Обучение игре в шахматы для детей

В чём польза для детей

Игра в шахматы развивает усидчивость и собранность, что особенно актуально для очень активных малышей

Стремясь всесторонне развивать ребёнка, не упустите возможность научить своего малыша играть в шахматы. Обычно это задача ставится перед старшим поколением семьи – дедушкой, бабушкой, но, освежив свои навыки, вполне могут справиться и родители. Ведь польза от умения играть в шахматы для малыша очевидна:

  • эта игра заставляет думать;
  • чтобы побеждать, нужно быть максимально внимательным и сосредоточенным, а это учит ребёнка предвидеть результат своих действий;
  • с помощью игры в шахматы дети развивают и тренируют логическое мышление;
  • желание победить заставляет проявлять изобретательность, а проигрыш учит не унывать и относиться к себе самокритично, анализировать свою деятельность;
  • игра в шахматы развивает усидчивость и собранность, что особенно актуально для очень активных малышей.

Как заинтересовать ребенка игрой

Чтобы малыш с удовольствием проводил время за шахматами, он, в первую очередь, должен хотеть этого. Пробудить интерес может игра между взрослыми, хорошее настроение при проведении партии, бережное отношение к фигурам и доске. Существует ряд проверенных и эффективных методов, которые помогут разбудить у ребенка интерес к шахматам.

Хоть это и парадокс, но нельзя заставлять ребенка играть, пока он сам этого не будет требовать. Чтобы пробудить у малыша интерес к игре, можно устраивать шахматные турниры между взрослыми. Кроме того, один из родителей может играть сам с собой, осуществляя переход с одной стороны доски на другую для перемещения фигур. Ребенок обязательно будет просить поиграть в шахматы, но ему в этом следует отказать, пояснив это тем, что он пока не знает правил. Можно сказать, что в данный момент идет очень важная партия, в которой следует захватить главного короля в плен. После таких слов у ребенка обязательно появится интерес.

Сначала следует дать ребенку покрутить в руках и тщательно рассмотреть шахматные фигуры. Рассказать, какое название носит каждая из них, вместе с малышом расставить их на шахматной доске.

Подать информацию в увлекательной форме про каждую фигуру, объяснить ее значение в игровой партии.

Провести ознакомление с логикой игры – рассказать, что шахматная доска является полем сражения двух армий, каждая из которых имеет определенный цвет. Основная цель игры – защита своего короля и максимальное уничтожение фигур противника.

Далее можно показать малышу мультфильмы про шахматы. Подобные ролики не только оказывают обучающее воздействие, но и вызывают у ребенка желание поиграть на настоящей доске с реальным противником.

Можно посетить настоящую шахматную секцию. Там малыш сможет увидеть, что в шахматы играют дети его и более старшего возраста.

При ознакомлении с фигурами и правилами шахмат необходимо хвалить ребенка. Категорически запрещено повышать голос, отпускать нелестные комментарии относительно способностей малыша. Все это может негативно сказаться на обучении и надолго убрать желание играть в шахматы.

Для знакомства с шахматами необходимо уделять время каждый день. В самом начале достаточно 10-15 минут в сутки – по мере освоения уроки можно удлинить, но делать это следует постепенно. Для ребенка в возрасте 4-5 лет хватит 30 минут в день, со старшими детьми можно заниматься минимум по часу в день.

Канал школы «D4-D5»

Бесплатный youtube-канал создан командой московской школы. Самый насыщенный плейлист содержит 319 уроков, которые помогут пользователям, сидящим за шахматной доской, развить логику и нестандартное мышление. Ролики имеют различную продолжительность: 4-5-минутные сюжеты соседствуют с получасовыми видео. Рассказывается как о приемах сильных игроков, так и о стратегиях для начинающих.
 
Объемной выглядит и подборка мини-уроков, на которых изучаются дебюты. Пользователям, интересующихся событиями реальных турниров, предлагаются разборы партий выдающихся гроссмейстеров — от Магнуса Карлсена до Сергея Карякина.
 

Кого и чему ещё учат с помощью шахмат

В  Международной шахматной федерации (FIDE) отмечается, что сегодня больше 25 миллионов детей в мире занимаются шахматами в школьной среде. 15 миллионов из них находятся в Индии, пять миллионов — в Китае. Интересно, что учителей по шахматам, согласно тому же отчёту, куда меньше — всего 92 550.

При этом география школьных шахмат значительна: от Великобритании и США до Албании и Замбии, от Европы до Южной Америки. В 78 странах есть разработанные программы квалификации для обучения шахматам в школе. В некоторых из них, как, например, в Израиле, шахматы — это факультативный предмет. Но есть и страны, где игра становится частью обязательной программы.

Первой страной, где основам игры стали обучать в общеобразовательных школах в рамках академического, а не спортивного предмета, стала Армения. Программу внедрили в 2011 году, а уже в 2012-м шахматы стали отдельной дисциплиной в Армянском государственном педагогическом университете. Через несколько лет там появилась и профильная программа бакалавриата, открылся Научно-исследовательский центр шахмат. Причём скоро в Армении в шахматы начнут играть и в детских садах: минувшим летом в Армянском государственном педагогическом университете получили первые выпускники шестинедельных курсов переподготовки по теме «Шахматы в дошкольных общеобразовательных учреждениях».

Впрочем, шахматы можно использовать и в рамках других дисциплин, не только в качестве отдельного предмета. Леончо Гарсия, испанский лектор, комментатор и журналист, специализирующийся на шахматной тематике, в своём выступлении на ежегодном Глобальном шахматном фестивале рассказал, как это можно сделать.

Шахматы для школьников

Чаще всего шахматы в качестве образовательного инструмента используют на уроках математики. Ведь даже доска — уже наглядное пособие. Гарсия интересуется: сколько квадратов можно на ней обнаружить? «Кто-то скажет: 64! Нет, 65, скажет другой, потому что доска сама по себе квадрат. Да, но как же скрытые внутри неё квадраты, шахматные клетки размером 2×2, 3×3, 4×4, 5×5? Настоящий ответ: 204 квадрата!», — говорит эксперт.

А вот ещё одна задачка: можно предложить ученикам заменить числа в арифметических примерах на шахматные символы или их инициалы. По словам Гарсии, это отличный способ учить детей мыслить абстрактно.

Если с математикой всё ясно, то что же с гуманитарными науками? В качестве примера Гарсия приводит историческую тему.

«Если я учитель и начну объяснять Французскую революцию с разговоров о Робеспьере, Дидро, Вальтере и остальных, боюсь, сиеста для моих учеников наступит прямо на уроке!» — шутит он.

Он предлагает и здесь подходить со стороны шахмат и проводить аналогию между шахматными пешками, которые двигают игру, и «пешками» французского общества, начавшими отвоёвывать социальные свободы и права.


Кадр: фильм «Жертвуя пешкой»

Шахматы для дошкольников

Внедрять шахматы в обучении Гарсия предлагает ещё на уровне детского сада.

«Шахматы — это фантастический педагогический инструмент, который можно использовать в работе над многими очень важными навыками», — утверждает он.

В качестве примера журналист приводит опыт Адрианы Салазар — шахматистки, многократной чемпионки Колумбии и педагога. На её занятиях звучит много музыки, дети постоянно двигаются, а на полу — покрытие в виде огромной шахматной доски. С помощью чёрных и белых клеток дети учатся играя и играючи: например, знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь и диагональ. Или разыгрывают роли шахматных фигур: их задача двигаться по шахматной доске согласно заданным правилам

Эта простая игра, объясняет Гарсия, одновременно задействует и работу памяти (нужно помнить свои «ходы»), и моторику, и концентрацию, и внимание, и самоконтроль, учит соблюдать правила, уважать оппонента.

К тому же, добавляет журналист, шахматы можно использовать и для развития навыков работы в команде: например, провести групповые соревнования по запоминанию расположения фигур на шахматной доске за ограниченное время. Кстати, сегодня это очень важный навык, которому учат не только детей, но и взрослых — так что эта игра будет кстати в обучении людей любого возраста. Так что, резюмирует Гарсия, сегодня человечество нуждается в шахматах сильнее, чем когда-либо.

«Всего через десять лет больше половины сегодняшних школьников будут работать на позициях, которых сегодня ещё не существует, с технологиями, которые сегодня ещё не изобретены. Поэтому гибкое мышление станет одним из самых ценных навыков для человека. И это как раз то, чему учат шахматы», — утверждает эксперт.

ChessCoach / Шахматный тренер

«Испытания» поделены на три уровня: легкий, средний и сложный, по 10 упражнений в каждом. Раздел обновляют ежедневно. Каждый день за вход в игру начисляют десять монет. Можно их потратить на подсказки, одна стоит пять монет. Еще +1 монету можно заработать, решив задачу в испытаниях за 30 секунд. Есть тренировки на шах и мат – предлагают испытания на мат в один, два, три и более ходов. В разделе «Миттельшпиль» девять видов тренировок: двойной удар, уничтожение защиты, ловушка, вечный шах и другие. Все они тоже разбиты по уровням. У приложения десять тысяч скачиваний. Рейтинг 4,2.
 
Скачать приложение для Android. Скачать для iOS.

Crestbook

Канал Crestbook состоит из видео, в которых популярный комментатор, гроссмейстер Сергей Шипов рассказывает о партиях Вишванатана Ананда, Василия Иванчука, Владимира Крамника, Бориса Гельфанда и других мастеров-шахматистов. Многие сюжеты представляют собой репортажи со знаковых турниров, обзоры шахматных олимпиад. Есть записи стримов со звездными игроками. Канал в большей степени ориентирован на тех, кто уже преодолел планку начального уровня.
 

 
– Лучшие онлайн курсы шахмат

 
– Бесплатные уроки шахмат для начинающих

 
– Шахматные уроки для детей

 
– Бесплатные приложения для обучения шахматам

 
– 10 лучших книг для обучения шахматам

14 сентября 2021

«Шахматы», Яков Рохлин

class=”img-responsive”>К книге советского тренера и педагога Якова Рохлина нужно приступать уже после получения первоначальных знаний о шахматах. Пособие рассказывает об истории игры и её стратегии. Это полноценный учебник, а не просто сборник известных партий. 
Пособие Рохлина ознакомит читателя со стратегией игры и даст возможность понять механизм игры. Без «чувства доски» стать хорошим шахматистом невозможно.
Несмотря на высокий уровень предлагаемого материала, автор книги «Шахматы» ставит перед собой скромную задачу: обучить лишь основам стратегии. Анализ всех стадий игры невозможно вместить в один учебник. 
 

Чтобы лучше разобраться в стратегии шахмат, нужно ознакомиться с пособиями, посвящёнными отдельным стадиям шахматной партии.
 

Ход защиты

В игре три площадки: Лес, Плейвиль и Магическое дерево. Две последние локации откроются после прохождения всех этапов Леса. А выигрывать непросто, нужно продумывать каждый шаг, чтобы не дать сопернику выгнать вас с доски. Уже на третьем начальном уровне добавляются новые фигуры, игра становится сложнее и интереснее. Можно отменять ходы, смотреть решение уровня, если вам не удалось его пройти. В настройках – отключить звуки или поменять вид игры. 

Незначительный минус – программа, видимо, неудачно переведена с английского – задачи в обучении написаны с ошибками, но это не сказывается на понимании сути. Приложение с забавными героями-шахматами, приятными фоновыми звуками, не-обычным оформлением – точно понравится детям и взрослым. Оценки пользователей такие: геймплей, графика – 4,5, управление – 4,4. 

Скачать для Android. Скачать для iOS. 
 

Поэтапное обучение

По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.

Важные принципы организации занятий:

  • Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
  • Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
  • Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.

Первое занятие – игра пешками

Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.

Объясните ребенку, как ходят пешки:

  • могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
  • при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
  • если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
  • белая ходит первой.

Второе занятие – пешки и слоны

После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в  игру слонов. Цель игры остается прежней.

В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:

  • какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
  • когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
  • как использовать пешки, чтобы защитить слона;
  • как заблокировать слона соперника своими пешками.

Третье занятие – пешки, слоны и ладьи

К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.

В процессе игры ребенок должен начать понимать:

важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.

Четвертое занятие – добавьте коня

Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.

Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.

Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки

Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.

На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.

Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками

Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.

На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.

Седьмое занятие – полная игра

Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».

Варианты шахмат

Как научиться играть в шахматы мы разобрались, теперь переходим к разным вариантам этих интеллектуальных игровых баталий.

Классика

Классическая игра имеет определенные ограничения во времени. Длительность партии составляет не менее часа. Именно столько времени выделяется игрокам на то, чтобы обдумать перемещения и выиграть противника. Чаще всего контроль выставляется на полтора часа, в течение которых игрокам нужно сделать 40 ходов. Далее возможны варианты:

  • 30 минут до конца настольной битвы;
  • Плюс 20 минут за каждый сделанный удачный ход и т.д.

Если мат до окончания максимального времени партии не поставлен, объявляется ничья.

Пуля

В этом варианте действуют все правила классики, но временной контроль значительно ужесточен. На обдумывание каждому игроку выделяется время от 10 до 60 секунд. За каждый выполненный ход участникам партии добавляются не минуты, а секунды.

Блиц

Блиц шахматы тоже имеют временной регламент. На обдумывание каждого хода игрокам выделяется не более 5 минут. Это самая популярная игра в шахматы на спортивных соревнованиях. Проходит она довольно быстро, требуя от игроков собранности и максимальной концентрации внимания на игровом поле.

Шахматы – 960 (Фишера)

Правила для этого варианты – стандартные. От классики они отличаются главным образом начальной позицией на крайних горизонталях. Раскладка выполняется случайным образом, выбранным из 960 возможных. Все остальные правила будут похожи на классический вариант. Это касается:

  • Рокировки;
  • Взятия на проходе;
  • Признания ничьи;
  • Шаха и мата.

Основным отличием является разнообразие вариантов начала партии. Далее партия идет по стандартным правилам с ограничением по времени.

Как обучать игре в шахматы в игровой форме

Чем раньше начинается процесс знакомства с шахматами, тем более уместным будет использование приемов обучения в игровой форме

Важно понимать, что занятия должны быть не утомительными и затянутыми, а скорее динамичными и особенными, пробуждающими желание узнать, что же будет дальше

Следует разделить обучение на несколько этапов, чтобы каждый из них был коротким, информативным и нестандартным. Можно применять разные активности:

  • проверять ходы или знание фигур;
  • дополнительные фигурки солдатиков, которые нужно убрать с доски;
  • карточки с вариантами ходов, порядком фигур,

Важно!Главное, чтобы процесс обучения не был сухим пересказом теории.

Отлично подойдет использование интересной сказки, герои которой – фигуры, и каждая из них получит свою роль и действия, соответствующие поведению их на доске в игре. Сценарий следует продумать и применять постоянно, внося коррективы в ход битвы и варианты применения героев сказки. Для маленьких игроков очень важен ассоциативный ряд. Можно применить такой вариант названия фигур и их значения:

  • король имеет символ власти – корону и потому самый важный, все должны его защищать и выполнять его приказы-ходы;
  • ферзь – королева, находится рядом с королем и готова всегда его защитить, имеет особый статус благодаря своей короне;
  • ладья – две важные опоры защиты, напрямую помогают в ней;
  • слон – тайный защитник, его лицо спрятано под шарфом, потому у него такая форма;
  • конь – верный помощник и друг;
  • пешки – солдаты, готовы первыми вступить в битву.

Используя такие параллели можно дополнительно обозначить, почему именно каждая фигура должна ходить так, а не иначе. В контексте дети запоминают правила лучше, и игра становится для них приключением, подстегивая интерес и желание продолжать ее.

Открытое занятие по шахматам и шашкам в ДОУ

Занятие по игре в шашки или шахматы вполне можно сделать открытым мероприятием. Ведь это актуальное и оригинальное направление (тем более, если методика проведения этих настольных игр является темой самообразования воспитателя либо он ведёт соответствующий кружок). Данное занятие лучше всего сделать обобщающим: не стоит сообщать на нём ребятам какие-то совершенно новые для них сведения или правила. Педагог должен придумать яркое запоминающееся название мероприятия, например, «Шахматное королевство» или «Путешествие в страну шашек».

Чтобы занятие получилось по-настоящему интересным, следует придумать определённый занимательный сюжет. Например, ребята отправляются в путешествие в Шахматное королевство, там они встречают Шахматного короля. Ребята должны показать ему свои знания о шахматах: они делятся на 2 команды, и педагог задаёт им вопросы и загадки. Можно провести мини-эстафету (например, кто из команд быстрее расставит пешки на доске, участвуют соответственно по 8 детей).

На открытом занятии по шашкам можно немного поговорить об истории этой настольной игры (какие-то сведения дети уже знают). Затем педагог даёт дошкольникам несколько полезных советов (например, продумывать действия на несколько шагов вперёд, стараться занимать своими фигурами центральные поля доски и пр.), которые помогут им побеждать. Для наглядности обязательно используется магнитная доска. В конце следует провести небольшой шашечный турнир (каждый ребёнок играет одну партию).

Рекомендуется украсить помещение, где будет проводиться открытое занятие

Важное значение для успешного проведения мероприятия имеет оформление помещения: это может быть не только группа, но и музыкальный зал. Для самих же детей можно придумать оригинальные костюмы

Изготовить накидки шахматной тематики не сложно, однако за счёт подобных костюмов мероприятие будет смотреться более выигрышно

Лучшие самоучители по шахматам

В настоящий момент существует большое количество самоучителей и пособий для игры в шахматы. Мы решили выбрать для вас достойные материалы, которые в самом деле принесут пользу, позволят овладеть теорией и необходимыми навыками, помогут решать типовые задачи на шахматной доске. Вот лучшие самоучители по шахматам по мнению редакции (переходите по ссылкам в описании, чтобы скачивать книги):

Авербах, Бейлин. «Путешествие в шахматное королевство»

Хорошо структурированное пособие для начинающих, которое особенно понравится детям. Материал изложен просто и доступно. Помогает быстро овладеть теорией и необходимыми знаниями, чтобы сразу их применить на практике. Есть раздел, посвященный истории шахмат. Самоучитель подойдет для самостоятельного овладения искусством шахматной игры.

Василий Панов. «Первая книга шахматиста»

Эта книга является одним из лучших пособий для новичков и игроков среднего уровня. Удобство изучения материала дополняется наглядными графиками и диаграммами. У постигающего искусство игры формируется правильное понимание логики. Попеременное сочетание текста с рисунками делает усвоение материала удобным, эффективным и увлекательным.

Фишер, Гуфельд. «Бобби Фишер учит играть в шахматы»

Эта книга состоит из двух частей. Первая посвящена самому знаменитому шахматисту, игра которого вызывает восхищение, а вторая погружает в саму суть и правила шахмат. Пособие написано в соавторстве. Его можно использовать в качестве учебника для начинающих.

Александр Котов. «Как стать гроссмейстером»

Когда игрок овладеет игрой в шахматы на начальном уровне и решит продвинуться дальше, ему стоит познакомиться с книгой Александра Котова «Как стать гроссмейстером». Автор книги сам выдающийся шахматист середины XX века и талантливый писатель. Он был очень неординарной личностью, и это нашло отражение в пособии. Данный самоучитель формирует у читателя особый взгляд на игру, как на определенную систему, где происходит взаимодействие ее элементов.

Как ходят фигуры?

Начинающий игрок должен понимать роль каждой из типа фигур в игре. Стоит потратить некоторое время на размышления об их функциях, об уникальных способностях каждого из них и об общей ценности. Это часто замалчивается в книгах, но нужно ценить функции каждой фигуры, чтобы научиться играть в шахматы.

Виды фигур в шахматах

За исключением коня, все фигуры перемещаются настолько далеко, насколько им позволено, пока не дойдут до другой фигуры. Если фигура принадлежит игроку, движение затрудняется. В каждой игре соперник с белыми или более светлыми фигурами ходит первым. Кто получит эту сторону, может быть определено третьей стороной, держащей за спиной пешку каждого цвета, это может зависеть от того, кто выиграл последнюю игру, или по броску кубиков.

Как научиться играть в шахматы взрослому? Для начала познакомимся с движениями каждой из фигур на доске.

Ладья – это фигура, которая перемещается по горизонтали и вертикали на столько полей, сколько желает игрок

Ладья имеет тенденцию приобретать все большее значение по ходу игры и, наконец, становится очень ценной фигурой в финале, возможно, самой важной после ферзя;
как и Ладья, Слон движется по доске прямыми линиями. Но там, где все ходы ладьи вертикальные и горизонтальные, все ходы слона диагональные

С каждой стороны по два Слона (офицера);
движение Коня – самое странное из всех фигур. По сути, он делает «Г» каждым своим ходом: два по горизонтали и один вверх или вниз по вертикали (или два вверх или вниз по вертикали и один влево или вправо по горизонтали). Это единственная фигура, которая может «перепрыгивать» другие участки на пути к месту назначения;
Королева может двигаться во всех направлениях, насколько есть открытые пространства, по вертикали, диагонали и горизонтали. С точки зрения чистого потенциала, королева, несомненно, самая сильная фигура на доске;
Король может перемещаться только на одну клетку за раз, но может двигаться в любом направлении;
Пешка может двигаться только вперед. Она может перемещаться на одну или две клетки вперед из своей начальной позиции, но после этого может перемещаться только на одну клетку вперед за раз. Пешка может захватывать только фигуры, расположенные по диагонали от ее позиции.

Как ходят фигуры в шахматах

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий