Сколько должен спать ребенок в 4-5 месяцев: нормы днем и ночью, плохой сон

Неврологические причины нарушения сна

Расстройства сна, связанные с нарушением работы центральной нервной системы, обусловлены следующими причинами:

  • малыш родился раньше срока;
  • во время беременности женщина перенесла тяжелые заболевания, принимала сильнодействующие лекарственные средства;
  • в результате осложненных родов ребенок родился с асфиксией, различными физическими нарушениями.

В таких ситуациях формирование нервной системы у каждого ребенка происходит по-разному. Ее поражение обязательно сопровождается поведенческими и психическими расстройствами, проблемами со сном. Для определения уровня поражения, характера заболеваний, исключения других причин – следует обратиться к детскому неврологу.

Почему малыш плохо спит

По мере роста ребенка начинаются проблемы с засыпанием, продолжительностью сна. Причины бессонницы детей до года кроются в том, что:

  • Ребенок перевозбудился. Много впечатлений, знакомство с новыми людьми приводит к возбуждению нервной системы. Если вовремя не заметили переутомление, то потом сложно уложить в кровать.
  • В 7-8 мес. могут случиться у ребенка проблемы с прорезыванием зубов, кишечными коликами. Боль, недомогание станут причиной беспокойства, бессонницы.
  • Условия для полноценного засыпания некомфортные: в комнате душно, жарко, отвлекают посторонние звуки и свет.
  • Грудничок капризничает в результате плохого настроения, недоброжелательной атмосферы вокруг него. Часто малыш боится оторваться от мамы. Она нужна ему постоянно рядом, поэтому он плохо спит.

Надо знать детские проблемы со сном, чтобы их заранее устранить. Доброжелательность окружающих, спокойная атмосфера в доме располагает к хорошему засыпанию.

Как научить малыша засыпать вовремя

Когда малышу исполняется 2 года, родители должны направить усилия на то, чтобы приучить ребенка правильно засыпать.

Искоренить «вредные» ритуалы отхождения ко сну

В 2 года дети должны засыпать без колыбельной, укачиваний, прочих «усыпляющих» механизмов. В противном случае, проснувшись среди ночи, ребенок не сможет самостоятельно уснуть. Специалисты рекомендуют укладывать малыша в кровать до засыпания, когда он сонный, расслабленный, спокойный. В таком состоянии ребенку не придется долго вертеться, вскоре он уснет.

Предоставить приемлемый выбор

В двухлетнем возрасте ребенок открывает понятие независимости. Не зная ее рамок, малыш всячески пытается их определить, а заодно утвердить контроль над окружающими. Избежать длительных вечерних противостояний со стороны ребенка можно, предоставляя крохе сделать самостоятельный выбор, какую сказку хочет услышать, в какой пижаме спать, какую игрушку взять в постель.

Предлагать нужно несколько альтернативных вариантов, чтобы ребенок с легкостью мог определиться. Вопросы должны быть четко сформулированы, построены так, чтобы малыш мог дать конкретный ответ.

Обезопасить сон

У детей 1,5–2 лет имеются свои особенности, собственные проблемы. Многие родители малышей этой возрастной категории сталкивались с тем, что их подросший ребенок, научившись уверенно ходить, не один раз падал из кроватки, подвергая себя огромной опасности. Новые умения ребенка не подразумевают того, что он уже готов перейти на большую кровать.

Это лишь повод принять меры, обезопасить его сон:

  • Понизить по возможности дно кроватки, поднять ее ограждения. В современных моделях предусмотрены разные уровни расположения дна, в зависимости от возраста. Но, это не сработает, когда кроха подрос и научился вылезать из нее.
  • Освободить кроватку от посторонних предметов. Это могут быть мягкие игрушки, дополнительные подушки, плохо привязанные бортики, все то, что может помочь малышу выбраться наружу.
  • В корне пресекать попытки самостоятельно выбираться из кроватки. Заметив, что ребенок самостоятельно покинул свою кроватку, не стоит восторгаться, сильно ругаться. Следует спокойно объяснить крохе, что так нельзя делать и положить его обратно.
  • Контролировать действия в кроватке. Стать так, чтобы ребенок не замечал присутствие посторонних, при любой попытке выбраться, нужно говорить, что этого делать нельзя. После нескольких повторений малыш станет послушнее.
  • Обезопасить пространство вокруг кроватки. Запреты родителей не действуют, ребенок систематически пытается выбраться из кроватки – следует сделать окружающие предметы более безопасными, надеть на острые углы защиту, убрать большие металлические игрушки, снять одно из ограждений кроватки. Даже если малыш выберется, вероятность того, что он поранится, снизится в несколько раз.

Сон малыша должен быть максимально безопасным

Если малыш спит отдельно

В случае раздельного сна обычно вопрос о переводе ребенка в свою кроватку не стоит, поскольку малыш и так спит в ней. Может возникнуть проблема ночных приходов к родителям в постель. Нередко малыш, научившись вылезать из кроватки, забирается к маме с папой под одеяло. Если дверь в спальню родителей закрыта, то взрослые могут утром обнаруживать ребенка, спящего на пороге.Как же облегчить малышу нахождение в его кроватке при раздельном сне с рождения?

  • Повесить ночник и соблюдать ритуалы укладывания, включающие в себя купание, сказку и разные другие приятные дела по выбору и предпочтению.
  • Не давать ребенку плакать в одиночестве в кроватке. Если ему трудно и страшно — лучше временно придвинуть кроватку к родительской постели и дать малышу необходимую поддержку, опору и защиту.

Режим дня. Нужен ли он? Какой режим дня оптимален для детей второго полугодия жизни?

Режим дня, конечно, нужен. Он задает правильный ритм функционирования систем организма. Но ритм каждого ребенка может отличаться от усреднено-книжного.

На втором полугодии жизни важно понимать следующее: во время бодрствования ребенок должен быть весел и активен, а если он начал капризничать, то нужно выяснить причину.

1.1. Наиболее частые причины капризов во втором полугодии жизни – это:

  • усталость (тогда нужно уложить спать и убаюкать),
  • голод (тогда нужно накормить),
  • потребность в общении (телесном контакте, разговоре, игре),
  • дискомфорт, связанный со здоровьем или с необходимостью смены подгузника (нужно устранить раздражающий фактор).

Зная приблизительный график ребенка – сколько ему требуется на сон, как быстро он может проголодаться – можно подобрать для него оптимальный индивидуальный режим дня.

Борьба за сон в детской кроватке

Существуют разные подходы к проблеме сна. 

Если смотреть в корень, мамы выбирают те теории, которые снимают с них напряжение и тревогу, помогают чувствовать себя достаточно хорошими родителями. Но при любом подходе 3 года — рубеж, после которого ребенок уже может спать в своей собственной кровати.

Как помочь ребенку привыкнуть к самостоятельному засыпанию:

  • Режим.Многие малыши не могут уснуть сами, поскольку в жизни городской семьи слишком много событий происходит именно вечером. Возвращается с работы папа, дома кипит активность: стирка, готовка, разговоры под работающий телевизор.Чтобы малыш смог без проблем уснуть, последние 1,5 часа перед отбоем должны быть очень спокойными и размеренными, подчиненными стабильному ежедневному распорядку. Например, прогулка, ужин, тихие игры, купание, укладывание, сказка на ночь. Стабильный режим дает ребенку ощущение безопасности и готовит его ко сну. Вечерние ритуалы помогают успокоиться после дня, наполненного впечатлениями, и составляют его мир — уютный, предсказуемый, теплый.
  • Свое место.Хорошо, если кроватка стоит в отдельной комнате либо изолирована занавеской или ширмой. Это нужно для того, чтобы у ребенка было свое отдельное пространство для сна: когда занавеска отдернута, малыш еще находится в общем мире с родителями и не спит. Когда она задернута — это четкий сигнал, что пришло время засыпать.
  • Помощники.Есть еще один очень важный участник ритуала засыпания: мишутка, зайка, кукла, слоник — одним словом, любимая игрушка. Значимость этого объекта трудно переоценить. У него очень серьезная работа: он вместо мамы защищает сон ребенка.Ребенок переносит чувство безопасности, которое дает ему мамино присутствие, на любимую игрушку. Именно поэтому специалисты по детскому развитию называют таких мишек, заек и поросят «транзиторными» (переходными) объектами. Малыш взаимодействует с ними как с живыми людьми, наделяя их свойствами последних, — так в глазах ребенка на них переходит часть маминой силы.Транзиторный объект имеет колоссальное благотворное значение в психической жизни ребенка. Правда, только при условии сохранения границ между его реальностью и воображаемым миром.По поводу некой одержимости ребенка его любимой игрушкой родителям можно не беспокоиться: зайка или мишка не будет спутником всего детства. Дети вырастают, игрушки убираются в коробку, отправляются в чулан, на дачу или раздаются другим детям, и ребенок (возможно, уже школьник) забывает об их существовании.Также не стоит переживать, если кроха укладывает с собой в кровать целый полк плюшевых зверей и стопку любимых книг. Это нормально и означает, что один мишка в страшном мире снов не справляется и малыш призывает ему на помощь целую армию верных друзей.
  • Ночник.Еще один необходимый предмет в детском уголке для сна — ночник, дающий мягкий приглушенный свет. Дети боятся темноты, и лучший способ справиться с этим страхом — ночная лампа. Кроме того, наличие ночника защитит вас от требования ребенка оставлять дверь в комнату открытой.Нередко с этого требования начинается целая серия условий для сна, связывающая родителей по рукам и ногам: держать дверь открытой, выключать телевизор в гостиной, ставить рядом с кроватью стакан воды и т. д. Ребенок откладывает момент отхода ко сну, проверяя, все ли условия соблюдаются.

Как бороться с отказом ребенка спать

Доктор Комаровский выделяет 3 способа борьбы с детским возражением «не хочу (не буду) спать»:

  • Увеличение физической активности на протяжении дня. Посещение спортивных секций, кружков, длительные прогулки на свежем воздухе, выполнение различной работы по дому.
  • Минимизация количества эмоциональных нагрузок в вечернее время. Крайне нежелательно преподносить долгожданные подарки незадолго до предполагаемого сна. Проверка дневника, расспросы об успеваемости и иные неприятные моменты перед сном приравниваются к «педагогическому преступлению».
  • Не создавать несуществующих проблем. Известно, что дети копируют взрослых, поэтому вместо строгих распоряжений лучше показать хороший пример, начав вместе с мужем подготовку ко сну. Наблюдая, как родители укладываются в постель, малыш интуитивно начнет подражать и тоже последует спать.

Что делать, если ребенок перепутал день и ночь?

Одна из наиболее частых жалоб родителей на первом году жизни малыша звучит так: «наш ребенок перепутал день и ночь». Ночью он бодрствует, а днем – спит.

Это не является проблемой для здоровья ребенка, но это большая проблема для родителей, особенно если им надо днем проявлять какую-то активность, например, ходить на работу, в магазин, поликлинику.

Единственный способ справиться с такой ситуацией – начать потихоньку сдвигать время укладывания ребенка спать. Причем, можно начать это делать как раньше, так и позже, но обязательно выбрать четкую тактику. Например, каждый раз начинать укладывать ребенка на 15 минут раньше. Потом на 30 мин раньше и т.д., пытаясь сдвинуть график в более удобную родителям сторону. Ведь измотанные недосыпом родители рано или поздно сами станут проблемой для ребенка.

Можно «сдвигать» и наоборот – укладывать на 15 минут позже, на 30 минут позже и т.д.

Важно выбрать постоянный вектор для изменений и следовать намеченному плану, «сдвигая» сон или «вперед» по времени, или «назад».

Какой распорядок должен быть у ребенка второго полугодия на время бодрствования?

Когда ребенок не спит, время бодрствования можно разделить на несколько больших промежутков.

9.1. Самостоятельное времяпровождение.

Если ребенок находится в хорошем настроении, то можно на какое-то время оставить его «наедине» с игрушками, манежем, кроваткой, комнатой. Пусть изучает мир в своем темпе, изучает то, что интересно ему и так, как интересно ему.

Оставить «наедине» не значит «бросить без присмотра». Всегда можно найти позицию, которая позволит и не вмешиваться в процесс, не попадать в поле зрения, и, в то же самое время, приглядывать за ребенком, страховать его и обеспечивать безопасность.

9.2. Общение.

Изучение этого мира и развитие ребенка требуют общения. Для начала – с родителями, братьями и сестрами. Возможно, с бабушками и дедушками. И, если есть, с домашними животными. Выделите время на это и полноценно общайтесь. Разговаривайте, прикасайтесь, дайте потрогать себя

Это действительно важно.

9.3. Развивающие игры и гимнастика.

В режиме дня нужно выделить небольшое время для активного физического и интеллектуального развития. Изучите методики, рекомендуемые для возраста вашего ребенка, и уделите этим занятиям немного времени. 5-15 мин несколько раз в день. Этого будет вполне достаточно.

9.4. Гигиенические процедуры.

Используйте для общения и развития гигиенические процедуры. Купание – прекрасный способ для изучения воды, плавающих и тонущих игрушек, мыльной пены, температуры, да и просто для веселья.

9.5. Прием пищи.

Как уже было сказано ранее, для кормления должно быть выделено четко определенное время. Максимально точное. Т.е. не промежуток «начинаем завтракать с 9 до 10», а «в 9», «в 12» и т.д

Это важно для нормальной и правильной работы желудочно-кишечного тракта.

По большому счету, в режиме дня ребенка нет ничего сложного. Правильный режим дня малыша требует лишь дисциплинированности родителей, внимательности к реакциям ребенка и верной интерпретации сигналов, которые транслирует ваш малыш.

Соколов Андрей Львович. Педиатр.

Сколько спит ребенок от 0 до 1 года

0 – 1 месяц. Новорожденный спит большую часть суток — в среднем 19 – 20 часов. Просыпается он только для того, чтобы поесть, день и ночь не различает, сутки строятся по формуле: бодрствование – еда – сон.
1 – 3 месяца. Формула «бодрствование – еда – сон» сохраняет свою актуальность. Ночной сон становится более продолжительным, однако ожидать, что двухмесячный ребенок проспит 10 часов, не стоит. Максимальный ночной интервал без еды — 5 – 6 часов (чаще всего не более 4).
3 – 6 месяцев. Активность ребенка в часы бодрствования заметно возрастает и отнимает довольно много сил. Восполнить их может сосание грудного молока, которое, в свою очередь, опять требует некоторых усилий.
6 – 12 месяцев. Количество периодов дневного сна сокращается: малыш спит в светлое время суток 2 – 3 раза, к 1 – 1,5 годам — 1 – 2. Приемы пищи не связаны со сном, в течение дня их пять

Важно соблюдать правило: ребенок ест, пока не сильно устал, в противном случае он может отказаться от приема пищи и, уснув, долго не проспать.

Норма сна лишь приблизительный ориентир. Если у малыша отличное настроение, он бодр, позитивно настроен, предприимчив и с легкостью берется за любое начинание — отклонение на час в любую сторону вполне допустимо и нормально.

Но помните: по данным одного исследования, посвященного природе сна, даже один час регулярного недосыпания снижает эффективность функционирования мозга, внимательность, приводит к нарастанию усталости к вечеру. Излишний сон также не идет на пользу — приводит к вялости, неприветливости, заторможенности. Знание этого призвано напоминать родителям, чтобы они тщательно следили за объемом и качеством сна ребенка.

Для сохранения нервной системы мамы и малыша придерживайтесь следующих рекомендаций:

1. Вне тихого часа занимайте малыша не только игрушками, но и занятиями по возрасту: например кубиками и конструктором, рамками-вкладышами и пазлами, лепкой и рисованием. Устраивайте активные игры, физические занятия, ходите гулять. Детям иногда не хватает активности чтобы устать и уснуть.
2. Во время предполагаемого отдыха соблюдайте привычные малышу правила укладывания: снижение активности, кормление, ритуал.
3. Не ругайтесь и не кричите на ребенка. Он делает это не специально.
4. Поддерживайте режим «тихого часа»: если малыш не хочет спать, полежите вместе – это тоже вариант отдыха. Подойдут также чтение, тихие игры, аудиосказки

Важно хотя бы на время замедлите активность в течение дня.

Пример из жизни 

Наш малыш стал периодически отказываться от дневного сна два месяца назад. Сначала я нервничала и пыталась уложить его всеми способами: пела колыбельную за колыбельной, гладила по часу, даже пыталась качать. Все было бесполезно – сын вроде и хотел спать, но не засыпал. Зато ближе к вечеру мог уснуть, сидя где угодно. Тогда я стала делать так: мы обедали, делали ритуал, задвигали шторы, а дальше просто лежали вместе и отдыхали. Затем могли почитать, иногда сын все-таки засыпал, а иногда нет. 

Следующим этапом я стала приучать Мирона к тому, чтобы во время сончаса он лежал в кроватке сам, выходить не разрешаю. Когда лежать совсем не хотел- включала аудиосказки на минимальную громкость, а сама прикрывала дверь и выходила из комнаты. Иногда Мирон стал засыпать слушая сказки или просто лежать, отдыхая.

Теперь сын спит днем 2-3 раза в неделю, в остальные дни укладываю пораньше. Наш педиатр объяснила мне, что если ночью ребенок спит хорошо, а вечером ложиться рано без слез, то отсутствие дневного сна это проблема. В итоге сын стал отдыхать днем таким образом, а я перестала нервничать по этому поводу“.

Мария Ермакова, 32 года. Сын Мирон 2 года 6 месяцев. 

5. Полезно менять обстановку гулять и ходить в гости. Сидение в четырех стенах утомляет не только маму, но и малыша: ребенок скучает, не получает впечатлений и не устает.
6. Во время бодрствования малыша делайте все домашние дела вместе: готовьте, стирайте, убирайтесь. Пусть кроха возится рядом с тряпочкой, кухонными ложками, пылесосом. Лет до 7 им это нравится – пользуйтесь этим и прививайте навыки ведения домашнего хозяйства, в подростковом возрасте будет проще.
7. Если Вам необходимо несколько часов в день для работы или личных дел– договоритесь с близкими чтобы они забирали малыша на это время. Если такой возможности нет, пригласите няню поиграть и занять малыша на 2-3 часа.
А еще можно несколько раз в неделю отводить ребенка в группу неполного дня в детском саду: там детей не кормят и не укладывают спать, а просто играют и занимаются несколько часов. Туда берут деток от 1,5 до 3х лет. Малыш будет общаться и развиваться, а Вы спокойно сделаете свои дела.
8. Если ребенок не поспал днем, уложите его вечером спать пораньше. Не бойтесь сделать это в семь вечера или раньше, если это потребуется ребенку.
Раннее укладывание поможет малышу доспать свою норму и не накопить вредный для здоровья недосып. Так ребенок и мама будут оставаться в хорошем расположении духа весь день. То есть даже если малыш не поспит днем – это не станет для него стрессом, а для мамы трагедией.

Выводы:

  1. Дети отказываются от дневного сна около трех лет. Если малышу около трех лет, он хорошо себя чувствует без дневного отдыха, а вечером спокойно засыпает, возможно спать днем ему уже не нужно.
  2. Для того чтобы уложить ребенка на дневной сон без слез, вычислите правильное время для отдыха и создайте условия: проветрите комнату, подготовьте удобную одежду. Обязательно покормите малыша и сделайте ритуал перед сном. Это создаст крохе «сонные условия»
  3. Поддерживайте режим «тихого часа»: даже если малыш не уснул в предполагаемое время, замедлите активность на этот период: полежите вместе, почитайте или поиграйте в тихие игры, включите аудиосказки. Это тоже вариант отдыха.
  4.  Ребенок спит не когда требуется маме, а когда он устал. Ежедневно предлагайте малышу игры по возрасту, физическую активность и прогулки. Иногда ходите в гости и меняйте обстановку. Так вы дадите возможность выхода детской энергии.
  5. Если Вам необходим дневной сон ребенка как возможность поработать или заняться своими делами, договоритесь о сидении с малышом на несколько часов в день с близкими или пригласите няню. Есть также вариант посещать группу неполного дня в детском саду. Два-три часа ребенок будет занят играми и занятиями, а Вы спокойно сделаете свои дела.
  6. Если малыш не поспал днем, уложите его пораньше – так он доспит свою норму и будет пребывать в хорошем расположении духа.

(
оценок; рейтинг статьи )

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий