Понятие и сущность педагогической деятельности
Определение 1
Педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, ориентированной на воспитание, обучение и развитие подрастающего поколения.
Педагогическая деятельность направлена на детей разных возрастных групп. Это определяет ее специфические характеристики: разные методы и формы педагогической деятельности, принципы организации образовательного процесса и целевые ориентиры деятельности.
Ведущей целью педагогической деятельности, независимо от возраста группы учащихся, на которую она направлена, является всестороннее развитие личности ребенка, развитие гармоничных качеств личности и социальное становление.
Сущность педагогической деятельность заключается в ее ориентации «на других» т.е. данный вид деятельности не рассчитан только на себя, он связан с переходом от деятельности «для себя» на деятельность «для других».
Основными характеристиками педагогической деятельности являются:
- Совместный характер деятельности. В ходе педагогической деятельности возникает двустороннее сотрудничество: педагога и учащихся разных возрастов. Каждый участник деятельности заинтересован в собственном развитии и совершенствовании;
- Самореализация участников педагогической деятельности. В процессе деятельности осуществляется самореализация педагога и самореализация учащихся;
- Наличие специального образования. Реализация педагогической деятельности невозможна без наличия системы знаний и навыков педагогического характера т.е. педагог должен владеть научными педагогическими знаниями, знать принципы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, владеть приемами мотивации к познанию, знать основы психологии. Это необходимо для продуктивной деятельности и достижения целей и задач образования;
- Реализация в специальных образовательных учреждениях. Педагогическая деятельность осуществляется в школах, детских садах, вузах, коррекционных заведениях, учреждениях дополнительного образования и др.;
- Педагогическая деятельность имеет цель, которая реализуется через построение воспитательного пространства, организации деятельности воспитанников, создание коллектива и учета индивидуальных особенностей его участников;
- Наличие педагогического действия, как основной единицы педагогической деятельности. Оно отражает единство целей и содержания педагогической деятельности. Каждое действие является специфичным, но отражает общие свойства и ориентиры педагогической деятельности.
Структура педагогической деятельности
Выделяют три компонента педагогической деятельности:
- конструктивный;
- организаторский;
- коммуникативный.
Конструктивный компонент. В работе учителя большое место принадлежит конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбору учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и его переработка для изложения учащимся. Вся эта работа в итоге выливается в подробный конспект урока. Поиск путей активизации и интенсификации процесса обучения также неотъемлемая часть конструктивной деятельности.Организаторский компонент
Важное место в структуре педагогической деятельности занимает организаторская деятельность, составляющей единое целое с конструктивной. Все, что планирует учитель провести в течение урока, должно сочетаться с его умением организовать весь учебно-воспитательный процесс
Только в этом случае ученики будут вооружаться знаниями. Организаторский компонент включает три направления: организация своего изложения; организация своего поведения на уроке; организация деятельности детей; постоянная активизация их познавательной сферы. Если учитель проявляет мастерство лишь в одном аспекте организаторской деятельности, например, хорошо организовал изложение (умело подобрал учебный материал, словесную, предметную наглядность), но не привлек детей к активной мыслительной деятельности, то урок может носить только развлекательный характер, а полноценного усвоения знаний не будет. Это же относится и к остальным направлениям организаторского компонента структуры.Коммуникативный компонент. Он включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения. Выделяют пять типов эмоциональных отношений учителей к учащимся: эмоционально-положительный активный, эмоционально-положительный пассивный, эмоционально-отрицательный активный, эмоционально-отрицательный пассивный, неуравновешенный. Оказывается, что взаимоотношения детей в классе в большинстве случаев соответствует тому или другому эмоциональному стилю, которым характеризуется поведение учителя. Так, у учителя эмоционально-неуравновешенного, который то подозрителен и отрицательно настроен к ученикам, то сентиментален и необоснованно поощряет учеников, класс бывает нервозным, неровным в отношении друг к другу. Коммуникативная сторона педагогической деятельности проявляется во всем педагогическом процессе. Осуществление индивидуального подхода, как одной из сторон коммуникативной деятельности человека, также определяет успех его работы. Учитель должен заметить и учесть особенности школьника, которые мешают или помогают ему, и соответственно реагировать на них. Так, медлительность ученика, связанная с его темпераментом, требует терпения и такта учителя. Надо помнить, что именно коммуникативные компоненты деятельности учителя в большинстве случаев являются причиной отклонений в результатах обучения. А.И. Щербаков, кроме изложенных компонентов, выделяет психологические функции педагогической деятельности. Это информационная функция (владение материалом и искусством его подачи); развивающая (управление развитием личности школьника в целом); ориентационная (направленность личности, ее мотивы, идеалы); мобилизационная (активизация умственной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности); исследовательская (творческий поиск в педагогическом процессе, умение провести эксперимент, обобщить опыт и постоянно совершенствовать свое мастерство).
Найдено научных статей по теме — 15
Структура педагогической деятельности
Новиков Александр Михайлович
В предыдущей статье данного цикла (журнал «Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. №4) была рассмотрена образовательная деятельность обучающегося.
Педагогическая деятельность, ее аспекты и структура
Андрусякова Ирина Петровна, Сирота Наталья Юрьевна, Карпова Ирина Николаевна, Маслова Ирина Владимировна, Мартынова Ирина Юрьевна
В данной статье рассматривается профессия учителя как специфический тип деятельности.
Рефлексивность в структуре педагогической деятельности
Карпова Елена Викторовна
В статье представлены и проинтерпретированы результаты эмпирического исследования взаимосвязи рефлексивности и результативных и процессуальных характеристик педагогической деятельности.
О психологической структуре педагогической деятельности
Вавилов Юрий Павлович
В статье автор рассматривает проблему анализа полной психологической структуры педагогической деятельности как одной из важнейших характеристик всей системы деятельности и предлагает свой вариант выделения структурных компонентов
Педагогический дискурс в структурах деятельностного подхода
Караваева И.А.
В статье предпринята попытка критического анализа деятельностного подхода в педагогике, основанного на методе деконструкции, показаны необходимые условия существования дискурса объективности в педагогическом процессе и этапы конст
Структура духовно-нравственного базиса педагогической деятельности
Варгина Е. А.
Обосновывается структура системы педагогической деятельности с духовно-нравственных позиций. Определяется духовно-нравственный базис педагогической деятельности с модульной структурой.
Раздел «Кинематика» в структуре совместной педагогической деятельности
Сазонова З. , Ткачева Т. , Демидова Н.
Проблемы повышения качества междисциплинарной подготовки студентов и профессионально-педагогической подготовки преподавателей являются взаимосвязанными.
О педагогическом творчестве в структуре деятельности учителя начальных классов
Сердюк Любовь Васильевна
Статья посвящена теоретическому анализу отдельных аспектов педагогического творчества учителя начальных классов.
Художественно-творческая деятельность: понятие, структура, педагогический потенциал
Калюжная Е.Г.
Художественно-творческая деятельность определяется как обладающий потенциалом для самоактуализации личности вид ее активности, направленный на создание и/или восприятие произведения искусства, продуктов художественного творчества
Ценностно-смысловая компонента в психологической структуре педагогической деятельности
Почтарева Елена Юрьевна
В статье обосновывается актуальность исследования ценностно-смысловой сферы педагога как интегративной, смыслообразующей характеристики педагогической деятельности.
Структура педагогической культуры преподавателя как условие его творческой деятельности
М. П. Стародубцев
Автор рассматривает проблему педагогической культуры как многогранную структуру формирования будущих педагогов.
Социальная значимость педагогической деятельности
Возникновение педагогической деятельности социально обусловлено. В ходе данного вида деятельности происходит развитие личности членов общества. Это означает, что педагогическая деятельность выполняет функцию созидания, т.е. построения общества, основанного на нравственных ориентирах и моральных принципах.
Педагогическая деятельность определяет облик общества, уровень его развития, уровень культуры, определяет производственный потенциал.
Педагогическая деятельность специфична тем, что она ориентирована на развитие социума и удовлетворение не только его текущих потребностей, но и будущих потребностей. Это достигается за счет воспитания потребности в непрерывном обучении и развитии, навыков адаптации к социальной среде и ее непрерывно меняющимся условиям функционирования.
Педагогическая деятельность воздействует на социальное развитие, но и сама подвержена его влиянию. От уровня социально-экономического развития общества, его условий, потребностей формируется определенная система образования, ориентированная на выполнение социального заказа.
Педагогическая деятельность выстраивается, ориентируясь на развитие личности учащегося и формирование основ его социального сознания. Общество не может само изменятся. Оно меняется под действием его членов, их активности. Поэтому, в ходе педагогической деятельности требуется ориентироваться на решение социальных задач, построение благоприятного социального пространства. А для этого, необходимо развивать подрастающее поколение.
Коммуникативный компонент педагогической деятельности
Определение 4
Коммуникативный компонент педагогической деятельности – это один из важнейших факторов успешной профессиональной деятельности педагога.
От коммуникативного компонента педагогической деятельности зависит, как именно сложатся его взаимоотношения с учащимися и в целом успешность всей его профессиональной деятельности.
Представление о том, как педагог будет относиться к учащимся, формируется у них намного раньше, чем педагог начинает с ними взаимодействовать. Первое представление дети получают, оценивая внешний вид педагога, его позу, манеру общения и т.п.
Для того, чтобы коммуникативная деятельность педагога была успешной, ему необходимо учитывать потребности каждого возрастного периода.
Например, учащиеся среднего звена требуют от педагога конкретного и точного объяснения учебного материала, сопровождающегося интересными и яркими примерами. Учащиеся старшего школьного возраста уже имеют сформировавшееся представление о том, каким должен быть процесс обучения
Им важно, чтобы педагог любил свой предмет, вкладывал в его преподавание «душу». Для детей младшего школьного возраста важна личность педагога, они наделяют его ореолом романтики, считают всезнающим и всё умеющим человеком
Однако, вне зависимости от возраста, учащиеся особенно чувствительны к тому, как педагог их слушает, сколько внимания и терпения уделяет отвечающему. Они любят и ценят внимательных, выдержанных учителей.
Таким образом, каждый из компонентов структуры педагогической деятельности связан с другими, и требует от учителя большего или меньшего внимания в зависимости от уровня подготовленности и мастерства.
Структура педагогической деятельности
Педагогическая деятельность является системным процессом т.е. она имеет цели и задачи, объекты, на которые направлена деятельность педагога, формы реализации деятельности, ее содержание, технологии и условия. При этом, в ее составе можно выделить отдельные компоненты, которые являются самостоятельными видами деятельности, реализуемой педагогами в образовательной системе. К ним относятся:
- Конструктивная деятельность. Она связана с планированием и организацией педагогического процесса, составлением плана работы учащихся и педагога, отбором содержания образовательного и воспитательного материала, формированием материально-технической базы, проектированием педагогического процесса.
- Организаторская деятельность. Она связана с выполнением разнообразных педагогических действий, направленных на построение образовательной среды, включение учащихся в деятельность, формирование коллективного взаимодействия, направленного на достижение целей и задач образования.
- Коммуникативная деятельность. Она связана с построением системы взаимодействия между всеми участниками образования: педагогами, учащимися, родителями, руководством образовательного заведения, заинтересованными сторонними лицами.
- Диагностическая деятельность. Данный вид деятельности ориентирован на выявление особенностей развития учащихся педагогом, их потребностей и потенциальных возможностей, которые используются для проектирования педагогического процесса.
- Аналитическая деятельность. Она предполагает оценку и мониторинг хода реализации образовательного процесса и его итогов. Анализ помогает внести поправки в проект педагогического процесса.
- Оценочная деятельность. Она связана с оценкой качества обучения, уровня развития учащихся, отслеживание динамики развития, выявление прогресса или регресса в его ходе. Оценивается уровень воспитанности, образованности учащегося и его соответствие прогнозным параметрам, его потенциальным возможностям.