Трудовое воспитание детей в семье

Трудовое воспитание дошкольников

Трудолюбие не возникает само по себе. В дошкольном возрасте ребенок охотно помогает своим родителям. Особую гордость испытывают дети, если взрослые поручают им незнакомую работу. Каждое новое дело воспринимается ими как новый этап взросления, как подтверждение возрастающего доверия взрослых к детям.

По мере взросления, с усложнением обязанностей, малыш может проявлять лень

Важно пробудить детский интерес к любой грязной работе, помочь ему осознать ее значимость

При борьбе с ленью родители часто обращаются к наказанию. Справедливое наказание способно вызвать чувство вины у ребенка. Несправедливое наказание осознается им как оскорбление. Лучший способ решить проблему с ленью – поговорить с ним по душам. Как наказывать ребенка, если наказание унижает человека.

Многие ежедневные обязанности дошкольника должны войти в привычку и выполняться без напоминаний: он обязан сам мыть и убирать посуду после себя, аккуратно вешать свою одежду, завязывать шнурки, заправлять постель, вытирать пыль в своей комнате, складывать свои вещи на отведенное для этого место…

Такие виды работы как уход за аквариумными рыбками, домашними питомцами, комнатными растениями способствуют воспитанию доброты, любви к природе, а главное – доставляют детям удовольствие.

Для дошкольника очень важен ручной труд (изготовление поделок, собирание пазлов, конструирование…), в процессе которого у детей вырабатывается усидчивость, формируются эстетические чувства.

Значение труда для развития личности

Современные родители очень часто недооценивают воспитание трудом. Жалея своих малышей, они оправдывают свои действия тем, что их чада еще наработаются в зрелом возрасте. Но такая позиция ошибочна, поскольку именно в детстве закладывается отношение человека к труду, основные трудовые навыки.

?
Такие качества как выносливость, терпение, стремление к преодолению трудностей, доведение начатого до конца формируются в ранние годы. Ребенок учится понимать, что работа может быть не только приятной, но и утомительной, грязной. Дисциплина и сила воли рождаются именно в такие моменты.

Убираясь по дому или помогая маме помыть посуду, малыш приучается к ответственности, понимает, что если выполнить поручение небрежно, то это никого не обрадует

Чем бы он ни занимался, его помощь демонстрирует любовь, внимание, уважение к родным

Простое поручение по починке сломавшейся машинки или куклы – это не механическое воспроизведение определенных действий. Сознательный труд рождает инициативу, изобретательность, ребенок находится в активном поиске, стремясь найти пути решения проблемы

В это время развиваются его память, внимание, пробуждается воображение. Когда малыш занимается с небольшими деталями и предметами, формируется его мелкая моторика, которая напрямую влияет на совершенствование центров речи, интеллект

Правильное воспитание детей младшего возраста не только приносит радость им самим, а делает счастливыми всех близких.

Методы и средства трудового воспитания

С ранних лет дети познают окружающий мир, цель родителей — оказать в этом помощь, обучая несложным самостоятельным действиям. 

Трудовое воспитание детей раннего возраста осуществляется с помощью средств:

  • Собственная деятельность. С помощью такого средства малыши учатся и приобретают определённые навыки, достигают цели и получают результаты. Также у них развивается трудолюбие, дисциплина. 
  • Ознакомление с трудом взрослых. Такое средство помогает ребёнку узнать о трудовой деятельности других людей, об общественной значимости, формирует правильное отношение к труду.
  • Художественные средства. Сюда относятся различные виды искусства: музыка, живопись и т.д. Безусловно, нельзя обучиться труду, слушая сказку или музыкальные произведения. Однако, это помогает заинтересовать ребёнка. В большинстве рассказов и сказках главные герои всегда трудолюбивы, помогают нуждающимся, и в итоге получают любовь, признание. Малыш может испытать такие эмоции, благодаря которым ему захочется быть похожим на того, кто выполняет трудовую деятельность и не боится труда.

К основным методам трудового воспитания детей дошкольного возраста относятся:

  • Метод эмоционального настроения: использование музыкальных произведений, обсуждение трудовой деятельности и результатов
  • Словесный метод: обсуждения, рассуждения о ходе труда, способах его выполнения, оценка
  • Метод наглядности: показываются и демонстрируются нюансы трудовой деятельности
  • Практические задания — труд, который выполняется непосредственно самим ребёнком

Памятка о том, чего нельзя

?

  1. Обязанности по дому нельзя делить на женские и мужские. Вымыть пол или приготовить еду не может быть недостойным занятием для мужчины. Любой труд уважаем.
  2. Нельзя нагружать детей сверх меры. Работа должна быть по силам, ребенку еще необходимо время для основного детского занятия – игры.
  3. «Льзя» и «нельзя» в семье нужно определить четко и закрепить с раннего детства. От того, какую позицию занимают по этому вопросу взрослые, будет зависеть, какая обстановка будет царить в семьях их детей: полная расхлябанность или порядок.
  4. Нельзя освобождать свое чадо от трудовых обязанностей, иначе на выходе получится потребитель. Если ребенок не приучен что-то делать вместе со всеми, в нем никогда не пробудится потребность сделать что-то для других.
  5. Нельзя наказывать трудом за проступки. Такая распространенная родительская практика ошибочна. На любом труде будет лежать «черная метка» наказания. Воспитательный эффект обратный – резко отрицательное отношение к труду. Наказывают лишением удовольствий: запретом на общение с компьютером, поездку за город, лишением карманных денег.
  6. Нельзя ценить только собственные усилия. В детях нужно поддерживать уважительное отношение к любому труду, чаще рассказывать о своей профессии, о том, чем занимаются друзья, родственники, соседи.

Трудовое воспитание в семье поможет ребенку найти себя, правильно реализовать во взрослой жизни. Дедушка Ленин был прав, утверждая, что человек станет счастливым, когда труд будет приносить ему радость, станет его потребностью.

Рекомендации для родителей:

  • Не освобождайте ребенка от трудовых обязанностей. Не воспитывайте из него потребителя. Не забывайте известную поговорку «Родители трудолюбивы – дети не ленивы».
  • Помните: у детей должны быть разовые и постоянные обязанности.
  • Любое новое дело нужно выполнять совместно.
  • Вырабатывайте у детей привычку к постоянной занятости. Не позволяйте детям приобретать опыт беспорядочной и безответственной жизни.
  • Соблюдайте последовательность в своих требованиях. Проявляйте тактичность при оценивании результатов детского труда.
  • Поддерживайте у дочери и сына интерес к труду. Поручая непривычное для них дело, давайте им творческие задачи и избегайте чрезмерной опеки при их решении.
  • Предлагайте такие дела, в которых чередовались бы сложные и простые, интересные и скучные операции, предоставляйте им роль организатора и исполнителя дела.
  • Правильно оценивайте возможности детей. Родительские поручения должны соответствовать возрасту ребенка и доставлять удовольствие. Учитывайте его индивидуальные особенности.
  • Привлекая малыша к домашним обязанностям, воспитывайте в нем привычку заботиться об окружающих его людях.
  • Уважайте интерес малыша к любому виду труда и не заглушайте его стремления к самостоятельности.
  • Воспитывайте у детей уважение к чужому труду. Рассказывайте им об особенностях своей профессии и профессиях близких родственников, соседей, друзей.

Трудовое воспитание в семье – это жизненная необходимость, которая помогает человеку реализовать себя или найти свое место в жизни.

Уважаемый читатель! Считаете ли вы трудолюбие главной нравственной ценностью человека?

Из чего состоит трудовое воспитание?

Итак, какому именно труду нужно учить малыша? Трудовое воспитание включает в себя 4 основных аспекта.

  • Самообслуживание (гигиена, одевание-раздевание, сервировка стола, приготовление несложных блюд, уборка постели, своей игровой зоны, стола после себя, уход за одеждой и обувью).
  • Хозяйственно-бытовой труд (помощь во время готовки, стирки, уборки, ухода за животными или растениями).
  • Труд на природе (уход за посадками и посевами, уборка дворовой территории).
  • Ручной труд (изготовление различных поделок).

Для каждого возраста объем этих навыков будет различен, что обусловлено общим уровнем развития ребенка: его умением управляться с предметами, выполнять просьбы, держать концентрацию внимания, не утомляться, мыслить логически и т. д.Каждый из этих видов труда дает ребенку возможность развиваться умственно и физически:

  • осваиваться в окружающем мире;
  • строить коллективные взаимоотношения;
  • быть общительным;
  • развивать память, мышление, моторику;
  • изучать предназначение и правила использования орудий труда;
  • расширять кругозор;
  • учиться самостоятельности, дисциплинированности;
  • развивать силу, ловкость, выносливость;
  • учиться уважать старших, ценить результаты труда (не только личные, но и совместные, и чужие), повышать ответственность, самооценку.

Практические советы

Педагоги не просто так разрабатывают консультации для родителей «Трудовое воспитание для дошкольников». Именно этот период очень важен для формирования первых представлений о социально-бытовых навыках.

Когда надо начинать

Не только при нахождении в коллективе ребенок должен следовать правилам. Дома он также выполняет поручения, занимается разным трудом. С раннего возраста его приучают складывать игрушки на место, убирать за собой и помогать родителям.

В детском саду воспитатели тоже развивают самостоятельность, но этого бывает недостаточно. Поэтому родители тоже являются полноправными участниками процесса.

Воспитание трудолюбия у детей-дошкольников проходит под контролем взрослых. Именно они помогают вырабатывать привычки и навыки. Этот процесс занимает несколько лет, поэтому нужно заниматься им с первого года малыша.

Важно! Единых методов обучения не существует, но стоит придерживаться двух принципов – последовательность и систематичность. В таком случае удастся добиться поставленных целей

Как научить дошкольника трудиться

В первый год жизни ребенка родители постепенно учат его складывать игрушки на свои места. Для этого ему показывают, как их складывать в ящик или контейнер. Проводить это нужно в игровой форме.

После выполнения задания малыша обязательно поощряют

В образовательных учреждениях могут проводить родительские собрания «Семейные традиции и способность ребенка трудиться». Все это направлено на то, чтобы взрослые получали практические советы по воспитанию.

До начала хождения в детский сад дети должны научиться себя обслуживать. Для этого их учат умываться, чистить зубы, причесываться, одеваться и т.п.

Важно! Сначала родитель показывает, как это делать, потом помогает выполнять действия. Разные методики трудового воспитания направлены на достижение одной цели – выработка потребности осуществлять полезную деятельность

Для этого родители просят помочь расставить вымытую посуду, вытереть пыль и т.п

Разные методики трудового воспитания направлены на достижение одной цели – выработка потребности осуществлять полезную деятельность. Для этого родители просят помочь расставить вымытую посуду, вытереть пыль и т.п.

Задания должны быть посильны возрасту. Компоненты деятельности – это цель, мотив, средства и результат. На основе них строится процесс воспитания. Например, ребенку рассказывают, что игрушки нуждаются в помощи и их нужно расставить по местам.

Средство – это то, что помогает осуществлять деятельность. Чтобы поесть, ребенку нужно использовать столовые приборы. Поэтому ему пригодятся разные навыки и умения в жизни.

Образовательный потенциал трудовой деятельности детей дошкольного возраста позволяет считать ее полезной для общества. Именно от этого зависит, каким человек будет в будущем. У него должно быть сформировано правильное отношение к работе.

Успешность человека напрямую зависит от трудолюбия

Немного иначе стоит работать со школьниками. С первого класса им можно уже поручать разные дела. Все их лучше записывать в список, который поможет ему все запомнить.

Трудовая деятельность в подготовительной группе

Важно! Выработка привычки учиться тоже требует особого подхода. Поэтому если ребенку поручили писать реферат, то родитель может подсказать ему, где искать информацию

Но не пытаться сделать работу за него.

Рекомендации по трудовому воспитанию для родителей

Взрослые сами должны браться за работу с желанием. Если между папой и мамой постоянно идут препирательства, кому сегодня убирать или сходить в магазин, из ребенка тоже ударника труда не выйдет.

Воспитание трудолюбия нужно начинать как можно раньше. Малыши обычно не любят собирать игрушки после игр, поэтому заниматься этим можно вместе. Весь «реквизит» должен иметь свое место: книги ставят на полку, мягкие игрушки убирают в коробку, машины хранятся в гараже.

Желание помочь, сделать что-то самостоятельно не должны пресекаться родителями, даже если после мытья тарелок на них остается жир, а завязывание шнурков приведет к опозданию в сад и на работу. Родителям следует запастись терпением, а также определенным «арсеналом» дел, которые можно поручить ребенку.

Любое выполненное поручение должно быть вознаграждено

Самое важное вознаграждение – это восхищение и похвала мамы. Юному помощнику очень важно осознавать, что он молодец, видеть пользу от результата своего труда.

Трудовые поручения не должны иметь форму принуждения

Еще лучше, если взрослые будут делать что-то совместно с детьми. Обычную уборку можно провести в форме состязания, игры, а лепка пельменей или пирожков превратится в незабываемый праздник.

У ребенка должны появиться свои постоянные посильные обязанности. Регулярное кормление рыбок или уход за растениями немного освободит старших, а малыш будет чувствовать свою значимость в семейном коллективе.

Дети должны осознавать конечный результат своих усилий, им нужно объяснить, с какой целью производятся те или иные действия: цветы могут увянуть, если их не полить, а рыбки без корма погибнут.

Некоторые действия ребенку нужно показать лично, научить, объяснить, как делать. Возможно, это потребуется не единожды, взрослым нужно запастись терпением.

Необходимо всегда проверять работу, сделанную ребенком, она должна быть осуществлена качественно и до конца. Если взрослые будут сами исправлять огрехи и доделывать, то этим только научат свое чадо уклоняться от поручений, ведь всегда есть кому завершить работу.

Трудовая деятельность в подготовительной группе

Трудовое воспитание мальчика

Наследник вырастет трудолюбивым, если только отец сам не сидит без дела перед телевизором, перекладывая все заботы по дому на плечи жены. Труд старшего мужчины – наглядный пример для малыша.

Сообразуясь с возрастом отпрыска, умный папа привлечет его к посильной помощи: мальчик может подавать инструменты, помочь в саду или гараже. Общение в процессе работы очень сближает, а забивать гвозди или чинить утюг – это не обрыдлая обязанность, а увлекательнейшее занятие.

Трудовое воспитание девочки

Мудрая мать ненавязчиво привлечет дочку к помощи по дому: научит убирать, стирать, готовить элементарные блюда, сервировать стол. Со временем круг ее обязанностей расширится, она научится рукодельничать, заботиться о младших.

Выполняя работу сообща, мама и дочь смогут лучше понимать друг друга. Терпение и похвала старшей обернется в дальнейшем заботой о ней. Привычка заботиться об окружающих вырабатывается с детства.

Трудовое воспитание девочки

Многие родители уверены в том, что они знают, как воспитывать девочку. Дальновидная мама заботится о том, чтобы дочь с раннего возраста помогала ей накрывать на стол, мыть и вытирать посуду. Со временем обязанности дочери усложняются – она заботится о младшей сестренке, убирает квартиру, стирает, гладит белье, учится готовить, вязать, шить …

Сначала любое дело мама с дочкой выполняют сообща. При самостоятельном выполнении работы мама не должна скупиться на похвалу

В случае неудачи важно тактично попросить ребенка перемыть пол, перегладить белье, перевязать носок…  Нельзя выражать недовольство и унижать его словами: «Надо было сделать это самой. У тебя руки не тем концом вставлены»

Прилежание требует времени. Научившись стирать или готовить, девочка начнет ценить труд матери.

Падение престижа труда

Привлечение педагогического наследия прошлого в воспитании детей не всегда уместно, нынешние моральные ценности несколько отличаются, что особенно относится к трудовому воспитанию. Честный труд к сожалению, уже не является почетным.

Тому несколько причин:

  1. По сравнению с условиями жизни многочисленных чиновников, работа рядовых граждан не позволяет достойно содержать семью, обеспечивать своих детей. Их труд оплачивается не по достоинству.
  2. Учитывая размер нищенских пенсий, можно говорить о пренебрежении чиновников, политиков человеком труда.
  3. В стране процветает безработица, работа не имеет адекватной оплаты, люди работают практически даром, но по призванию.

Зачем воспитывать в ребенке любовь к труду

Трудолюбие всегда считалось основой культуры и жизнедеятельности. Способность и отношение к труду – это не врождённые качества. Их можно и нужно приобретать.

Детский труд – это основа воспитания

Поэтому важно организовать воспитательный процесс таким образом, чтобы ребёнок понял, что труд необходим

Ребёнку недостаточно знать, что трудолюбие – это хорошо. Он должен понимать, почему

Важно объяснить малышу, что труд позволяет ему проявить свои способности и таланты. В этом вопросе невозможно переоценить роль семьи

Только в труде воспитываются в ребёнке такие качества как дисциплинированность, инициатива, ответственность, самостоятельность, трудолюбие, доброжелательность, успешность, отзывчивость.

Как в воспитании учесть индивидуальные особенности ребенка

Каждый ребенок уникален и со своими особенностями. Их обязательно учитывать при воспитании и прививании любви к труду.

Некоторые дети в силу своего возраста застенчивы. Они болезненно воспринимают критику, поэтому с ними стоит быть осторожными и не делать много замечаний.

Есть также дети, которые по своей природе медлительны, хотя многие думают, что это лень. Также внимательно отнеситесь к такому тревожному сигналу, как длительное отсутствие настроения, плаксивость, низкая самооценка и неверие в свои способности. Такое поведение может указывать на наличие депрессии, которая проявляется в подростковом возрасте.

Отдельного внимания заслуживают слишком активные и возбуждённые дети, которые способны делать не больше 1-2 дел в день. Если ребенок не может концентрироваться на выполнении задачи более 2-3 минут и быстро отвлекается необходимо исключить у него такое заболевание как синдром дефицита внимания и гиперактивность.

При воспитании учитывайте пол. Девочки берут пример со своих матерей, а мальчики стараются подражать поведению отца.

Трудовая деятельность девочки должна быть правильно организованной и ненавязчивой. Она делает то же, что и мама: готовит и накрывает на стол. Особенности воспитания девочек, мы уже рассматривали в другой статье.

Мальчик же, наоборот, в процессе трудовой деятельности в большей степени взаимодействуют с отцом. Поэтому ему интересно работать в гараже или в мастерской. О том, как из мальчика воспитать настоящего мужчину читайте здесь.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий