Режим дня в детском саду: распорядок, расписание занятий, питания и сна

Расписание занятий в детском саду

Ни одно образовательное учреждение еще не обошлось без развивающих занятий. Они не только развивают мозг ребенка, но и являются подготовительным этапом дошкольника. 

В перечень регулярных занятий должны входить:

  • рисование;

  • занятия музыкой;

  • физические нагрузки;

  • развитие и постановка правильной речи;

  • математика;

  • занятия по развитию моторики.

Обычно умственная и физическая деятельность проводится в первой половине дня. Во избежание переутомления чада, физкультуру и развивающие мозг занятия нужно чередовать. При этом нельзя забывать о перерывах. 

Пауза между занятиями должна быть не менее 10 минут.

Длительность умственной работы зависит от возраста малыша:

  • младшей группе (3 – 4 года) положено заниматься максимум 10 минут;

  • средней группе (4 – 5 лет) следует проводить занятия по 15 минут;

  • старшей группе (5 – 6 лет) положено заниматься по 20 минут;

  • подготовительной группе (6 – 7 лет) нужно проводить занятия по полчаса.

В детском саду очень важна организация учебного процесса, поэтому образовательная программа составлена по ФГОС – федеральным государственным образовательным стандартам.

Режим ребёнка, не посещающего детский сад

Если ребёнок пока сидит дома и не посещает общеобразовательное дошкольное учреждение, то его режим может быть примерно таким:

Временные интервалыДействия
С 7:30 до 8.00Пробуждение, переодевание, гигиенические процедуры (умывание с чисткой зубов)
С 8.00 до 8:15Утренняя гимнастика
С 8:15 до 8:30Завтрак
С 8:30 до 9.00Подготовка к прогулке
С 9.00 до 10:30Утренняя прогулка
С 10:30 до 12.00Досуг дома: игры, занятия, творчество
С 12.00 до 12:30Обед
С 12:30 до 13.00Подготовка к дневному отдыху
С 13.00 до 15.00Сон
С 15.00 до 16.00Пробуждение, переодевание, спокойные игры, общение с членами семьи, подготовка к полднику
С 16.00 до 16:30Полдник
С 16:30 до 18.00Прогулка
С 18.00 до 18:30Игры, занятия
С 18:30 до 19.00Ужин
С 19.00 до 20.00Спокойные развлечения в домашней обстановке, общение в кругу семьи
С 20.00 до 20:30-20:40Подготовка ко сну: лёгкий перекус по желанию (стакан кефира или молока), гигиенические процедуры (купание с чисткой зубов), одевание пижамы
С 20:30-20:40 до 21:00Настраивание на сон: чтение сказки или пение колыбельной, спокойные разговоры, поглаживание по голове
С 21.00 до 6.00-7.00Ночной полноценный сон

Представленный выше распорядок дня приблизителен. Составлять и организовывать режим нужно с учётом индивидуальных потребностей и особенностей каждого конкретного ребёнка. Так, если кроха просыпается позже или раньше, то пробуждение и, соответственно, укладывание на ночной сон могут сдвигаться. И всё же следует придерживаться рекомендованных интервалов между действиями, чтобы периоды бодрствования и отдыха не были слишком короткими или, напротив, продолжительными.

Прогулка и ее организация

Прогулки в подготовительной группе имеют продолжительность 4 часа в холодное время года и 5 часов в летний период. Дети гуляют 2 раза в день: перед обедом, до 12.30, и после того как пройдет тихий час, с 17.30 и до ухода домой. Режим дня в подготовительной группе по ФГОС и образовательные программы рекомендуют проводить время на свежем воздухе при температуре до -15 и скорости ветра до 15 м/с, если эти данные превышены, то дети остаются в группе.

Во время прогулок воспитатель не перестает заниматься образовательной деятельностью и делит время, проведенное на свежем воздухе, на такие части:

  • Наблюдения за окружающим.
  • Игры подвижного плана.
  • Труд на групповом участке.
  • Работа с детьми на развитие физических способностей.

Также прогулки в подготовительной группе подразумевают самостоятельную игровую деятельность и двигательную активность, в ходе таких моментов дети выбирают самостоятельные виды игры.

Примерный график

Представленный ниже вариант режима дня можно и нужно корректировать под своего ребенка. Главное – оставить 4 приема пищи с перерывом в 3-4 часа, 1 дневной сон, 1 час образовательных занятий, 3-4 часа игр на свежем воздухе.

Итак, пример распорядка дня для ребенка 4-5 лет:

  • 7:30 – пробуждение, гигиенические процедуры;
  • 7:45 – зарядка;
  • 8:15 – завтрак;
  • 9:00 – развивающие, обучающие игры;
  • 9:45 – прогулка на свежем воздухе;
  • 11:30 – свободное время;
  • 12:00 – обед;
  • 12:45 – дневной сон;
  • 14:45 – просмотр мультфильма, чтение книг или помощь по дому;
  • 15:30 – полдник;
  • 16:00 – вечерняя прогулка;
  • 18:30 – свободное время;
  • 19:00 – ужин;
  • 19:30 – обучающие занятия, игры, общение с семьей;
  • 20:30 – водные процедуры, чтение книги;
  • 21:30 – ночной сон.

Соблюдение определенного распорядка в течение дня не просто прихоть, а необходимость для любого человека. Повтор одинаковых действий в одно и то же время делает работу организма слаженной, повышает работоспособность, обеспечивает эмоциональную стабильность. Родители должны помочь ребенку выработать правильные привычки. Тогда малыш будет всегда радостным и полным сил. Его развитие будет происходить согласно нормам. Режим дня – это еще и профилактика болезней пищеварительной, дыхательной систем и многих других. Не стоит умалять его значение. Лучше уже сейчас начать организовывать распорядок 4-летки, чтобы через 2-4 недели лично убедиться в результате.

Режим дня для ребенка, не посещающего детский сад

Есть несколько рекомендаций, при соблюдении которых дом мог бы стать альтернативой ДОУ. Тогда ребёнок может не посещать детсад, но его развитие в домашних условиях будет соответствовать установленным там нормам:

Дома тоже должен быть распорядок

  • Подъём не позднее 9.00.
  • Лучшее время для умственных занятий — с 10.00 до 12.00.
  • Одно занятие длится от 15 минут до получаса, определяющий фактор длительности – возраст ребёнка.
  • Не менее 3-4 часов прогулок, даже в холодное время года.
  • Точное соблюдение времени приёма пищи. Питание щадящее, интервалы – 3,5-4 часа.
  • Вечер – не учебный период.

Следование этим рекомендациям позволит родителям обеспечить эффективный режим дня ребёнка и одновременно должный уход.

Жизнь ребёнка в ДОУ регулируется государством, которое при формировании норм СанПиН ставит задачу, создаёт шаблон, следование которому обеспечит наиболее эффективное развитие ребёнка дошкольного возраста, и оно успешно справляется с этой задачей, своевременно адаптируя законодательство.

https://youtube.com/watch?v=opbHsGk7w0M

Тихий час в детском саду

Обеденный перерыв на сон в детском саду обязателен. Средняя продолжительность сна ребенка составляет приблизительно 12 – 13 часов, из которых 2 – 3 часа предназначаются для дневного отдыха. 

Чем младше ребенок, тем больше времени ему нужно выделять на дневной сон: детям до трех лет спать следует не меньше трех часов.

Некоторые родители боятся или попросту не хотят отдавать кроху в детский сад и думают, что смогут обеспечить ребенку нормальное развитие самостоятельно. Но это далеко от истины. Жизнь по графику детского сада приучит дитя к дисциплине, организованности, а соблюдение режима питания и сна укрепит хрупкий детский организм. 

Кроме того, садик подготовит чадо к походу в первый класс, и обучение в школе не будет для него стрессом. И это не говоря уже о том, что ребенку нужно социализироваться и переживать приятные и смешные моменты от общения с одногодками.

Занятия

В 4 года рекомендуется начинать готовить ребенка к школе. При этом задача родителей не в штудировании материала. Все, что нужно,–  вызвать заинтересованность, подготовить пальчики к письму, повысить усидчивость и концентрацию внимания.

Игры и занятия для малышей в 4 года:

  • ознакомление с чтением, счетом и письмом при помощи иллюстрированных книг, планшетов, плакатов, кубиков, других игрушек;
  • тренировка мелкой моторики: рисование, разукрашивание, черчение по точкам, лепка, вырезание простых фигур из бумаги;
  • подвижные игры: с мячом, «море волнуется раз», «классики», «прятки», катание на горке, занятия на невысоких турниках;
  • приобщение к домашнему труду: поливание цветов, вытирание пыли, уборка игрушек, посильная помощь в готовке (посолить, натереть, помешать);
  • развитие талантов ребенка: посещение секций, самостоятельные занятия танцами, пением, футболом и т. д.

Нюансы процесса

Каждый вид деятельности (игры, еда, прогулки, обучение) должен проводиться с соблюдением некоторых нюансов. С их помощью можно сделать ребёнка более энергичным и жизнерадостным.

Правила питания

Для того чтобы ребёнок рос здоровым и получал все необходимые витамины, ему нужно обеспечить правильное и сбалансированное питание. Оптимальным вариантом станет равномерное распределение пищи на весь период бодрствования. Врачи рекомендуют соблюдать такую периодичность:

  1. Дети до 3 лет. В этом возрасте достаточно обеспечить четырёхразовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин).
  2. От 3 до 5 лет. Малышам, относящимся к этой возрастной категории, рекомендуется также принимать пищу 4 раза в сутки. При этом в перерывах между трапезами разрешаются лёгкие перекусы (фрукты, мороженое, конфеты, десерты).
  3. От 5 лет до поступления в школу. Детям в этом возрасте следует обеспечить пятиразовое питание, так как им нужно больше энергии для обучения и подготовки к школе.

Не менее важно правильно подбирать продукты для ежедневного рациона. Из общего списка следует исключить все вредные ингредиенты, которые могут негативно повлиять на работу пищеварительной системы. Основные моменты, которые следует учитывать при выборе продуктов:

Основные моменты, которые следует учитывать при выборе продуктов:

Повседневный рацион обязательно должен включать в себя следующие ингредиенты: сливочное масло, молоко, тушёное или приготовленное на пару мясо, каши (рисовую, гречневую, овсяную), картофель, хлеб, а также свежие овощи и фрукты.
Примерно 2 или 3 раза в неделю нужно баловать своего ребёнка тушёными рыбными блюдами, творогом, твёрдым сыром и яйцами.
Меню дошкольника должно постоянно меняться

При этом важно, чтобы употребляемые продукты повторялись как можно реже.
Мясо необходимо комбинировать с крупами или овощами.
Перед приёмом пищи рекомендуется давать ребёнку небольшую порцию салата. С помощью этого блюда будет стимулироваться выделение желудочного сока, которое положительно повлияет на аппетит.
Сладкие и сочные фрукты лучше всего есть вечером.

Организация сна

Для того чтобы малыш полноценно отдохнул, необходимо обеспечить ему соответствующие условия. Оптимальная продолжительность сна зависит от возраста и индивидуальных особенностей организма. Детям младше 5 лет рекомендуется отдыхать не менее 12 часов в день (9 часов ночью и 3 — днём). Более старшим мальчикам и девочкам следует спать на 1 час меньше.

Чтобы ребёнок быстро заснул, рекомендуется за 1—2 часа до отдыха избегать занятий, которые возбуждают нервную систему. К ним относятся:

  • шумные игры;
  • сидение за компьютером;
  • просмотр телевизора.

Очень часто дошкольники отказываются от дневного сна. Заменить его можно какими-либо малоактивными действиями (чтением, пассивными играми, лежанием на кровати). Недостаток сна приводит к ухудшению настроения, здоровья и способности обучаться.

Прогулка и физическая активность

Для укрепления здоровья необходимо включать регулярные прогулки на свежем воздухе и подвижные игры в режим дня дошкольника. Врачи рекомендуют гулять регулярно, кроме дождливых и очень холодных дней.

Ежедневные прогулки помогут улучшить:

  • скорость обмена веществ;
  • работу сердечно-сосудистой системы;
  • устойчивость к различным заболеваниям;
  • состояние органов дыхания.

Полезным будет для малыша сочетание свежего воздуха и физической активности. Допускается выполнение любых действий, которые помогут укрепить здоровье и иммунитет. Лучше всего заниматься:

  • беговой разминкой;
  • спортивными играми (футболом, баскетболом, бадминтоном);
  • упражнениями, направленными на укрепление мышечной системы (подтягиваниями на турнике, отжиманиями);
  • развлекательными играми.

Питание дошкольников

В пятилетнем возрасте вполне достаточно четырехразового питания. В качестве перекусов между основными приемами пищи должны быть фрукты, а не конфеты или мороженое с разнообразными десертами. Отличный вариант – яблоки, груши, в летний период – черешня, вишня, малина и другие ягоды. Ключевые моменты:

  • в ежедневный рацион в обязательном порядке должны входить следующие продукты: молоко, сливочное масло (не более 30 г), мясо – его лучше не жарить, а тушить или готовить паровые котлеты, крупы – гречневая, рисовая, кукурузная и, разумеется, овсяная, картофель – лучше всего дети воспринимают пюре на молоке и со сливочным маслом, овощи и фрукты, хлеб;
  • 2–3 раза в неделю давайте малышу рыбу (без косточек) – постарайтесь ее предлагать в тушеном виде, это намного полезнее, чем жареные блюда, яйца, творог – из него лучше всего готовить запеканку, ее малыши едят с большим удовольствием, и твердый сыр;
  • меню ребенка должно быть разнообразным, позаботьтесь о том, чтобы блюда повторялись как можно реже;
  • лучший компаньон мяса – овощи, крупы лучше усваиваются, если их подавать с молоком;
  • салаты желательно подавать в качестве закуски перед едой, так как они стимулируют выделение желудочного сока и способствуют появлению аппетита;
  • сладкие фрукты стоит предлагать вечером.

Частая ошибка родителей, детки которых посещают дошкольные образовательные учреждения, – попытка «откормить» ребенка за время выходных. Обычно это приводит к расстройству пищеварительной системы и отсутствию аппетита в последующие дни.

Речь пятилетних детей

Многие привычки формируются еще до поступления в школу. В частности, умение правильно излагать свои мысли. Следите за своей речью. Да, вы не ослышались, ведь в большинстве случаев малыши склонны повторять фразы, звучащие из уст родителей. Конечно, к ним добавляются выражения, услышанные на улице. Если заметите, что ребенок позаимствовал косноязычные выражения, обязательно объясните ему, почему их использовать нельзя.

Дошкольники склонны фантазировать. К сожалению, выдуманные ими истории часто встречают реакцию непонимания у взрослых. Заявления о том, что это «бред», «чушь», «такого быть не может», могут сильно обидеть ребенка. Он продолжит и дальше мечтать, но уже никогда не поделится с вами своими мыслями. Дорожите доверием ребенка!

СанПин для садика.

Иными словами, документ включает санитарно-эпидемиологические правила, которым должны соответствовать:

  • условия размещения ДОУ;
  • имеющееся оборудование;
  • помещения в садике;
  • освещение как искусственное, так и естественное;
  • инженерные коммуникации;
  • питание детей;
  • режим прогулок;
  • санитарная обработка помещений и территории ДОУ;
  • личная гигиена персонала и прочих работников детсада.

Кроме того, установлены стандарты по
температуре, питьевой режим и режим дня, которые будут рассмотрены далее.

К слову, одна часть норм, перечисленных в СанПин обязательна для исполнения, а другие лишь рекомендуется соблюдать.

То есть в некоторых случаях администрация детских садов может предусмотреть свои правила, отличающиеся от изложенных в СанПин.

Учим учиться

Здесь родителей поджидает самая большая сложность. Дети привыкли и любят играть. А вот обучение для них является чем-то непонятным в принципе, а потому – скучным и ненужным. В коллективе ровесников дети занимаются вместе, что является дополнительным стимулом. К тому же, опытные педагоги умеют находить подход к детям и заинтересовывать их предстоящей работой. А вот как объяснить ребенку дома, какой смысл в обучении?

Большинство из нас начнет пугать малыша тем, что «неучи, когда вырастают, работают дворниками или грузчиками». Ребенку такая перспектива кажется весьма далекой и туманной. И кроме того, что он обесценит для себя труд грузчика или дворника, толку от таких внушений не будет.

Вариант второй, и тоже не лучший, – подкуп: прочитаешь – получишь игрушку, сладости или поиграешь за компьютером. Такой подход лишь породит между дошкольником и взрослыми товарно-денежные отношения. Малыш не будет заинтересован в результате своего труда

Ему будет важно побыстрее закончить то, что мешает ему развлекаться, и получить желаемое вознаграждение

Как же помочь ребенку принять необходимость занятий?

  • Цените все достижения своего чада: и уже имеющиеся, и предстоящие. Учите его, чтобы научить, а не чтобы удовлетворить свои нереализованные амбиции.
  • Не впихивайте в него максимум знаний – всего не знает никто. Учитывайте прежде всего то, что интересно самому малышу, сопоставляя с требованиями по готовности к школе.
  • Не сравнивайте собственного ребенка с чужими, более успешными – это занизит самооценку малыша и отобьет желание учиться. Сравнивайте с тем, как прогрессирует он сам.
  • Нельзя покупать старания дошкольника какими-то благами, как и заставлять учиться в качестве наказания за провинность.
  • Нельзя наказывать за допущенные ошибки или неумение. Родители – помощники, наставники и советчики.
  • Всегда хвалите свое чадо за любые успехи, поддерживайте, выказывайте свою гордость его успехами и веру в его силы.
  • Сложные задания исключать нельзя. Они максимально полезны для развития малыша. Просто показывайте ему, что вы всегда готовы помочь.
  • Придерживайтесь установленного времени занятий, соблюдайте возрастные нормы по их количеству в день и продолжительности.
  • Разнообразьте уроки веселыми физкульт-перерывами, чтобы малыш не засиживался и не утомлялся.

Режим дня дошкольника направлен, прежде всего, на его развитие и подготовку к обучению

Поэтому так важно составить его правильно и непреклонно придерживаться. Ребенку эта привычка будет помогать всю жизнь

Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным.

Физическая активность

Физическое развитие двухлетки – важная составляющая режима. Малыш активно двигается, но его координация ещё не совсем идеальна

И это важно учитывать, практикуя игры или какие-либо упражнения. Для развития ловкости, координации и выносливости можно предлагать ребёнку такие игры и упражнения:

  • ходьба на месте или по прямой линии;
  • прыжки на месте;
  • приседания, наклоны в разные стороны, назад и вперёд;
  • игры с мячом;
  • упражнение «велосипед» в лежачем положении;
  • танцы под ритмичную музыку;
  • перемещение «гуськом» (на корточках);
  • подъём предметов с пола;
  • висение на гимнастических кольцах.

Гимнастику следует непременно устраивать утром. Также физическая активность дома желательна, если прогулки на свежем воздухе по каким-то причинам пока невозможны.

Прогулки и тихий час

Эти важные составляющие распорядка дня в детском саду также составляются с учетом возраста.

Дети из старшей группы и группы подготовительной отправляются на тихий час в 13.00, сон у них длится в среднем 1,5 часа. Также у них сокращается время подготовки к прогулке — дети в этом возрасте уже могут самостоятельно и быстро переодеться к играм на свежем воздухе.

Однако, вне зависимости от возраста, тихий час в детских садах заканчивается в 15.00. После полдника в младших группах проводится общеобразовательное занятие, воспитанники из средних и старших групп заняты играми или самостоятельной деятельностью.

Во время второй прогулки детей постепенно забирают родители. Зимой ввиду того, что темнеет довольно-таки рано, время второй прогулки сокращается, и детей забирают непосредственно из детского сада. Также прогулка может сократиться из-за погодных условий: например, мороз или сильный ветер.

Один день в детском саду, примерный план

Большинство дошкольных учреждений работает по двенадцать часов (с 7.00 до 19.00). Распорядок дня в садике составлен соответственно: начиная с семи утра – прием детей, заканчивая их уходом домой в семь часов вечера.

  1. Утро. В утренние часы воспитатель принимает детей, проводит с ними зарядку и организованную образовательную деятельность (занятия). Также дети утром завтракают, а в свободное время они могут поиграть или пообщаться с другими ребятами.
  1. День. Дневное расписание детского сада включает в себя прогулку, обед и дневной сон.
  1. Вечер. Вечерним считается время после сна и до ухода детей домой. В эти часы у ребят появляется больше времени для самостоятельной игрой деятельности, а педагог может выкроить несколько минут для индивидуальной работы с тем или иным ребенком.

Режим ребенка зависит от родителей:

Живите по времени, не отступайте от режима без крайней необходимости. Ребенок может перевозбудиться и пропустит утренний или послеобеденный сон. Хорошо настроиться на сон помогает постоянный ритуал: переодевание в пижаму, высаживание на горшок, любимая игрушка на подушке, колыбельная песня, или сказка. Когда ребенок проснулся, постарайтесь, чтобы он не валялся и не играл в постели. Иногда, особенно в выходные, родители спят дольше обычного и график ребенка из-за этого ломается. Это неправильно

Надо принять важное правило: вся семья живет по графику, а не только малыш. В таком случае включается в работу принудительная синхронизация – биоритмы ребенка подстраиваются под график жизни взрослых членов семьи

И в самом деле, жить в одном биоритме и означает быть семьей

Разумеется, маме нет необходимости спать днем по два раза, но питаться можно в одном время с малышом

И в самом деле, жить в одном биоритме и означает быть семьей. Разумеется, маме нет необходимости спать днем по два раза, но питаться можно в одном время с малышом.

Когда малыш вырастает до полутора лет, его режим дня меняется. Дневной сон становится одноразовым. Это непростой период и организм ребенка должен перестроиться. Но эти трудности временные, ребенок сам выберет способ, при помощи которого ему будет легче засыпать, родители должны только внимательно наблюдать за ним.

Стоит обратить внимание на то, чтобы обстановка вокруг была привычной, укладывать ребенка надо приблизительно в одно и то же время, не стоит отходить от обычного ритуала подготовки ко сну. Наберитесь терпения, так как до трех лет малышу требуется час для того, чтобы заснуть

После года питание ребенка уже сформировано и выработались определенные привычки

Оно четырехразовое – полноценный завтрак, обед, полдник, ужин. Часы приема пищи строго  фиксированные. Это помогает воспитать в детях пунктуальность. Кроме того, прием пищи по часам благотворно влияет на пищеварение и служит профилактикой заболеваний пищевого тракта, например, гастрита или дискинезии желчных протоков. Кстати, эти заболевания нередко встречаются даже у дошкольников

После года питание ребенка уже сформировано и выработались определенные привычки. Оно четырехразовое – полноценный завтрак, обед, полдник, ужин. Часы приема пищи строго  фиксированные. Это помогает воспитать в детях пунктуальность. Кроме того, прием пищи по часам благотворно влияет на пищеварение и служит профилактикой заболеваний пищевого тракта, например, гастрита или дискинезии желчных протоков. Кстати, эти заболевания нередко встречаются даже у дошкольников.

Родителям стоит внимательно следить, чтобы в перерывах между едой ребенок не «перебил» аппетит сладостями, или сухариками. А вот фрукты, соки, ягоды должны быть в зоне постоянного доступа, чтобы малыш сам мог съесть, например, яблоко, когда захочет. Еще одним важным моментом является высадка на горшок. Обычно эта процедура происходит до сна и после сна, после еды. Не стоит тянуть с приучением к горшку, особенно, если родители планируют водить ребенка в детский сад.

Даже кроха может делать зарядку. После сна надо сделать с ребенком несколько простых движений. Движения ручками вверх-вниз (машем крылышками), прыжки, наклоны за игрушкой, которые ребенок выполнит сразу после сна, помогут ему окончательно проснуться и вернуться к обычному жизненному ритму. Зарядка длится обычно до двух минут и должна быть игрой.

Каждый день игры на свежем воздухе

В играх, обычно, проходит время до 10 или 10:30, когда пришло время перекусить. Самым распространенным перекусом являются фрукты, которые в некоторых детских садах дают сразу после завтрака, а детки могут сами их поесть, когда они хотят.

Это время для еды должно также быть гибкими, так что воспитатель должен аккуратно пригласить малыша, который в этот момент полностью погружен в свою деятельность, например строительство замка, и нельзя внезапно его прерывать. Ребенку надо сказать, что фрукты поданы и когда он закончит, то может их поесть.

После закуски время в распорядке для ежедневной прогулки на воздухе.

Дети идут во двор и свободно играют на разных устройствах или педагоги организуют общие игры, такие как эстафета. Время начала прогулки и продолжительности пребывания на открытом воздухе может быть адаптирована к времени года и погодных условий, а в некоторых детских садах все летние мероприятия начиная от завтрака проводятся во дворе, где детки проводят все утро.

Развитие и воспитание

В два года ребёнок умеет многое: произносить от 50-и до 300 слов, пытаться говорить короткими предложениями, выполнять просьбы, выражать эмоции, играть без участия взрослых, проситься на горшок (не всегда), самостоятельно употреблять пищу, одеваться или пытаться делать это, повторять движения и действия взрослых, показывать и отстаивать свои желания, активно интересоваться окружающим миром и общаться со сверстниками, спускаться и подниматься по лестницам, рисовать «каракули» и линии, танцевать и примитивно петь (повторять ритм), пробовать разбирать и собирать предметы, вытирать руки и пробовать чистить зубы, активно участвовать в разных играх, выполнять последовательные сложные действия.

Воспитание включает активное вовлечение ребёнка в привычные повседневные процессы: одевание, гигиенические процедуры, подготовку к приёмам пищи, уборку и так далее. Также родители должны устанавливать границы и рамки дозволенного, останавливая ребёнка в случае неверных или запретных действий

Очень важно общение, в том числе обсуждение всего происходящего

Особенности режима в детском садике

Естественно, у детей не получается сразу перестроиться на непривычный режим, которого придерживаются в детском саду, поэтому родителям рекомендуется еще до поступления в выбранное учреждение приучить кроху дома соблюдать соответствующий график. Ознакомиться с ним можно на сайте будущего ДОУ или в его воспитательной программе.

Стандартный график всех ДОУ рассчитывается на 12 часов, которые ребенок проводит в дошкольном заведении. Иногда заведующей могут вноситься определенные небольшие корректировки расписания в соответствии с географическим положением и климатом. Однако основные положения, касающиеся временных границ сна, занятий и бодрствования остаются такими, какими они указаны в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.1.2660 – 10.

Ниже перечислены главные нюансы расписания в детских садиках:

Учет возрастных особенностей детей для их гармоничного развития. Активная деятельность малышей в возрасте от 3 до 7 лет не должна превышать по длительности 5,5-6 часов, до 3-х лет – согласно медицинским предписаниям.

Период активности в садике соответствует возрастным нормам детишек

  • Допустимая образовательная нагрузка в неделю для дошкольников, включающая также дополнительные занятия: для младших групп, которые посещают дети до 4 лет, – объем составляет максимум 11 занятий, в средних группах с малышами до 5 лет – 12, в старших группах с пятилетками – 15, а в подготовительных группах с детьми до 7 лет – 17 занятий.
  • Время года. Для теплого и холодного сезонов существуют два отдельных режима. Основное различие между ними заключается в том, что когда на улице тепло воспитатели встречают малышей на свежем воздухе, а не в помещении, и большая часть бодрствования и физической активности тоже проходит на улице.

Режим дня в детском саду

Внутренний распорядок дня фиксируется в уставе ДОУ, то есть регламентирован уже с момента образования детского сада как юридического лица.

Кто устанавливает

Определение и разработка требований санитарно-эпидемиологических служб осуществляется СанПиН, и этот ФГОС распространяется на государственные и на частные детские сады. Исключение — домашние детские сады, которые может организовать любой родитель в жилом комплексе или многоэтажном доме. Хотя ДОУ и близко не режимный объект, за соблюдением этих норм государство следит весьма строго.

Распорядок должен быть везде

Обратите внимание. Большинство требований являются обязательными, но не все — отдельные положения могут варьироваться в зависимости от местности

Нормативы СанПиН для ДОУ

Нормативы зафиксированы в специальном документе, где также обозначены некоторые общие положения:

  • Четырехразовое питание.
  • Прогулка дважды в день. Общее время – от 3 до 4 часов.
  • Дневной сон – от 2 до 2,5 часов. Всё это время воспитатель обязан присутствовать в спальне. Эмоциональные и подвижные игры перед сном проводить не рекомендуется.
  • Самостоятельная деятельность детей с 3 до 7 лет занимает как минимум 3-4 часа в день. Это и самостоятельные игры, и подготовка к образовательной деятельности, и личная гигиена.
  • Все помещения без исключений ежедневно проветриваются каждые 1,5 часа не менее 10 минут в отсутствие детей. Максимальное отклонение температуры – 2-4 °С.
  • Постельное бельё меняется еженедельно или чаще.

В ДОУ распорядок устанавливает СанПиН

Дополнительная информация. До 2019 года проветривание помещения, даже если в нём находился всего один воспитанник, было категорически запрещено, но после новых правок норм СанПиН было санкционировано проветривание в жаркую безветренную погоду.

Ясельная группа

Во всех без исключения детских садах пребывание ребёнка и его деятельность в стенах ДОУ строго регламентировано. Различия в режиме дня для разных групп логично, поскольку двухлетний ребёнок и тот, у которого заканчивается дошкольный период, имеют разные потребности. В целом рекомендуемый режим ребёнка в 3 года в круглосуточных детских садах выглядит приблизительно следующим образом:

Проветривание обязательно

  • 7:00-7:30 – подъём;
  • 8:00 – завтрак;
  • 8:30-11:30 – прогулка, игры;
  • 12:00-12:30 – обед;
  • 12:30-15:30 – дневной сон;
  • 16:00 – полдник;
  • 16:30-19:30 – прогулка, игры;
  • 19:00-19:30 – ужин;
  • 20:30-7:00 – ночной сон.

Важно. В этом возрасте промежутки между сном и бодрствованием должны составлять приблизительно 4-5 часов, так как ещё не укрепившаяся нервная система ребенка нуждается в отдыхе

Младшая группа

Необходимо указать, что младшая группа неоднородна, она делится на 1-ю младшую и 2-ю группы, режим которых несколько отличается. Но это уже не ясли, на подготовку к прогулке для воспитания навыков самообслуживания выделяется 20 минут.

Вторая младшая отличается от первой тем, что малыши на 20 минут меньше спят, их прогулки длятся дольше на 15 минут (вторая прогулка) или на час (первая прогулка), а времени на обед чуть меньше.

Средняя группа

Режим в садике для средней группы практически идентичен расписанию 2 младшей группы. Единственное изменение – появление кружков.

Старшая группа

В старшей группе отличий становится значительно больше:

  • первая прогулка на 10 минут дольше;
  • второй завтрак на 5 минут быстрее;
  • «тихий час» короче ещё на 30 минут;
  • на кружки и НОД отводится на 5 минут больше времени;
  • время первой прогулки увеличивается на 10 минут;
  • вторая прогулка короче на 15 минут;
  • на 15 минут растёт время подготовки к ужину и собственно ужина.

Подготовительная группа

У подготовительной группы обед и подготовка к нему занимают полчаса, и больше их расписание ничем не отличается от старшей группы, им необходимо обучаться точно так же.

Примерный режим дня на теплый период в ДОУ

Вид занятийВозраст детей
3-4 года4-5 лет5-6 лет6-7 лет
Утренний прием, гимнастика7.30 – 8.107.30 – 8.107.30 – 8.207.30 – 8.30
Завтрак8.10 – 8.508.10 – 8.508.20 – 8.508.30 – 8.50
Прогулки, игры8.50 – 10.158.50 – 10.208.50 – 10.508.50 – 11.00
Учеба или свободные занятия10.15 – 12.0010.20 – 12.1010.50 – 12.1011.00 – 12.10
Обед12.00 – 12.3012.10 – 12.5012.10 – 13.0012.10 – 13.00
Дневной сон12.30 – 15.0012.50 – 15.0013.00 – 15.0013.00 – 15.00
Закаливание15.00 – 15.3015.00 – 15.3015.00 – 15.3015.00 – 15.30
Полдник15.30 – 16.0015.30 – 16.0015.30 – 16.0015.30 – 16.00
Игры, свободные занятия16.00 – 17.0016.00 – 17.0016.00 – 17.0016.00 – 17.00
Прогулка, уход домой17.00 – 19.0017.00 – 19.0017.00 – 19.0017.00 – 19.00

В холодные сезоны режим дня группы в детском саду может сокращать прогулки и предусматривать больше времени на игры и учебу.

Развитие речи и коммуникабельности в яслях

Коллективные занятия в яслях направлены на развитие коммуникабельности

Общение со сверстниками учит ребенка понимать направленную к нему речь, а также составлять соответствующие предложения в качестве обращений и ответов на вопросы. Во время развивающих занятий малыш будет слушать звуки и музыку, танцевать, повторять и имитировать разные движения, хлопать в ладоши, приседать и кружиться. Чтение сказок поможет научиться внимательности и умению слушать, а также разовьют у детей грамотность. Все серьезные занятия обязательно чередуются с активными играми и упражнениями, чтобы малыши не уставали.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий