Технология интерактивного обучения

История


Практика применения интерактивных технологий

Идеи возникновения активизации обучения

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики.

В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 1920-х годах ХХ века (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики).

К родоначальникам идей активизации процесса обучения относятся: Коменский Ян Амос , Руссо Жан Жак, Песталоцци Иоанн Генрих, Гегель Георг Вильгельм Фридрих, Фрёбель Фридрих, Дистервег Адольф, Дьюи Джон, Ушинский Константин Дмитриевич и другие.

Возникновение термина

Некоторые авторы полагают, что интерактивное обучение зародилось в недрах активного обучения (термин «активное обучение» («Action Learning») ввел в 1930-х годах английский ученый Редж Реванс). Доказательством выступает тот факт, что изначально в педагогической литературе термины «интерактивные технологии обучения» до 1960-х годов, «интерактивные методы обучения» и «интерактивное обучение» до 1990-х годов не использовались, а вместо них употреблялись термины «технология активного обучения», «активные методы обучения», «активное обучение».

Термин «интерактивные технологии» появился в 1960-х годах ХХ века.

Ученые, развивающие интерактивные технологии

В 1975 году немецкий исследователь Ганс Фриц вводит новый термин «интерактивная педагогика», предметом которой является построение процесса целенаправленного взаимовлияния и взаимодействия участников педагогического процесса.

Начиная с 1980-х годов в СССР педагогами на практике начинают осваиваться методы активного (интерактивного) обучения, в основе которых лежат групповые диалоговые формы познания. Хотя официально в градации методов обучения были только традиционные и активные.

С конца 1980-х годов ряд авторов, в том числе Гузеев Вячеслав Валерьянович, Кларин Михаил Владимирович, Полат Евгения Семеновна, Сластенин Виталий Александрович, среди моделей обучения выделяют не только пассивную (традиционную) и активную, а также и интерактивную модель обучения.

Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского Василия Александровича (1960-е годы), а также в трудах Шаталова Виктора Федоровича, Амонашвили Шалвы Александровича, Лысенковой Софьи Николаевны и других.

Классификация

При применении интерактивных форм обучения у преподавателя появляется возможность сочетать несколько методов, которые помогут наиболее успешному изучению конкретной темы. Обычно выделяют следующие методы и приемы:

  1. Мозговой штурм — это средство коллективного поиска идей, представленный потоком вопросов и свободного выражения своей точки зрения по решению озвученной проблемы. В процессе обсуждения раскрывается творческий потенциал обучающихся, которые вносят вклад в общее дело.
  2. Круглый стол (лекция-дискуссия, дебаты) — интерактивная форма познавательной деятельности, в ходе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения и обосновывать свои предположения. В процессе обсуждения, учащиеся лучше усваивают учебную программу и получают навыки самостоятельной работы с дополнительным материалом.
  3. Кейс-стадии или разбор конкретных ситуаций — это метод, предполагающий изучение, анализ и принятие решений по заранее заготовленным ситуациям по обозначенной проблеме. В ходе групповой работы, обучающиеся получают навыки анализа и развивают способность мыслить критически.
  4. Метод проектов предполагает практическое освоение учебного материала. Работа над проектами проводится учащимся самостоятельно под руководством педагога, а затем выносится на открытое обсуждение.
  5. Деловые и ролевые игры основаны на имитации профессиональной деятельности и моделировании ситуаций, которые могут произойти с обучающимися. В ходе игры приобретаются навыки самостоятельного принятия ответственных решений.
  6. Занятия с ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) — использование онлайн ресурсов, аудио- и видеоматериалов для наглядной демонстрации заданной темы, использование программного обеспечения образовательного назначения.

Методы и приемы активного обучения

В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.

Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:

  • Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.
  • Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.
  • Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.
  • Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.
  • Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате.

Инновационные интерактивные формы обучения

Инновации в современной педагогике являются основным ресурсам модернизации образования. Отличие инновационной программы от учебной состоит в том, что ее формируют и реализовывают сами педагоги.

Сегодня система образования предлагает множество инновационных подходов интерактивного обучения, среди которых можно отметить следующие:

  1. Виртуальная экскурсия — это возможность ознакомиться на занятии с объектами, которые расположены за пределами кабинета или даже страны, не покидая аудитории. Это эффективный презентационный инструмент, позволяющий наглядно продемонстрировать любое место, о котором рассказывает преподаватель.
  2. Видеоконференция позволяет проводить семинары и конференции, независимо от того, где находятся участники. Такой формат предполагает интерактивное взаимодействие преподавателя со студентами, позволяет выступать с докладами учащимся из разных стран, способствуя обмену опытом.
  3. Метод Портфолио имеет долгосрочный формат, так как результат обычно формируется к концу обучения. Учащиеся самостоятельно фиксируют свои успехи, создавая своеобразную учебную копилку. С развитием ИКТ эта копилка может быть перенесена на сайт учебного заведения или в социальные сети.
  4. Вебинар — это «виртуальная» лекция, на которой могут присутствовать слушатели со всего мира. Все участники могут активно общаться и задавать вопросы лектору.
  5. Видео-лекция — сокращенный вариант лекции, снятый и смонтированный для дальнейшего пользования. Обычно ее дополняют таблицами, фотографиями и другими иллюстрациями.

Определение «Интерактивное обучение»

Прежде чем говорить об интерактивном обучении, давайте определимся, что всего в образовании используют три метода: активный, пассивный и интерактивный. 

Пассивный метод используется на традиционных уроках в школе, когда происходит изучение новой темы. В этом случае учитель является главным действующим лицом, полностью управляет занятием, а ученики внимательно его слушают. Этот метод также широко распространён на лекциях в вузах: университетах, институтах и академиях. 

Активный метод заключается в том, что учитель и ученики взаимодействуют друг с другом на протяжении занятия. Он также широко распространён в школе, когда учеников вызывают к доске для того, чтобы проверить их знания. Встречается этот метод и в высших учебных заведениях на практических занятиях у студентов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Интерактивное обучение изначально было разновидностью активного метода, но затем сформировалось в отдельный вид. 

Интерактивное обучение — это такое обучение, в результате которого происходит взаимодействие не только между учителем и учениками, но и между учащимися: индивидами или группами. Этот метод также называют диалоговым обучением. 

Использование интерактивного обучения помогает учителю увлечь обучающихся темой урока, побудить их активно участвовать в обсуждении и сформировать у учеников умение работать в коллективе. Интерактивное обучение сильно востребовано в воспитании дошкольников. В силу возраста, игровыми методами детей этого возраста увлечь гораздо легче.

Что такое интерактивные методы обучения

Интерактивное обучение строится на:

  • активном взаимодействии, благодаря которому и учитель, и ученики включены в процесс обучения и совместно ищут решение текущих задач;
  • равенство в общении, которое помогает строить диалог и открыто обсуждать возможное решение задачи; 
  • экспериментах и творческом подходе.

Это основные принципы данного метода, которые наиболее емко характеризуют его сущность.

Средства обучения при интерактивном методе — это объекты, которые преподаватели используют в учебном процессе для презентации темы. Основой интерактивного обучения является наглядность, ведь известно, что 80% информации дети воспринимают с помощью зрения.

К средствам интерактивного обучения относятся:

  • интерактивные доски;
  • проекторы, дисплеи, приставки; 
  • робототехника и Лего; 
  • мобильный планетарий;
  • интерактивная песочница;
  • интерактивный стол; 
  • планшет; 
  • компьютеры и оргтехника.

Внедрение интерактивной модели на уроке

Интерактивные технологии позволяют слушателям в учебно-игровом поле проиграть различные личностные и должностные роли, освоить их при создании будущей модели человеческого взаимодействия в производственной ситуации. При применении в обучении интерактивных технологий ученик максимально приближен к условиям учебного материала, включается в изучаемую ситуацию, побуждается к активным действиям, переживает состояние успеха и мотивирует свое поведение.

В рамках урока интерактивную модель можно внедрить при помощи следующих интерактивных технологий:

  1. Работы в небольших группах – по 2,3,4 человека.
  2. Упражнение «Карусель». Учеников разделяют на две равные группы, одна из которых является внутренним кругом, а другая – внешним. При этом ученики сидят лицом к  членам другого круга, образуя с ними пары. Учитель задает тему для обсуждения и роли, к примеру, внешний круг учеников – слушатели, которые могут задавать уточняющие вопросы, а внутренний круг – рассказчики, отвечающие на вопросы. Каждые 2 минуты учитель дает команду, и внешний круг сдвигается на одного человека в сторону, тем самым меняя пары, при этом члены кругов между собой меняют и роли. Таким способом можно обсуждать не более 3 тем за один раз, и обязательно, чтобы они имели положительную направленность, например достижения учеников.
  3. Лекции с проблемным изложением, при которых моделируется проблемная для учеников ситуация, и предполагается, что они найдут новый способ ее решения, поскольку используя ему известный, решить ситуацию ученик не может.
  4. Урок-семинар (дебаты, дискуссия).
  5. Эвристическая беседа, при которой учитель не сообщает ученикам готовые знания, а правильно поставленными вопросами позволяет им на основе уже имеющихся умений и знаний подойти к новым понятиям.
  6. Урок-конференция.
  7. Деловая игра.
  8. Урок с использованием мультимедийных средств.
  9. Технология моделирования.
  10. Технология полноценного сотрудничества.

Интерактивные технологии обучения

Интерактивные технологии обучения — разнообразные методики и подходы, направленные на вовлечение студентов в учебный процесс. Эти технологии помогают лучше усваивать материал, стимулируют совершенствование навыков критического мышления и повышают мотивацию. Вот несколько интересных методик:

  1. Виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR). VR позволяет создавать иммерсивные среды. Например, студенты-медики могут проводить хирургические операции в виртуальной среде. AR добавляет виртуальные элементы к реальному миру. Ученики могут изучать анатомию человека, создавая виртуальные модели органов и тканей. Это позволяет увидеть то, что они изучают, в трехмерном виде и с возможностью изменять параметры.
  2. Интерактивные доски дают учителям возможность создавать живые уроки, делиться контентом и вовлекать студентов в активную деятельность.
  3. Геймификация, или применение элементов игр, в образовательном процессе также стимулирует учебную активность: баллы, рейтинги, другие способы мотивации.
  4. Мобильные приложения для смартфонов и планшетов позволяют изучать материал в любом месте и в любое время.
  5. Онлайн-платформы дают возможность учиться удалено и иметь доступ к обширным образовательным ресурсам (Coursera, OpenEdu).
  6. Мультимедийные материалы с использованием видео, аудио, анимаций дают информацию более наглядно.

Понятие и сущность интерактивных технологий обучения

В настоящее время все большую популярность приобретают интерактивные (диалоговые) технологии обучения. Это связано с тем, что интерактивные технологии обучения кардинально отличаются от традиционных, где ведущая роль принадлежит педагогу, а учащиеся зачастую выступают как пассивные слушатели. Интерактивное обучение основано на принципе равноправного взаимодействия учащихся и педагога, то есть это обучение посредством диалога.

Определение 1

Интерактивная технология обучения – специальная форма организации учебного процесса, предусматривающая создание комфортных условий для обучения, в рамках которых каждый учащийся чувствует свою успешность и интеллектуальные способности.

Сущность интерактивных технологий обучения состоит в том, что учебный процесс реализуется при активном взаимодействии между всеми его участниками. Данное взаимодействие исключает доминирование одного участника над другими или преобладание чьей-то мысли (идеи).

Внедрение интерактивных технологий в процесс обучения предусматривает использование следующих средств и приемов обучения:

  • моделирование жизненных ситуаций;
  • использование ролевых игр;
  • совместное решение вопросов и проблемных ситуаций;
  • осуществление совместного анализа определенных обстоятельств.

В процесс интерактивного учебного занятия рассматривается не одно конкретное решение или ответ, рассматривается вся совокупность выдвинутых решений (идей, мыслей, предположений и т.д.). Важным является найти решение сообща. В этом и заключается суть интерактивных технологий обучения.

Интерактивные технологии обучения предусматривают соблюдение демократичного общения между учащимися, умения общаться с окружающими, самостоятельно принимать решения и мыслить критично.

Замечание 1

Таким образом, интерактивные технологии обучения направлены на приобщение учащихся к решению проблем посредством диалога, обоснованному высказыванию собственных мыслей и умению выслушивать собеседника.

Практика внедрения интерактивных технологий в процесс обучения показывает, что они способствуют развитию у учащихся:

  • инициативности;
  • самостоятельности;
  • независимости;
  • самодисциплины;
  • умения сотрудничать;
  • стимуляции когнитивных процессов;
  • заинтересованности к совместной деятельности;
  • умению учиться.

На каких принципах основано интерактивное обучение

Центр преподавательского мастерства в бизнес-образовании Высшей школы менеджмента СПбГУ шесть принципов проектирования занятия в интерактивном обучении:

  • Все элементы занятия, включая среду, должны помогать студенту достигнуть образовательной цели.
  • Студенты — субъекты, активные участники образовательного процесса.
  • Преподаватель — не транслятор знаний, а старший наставник, фасилитатор.
  • Работа с группой перестраивается от монологической манеры в диалогическую. То есть преподаватель не только делится информацией, но и принимает обратную связь, взаимодействует с группой.
  • Преподаватель постепенно передаёт ответственность и самостоятельность группе. Сначала студенты могут выполнять задачи под его надзором, но со временем становятся более самостоятельными и автономными.
  • Задания и форматы на занятии разнообразны. Преподаватель предлагает студентам разные виды взаимодействия, механики, инструменты среды: индивидуальную, парную и групповую работу, типовые задания и творческие, исследовательские, проектные.

Как интерактивные методы применяются в онлайн-обучении

Интерактивное обучение в цифровой среде может применяться в двух формах. Первая — перенос в онлайн взаимодействия между людьми. Например, та же групповая дискуссия может проходить на платформе для видеоконференций. Провести мозговой штурм можно с помощью виртуальной доски, обычного или пространственного чата, а дистанционную работу над проектом организовать, используя трекер задач.

Второй вид взаимодействия происходит между учащимся и интерактивным инструментом — средством обучения, которое реагирует на действия пользователя и даёт обратную связь. Правда, характеристика «интерактивный» в этом контексте стала настолько размытой, что может обозначать и презентацию, в которой ученик кликом переключает слайды, и VR-симуляцию.


Фото: Stockbusters / Shutterstock

Георгий Аствацатуров, руководитель научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий при Армавирской государственной педагогической академии, ссылаясь на зарубежных исследователей, называет три уровня интерактивности мультимедийных технологий:

  • Реактивное взаимодействие — у пользователя очень ограниченные возможности управлять программой, а информация ему подаётся в заданном порядке. Это может быть, например, слайдовый курс или простой электронный учебник.
  • Активное взаимодействие — пользователь контролирует программу: он сам решает, в какой последовательности получать контент и выполнять задания, определяет объём и темп изучения материала. Пример такого взаимодействия — работа с базами знаний и онлайн-энциклопедиями, обучение на образовательных платформах, предполагающих самостоятельный выбор учебной траектории.
  • Обоюдное взаимодействие — пользователь и программа взаимно воздействуют друг на друга и дают обратную связь в реальном времени. Такую степень интерактивности можно встретить в игровых тренажёрах, симуляторах в виртуальной реальности и так далее.

Технологии VR и AR в своё время были вершиной интерактивности в электронном обучении, позволяя проводить эксперименты в виртуальных лабораториях и отправляя учащихся на экскурсии в космос или другие исторические эпохи. Сейчас, вероятно, революцию совершает ИИ — в частности, большие языковые модели, способные по-настоящему беседовать с пользователем. Уже сегодня такие нейросети применяют в интерактивном обучении — например, для тренировки софт-скиллов в реалистичных диалогах.

Как это работает

Интерактивный процесс обучения построен на принципе активного взаимодействия учащихся с материалом и друг с другом. Например, при использовании метода работы в группах, учащиеся не только выполняют задания, но и обмениваются мнениями, обсуждают результаты и взаимодействуя друг с другом, помогает себе и другим участникам.

КУРС

EXCEL ACADEMY

Научитесь использовать все прикладные инструменты из функционала MS Excel.

Дискуссии совершенствуют коммуникативные способности и критическое мышление, так как ученики должны приводить аргументы своего мнения и слушать других участников. Ролевые игры способствуют пониманию учащихся, как вести себя в различных ситуациях, а кейс-метод позволяет применить теорию на практике. Таким образом, эти методы дают возможность учащимся не только получить знания, но и научиться применять их в реальной жизни.

Для того чтобы они работали эффективно, необходимо создать определенные условия. Во-первых, нужно подготовить помещение и оборудование

Во-вторых, важно правильно распределить время на выполнение заданий. В-третьих, необходимо мотивировать учащихся на активное поведение

Применение интерактивной модели

Целью интерактивной модели является организация комфортных условий обучения, когда все ученики активно взаимодействуют между собой. При организации интерактивного обучения моделируют жизненные ситуации, используют ролевые игры, вопросы решают, основываясь на анализ ситуации и обстоятельств. Поэтому структура интерактивного урока значительно отличается от структуры обычного, а значит, требует опыта и профессионализма преподавателя. Структура урока строится на элементах интерактивной модели обучения – интерактивных технологиях, которые делают урок интересным, насыщенным.

Допустимо применение интерактивной работы на уроках, где проходит усвоение изложенного нового материала, на уроках, где применяются знания, на специальных уроках, в качестве обобщения или опроса. На начальных этапах обучения достаточно эффективна работа в парах. Ее огромным плюсом является возможность высказаться каждому ребенку, осуществить обмен собственными идеями с партнером, а затем озвучить их всему классу, и самое главное – в работу будет вовлечен каждый ученик.

Основными требованиями, обеспечивающими успешность обучения с использованием интерактивной технологии, являются:

  1. Позитивная взаимосвязь, при которой присутствует понимание всеми членами группы того, что общая учебная деятельность будет приносить пользу каждому ученику.
  2. Непосредственное взаимодействие, при котором все члены группы находятся друг с другом в тесном контакте.
  3. Индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик должен изучить предлагаемый материал и нести ответственность за помощь остальным (более способные ученики не выполняют чужую работу).
  4. Развитие навыков совместной работы, то есть ученики осваивают навыки межличностных отношений, которые необходимы для успешной работы (планирование, распределение, расспрашивание).
  5. Оценка работы, при которой выделяется специальное время, когда группа оценивает успешность своей работы.

Методы и приемы интерактивного обучения

  • Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при  котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма. Читайте подробнее о мозговом штурме на уроках.
  • Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
  • Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
  • Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
  • Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
  • Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
  • Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
  • BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.

Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься “на блюдечке”. Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения. 

Деловая игра

Деловая игра является деятельностью, при которой имитируют различные практические ситуации. Технология игры предполагает игровое моделирование, когда создается макет, заменяющий реальный объект какой-нибудь ситуации, когда макетами манипулируют чтобы заменить реальные эксперименты искусственно сконструированными образцами поведения. Правила игры могут быть взяты из реальной ситуации или же быть придуманными.

При деловых играх у участников формируются различные позитивные установки:

  • Интерес к занятиям и проблемам, которые моделируют и разыгрывают в процессе игры;
  • Усвоение большого объема информации, что способствует творческому поиску решений задач;
  • Возможность адекватно анализировать реальную ситуацию;
  • Формирование объективной самооценки учеников;
  • Развитие аналитического, инновационного, экономического и психологического мышления.

Чтобы деловая игра дала желаемый результат, она должна опираться на теоретические знания, представления об области деятельности, которая имитируется.

Поскольку одним из основополагающих принципов образовательного процесса является гуманистический, следует обратить внимание на то, что целью образования должно являться не усвоение ребенком определенного количества или набора знаний, а целостное развитие его личности. Средством развития личности, способным раскрыть ее потенциальные способности, является самостоятельная мыслительная и познавательная деятельность

Отсюда вывод – учитель должен ставить перед собой задачу обеспечения такой самостоятельной и мыслительной деятельности на уроке, а этому способствуют интерактивные технологии, при которых ученик самостоятельно открывает путь к познанию, и усвоению знаний является результатом его деятельности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий