно следующие движения языком: потянуться к потолку, в стороны, к верхней и нижней губе, коснуться резцов, залезть между зубами и губой, дотронуться кончиком до альвеол;
- маляр. Приоткрыть рот, слегка улыбнуться, расслабить губы и зафиксироваться в таком положении. Представить, что кончик языка – это кисть маляра, а небо – стена, которую нужно раскрасить. Языком необходимо двигать от гортани к зубам и обратно, не выводя его за пределы ротовой полости. Упражнение помогает усилить контроль языка.
Для произношения сложных звуков важна не только постановка, но и автоматизация. Поэтому когда ребенок научится произносить Ш, нужно будет перейти к закрепляющим упражнениям.
Упражнения артикуляционной гимнастики для губ
Логопеды проводят артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Каждое упражнение выполняют по 5-7 раз. Артикуляционную позу следует удерживать в одном положении по 10-15 секунд.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдают определённую последовательность, вначале простые упражнения, а затем сложные. Проводят их эмоционально, в игровой форме. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка тело не напряжено, спина прямая, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Пациент должен хорошо видеть лицо логопеда, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Дети могут пользоваться небольшим ручным зеркалом. Тогда логопед находится находиться напротив ребёнка лицом к нему.
Начинают артикуляционную гимнастику с упражнений для губ. Логопед рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы, показывает его выполнение. Затем ребёнок делает упражнение, а взрослый контролирует выполнение.
Логопед следит за качеством выполняемых маленьким пациентом движений:
- точностью;
- плавностью;
- темпом;
- устойчивостью;
- переходом от одного движения к другому.
Он обращает внимание на то, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели
Если у малыша не получается движение, помогает ему шпателем.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики включает как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
Детям предлагают выполнить следующие упражнения для губ:
- улыбка – удерживание губ в улыбке, зубы не видны;
- трубочка – вытягивание губ вперёд длинной трубочкой;
- кролик – губы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Далее выполняют упражнения для развития подвижности губ:
- улыбка-трубочка – губы вытянуть вперёд губы трубочкой, затем растянуть в улыбку;
- рыбки разговаривают – хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);
- пятачок – губы, вытянутые трубочкой, двигать вправо-влево и вращать по кругу.
Упражнение «недовольная лошадка» выполняют логопедии выполнятся следующим образом: ребёнок легко и активно посылает поток выдыхаемого воздуха к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
Упражнение «Заборчик» вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Ход выполнения упражнения следующий: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы, удерживать губы в таком положении под счёт до пяти.
Дикция: отработка согласных [Ш] и [Ж] (занятие 13)
Методические рекомендации и упражнения для лекторов
Дефекты этих звуков связаны с искажением, неточностью артикуляционного уклада их, а также с замещением другими звуками ( вместо , и т.д.). Шепелявость и другие недостатки произношения сравнительно легко поддаются исправлению с помощью упражнений.При произнесении твердых согласных и губы раскрыты, между зубами расстояние 1—2 мм, кончик языка лопатообразно приподнят по направлению к передней части нёба за альвеолы верхних передних зубов, но не касается твердого нёба; боковые края языка касаются верхних коренных зубов и несколько приподняты, образуя в языке легкую впадину. При произнесении глухого голосовые связки не вибрируют, в то время как при звуке работают не только голосовые связки, но и вибрирует кончик языка.Для различия глухого и звонкого согласного произнесите поочередно: ш-ж, ш-ж, ш-ж…При тренировке звуков и йотированная таблица не применяется (эти звуки твердые). Произнесите на выдохе следующие упражнения:Упражнение № 1. Шэ, ша, шо, шу, шы.Упражнение № 2. Жэ, жа, жо, жу, жы.Упражнение № 3. Шэ-шэ, ша-ша, шо-шо, шу-шу, шы-шы.Упражнение № 4. Шэ-шэ-шэ, ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, шы-шы-шы.Упражнение № 5. Шэ-шэ-шэ-шэ, ша-ша-ша-ша, шо-шо-шо-шо, шу-шу-шу-шу, шы-шы-шы-шы.Упражнение № 6. Шэжэ, шажа, шожо, шужу, шыжы.Упражнение № 7. Жэшшэ, жашша, жошшо, жушшу, жышшы.Напишите ряд тренировочных упражнений, соединив поочередно 6-е и 7-е упражнения с 1-м, 3-м, 4-м, 5-м. Повторите их вслух, если не хватает одного выдоха, добирайте воздух.Упражнение № 8. Шэ-сэ, ша-са, шо-со, шу-су, шы-сы.Упражнение № 9. Жэ-зэ, жа-за, жо-зо, жу-зу, жы-зы.Упражнение № 10. Шэ-сэ-шэ, ша-са-ша, шо-со-шо, шу-су-шу, шы-сы-шы.Упражнение № 11. Жэ-зэ-жэ, жа-за-жа, жо-зо-жо, жу-зу-жу, жы-зы-жы.Упражнение № 12. Жни, жнэ, жна, жно, жну, жны, жне, жня, жнё, жню.Упражнение № 13. Шни, шне, шня, шнё, шню, шни.Упражнение № 14. Жди, жде, ждя, ждё, ждю, жди. Шти, ште, штя, штё, штю, шти.Произнесите следующие слова: шерсть, шар, жадность, жалость, ёрш, нож, фарш.Повторите на выдохе медленно и четко следующие фразы:1. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.2. У ежа ежата, у ужа ужата.3. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.4. Самшит, самшит! Как ты крепко сшит!5. Что посеешь, то и пожнешь.6. Дружба — дружбой, а служба — службой.7. Шила в мешке не утаишь.8. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.Орфоэпия.1. В конце слова звонкий согласный оглушается: нож — , уж — , стриж — , ложь — .2. Слова с ЖИ, ШИ, ЖЕ, ШЕ произносятся как с ЖЫ, ШЫ, ЖЭ, ШЭ: шина — (шына), жизнь — (жызнь), жест — (жэст), шест — (шэст).3 Сочетания СЖ, ЖЖ произносятся как двойной твердый : разжать — (ражжать), разжег — (ражжег), сжать — (жжать).4. Сочетания ЗЖ, ЖЖ внутри корня слова произносятся как долгий двойной мягкий ЖЬЖЬ: вожжи — (вожьжи), жужжит — (жужьжит), уезжать — (уежьжять), приезжать — (приежьжять).
Предыдущая страница | Следующая страница
Главная | Вместо предисловия | Речевой аппарат и его работа | Совершенствование органов дыхания | Тренировка основных органов речи | Основные свойства голоса | Развитие голоса | Дикция | Отработка гласных и согласных звуков | Работа над сочетанием звуков | Использование движений | Советы начинающему оратору | Послесловие | Методические рекомендации и упражнения для лекторов | Пословицы и поговорки | Словарь синонимов | Часто задаваемые вопросы | Главная Карта Сайта
Приклей конфетку
Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна.
2. Рот открывать не шире чем на 1,5-2 см.
3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
Что делать, чтобы научиться выговаривать «Ш»
Упражнение для развития звука «Ш».
Правильное произношение звука возможно в таком случае: зубы максимально сближены, резцы находятся друг над другом, а округленные губы выдвинуты вперед, язык имеет форму «ковша».
Методические рекомендации для родителей
Иногда родители не обращаются к логопеду по разным причинам. Кто-то из-за финансовых затруднений, другие в соответствии с убеждениями. При этом родители должны знать, как научить ребенка говорить букву «Ш».
Разминка для языка и губ
Самые эффективный и легко выполнимый способ справиться с невыговариванием звуков — артикуляционная гимнастика.
Она включает следующие упражнения:
- «Согреем ладошки».
Его цель — научиться выпускать сильную струю воздуха. Ребенку нужно округленными губами равномерными порциями выдыхать воздух, не надувая щеки. - Непослушный язычок.
Упражнение способствует расслаблению языковых мышц. С размещенным на нижней губе языком произносится по счету от 1 до 10 слог «пя-пя-пя», края языка вверх не поднимаются. - Приклей конфетку.
Результатом такой тренировки должны стать укрепленные языковые мышцы и отработанный подъем языка наверх. Кончик языка располагается на нижней губе, на край кладется небольшой кусочек ириски, который нужно приклеить к небу. Челюсть должна оставаться неподвижной, работает только язык. - Качели.
Кончиком языка касаются то верхних, то нижних зубов. - Лошадка.
Поцокать, как лошадь. - Блинчик.
Расслабленный язык разместить на нижней губе. - Кошечка.
Ребенку нужно дотянуться языком до носа. - Фокус.
Нужно, улыбаясь, приоткрыть рот и разместить край языка на верхней губе так, чтобы образовался желоб по центру, теперь нужно сдуть вату, которая лежит на носу.
Упражнения для основного этапа
Базовым упражнением для артикуляции «Ш» можно использовать выговаривание «Р» перед зеркалом шепотом. В это время нужно остановить вибрацию языка с помощью шпателя.
Выполнив упражнение открытым ртом, можно переходить к произнесению полученного звука, стиснув зубы. Нормального звучания «Ш» достигают, округлив губы.
В качестве базового еще используется «Т», который произносится перед зеркалом. После чего артикуляция воспроизводится полуоткрытом ртом, при этом передний край языка должен касаться не зубов, а зубных лунок. После чего произносится «Т» у лунок с придыханием.
Автоматизация «Ш» через игру
Процесс автоматизации проходит в 4 этапа:
постановка звука;
закрепление в слогах;
произношение в словах и предложениях;
закрепление в скороговорках и стихах.
Использование игровой формы помогает сохранять интерес к занятиям, эффективнее добиваться нужного результата. Среди увлекательных заданий для автоматизации звука «Ш можно назвать следующие 3 варианта:
Предложить малышу прочитать сказку, в которой встречается много слов, содержащих нужный звук.
Нарисовать на листе бумаги лабиринт, который необходимо преодолеть, чтобы змейка смогла добраться до дома. Ребенку нужно провести пальцем от начала до конца, при этом весь путь движения сопровождать шипением.
Специалист показывает малышу слоги и слова, содержащие звук «Ш», и просит его произносить их вслух, постепенно увеличивая скорость чтения. Упражнение можно ассоциировать с «Кошками-мышками». Чем быстрее ребенок выполнит задание, тем успешнее мышка ускользнет от кошки.
Слоги, слова, фразы
Автоматизация звука «Ш в слогах происходит следующим образом
в первую очередь произносятся слоги, начинающиеся с данного звука: ша, шу, шы;
затем идёт работа со слогами, где первый звук гласный, а последний – «ш»: аш, уш, ош;
в конце отрабатывается произношение слогов, включающих в себя несколько согласных, один из которых шипящий: што, шух, шах.
Работа со словами и предложениями проходит так:
сначала произносятся слова, имеющие звук ш» первым, последним или располагающимся в середине: шум, ваш, каша;
затем ребёнок произносит фразы, включающие в себя различные комбинации содержания звука ш в словах: наш душ; шипы шиповника; шумел камыш.
Загадки, стихи, скороговорки
Прекрасно работают для автоматизации звука загадки на различную тематику, короткие стихотворения, мудрые пословицы и скороговорки
Взрослым важно во время занятий следить за правильным выговариванием «Ш», исправлять ошибки. Переучить малыша впоследствии будет гораздо сложнее, чем научить произносить шипящий правильно сразу
Пример стихотворения:
Антоша любит кушать кашу,
Антоша говорит Наташе:
«Кушать кашу все должны,
Детям каши очень важны».
Любимые скороговорки, которые не каждый взрослый выговорит:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Широкие шины шикарной машины бесшумно шуршат по шоссе.
II этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Уточнение произношения имеющегося звука ш или вызывание его по подражанию. Развитие речевого дыхании.Цель. Добиваться (по возможности) от каждого ребенка правильного длительного произношения изолированного звука ш. Учить определять положение губ, языка при произнесении звука ш.
Предшествующая работа. Подъем языка вверх отрабатывался на звуках т, д, н. Умение делать язык широким отрабатывалось на звуках и, с, з. Воздушная струя, направленная посередине языка, отрабатывалась на звуках ф, в.
Подготовительная работа. Уточнить, как произносят звук ш дети, чтобы знать, кому и как помочь на занятии.
Игра «Лес шумит»
Краткое описаниеВоспитатель вспоминает с детьми, как они ходили летом в лес и видели там высокие деревья. У них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: «шшш…» Воспитатель предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветерок: «шшш…»
Игра «Шар лопнул»
Краткое описаниеДети становятся в круг, берутся за руки и, расширяя круг, как бы надувают шар. По хлопку воспитателя шар лопается, дети приседают, опуская руки, произнося звук ш.
После двух-трехкратного повторения игры дети садятся. Воспитатель спрашивает: «Дети, как шумят верхушки деревьев, когда их качает ветерок?.. А как шипел воздух, когда выходил из лопнувшего шара?.. Правильно, ветер шумел: «шш», воздух выходил из лопнувшего шара и шипел: «шшш». Произнесем все вместе звук ш… Что делали наши губы, когда мы произносили звук ш? («Губы выдвигались вперед».) Они были похожи на бублик или на трубочку? («Они были круглые, как бублик».) Что делал язык, когда мы произносили звук ш?» («Язык поднимался к нёбу, за верхние зубы».)
Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим шшш. (Дети выполняют упражнение подгруппами, воспитатель проверяет качество выполнения — широкий язык должен быть поднят вверх к бугоркам за верхними зубами.)
А какой воздух — теплый или холодный — выходит, изо рта, когда мы произносим шшш? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшш. («Воздух теплый».) Правильно, когда мы говорим ш, губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы, струя воздуха выходит теплая.
А что делает голос, когда мы произносим ш: спит или песни поет? Приложим все руку (тыльной стороной) к шее, скажем шшш… В домике было тихо или голос пел песни и стенки домика дрожали?» («В домике было тихо, голос спал, и стенки домика не дрожали».)
Методические указания. Чтобы дети правильно произносили звук ш, необходимо следить за положением губ, языка, наличием воздушной струи, идущей посередине.
Если дети не могут определить положение органов артикуляционного аппарата, надо еще раз вместе с ними длительно произнести этот звук и обратить в это время внимание на положение губ или на положение языка. Можно вызвать ребенка, который хорошо артикулирует этот звук, и предложить всем посмотреть на его губы или попросить, чтобы он показал, куда поднимается широкий язык при произнесении звука ш