Ход занятия:
1. Орг. момент. Приветствие.
Что за чудо —чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку. (имитируют движения)
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить. (все берутся за руки)
2. Основная часть.
– Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос – вы дружные ребята? (Дружные).
– Какими бывают дружные ребята? (Не ссорятся, не дерутся, делятся игрушками, уступают друг другу, говорят хорошие, добрые слова, улыбаются и т. д.). Дружба – это когда люди хотят быть вместе рядом, вместе играют, не ссорятся, делятся всем. Дружба – это улыбки друзей.
– Ребята, а в группе у вас есть друзья? Подойдите к своему другу, скажите ему добрые слова, обнимите его и улыбнитесь.
– А взрослые с детьми могут дружить? (Могут). Подойдите все ко мне. (Дети подходят. Воспитатель всех обнимает, говорит всем добрые слова и всем улыбается).
Ф/М «Дружба»
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Игра – имитация «Настроение»
– Давайте с вами улыбнемся. Теперь нам стало грустно, нахмурились.
– Ребята, когда мы с вами улыбаемся, нам так хорошо, радостно, когда хмуримся, сразу хочется грустить.
– Как хорошо, когда все дружат и улыбаются. Хотите сохранить наши улыбки надолго? (Да).
Давайте зарисуем ваши улыбки, чтобы они никуда не убежали от нас. И у нас всегда было хорошее настроение.
П/Г «Дружные пальчики»
Раз, два, три, четыре, пять! (По очереди загибать пальцы на правой руке.)
Будем пальчики считать: (Сжимают и разжимают кулачки.)
Крепкие, дружные, (По очереди загибают пальцы на левой руке.)
Вот такие нужные!
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
Хотя не очень… чистые. (Машут пальцами обеих рук.)
3. Практическая часть. Рисование.
– Ребята, сегодня мы будем рисовать улыбку. Посмотрите, у вас на столе лица, но без глаз и без улыбки.
(Показ на мольберте) Сначала нарисуем глаза, справа и слева,а улыбающийся ротик будет посередине.
– Покажите пальчиком, где вы будете рисовать глазки? А где будет улыбка?
4. Итог занятия.
– От наших улыбок даже в группе стало светлее. Улыбайтесь друг другу. Мы прикрепим наши работы в раздевалке, пусть все видят, что у нас живут дружные, веселые ребята.
Давайте, люди,
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как травы – с лугом,
Как ветер – с морем,
Поля – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами.
Игры на занятии по рисованию
Игра — ведущий вид деятельности дошкольников, обладающий огромным образовательным потенциалом: через игровые действия малыши лучше усваивают учебный материал, учатся применять его в практической работе. На занятиях по рисованию игры, как правило, проводятся на вводном этапе, реже — в первой части основного, когда педагог показывает алгоритм выполнения задания. Задания такого типа можно разделить на три группы:
- игры на запоминание основных цветов и оттенков;
- игры на составление композиции из отдельных элементов (по образцу пазлов);
- игры на дополнение предмета недостающими элементами (по этому же принципу в средней группе дети будут осваивать навык дорисовки недостающих деталей образа).
Таблица: картотека игр для занятий по рисованию во второй младшей группе
Название игры | Цели | Суть |
Игры на запоминание основных цветов и оттенков | ||
«Собери букетик» |
| Малыши собирают букеты из цветочков одного цвета. Для усложнения можно собирать цветочки разных оттенков, но одного рода. Например, розочки, ромашки, пионы и пр. |
«Гусеничка» | Воспитанникам предлагается собрать гусеницу в оттенках диапазона от холодных к тёплым. | |
«Бусы для мамы» | Малыши нанизывают бусины на шнурок, группируя их по цветам или следуя указанной педагогом последовательности цветов. | |
«Солнце, солнце, выйди из-за туч» | Дети делают канцелярскими скрепками лучики солнца, располагая их максимально равномерно по диаметру шаблона, а также подбирая подходящие цвета. | |
«Платочек для матрёшки» | Малыши подбирают матрёшкам подходящие по цвету и орнаменту кокошники. | |
Игры на составление композиции из отдельных элементов | ||
«Рассеянный художник» |
| Дети складывают картинки из разрезанных фигурок. |
«Повтори узор» | Малыши складывают узор из геометрических фигур, ориентируясь на данный образец. | |
«Сложи предмет» | Ребята складывают из простых геометрических форм элементарные окружающие предметы. | |
«Найди тень» | Дошкольники выбирают для картинок подходящие тени. | |
Игры на дополнение предмета недостающими элементами | ||
«Сложи бабочку» |
| Дети складывают бабочку из отдельных элементов: туловища, крыльев, головы и др. |
«Мышки по норкам» | Малыши подбирают под отверстие в трафарете подходящую бумажную геометрическую форму. | |
«Шарики для клоуна» | Дети подбирают и крепят крышечки или вырезанные из картона кружочки подходящего цвета к концам ниточки, которую держит клоун. |
Ход занятия: Дети входят в изостудию.
Педагог: Сказка, сказка, прибаутка!
Рассказать её не шутка!
Чтобы сказка от начала,
Словно реченька журчала.
Чтоб в серёдке весь народ
От неё разинул рот.
Чтоб никто – ни стар ни мал –
Под конец не задремал!
– Дети, сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие,
в страну, где происходят чудеса. Попасть в неё можно, сказав волшебные слова: «Раз, два, три! Дверь в сказку отвори» (звучит музыка).
– Дети, посмотрите, как здесь красиво. Но кто же здесь плачет? Давайте посмотрим, кто это. Да это петушок! (появляется петушок).
Петушок: Нарисовал меня художник, а хвост раскрасить забыл. Все надо мной смеются, говорят, что я не настоящий.
Педагог: Ребята, что же делать? Как петушку помочь? Правильно,
нужно раскрасить перья хвоста. Но у нас нет красок, давайте отправимся к ним в гости.
– На опушке на лесной ты увидишь дом резной
Этот домик интересный, этот домик не простой.
– Ребята, кто живёт в этом домике?
Правильно, девочки – Краски.
– Позвоню-ка я разок,
Чей услышу голосок?
(Из-за домика появляются куклы девочки-Краски – синяя, красная, жёлтая, зелёная). Краски спорят, чей цвет важнее.)
– Я синяя краска – мой цвет самый важный.
Педагог: Ребята, а вы как думаете нужна ли нам синяя краска?
Что бывает синего цвета?
(Игра с «Волшебным кубом»)
– Синий цвет и голубой окружают шар земной.
Реки и моря большие тоже сине-голубые.
Жёлтая краска:
– Нет, жёлтый цвет самый важный.
Ребята, что бывает жёлтого цвета?
(Игра с «Волшебным кубом»)
Красная краска:
– А без красного цвета не будет весны,
Без красного цвета не запахнут цветы.
Скажите, ребята, нужна ли нам красная краска? А что можно нарисовать красного цвета?
(Игра с «Волшебным кубом»)
– Молодцы, вот видите я самая нужная.
Педагог: Не спорьте, краски. Вы все очень важные. Как можно жить без жёлтого солнышка, синего неба, зелёной травки, красных цветов и ягод? Давайте соберём вместе с вами красивую цветочную поляну.
Игра «Собери цветок»
(Дети из готовых форм составляют цветы.)
Петушок: Вот какая у вас поляна красивая, разноцветная, а я всё ещё не настоящий.
Педагог: Ребята, давайте поможем петушку и раскрасим перья его хвоста в разные цвета.
– Ребята, а мы можем нарисовать сухой кистью?
– Что сначала нужно сделать? Правильно. Сначала искупаю кисть в чистой воде, лишнюю воду убираю о край баночки. Набираю краску и широкими сплошными мазками раскрашу перо. (Показ приёма рисования)
– Каким стало одно перо? А теперь выбирайте для себя краску того цвета, который вам нравится.
Дети рисуют. Затем вместе с педагогом собирают разноцветный хвост петушку.
Петушок: – Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
К вам на поляну я спешу.
Стали перья все мои
Необычной красоты!
– Спасибо вам ребята!
Анализ:
Педагог: Вот и закончилось наше путешествие в Страну Красок. Все краски нужны и мы можем нарисовать ими прекрасные разноцветные картины.
Каждому ребёнку педагог задаёт разные вопросы:
– Какая краска тебе больше всех нравится?
– Какой цвет ты выбрал?
– Кто приходил сегодня в гости?
– Для чего петушку разноцветный хвост?
Педагог благодарит детей и прощается.
Значение мелкой моторики для детского развития
Значению мелкой моторики для развития человека было посвящено множество исследований. Все они подтверждают, что совершение мелких движений кистями и пальцами рук стимулирует речевые центры мозга. А успешное овладение речью, в свою очередь, способствует коммуникативным навыкам ребенка, успешному установлению социальных связей и формированию понятийного мышления.
Пальчиковое рисование
В целом, мелкую моторную деятельность ассоциируют с когнитивным развитием психики ребенка. Это особенно актуально для детей 3–4 лет, так как в этом возрасте социальное окружение и кругозор ребенка резко расширяется, он начинает ежедневно взаимодействовать не только с родителями и близкими родственниками, но и со своими сверстниками, воспитателями, работниками детского сада и другими взрослыми.
Справка. «Кризис 3 лет» или «кризис негативизма» – возрастной этап в развитии ребенка, проявляющийся такими поведенческими особенностями, как упрямство, строптивость, протестность. Успешному преодолению этого периода способствует развитие речевых навыков ребенка.
Когда желания ребенка не совпадают с его реальными возможностями, он оказывается в ситуации, в которой вынужден учиться договариваться. Перед родителем и трехлеткой встает непростая задача по достижению компромисса. Достигнуть взаимопонимания значительно проще, когда ребенок в достаточной мере владеет речью, способен выразить свои потребности и переживания.
Помощь рисования на первый взгляд кажется неочевидной, но научные исследования и продолжительный педагогический опыт подтверждают эффективность этого метода. Кроме того, давно известен психотерапевтический эффект рисования, благодаря которому проведение тематического занятия с элементами арт-терапии поможет ребенку преодолеть напряжение и тревогу, связанные с кризисным периодом.
Фотоотчёт «Предметно-развивающая среда в первой младшей группе»
Ольга Жигалова
Фотоотчёт «Предметно-развивающая среда в первой младшей группе»
.Воспитатель: Жигалова О. Ю.
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Создавая развивающую среду для детей младшего дошкольного возраста, прежде всего, мы уделяли внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Стремились к тому, чтобы обстановка в группе была приближена к домашней, уютной
Функции предметно-развевающей среды в младшей группе:
Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;
Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.
В нашей группе предметно-развивающая средаразделена на уголки-центры для самостоятельной деятельности детей:
Центр изобразительного искусства:
Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности
Центр психологической разгрузки
Задача: снижение уровня тревожности ребенка, выполняет успокаивающую и расслабляющую функцию.
Музыкально –театральный центр:
Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений.
Центр природы:
Задачи: Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Центр сюжетно-ролевой игры.
Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей.
Центр физической культуры:
Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью.
Сенсорный центр.
Важным условием, способствующим сенсорному развитию, является специально организованная развивающая среда,которая включает в себя: дидактический стол, пирамидки, различных цветов гаммы, различной формы и разнообразной фактуры, шнуровки, разнообразные вкладыши, дидактические игры, крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, доски-вкладыши, рамки-вкладыши.
Книжный центр:
Задачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой.
Мои ребята любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе.
Самый любимый центр в нашей группе — это центр конструирования. Ведь он содержит конструкторы разнообразной формы и размера, из разного материала, а также персонажи и машинки для обыгрывания построек. Основные задачи этого центра – развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома.
РАЗДЕВАЛКА И СТЕНДОВЫЙ МАТЕРИАЛ В РАЗДЕВАЛКЕ
В группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту и учитывает его индивидуальные особенности и возможности развития.