Сюжетно-ролевая игра во второй младшей группе детского сада

Игровая ситуация ранний возраст

Ранний возраст — период, который характеризуется большими изменениями в развитии ребенка. Это период, когда малыш осваивает речь, у ребенка появляются первые представления о мире, себе, других личностях. Развивается активность, любознательность. Поэтому игры-ситуации имеют большое значение для получения новых навыков, закрепления знаний малыша.

Игры-ситуации, которые подходят для детей раннего возраста:

«Кукла Катюша собирается гулять».

Цель этой игры-ситуации:

  • помочь ребенку овладеть последовательностью действий, чтобы одеться на прогулку,
  • закрепить знания малыша об одежде, назначении различных предметов одежды.

Этапы игры:

Взрослый читает стихотворение «Новая одежда».

После этого взрослый подводит малышей к тому, что кукла Катюша уже поела, она хочет выйти на прогулку. Необходимо подвести детей к самостоятельному выводу о том, что куклу необходимо одеть.

Дальше вместе с малышами взрослый рассматривает одежду Кати-куклы и совместно одевают куклу на прогулку. Данный процесс можно сопровождать потешками.

«Как научить куклу раздеваться».

Еще один вариант игры для запоминания малышами элементов одежды, последовательности раздевания, обучение следить за своими вещами.

Ход игры:

Взрослый проговаривает, что кукла Катюша уже пришла с прогулки. Малышей необходимо подвести к выводу, что дома куклу необходимо раздеть.

С помощью взрослого ребенок должен рассказать кукле, что в какой последовательности снимать. Обязательно стоит напомнить, если малыши забыли, о том, что вещи необходимо аккуратно сложить на полку. Этот процесс можно сопроводить стихотворением «Маша-растеряша» (А.Барто).

Предварительный просмотр:

Сюжетно — ролевая игра «Детский сад» во второй младшей группе

Развитие и активизация сюжетно — ролевой игры «Детский сад» во второй младшей группе

а) Способствовать возникновению игр на тему наблюдений «Детский сад».

б) Формировать умения выполнять несложные сюжеты в несколько действий, отображающих предметную деятельность взрослых (музыкальный руководитель проводит занятия, врач делает прививки, лечит и, няня убирается в группе, накрывает на стол, играет с детьми. Воспитатель играет и занимается с детьми)

в) Побуждать отображать новые события, привносить новое в игру.

  1. Развитие игры как деятельности

а) Формировать умения придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять несколько взаимосвязанных действий (играть, лечить, готовить обед, накрывать на стол)

б) Совершенствовать предметные действия: игрушки — заместители, воображаемые.

в) Совершенствовать ролевые высказывания, которые обозначают выполнение действий: обращение к себе, игрушке, партнеру.

а) Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, побуждать всех включаться в общую игру.

б) Объединять детей в малые группы на основе личных симпатий.

в) Способствовать индивидуальному и совместному решению игровых действий, принятию детьми игровых действий и задач от сверстников.

  1. Развитие самостоятельности и творчества

а) Развивать творчество в выборе предметов, способов.

б) Развивать самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного.

Ознакомление с окружающим в активной деятельности. Обогащение реального опыта

Обогащение игрового опыта

Обогащение игровой среды

Руководство в ходе самостоятельной игры детей

1. Экскурсия по детскому саду (в группы, музыкальный зал, медицинский кабинет, кухню).

2. Экскурсия к месту получения няней готовой продукции для детей (по подгруппам).

3. Наблюдение для расширения сюжета игры:

а) Наблюдение за трудом няни

б) за работой воспитателя, медсестры, музыкального работника

в) Наблюдения за играми старших детей.

4. Рассматривание картин «Детский сад», «Ясли» (серия «Наша Таня»)

5. Беседа «Кто заботится о нас в детском саду».

6. Чтение рассказа Н. Забилы «Ясочкин садик», А. Барто «Игрушки», Н. Кашниной «Первый день в детском саду».

7. Лепка «Угощение для куклы»

8. Слушание музыкального произведения А. Филиппенко «Детский сад».

1. Совместная игра воспитателя с детьми «Дети собираются на прогулку»

2. Дидактическая сюжетно — ролевая игра «Повар детского сада готовит обед»

3. Подвижная игра «Веселые ребята»

4. Конструирование песочного ящика, веранды, коллективная постройка «Площадка нашей группы».

5. Игра-занятие «Повар детского сада готовит детям обед», «Праздник в детском саду».

1. Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты (куклы, белая шапочка, фартук)

2. Игрушки-предметы оперирования

(набор кухонной и чайной посуды, телефон, кукольные коляски, соразмерные куклам (складные), комплект постельных принадлежностей для кукол

3. Маркеры игрового пространства

(Набор мебели для кукол среднего размера, кухонная плита)

4. Полифункциональные материалы

Ящик с мелкими предметами-заместителям, объёмные модули

1. Создание проблемных ситуаций. Мамам пора идти на работу, а детям в детский сад, там уже начинается завтрак. А воспитатель «звонит в автопарк» и узнает, почему в детский сад еще не направили машину – детскому саду нужны продукты и т.д.

2. Помощь в распределении ролей.

Повар готовит необходимые предметы для приготовления супа, варит суп, помешивает, затем предлагает детям готовить суп. Детям живется весело в детском саду – музыкальный руководитель проводит занятия, врач делает прививки, лечит и, няня убирается в группе, накрывает на стол, играет с детьми. Воспитатель играет и занимается с детьми

3. Участие воспитателя в игре по желанию детей.

4. Напоминание, совет.

5. Анализ. Дети играют и сами могут распределять роли между собой. Игра с интересным, более сложным сюжетом.

Ход игры

(Дети играют в игровой зоне.)

Вос.: ребята, посмотрите сколько гостей к нам пришло! Поздоровайтесь с ними!

(Звонит телефон.)

Вос.: ало, здравствуйте! Да, детский сад. Хорошо, мы обязательно приедем.

Вос.: ребята, нас с вами пригласила на День рождения Маша. Что берут с собой на День рождения?

Дети: подарки.

Вос.: правильно, а так же хорошее настроение и праздничный наряд.

(воспитатель одевает на детей колпачки)

Вос.: где же нам взять подарки?

Дети: в магазине

(Вос. выбирают «водителя».)

Вос.: смотрите, вот стоит волшебный автобус. Давайте поедем в магазин, купим подарки.

(песня «Автобус»)

Вос.: а вот и остановка «Магазин игрушек». Выходим из автобуса. Идем в магазин.

(дети подходят к витрине, «продавец» предлагает товар)

Продавец: заходите, покупайте;

Зайки, мишки, крокодилы,

Все игрушки на витрине.

Разбегаются глаза.

Продавец: Здравствуйте, что бы вы хотели купить в нашем магазине?

Ребёнок: здравствуйте! Я хочу купить мячик и подарить его Маше!

Продавец: а вы знаете стихотворение о мяче? Прочти, пожалуйста!

Ребёнок:наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

— Тише, Танечка,не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Продавец: какая молодец! Вот тебе мяч!

Ребёнок: спасибо!

Продавец: а что ещё вы хотите купить в нашем магазине?

Ребёнок: пожалуйста, продайте мне мишку!

Продавец: а какое стихотворение ты знаешь про мишку?

Ребёнок: мишка косолапый,

По лесу идет

Шишки собирает –

И в карман кладет.

Продавец: какие молодцы ребятки! Вот вам мишка!

Ребенок: спасибо!

Продавец: а у нас в магазине есть зайка.

Кто знает стихотворение про зайца?

Ребенок: Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок.

Продавец: какая молодец! Вот тебе заяц.

Ребенок: спасибо!

Продавец: уважаемые покупатели! Наш магазин закрывается. До свидания!

Дети: до свидания!

Вос.: какие хорошие подарки вы выбрали! Маше они очень понравятся.

— А вот и дом Маши!

— Тук-тук! Открывайте гостям дверь.

(выход Маши под музыку)

Маша: здравствуйте ребята

Я сегодня именинница

Я сегодня жду гостей.

Дети — Здравствуй, Маша, поздравляем тебя с Днем рождения!

Вос.: а теперь подарим танец,

Музыка, играй скорей.

Пусть приятней станет Маше

И конечно веселей!

(каравай)

Маша: друзья, спасибо за поздравления. Прошу всех за стол!

Вос.: а сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

Спасибо за угощения!

Маша: спасибо за подарки!

Вос.: ребята, скажите Машеньке: «До свидания».

Дети: до свидания Маша!

Вос.: занимайте свои места в автобусе.

Релаксация. У кого в гостях мы побывали? Что отмечала у Маша? Что мы подарили? Как мы праздновали День рождения Маши?

Вос.: на этом наша игра окончена

Спасибо за внимание!

Ход игры:

Создание проблемной ситуации.

Воспитатель зовет детей к себе, они встают вокруг воспитателя

Педагог обращает внимание на взрослых — гостей, здороваются

Воспитатель — Дети, скоро у нашей Кати — День рождения! И она пригласила меня на свой праздник. Да вот беда, красивую причёску я не знаю где делают. А вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель – Давайте поедем в парикмахерскую на автобусе. Дети берут стулья, один стул для водителя, за ним по 2 стула –места для пассажиров.

Распределение ролей и атрибутов – водитель (руль, головной убор)

; кондуктор (сумка, билеты, остальные дети — пассажиры(сумочки, деньги) .

Водитель сообщает об остановках «Детский сад»

,«Больница» ,«Парикмахерская» ,кондуктор проходит и обилечивает пассажиров билетами,проговаривая:«Оплачиваем проезд» ,пассажиры дают деньги(листочки с цифрами) и получают настоящие билеты.

На остановке «Парикмахерская»

все выходят и отправляются в парикмахерскую

Воспитатель обращает внимание детей на вывеску с символикой расчески и ножниц

— Что это? (парикмахерская)

— Кто работает в парикмахерской? (парикмахер, мастер мужской и женский)

— Что делает мастер? (стрижет, моет, красит волосы, причесывает, делает укладку)

— Кто приходит к парикмахеру стричься? (мужчины, женщины, девочки и мальчики)

— Что надевает мастер на плечи клиенту, когда работает? (накидку-пелеринку)

Распределение ролей в сюжете. Парикмахер — воспитанник, клиент – воспитатель. Остальные дети занимают очередь, ждут, смотрят, рассматривают предложенные брошюры с причёсками. Воспитатель предлагает желающим съездить на автобусе по делам.

Воспитатель здоровается и садится на стул перед зеркалом.

Игровые действия: Парикмахер заботится о чистоте и опрятности волос, расчесывает, моет волос, делает прически, стрижет. Беседует с клиентами, интересуется какую причёску желает клиент, советует прически или подбирает ее, рассматривает модные журналы.

Воспитатель (предложения — помощники)

— Не могли бы вы сначала помыть мне голову шампунем.

— Какой у вас есть шампунь?

-А этот шампунь для кого?

— Оденьте мне, пожалуйста, пелеринку,чтоб не испачкать и не намочить мою одежду.

-А почему у вас пелеринки разного цвета?

-Пожалуйста, высушите мне волосы феном и расчешите расчёской,клиент- воспитатель проговаривает с мастером закличку -заговор от выпадения волос.

«Расти, коса, до пояса,

не вырони ни волоса,

Расти, косонька, до пят

Все волосики в ряд…»

— Сделайте мне, пожалуйста, два хвостика и с двух сторон заколочки.

Воспитатель благодарит парикмахера, любуется причёской.

Воспитатель — Посмотрите, сколько кукол сидят в зале. Все они пришли в парикмахерскую. Все ли куклы красиво причесанны?

— Сейчас я у них спрошу, что случилось и вам расскажу. Кукла Наташа и её друг Максим с другими куклами играли в детском саду и когда они пошли на прогулку, то подул сильный ветер. Ветер сорвал с Наташиной головы бант и волосы у нее разлохматились и Максиму тоже нужна помощь.

— Да, действительно, у Наташи и Максима на голове беспорядок.

— Надо срочно что-то делать. Кто готов помочь кукле Наташе и Максиму?

Для смены играющих в роли парикмахера воспитатель добавляет мужской зал.

Распределение ролей:

Роль парикмахера играют дети. Воспитатель помогает -напоминает о цвете накидке, о шампуни для девочек и для мальчиков. Предлагает мастерам работать по очереди. Один мастер ушел на обед, другой работает. Игра продолжается. Воспитатель берет на себя второстепенные роли.)

Предлагает поиграть в следующий раз.

«Детское кафе»

Цель: продолжать формировать умение детей действовать с предметами и игрушками в модульном

в совместной игровой деятельности с воспитателем.

Задачи:

1. Способствовать развитию и обогащению сюжета игры;

2. Развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;

3. Формировать умение договариваться между собой, закреплять знания детей о правилах поведения за столом и в общественных местах;

4. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; продолжать знакомить с профессией повара, официанта.

Оборудование и материалы: модульный

, игровой модуль«Кухня» , кассира, нарядная скатерть для стола, салфетница, кухонная посуда для чаепития, музыкальное оформление, муляж каравая из соленого теста, ложки, тарелки, чашки, фрукты, овощи, чайник, кофеварка, блендер, специальная одежда для поварят.

Планирование и этапы занятий

Уроки в садике — насыщенны, динамичны, последовательны. Поэтому перед занятием педагог продумывает его структуру, которая должна включать:

  • тему;
  • цель (научить, развивать, воспитывать);
  • используемые материалы (игрушки, маски, костюмы);
  • организационный момент (подойдут игровые упражнения— стишки, потешки);
  • вступление (где воспитатель рассказывает необходимую для понимания темы информацию);
  • перечень героев;
  • имена участников;
  • само представление;
  • рефлексию (итоговую беседу, в которой участники воспроизводят услышанное, делятся эмоциями);
  • награждение участников за старания.

На основе этих пунктов создают конспект занятия.

Цели и материальное обеспечение на примере сказок

Тема: «Заюшкина избушка»

Цели: формировать умение разыгрывать сюжет знакомой сказки; учить раскрывать особенности персонажей; воспитывать способность сопереживать любимым героям; воспитывать желание помогать, поддерживать.

Материалы: домик зайца, лисы, костюмы.

Тема: «Непослушный цыпленок»

Цели: учить находить мораль истории; развивать внимательность; воспитывать послушность.

Материалы: выделяющийся костюм непослушного цыпленка; костюмы остальных цыплят и курицы; иллюстрации (или мультик на основе сказки).

Тема: «Рукавичка»

Задачи: совершенствовать артистизм малышей; учить подражать животным; развивать память; воспитывать доброжелательность, любовь ребенка к природе.

ФЭМП в подготовительной группе для дошкольников

Материалы: большая тканевая или бумажная «рукавичка», маски героев, карточки для награждения ребят.

Дети ставят «Рукавичку

Совместная деятельность по конструированию во 2 младшей группе.

Конспект совместной деятельности по конструирование во 2 младшей группе по теме: «Ворота для грузовиков». Интеграция образовательных областей: физическое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое развитие.

Цель: Развивать у детей умение строить ворота: ставить опоры (точно одну против другой) и аккуратно накладывать на них перекладину (кирпич), украшать (призма). Развивать у детей умение анализировать образец постройки.

Задачи:

  • Воспитывать желание сооружать постройки.
  • Вызвать у детей интерес к деятельности с деревянным строительным материалом.
  • Развивать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на поставленные вопросы.
  • Совершенствовать конструктивное умение.

Предварительная работа:

  • Отгадывание загадок.
  • Развитие умений понимать схематические изображения построек.
  • Разучивание пальчиковой гимнастики, физ. Минутки, хоровода «Ёлочка – ёлка»

Материалы: 1 машинка большая с разноцветным шариком, для детей маленькие машинки по 1 шарику каждому свой цвет, схемы ворот для каждого ребёнка (больших и маленьких), 2 кубика, один длинный кирпичик, одна призма (для детей), 4 кубика, кирпич, призма (воспитателю), конверт с письмом от снеговика, ёлка.

Содержание организационной деятельности: Дети входят в групповую комнату, встают около ёлки закрытой простынью.

Воспитатель загадывает загадку о ёлке:

  1. Что же – это за девица, Не швея, не мастерица. Ничего сама не шьет, Но в иголках круглый год?

У нас тоже есть ёлка, но чего-то не хватает? (игрушек) Что же делать? (у ёлки лежит письмо) Посмотрите здесь письмо лежит от Снеговика, сейчас я его прочитаю. Здравствуйте ребята! Грузовики с игрушками застряли за забором им нужна помощь, чтобы привезти игрушки для ёлки. Вот вам схема. Дети проходят за столы и рассматривают схемы.

Что это на схемах (ворота).

Какие детали конструктора вы видите? (кубики, кирпичик, призма)

Какого они цвета? Какие ворота нужны для большой машины? А для маленькой? Как мы можем помочь грузовикам? (построить ворота)

Перед строительством разомнём наши руки.

Пальчиковая гимнастика: «Грузовик и ворота»

На поляне грузовик. Имитация руля в руках.Ну а путь ему закрыт Ладони сложены ребром друг к другу Мы ворота открываем Ладони развернуть друг к другуГрузовик наш приглашаем Машем кистями рук к себе.

Проходят к забору с большой машинкой.

– Посмотрите, как я буду строить ворота (показ)

Опоры я буду строить из кубиков, ставлю их вот так друг напротив друга. На них добавлю ещё по одному кубику. Перекладину я буду строить из кирпича. Кладу его на опоры широкой стороной. А сверху перекладины поставлю призму на длинную узкую сторону.

– Получились у нас ворота?

– Как вы думаете, какие машины могут проехать в такие ворота, маленькие или большие машинки? (большие)

Прокатывание большой машины через ворота к ёлке.

– Что лежит в машине? (шар). Какого он цвета? (ответы). Сколько шаров? (один). Повесить шар на ёлку

– У нас ещё есть машинки какого они размера? (маленькие). Какие ворота вы будете строить? (маленькие). Но с начало сделаем разминку.

Физ. минутка:

  • Давайте вместе с нами (Поднимают руки в стороны)
  • Потопаем ногами, (Топают ногами стоя на месте)
  • Похлопаем в ладоши, (Хлопают в ладоши)
  • Сегодня день хороший! (Поднимают прямые руки вверх, в стороны)

А теперь вы сами постройте ворота. Строительство ворот детьми

– Молодцы, какие замечательные ворота у вас получились. Возьмите машинку и провезите её в ваши ворота к ёлочке.

Индивидуальные вопросы к детям: Какая машинка? (маленькая). Что в ней лежит? (шарик). Какого он цвета?

Цель и значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте

Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Многие учёные, педагоги и психологи указывают на то, что без игры невозможно полноценное формирование личности ребёнка. Дети, в дошкольном лишённые возможности играть вдоволь, свободно, по своему желанию, при поступлении в школу имеют проблемы с успеваемостью, социализацией, склонны к неврозам и агрессии.

Чтобы обеспечить ребёнку полноценное проживание всех этапов детства, необходимо удовлетворить его потребность в игре. Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) является развитие и совершенствование игровой деятельности воспитанников. Это закреплено и в примерных общеобразовательных программах, а в некоторых (например, «Истоки»), игре ребёнка в каждом возрасте посвящена отдельная глава

Это свидетельствует о признании важности игры современными учёными-педагогами и исследователями детства

Взрослея, маленький человек стремится занять своё место в мире, всё громче заявляя о себе. Он личность, но его возможности значительно ограничены. Главная цель сюжетно-ролевой игры: устранить противоречие между возможностями и стремлениями ребёнка, дать ему побыть в роли взрослого, используя доступные действия, материалы, отношения.

В сюжетно-ролевой игре дети представляют себя взрослыми, которым хотят подражать

К самостоятельной сюжетно-ролевой игре малыши не приходят сразу. Становление игровой деятельности проходит закономерные этапы, различные в каждом возрасте

Период младшего детства, а именно четвёртый год жизни, очень важен в искусстве овладения сюжетно-ролевой игрой, и педагогам, работающим с этим возрастом, нужно обращать особое внимание на развитие игровых умений воспитанников. Дети четвёртого года жизни переходят от сюжетно-отобразительных игр к ролевым, то есть от умения отображать в игре действия к умению брать на себя роль и следовать ей. Сюжетно-ролевые игры в этом возрасте способствуют:

Сюжетно-ролевые игры в этом возрасте способствуют:

  • Развитию интеллекта. Игра требует не только создавать сюжетный замысел, но и следовать ему, подбирая соответствующие действия. Это положительно сказывается на развитии логики, памяти, внимания.
  • Активизации речи. Ребёнок не может играть, не общаясь со сверстниками, он должен взаимодействовать с ними, в том числе и посредством речи. Если малышам интересна игра и они хотят её развития, продолжения, их речь активизируется, и даже молчуны вступают в игровые диалоги с товарищами. Играя в режиссёрскую игру с куклой или другим персонажем, ребёнок тоже строит диалог, произнося реплики от своего имени и от имени игрушки.
  • Социализации. Дети младшего дошкольного возраста обычно выбирают игры о том, что им наиболее близко и знакомо: о семье, детском саду. Способствовать расширению представлений о социуме, вводя новые темы игр — задача воспитателя. Он предлагает игры «Строительство», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», чтобы обогатить представление детей о профессиях, их пользе для общества, а также с целью научить малышей воспроизводить профессиональные действия взрослых, воспитывать интерес и уважение к труду. Именно в сюжетной игре детишки получают представление о том, как вести себя в различных жизненных ситуациях, формируют опыт общения с окружающими.
  • Развитию творчества, воображения, умения импровизировать. Соединить в игре события реальной жизни и творчески их интерпретировать уже под силу детям четвёртого года жизни. Обычно, воображая что-то в игре, дети воплощают свои желания, мечты: мы стали умелыми, сильными, испекли большой вкусный торт, позвали много гостей, купили в магазине много игрушек и т. д. Или же представляют себя в роли любимого персонажа мультфильма, сказки, выполняют действия от их имени: летают, как феи, строят высокие дома, как роботы. Такое игровое поведение не только приносит детям удовольствие и развивает творческие способности, но и служит отличным средством эмоциональной разгрузки.

Осуществляя в игре своё желание быть «как взрослые», ребёнок испытывает радость и снимает эмоциональное напряжение

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий