Развитие личности как педагогическая проблема

3. Роль воспитания в формировании всесторонне развитой личности

Параметры развития — способности ребенка, ценности, к которым он приобщился с помощью взрослых, фонды развития, фонды «могу» и «хочу» (в точке их пересечения рождается гармония компетентности и активности).

Задача педагога — создать условия, способствующие развитию, и устранить препятствующие:

1. Страх, рождающий неуверенность в себе, комплекс неполноценности, следствием чего становится агрессия;

2. Несправедливые обвинения, унижения;

3. Нервное напряжение, стрессы;

4. Одиночество;

5. Тотальную неуспешность.

Задача воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перейдет в зону актуального развития, способствовать развитию организма, индивидуальности и личности ребенка. Ребенка мы не просто переставляем со ступеньки на ступеньку, ребенок занимает активную жизненную позицию. Воспитание играет решающую роль в развитии личности, оно оказывает влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работах над собой, то есть в саморазвитии.

Личность вовсе не является продуктом только внешних влияний. Свою биографию она во многом «пишет» сама, проявляя самостоятельность и субъективную активность. В известной мере каждый человек сам делает свою жизнь, сам определяет линию и стиль своего поведения. Он не является простой «калькой» внешних условий среды, а выступает как результат индивидуального взаимодействия со средой. К влияниям и воздействиям среды человек относится избирательно, принимая одно и отвергая другое. Более того, человек активно воздействует на среду, изменяет, преобразует ее, приспосабливая к своим нуждам и потребностям. Изменяя среду, он одновременно изменяется и сам, овладевая новыми навыками, знаниями и умениями. С помощью лопаты и экскаватора, например, человек выполняет одну и ту же работу. Однако землекоп не может просто бросить лопату и пересесть в кабину экскаватора. Он должен научиться пользоваться новой техникой, овладеть навыками обращения с нею. Иначе говоря, человек — не только объект воздействия извне, но и субъект, творец своей собственной жизни, своего развития.

8 стр., 3562 слов

Зрелость как этап и качество в психологическом развитии человека

… зрелости – вершина жизненного пути личности, особенно тогда, когда человек здоров, полон сил, бодрости, знаний, опыта. Человек достигает к этому времени вершин … 2. Понятие и сущность зрелости Зрелость приходится на период достижения человеком наивысшего развития его духовных, интеллектуальных и … были маленькими несмышлеными детьми, которым хотелось как можно быстрее вырасти. Мы находились под …

Развитие личности включает в себя развитие разных ее сторон. Это и физическое, и интеллектуальное, и политическое, и правовое, и нравственное, и экологическое, и эстетическое развитие. Причем, развитие разных сторон ее происходит с неодинаковой скоростью, неравномерно. Одни стороны ее в течение тех или иных исторических периодов могут развиваться быстрее, а другие медленнее. Так, физически современный человек мало чем отличается от того, который жил 50 тысяч лет назад, хотя физическое развитие организма человека в это время также происходило. Развитие же его интеллекта, разума за это время было поистине колоссальным: от примитивного первобытного состояния мышление сделало гигантский скачок вперед, достигнув высот современного уровня. Возможности разума человека в этом отношении безграничны. Как, впрочем, не имеет границ и развитие личности в целом.

Педагогический процесс следует рассматривать как основной фактор формирования личности, что ведет к разработке относительно новой парадигмы в образовании, обновления всех компонентов педагогического процесса. Такая парадигма получила в науке название личностно-ориентированного образования. Разработка такого взгляда требует как от ученых, так и от педагогов-практиков опоры на названные выше подходы: системный, личностный, деятельностный, технологический.

Анализ педагогического процесса в свете теории развития личности ведет к утверждению субъект-субъектных отношений между учителем и учеником, что характеризует современную педагогику как гуманистическую. Личностная ориентация педагогического процесса обязывает видеть воздействие образования не только на ученика, но и на учителя, личность которого также развивается в педагогической деятельности, что определяет ряд проблем в подготовке и профессиональном росте педагог.

Развитие личности

Также в зарубежной и отечественной педагогике существуют различия в понятии сущности развития личности. Развитие метафизиками рассматривается в качестве процесса количественного накопления, простое повторение, уменьшение (увеличение) изучаемого явления. А отечественная педагогика опирается на положения диалектического материализма, которым развитие рассматривается в качестве неотъемлемого свойства природы, мышления и общества, в качестве движения от низшего к высшему, рождения нового и преобразования или отмирания старого.

Развитие личности при таком подходе является единым биосоциальным процессом. В нем происходит и количественные изменения, и качественные преобразования. Обусловливается эта сложность противоречивостью процесса развития. Движущими силами развития личности, возникающими и преодолевающимися в процессе воспитания и обучения, являются противоречия, такие как:

  • между новыми потребностями, которые порождает деятельность и возможностями их удовлетворить;
  • между старыми видами деятельности, формами взаимоотношений и возросшими духовными и физическими возможностями ребенка;
  • между имеющимся уровнем развития личности и растущими требованиями со стороны взрослых и общества.

Эти противоречия являются характерными для всех возрастов, но в зависимости от возраста, когда проявляются, они приобретают специфику. Разрешить противоречия человек способен лишь формируя более высокий уровень деятельности. Как результат – ребенок вступает в более высокую фазу своего развития. Удовлетворяется потребность – снимается противоречие. Если потребность не удовлетворена, рождается новая, более высокая. Противоречие сменяется следующим противоречием и продолжается развитие. Общие противоречия в процессе воспитания и обучения конкретизируются и приобретают более яркие формы.

Процесс формирования личности

Социализация, как процесс формирования личности.

В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), по Д.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) подражания и копирования детьми поведения взрослых, 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Многие социологи утверждают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения.

Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется обретением личности интегрального социального статуса. В 20 веке в социологии запада утвердилось понимание социологии как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие распространенные черты личности, проявляющиеся в социологически — организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Основным органом первичной социализации Толкотт Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности.

Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельностью общества. Процесс социализации личности — это процесс превращения индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноправного члена общества. В процессе социализации человек формируется как творец материальных благ, активный субъект социального отношения. Сущность социализации можно понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и субъект социального воздействия.

Воспитание, как процесс формирования личности.

Проблема воспитания – одна из вечных социальных проблем, окончательное решение которой в принципе невозможно. Воспитание остается не только одной из самых массовых форм человеческой деятельности, но и продолжает нести основную нагрузку по формированию человеческой социальности, поскольку основная задача воспитания – изменения человека в направлении, определенном общественными потребностями. Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно – исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, её подготовку к общественной жизни и производительному труду.

Рассматривая воспитание как функцию общества, которая состоит в сознательном воздействии на индивида с целью подготовки выполнения им той или иной общественной роли путём передачи ему накопленного человечеством социального опыта, выработки определенных черт и качеств, можно определить специфичность предмета социологии воспитания. Социология воспитания – формирование личности как конкретного носителя социальности с определенными мировоззренческими, нравственными, эстетическими установками и жизненными устремлениями в результате воспитания как целенаправленной деятельности общества.

С одной стороны, воспитание личности направленно на приобщение человека к ценностям культуры, с другой стороны – воспитание состоит в индивидуализации, в обретении личностью собственного «Я»

При всей важности целенаправленной воспитательной деятельности решающее значение для формирования личности с сознательными чертами, принципами поведения, имеет все же само по себе влияние конкретных условий жизни

Влияние общества, экономики, морали и других факторов на личность человека

На формирование и становление личности оказывают влияние:

  1. Генетика, наследственные особенности. Каждый человек с рождения является носителем индивидуального набора генов, которые влияют на внешность, здоровье, темперамент, врожденные способности и некоторые другие компоненты индивидуальности.
  2. Индивидуальный опыт. Это совокупность всех событий, происходящих с человеком. Некоторые из них способны коренным образом поменять направление развития жизни, изменить процесс формирования личности, направив его по другому пути. Сталкиваясь с различными трудностями, человек закаляет волю и характер, пересматривает жизненные ценности и ориентиры, развивает способности, теряет старую мотивацию и находит новые стимулы для самосовершенствования.
  3. Влияние социума (или общества). На формирование свойств личности огромную роль оказывает его социальное окружение — родители, близкие, друзья, одноклассники, коллеги, соседи.
  4. Влияние культурной среды (морали). Каждый народ выработал собственную культуру с характерными для нее нравственными ценностями и нормами морали, которые зачастую связаны с религиозным воспитанием. Они прививаются детям с рождения и таким образом задают вектор развития личности.
  5. Влияние окружающей среды. Помимо культурных особенностей, разные страны отличаются менталитетом, на который оказывают влияние климат и другие условия окружающей среды. В южных странах люди более открытые, темпераментные, эмоциональные, стремительные. Северяне отличаются спокойствием, выдержанностью, невозмутимостью, неспешностью.
  6. Влияние экономики. Связано с противоречием между потребностями индивида и его возможностями. Чем больше у человека материальных возможностей, тем больше растут его потребности. Зачастую в гонке за высокими доходами и удовлетворением потребностей, он перестает развиваться духовно, деградирует. И наоборот — умение жить по средствам приносит индивиду удовлетворение, появляется возможность и желание уделять время саморазвитию.

Сочетание факторов дает удивительные результаты, что не раз подтверждалось на примере близнецов, выросших в разных культурных, социальных, природных условиях.

Личность в педагогической науке

Сторонники социологического направления полагают, что, несмотря на то, что человек рождается биологическим существом, в процессе жизни он под влиянием социальных групп, с которыми общается, проходит через социализацию. Они вывели своего рода закономерность – чем ниже уровень развития личности, тем резче и ярче у нее проявляются биологические черты, такие как инстинкты разрушения, обладания и половые.

Сторонники биосоциального направления полагают, что психическим процессам (мышление, восприятие, ощущение) присуща биологическая природа, а способности, интересы и направленность личности формируются в качестве социальных явлений. Такое деление личности не объясняет ни ее развития, ни ее поведения.

В отечественной педагогической науке личность рассматривается как одно целое, которому присуща невозможность отделить биологическое от социального. Когда в биологии личности происходят изменения, они сказываются и на особенностях ее деятельности, и на образе жизни. Решающая роль при этом отводится целям, интересам и мотивам – результатам социальной жизни, определяющим облик личности и придающим ей силы, необходимые для преодоления особенностей характера и физических недостатков.

Личность это не только продукт общественной жизни, но еще и живой организм. В поведении и формировании личности чрезвычайно сложны отношения между социальным и биологическим, которые неодинаково воздействуют на нее в разных ситуациях, этапах развития и видах общения

К примеру, если смелость человека основана на желании привлечь внимание к своей персоне (естественная потребность в признании), то она может дойти и до безрассудства. В другом случае, когда о смелости человека знает лишь он сам, она может побуждать смело встречать жизненные трудности

Кроме того, важным является видение степени выраженности качества. Так, если вежливость чрезмерная, она может восприниматься как подхалимство, непоседливость – свидетельствовать о быстроте переключения внимания и живости интереса, послушание – показывать безразличие и пассивное исполнение требований.

Л.С. Выготский определил личность как целостную психическую систему, выполняющую определенные функции. Она формируется для обслуживания этих функций, основными из которых являются – творчески освоить общественный опыт и включиться в систему общественных отношений. Стороны личности можно обнаружить лишь в деятельности и отношениях с другими. Формируется, проявляется и существует личность в общении и деятельности. Отсюда и самая важная ее характеристика – это социальный облик человека, связанный своими проявлениями с жизнью окружающих.

Методы развития личности

Интерактивные методы: эти методы акцентируют внимание на активной позиции личности в образовательном процессе. Они включают в себя такие приемы, как дискуссии, обсуждения, групповые проекты и игры

Интерактивные методы способствуют развитию коммуникативных навыков, критического мышления и творческого потенциала учащихся.

Проблемно-ориентированные методы: эти методы основаны на решении реальных и вымышленных проблем. Учащиеся активно исследуют, анализируют и ищут пути решения задач. Такие методы развивают аналитическое мышление, умение принимать решения, работать в команде и справляться с трудностями.

Индивидуальные методы: эти методы направлены на развитие уникальных способностей и интересов каждой личности. Они включают в себя индивидуальные занятия, консультации и проекты, которые подстраиваются под потребности каждого учащегося. Индивидуальные методы помогают развить самосознание, самодисциплину и самореализацию.

Компетентностный подход: данный подход подразумевает развитие ключевых компетенций учащихся, таких как коммуникация, творчество, критическое мышление, решение проблем и т.д. Он ориентирован на развитие универсальных умений и навыков, которые будут полезными в жизни каждой личности.

Проектная деятельность: метод проектной деятельности предполагает участие учащихся в реализации различных проектов. Ученики самостоятельно планируют и организуют свою работу, исследуют интересующую тему и представляют полученные результаты. Проектная деятельность способствует развитию инициативы, креативности и умения работать в команде.

Ролевые игры: данный метод позволяет учащимся вжиться в различные роли и ситуации. Он развивает эмпатию, социальные навыки и коммуникативные умения. Ролевые игры позволяют учащимся понять исторические события, литературные персонажи и социальные взаимодействия.

Каждый метод имеет свои преимущества и может быть эффективным для развития личности. Комбинирование различных методов позволяет достичь максимального результата и помочь каждому ученику раскрыть свой потенциал и стать самореализованным человеком.

Определение проблемы

Во-первых, проблема развития личности заключается в необходимости обеспечить гармоничное развитие всех сфер личности ребенка. Это включает развитие его интеллектуальных, эмоциональных, физических и социальных способностей. Таким образом, цель педагогики состоит в том, чтобы помочь ребенку стать самостоятельной, социально активной, творческой и счастливой личностью.

Во-вторых, проблема развития личности возникает из-за разнообразия индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Каждый ребенок уникален, со своими талантами, интересами и предпочтениями. Поэтому педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и создавать индивидуальный подход к его образованию и воспитанию.

В-третьих, проблема развития личности связана с постоянно меняющимся социальным контекстом. В современном мире дети сталкиваются с различными вызовами и требованиями, и им необходимо развивать навыки адаптации и саморегуляции. Педагог должен помочь ребенку развить такие важные качества, как самодисциплина, умение принимать решения и справляться с трудностями.

Таким образом, проблема развития личности является сложной и многогранной задачей для педагогики. Она требует не только знаний и навыков, но и эмпатии, терпения и творческого подхода к обучению и воспитанию каждого ребенка.

Понятие развития

Развитие личности является педагогической проблемой, поскольку педагогам необходимо создать условия для оптимального саморазвития каждого ученика. Они должны помогать развивать все аспекты личности, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика. Основная задача педагога – развить у ученика все его потенциалы и способности, а также помочь ему стать полноценным и успешным членом общества.

Процесс развития включает в себя образовательные, социальные, культурные и психологические аспекты. Основные факторы, влияющие на развитие личности, включают в себя образование, воспитание, социальное окружение и самостоятельные усилия личности. Развитие позволяет ученику узнать себя, свои интересы, таланты и цели в жизни, а также научиться адаптироваться к изменениям и преодолевать трудности.

Развитие личности является непрерывным процессом, который продолжается на протяжении всей жизни. Оно зависит от многих факторов, включая воспитание, образование, самообразование, личный опыт и взаимодействие с окружающей средой

При всем этом, особое внимание должно быть уделено развитию и формированию позитивных ценностей, этических норм и навыков, которые способствуют гармоничному развитию личности и созданию позитивного вклада в общество

Важность развития личности

Развитие личности помогает формировать уникальные индивидуальные черты каждого человека, такие как творческий потенциал, креативность, самоопределение и самоутверждение. Кроме того, развитие личности способствует формированию ценностей, мировоззрения и нравственных принципов, что является основой для дальнейшего развития как личности, так и общества в целом.

Развитие личности также положительно влияет на повышение мотивации к обучению и саморазвитию. Глубоко развитая личность имеет большие шансы на успешную социализацию, профессиональный рост и достижение личных целей. Поэтому, эта проблема не может быть недооценена или игнорирована в образовательной сфере.

Заключение

Таким образом, развитие личности — это процесс, подчиненный определенным, вполне объективным закономерностям. Закономерное не означает фатально обусловленное. За личностью остается выбор, ее активность нельзя игнорировать, и за каждым из нас остается право на поступок, право и ответственность за него

Важно выбрать верный путь и, не возлагая надежд на воспитание и обстоятельства, взять на себя принятие решений. Разумеется, каждый, задумываясь о себе, сам ставит перед собой общие задачи и представляет, каким он хотел бы себя видеть

В самом общем виде развитие личности есть становление особой формы целостности, включающего четыре формы субъектности: субъекта витального отношения к миру, субъекта предметного отношения, субъекта общения и субъекта самосознания.

23 стр., 11284 слов

Проблемы развития личности в современной педагогической антропологии

… будет посвящена значительная часть нашей работы. 1. История вопроса .1 Зарождение педагогической антропологии Антропологический подход к воспитанию и развитию личности имеет давнюю историю и прослеживается … его основополагающей способностью быть субъектом образования и воспитания. Именно поэтому отдельные выдающиеся мыслители уже давно признают педагогическую антропологию как отдельную науку (с …

Иначе говоря, становясь личностью, человек формирует и развивает свою собственную природу, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других, проявляя себя перед самим собой.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий