Как сделать уголок уединения в детском саду своими руками

Содержание уголка

Центр психологической разгрузки может быть составлен из двух зон:

  • места для уединения (палатки или шатра, раскинутого над стулом), где малыши могут посекретничать, помечтать, посмотреть картинки, фотографии;
  • стола (полки, открытого шкафчика) с материалами.

На последней стоит остановиться детально, так как именно средства, используемые для организации работы по психологической разрядке, определяют успешность реализации поставленных задач этого центра предметно-развивающей среды.

Материалы и их назначение — таблица

НазначениеСредства
РелаксацияМягкий стул или небольшое кресло для чтения, просмотра фотографий.
«Стул для размышлений» (для того чтобы малыш смог вспомнить забытые им правила поведения, если обидел кого-то). Важный элемент центра для любого возраста.
«Волшебный стул» (для поднятия настроения к грустному ребёнку, сидящему на стуле, подходят товарищи, поглаживают его по плечу, говорят ласковые слова). Дошкольники младшего и среднего возраста так ещё и развивают активный словарный запас.
Фотоальбомы, мягкие игрушки, «Мамины ладошки» (сшитые мамой варежки), ракушки, морские камешки, чтобы перебирать эти предметы в руках. В младших группах такая работа — это ещё и отличный вариант развития мелкой моторики.
Обучение способам приемлемого выражения агрессииБоксёрская груша, «подушка-кусачка», «баночки-кричалочки», мишени для сублимации негативной энергии. Эти материалы подходят больше для старших групп, в младших лучше использовать «агрессивный коврик».
«Копилка плохого настроения» (плохие слова, поступки «складываем» в копилку/банку/коробку).
«Агрессивный коврик» (колючий коврик, чтобы, положив на него руку, малыш почувствовал, как может быть неприятно от чьей-то злости).
Обучение самообладанию, приёмам регулировать своё настроениеАудиозаписи со звуками природы (шум моря, шорохи леса и т.д.) для отдыха.
Цветные клубочки для сматывания ниток и успокоения.
Волшебные предметы (шляпа, башмачки, накидка), чтобы почувствовать себя магом и поднять настроение.
Игры с песком (лучше, если это будет небольшая готовая песочница с формочками), водой, пуговицами (для заполнения сюжета рисунка по контуру), крупой (для сортировки).
«Мешочки с настроением» (в «плохой» выдуваем плохое, из «хорошего» берём хорошее).
«Коробка добрых дел» (чтобы отвлечься от негативных эмоций, вспоминаем, что было сделано сегодня хорошего и «кладём» этот поступок в коробку). Работа с этими материалами будет понятна старшим дошкольникам, которые уже вполне осознанно могут дать оценку чужим и своим поступкам.
Эмоционально-развивающие игры для обучения навыку бесконфликтного общения«Коробка-мирилка» (поссорившиеся жмут руки, продев их в коробку с вырезанными отверстиями), «Подушечка примирения» с пришитыми к ней на резинке перчатками (дети садятся на подушку вдвоём и продевают по одной руке в перчатку), «Остров примирения» (принцип тот же, что и подушечки, но только в качестве острова используется покрывало).
Игры «Азбука настроений», «Что такое хорошо, что такое плохо?».
«Доска настроений» (например, в виде светофора с кармашками-эмотиконами, выражающими разные настроения — веселье, грусть, нейтральное, ребёнок берёт свою фотографию, прикреплённую на палочку, и ставит в подходящий кармашек).
Снижение уровня тревожности, повышение самооценкиПодиум, куда приглашаются дети, отличившиеся в том или ином виде деятельности. Например, самый быстрый бегун в соревнованиях на прогулке.
Стенд «Герой дня», куда определяются 1–2 фотографии детей, отличившихся чем-то положительным сегодня (в учёбе, на прогулке и пр.). В младших и средней группе менять «героев» стоит дважды в день, чтобы у детей создавалась правильная мотивация для стараний.
«Почётный стул» — альтернатива подиуму (при нехватке пространства), для которого используется «волшебный стул» — достаточно набросить покрывало.
Обучение навыкам сотрудничества в коллективеИгры «Твистер», «Гусеница», «Весёлый коврик».
Воспитание эстетических чувств, возможность продемонстрировать своё настроение«Выставка рисунков» (дети выражают на бумаге свои чувства и крепят зарисовки магнитом на небольшую магнитную доску).

Фотогалерея: практическое применение некоторых материалов


Подув в мешочек злости, малыш выплёскивает свои негативные эмоции, обиды


Одним из вариантов работы с Азбукой настроения является подборка картинок, изображающих одинаковые настроения


Коробка-мирилка помогает быстро помириться самым отъявленным спорщикам

Уголок уединения в детском саду: помогаем малышам жить в гармонии с собой

Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Содействовать этому должна развивающая среда. В каждой групповой комнате воспитатель обустраивает особое место, где дошкольник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона уголком уединения (или, согласно ФГОС, центром уединения и релаксации).

Цель и задачи создания уголка уединения в ДОУ

Поскольку нервная система дошкольника развивается, его психическое состояние весьма неустойчиво. Малыша легко удивить, развеселить, обидеть. Педагог должен уметь регулировать детскую эмоциональную сферу. Ведь, как утверждают психологи, подавление эмоций способно спровоцировать невроз в его различных проявлениях. Ребёнка ни в коем случае нельзя стыдить и тем более наказывать за проявление чувств (гнева, страха, бурное веселье и т. п.), поскольку он не умеет их контролировать в силу своего возраста.

Дошкольников следует учить выражать негативные эмоции в конструктивной форме

С целью обеспечения детям психологического комфорта в группах ДОУ создаются специальные уголки уединения, или зоны релакса. На достижение этого направлено решение ряда задач:

  • В младшем дошкольном возрасте основное предназначение центра уединения — облегчить процесс адаптации, помочь малышам пережить расставание с мамой и привыкнуть к требованиям педагога. Уголок уединения наполнен предметами, к которым ребёнок испытывает тёплые чувства, мягкие красивые подушки и игрушки позволят малышу отвлечься и расслабиться.
  • Научить ребёнка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме, предупредить чрезмерное возбуждение нервной системы, что чревато переутомлением. Так, в уголке могут быть специальные подушки для битья, коробочка или стаканчик, куда выбрасывают злость и обиду и т. п.
  • Помочь дошкольникам освоить приёмы регуляции своего настроения, способам обрести уверенность в себе. С этой целью в уголке размещают доску настроения, где можно нарисовать свои эмоции или дидактические пособия, иллюстрации различных эмоциональных переживаний.
  • Повысить самооценку тревожных и застенчивых детей.
  • Научить ребят бесконфликтному общению друг с другом, свести к минимуму возможные ссоры в детском коллективе. В этом поможет островок примирения — специальный коврик, на котором дети мирно решают конфликт.

В уголке уединения должны находиться предметы, вызывающие у детей приятные переживания, например, воздушные шары

Как оформить центр уединения для дошкольников разного возраста

При общем оформлении уголка уединения педагог должен ориентироваться на возраст воспитанников. Так, в младшем дошкольном звене будет актуален дизайн «Норка» — небольшое пространство с маленьким входом, которое подарит ребёнку ощущение уюта и безопасности. Там малыш сможет отсидеться или отлежаться в компании плюшевых игрушек, которые можно обнять (ведь в 3–4 года очень важен тактильный контакт) и других предметов. Обязательные атрибуты «норки» — мягкий коврик и подушки.

Для младшего дошкольного возраста актуален дизайн «Норка» — миниатюрный домик-палатка с маленьким входом

Для среднего и старшего возраста подойдёт дизайн «Шатёр». Домик уже будет более высоким и объёмным. Место маленького круглого входа занимают занавески или ширма. Мягких игрушек здесь уже гораздо меньше (а может и вовсе не быть). Оформление такой зоны даёт возможность воспитателю проявить всё своё творчество и фантазию. Шатёр может трансформироваться в сказочную пещеру, дом гномика, солнечную комнатку, подводное царство и т. д.

Из чего сделать каркас для уголка уединения

Варианты каркасов центра уединения могут быть различными:

  • Простой вариант — один угол групповой комнаты отгораживается с помощью портьеры, закреплённой на карнизе, или же обычной ширмы. Ткань следует украсить бумажными цветами, звёздочками, бабочками, смайликами и пр.
  • Можно соорудить каркас домика из пластиковых труб и обшить его тканью.
  • Роль ведущей конструкции может исполнить обычный большой зонт (идеальный вариант — пляжный), к которому крепится ткань или занавес из ленточек: это может смотреться весьма оригинально. Также можно использовать большой абажур.

Если в группе не очень много места, то для создания зоны уединения можно использовать ширму. Это удобно, поскольку такой уголок получится мобильным: его можно переносить с места на место по желанию детей и воспитателя.

С помощью ширмы можно создать уютное место для уединения, дополнив его необходимыми атрибутами

Подготовка всех материалов и инструментов

Очень часто пластиковые трубы остаются после ремонта помещений и могут быть использованы для народных поделок, в том числе и ширмы для детсада. Если таковых не нашлось, материалы можно купить в ближайшем строительном магазине, и стоят они недорого.

Изготовление ширмы из пластиковых труб своими руками не потребует больших расходов.

Перед покупкой необходимо точно определиться с размерами будущего изделия, выполнить чертеж требуемого каркаса, рассчитать по нему метраж труб, а также количество пластиковых уголков (фитингов) и двусторонних креплений.

Потребуются пропиленовые трубы различной длины, пластмассовые уголки и двусторонние крепления — для соединения секций между собой.

Например, традиционная трехстворчатая ширма из полипропиленовых труб состоит из створок, для которых нужны трубы размеров 60-80 см (ширина верха и низа, 6 штук) и 100-120 см (высота боковин, 6 штук). Таким образом, общий метраж труб должен быть приблизительно 10-12 м.

Обратите внимание! Как правило, стандартная длина пластмассовых труб в магазинах – 5 м. Имейте в виду это при расчете длины требуемых трубок для изделия, ведь все они должны быть цельными

  • Для рассматриваемой стандартной ширмы также понадобится 12 уголков, или фитингов (по 4 на каждую секцию), а также 6-8 двусторонних соединительных креплений.
  • Для драпировки в секциях ширмы понадобится ткань и материалы для декорирования.

Для пошива чехлов можно использовать любую имеющуюся ткань. Нужно помнить, что она должна быть прочной и легко стираться.

Набор инструментов и материалов для работы должен включать в себя ножовку для разрезания пластика, утюг для нагревания концов труб перед соединением (или купить специальный клей для ПВХ), спиртовые салфетки для обезжиривания поверхности. Наличие специального сантехнического аппарата для сварки пластиковых труб значительно упростит работу.

Хорошим подспорьем может стать специальный аппарат для сварки пластиковых труб из пропилена, который используют при монтаже профессиональные сантехники.

Внимание! Ребенок может помогать в процессе изготовления ширмы, но работы с клеем или утюгом должны выполняться только взрослым с применением всех мер безопасности!

Как сделать ширму из пластиковых труб

Выполнив сборку всех частей ширмы, переходят к созданию общей конструкции. В качестве соединительных элементов хорошо применять двойные крепежи. Если таковых нет в наличии, то воспользоваться можно пластиковыми стяжками (хомутами), которые отличаются высокой прочностью на разрыв при достаточной эластичности. Несмотря на универсальность и удобство в использовании, нейлоновые стяжки имеют один недостаток – возможность использовать их только один раз.

Секции ширмы будут находиться в подвижном состоянии. Благодаря этому не будет трудностей при транспортировке, перемещении в другое место. Использовать такую конструкцию можно в комнате с любой площадью.

Наполнение уголка уединения в детском саду

Важнейшая составляющая зоны отдыха — наполняющие её предметы. Здесь можно выделить три основные группы.

Предметы для выражения негативных эмоций

Отрицательные переживания воспитанники ДОУ могут выразить с помощью ряда предметов:

  1. Подушки для битья, подушки-поплакушки (чтобы выплакаться).
  2. «Стаканчик гнева» (как вариант, это может быть коробка, корзина, сундук и т. п.). Это красиво оформленный стакан (лучше с чёрным фоном) с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.
  3. «Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.
  4. «Островок примирения». Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся. Для аналогичных целей можно использовать трубочку или варежки: картонная труба интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в трубу руку каждый со своей стороны, во втором случае это варежки, связанные верёвочкой.
  5. Зеркало для хорошего настроения. Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться.
  6. Кружка «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку.

Фотогалерея: предметы для выплёскивания негативных эмоций

Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию

Для расслабления дошкольников могут использоваться:

  • Сенсорные игрушки. В младшем дошкольном возрасте это шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши. В более старшем возрасте сюда можно добавить картины, которые ребята формируют своими руками: с помощью липучек присоединяют на общий фон отдельные элементы (цветы, растения, насекомых).
  • Красивый настольный фонтан, водопад.
  • Плеер с релаксационными композициями: шум моря, звуки леса, дождя. В младшем возрасте его включает воспитатель, старшие дошкольники способны делать это самостоятельно.
  • Музыкальные игрушки (например, шкатулка), игрушки, издающие звуки (для младших дошкольников это могут быть обычные «пищалки»).
  • Фотоальбом с групповыми и семейными фото (интересно разглядывать семьи всех воспитанников), фото домашних питомцев, альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов.
  • Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.
  • Массажёры, небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.).
  • Коллекции морских ракушек, магнитов.
  • Корзинка с клубочками разного цвета и фактуры.
  • Бутылочки с гелем для душа (можно развести глицерин с водой), в которых плавает бисер, новогодняя мишура. Когда ёмкость переворачивается, то элементы красиво опадают вниз — наблюдение за этим успокаивает нервную систему.
  • Материалы для изодеятельности (в первую очередь, для лепки — пластилин, цветное тесто).

Фотогалерея: предметы для расслабления и релаксации

Пособия для развития эмоциональной сферы

В уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний:

  • Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции». Их можно приобрести в готовом виде либо изготовить самостоятельно.
  • Маски (например, грустный и весёлый клоун), волшебные предметы (шляпа, башмачки, плащ, палочка). Назначение этих предметов — снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, помочь перевоплотиться из грустного в весёлого.
  • «Куб настроения», на каждой стороне которого изображена определённая эмоция. Дошкольник выбирает ту, которую он чувствует в данный момент или хотел бы почувствовать. Аналогичное пособие — «Цветок эмоций».
  • «Книга доброты». Это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.
  • «Подушка-обнимушка». Если подушка для битья даёт выход отрицательным эмоциям, то этот вариант позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах. Для этих целей можно использовать куклу (желательно мягкую тряпичную).

Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.

Средства для оформления уголка

Организация материалов в центре психологической разгрузки происходит по стандартной модели:

  • стенд с рисунками (о правилах поведения, в старших группах — с иллюстрированными вредными советами Г.Остера), а также свободным пространством для экспозиции рисунков (если для этой цели не предполагается магнитная доска);
  • стол, комод или открытые полки для размещения материалов;
  • коробки для хранения мелких предметов (пуговиц, камешков и пр.);
  • книги (либо так или иначе связанные с вопросами дружбы, добра, правил поведения — стихотворения С. Михалкова, сказки В. Сутеева и т.д., либо те, что интересны детям в конкретном возрасте, например, волшебные сказки про муми-троллей Т. Янссон для подготовительной группы).

Что можно сделать своими руками

В принципе, любые средства для организации уголка психологической разгрузки можно купить. Однако такой подход лишит элемент предметно-развивающей среды индивидуальности

Для эстетического воспитания дошколят очень важно видеть вокруг себя предметы, созданные руками человека, особенно, мам, пап, бабушек. Поэтому в оформление центра можно (и нужно) добавить элементы, выполненные самим взрослыми, а в старшей и подготовительной группе — и самими детьми

  1. Для создания стенда можно использовать лист фанеры, вырезанный под нужный размер и форму пространства. Если материалы крепить на него кнопками или двусторонним скотчем, что содержание можно часто обновлять.
  2. Хранить крупу, баночки, камешки и пр. удобно в ящичках небольшого комода.
  3. Каждую тару или коробку для материалов можно красиво оформить (наклейками, рисунками, фетровыми аппликациями, оракалом), не забыв подписать.

    Даже негативные эмоции на картинках должны быть смешными, а не злыми

  4. Картинки в настольных играх для долговечности стоит заламинировать.
  5. Мягкие материалы (подушки, игрушки, коврики) могут быть оформлены педагогом или родителями.

Как назвать

Поскольку суть понятия «психологическая разгрузка» сложна для детского понимания, уголок обычно называют так, чтобы малышам стало ясно его назначение:

  • «Моё настроение»;
  • «Маленькая страна хороших людей»;
  • «Страна эмоций»;
  • «Остров счастья»;
  • «Страна дружбы»;
  • «Уголок уединения».

Фотогалерея: эскизы оформления центра психологической разгрузки


Обычно центр психологической разгрузки устраивают в углу комнаты


В центре психологической разрядки обязательно должна быть мягкая мебель, чтобы ребёнок мог расслабиться


Если пространство группы ограничено, то центр психологической разгрузки можно организовать прямо в одной из его зон — палатке уединения


В центре психологической разгрузки детям предлагаются разные виды эмоционально-развивающих и дидактических игр

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ-экскурсия по залам Зимнего дворца в сопровождении презентации.

Здравствуйте, уважаемые, коллеги! Хочу представить вам «уголок уединения» сделанный мною. Ребятам очнь нравится. Если кто-то из них устал от шума или просто хочет отдохнуть, то ребёнок садится в кресл.

В группе вновь решили организовать уголок уединения. В работе представлено краткое описание того, что в уголке находится. Работа в этом направлении только началась.

Уголок уединения- это ниша покоя, место для фантазий.Благодаря интимной зоне у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излиш.

Уголок уединения в группе – это место, где ребенок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоится и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, пори.

Данный материал будет полезен к выступлению о уголках уединения, а также вдохновит воспитателей на создание собственного интересного, неповторимого уголка.

Вот такой замечательный уголок уединения в нашей группе. Дети с удовольствием там отдыхают по одному или небольшой компанией.

Мастер-класс. Диванчик для уголка уединения из пластиковых бутылок.

Зинаида Жидунова Мастер-класс. Диванчик для уголка уединения из пластиковых бутылок

60 пустых пластиковых бутылок, одинаковой формы;

поролон- 1,5 х 1,1 м. ;

ленты из ткани — шириной 7-8 см. ;

Диван составляем из модулей

Схема составления модулей

Бутылки скрепляем между собою скотчем. Скотч не жалеем, так как должна получиться жесткая конструкция.

Размеры получившейся заготовки:

Данную заготовку обтягиваем поролоном и закрепляем лентами из ткани. Ленты завязываем сзади и внизу дивана.

Шьем из бязи чехол и натягиваем его на диванчик. Снизу зашиваем вручную. Наш диван готов.

Затем помещаем наш мягкий диванчик в уголок уединения. Дополняем уголок уединения ширмой из пенопласта, коробочкой «Мирилка» и так далее. Уголок уединения готов.

Уголок уединения многофункциональный. Его можно использовать как в качестве уголка уединения, так и для сюжетно-ролевой игры. Ширму использую еще и для театрализованных представлений.

Желаю успехов в творческой работе!

Ёжик из пластиковых бутылок. Мастер-класс Лето, солнце, свежий воздух. Ребята всё своё время проводят на участке и хочется сделать для них какие то милые интересные уголки. Для одного.

«Фиксики» из пластиковых бутылок Долго в интернете искала фиксиков из пластиковых бутылок,но не нашла. Пришлось выдумывать самой,посмотрите,что у меня получилось. Мы их.

Мастер-класс по изготовлению поделки из пластиковых бутылок «Яблочки» Хочу предложить вниманию читателей изготовление поделки «Яблочки». Работу по изготовлению я начинала с обрезания бутылок. У бутылок обрезаем.

Мастер-класс «Горшочки с цветами для украшения стола (из салфеток и пластиковых бутылок)» Что можно сделать из пластиковых бутылок? Очень многое. Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс «Горшочки с цветами для украшения стола».

Мастер-класс: поделка из пластиковых бутылок «Новогодние друзья» Рада представить вашему вниманию свою работу из пластиковых бутылок «Новогодние друзья». Такую работу я выполняла впервые. Оказалось просто.

Мастер-класс. Пластилиновые куклы на основе пластиковых бутылок «Времена года» Пластилин чудесный материал послушный, тёплый, хорошо держит форму, не требует особой точности ведь ошибку всегда можно исправить. Для.

Мастер-класс по изготовлению цветов из пластиковых бутылок Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию поделки из бросового материала, при помощи которых можно украсить участок детского.

Мастер класс по изготовлению клубники из киндер-сюрпризов и пластиковых бутылок Клубника из киндер-сюрпризов и пластиковых бутылок. Очень симпатичную поделку можно сделать из пластиковых бутылок и киндер-сюрпризов. Это.

Мастер-класс: поделка из пластиковых бутылок «Подсолнушек» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер класс по изготовлению подсолнушка из пластмассовых бутылок. Для этого нам потребуется:.

Петушок из пластиковых бутылок и одноразовой посуды. Мастер-класс Продолжая делать украшения для участка, мы сделали вот такого петушка. Для работы нам понадобились: — три коричневые пластиковые бутылки;.

Дидактические игры

Общеразвивающие материалы направлены на отвлечение ребенка от негативных мыслей. Можно предложить разместить в такой зоне отдыха следующие дидактические игры:

  • «У кого какое настроение?»
  • «Дорисуй смайлик».
  • «Собери пазл».
  • «Наши эмоции» и другие.

Любимые книги также помогут ребенку справиться с плохим настроением.

Материалы в зоне отдыха следует регулярно обновлять. Но основные элементы рекомендуется оставить без изменения — для того чтобы малыш комфортно чувствовал себя в знакомой обстановке.

Мы поделились идеями о том, как сделать в детском саду «Уголок уединения». Но заметим, что тут строгих рекомендаций нет — педагогу необходимо прислушаться к своим воспитанникам, их пожеланиям, предпочтениям и создать совершенно уникальную зону комфорта, психологической безопасности и хорошего настроения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий