Патриотическое воспитание в ДОУ

Актуальность патриотического воспитания в ДОУ

Призывы гражданского общества к возрождению России звучат все громче. Но идеологические установки прошлых лет забыты, а новые не обрели пока четких очертаний. На исходе 90-х работу дошкольных учреждений старались излишне не политизировать, особенно учитывая то, что отношение ко многим историческим событиям не было однозначным. Итогом отсутствия работы в этом направлении стал дефицит духовности молодежи.

Сейчас МО РФ стало уделять больше внимания формированию гражданского самосознания, воспитанию дошкольников в духе уважения истории, ценностей своего народа. На первый план выдвинулись проблемы социализации молодых, их своевременного правового развития.

С детьми самого младшего возраста на базе ДОУ реализуется программа по духовно-нравственному воспитанию, лежащему в основе патриотизма. Малыши постепенно приходят к выводу, что для того, чтобы реализовать себя как личность, необходимо много учиться, потом работать. Именно так можно помочь любимому городу и стране стать процветающими. От них зависит, насколько благополучной будет жизнь родных, всех друзей, знакомых. В свою очередь, стабильность страны делает жизнь каждого радостной и интересной.

Работа с учетом возрастного мировосприятия

Младший и средний дошкольный возраст – время не только физического становления. Именно в этот период у ребенка зарождаются благородные чувства и социальные установки, развиваются черты характера, которые во взрослом будущем будут связывать его со своим народом, страной.

Истоки такого влияния происходят из народных песен, музыки, родной природы, традиционных игр, обычаев той местности, где малыш растет. Патриотическое воспитание в раннем возрасте рождается из совместной деятельности детей и взрослых, приобщения младших к региональной культуре, воспитания у них эмоционально-действенной реакции на все, что окружает.

Младшая группа детского сада

Воспитанники младшей группы пока не способны воспринять понятие «город» или «страна». На этом этапе воспитатель в форме беседы подводит ребят к пониманию смысла подобных слов

Работа по теме идет во время проведения праздников, когда старшие обращают внимание ребят на красиво украшенные улицы, красоту городского пейзажа. На занятиях с группой обсуждается, что произвело наибольшее впечатление

Культура народа доносится через сказки, потешки, игры, изучение предметов народно-прикладного творчества.

Хорошим подспорьем в работе станет уголок патриотического воспитания, который должен быть оформлен, исходя из потребностей возраста. О том, что там должно быть представлено, на чем сделать акцент, создавая его в младшей или старшей группе, подробно излагает следующая публикация: https://vospitanie.guru/patrioticheskoe/ugolok

Средняя группа

Ребятам из средней группы уже можно устроить экскурсию в краеведческий или исторический музей, встречу с героем, интересной личностью. На уроках лепки и рисования дети под руководством воспитателя создают знакомые образы окружающей природы, рисуют свою семью. Для родителей организуется выставка, где могут быть представлены открытки, фотографии с занятий, поделки малышей.

Старшая группа

У детей старшей группы проекты по патриотическому воспитанию включают мероприятия, среди которых ролевые игры, создание стендов, выставок своими руками, организация праздников, концертов для родителей к Дню Победы, другим памятным датам.

Детей наверняка увлечет совместное создание тематического лэпбука, работа над которым не только раскроет творческий потенциал воспитанников, но и поможет формированию у детей правильных представлений о достопримечательностях родного края, его важных социокультурных объектах.

Что можно включить в план лэпбука:

  • Фотографии, рисунки символов города;
  • открытки с изображениями памятных мест, музеев;
  • семейные фото и рисунки детей с природой края;
  • подробный план или карту местности;
  • раскраски, пазлы, другое.

Подготовительная группа в ДОУ

При правильной и планомерной работе в ДОУ, дети подготовительной группы, готовящиеся к поступлению в первый класс, уже имеют довольно высокую степень патриотического самосознания, о чем свидетельствуют такие показатели:

  1. Ребенок знает свою страну и город, где он живет, не затрудняется рассказать, какой детский сад он посещает, назвать улицу, дом, где обитает.
  2. Ему известны место работы родителей, имена воспитателей, друзей.
  3. Знает о редких и вымирающих животных своего края, может рассказать о его флоре, фауне.
  4. Воспитанник имеет представление о народных промыслах и костюме, знаком с традиционными предметами быта людей, славными земляками, местными достопримечательностями.
  5. Подготовишки уже различают государственные флаг и герб, могут рассказать о значении цветов флага, напеть гимн.
  6. Ребята знают столицу России, могут найти ее и другие важные города на карте страны.

Задачи патриотического воспитания детей в ДОУ

Задачи патриотического воспитания в ДОУ довольно многогранны. Они расширяются и усложняются по мере взросления дошкольников, развития их мышления, а также постепенного формирования правильного отношения к окружающей действительности, родным и незнакомым людям, нравственных чувств.

Задачи нравственно-патриотического воспитания в детском саду:

Воспитать у детей любовь к Родине — родной стране, ее историческим вехам, культурным ценностям и традициям.
Сформировать представление о главных символах России: Государственном гербе, Государственном гимне, Государственном флаге; научить понимать смысл основных элементов государственной символики.
Постепенно расширять знания дошкольников о Москве — главном городе Российской Федерации, о главных достопримечательностях и памятных местах столицы.
Обогащать знания о малой родине — родном крае: о происхождении и смысле названия родного города / села / поселка, о его красивых уголках и достопримечательностях, о местах боевой славы, о природе и людях.
Привить навыки общественно-полезного труда; сформировать представление о труде как о важной для каждого человека духовной ценности; поощрять стремления детей быть полезными, помогать другим людям.
Воспитывать уважение к родителям и другим родственникам, пробуждать интерес к семейным традициям и моральным ценностям, истории семьи.
Знакомить с особенностями национальной культуры и традиций на основе произведений художественной литературы и искусства, фольклора, творчества народных мастеров.
Сформировать у дошкольников понятия о главных общегосударственных праздниках.
Рассказывать о Российской армии, о воинах, охраняющих Родину, о военных профессиях (летчиках, пограничниках, танкистах, моряках), о боевой технике.
Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших за Родину бойцов.
Развивать гражданско-патриотические чувства, интерес к происходящим в стране событиям, к исторически значимым датам.
Формировать у воспитанников чувства гордости за успехи своего Отечества, за его могущество, природные богатства; формировать понимание значимости труда на благо Родины.
Привить уважение к людям, прославившим Россию: военным героям, космонавтам, ученым, писателям, художникам.
Интернациональное воспитание. Формирование у дошкольников интереса и дружелюбия к людям, живущим в других странах.. Задачи патриотического воспитания в детском саду решают комплексно, с учетом возрастных особенностей дошкольников, в увлекательной, пробуждающей интерес и любознательность форме

Методы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ многообразны: словесные, игровые, практические, наглядные

Задачи патриотического воспитания в детском саду решают комплексно, с учетом возрастных особенностей дошкольников, в увлекательной, пробуждающей интерес и любознательность форме. Методы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ многообразны: словесные, игровые, практические, наглядные.

Средства развития у детей патриотических чувств — художественная литература, музыка, изобразительное искусство, экскурсии по родному городу /поселку / селу, увлекательные игры, творчество, посильный совместный труд, подготовка к праздникам.

Предписания ФГОС

Суть требований ФГОС, касающихся патриотического воспитания, сводится к соблюдению согласованности воспитательных технологий, программ со следующими образовательным сферами:

  1. Социально-коммуникативной. Развитие дошколят в этом направлении формирует у них чувство единства со страной, отзывчивости по отношению не только к близким. У детей закладываются практические навыки того, как следует вести себя в рамках правовой культуры.
  2. Образовательной. Она призвана расширить кругозор, дать основные исторические знания, представления об этнической, художественной культуре. У детей формируется гуманное отношение к представителям всех народов.  Будущий гражданин должен отличаться активным, ответственным поведением, веротерпимостью, интернационализмом. 
  3. Речевого развития. Дети познают увлекательный мир художественной литературы, красоту родной речи, исконных традиций, знакомятся с уникальными героями и окружающей природой.
  4. Физического развития. Оно направлено на осознание правильности здорового образа жизни.  Судьба страны напрямую зависит от здоровья того человеческого потенциала, которым являются ее пока еще маленькие граждане. 

Рекомендуем ознакомиться с нашей подборкой физкультминуток для дошкольников.

Нравственно-патриотическое воспитание – Краткосрочный проект «Люби и знай свой край родной» по теме «Ставрополье» для детей средней группы

Публикация «Краткосрочный проект «Люби и знай свой край родной» по теме…»
Краткосрочный проект «Люби и знай свой край родной» для детей средней группе. Воспитатель первой категории: МБДОУ д/с №2 «Сказка» Савченко А. В. Продолжительность: краткосрочный (Октябрь) Тип проекта: познавательный. Участники проекта: дети, родители, воспитатели. Возраст детей:…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Методические рекомендации «Особенности приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, истории родного края»
Изучение традиций, быта народов республики позволяет естественно сочетать обучение и воспитание. Ребёнку наиболее понятно самое ближайшее окружение, поступки близких людей. Задача воспитателя дошкольного образования заключается в том, чтобы доходчиво раскрыть, наглядно показать…

Сценарий квест-игры ко Дню России для смешанных групп ДОУ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Кондратовский детский сад «Акварельки» Квест-игра ко Дню Государственного флага Российской Федерации «В поисках флага России» Составили: Лубнина А.А, музыкальный руководитель Хасанова А.М, музыкальный руководитель…

Нравственно-патриотическое воспитание – Объемная аппликация в ДОУ «Флаг России»

Статья «Объемная аппликация в ДОУ «Флаг…»
4 ноября наша страна отмечает День народного единства, в преддверии этого праздника мы с детьми побеседовали на тему многонациональности нашей Родины, которая объединяет много народностей со своей национальной культурой. Родители принесли нам русский, хакасский, киргизский…

Конспект собрания по патриотическому воспитанию дошкольников «С чего начинается Родина»
Мастер-класс«С чего начинается Родина…» Тема: патриотическое воспитание дошкольников Индуктор: УЛИЦА СЕМЬЯ ДОМ РОССИЙСКИЙ ФЛАГ Имя: «С чего начинается Родина…» Актуализация: патриотическое воспитание в свете ФГОС рассматривается в контексте формирования эмоционально –…

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Путешествие по России»
И.М. Бахвалова Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по России» Цель: обобщить и систематизировать знание детей о России; формировать уважительное отношение к государственным символам. Задачи: *Образовательные: закрепить знания о флаге,…

Дидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитания
Патриотическое воспитание через игру- наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и…

Страницы:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий