Занятия театрализованной деятельностью в старших группах ДОУ

Важность приобщения детей к театрализованной деятельности

Приобщение детей к деятельности в театральной сфере имеет большое значение. Участие в ней позволяет дошкольнику развивать речь, причем под этим подразумевается не только содержательный аспект языка, но и образный, эмоциональный. Т. е. каждый участник попадает в условия, обучающие его выражению эмоций и мыслей. Вместе с этим развивается и эмоциональный контроль.

Умение корректно показывать свою чувства — залог грамотной коммуникации в дальнейшем, ведь те, кто не имеет такого навыка, сталкиваются с непониманием окружающих, и это, в свою очередь, может привести к страху, отчужденности и враждебности, проявляемых такой личностью.

Что касается содержательной части языка — ребенок, играющий какого-либо персонажа, совершенствует культуру речи и ее грамматический настрой, развивает словарный запас.

Важным является и тот факт, что спектакль смотрят посторонние. Страх публичных выступлений является частой проблемой для взрослых людей. Человек может иметь богатые воображение и внутренний мир, испытывать яркие эмоции, но бояться показать это окружающим. Привычка к пребыванию на сцене, развитая в детстве, избавляет от зажатости и стеснения при выступлениях перед широкой аудиторией в будущем.

Кроме того, для детей участие в спектаклях — способ разностороннего познания окружающего мира через звуки и образы. Театр близок и понятен дошкольникам, т. к. в его основе лежит игра. По этой причине в такую деятельность они включаются с радостью.

Участие в спектакле требует от воспитанников эффективного общения с друг другом, умения работать в команде и действовать слаженно. Благодаря этому развиваются коммуникативные навыки и усваиваются социальные нормы.

В процессе репетиций от ребенка требуется воля и систематичность. Одновременно с этим развиваются и изобретательность, способность к импровизации, быстрому и творческому мышлению.

Театр — эффективный способ привить детям моральные качества, помочь освоить необходимые нравственные нормы. Воспитанники должны оценить и проанализировать поведение героя, вникнуть в посыл произведения.

Участие в театрализованной деятельности помогает детям развить творческие способности и эстетическое восприятие искусства, умение улавливать интонации и эмоциональные оттенки, оценивать особенности речевых оборотов.

Картотека театральных игр

В каждой группе согласно ФГОС обязана присутствовать картотека театральных игр, подобранна в соответствии с интересами ребят, их эмоциональными потребностями и особенностями.

Популярные игры, включающиеся в картотеку для старшей группы ДОУ:

  • Пальчиковый театр «Лиса да заяц». В постановке участвуют 6 детей — 5 персонажи и один, отвечающий за слова автора. Детям на пальчики надеваются герои, которые по очереди появляются на сцене.
  • Классическая постановка «Внученька Снегурочка». Участвовать может вся группа — 5 главных героев и второстепенные роли, отведенные многочисленным подружкам Снегурочки.
  • Режиссерская работа «Емеля», в которой может участвовать один ребенок, управляющий всем персонажами сразу, или несколько ребят, разделившие между собой все роли. В постановке должен участвовать макет печи и проруби, в создании которых принимала участие вся группа.
  • Инсценировка сказки «У страха глаза велики». В постановке участвуют 6 ребят, включая читающего слова автора.
  • Варежковая театрализация сказки «Лисица и кувшин». В постановке участвует 3 ребенка, активно задействуются кисти руки и интонация.

Дополнительная информация! Прежде чем начинать приступать к подготовке театрализованных презентаций и выступлений, детей нужно ознакомить с произведением. Ответить на все их вопросы, возникающие попутно чтению. Пояснить идею произведения и его мораль. После того, как ребятам понятен смысл сказки, они с удовольствием попробуют в нее поиграть.

Занятия в дошкольных учреждениях организовывают профессионалы, педагоги со стажем и профессиональным образованием. Дома же устроить подобное полезное занятие не составит особого труда, если направить обыденную детскую игру в нужное русло. Для этого нужно потратить немного сил на создание театрального уголка, в котором будет проходить показ каждой сказки. И шумная бесцельная детская игра в один миг превратится в бесценное творческое развитие.

Роль театрализованной деятельности

Благодаря тому, что театрализованная деятельность основана на игре, дошкольнику несложно понять задачи, которые перед ним поставлены. Он легко может создать образ своего персонажа, наделить его характером и прожить вместе с ним его жизнь. Ребенок развивает фантазию, шире мыслит.

Театральная постановка

Внимание! Участие в театрализованных постановках позволяет выявить в самом раннем возрасте творческую личность, благодаря чему родители могут развивать ребенка в интересном для него направлении, что может стать основой для успешной самореализации в зрелом возрасте. С помощью театрализованных представлений ребята активизируют свой словарь, совершенствуют изменение интонации во время произнесения реплик, тренируются в построении диалогов

С помощью театрализованных представлений ребята активизируют свой словарь, совершенствуют изменение интонации во время произнесения реплик, тренируются в построении диалогов.

Проект театра в старшей группе

Игровой театр должен присутствовать в жизни детей постоянно. Для этого преподаватели ведут конспект по театральной деятельности, где распределяют различные виды представлений, равномерно распределенные на весь учебный год.

Результатом проведенных уроков в саду становятся:

  • коммуникативное развитие детей разных возрастов;
  • ознакомление с историей происхождения театра и его назначением;
  • совместное создание реквизита и сценических образов;
  • повышение внимания родителей к творческой деятельности дошкольников;
  • создание ширмы для дальнейшего использования детьми в самостоятельной театрализации.

Самостоятельное создание актеров

Проект театра должен отражать потребности детского развития в соответствии с их возрастными особенностями. Часто детям для организации собственного театрального представления достаточно дать волю фантазии. Так, дети 4-5 лет могут вполне успешно устроить представление, используя только ложки. Здоровой фантазии достаточно, чтобы мысленно наделить каждую ложку внешним видом, характером, создать вымышленный образ. Еще на этапе самоанализа педагоги выясняют способность воспитанников к нестандартному мышлению, оставляя ребенка, будто случайно, одного за столом с двумя-тремя ложками наедине. Одни дети со временем начинают скучать и смотрят в сторону резвящихся сверстников, другие уже на первой минуте берутся за ложки и начинают ими играть, как куклами.

Дополнительная информация! Детям, не способным из бытовых предметов с помощью фантазии создать инструменты для игры, особенно нужен театр, который позволит развить нестандартное мышление и избавить от эмоциональной скованности.

Виды театрализованной деятельности

Театрализованные игры в старшей группе можно разделить на два основных вида: драматический и режиссерский. Вторым дети начинают овладевать самостоятельно, когда играют игрушками: они управляют плюшевыми артистами, произносят за них речь, двигают, сроят взаимоотношения между игрушками.

Драматический же вид деятельности подразумевает самостоятельное выступление ребенка как артиста с применением различных приемов выразительности речи.

Дети в качестве артистов

Открытые занятия

Открытые уроки по театрализованной деятельности привлекают детей своей натуральностью. В импровизированном зрительном зале сидят не только знакомые ребята и воспитатели, но и приглашенные гости — родители и другие педагоги. Цель проведения такого урока — продемонстрировать детскую вовлеченность в искусство, способность ребят четко и внятно произносить реплики, не стесняться публики.

Чаще всего на таких занятиях используют костюмы, созданные детьми совместно с родителями. Каждый ребенок, принимающий участие в формировании своего образа, теснее связывается со своим персонажем, трепетно относится к его судьбе.

Внимание! Иногда достаточно дать дошкольнику разукрасить маску своего героя, чтобы он почувствовал свою ответственность за судьбу персонажа. В некоторых дошкольных учреждениях на музыкальных занятиях детям раздают карточки с изображением действующих лиц

Получив каждый свою роль, ребята играют под аккомпанемент «Репку», «Колобок» или «Теремок»

В некоторых дошкольных учреждениях на музыкальных занятиях детям раздают карточки с изображением действующих лиц. Получив каждый свою роль, ребята играют под аккомпанемент «Репку», «Колобок» или «Теремок».

Игры-инсценировки

Инсценировки позволяют раскрыть режиссерские способности дошколят. Один воспитанник может управлять сразу несколькими героями, при этом дети часто настолько увлекаются, что непроизвольно настраивают интонацию голоса индивидуально под каждого героя. Во время таких представлений дети познают значимость эмоций, упражняются в их мимической и интонационной демонстрации. Закрепляется определение характера — все герои в сказке-постановке разные, каждый со своими особенностями темперамента.

Нередко преподаватели устраивают несколько театральных представлений каждый сезон, закрепляя изучение природы и погодных условий через игру. Например, зимой детям предлагается инсценировать процесс подготовки к зимовке различных зверей: одни забивают закрома продовольствием, утепляют жилища; другие наедаются и впадают в спячку, третьи отправляются в теплые края.

Игрушечный ряд для режиссерской игры

Самоанализ в планировании театральной деятельности

Опытные педагоги перед тем, как составлять проект обучения искусству на год или сезон, проводят анкетирование родителей, из которого узнают о степени эмоционального раскрепощения ребят, о четкости речи ребенка в домашней обстановке, о способности использовать мимику и жесты во время общения и о склонностях к сопереживанию.

После проведения опроса, воспитателю становится понятно, на какие аспекты следует обратить больше внимания, а на какие меньше при составлении картотеки театральных игр в группе.

Важно! Самоанализ раскрывает основные направления, по которым стоит проработать подобранный материал, выявляет слабые места в эмоциональном развитии детей

Классификация игр

Театральные игры отличаются широким разнообразием — существует множество способов организовать спектакль.

Их можно поделить на 2 основные группы:

  1. Режиссерские игры. Ребенок — режиссер и сценарист, а «актерами» служат игрушки. Он управляет ими, наделяет моделью поведения, озвучивает, используя различные средства выразительности.
  2. Игры-драматизации. Дети являются «артистами», они сами исполняют роль какого-либо персонажа, самостоятельно создают образ, используя вербальные и невербальные способы передачи чувств.

Эти 2 группы, в свою очередь, делятся на подвиды.

Настольный театр

Режиссерский вид игры. Театральное действие происходит на столе. Фигурки действующих лиц и декорации маленького размера.

Чаще всего настольный театр бывает:

  • бумажным или картонным — все необходимое дети вырезают из бумаги и картона сами, по шаблонам;
  • магнитным — используется магнитная доска и персонажи, стоящие на ней;
  • из природных материалов — например, из листьев, желудей, шишек и т.д. создаются действующие лица, которые помещаются в ящик (он служит сценой).

Представление на стенде

Режиссерская игра, при которой декорации и фигурки крепятся на определенную поверхность.

Виды стендовых спектаклей:

  • фланелеграф — доска с натянутой на нее тканью, на которую липучкой или булавками крепятся персонажи;
  • театр теней — на вертикальную поверхность белого цвета, освещенную направленным на нее ярким источником света, с помощью кистей рук отбрасываются тени, которые играют роль героев (иногда вместо теней от рук используют заготовленные плоские фигурки черного цвета).

Наручный или пальчиковый

Кукла надевается на руку или пальцы ребенка. Героев для наручного или пальчикового театра можно купить в магазинах или сделать самостоятельно с помощью ткани, иголок и ниток. Иногда такие игрушки изготавливают из бумаги.

Напольное представление

В этой театрализованной игре используются марионетки. Управлять куклами, дергая их за веревочки, непросто, поэтому воспитанники детского сада не прячутся за ширмой, а остаются на «сцене». Но это не делает представление менее интересным и зрелищным.

Верховой театр

Еще один вид режиссерской театрализованной игры, в которой роль персонажей играют куклы. В отличие от напольного спектакля, верховой предполагает, что куклы находятся выше человеческого роста.

Типы верхового театра:

  • тростевой — куклы закрепляются на высокой палке;
  • бибабо — работает по принципу наручного театра, с тем отличием, что здесь куклы действуют из-за высокой ширмы.

Живые куклы

Театр живых кукол — популярная на утренниках и занятиях по развитию речи и иностранному языку деятельность.

Есть 3 типа такого театра:

  • масочный (маски дети могут изготовить самостоятельно или приобрести в магазине);
  • платочные куклы (голову, руки и ноги куклы пришивают на одежду, а ребенок держит ее и движениями своего тела управляет персонажем);
  • куклы-великаны (персонажей играют профессиональные актеры или воспитатели).

Полноценный спектакль в костюмах

Костюмированный спектакль — это игра-драматизация. Дети с помощью одежды и аксессуаров перевоплощаются в героев произведения, а затем, задействуя текстовые реплики, мимики и жесты, отыгрывают персонажа на сцене. Такая деятельность требует тщательной подготовки и многочисленных репетиций. В детском саду костюмированные спектакли проводят по каким-либо поводам: праздники, утренники и т.д.

Знакомство дошкольников с театром

Театрализованная деятельность в старшей группе открывает мир искусства малышам. Воспитатель сначала знакомит с понятием театра, с правилами поведения в нем. Ребятам рассказывают о различных видах театра:

  • классическом;
  • пантомимном;
  • кукольном;
  • музыкальном;
  • пальчиковом.

После чего педагог приступает к упражнениям на силу звука — читает четверостишья с разным уровнем громкости, подкрепляя сказанное жестами. В процессе ознакомления дети учатся дисциплине, тренируются внимательно слушать выступающего.

Внимание! Если подать ребенку информацию о театре, как о чем-то волшебном и интересном, в его сознании закрепится позитивная ассоциация с искусством, благодаря которой он в более зрелом возрасте будет с удовольствием самостоятельно повышать свой уровень культурного развития

Варежковый театр

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий