Танцевально ритмическая гимнастика для дошкольников с элементами игры

Какие упражнения практикуются на танцевальных занятиях в ДОУ

Можно сказать, на танцевальных занятиях дети вовлекаются в выполнение тех же упражнений, что и на уроках физкультуры с акцентом на выполнение танцевальных движений. В целом же, набор заданий будет таким:

  • общеразвивающие упражнения (обычно для разогрева мышц);
  • элементы партерной гимнастики (упражнений, которые выполняются лёжа, сидя под разными углами);
  • экзерсисы — задания на развитие пластики тела и культуры движений (освоение позиций для ног, рук, принятых в профессиональной среде танцоров);
  • танцевальные движения;
  • игры (с элементами музыкальных, подвижных, сюжетно-ролевых);
  • упражнения на релаксацию.

Виды танцевальных движений для дошкольников

Танцевальные движения (шаги) в детском саду отрабатываются последовательно: от простых, похожих на физкультурные упражнения, к сложным, почти цельным танцам. Рассмотрим основные движения:

  • приставной шаг, который предваряет изучение галопа, выполняется вперёд, назад, влево и вправо с носка, на носках (один шаг — полтакта музыкальной фразы размера 2/4);
  • галоп (скользящее движение ноги вперёд, влево или вправо, слегка согнув ноги в коленях, с толчком и отрывом от пола);
  • переменный шаг предваряет изучение движений польки, состоит из приставного шага и движения ногой, стоящей впереди;
  • шаг польки или переменный шаг в виде лёгких прыжков вперёд, назад и с поворотом на 360 градусов (музыкальный размер также 2/4);
  • русский переменный шаг — замедленные плавные переменные шаги;
  • вальсовый шаг — вперёд, назад, влево, вправо с поворотом кругом (музыкальный размер ¾);
  • шаг мазурки под вальсовый музыкальный размер делится на мужской (1 скользящий шаг и 2 подскока) и женский (1 скользящий и 2 маленьких шажка левой и правой ножками), движения выполняются только вперёд.

На хореографических занятиях малыши разучивают классический набор танцевальных шагов

В каком возрасте можно начинать заниматься ритмикой?

По мнению основателя данного направления Э. Жак-Далькроза, формировать своеобразное «мышечное чувство» имеет смысл с первых лет жизни ребёнка. На занятиях для малышей 2-3 лет происходит знакомство с такими характеристиками музыки, как громко/тихо, быстро/медленно, весело/грустно. Крохи с большим удовольствием выполняют ритмические движения, тем самым развивая свою координацию и ловкость. Дети 3-4 лет уже могут научиться двигаться в такт музыке, ходить паровозиком, выстраиваться в хоровод, выполнять несложные танцевальные движения в парах и даже импровизировать. Чем старше дети становятся, тем более сложный музыкальный и танцевальный материал используется в занятиях. Дошкольники 4-6 лет обладают довольно развитыми воображением, наглядно-образным мышлением, памятью, а значит, им легче эмоционально выражать суть танца. Детям старшего дошкольного возраста подходят сложные по пластике и композиции произведения, требующие быстрой смены движений различной амплитуды. Таким образом, программы занятий ритмикой для дошкольников строятся с учетом возрастных психофизических особенностей детей

Также педагог всегда обращает внимание на индивидуальные возможности каждого ребенка

Методические указания

РГ выполняется в группе, спортзале или танцевальном зале. Педагог и воспитанники надевают комфортную одежду и обувь, лучше спортивный костюм (воспитанницы могут выбрать гимнастические купальники). Весной и летом дети могут заниматься на улице — на территории садика или спортплощадке.

Занятия с ленточками

Будет здорово, если дошкольники выполняют упражнения под аккомпанемент воспитателя. Однако это не всегда возможно, так как младшая, средняя, старшая, подготовительная группы занимаются одновременно (перед первым приемом пищи), а аккомпаниатор и зал — один. Под песни для зарядки в детском саду, проигранные в живую педагогом по музыке, проводят:

  • разминки-путешествия;
  • конкурсы по танцам;
  • открытые показы по гимнастике.

Поэтому, как правило, во многих детсадах песни и мелодии обычно включаются на пластинках или CD-центре. Лучше хранить нарезки для РГ подписанными в соответствии с ритмом комплекса на ПК или мобильном гаджете. Музыку должен слышать малыш в каждом уголке зала, если потребуется, используются колонки.

Обратите внимание! Применение больших игровых видео-устройств приветствуется в детсаду. В ходе РГ можно использовать интернет-доску или полотно для демонстрации изображений (в тематике и сюжете гимнастики), анимации или веселые видеоролики в качестве инструкции для выполнения

Ход занятия

I часть. Подготовительная.

Проверка осанки.

Приветствие (с элементами хореографии):

– поклон мальчиков на 4-ре счёта;

– реверанс девочек на 4-ре счёта.

(Звучит музыкальное сопровождение «К Элизе» Бетховен).

Приняв приглашение на день рождения к крокодилу Гене, дети становятся в круг, берутся за руки, отправляются в путь.

Разминка

Танцевально-ритмическая гимнастика. Упражнение «Хоровод» (с элементами строевых упражнений – построение в круг; танцевальных шагов – приставные шаги в сторону, шаги с небольшим подскоком, шаги на носках, на пятках; игроритмики – акцентированная ходьба с выделением сильной доли такта ударом ноги, хлопком).

(Звучит музыкальное сопровождение – песня «От улыбки» В. Шаинский, М. Пляцковский).

II часть. Основная.

Крокодил Гена радостно встретил ребят.

ОРУ

Танцевально-ритмическая гимнастика «Зарядка» – (Песня «День рождения» – В. Шаинский, А. Тимофеев.)

Всеобщую радость омрачило известие, которое принесла сорока-белобока. Вредная старушка Шапокляк спрятала где-то в лесу лучшего друга крокодила Гены – Чебурашку. Дети бесстрашно отправляются в лес спасать Чебурашку. На первой же лесной полянке увидели высокое дерево с дуплом. Дети отгадывают загадку о лесном обитателе – хозяйке дупла.

Кто по веткам ловко скачет

И влезает на дубы,

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Белочка просит помочь собрать на зиму орешки.

Танцевально-ритмическая гимнастика «Упражнение с мячами»«Белочка» («Песня Рыжехвостенькой» – В. Шаинский).

Белочка поблагодарила детей за помощь и показала тропинку к полянке, где Шапокляк спрятала Чебурашку. Однако, Шапокляк следила за действиями детей и попросила Бабу Ягу, свою подружку, завалить тропинку буреломом.

Чтобы навести в лесу порядок, дети играют в подвижную игру «Порядок и беспорядок».

Музыкально-подвижная игра «Порядок и беспорядок».

Вот и заветная полянка, которая оказалась сказочной.

Танцевально-ритмическая гимнастика «Приходи, сказка»– танцевально-образные упражнения в низких положениях: седах, упорах (пластинка «Девочка на шаре», песня «Приходи, сказка»).

Музыкально-подвижная игра «Найди и промолчи».

Дети нашли и освободили Чебурашку. Осталось приготовить подарок на день рождения крокодилу Гене.

Пальчиковая гимнастика «Пластилин» – упражнение для пальчиков в образно-танцевальной форме.

(Песня «Я леплю из пластилина» – Ю. Мориц, поют Т. и С. Никитины).

Ш часть. Заключительная.

Крокодил Гена радостно встречает детей и Чебурашку. Чебурашка предлагает отдохнуть после трудных испытаний.

Упражнение на восстановление дыхания и расслабление мышц «Чебурашка» – музыкально-ритмический комплекс (Песня «Чебурашка» – В. Шаинский, Э. Успенский.

Танцевальные упражнения для детей

Танцевальные упражнения можно использовать во время зарядки, разминки. Их можно включать и при постановке детского танца, при этом комбинируются различные виды шагов и бега между собой; прыжки в различных ритмических рисунках на месте и с продвижением по разным направлениям с одновременным движением головы и рук.

Необходимость разминки перед танцами

Разминка — обязательная часть любого хореографического урока. Каждое упражнение из разминки готовит части тела к выполнению более сложных задач. Без нее нельзя переходить к изучению и отрабатыванию элементов танца, иначе возможно получение травмы.

Популярные движения для девочек

В зависимости от темпа, жанра и национальной принадлежности музыки подбираются движения. Самые популярные движения, которые подходят для танца для девочек:

  • подскоки в сочетании с хлопками;
  • павальса, вальсовая дорожка;
  • простой русский ход, переменный ход, переменный ход с каблука, с притопом;
  • припадание;
  • ковырялочка;
  • моталочка;
  • молоточки;
  • верёвочка;
  • гармошка;
  • ёлочка;
  • бегунец;
  • приставной шаг (вперёд, в сторону);
  • ход с пружинкой;
  • поворот на месте.

Обратите внимание! Также используются музыкально-пространственные упражнения, построение и перестроение (построение из одного круга в два, движение в колонне по диагонали с переходом в центре через одного, построение «корзиночка», «цепочка»)

Как приступать к утренней зарядке

Для начала, нужно ответить на вопрос «Зачем вообще эта зарядка?» Кстати, для малышей в утренние часы это очень актуальный вопрос. Возможность увидеть будущие позитивные результаты – один из основных мотивирующих элементов для достижения поставленной цели.

Каждый человек должен осознавать, что это «мучение» временное, но именно оно поможет усовершенствовать физическую форму и укрепить здоровье. Родители, которые не осознают всех возможных позитивных результатов, неспособны объяснить их своему ребенку и в последствии не могут заставить его что-то делать.

Также очень важно придерживаться правил здорового сна. Если ребенок мало спит, поздно ложиться, то будущий день не порадует своей эффективностью в школе, даже если ребенка заставят сделать утреннюю зарядку

Старайтесь приучать ребенка еще с дошкольного возраста ложится спать в одно и то же время, не смотря на различные соблазны (интересные передачи или мультфильмы в вечернее время, наступающие выходные или каникулы и прочее).

Говорят, что для взрослого человека для выработки привычки достаточно 15 дней повторяющихся действий. Т.е. если в течение 2 недель выполнять одно и то же действие (ложиться спать в определенное время, есть на завтрак здоровую пищу), то привычка закрепится спустя отведенное на это время. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста на преодоление собственного «не хочу» может уйти около месяца. Поэтому, если родители проявят твердость и заставят любимое чадо укладываться в постель ровно в 9 часов в течение месяца, то потом ребенок будет ложиться спать в это время уже без напоминаний. Стоит попробовать!

Лень – залог провала. Ленивые люди более инертны и безразличны в жизни. Детей нужно приучить бороться с ленью на примере выполнения утренней зарядки (этот навык очень пригодиться им в последующей жизни). Будет очень обидно не достичь поставленной цели всего-навсего из-за лени. Дети – прямое отражение своих родителей и будут они лениться или нет, в большой мере зависит от папы и мамы.

Зарядку надо сделать привычкой ребенка. Достаточно 30 дней, чтобы сформировать крепкую привычку, дальше все будет не так сложно! Главное – никаких отговорок («Сегодня посплю, а завтра сделаю в два раза больше» — не прокатит, ибо это «завтра» не наступит никогда!).

Техника выполнения упражнений

Сверху держим ножки ребенка, прижимаем их к мячу, вторая рука фиксирует спину. Совершаем мягкие, покачивающие движения: вперед-назад, влево-вправо, круговые движения влево-вправо. Не нужно очень наклонять ребенка вперед, больший акцент — в сторону ножек. По мере того как ребенок осваивается с мячом, амплитуду можно увеличивать. Можно также сделать еще и движения в двух плоскостях — вперед-назад и вверх-вниз одновременно. На спине совершаются те же движения, что и на животе, начинать их стоит не раньше 3 месяцев: вперед-назад, влево-вправо, круговые движения в одну и в другую сторону.

Малыш на животике. Кладем руки малышу на спину и слегка прижимаем его к мячу. Можно правой рукой придерживать кроху за спинку, а левой — фиксировать левую ножку в области коленного сустава. Начинаем потихоньку покачивать малыша вперед, назад, по кругу, чтобы при этом была небольшая вибрация.
В том же положении покачивайте малыша к себе и от себя, с небольшой вибрацией, если малыш уже держит головку.
Малыш на спинке. Придерживаем его руками за живот и в области голени, или можно правой рукой фиксировать животик, а левой — левую ножку. Медленно при покачивании мяча к себе сгибаем ножки малыша в коленных суставах, а при движении мяча от себя — выпрямляем

Осторожно качаем ребенка в положении лежа на спине в позиции головой вниз. Хорошо, если малыш будет при этом распрямлять руки, это снижает тонус мышц-сгибателей

Теперь пробуем выполнить это же движение сначала только правой, затем только левой ногой.
Малыш снова на животике. Держим его за руки и покачиваем вперед-назад. Постепенно приподнимаем вытянутые вперед ручки, чтобы малыш оторвал грудную клетку от мяча.
В том же положении правой рукой придерживаем малыша в области поясницы, а левой пробуем уложить в «позу лягушки», широко разведя коленки. В такой позе покачиваем вперед, назад, создавая вибрацию. Это не только расслабляет, но и очень полезно для развития тазобедренных суставов.

О пользе ритмики для детей

Занятия ритмикой не только приносят детям массу положительных эмоций, но и способствуют разностороннему развитию дошкольников. Чем же полезна ритмика?

  1. Развитие музыкального восприятия (чувства ритма, темпа, характера и эмоциональной окраски музыки);
  2. Эстетическое развитие;
  3. Развитие творческих способностей и артистизма;
  4. Снятие эмоционального напряжения;
  5. Развитие коммуникативных способностей;
  6. Развитие навыков самоконтроля;
  7. Формирование правильной осанки, укрепление мышц;
  8. Улучшение координации движений;
  9. Развитие быстроты, гибкости, пластичности, выразительности движений;
  10. Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

Танцевальные упражнения для детей

Танцевальные упражнения можно использовать во время зарядки, разминки. Их можно включать и при постановке детского танца, при этом комбинируются различные виды шагов и бега между собой; прыжки в различных ритмических рисунках на месте и с продвижением по разным направлениям с одновременным движением головы и рук.

Постановка детского танца воспитателем

Воспитатель в детском саду может сделать постановку танца для детей на тематический праздник. Рекомендуется для этого использовать:

  • танцевальные шаги в образах: журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птиц, слона ит.д.;
  • изображение неодушевленных предметов и явлений: море, волны, деревья, цветы, езда на машине, покос травы, движение поезда, самолета ит.д.;
  • через танцевальные элементы предложить детям изобразить как помогают дома маме, папе (например: забиваем гвоздь, подметаем пол, моем посуду, стираем белье ит.д.).

Обратите внимание! Воспитателям рекомендуется использовать музыкальную композицию «Арам Зам Зам». Под неё дети очень любят двигаться, зажигать и, конечно же, заряжать других позитивом

Необходимость разминки перед танцами

Разминка — обязательная часть любого хореографического урока. Каждое упражнение из разминки готовит части тела к выполнению более сложных задач. Без нее нельзя переходить к изучению и отрабатыванию элементов танца, иначе возможно получение травмы.

Популярные движения для девочек

В зависимости от темпа, жанра и национальной принадлежности музыки подбираются движения. Самые популярные движения, которые подходят для танца для девочек:

  • подскоки в сочетании с хлопками;
  • павальса, вальсовая дорожка;
  • простой русский ход, переменный ход, переменный ход с каблука, с притопом;
  • припадание;
  • ковырялочка;
  • моталочка;
  • молоточки;
  • верёвочка;
  • гармошка;
  • ёлочка;
  • бегунец;
  • приставной шаг (вперёд, в сторону);
  • ход с пружинкой;
  • поворот на месте.

Обратите внимание! Также используются музыкально-пространственные упражнения, построение и перестроение (построение из одного круга в два, движение в колонне по диагонали с переходом в центре через одного, построение «корзиночка», «цепочка»)

Ритмические упражнения, которые можно выполнять дома

Занятия ритмикой проводятся в групповой форме и под руководством профессиональных педагогов, поэтому их полноценная реализация в домашних условиях труднодостижима. Если Ваш кроха по каким-либо причинам не может посещать занятия, то наиболее доступным и эффективным способом познакомить ребенка с миром ритмики является игровая гимнастика. Мини занятия желательно проводить несколько раз в неделю по 15-30 минут в хорошо проветриваемом помещении. Хвалите кроху за проявление внимательности и творческих способностей, позвольте ему дать волю своим чувствам

Важно, чтобы малыш получал удовольствие от процесса, поэтому заставлять ребенка повторять движения, если он этого не хочет, совершенно бессмысленно. Вот несколько несложных ритмических упражнений, которые можно выполнять с ребенком дома:

  • «Ходьба» (музыка — Н. Богословский «Марш»). Предложите малышу на время стать настоящим солдатом и попробовать промаршировать в такт музыке. Это упражнение отлично развивает чувство ритма и темпа, а также координацию движения.
  • «Пилот» (музыка — Л. Банникова «Самолет»). Эта игра развивает умение ориентироваться в пространстве и чувство равновесия. Под музыку ребенок должен сначала «завести мотор», вращая перед собой согнутыми в локтях руками, затем встать на одной ноге, раскинув руки в стороны, изображая самолет. После этого малыш может свободно бегать по комнате, а по окончанию музыки, он должен остановиться и опуститься на одно колено.

Цели и задачи проведения танцевальных занятий в детском саду

Миссия организации занятий танцами в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) определена Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и заключается в следующем:

  • проводить музыкально-оздоровительную работу в детском саду, направленную на сохранение и укрепление здоровья малышей;
  • формировать разнообразные умения и навыки посредством сочетания музыки с ритмическими движениями (к примеру, учить детей передавать движениями характер, образы музыки);
  • создать условия для выявления у ребёнка творческих задатков, музыкальных способностей;
  • воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Если цели проведения танцевальных занятий едины для всех групп в детском саду, то задачи, призванные их реализовать, имеют некоторые отличия, что связано с особенностями возрастного развития дошкольников.

Танцевальные занятия помогают раскрыть творческий потенциал малышей

Таблица: задачи проведения танцевальных занятий в ДОУ

ВозрастнаягруппаОсобенности возрастного развитияЗадачи проведения танцевальных занятий
Младшая
  • Недостаточно развития координация движений (ходят вперевалку с опущенной головой, бегают и прыгают тяжело);
  • из-за возбуждённой нервной системы и недостаточного торможения реакция на музыку замедленная.
  • Учить определять начало и конец музыкального произведения, координируя начало и завершение танцевальных движений;
  • формировать навык ритмично ходить;
  • тренировать элементарные движения с реквизитом (султанчиками, мячиками);
  • осваивать поочерёдное притопывание ногами, кружение в парах, умение в движении выставить ладошку вперёд.
Средняя
  • Пополнение жизненного опыта;
  • развитая осанка;
  • спокойная, ровная ходьба;
  • более уверенное исполнение танцевальных па (причём даже с атрибутами в виде лент, султанчиков, мячиков).
  • Учить менять характер движений под музыку;
  • развивать способность запоминать музыкальный ритм;
  • осваивать простые движения в парах;
  • тренировать исполнение элементов народных плясок (переход с носка на пятку, полуприседания, «выбрасывание» ног);
  • поощрять самостоятельную импровизацию под музыку.
Старшая
  • Тенденция к самостоятельности в выполнении танцевальных движений;
  • интерес к исполнительству.
  • Делать акцент на целенаправленное освоение танцевальных движений (через отработку отдельных движений общего хореографического рисунка);
  • учить менять характер движений в зависимости от замедления или ускорения темпа музыки;
  • осваивать простые перестроения (в общий круг и маленькие круги, колонны, шеренги);
  • развивать выразительность движений.
ПодготовительнаяСпособность двигаться непринуждённо под музыку разного характера (весёлую, грустную, подвижную и др.).
  • Учить передавать тонкости характера движений (переходить с обычного шага на торжественный марш);
  • усложнять набор движений и перестроений;
  • осваивать бег «с захлёстом», с высоким подъёмом ноги, подскоки разной высоты, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг полька и пр.

На танцевальных занятиях дети разучивают групповые хореографические композиции

Движения для зарядки для детей в детском саду

Зарядка в детском дошкольном учреждении проводится весело с элементами игры, помогает просыпаться. Во время зарядки отрабатываются умения детей выражать в движениях свое представление об образах зверей, птиц, людей разных профессий (например: кузнец, вышивальщица, водитель, художник, фотограф), явлений природы и неодушевленных предметов. В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.

«Ритмические упражнения оказывают положительное влияние на детей»

«Малышарики» — танцы для детей от года

Очень часто для музыкального сопровождения зарядки используются композиции из современных мультфильмов. Для детей в возрасте от одного года рекомендуется выбирать песенки из «Малышариков». Композиция «Малышарики» — это зарядка с элементами детской ритмики.

Самые простые упражнения, которые можно использовать в зарядке «Малышарики»:

  • топнуть несколько раз одной ногой, потом другой (руки на поясе);
  • попрыгать на одной ноге несколько раз, потом на другой (руки на поясе);
  • помахать правой рукой несколько раз, затем другой (вторая рука, которая не машет в этот момент должна быть на поясе);
  • движение, которые демонстрируют, что ребенок просыпается;
  • встать на носочки и покружиться в ритме музыки (у мальчиков руки на поясе, а девочки — держатся за края юбки);
  • провести одной рукой круг, затем другой рукой (вторая рука, которая в этот момент не проводит круг должна быть на поясе);
  • промаршировать на месте, хорошо поднимая колени вверх;
  • попрыгать на месте;
  • похлопать в разные стороны (можно одновременно с хлопками приседать).

Важно! Если повторяется один и тот же музыкально-песенный фрагмент несколько раз (в основном, это припев) разрешено повторять те же движения, что были в первом. Для дошкольников используют, в основном, танцы по показу

Преподаватель показывает сам простые движения, а воспитанники за ним повторяют. По этому же принципу танцуют под «Малышариков» с детьми от одного года

Для дошкольников используют, в основном, танцы по показу. Преподаватель показывает сам простые движения, а воспитанники за ним повторяют. По этому же принципу танцуют под «Малышариков» с детьми от одного года.

Детская ритмика для малышей

Упражнения для самых маленьких должны быть несложными, такими, которые легко можно повторить, при этом дети танцуют под музыку. Детская ритмика обязана соответствовать возрасту и физическим способностям ребенка. Даваемые преподавателем элементы помогают проснуться организму деток, подготовить их к интересному и увлекательному дню, полному приключений.

«Ритмика в детском саду»

Музыкальная разминка для детей в ДОУ на youtube

Опытные преподаватели загружают результаты своей работы на Youtube. На популярном видеохостинге музыкальные руководители и воспитатели детского сада помогут найти много полезной информации из сборника, в частности, там есть музыкальные разминки, зарядка для детей «Малышарики».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий