Организация уголка природы в детских садах по ФГОС

Рекомендации и требования по подбору материала

Требования при организации природного пространства:

  • яркое и красочное оформление;
  • безопасная мебель и оборудование;
  • календарь природы в каждой возрастной группе;
  • расположение экспонатов на уровне глаз ребенка, в зоне доступной для него;
  • инвентарь располагается в закрытых контейнерах;
  • природный материал в группе должен быть в достаточном количестве;
  • украшения допустимы, но они должны соответствовать экологической тематике.

Требования к отбору обитателей:

Посадка растений весной

только типичные представители конкретного региона;
для детей уход за жителями уголка должен быть доступным (конечно, при участии педагога), поэтому в основном подбираются неприхотливые многолетние растения;
необходимо отбирать интересные растения: яркие, с необычными листьями или цветками, чтобы удерживать внимание дошкольников;
каждый вид растений должен быть представлен двумя и более представителями, чтобы дети могли сравнить их между собой и с прочими обитателями;
возможно размещение только безопасных растений.

Необходимо проводить занятия по временам года:

  • весна — посадка растений, экологосообразная деятельность;
  • лето — работа в огороде на участке, наблюдения за ростом и цветением;
  • зима — упор на явления неживой природы, либо деятельность с комнатными растениями;
  • осень — проведение осенних ярмарок, изучение осенней природы.

Полезно! Экология — наука, которую дошкольник должен постигать с начального этапа обучения. И природный уголок играет в обучении важную роль. При правильно организованной деятельности возможно не только сформировать у воспитанников систему понятий, но и привить трудовые навыки.

Цикл наблюдений за растениями в младшей группе

Стенина Зоя Алексеевна

Перспективный план наблюдения за растениями во второй младшей группе

2-я младшая группа

Месяц Неделя Тема Цель

Сентябрь 1-я Наблюдения за воспитателем по уходу за комнатными растениями Формировать понятие «комнатные растения»

,выделяя основные признаки:растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначений комнатных растений: они красивые, украшают комнату. 2-я Наблюдение за поливом комнатных растений Познакомить детей со способом ухода за комнатными растениями – поливом, предметами для работы

Показать, как нужно правильно поливать растения (не поднимать высоко носик лейки, воду лить осторожно, под растение)

3-я Покажем Дюймовочке наш уголок природы Закреплять умение детей ориентироваться в групповой комнате, знать, где расположены игрушки, предметы для изодеятельности, книги и т. п.Формировать представление об уголке природы: это место, где находятся растения

4-я Комнатные растения украшают наш дом Формировать понятие «комнатные растения»

,выделяя основные признаки:растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначении комнатных растений: они красивые, украшают комнату Октябрь 1-я Наблюдения за комнатными растениями

Продолжать учить различать среди природных объектов растения. Закреплять знания об их строении. Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой, удалять пыль с растений влажной тряпкой). Формировать интерес к комнатным растениям. Вызывать желание ухаживать за ними, любоваться ими. Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах.

2-я Знакомство с геранью Учить среди множества растений выделять цветущие, называть и показывать части растения, находить герань

3-я Рассматривание герани её цветков, листьев Закреплять представление об отличительных свойствах герани (зелёные, душистые, круглые, пушистые листья, белые и красные цветы, учить находить её среди других растений, продолжать приучать к трудовым операциям по уходу за растениями.

4-я Наблюдение за цветущими растениями

Привлекать детей к наблюдениям за комнатными растениями, изменениями в их развитии. Закреплять знания цветов и оттенков. Развивать сенсорный опыт

Ноябрь 1-я Знакомство с фикусом Дать представление о фуксии. Учить находить фуксию среди других растений. Закреплять навыки полива. Формировать бережное, заботливое отношение к растениям

2-я Рассматривание фикуса (стебель, листья)

Знакомить с фикусом –растением, у которого плотный ствол, как у небольшого деревца, крупные, зелёные, гладкие листья. Закреплять навыки полива растений. Продолжать воспитывать бережное отношение к ним 3-я Наблюдение за протиранием широких листьев фикуса Знакомить детей со способами ухода за комнатными растениями, инвентарем

Учить осторожно, протирать влажной тряпочкой широкие листья растений

4-я Знакомство с бальзамином Продолжать обучать детей описывать растения, отличая при этом различия и сходство между ними и наиболее характерные признаки внешнего вида. Учить описанию по плану, предположенному воспитателем. Закрепить знания детей о названиях растений.

Декабрь 1-я Мои зелёные друзья Повторить названия, уже знакомых детям, комнатные растения, их части (стебель, цветок, лист)

. Учить уметь замечать изменения в развитии знакомых комнатныхрастении

Продолжать формировать интерес и любовь к растениям, желание ухаживать за ними. Продолжать учить поливать растения, правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой, под руководством воспитателя 2-я Комнатные растения, похожие на кустик Познакомить детей, ещё с одной растительной группой – куст

Научить выделять из группы комнатных растении, похожие на куст. Продолжать учить различать растительные группы: дерево, трава, куст

Для чего нужен?

Местечко, которое ознакомит малышей с окружающим миром, должно быть во всех группах. Его оформлению, ведению воспитатели, сами дети уделяют много внимания. А для чего это нужно?

Целей работы с таким наглядным материалом много:

проводится экологическое воспитание. К тому же, уголки природы в детских садах формируют у малышей аккуратность, чувство ответственности;

такие места воспитывают, формируют эстетические чувства. Создав необходимые условия, можно вырастить комнатные цветы разных видов. Это позволяет детям наслаждаться разнообразием красоты. Дошкольники, видя это, испытывают эстетическое удовольствие;

одна из целей создания– образовательная. Малыши под присмотром воспитателей трудятся, ухаживают за растениями и наблюдают за тем, как меняются они на протяжении всего года. У них формируется связь с ними и с явлениями

Учатся поливать цветы, обращая внимание на то, какое время года. Если лето, то полив должен быть обильным, если зима – то объем воды сокращается;

это место формирует навыки по уходу за цветами

Малыши учатся ухаживать за ними, поливать, вытирать пыль с подоконников, другим видам работ;

наличие такого места – возможность украсить помещение группы, сделать его интереснее, веселее для игрового процесса.

Старшая группа: выбираем растения

У детей старшей группы продолжает формироваться умение сравнивать предметы и выделять схожие и различные черты

Основное внимание уделяется процессу роста и развития растений. Уголок в группе необходимо обязательно пополнить новыми видами: традесканцией, сеткреазией, плющом, фикусом, папоротником, цикламеном, бегониями, амариллисом

Существует два интересных растения: спатифиллум и антуриум. Первый символизирует женское начало. Он выпускает длинные белые цветки, похожие на каллу. Внутри они изогнуты спиралькой. Второй – антуриум – имеет крупный красный бутон. Центральный листок круглой формы, а посередине выступает длинная желтая тычинка, символизирующая мужское начало. Эти два растения принято ставить рядом.

Уголок природы в детском саду по ФГОС

  • Животных запрещено размещать: в раздевалках, спальнях, групповых помещениях. Для животных отводится отдельная комната, а дети туда приходят посмотреть на животных под контролем воспитателя.
  • Растения в живом уголке не должны затеняться мебелью и игрушками.
  • Детям не должны вреда причинять растения и животные, которые составляют живой уголок.
  • Нельзя составлять уголок из колючих или ядовитых растений, мелких природных материалов (камушки, горох, ракушки).
  • Для исследования растений можно давать семена, которые запаяны в пластиковые пакеты или увеличительные стекла в оправе старшим детям. Младшие группы пользуются пластиковыми муляжами растений, листьями и каштанами.
  • Удостоверьтесь, что у воспитанников нет аллергии на животных или какие-либо растения.
  • Мебель крепите хорошо, полки развешиваются на уровне детских глаз.
  • Оформите уголок ярко и эстетически.
  • Уголок необходимо снабдить необходимыми растениями и оборудованием согласно возрасту воспитанников в группе.

Уголок природы и календарь наблюдений – Мастер-класс для дошкольников «Календарь природы»

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Положение смотр-конкурса «Уголок экспериментально-исследовательской деятельности в группе»
1. Общие положения. 1.1. Настоящее положение разработано в целях формирования познавательных процессов дошкольников путём активизации творческой, исследовательской деятельности, качественному оснащению педагогического процесса и выявлению передового педагогического опыта. 1.2….

Мастер-класс для педагогов «Пособие «Календарь природы»
Мастер – класс для педагогов (Матушка природа-четыре времени года) Пособие «Календарь природы» Цель: – предоставление воспитанникам занимательный образовательный природоведческий материал в яркой и привлекающей внимание детей форме. Задачи: – развивать у детей представления,..

Оформление уголка «Экспериментируем»
Воспитатель: Молчанова Ольга Сергеевна. Федеральным государственным образовательным стандартом установлен ориентир на поощрение инициативности и развитие самостоятельности воспитанников в образовательном процессе. Стимулирование независимой опытно-исследовательской деятельности…

Уголок природы и календарь наблюдений – Осенний уголок природы в нашей группе

Статья «Осенний уголок природы в нашей…»
Осень уже наступила, вокруг потрясающая красота ярко жёлтая и красная. Не очень холодно, погода шепчет. Дети с удовольствием и желанием гуляют на улицах, в парках. Но дождевые тучки не за горами, уже появляются иногда. Бабье лето закончится. Но в нашем нескучном саду, в нашей…

Календарь природы для детей раннего возраста
Согласно программы ФГОС, в каждой группе детского сада необходимо создание уголков природы и погоды для ознакомления детей с природой и природными явлениями. Организация уголка природы способствует: -развитию умения устанавливать причинно-следственные связи между природными…

Оформление помещения «Уголок природы» в средней группе
Уголок природы – часть предметно-пространственной развивающей среды, которая способна реализовать сразу все цели воспитания дошкольника: нравственное, эстетическое, трудовое, физическое и, конечно, экологическое.Дети среднего дошкольного возраста постигают окружающий мир через…

Страницы:

Уголок природы в детском саду

Идеи для оформления своими руками природной зоны

К сожалению, а может быть и к счастью многих родителей, санитарные нормы запрещают размещение в детском саду настоящих животных и аквариумов. И что делать? Ведь, все мы – часть природы, поэтому становится грустно от таких запретов. Несколько вариантов заполнения уголка природы предложено на сайте.

Педагоги и воспитатели делятся своими идеями и наработками. Например, если в аквариуме нельзя держать живых рыбок, это не значит, что там не может поселиться игрушечный заяц, у которого есть настоящая избушка и садик около дома. Причем, педагог меняет декорации в соответствии со временем года и в течении суток. Я уверена, что детям будет интересно наблюдать за такой панорамой.

Другой педагог предлагает макеты природных зон и варианты их изготовления. Очень интересно и необычно! У дошкольников, благодаря этой идеи развивается мировоззрение, а так же любознательность и наблюдательность. Макеты разнообразны и привлекательны, создавая и описывая их, ребенок не только получает новые знания, но и обобщает информацию то есть происходит развитие связной речи детей.

Можно просто нарисовать на стене модуль уголка живой природы. Педагог предлагает менять внешний вид и окружение уголка в зависимости от сезона. Осенью растения желтеют и листья с деревьев опадают, а весной наоборот – в уголке появляются цветы и новые растения, которые крепятся к стене с помощью обычного скотча. Зимой – белоснежные снежинки, изготовленные непосредственно детьми красиво кружатся в уголке и подозреваю, что плавно ложатся на заснеженный пол.

Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:

  • Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.
  • Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.
  • Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.
  • Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.
  • Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе.
  • Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки). Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.
  • Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?» и другие.

Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания.

Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:

  • Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала.
  • Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.
  • Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

Для кратковременного наблюдения можно принести в группу рыбку в банке, хомячка, птичку в клетке. Конечно, если позволяют площади детского сада, то можно организовать экологическую комнату. В ней разместятся растения и животные, птицы и пресмыкающиеся, наблюдения за которыми предполагает Программа воспитания.

Можно сделать «сухой» аквариум.

Для этого нужно наполнить аквариум цветными камешками, на заднюю стенку приклеить обои с изображением подводного мира, на дно поместить игрушечных обитателей моря (черепаху, рака, краба и других), на заднюю стенку изнутри аквариума приклеить объёмные наклейки-рыбы, на камешки – наклейки-улитки, морские звёздочки. Дополнить морской пейзаж искусственными водорослями. Аквариум готов.

В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе.

  • В младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.
  • В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в уголок природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.
  • В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с условными знаками для обозначения погоды. Ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце месяца состояние погоды сравнивают, считают, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делают выводы о погоде.

Анализ уголка природы в ДОУ

Анализ уголков должен начинаться с оценки соответствия требованиям ФГОС ДО. Среди параметров:

  • безопасность;
  • доступность;
  • полифункциональность;
  • соответствие возрасту детей;
  • разнообразие;
  • дизайн.

Конкурс уголков природы

После выставления оценок по карте предметной среды, можно перейти к оценке внешних параметров уголка: наглядность, эстетичность, удобство расположения экспонатов. Также следует продиагностировать наличие пособий для педагогов по устройству уголков.

Большое значение имеют конкурсы, которые проводятся многими детсадами. Конкурс заключается в том, что в течение месяца группы готовят уголки к смотру: подбирают мебель, приводят в порядок растения и т. д. Заведующая ДОУ определяет членов жюри, в число которых обязательно входят представители других садов. По баллам определяется класс победителя.

Полезно! Выигрывают, как правило, группы, не только соответствующие требованиям ФГОС, но и отличающиеся уникальностью, особым творческим подходом к презентации.

Смотру может предшествовать ряд мероприятий — лекторий, семинар, обмен опытом, где педагоги делятся опытом по организации уголка природы, шаблонами. Оформить уголок несложно, но к конкурсу нужна презентация, для представления его комиссии. Оформлять ее можно и как распечатку.

Таким образом, экологический уголок, созданный в детском общеобразовательном саду, является средством формирования ценностного отношения к природе. Это одна из главных целей ФГОС ДО. Поэтому организация работы в заданном направлении должна осуществляться только после тщательной подготовки педагогов.

Требования к оформлению

Создание такого места – ответственная работа. К ней предъявляются жесткие требования. Оформление уголка природы в детском саду должно отвечать следующим нормам:

  • уголок обязан быть в каждой группе с учетом возрастной особенности воспитанников;
  • согласно санитарным нормам, нельзя держать животных;
  • оформлять нужно натуральными материалами: листвой, шишками, веточками, орехами, камушками, ракушками, поделками;

в уголке должны присутствовать растения, типичные для данной местности. Это даст возможность познакомить ребят с природой родного края, научить их ухаживать за ними;

разные виды растений должны быть представлены по несколько экземпляров. Дошкольники смогут увидеть не только общие признаки, но и их индивидуальные особенности. Это даст понятие о том, что цветы уникальны, неповторимы;

уголок природы должен включать здоровые растения

Они будут привлекать внимание малышей, восхищать их своей оригинальностью;

все, что будет размещено тут, должно быть полностью безопасным для детей;

каждый цветок должен иметь табличку. На ней нужно указать название, особенности ухода за ним.

Содержание уголков

Решив оформить такое место, нужно знать, что потребуется использовать для его обустройства. Оно должно содержать следующее:

  • растения разных видов с паспортами – табличками с названиями;
  • календарь;

  • инвентарь, оборудование для ухода за комнатными цветами;
  • наглядный, дидактический материал, игры;
  • поделки, выполненные воспитанниками, материал для их изготовления;
  • литература об окружающем мире;
  • аудиозаписи со звуками природы;
  • гербарий, образцы семян;
  • график дежурств.

Как оформить экологический центр

Наполнение уголка природы должно отвечать ряду требований, обозначенным Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

  1. Экологический центр должен быть в каждой группе.
  2. Для поддержания благоприятных условий для роста и развития растений необходим свет, поэтому уголок стоит расположить у окна.
  3. Для декорирования экологической зоны предметно-развивающей среды следует использовать природные материалы (шишки, каштаны, ракушки, камешки и пр.).

  4. Материалы уголка природы должны быть безопасны для здоровья и жизни детей.
  5. Для знакомства с живой природой в экоцентре располагают только комнатные растения, мини-огороды. Содержание животных в помещении группы, раздевалке, спальне, туалете нормами САНПИНа для Доу 2.4.1.3049–13 п.6.11 запрещено.

Что такое уголок природы в ДОУ

Уголок — часть развивающей предметно-пространственной среды. Он оформляется в каждой группе либо располагается в отдельной комнате детского сада. Создавая предметно-развивающее пространство экологической направленности, педагог должен учесть, что СанПиН 2.4.1.3049-13 не позволяет следующее:

  • размещение в группах живых существ: птиц, животных и рыб;
  • размещать растения на подоконниках и в спальне;
  • живые существа на территории ДОУ должны быть безопасными и здоровыми.

Уголок природы в ДОУ

Важно! Перед созданием пространства педагог должен ознакомиться с требованиями ФГОС ДО к данной деятельности, а также изучить программы и методики экологического воспитания

Работа в уголке природы

Исходя из целей и задач создания уголка природы, содействующего экологическому воспитанию малышей, он предназначен для:

  • дидактических игр, через которые дети получают знания о природе;
  • трудовой деятельности, прививающей ответственное отношение к миру вокруг.

В уголке природы много полезного дидактического материала, который может быть использован на любых занятиях, а не только на ознакомлении с окружающей средой

Дидактические игры

Игровая деятельность — ведущая в дошкольном возрасте, поэтому основные задачи экологического воспитания реализуются через неё.

Таблица: дидактические игры в уголке природы для первой и второй младших групп

Возраст детей
Название
Цель
Материалы
Ход игры
1,5–3 года
Деревья и их плоды
Учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.
Иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, клён), картинки (шишка, рябина, каштан, кленовая крылатка).
Воспитатель предлагает назвать выставленные дерева, а затем найти их плоды.
Кто в лесу живёт
Закреплять знания детей о диких животных; развивать память, речь; воспитывать любовь к животным.
Наборы игрушек или карточек: «Дикие животные» и «Домашние животные».
Воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, что живут в лесу.
Найди цветок
Закреплять умение детей находить и называть цветы «уголка природы».
Цветы уголка природы.
Воспитатель предлагает детям найти цветок, который он называет. Дети находят его, повторяют его название.
3–4 года
Узнай животное
Закреплять умение детей узнавать домашних животных по их звукам; развивать фонематический слух, внимание.
Аудиозаписи звуков, которые издают животные.
Вариант 1.Воспитатель издаёт звуки животных или ставит аудиозапись, а дети их отгадывают.Вариант 2.Воспитатель вызывает к себе ребёнка, на ушко называет ему животное

Ребёнок издаёт звуки животного, а дети отгадывают. Примечание: второй вариант возможен, только если у детей общая подготовка на хорошем или отличном уровне.
Кто как кричит
Закреплять умение детей издавать звуки птиц; развивать внимательность воспитывать любовь к природе.
Картинки с изображением вороны, синицы, воробья, дятла, совы.
Воспитатель показывает детям поочерёдно карточки с птицами, дети их озвучивают, а потом называют.
Уход за цветами
Закреплять умение детей ухаживать за растениями уголка природы; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях.
Лейка; тряпка; палка для рыхления; пульверизатор и ненужные для ухода вещи (игрушка, камень, книга и т.д.).
На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают и называют, что ими делают.

Трудовая деятельность

В первой младшей группе этот вид активности носит подсобный характер, то есть малыши помогают воспитателю: подносят лейку для полива, вместе со взрослым протирают крупные листья растений. На исходе первого года в детском саду ребята допускаются для посадки крупных семян или луковиц в подготовленные лунки в грунте. К такому виду работы привлекают всех малышей группы, а после работы педагог хвалит и благодарит за помощь

Очень важно также обозначить перспективу деятельности, например, «Вы — молодцы: посадили лук. Он вырастит красивым, сочным, и мы отдадим его на кухню, чтобы повара добавили лук в суп, и суп стал ещё вкуснее»

Дети с удовольствием включаются в работу по высаживанию мини-огорода

Во второй младшей труд приобретает более самостоятельный характер, дети учатся работать в парах, малых группах (4 человека максимум). При этом все участники выполняют одинаковые действия, которые педагог предваряет объяснением и показом каждого этапа отдельно. Например, малыши в парах поливают цветы и вытирают воду, попавшую на подоконник (наливаем неполную лейку, льём тонкой струйкой по четырём направлениям в горшок, ставим лейку на место, вытираем воду тряпочкой).

Зона природы в младшем дошкольном возрасте — важный элемент предметно-развивающей среды группы. Она помогает малышам осваивать основы экологической культуры, связанной с воспитанием бережного отношения к окружающему миру. И поскольку это направление образовательного процесса будет продолжаться и в школе, на педагога ложится большая ответственность, связанная с правильной организацией центра природы и выбором методически грамотных приёмов работы с материалами уголка.

Оформление уголка живой природы по ФГОС

ФГОС ДО предполагает ряд требований к оформлению. Это и соответствие возрасту детей, и безопасность, и поли насыщенность. При оформлении педагог должен опираться на параметры карты развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС ДО.

В младшей группе

Дети младшего возраста не умеют долго удерживать внимание на одном предмете. Им необходима частая смена деятельности (буквально каждые 5-10 минут), перерывы на отдых, и главное — использование игровых приемов и техник, яркой наглядности

Уголок младшей группы может включать следующее:

  • растения с четко видимыми частями;
  • ярко и долгоцветущие растения;
  • растения с пестрыми листьями.

Из всего многообразия педагог должен выбрать 3-4 вида и провести детальное изучение с указанием частей растения и их краткой характеристикой. Желательно, чтобы дети могли потрогать части растений, цветы рукой.

Уголок в младшей группе

В средней

Средние дошкольники имеют уже более устойчивое внимание, однако ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра. Педагог может расширить арсенал изучаемых растений, а также привлекать детей к уходу за растениями

Средним дошкольникам уже доступны простейшие действия:

  • полив растений;
  • опрыскивание из пульверизатора;
  • отирание крупных листов влажной тряпкой;
  • рыхление земли.

Дети средней группы определяют 4-5 растительных видов, а также самостоятельно выбирают инструменты для ухода. Для обогащения среды можно активно привлекать родителей.

В старшей

С помощью организованного пространства активно развивают операции мышления: сравнение, обобщение, классификация по признакам, а также формируют умение наблюдать за растениями, их ростом и изменением по сезонам года. Необходимо включать следующее:

  • растения с разными видами стеблей (вьющимися, стелющимися, прямыми);
  • луковицы и клубни;
  • более 9 различных видов (плющ, папоротник, бегония, амариллис и прочее).

Обратите внимание! Дети могут подготовить дома доклад о конкретном виде растений. Их внимание и речь уже более развиты, что позволяет делать занятия длительными и увлекательными

В уголке обязательно должна быть наглядность, а также книги по уходу за растениями, которые можно читать детям.

В подготовительной

Подготовительная группа подразумевает значительное расширение знаний воспитанников, поэтому основная задача — формирование системы элементарных знаний:

  • о видах зависимости растений от времени года, а также от различных климатических условий;
  • о способах размножения растений;
  • о вариантах ухода за обитателями.

Старшие школьники способны заниматься по 20 минут, поэтому перед педагогом открываются широкие вариативные возможности построение занятий. В этой группе размещают до 15 видов растений, которые дети изучают в течение года: традесканция, суккуленты, бегонии и т. д.).

Что касается материалов неживой природы, то они должны быть в каждой группе. Также начальный арсенал материалов и приемов работы с ними расширяется от младшей группы к подготовительной.

Материалы неживой природы

Дополнительная информация! Среди методов изучения явлений неживой природы основным является экспериментирование. Поэтому среди инструментов должны быть экспериментальные, а также большой арсенал предметов для изучения: вода, песок, глина и т. д.

Роль экоуголка

Экологический уголок (центр природы, уголок природы) – это комбинация наглядных и действенных средств для ознакомления детей с окружающим миром. Организация природной зоны предметно-развивающей среды группы способствует реализации основных целей экологического воспитания дошкольников.

  1. Получение естественно-научных представлений о живой и неживой природе.
  2. Развитие умения сопереживать живым существам (например, когда аквариумные рыбки бьются о стекло искусственного водоёма в поисках пищи), а также почувствовать удовлетворение и радость от увиденных результатов своей помощи (к примеру, после полива увядшие растения снова приобрели здоровый вид).
  3. Совершенствование эмоционально-волевых качеств детей, в частности, развитие умения контролировать свои эмоции. Так, при выполнении заданий (отсортировать животных по видам, выполнении поделок из природных материалов) у ребёнка может не всё получаться, но в процессе сотрудничества с товарищами, педагогом затруднения разрешаются. Таким образом, в психике дошкольника налаживаются адаптационные механизмы, имеющие ключевое значение для успешной социализации.
  4. Воспитание чуткости в играх с животными. Дети учатся понимать, когда обитателям живого уголка хочется поиграть, когда отдохнуть, а когда действия человека причиняют физическую боль.
  5. Практическое закрепление знаний о природе, умений и навыков, полученных из наблюдений, рассматривания картинок, чтения, слушания, или с помощью творческой деятельности: создания рисунков, аппликаций, поделок.

Экоцентр помогает решить основную задачу экологического воспитания: помочь ребёнку осознать роль человека в природе

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий