Ребенок аутист в детском саду

Правила работы с особенными малышами

  1. Строго соблюдать режим. Повторяющиеся изо дня в день ритуалы делают жизнь детей-аутистов проще, понятнее, а главное – спокойнее. 

  2. Показать, что нужно сделать. Особенные малыши лучше воспринимают визуальную информацию. Поэтому один раз показать картинку лучше, чем повторить просьбу 10 раз. 

  3. Говорить четко, кратко, конкретно. Не нужны ребенку сложносочиненные многоэтажные предложения – он не сможет внимательно дослушать их до конца и добраться до сути сказанного. Поэтому стоит отдать предпочтение простым, коротким фразам: «Гулять?», «Голова болит» (а не раскалывается на части).

  4. Набраться терпения. Не нужно ожидать моментальной реакции от аутиста, не стоит его подгонять, часто повторять один и тот же вопрос – это может лишь усугубить ситуацию. 

  5. Разговаривать спокойно, без надрыва, без раздражения. Важенровный эмоциональный фон, в котором нет и намека на агрессию, опасность. 

  6. Обеспечить сенсорную разгрузку. Гиперчувствительность к внешним раздражителям очень утомляет. Поэтому малышу нужен ритуал, который поможет снять избыточное напряжение: крепкие объятия, несколько минут в тишине в темной комнате или кусочек пупырчатой пленки в руках, которую можно потихоньку теребить.

  7. Хвалить и поощрять! В моменты, когда ребенок не делает ничего плохого. Поводы для похвалы могут быть самые разные, как и ее выражение: например, погладить по спине за выполненное задание.

Про Артема

— Расскажите, когда впервые вы узнали, что у вашего сына аутизм? Как диагностировали расстройство?

— Проблемы в развитии появились, когда Артему исполнилось 10 месяцев. Заметили, что ребенок перестал идти на контакт, избегал смотреть в глаза. Пропали те первые слова, которые он к тому моменту уже умел говорить, а им на смену пришли истерики и бессмысленный лепет. Выработанные за первые месяцы жизни навыки утратились. Артем стал «залипать» на длинные мультфильмы, прекратил как-то общаться с нами, кроме визгов и криков.

Через полгода мы отправились на консультацию к неврологу, где нам ставили ЗПРР (задержка психоречевого развития), прописывали ноотропы, но слова «аутизм» мы не слышали. Это дало нам время на год успокоиться — вдруг рассосется. Не рассосалось.

В итоге через год, когда мы снова пошли в больницу, уже в выписках были слова, указывающие на аутизм («аутичное поведение», «аутистическое расстройство»). Но к этому моменту нам было уже понятно про аутизм у сына. В сети есть хороший скрининговый тест, его результаты явно указывали на проблемы.

При диагностике аутизма невролог сразу отправляет проверять слух. Также мы сделали МРТ, и там были видны органические изменения, которые мешали проводить сигналы по нейронным связям. И уже с этими выписками мы пошли вставать на учет в психоневрологический диспансер.

— То есть симптомы появились почти в год, а диагноз поставили, только когда ребенку было 2,5?

— Эта история не уникальна, и мы совершили ровно ту же ошибку, что и родители большинства других детей с аутизмом: мы упустили время, когда можно было уже формировать поведение ребенка.

Наше общество попросту не готово принимать детей с психическими расстройствами. В итоге многие родители готовы скрывать своих детей ото всех, включая официальную медицину, чтобы не прослыть родителями ненормального ребенка.

— А как вы и жена отреагировали на диагноз ребенка?

— Ушло много времени на принятие, были надежды, что перерастет. Сначала с моей стороны были попытки игнорировать проблемы. Но когда мы шли на обследование, мы уже знали, что у сына аутизм, и хотели помощи. Нельзя сказать, что это разом произошло: было всё нормально, а потом бах, у тебя ребенок с особенностями. Поэтому вся реакция, весь процесс принятия сильно растянут во времени.

Последние новости центра

  • 614

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 362

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 587

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 437

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Ведется запись на онлайн-диагностику к ведущему логопеду и …

  • 867

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 813

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о скором открытие нового…

  • 487

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Что такое РАС и первые его признаки?

Расстройство аутистического спектра или РАС, возникают   в формировании центральной нервной системы. Пока до конца не выяснена его природа возникновения. По мнениям некоторых специалистов в появлении аутизма большая роль принадлежит генетической предрасположенности.

Обратите внимание на детей после года, и вы увидите, что отклонения в развитии нервной системы более заметны именно в этот период. Итак, если выявляются нижеследующие признаки, вовремя обратитесь к специалисту

  1. Детка не проявляет какого-либо отношения на появление мамочки, не улыбается, не узнает близких ему людей.
  2. Появляются трудности при грудном вскармливании.
  3. Малютки с аутизмом пугаются всяких электроприборов со звуками.
  4. Сложно установить с ребенком зрительный контакт.
  5. Малыши во время сна бодрствуют: они не капризничают, но и не спят.
  6. Сложно взять таких деток на руки, поскольку они спину выгибают так, что их нелегко прижать к груди

Такие признаки могут возникнуть и у трехмесячных малюток, но врачи не поставят такой  диагноз в этом возрасте, поскольку режим дня находится в процессе формирования. Более характерными и явными признаками аутизма в старшем возрасте являются:

  • неохота контактирования с окружающими людьми;
  • однообразные движения;
  • изменение обстановки, при котором ребенок боится, начинает сильно нервничать;
  • трудное освоение навыков самообслуживания;
  • непричастность карапуза к сюжетно-ролевым играм;
  • после длительного молчания, монотонные повторения одного и того же звука или слова.

Симптоматика заболевания

Симптоматика данного заболевания проявляется в совокупности поведенческих и физиологических факторов.

Поведенческий аутизм выражается в различных формах в зависимости от возраста ребенка.

Наличие аутистического расстройства у новорожденных и детей в возрасте до шести месяцев можно выявить по наличию следующих симптомов:

  • постоянная нервозность и сильный плач, чрезмерная активность грудничка;
  • повышенная пассивность, слабый и невыраженный интерес к окружающему миру, либо полное его отсутствие, минимальная двигательная активность, практическое отсутствие плача;
  • задержка в развитии ребенка;
  • ускоренный рост головы;
  • отсутствие реакции на голоса родителей;
  • отказ от грудного вскармливания;
  • нет концентрации и фокусировки взгляда на различных предметах и лицах;
  • неприятие материнских или отцовских прикосновений.

Признаками аутизма у ребенка от двух до одиннадцати лет являются:

  • отказ от визуального контакта с собеседником;
  • невосприимчивость к собственному имени;
  • нежелание общаться с другими детьми, постоянное стремление находиться в одиночестве;
  • отказ от разговоров со старшими людьми;
  • панические состояния при смене привычной обстановки;
  • определенные сложности в обучении и приобретении различных навыков;
  • проявление интереса к определенному виду деятельности (музыка, компьютер, изобразительное искусство, математика);
  • повторение одних и тех же жестов, звуков или слов, проявляющиеся в систематическом порядке.

Симптомы, указывающие на наличие аутизма у детей после одиннадцати лет:

  • депрессивные расстройства с проявлениями агрессии;
  • нарушение речевой функции;
  • склонность к повторяющимся действиям;
  • коммуникации с вымышленными собеседниками;
  • отрицание необходимости общения с окружающими людьми;
  • негативные проявления при любых переменах;
  • повышенная тревожность, перевозбудимость, чрезмерная нервозность;
  • сильная привязанность к определенным предметам;
  • патологические страхи и панические состояния;
  • систематическое следование придуманным ритуалам.

Тяжесть развития аутистических расстройств у взрослой женщины или мужчины напрямую связана с их течением в детском возрасте. Обычно они имеют следующую симптоматику:

  • игнорирование общепринятых норм поведения;
  • скудность мимики, жестов и словарного запаса;
  • отсутствие эмоций и интонации;
  • невосприятие эмоциональных и чувственных изменений в поведении других людей;
  • нежелание контактировать с окружающими;
  • серьезные затруднения при построении дружеских или любовных отношений.

Симптомы заболевания также различаются в зависимости от различных его видов и форм.

Синдром Каннера или детский аутизм чаще всего проявляется у детей в возрасте до трех лет. Нарушения при этом проявляются в коммуникациях и поведении. Социализация ребенка тоже в значительной степени страдает. У таких пациентов прослеживается явная агрессия к себе и окружающим, немотивированные и частые вспышки гнева. Медико-психологические факторы представлены нарушением сна, наличием патологических страхов, сбоями в работе желудочно-кишечного тракта.

Особенности, присущие атипичному аутизму:

  • проявление болезни в более позднем возрасте, после достижения ребенком трех лет;
  • нарушение социального взаимодействия;
  • заторможенность развития;
  • стереотипность поведения, возникающая с определенной периодичностью.

Синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм отличает от других видов заболевания:

  • отсутствие задержки речевого развития;
  • познавательные способности развиты выше нормы.

Для этого синдрома также характерно появление стереотипов, страстное увлечение каким-либо одним занятием. Часто у таких пациентов наблюдается неуклюжесть.

Синдром Ретта считается одним из наиболее тяжелых проявления заболевания. Для него характерны следующие симптомы:

  • торможение развития речи;
  • потеря приобретенных навыков;
  • утрата мышечного тонуса;
  • серьезный прогрессирующий распад двигательной функции и моторных навыков;
  • приступы эпилептического характера.

Симптоматика такого заболевания к пяти-шести годам жизни ребенка очень похожа на последние стадии тяжелых болезней центральной нервной системы. К сожалению, коррекции синдром Ретта не поддается.

Работа с родителями

Это для меня самая сложная часть сеанса. Нельзя избежать контактов с родителями

Психотерапевту важно знать семейную ситуацию, как обращаются родители с таким ребенком, как они относятся к диагнозу. Работая с ребенком у него дома, мы вынуждены от 20 до 50% времени посвящать беседе с родителями

 Родители настойчивы в поиске ответов на два риторических вопроса: почему у нас это, и что его ждет в будущем. Если вы слишком оптимистичны, то родители начинают сомневаться в вашем профессионализме, а если вы рисуете мрачные картины будущего, то у родителей просто опускаются руки. Хотя вам платят только за игротерапию, но вы вынуждены втягиваться и в семейную терапию, ибо все перемены в семейной ситуации оказывают свое искаженное влияние на поведение ребенка. Если, к примеру, семья готовится ко дню рождения старшей сестры, то ваш пациент становится возбужденным, непослушным, и всем мешает.

Характеристика в мсэ на аутичного ребенка в детском саду

При этом игра становиться все более эмоционально насыщенной , вы можете постоянно обращаться к ребенку с «призывом» разделить радость : «Вот это паровоз! Смотри, как он с горки съехал. А на нем мишка едет. Куда же он едет? Наверное, в гости к Зайцу…». Имейте ввиду, что невозможно заинтересовать ребенка игрой, если вы сами не почувствуете удовольствие от нее.

Аутичный ребенок плохо осознает свое тело . У него может быть нарушена пространственная ориентация

Поэтому полезно разместить в групповой комнате несколько зеркал на уровне глаз ребенка .Время от времени воспитатель или учитель может привлекать внимание ребенка к его отражению. Этот прием дает положительные результаты

Скрининговое обследование

Дети в возрасте от двух до трех лет, посещающие детский центр – всего 62 ребенка – были обследованы с помощью следующих методик:

1. Модифицированный cкрининговый тест на аутизм для малышей — M-CHAT (Robins D.L., Fein D., Barton M.L., 2001), предназначенный для выявления риска развития аутизма у детей 16-30 месяцев.

2. Рейтинговая шкала аутизма C.A.R.S. (Schopler E., Reichler R.J., DeVellis R.F., Daly K., 1980), которая применяется в диагностике детей от 2 до 4 лет. Шкала C.A.R.S базируется на клинических наблюдениях за поведением ребенка и может служить для первичного скрининга симптомов РАС.

Дети, которые по результатам методики M-CHAT набрали количество баллов, соответствующее высокому риску РАС (8-20 баллов) и среднему риску РАС (3-7 баллов) и, одновременно, по результатам методики C.A.R.S набрали сумму баллов, соответствующую «тяжелому аутизму» (37-60 баллов) и проявлению аутизма от «легкого» до «среднего» (30-36 баллов) были отнесены нами к группе детей с признаками РАС. Указанным критериям соответствовали 11 из 62 обследованных детей.

Мы понимали, что дети раннего возраста, у которых при проведении скрининговых методик выявились признаки аутистического развития, далеко не всегда в дальнейшем будут диагностированы как дети с РАС; признаки, которые мы отмечаем, не обязательно оформятся в расстройство развития. Однако, мы считали важным начать коррекционную работу с такими детьми, включив их в игровые занятия в группе с типично развивающимися сверстниками, не дожидаясь официальной постановки диагноза.

Роль игры

Дать определение игры очень трудно, так как многие виды деятельности могут быть отнесены к игре. (Пухова, 2007).  Игра проходит разные стадии в процессе развития ребенка от игры с телом, например, пальчиковые игры, простое перекладывание предметов, а затем движется к символической игре. Это движение и надо принять за вектор работы с аутистом. В нашей книге «Символическая игра и общее развитие от двух до трех лет» представлена подробная картина зарождения и развития символической игры (Пухова, 2005). В книге приведении протоколы игры в случае нормального развития ребенка, но этот дневник может послужить образцом для работы на начальном этапе. В норме мы легко прослеживаем, что символическая игра связана с общим психическим развитием ребенка.

Игра давно считается средством самовыражения для ребенка. На ранних этапах развития речь служит ребенку лишь дополнением к игре и не является необходимым условием для общения. Дети играют ради удовольствия и не задумываются о стадиях игры или о ее развивающих функциях. С аутистами все выглядит иначе.

Адаптации в окружающей среде

Прежде всего постарайтесь определить, можно ли как-то изменить окружающую среду, чтобы ребенку было комфортнее. Вот несколько идей, как это можно сделать. 

  • Если у ребенка есть повышенная чувствительность к определенным видам освещения, возможно, это стоит изменить.
  • Очень часто ситуация будет более терпимой, если рядом с ребенком находится как можно меньше других детей. В группе детского сада или центра можно разделить детей на маленькие подгруппы во время свободного времени.
  • Во время «утреннего круга» или другого группового занятия можно разрешить ребенку сидеть поодаль от группы, если ему пока что сложно сесть рядом со всеми.
  • Если во время смены деятельности или перехода в другое помещение ребенка выводят из себя хаос и непредсказуемость, то можно организовать для него переход непосредственно перед или сразу после других детей.
  • Необходимые адаптации среды очень индивидуальны, так как каждый ребенок с аутизмом уникален и у каждого есть свои сложности.

К сожалению, если ребенок не может рассказать нам, что именно его беспокоит, то мы можем ориентироваться только на его поведение в той или иной конкретной ситуации в прошлом.

Хотя мы не хотим намеренно подвергать ребенка чему-то неприятному, нам также очень важно стараться не поощрять негативное поведение, удаляя неприятные факторы сразу после нежелательного поведения. (Так называемое отрицательное подкрепление.) Так что лучше планировать заранее и стараться избегать неприятных ситуаций, а не ждать, пока ребенок расскажет нам о них проблемным поведением, которое может быть его единственным способом коммуникации

Психолого-педагогическая характеристика воспитанника ДОУ для предоставления в детскую поликлинику (оформление инвалидности)

У сформированы навыки самообслуживания: пользуется ложкой, вилкой, салфеткой. Умеет самостоятельно мыть руки, расчёсываться, с небольшой помощью взрослого одеваться, раздеваться, обуваться. Свои вещи убирает на места.

На занятиях проявляет высокую познавательную активность. Хорошо принимает помощь от взрослого (как словесную, так и практическую). Если в процессе деятельности возникают какие – либо затруднения, то бывает недостаточно настойчив в их преодолении (может совсем бросить работу), но при этом переживает, нервничает и через какое — то время всё же старается самостоятельно найти решение. Вообще всё любит делать самостоятельно.

Признаки аутизма у детей 3 лет

Состояние строения органов артикуляционного аппарата не выявлено, отрицательная реакция ребёнка на осмотр; движения органов артикуляции неточные, не в полном объёме.

София посещает детский сад 08.09.2014 г. Девочка охотно ходит в детский сад, болеет редко. София во время дневного сна засыпает с трудом, но сон спокойный, продолжительный.

Ребенок из неполной семьи. Мать принимает активное участие в воспитании и развитии ребёнка; проявляет достаточный интерес к жизни ребёнка в детском саду; прислушивается к рекомендациям педагогов.

Но ребенок с аутизмом выхватывает какой-то объект например прекращает пить молоко, боится всего белого после посещения врача и т.д.

Если Рому психолог не вовлекает в работу группы, то мальчик кидает в детей игрушки, карандаши, обращая на себя внимание, но не соглашается присоединиться к общей работе, отрицательно мотает головой, «мычит», убегает, прячется. Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким недугом

Но со временем выявляется все больше детей, страдающих им. Показательна статистика, приводимая в США, где этой болезнью занимаются вплотную. В 1970-х было соотношение один аутист на 10 тысяч детей, 15 лет назад — один на 250 детей, сейчас — один на 88 детей или один аутист на 52 мальчика и 250 девочек. Дай, машину». Выполняет инструкцию педагога типа: «Подойди к шкафчику и принеси кисточку». Повторяет за педагогами названия основных цветов: белый — бе, синий — си и т

Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким недугом. Но со временем выявляется все больше детей, страдающих им. Показательна статистика, приводимая в США, где этой болезнью занимаются вплотную. В 1970-х было соотношение один аутист на 10 тысяч детей, 15 лет назад — один на 250 детей, сейчас — один на 88 детей или один аутист на 52 мальчика и 250 девочек. Дай, машину». Выполняет инструкцию педагога типа: «Подойди к шкафчику и принеси кисточку». Повторяет за педагогами названия основных цветов: белый — бе, синий — си и т.

Речевая активность достаточная.Объём активного словаря соответствует объёму пассивного словаря. В свободном речевом высказывании использует простую распространённую, грамматически правильно оформленную фразу. Но эти высказывания имеют стереотипный характер, т.е. наблюдаются однообразные повторения (эхолалия), «штампованные» фразы. На вопрос ребёнок часто отвечает неадекватно.

Выявленные у детей-аутистов нарушения в развитии являются пожизненными и оказывают значительное влияние на их восприятие окружающего мира.

Жёстко следует усвоенному режиму, болезненно реагирует на его малейшее изменение (например: одевание и выход на прогулку, выход в другие помещения). Изменение местоположения любимой игрушки вызывает бурную негативную реакцию.

Беседа с родителями

Родители детей, отнесенных нами впоследствии к группе с признаками РАС, в беседе с психологом часто выражали обеспокоенность поведением ребенка: невозможностью посещать с ним людные места, непереносимостью новой обстановки. Они также отмечали проявления у ребенка самоагрессии и истерик без причины, трудности в усвоении бытовых и игровых навыков, их стереотипность и специфичность: «любит только юлу», «из всего строит башни».

Кроме того, родители отмечали сложности коммуникации с ребенком («ни словечка не говорит»), часто жаловались на «неотзывчивость» ребенка и его «невнимательность к близким». Основной причиной, побудившей их посещать занятия, родители называли рекомендацию врача-педиатра или невролога.

Почему рождаются дети аутисты

В последние десятилетия специалисты отмечают тревожную тенденцию к учащению случаев развития аутизма у детей. Статистические цифры неутешительные: из 150 детей один оказывается аутистом, при этом всего лишь 20 лет назад диагноз «аутизм» выставлялся одному из 1000 детей.

Четкой взаимосвязи каких-либо факторов и развития аутизма установить не удается. Дети заболевают в семьях с самым разным семейным укладом, семейным анамнезом, средой проживания. В ходе наблюдений, врачи идентифицировали более 400 возможных провоцирующих факторов, которые могут быть причиной аутизма. Наиболее вероятные:

генетические аномалии и мутации — изучая теорию генетической природы аутистических нарушений, ученым удалось сделать важной открытие. Оказалось, что у больных детей в ДНК присутствует превышенное число копий определенных хромосом, которые отвечают за социальную адаптацию у детей

Причем было замечено, что у девочек такие хромосомные отклонения не всегда приводят к аутизму, а вот у мальчиков — почти всегда;
заболевания в анамнезе беременной — негативное влияние заболеваний матери на плод уже давно подтверждено научными исследованиями. Для уточнения природы аутических нарушений было сопоставлено все факторы риска. В результате чего было установлено, что аутизм может быть вызван дефицитом железа (анемия), герпетической инфекцией, краснухой, сахарным диабетом, прочими вирусно-бактериальными инфекциями у женщины во время беременности;
возраст роженицы старше 35 лет — замечено, что малыши, рожденные женщинами в возрасте 40+, а также те, которые находились в ягодичном предлежании, имеют высокие шансы заболеть аутизмом;
гормональный дисбаланс — в последнее время все чаще прослеживается взаимосвязь между дефицитом/избытком гормонов в организме беременной и аутизмом у малыша. Нехватка адреналина у женщины нередко приводит к психическим расстройствам у малыша, которые проявляются слабыми аутистическими сигналами. Нестабильный уровень окситоцина при беременности также негативно сказывается на детской психике — ребенок плохо узнает знакомые лица, у него ограничена кратковременная память, присутствуют нарушения социального контакта. Дефицит тироксина приводит к недостаточной социальной адаптации ребенка;
плохая экологическая ситуация, отравление тяжелыми металлами, химикатами — многоразовые исследования дают повод заподозрить патогенное влияние загрязненного воздуха на развитие плода. Опыты на мышах показали, что вредные вещества в воздухе вызывают увеличение желудочков мозга, что блокирует нормальное развитие других участков. Кроме того, наблюдения за детьми, проживающими в загрязненных районах, показали, что аутизм среди них встречается чаще;
вакцинация ребенка (гипотеза не имеет доказательной базы) — существует мнение, что вещество тиомерсал, которое входит в состав вакцин, провоцирует аутизм. Научных подтверждений этому нет, но все противники прививок настаивают на его токсичности и негативном влиянии на центральную нервную систему. Кроме того, есть сведения, что именно с началом использования тиомерсала начался всплеск аутизма.

«Инклюзия наоборот» для нейротипичных детей

Если ребенок посещает инклюзивную группу в детском саду, попробуйте заручиться помощью одного или двух детей из его группы. Если ребенок посещает автономную или ресурсную группу, попробуйте привлечь его ровесников из общеобразовательных групп.

Вы можете привлечь всю группу, пообещав, что те дети, которые лучше или быстрее всех выполнят задания, смогут пойти к вам в особую группу поиграть. Опять-таки убедитесь, что вы предоставляете очень плотное поощрение для детей с типичным развитием и что это игровое занятие с аутичным ребенком для них награда. В идеале дети в общеобразовательной среде будут зарабатывать возможность поиграть с «особым другом»!

Такая «инклюзия наоборот» часто оказывается наиболее эффективной для ребенка с аутизмом, которому трудно переносить незнакомую обстановку и большие группы людей.

Педагоги часто могут выбрать наиболее подходящих кандидатов среди своих учеников. Обязательно поговорите с родителями детей, прежде чем предлагать им стать помощниками. Некоторые родители могут бояться расстройства, которое они не понимают, но, по опыту, большинство родителей соглашаются помочь. Во время разговора с родителями подчеркивайте, чем этот опыт будет полезен типично развивающемуся ребенку. Упомяните, что их ребенка рекомендовали из-за его или ее положительных качеств, например готовности помочь и развитых навыков общения, и подчеркните, что такие качества — это очевидный результат хорошего воспитания дома!

Предложите родителям отдельно встретиться с аутичным ребенком. Расскажите им общую информацию об аутизме и конкретную информацию о ребенке. У многих людей есть заблуждения об аутизме, и они могут не понимать, что дети с аутизмом настолько разные, что знать особенности конкретного ребенка по репортажам в СМИ просто невозможно. Люди опасаются того, чего они не понимают, так что чем больше информации вы предложите, тем меньше беспокойства возникнет у родителей.

Роль помощника часто повышает самооценку типично развивающегося ребенка, который гордится тем, что помогает другим. Кроме того, это помогает ему понять, что все люди очень разные и особенные.

По опыту, после таких совместных игр типично развивающиеся дети часто начинают брать на себя роль помощников ребенка с аутизмом в группе, столовой или на игровой площадке.

Например, они говорят другим детям или педагогам, что ребенок с аутизмом не любит громких звуков или что сейчас ему нужен перерыв.

Чем больше людей вокруг будут понимать поведение ребенка, тем легче будет предотвратить возможные проблемы. Кроме того, мы наблюдали, как между детьми возникает настоящая и продолжительная дружба, которая предоставляет детям с аутизмом новые социальные возможности для развития, например посещение вечеринок в честь дня рождения и совместные вылазки в выходные.

Динамика групповой работы на третьем этапе методики – занятиях с обязательной работой в кругу

На третьем (основном) этапе реализации игровой методики мы распределили детей с признаками РАС (11 человек) по группам для проведения занятий так, чтобы их количество в группе типично развивающихся сверстников не превышало 3 в группе из 8 детей. Дети посещали групповые занятия 2 раза в неделю, длительность занятия составляла 15-20 мин; с группами работал один и тот же ведущий.

В ходе занятий, проводимых на протяжении 8 месяцев, практически у всех детей раннего возраста с признаками РАС была отмечена выраженная положительная динамика, которая проявлялась в следующем:

– дети стали допускать большее разнообразие в играх;

– чаще включались в игры с простым сюжетом (без музыкального сопровождения);

– ожидали социального поощрения и позитивно на него реагировали;

– начали проявлять интерес к находящимся в кругу сверстникам, фиксировать взгляд на взрослом, ведущим занятия, реагировать улыбкой на обращение по имени;

– стали придерживаться структуры занятия.

Если в начале занятий поведение некоторых детей с выраженными признаками РАС невозможно было организовать без родителей, то на момент завершения исследования родители приглашались на занятия только в случае крайней необходимости. Следует отметить и увеличение продолжительности занятий с 7-10 минут в первый месяц до 15-20 минут к 8 месяцу групповой работы в кругу.

Приведем пример из нашей практики, демонстрирующий качественные изменения в состоянии ребенка с формирующимся РАС в процессе занятий.

Мальчик Алексей (2 года 9 месяцев) 1 с первых занятий легко заходил в игровую комнату за руку с педагогом, маму никогда не звал. Очень часто просился на руки к присутствующим взрослым, любил, чтобы его кружили. Окружающей обстановкой мальчик не интересовался, взгляд на сверстниках и взрослых не задерживал. Практически все время смотрел на светильники, постоянно улыбался, на имя не реагировал. Сидел в кругу всегда самостоятельно, на одном и том же месте, но в занятии участия не принимал, игровым действиям не подражал. На социальное поощрение реагировал, но хлопал по ладошке педагога, не глядя ему в глаза, словно отмахиваясь. В начале групповой работы в кругу Алексей мог оставаться сидеть на своем месте и смотреть в потолок на лампочки, когда занятие было уже завершено.

На момент завершения исследования мальчик посещал занятия третьего (основного) этапа игровой методики семь месяцев. Алексей подражал действиям ведущего-психолога, самостоятельно доставал и складывал игрушки и инструменты в корзинку, часто рассматривал детей, сидящих в кругу, на предложение взрослого «дай пять!» — реагировал по-разному: сначала смотрел на педагога, затем хлопал с улыбкой или мотал головой, произнося: «нее». У мальчика появился указательный жест, он часто показывал на кричащих детей, и, если крик не прекращался, начинал «грозить» им пальцем. Алексей охотно и даже поспешно занимал место в кругу, а после занятия самостоятельно вставал с подушки и помогал её убирать.

Похожие изменения наблюдались в поведении всех детей с признаками РАС, посещавших игровые занятия. В целом, качественные изменения, отмечаемые у детей с признаками РАС, в процессе игровых групповых занятий можно расценить как явную тенденцию возвращения к логике нормального эмоционального и социального развития.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий