Школа и воспитание и в античном мире. Зарубежная педагогика

Воспитание и педагогическая мысль в античном мире

Определение 1

Античное образование – это система образования в Древней Греции и Древнем Риме.

Исторически сложилось, что понятие античности относится к истории и культуре древней Греции. Так как античность является преемницей древнейших культур Египта и Двуречья, она стала основанием развития всей европейской цивилизации.

Истоки античной культуры уходят в III-II тысячелетие до н.э., и обнаруживаются в крито-микенской культуре, сыгравшей роль связующего звена между греко-римской и древнейшей цивилизаций. На острове Крит и некоторых других островах Эгейского моря в это время сформировалась самобытная культура, которая славилась искусством, знаниями в сфере эзотерики.

Традиция письма, которая зародилась на острове Крит, была принята европейской цивилизацией и прошла путь от пиктографии до настоящего слогового письма. Письмом владели только вельможи и знатные жрецы, а также состоятельные граждане, которые могли учиться в специальных школах, которые создавались при храмах и дворцах. Отдельные правила письма, заложенные еще на острове Крит, например, написание строк слева на право, сверху вниз, выделение заглавной буквы и пр., распространились по всему миру и сохранились до наших дней.

И в Спарте, и в Афинах образование почитали в качестве необходимого и неотъемлемого свойства достойного гражданина полиса. Если о человеке хотели сказать что-то дурное, то говорили, что он не умеет ни читать, ни плавать. Лишиться права и возможности превратиться в образованного человека рассматривалась в качестве одной из больших зол.

Воспитание в Афинах

Иначе было организовано воспитание в Афинах. К середине I тысячелетия до нашей эры Афины превратились в центр ремесел и торговли, стали прекрасным городом с великолепными памятниками архитектуры и скульптуры, театральными представлениями и спортивными состязаниями, публичными выступлениями поэтов и философов, а также с гимнастическими залами и обширной системой школ. Афинское воспитание динамично развивалось в социально неоднородном обществе, было ориентировано на интересы разных слоев населения.

Цель афинского воспитания – развивать всестороннюю личность как физически, нравственно, умственно, так и эстетически. По сути речь идет о разностороннем формировании личности, в первую очередь с развитым интеллектом и телесной культурой.

Все свободные афиняне до 7-ми летнего возраста воспитывались дома и получали семейное воспитание. Когда мальчики из состоятельных семей свободных граждан достигали возраста 7-ми лет, они приступали к обучению в частных и общественных учебных заведениях.

Девочки же продолжали получать семейное воспитание, обучаясь ведению домашнего хозяйства. Афинские традиции предусматривали для девушек исключительно домашнее воспитание. В семье афинские девушки получали элементарные навыки письма и чтения, а также основы музыкальной подготовки.

Начальное образование 7-14 лет мальчики получали в школах грамматиста и кифариста. Занятия в школах проводили учителя-дидаскалы. В школу дети ходили в сопровождении одного из рабов, которых называли педагогами, а дословно поводырями.

  • В школе грамматиста мальчиков учили читать, писать и считать.
  • В школе кифариста дети получали литературное и эстетическое воспитание. Основными предметами выступали музыка, пение, декламация. Альфа и омега обучения – процесс изучения поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Школы грамматиста и кифариста называли мусическими школами. Обычно школьники одновременно посещали оба типа школ.

Следующий этап в обучении детей в древних Афинах наступал в 14 лет, когда мальчики переходили на обучение в гимнастическую школу – палестру, или школу борьбы. Далее, с 18 лет изучали философию, политику, литературу, риторику и диалектику.

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Фукидид назвал Афины «Школой Эллады». Основоположники марксизма-ленинизма высоко ценили греческую философию и греческое искусство. Сравнивая метафизику и греческую философию, Энгельс в «Диалектике природы» констатирует: «Если метафизика права по отношению к грекам в подробностях, то в целом греки правы по отношению к метафизике. Это одна из причин, заставляющих нас все снова и снова возвращаться в философии, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная
одаренность и деятельность которого обеспечили ему в истории развития человечества место, на какое не может претендовать ни один другой народ. Другой же причиной является то, что в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений. Поэтому и теоретическое естествознание, если оно хочет проследить историю возникновения и развития своих теперешних общих положений, вынуждено возвращаться к грекам»1.

Список использованной литературы

1. Графский В.Г. История политических и правовых учений: Учеб. – М.:
ТК Велби, Изд-во Проспект. 2005. – 600 с.

2. Джуринский А.Н. История
зарубежной педагогики: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 1998. – 346 с.

3. История педагогики: Учеб. пособие
в 2 частях / Под ред. А.И. Пескунова. – М.: НОРМА-М, 1998. – 1 часть – 678 с.

4. История педагогики: Учеб. пособие
в 2 частях / Под ред. А.И. Пескунова. – М.: НОРМА-М, 1998. – 2 часть – 690 с.

5. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений
России: Хрестоматия. – М.: Юристъ. 2003. – 876 с.

6. История политических и правовых учений. Зарубежная
политико-правовая мысль: Хрестоматия. В двух частях. Ч 1. / Состав. В.В. Ячевский.
– Воронеж: Изд-во Воронежского университета. 2000. – 1000 с.

7. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного
правосознания. – Серия “Мир культуры, истории и философии”. – СПБ.: Изд-во
“Лань”, Санкт-Петербургский университет МВД России. 2000. – 352 с.

8. Орлова А.П. История педагогики: Учеб.
пособие для студентов высших учебных заведений по педагогическим специальностям.
– Мн.: ИВЦ Минфина, 2008. – 380 с.

9. Педагогика народов мира: История
и современность / Под ред. Р. Селлек; авторы международного проекта К. Салимова,
Н. Доде. – М.: НОРМА-М, 2000. – 456 с.

10. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество: Серия: Мыслители XX в. Пер. с анг. / Сост. и пер. Т.В. Васильевой. – М.: Юристъ.
1992. – 256 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие ко второму изданию 3

Предисловие автора к первому изданию 8

Эллада

Спартанская воспитательная система 15

Воспитательная система 16

Задачи воспитания (16). Семейное воспитание (до 7 лет) (16). Организация государственного воспитания (16).

Вопросы воспитания угнетенных классов в Спарте 29

Периэки (29). Илоты (30).

Просветительная практика Афин в V—IV веках 32

Организация воспитания и обучения в полноправной состоятельной афинской семье 37

Положение женщин в общественной жизни и семье (37). Организация дошкольного воспитания (39). Семейное воспитание девушек (44).

Общая характеристика афинской школьной образовательной системы 46

Мусическая школа 51

Общая характеристика (51). Обучение грамоте (53). Изучение литературы (54). Изучение музыки (60). Вопросы изучения математики (63). Итоги работы мусической школы (66). Данные
по истории мусической школы (72). Учитель в мусической школе (72). Вопросы внешнего устройства (76). Сроки обучения (76).

Гимнастическая школа 77

Общая характеристика (77). Организация занятий (83). Учитель в гимнастической школе (91). Вопросы внешнего устройства (91). Выводы (93).

Гимнасий 93

Общая характеристика (93). Академия. Ликей. Киносарг (95). Гимнасиальные литургии и гимнасиархи (96).

Эфебия 97

Эфебия как государственная военная организация (97). Порядок зачисления в эфебию (98). Первый год эфебии (102). Второй год эфебии (103).

Воспитание в Древнем Риме

Римская система образования и формирования личности имела
отчетливо выраженный гражданский характер.

Целью римской системы воспитания было подготовить активного
члена общества, способного жертвовать собой ради своего рода и государства,
быть храбрым воином, презирающим рабов и все иноземное, политиком, расчетливым
землевладельцем.

Возникшие в Древнем Риме в период ранней республики (V в. до н. э) первые начальные школы обслуживали некоторую
часть небогатого и незнатного свободнорожденного населения. Богатые и знатные
предпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома.

Следующей ступенью были грамматические школы, где обучались
мальчики 11-12 лет из богатых и знатных семей. В этих школах повышенного типа
изучались латинская грамматика, римская литература и греческий язык, риторика.

Развитие грамматических школ было вызвано необходимостью
обучения ораторскому искусству тех, кто стремился занять выборные руководящие
должности в Римской республике.

В последние столетия республиканского Рима большое значение
приобрели риторские школы, своего рода высшие учебные заведения той эпохи.

Эти школы давали подросткам и юношам в возрасте от 13-14 до
16-19 лет более глубокие по сравнению с грамматическими школами
общегуманитарное образование, основанное на изучении произведений выдающихся
философов, историков, правоведов, ораторов, поэтов.

Грамматические и риторические школы были частными. Вследствие
высокой платы за обучение школы были доступны лишь привилегированным слоям
населения.

Для детей римской знати создавались своеобразные
воспитательные центры – коллегии юношества. В Древнем Риме сложилась традиция
на завершающем этапе образования устраивать для молодых риторов своеобразные
образовательные поездки в эллинистические центры культуры и просвещения –
Афины, Александрию.

В Римской империи в первые века нашей эры установился
устойчивый школьный канон, включавший и содержание образования, и порядок его
усвоения, и методы обучения.

В содержание образования вошли девять основных дисциплин: грамматика,
риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и
архитектура. В V в. н.э. из школьного курса были
постепенно исключены медицина и архитектура, тем самым как бы оформились “семь
свободных искусств”, ставшие сердцевиной образования в эпоху Средневековья.

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

Август (император) — 310, 319, 350, 352, 371, 372, 382, 383, 386, 387, 393, 398, 401, 407, 414, 440

Августин Аврелий — 63, 64, 480, 481

Авзоний Децим Магн — 479, 480, 489, 491, 497

Авзоний Юлий — 479

Авл Геллий — 279, 333, 348, 355, 390

Аврелия (мать Юлия Цезаря) — 371

Автолик — 115

Агесилай (царь Спартанский) — 174

Агрикола — 401

Адриан (император) — 398, 399, 400, 405, 406, 486

Александр Македонский — 253, 272, 273, 274, 277, 320, 394, 447

Александр Север (император) — 408, 484, 486

Алкивиад — 41, 56, 159, 161, 173, 203, 204, 439

Алкидамант — 148

Аллеш Г. — 115

Альберти Л. Б. — 105

Аминта (царь Македонский) — 253

Амфиклес — 305

Анакреонт (Анакреон) — 384, 413

Анаксагор — 123, 135, 143, 150, 153, 170, 214, 330

Анаксимандр — 120, 121

Анаксимен — 120

Антиох (ритор) — 494

Антиох Аскалонский — 403

Антисфен (из Афин, основатель кинической школы) — 177, 190

Антоний — 358

Антонин Пий (император) — 375, 376, 381, 398, 399, 488

Апеллес — 105

Аполлинарий Старший — 497

Аполлоний Пергамский — 323, 324

Апулей — 380, 381, 409, 411

Аристарх Александрийский — 321

Аристид — 200

Аристипп (основатель киренской школы) — 174, 178, 468

Аристогитон — 393

Аристоксен — 123, 127, 131, 133

Аристон Аргосский — 69

Аристотель — 9, 15, 16, 26, 27, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 37, 47, 51, 61, 62, 86, 98, 99, 103, 106, 123, 124, 139, 146, 147, 149, 150, 162, 179, 185, 186, 206, 211, 212, 213, 221, 230, 250, 251, 252, 253, 254, 255, 256, 257, 258, 259, 260, 261, 262, 263, 264, 265, 266, 267, 268, 269, 270, 271, 272, 278, 279, 285, 286, 293, 295, 347, 348, 360, 362, 365, 403, 438, 442, 445, 447, 453, 463, 465, 467

Аристофан — 9, 36, 37, 41, 42, 43, 52, 66, 75, 76, 97, 101, 103, 111, 146, 153, 171, 283

Архелай — 150

Архидам (царь Спартанский) — 25

Архилох — 73, 413

Архимед — 323

Архит — 67, 133

Атеней — 376

Атия (мать Августа) — 371

Аттал I (царь Пергамский) — 316

Аттал II (царь Пергамский) — 295, 341

Аттал III (царь Пергамский) — 317, 318

Афер Д. — 435

Афиней — 29, 30

Африканус Ю. — 435

Барт см. Barth P.

Воспитание в Спарте

Воспитанием спартиатов преследовалась основная цель – подготовить крепкого воина. Идеал спартанского воспитания – физически развитый и сильный духом молодой человек, разбирающийся в военном деле. Государством жестко регламентировалась и контролировалась система воспитания детей. Сильных и здоровых младенцев передавали на воспитание в семью до семилетнего возраста. Определенная роль в процессе воспитания детей первых лет жизни была отведена физически здоровым и опытным кормилицам.

После того, как ребенок достиг возраста 7 лет, обязанности по его воспитанию принимало на себя государство. С 7 до 15 лет дети организованно поступали в агеллы, а руководил ими известный властям человек – пайдоном. На этом этапе дети приобретали минимальные навыки письма и чтения, а все остальное время отводилось на их физическую подготовку (бег, борьбу, прыжки, метание копья и дисков, рукопашный бой), а также закаливание.

Воспитанников приучали стойко переносить голод, холод, жажду, выносить боль, быть покорными и немногословными. Любой намек на красноречие пресекали. Дети всегда должны были ходить босиком, спать на тонких соломенных подстилках, во все времена года подростки ходили только в легком плаще в качестве верхней одежды. Кормление детей было скудным, их приучали воровать, но если подросток попадался на воровстве, его строго наказывали ударами плетьми, причем не за сам факт воровства, а за то, что он был пойман, то есть потерпел неудачу.

Юношей, достигших возраста 14 лет, посвящали в эйрены – члены общины. С этих пор воспитанники приобретали некоторые гражданские права. В процессе посвящения подросток подвергался различным болезненным испытаниям, например, унизительной публичной порке, которую нужно было выдержать без слез и стонов.

В программу обучения юношей в возрасте 15-20 лет добавляли еще музыку, пение военных песен и религиозные танцы, которым был характерен в основном боевой, воинственный характер. Методы воспитания становились еще суровее. Нравственно-политическое воспитание молодых людей было возложено на представителей старшего поколения, отважных и опытных воинов, которые беседуя с юношами, рассказывали им легенды о героических событиях прошедших лет.

К возрасту 18-20 лет эйренов переводили в группу эфебов, они получали полное военное вооружение и следующие десять лет занимались совершенствованием своего военного мастерства и постепенно вливались в военную общину как ее полноправные члены.

Воспитание девочек и девушек в Спарте почти не имело отличий от воспитания юношей

Минимальное внимание в их обучении уделяли общеобразовательной подготовке и более пристально занимались физическим воспитанием и военными упражнениями. Задачами спартанских женщин являлось несение охраны жилища и держание в повиновении рабов во время отсутствия мужа во время военных действий и подавления восстаний среди рабов

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Коммунистическое общество является наследником всей ранее достигнутой человечеством культуры. Опыт прошлых веков — удачи и разочарования, правильные и ложные теории — в свете марксистского научного анализа перестает быть случайным порождением каприза «мирового духа». Перед ученым стоит задача — выяснить закономерность возникновения и исчезновения того или иного явления, определить его классовую природу, его прогрессивную или реакционную роль в развитии человеческого общества, установить, что
является исторически преходящим и должно быть отброшено и что выражает общую закономерность и должно быть взято на вооружение строителями коммунизма.

Педагогическая мысль Древнего Рима

Педагогическая мысль Древнего Рима нашла отражение в
сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.

Марк Туллий Цицерон (106-43 г. г. до н. э) был
оратором, политическим деятелем, философом, педагогом. Свои педагогические идеи
изложил в целом ряде трактатов: “Оратор”, “Об обязанностях”,
“О природе Добра и Зла”.

Идеалом воспитания для Цицерона является совершенный оратор,
художник слова, общественный деятель. Цицерон считал, что единственным путем
достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное
образование и самообразование. Книги Цицерона широко использовались в школах
эпохи Средневековья и Возрождения.

Луций Аней Сенека (ок.4 г. до н.э. – 65 г. н. э),
философ и оратор эпохи императорского Рима, провозгласил главной задачей
воспитания моральной совершенствование человека.

Основным методом воспитания считал самодвижение к
божественному идеалу, а основным средством – назидательные беседы-проповеди с
наглядными примерами из жизни и истории. Сенека был сторонником
энциклопедического образования, не считал “семь свободных искусств” основными
школьными дисциплинами .

Вопросы воспитания были рассмотрены им в таких
произведениях, как “Письма на моральные темы”, “Нравственные
письма к Луцилию”.

Марк Фабий Квинтилиан (ок.35-96 г. г), известный
римский педагог-практик, переработал заимствованные из Греции педагогические
идеи, дополнил их обширными дидактическими указаниями в своем сочинении “О
воспитании оратора”. Квинтилиан открыл в Риме свою риторскую школу,
которая пользовалась широкой известностью и вскоре приобрела статус
государственного учебного заведения.

В школе основательность широкого общего образования
сочеталась с глубоким изучением ораторского искусства времени античного
классицизма.

Квинтилиан использовал идеи и принципы гуманистической,
ненасильственной педагогики. Квинтилиан полагал, что от природы дети обладают
всеми физическими и духовными данными, чтобы успешно овладевать знаниями и
получать необходимое образование.

Но для этого педагог должен внимательно изучать и учитывать
индивидуальные особенности каждого из своих воспитанников, четко ориентируясь
на возрастную специфику развития.

Квинтилиан теоретически обосновал и применил в своей
практике три метода обучения и воспитания, которые он считал наиболее
действенными: подражание, наставление и упражнение.

По убеждению Квинтилиана, общественное (школьное) образование
имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним).

Педагогическая мысль Древней Греции

В Древней Греции педагогика зарождалась как особая отрасль
философии, занимавшаяся проблемами воспитания. Утверждалась мысль: “Кто не
философ, да не войдет в педагогику” .

Древнегреческая система воспитания получила теоретическое
обоснование в трудах великих философов – Демокрита, Сократа, Платона,
Аристотеля.

Демокрит (ок.460-370 г. г. до н. э) дал развернутую
теорию познания, различая чувственное и рассудочное знание, считая чувственный
опыт началом познания. Демокрит одним из первых сформулировал мысль о
необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, которую он
определил термином “микрокосм”.

Демокрит высказал такие педагогические идеи, как
необходимость семейного воспитания, где главное учить следовать примеру
родителей; важность в ходе обучения и воспитания упражнений, ибо “хорошими
люди становятся больше от упражнения, чем от природы”; высокое значение
приучения ребенка к труду, а при нерадивости и принуждения к нему, поскольку
“учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда” . Сократ (ок.470-399 г

г. до н. э) посвятил жизнь
философскому творчеству и педагогической деятельности. В своей педагогической
практике довел до совершенства такой способ нахождения истины, как диалог с
учениками

Сократ (ок.470-399 г. г. до н. э) посвятил жизнь
философскому творчеству и педагогической деятельности. В своей педагогической
практике довел до совершенства такой способ нахождения истины, как диалог с
учениками.

Сократ впервые стал сознательно использовать индуктивные
доказательства и давать общие определения, работать над понятиями. На начальном
этапе обучения Сократ системой вопросов побуждал учеников самих находить истину.
Посредством умело поставленных вопросов Сократ подводил ученика к признанию тех
положений, которые являются истинными.

При этом собеседнику-ученику казалось, что он сам,
самостоятельно пришел к этим новым для него мыслям, а не учитель навел его на
них. Для Сократа живое общение, устное слово, совместный поиск были лучшими
путями образования человека. Педагогическими принципами Сократа были: отказ от
принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным средством .

Главная задача педагогики, считал Платон, передать потомкам
принципы добродетели, и этим самым укрепить разумную часть души.

Аристотель (384-322 г. г. до н. э) отразил вопросы
воспитания в таких сочинениях, как “Политик” и “Этика”. Педагогические
воззрения философа связаны с его учением о душе, ее трех видах: растительной,
животной, разумной.

Этим трем видам души соответствуют три стороны воспитания: физическое,
нравственное, умственное, которые неразрывны. Цель воспитания – развитие высших
сторон души: разумной и животной (волевой).

Одним из первых Аристотель высказал мысль о природосообразности
воспитания и сделал попытку возрастной периодизации – до 7 лет, от 7 лет до
половой зрелости, от 14 лет до 21 года.

Главная цель воспитания по Аристотелю – нравственное
развитие личности, воспитание таких качеств, как умение повелевать рабами,
чувство собственного достоинства и чести, храбрость, мужество. Основной путь
формирования моральных черт личности – это воспитание привычки к той или иной
деятельности .

Воспитание и школа в античном мире. Зарубежная педагогика

В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Греческое слово «пейдагогос» можно перевести как «детоводитель».

Потребность передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла вместе с человеком. Воспитание как целенаправленный процесс берет свое начало с периода разделения труда. Целью и содержанием воспитания в условиях первобытнообщинного строя было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени при безусловном подчинении им интересов отдельной личности, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени на основе ознакомления со сложившимися в них преданиями и верованиями. Видное место в первобытнообщинном воспитании занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых.

Впервые зачатки образования появились в странах Древнего Востока. Наибольшее распространение в этих странах получили три типа школ:

1) жреческие школы создавались при храмах;

2) дворцовые школы готовили писцов-чиновников;

3) военные школы готовили военачальников. Наиболее широким и многопредметным было содержание образования в жреческих школах.

Возникновение профессии педагога связано с историей развития школ в Древнем Египте и Древней Греции. Первым профессиональным педагогом считается Марк Фибий Квинтилиан (римлянин).

На острове Крит в III тысячелетии до н. э. зародился вид письменности, который восходил к пиктографическим знакам и отражал потребности храмов и дворцо– \ вых хозяйств.

В середине II тысячелетия до н. э. появилось слоговое письмо. Критские писцы установили твердые правила письменности:

Афинские учебные заведения были частными, платными. Всего было два типа школ:

1) мусические (обучение чтению, письму, счету, музыке);

2) гимнастические (обучение бегу, борьбе, прыжкам, метанию).

В эпоху эллинизма (III–I вв. до н. э.) школы становятся достаточно организованными учреждениями:

1) имеют свои помещения, учителей и руководителей;

2) любой свободнорожденный ребенок мог получить образование в государственных и частных начальных школах (от 7 до 12 лет);

3) был открыт ряд философских школ, игравших роль высших учебных заведений;

4) высшими учебными заведениями руководили выдающиеся мыслители того времени.

Основные системы воспитания в Древней Греции.

1. Спартанская система обучения

Большое внимание в спартанской системе обучения уделялось военно-физической подготовке

2. Афинская система обучения. Ее принципиальным отличием от спартанской системы было презрение к физическому труду, который считался уделом рабов. Как особая наука зарубежная педагогика формируется в начале XVII в. Среди педагогических деятелей зарубежной буржуазной педагогики: Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, И. Гербарт. Я. А. Коменский (1592–1670) написал труд «Великая дидактика» которая призывает обучать всех детей, проводить обучение на родном языке.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий