Комплекс утренней гимнастики для подготовительной группы

Приёмы проведения утренней гимнастики для детей 6-7 лет

Для создания у дошкольников мотивации в занятиях физкультурой в целом и утренней гимнастикой в частности нужно проводить урок в доступной для детского понимания форме.

Обратите внимание! Существует несколько видов педагогических приёмов (методов), с помощью которых занятие приобретает дополнительную наглядность, доступность и привлекает интерес и внимание ребёнка

  • Словесные приёмы. Дети с особым интересом относятся к упражнениям, имеющим оригинальное название, помогающее легко вспомнить действие, которое нужно выполнить. Например, упражнение «Велосипед» вызывает ассоциацию, помогающую ребёнку восстановить в памяти последовательность движений: лечь на спину, поднять согнутые в коленях ноги и крутить в воздухе воображаемые педали велосипеда. Подобные названия заставляют ребёнка включить память и воображение. В отличие от младших групп, в подготовительной уже не требуется ежедневная демонстрация ранее изученных движений. Воспитателю достаточно произнести название и далее словами описать действия, которые он ожидает от участников зарядки. Речь идет про команды тренера, а также устный счёт, необходимые при выполнении заданий.
  • Наглядные. К этой группе можно отнести различного рода иллюстрации, картинки и плакаты, изображающие выполнение того или иного действия. Это подходит для повторения и закрепления ранее изученного и хорошо знакомого материала. В последнее время в детских садах используются обучающие видео, просматривая которые ребята могут познакомиться с новой ритмической частью или танцевальными движениями. Такая форма обучения способствует развитию зрительной памяти.
  • Практические. Новые, неизученные упражнения выполняются после показа воспитателем. В дальнейшем взрослый наставник наблюдает со стороны, как дети на практике выполняют то или иное движение. Для большей наглядности можно назначать ребят по очереди быть ведущими. Такая ответственность придаёт ребёнку дополнительную значимость, помогает его социализации.
  • Музыкальные. С помощью музыкальных инструментов задаётся правильный ритм. В то же время музыка и звуки могут менять темп выполняемого задания. Они создают особый настрой, поднимают настроение и помогают рождению образа при имитации некоторых движений. Кроме фортепиано, бубна и баяна можно подключить свисток и другие подобные звуковые сигналы.
  • Группа игровых приёмов. Часто необходимой двигательной активности удаётся достичь в хороводной или другой игре, связанной с имитацией каких-либо движений, быстротой реакции, умением убегать и догонять и т. д. Игры позволяют добиться желаемого результата, не создавая у ребёнка ощущения скованности, что часто бывает на уроках.

Анализ и диагностика проведения зарядки в детском саду

Чтобы установить уровень физической подготовки будущих первоклассников, следует проанализировать их навыки и умения. Для этой цели проводится диагностика выполнения физических упражнений и уровень общего физического развития.

Важно! Ребёнок считается готовым к школе, имеющий способность контролировать и оценивать собственные действия; умение сохранять баланс и координацию движений; самостоятельно воспроизводить изученные физические упражнения; желание проявлять интерес к физической деятельности. Физическая культура является неотъемлемой частью воспитательного процесса

Сформированные с раннего детства правильные привычки помогут растущему организму подружиться со спортом и по мере взросления придерживаться здорового образа жизни

Физическая культура является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Сформированные с раннего детства правильные привычки помогут растущему организму подружиться со спортом и по мере взросления придерживаться здорового образа жизни.

Особенности нагрузки на детей

Занятия по УГ подготавливаются и проводятся так же, как и прочие образовательные мероприятия. Для этого используется предварительно составленный план, влияющий на подбор физических упражнений и подвижных игр, составляющих структуру каждого урока.

Благодаря этому умения и знания ребёнка к моменту выпуска из дошкольного учреждения должны соответствовать государственному образовательному стандарту.

Обратите внимание! При этом нужно учитывать возрастные особенности, работоспособность, утомляемость при физических нагрузках, чтобы не нарушать общие требования по физиологии и гигиене обучающихся

Комплексы дыхательной гимнастики

Что необходимо учитывать при использовании:

  • Эффективность заданий с целью профилактики и оздоровления.
  • Уровень доступности для 6-7 лет.
  • Степень влияния упражнений на мышцы органов дыхания.
  • Эффективность упражнений для подготовки организма к холодному и теплому времени году.

Обратите внимание! Согласно ФГОС ДОУ, упражнения на укрепление дыхательной системы ребенка учитываются при планировании утренней зарядки, гимнастики после сна и физической культуры

Основные методики, используемые для детей 6-7 лет

Шестой год развития ребенка дает возможность применять комплексы динамической и статистической гимнастики, направленные не только на коррекцию и развитие, но и укрепления тонуса мышц. Это связанно с тем, что задержка дыхания или замирание приводит к активности мускулатуры, а более длительные выдохи с произношением звуков позволяют научиться контролировать дыхание в разговоре.

Демонстрация статистического упражнения

При формировании картотеки упражнений дыхательной гимнастики прибегают к использованию методических пособий, соответствующих возрастным особенностям подготовительной группы:

Для профилактики респираторных болезней прибегают к пособиям Б.С. Толкачева. Автором подобраны простые упражнения с произношением звуков на выдохе.
Комплекс К.П. Бутейко активизирует обменные процессы на клеточном уровне через вибрацию органов за счет произношения звука.
Пособия М.Л. Лазаревой славятся разнообразием статистических упражнений, позволяющих ребенку научиться задерживать дыхание.
А.Н

Стрельникова уделяет внимание интенсивности коротких вдохов через нос с закрытым ртом.

Временной план

Утренняя гимнастика проводится в течение всего года. В зависимости от месяца и климатических особенностей местности занятие может проводиться в спортивном зале или на улице.

Важно! Воспитателю нужно видеть всех выполняющих движение детей. В этом случае он сможет контролировать технику выполнения упражнения, вовремя заметить и исправить ошибку и тем самым дать ребёнку возможность получить максимальную пользу от проводимого занятия. . Независимо от выбранного воспитателем способа УГ и места проведения, занятие всегда должно состоять из трёх частей:

Независимо от выбранного воспитателем способа УГ и места проведения, занятие всегда должно состоять из трёх частей:

  • Разминка служит организационным моментом, подготовкой ребёнка к более интенсивному темпу выполнения упражнений. Ходьба, повороты, различные махи способствуют разогреву мышц и подготавливают организм к следующим более активным физическим нагрузкам.
  • Основная часть должна влиять на укрепление мышц, отвечающих за осанку. Для достижения эффекта упражнения для шейного отдела, рук, ног, пресса делаются из разных исходных положений. В этой части используются прыжки и бег, которые положительно сказываются на укреплении сводов стоп. Для лучшего результата используется спортивный инвентарь: скакалки, гимнастические обручи и палки. Есть смысл заранее продумать, каким образом будут раздаваться и собираться спортинвентарь и другие вспомогательные предметы. Этот момент не должен создать ненужную суету и сбить ребят с общего ритма занятия.
  • Заключительная часть включает в себя замедленные движения, направленные на приведение в норму дыхания и сердечного ритма.

Гимнастические снаряды

Утренняя гимнастика в подготовительной группе

Во время последнего года перед школой у ребёнка увеличивается интеллектуальная нагрузка. Это повышает уровень знаний и способствует подготовке к 1 классу. В то же время подобная деятельность способна вызывать усталость, переутомление и даже апатию.

Урок физкультуры

Избежать нежелательных последствий помогает смена деятельности. Особенно эффективными считаются физкультминутки, благодаря которым у детей появляется возможность ненадолго «отключить» мозги и размять мышцы.

Обратите внимание! Мыслительная деятельность даётся ребёнку легче всего в утренние часы. Именно поэтому и физические упражнения, помогающие расслабиться и переключить внимание, проводятся в первой половине дня

УГ также является хорошим началом дня.

Дыхательные упражнения дают всем ребятам возможность окончательно проснуться. Используемый воспитателем бубен или устный счёт задают нужный ритм, необходимый для работы в течение всего дня. Коллективно выполняющиеся упражнения помогают размяться, потратить лишнюю энергию, что позволяет спокойно и вдумчиво приступить к дальнейшим занятиям.

Утренняя гимнастика

Анализ и диагностика зарядки

Все элементы образовательного процесса в детском саду нуждаются в тщательном анализе и диагностике, не исключение составляет и гимнастика в утренние часы. Целью этого мониторинга является оценка эффективности мер, которые предпринимаются педагогическим коллективом детского сада для сохранения здоровья и укрепления иммунитета дошкольников, а также для формирования позитивного эмоционального фона в последующих видах деятельности.

Утренняя гимнастика поднимает настроение и детям, и взрослым на целый день

Воспитателю рекомендуется проводить анализ после окончания работы над комплексом упражнений, то есть 1–2 раза в месяц.

В начале указываются следующие моменты:

  • название дошкольного учреждения и группы;
  • имя педагога;
  • дата проведения гимнастики;
  • возраст детей;
  • количество малышей в группе.

Таблица: образец схемы анализа утренней гимнастики

Этап занятияОборудованиеДеятельностьпедагогаДеятельностьдетейИспользуемыеприёмыКоличествоупражненийВремя выполнения заданияВывод (достигнуты цели или нет, все ли дети справились, уложились ли в хронометраж)
Вводный1 минута
Основной8–9 минут
Заключительный1–2 минуты

Как проводить утреннюю зарядку на улице

Комплекс утренней гимнастики на улице особо не отличается своими упражнениями от гимнастики в помещении. Единственное различие заключается в том, что данная деятельность на свежем воздухе может быть более разнообразной. Здесь появляется больше возможностей для проведения подвижных игр. На практике показано, что на площадке они чувствуют себя более комфортно, и их организм просыпается быстрей, чем в закрытом помещении. Но самым главным преимуществом в данном случае стоит назвать свежий воздух. При движении организм быстрей насыщается кислородом, нежели в спортивном зале или группе.

Нередко утренняя гимнастика в младшей группе или для дошкольников старшего возраста совмещается с умственной деятельностью или другими навыками. К примеру, с ними можно на асфальте нарисовать «Классики», после чего попрыгать на них. Или же выучить считалочку с цифрами и движениями.

Виды упражнений и правила проведения зарядки в детском саду

Как уже отмечалось, утренняя гимнастика — это часть программы физической культуры в дошкольном образовательном учреждении. Зарядка может включать различные виды упражнений:

  • под музыку (либо отвлечённый музыкальный фон, либо песенки, описывающие все действия, которые должны выполнить малыши);
  • сюжетная гимнастика (все задания объединены общим сюжетом, часто действует один персонаж, к примеру, зарядка с Крокодилом Геной или Машей);
  • упражнения с предметами (массажными мячиками, гантелями, мешочками с песком, султанчиками и пр.), которые стимулируют интерес малышей;

    Часто для выполнения гимнастики используются султанчики

  • работа на тренажёрах (например, степ-платформах);
  • игровая гимнастика (основанная на комбинации игровых приёмов, то есть построенная в форме игры, например, квеста «Помоги сестрице Алёнушке найти братца Иванушку», в которой дети выполняют задания и находят персонажа);
  • зарядка в кровати (форма ленивой зарядки, которая проводится после дневного сна или в дошкольных учреждениях с ночными группами).

В ежедневный комплекс упражнений рекомендуется включать элементы 2–3 видов. В качестве тренировки мелкой моторики, оздоровления органов дыхания выполняются 1–2 упражнения для дыхательного аппарата и элементы пальчиковой гимнастики.

Традиционная форма гимнастики подразумевает использование общеразвивающих упражнений.

Требования к утренней зарядке

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены требования к утренней зарядке в детском саду:

  1. Упражнения выполняются в хорошо проветренной комнате или на улице. В группах закаливания дети выполняют зарядку на свежем воздухе в любой сезон.
  2. Если в комплексе предполагаются упражнения на полу, то нужно использовать специальные гимнастические коврики.
  3. Группы закаливания завершают гимнастику обливанием водой.
  4. Форма одежды для зарядки: вещи из гигроскопичных тканей, комфортная обувь или носки.

    Главное требование к одежде для гимнастики — удобство и практичность

  5. Соблюдается очерёдность выполнения заданий: сначала потягивания, потом ходьба, постепенно приобретающая темп бега, дыхательные упражнения, задания на разогрев мышц рук и плечевого пояса, малоподвижная игра.
  6. Подбираются подходящие по теме рифмовки, музыкальное сопровождение.
  7. В комбинации динамических и статических упражнений преимущество за первыми.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий