Как используется в системе образования
Чтобы изменить целевые ориентиры деятельностной системы образования нужно изменить формы и средства контроля. Для такой системы образования необходимо разработать критерии и унифицированные средства контроля, которые позволят провести анализ качества результатов обучения. Среди возможных вариантов как решить эту проблему есть компьютерный мониторинг успеваемости – «Электронное приложение к учебникам». Его цели:
- предоставить учителю объективную экспертную информацию касательно уровня подготовки класса на основе сопоставления результатов всего класса и аналогичной возрастной группы;
- своевременно выявить отрицательные и положительные тенденции развития и отдельно взятого ученика, и всего класса на протяжении учебного года. Это позволит преподавателю эффективно управлять учебным процессом и обеспечивать индивидуальный подход, учитывая общую ситуацию в классе.
- устранять негативные моменты в системе отношений всей образовательной системы внутри школы и за ее пределами.
- использовать компьютер как педагогическое средство учителя. Это усовершенствует дальнейшую деятельность педагога и благоприятно повлияет на компьютеризацию современной школы.
Апробация деятельностного метода обучения на протяжении 20 лет показала, что такая технология предоставляет реальную основу для эффективного обучения базовым навыкам предметов и для своевременного комплексного формирования и усовершенствования многогранной личности нового века.
Структура развивающего обучения в ДОУ
Технология развивающего обучения в ДОУ выстраивается на различных принципах:
- Субъективного исследования,
- Учитывания ведущих видов деятельности,
- Учитывания сензитивных периодов в развитии,
- Определения ближайшей зоны развития,
- Организация совместного обучения взрослых и дошкольников,
- Амплификация детского развития (обогащение, углубление),
- Высокая мотивированность любых действий,
- Нравственное обогащение занятий,
- Сотрудничество при организации форм деятельности.
Развивающее обучение в доу
Под развивающим обучением в доу подразумевают целостную систему, где все находится во взаимной обусловленности и связи: содержание, методика и тип общения.
Альтернативные активные технологии обучения
Активные технологии обучения — те, где учителю отводится вспомогательная роль. Он лишь направляет и координирует дошкольника.
В активных образовательных технологиях преобладает форма дискуссий. Это экспериментально-практическая работа. Ребенок сам определяет исследовательский предмет, выдвигает пути его изучения, проводит анализ и критический разбор, оценивает и аргументирует проблемы и плюсы.
Так у детей формируются объективное и самостоятельное мышление.
Уроки имеют гибкую структуру с использованием дидактических игр, интенсивной деятельности учащихся, дружный поиск ответов с помощью наблюдений, сравнивания, выяснения закономерностей. Впоследствии дети сами формулируют вывод и результаты.
ТРИЗ технология
ТРИЗ технология — теория решения изобретательских задач — пришла в ДОУ в 1987 г. Она развивает у детей творческое и диалектическое мышление.
Технология ТРИЗ
Использование триз технологии в ДОУ для старшей группы помогает достичь целей:
- Развить пластику и подвижность мышления,
- Помочь в стремлении постичь новые знания,
- Развивает речь и воображение (применение сказкотерапии, импровизаций, игровых моментов),
- Все виды деятельности используются в комплексе: музыка, математические представления, речь, окружающий мир). Процесс проходит максимально естественно для ребенка в свободное от занятий время, например, во второй половине дня.
- Изобразительное искусство и практика. Используются нетрадиционные техники: пальчиковые, ладошковые, кляксы, граттаж). Также работа с материалами: пластилин, нитки, камушки, крупы, дополнительно стимулирующие мелкую моторику и развивающие творческое воображение.
В ТРИЗ применяются различные методы и приемы для образования совместной активности.
Каждый учитель для ученика — это новаторский деятель. Он не просто автор, выступающий с очередным докладом, а пример развития, включённый в жизнь образовательного процесса. Поэтому для успешного преподавания недостаточно получить диплом и проходить аттестацию. Нужно обучать на понятном ребенку языке, открывать новые грани педагогики, стимулировать учеников к собственной инициативе.
Задачи образования и деятельностный метод
Исторически требования, предъявляемые обществом к подготовке выпускников, менялись в зависимости от изменения социально значимого уровня сформированных деятельностных способностей, которые определяли востребованность в общественном производстве. Сегодня основными задачами образования являются не только снабжение выпускника определенным набором знаний, но и формирование желания и умения учиться всю жизнь, саморазвиваться, опираясь на рефлексивную самоорганизацию, работать в команде.
Конструктивному выполнению задач образования в современном мире способствует деятельностный метод обучения, позволяющий:
- формировать мышление путем обучения деятельности: самоопределение (умение адаптировать себя внутри определенной системы и принятых в ней нормах); самореализация (осознанно выстраивать свою деятельность по достижению цели); рефлексия (адекватно оценивать свою деятельность и ее результаты);
- формировать систему культурных ценностей в личностных качествах;
- формировать целостную картину мира, адекватную текущему уровню научного знания.
Современная система образования содержит в себе множество различных концепций, моделей, систем и отдельных учебников, предлагающих разные способы решения образовательных задач. Довольно часто в таких системах и концепциях по понятийным основаниям предлагаемые подходы не согласованы между собой, что ведет к разрыву пространства образования. На практике отсутствие единой дидактической базы в современном образовательном пространстве создает множество проблем, как практических – переход из школы в школу, преемственность в методах работы, которые разные педагоги реализуют в том же классе, так и управленческих – оценка качества образования, экспертизы работы школ и аттестации учителей. Основным направлением развития образования сегодня выступает сбережение единого образовательного пространства. Как писал великий педагог Ушинский, нужно выбирать один лучший учебник или комплекс учебников, следует не исключать вариативность и свободно развивать учащихся, вырабатывая общие понятийные основания.
Дидактические принципы технологии
В практическом преподавании реализуется технология деятельностного метода на основе такой системы дидактических принципов:
- Принцип деятельности основан на получении знаний учеником не в готовом виде, а добывая их самостоятельно, при этом осознавая формы и содержание собственной учебной деятельности, понимая систему ее норм, принимая участие в их совершенствовании. Это способствует успешному формированию деятельностных и общекультурных способностей ученика, его общеучебных навыков.
- Принцип непрерывности предполагает преемственность между всеми этапами и ступенями обучения на уровне содержания, методик и технологии. При этом учитываются психологические особенности развития детей разного возраста.
- Принцип целостности, при котором ученики формируют обобщенное системное представление об окружающем мире (обществе, природе, самом себе, мире деятельности и т.д.).
- Принцип минимакса: школа предлагает ученику возможность освоить содержание образования на уровне, максимальном для него. Этот уровень определяется зоной ближайшего развития соответствующей возрастной группы. При этом школа обеспечивает усвоение знаний учеником на минимальном социально-безопасном уровне (государственный стандарт).
- Принцип психологической комфортности основан на том, что все стрессообразующие факторы учебного процесса «удаляют», на уроках и в школе создают доброжелательную атмосферу, которая ориентирована на то, чтобы реализовать такую идею педагогики как сотрудничество, развитие диалоговых форм общения.
- Принцип вариативности – у учащихся формируются способности систематически перебирать варианты и адекватно принимать решения в случае выбора.
- Принцип творчества предполагает, что максимальная ориентация в образовательном процессе направлена на творческое начало и приобретение опыта творческой деятельности у учеников.
Эта система принципов обеспечивает получение детьми культурных ценностей общества, которые соответствуют основным дидактическим требованиям традиционной школы, к примеру, принципу наглядности. Такая система развивает и продолжает традиционную дидактику по направлению реализации современных целей образования. При этом она дает каждому ребенку возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, в случае, если он гарантированно достигнет социально безопасного минимума.
Вышеупомянутые принципы задают систему достаточных условий для организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.
Деятельностный метод обучения
Деятельностный метод обучения это организация активного, разностороннего и самостоятельного процесса познания учеников. В таком случае школьник уже не использует знакомую схему: «знаю — не знаю» и «умею — не умею». А переходит на: «пробую — делаю» и «ищу и нахожу».
Получение знаний из книг
Важно! Деятельность — любая работа ученика. Школьник целенаправленно, осмысленно овладевает знаниями
Так проходит вся учебная деятельность: сколько сил и времени заложено в самом начале, настолько результат будет успешен впоследствии.
Шаг 1. Актуализация и фиксация затруднения в действии
Структура деятельностной технологии обучения подразумевает прохождение определенных шагов, которые уместно использовать не только в начальных классах, но и во всех учебных заведениях.
Трудности в обучении
Продуктом в первому шагу служит мотивация к процессу обучения:
- С помощью наставника («надо»),
- Мотивация ученика («хочу»),
- Установка рамок («могу»).
Дополнительная информация. Первый шаг — происходит подготовка учащегося к выполнению самостоятельного учебного действия. Также фиксируются индивидуальные затруднения.
Что входит в этот шаг:
- Актуализация способов действий, способствующих построению новых знаний.
- Актуализация мыслительных процессов.
- Мотивация к действию, пробное выполнение.
- Фиксация затруднений при выполнении пробного действия.
Шаг 2. Выявление области и причины проблемы
При прохождении этого этапа ученик должен:
- Возобновить выполнение действия и установить когнитивно, используя знаки, шаг, ситуацию, где возникала трудность.
- Проанализировать и сопоставить свои поступки и выбранную модель поведения. Впоследствии обозначить необходимые знания и навыки, которых не хватает для выполнения задачи.
Шаг 3. Выстраивание проекта решения проблемы
Выстраивание успешного проекта решения затруднений подразумевает исполнение следующих пунктов:
- Цель — это всегда устранение трудного момента, которое возникло.
- Формулировка темы. Она включает полный анализ проекта будущих учебных операций.
- Поиск способа решения. Согласованный с учителем план достижения цели.
- Составление плана действий. Изучение алгоритмов, моделей.
- Подбор средств для решения затруднений. После анализа всех алгоритмов подбираются лучшие и качественно работающие модели.
Обратите внимание! Все процессом руководит наставник. Сначала ведется активный диалог, затем — побуждение к действию
В конечном итоге, ученик и педагог приходят к исследовательским методикам.
Шаг 4. Реализация проекта
Схема данного шага:
- Обсуждение различных модификаций реализации, которые предлагает учащийся,
- Выбор оптимального варианта и обсуждение его знаково и вербально.
Данная схема необходима при решении исходной задачи, которая вызвала сложность. В завершающем диалоге происходит уточнение общего характера нового знания и фиксируется самопреодоление ранее возникшего затруднения.
Шаг 5. Закрепление путем проговаривания
В технологии деятельностного метода обучения важен этот шаг. Ученик с помощью интеракции в группе, лично или в паре с кем-то решает задачи, используя новый метод действия. Алгоритм решения проговаривается вслух.
Закрепление результата путем проговаривания
Шаг 6. Самопроверка по образцу
На данном шаге применяется индивидуальная работа:
- Ученик самостоятельно выполняет задание нового типа,
- Сам осуществляет проверку, по шагам сравнивая с образцом.
В конце осуществляет рефлексия процесса исполнения построенного плана учебной деятельности и контрольных процедур.
Шаг 7. Включение в систему знаний и повторение
Данный шаг подразумевает применение нового способа действий в качестве промежуточного шага. Педагог подбирает такие задания, где происходит тренировка ранее изученных знаний и последовательное введение новых способов действий. Таким образом, происходит одновременно автоматизация изученных правил и подготовка к внедрению новых.
Дополнительная информация. В итоговом занятии проводится фиксация обновленной программы, которая изучалась на занятии. Затем проводится рефлексия и самооценка учеников собственной учебной активности.