Ребенка травят в школе: 6 способов усугубить ситуацию

Как бороться с буллингом

Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон. 

Что делать родителям   

Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее. 

Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок

Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

В «Домашней школе Фоксфорда» справиться со сложной ситуацией может помочь профессиональный психолог. Любой ученик и родитель может получить бесплатную консультацию в течение учебного года. 

После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.

  • «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
  • «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
  • «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
  • «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
  • «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее. 

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.

Что делать учителю

Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания

Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах

Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает. 

Однако к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.  

Что делать ребёнку

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:

  1. Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество. 
  2. Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне). 
  3. Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
  4. Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней. 
  5. Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.  

<<Форма бесплатного курса>>

Как понять родителям, что ребёнок стал изгоем

Есть несколько симптомов, которые могут указывать на то, что у ребёнка проблемы в школе:

  • не хочет ходить на учёбу, даже если справляется со всеми домашними заданиями;
  • ничего не говорит об одноклассниках и не рассказывает о друзьях;
  • не делится тем, как прошёл день;
  • теряется, кому написать, чтобы узнать домашнее задание;
  • никого не приглашает на день рождения и сам ни к кому не ходит;
  • просит оставить его дома под предлогом болезни или действительно часто болеет;
  • возвращается из школы нервным или сильно расстроенным;
  • приносит домой испорченные вещи, а что-то вообще пропадает.

Эти симптомы могут указывать не только на изгойство, но и на конфликт с учителями или одноклассниками.

<<Перелинковка>>

Если ребёнок встаёт в позицию защитника жертвы, он тоже может подвергаться нападкам со стороны обидчиков и преследователей

Поэтому важно время помочь. 

Спокойствие, только спокойствие!

Сережа хочет вывести Диму из себя. Его радует власть над Димой. Когда Дима бесится, краснеет и орет, Сережа радуется — как будто он взорвал хлопушку: ба-бах — и конфетти летят. Дима не может промолчать. Он стремится стереть Сережу с лица земли. Мама пытается убедить Диму, что не надо так бурно реагировать, что можно отшутиться, уйти, промолчать. Но Диме кажется, что промолчать — не круто: надо врезать как следует, чтобы не сочли слабаком.

С этим тоже можно справляться: скажем, вместе смотреть фильмы о героях и обращать внимание не на те эпизоды, где герой всех бьет, а на те, где от него требуется выдержка и хладнокровие. В этом смысле идеальны фильмы о шпионах и суперагентах

Впрочем, даже Карлсон с его тактиками низвождения, курощения и дуракаваляния — неплохое подспорье.

Культурные нормы требуют, чтобы ребенок был сильным и не давал спуску обидчикам, а цивилизационные — не поощряют насилие; не ударишь в ответ — ты слабак, ударишь — потащат в детскую комнату милиции. Как ни поступи — окажешься неправ. «Если не знаешь, как поступить, поступай по закону», — напоминает старую истину Наталья Науменко.

«У ребенка всегда большой соблазн ответить силой на силу, — замечает психолог Элина Жилина. — Его можно учить не отвечать, физически уходить, игнорировать обидчика. А если отвечать — то на другом уровне. Это трудно, потому что требует довольно высокого уровня самосознания и уверенности в себе. Но можно с раннего возраста учить ребенка видеть, что стоит за поступками другого человека, понимать его мотивы и порой даже пожалеть: ты несчастный, раз так бесишься. Это полезно, особенно если удается добиться не гордой, презрительной жалости, а искреннего сочувствия: как же ему тяжело живется, что из него такая пакость лезет».

Если родители — христиане, у них есть шанс научить ребенка тому, что смирение и кротость — это не слабость, а колоссальная внутренняя сила. Что подставить вторую щеку — это значит показать, что насилие не может тебя уничтожить, что оно никак не вредит тебе, не задевает тебя. Детям бывает трудно это вместить: им ближе «око за око». Родителям еще предстоит вырастить в них эту силу духа — и пока ее нет, ребенка надо учить иначе справляться с оскорблениями.

«Важно донести до ребенка простую мысль: если кто-то говорит о тебе гадости, это не твоя проблема, а его, — говорит Наталья Науменко. — Научить ребенка правильно реагировать на оскорбления, не бросаясь в бой по каждому поводу, быстро не получится. Это кропотливая работа, на нее нужно месяца три-четыре

И иногда бывает нужно изъять ребенка из среды, где его травят. Если нет принятия среды — нельзя работать над самооценкой. Можно забрать ребенка на семейное обучение, на экстернат и вернуть его в школу позднее. Часто бывает, что в травле виноват не ребенок, а среда. Например, классический вариант сказки о гадком утенке — одаренный ребенок в школе в социально неблагополучном районе. Мы, взрослые, можем выбирать для себя среду — можем уволиться с работы, где нас унижают. У детей такой возможности нет. Но мы можем им помочь, подыскав среду, где их будут принимать».

Наконец, с детьми, имеющими опыт травли, опыт незаслуженного страдания, обязательно надо разговаривать — на этом настаивают все специалисты. Может быть, психологическая или психиатрическая помощь понадобится далеко не всем, но всем нужно помочь пережить и переработать этот травматический опыт, чтобы он не искалечил, а сделал сильнее.

Способы реагирования на ситуации травли

Наиболее прикладным вопросом является реагирование взрослых на ситуации буллинга. Респонденты перечисляли а) известные им способы реагирования, б) способы реагирования, которые они лично опробовали и могут охарактеризовать как эффективные или неэффективные, в) способы реагирования, которые, как они считают, усугубляют отношения травли в группе. Наиболее распространенные ответы отражены на рис. 3 (в процентах респондентов, давших такие ответы).


Рис. 3. Способы реагирования на ситуации буллинга (% респондентов)

Что видно из этой диаграммы? Во-первых, бросается в глаза, что представления о том, как можно реагировать на ситуации буллинга, достаточно согласованны: ответы не очень разнообразны, но многократно повторяются. Во-вторых, характерны общие формулировки: названия столбцов — это результат обобщения ответов, которые указывают в основном на процедурный, а не на содержательный аспект работы. «Обсуждение в классе», «индивидуальные беседы» — это свободная для интерпретации форма деятельности, которая не позволяет судить о ее потенциальной успешности. Например, «индивидуальные беседы» опробованы примерно 20% респондентов, и в четверти случаев это признано неэффективным способом реагирования, однако невозможно узнать, как были построены эти беседы, о чем они, и от чего зависит, оказались ли они эффективным или неэффективным инструментом. В-третьих, очень нагляден разрыв между теоретическими представлениями о том, как в принципе можно реагировать на буллинг (самые высокие столбцы; почти половина респондентов говорит об индивидуальных беседах и вовлечении родителей, больше трети — об обсуждении в классе, и т.п.) и реальным опытом, на который
можно опираться и который можно описывать.

В этом состоит важнейший результат исследования: наблюдается серьезное расхождение между представлениями респондентов о возможном поведении и реальным опытом поведения при встрече с ситуациями травли. Частота упоминания тех или иных способов как возможных гораздо выше, чем частота упоминания тех же самых способов как опробованных. Этот разрыв заставляет предположить, что существуют некие факторы, которые останавливают активное реагирование сотрудников школы на ситуации травли. Речь здесь может идти о разном: о недостатке компетентности (тема травли в психолого-педагогическом контексте почти не обсуждается, ясных практических алгоритмов реагирования не выработано); о вторичной выгоде педагогов от наличия выраженных аутсайдера и лидера в группе (агрессия размещается внутри ученической группы, оставляя учителей в психологической безопасности); о невозможности преодоления отношений, основанных на неравенстве власти, в контексте школы — иерархической пирамиды, где на разных уровнях могут быть представлены отношения буллинга; о согласии с наличествующей ситуацией травли, и др. Эта тема нуждается в дальнейшем прояснении. Однако мы можем говорить о том, что, несмотря на высокий уровень осведомленности сотрудников образовательной системы о феноменологии буллинга, его причинах и последствиях, они демонстрируют обедненные схемы эффективного реагирования на ситуации травли.

На рис. 4 отображены ответы на вопрос о том, какие способы поведения, на взгляд респондентов, способствуют усугублению ситуаций травли в классе. Любопытна согласованность мнений респондентов в этом вопросе. На первом месте — «поддержка буллинга», рубрика, в которую попадают признание ситуации буллинга как нормативной, унижение и угнетение ребенка, оказавшегося в роли жертвы, или других детей, и демонстрация ценности отношений неравенства власти как инструмента повышения статуса и авторитета. Есть частичные пере*

Рис. 4. Способы реагирования, усугубляющие буллинг (% респондентов)

сечения с предыдущим перечнем: как возможные способы реагирования на буллинг, которые его усугубляют, перечисляются поддержка буллинга, невмешательство (также проверенное и признанное неэффективным), запрет буллинга (который около 4% признали эффективным способом), а также вовлечение администрации, защита и специальная опека жертвы (признана эффективной почти 20% респондентов). Согласованность ответов и частичное совпадение со списком опробованных способов показывают, что респонденты имеют вполне сформированное и ясное представление о том, что именно катализирует буллинг в поведении учителя.

Алгоритм для родителей

Если вы поняли, что ребенка обижают в школе, или он сам рассказал вам об этом, обязательно вмешивайтесь в ситуацию. Многим кажется, что помощь родителей только все испортит, но ни жертва, ни агрессор не смогут остановить насилие без вмешательства взрослых.

Обязательные для родителя шаги:

1. Обязательно поговорите с ребенком. Объясните ему, что он не виноват в том, что с ним произошло, и что жертвой агрессора мог стать любой. Не обвиняйте его, не говорите, что он мог бы что-то изменить, если бы лучше учился или был более сговорчивым. Ребенок должен ощущать вашу полную и безграничную поддержку. Он должен знать, что в самой сложной ситуации он может рассчитывать на вашу помощь.

2. Разработайте алгоритм действий. Постарайтесь придумать стратегии поведения для каждой возможной ситуации. Помните, что игнорирование не решает, а только усугубляет проблему. Вместе с ребенком придумайте спокойные ответы на оскорбления. Расскажите, что не стыдно обращаться к учителю, если у него забрали какую-то вещь, что-то сломали или приклеили жвачку на стул

Научите его привлекать внимание и просить помощи у взрослых, если агрессоры хотят причинить ему физический вред

3. Обратитесь к учителю. Поговорите с классным руководителем ребенка о травле. Предложите совместные внеклассные активности для учеников класса, с помощью которых дети могли бы наладить отношения и стать настоящей командой. Будьте готовы к тому, что это потребует вашей включенности в жизнь класса и школы.

Если учитель не реагирует на ваши обращения, обратитесь к администрации школы. Направьте на адрес директора письменный запрос с описанием ситуации и попросите его повлиять на проблему. Если и это не помогает, обратитесь в контролирующие органы — Управление образования вашего города, территориальный орган Роспотребнадзора, Уполномоченному по правам ребенка.

4. Пишите заявление в полицию. Снимайте побои, пишите заявления о краже и порче имущества в отделении полиции. До 16 лет ответственность за действия ребенка несут его родители. После 16 привлечь можно самого агрессора. К сожалению, это не работает в случаях эмоционального насилия, потому что доказать случаи таких издевательств очень сложно.

5. Обратитесь к психологу. Профильный специалист поможет ребенку проработать травму, развить нужные качества, которые могут противостоять травле, поднять самооценку и поддержать в трудной ситуации.

6. Смените класс или школу. Если ничего не помогает, и травля продолжается, переведите ребенка в другой класс вашей школы или подыщите ему новую школу. Если ребенок не хочет ходить в школу, обсудите с ним возможности семейного образования. Ищите такое решение, которое не скажется на качестве образования, но не будет травмировать ребенка.

Помните: травлю начинают дети, а останавливают ее взрослые. Без вашего вмешательства ситуация не изменится. Наша главная задача — защитить интересы ребенка и помочь ему преодолевать сложные испытания.

Рекомендуем для изучения

Что делать, чтобы во время подросткового периода ребенок не пустил свою жизнь под откос

Что почитать еще:

Какие могут быть последствия прогулов в школе

Статья 63 Семейного кодекса России гласит: родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Если ребёнок систематически пропускает занятия, школа вправе обратиться в органы опеки, а те, в свою очередь, — привлечь родителей к административной ответственности.

Из письма Министерства просвещения России от 20 августа 2020 года N 07-4977: несовершеннолетний ребёнок, который пропустил более 20% занятий по неуважительным причинам в течение месяца или систематически пропускает более 20% занятий за отчётный период, который устанавливается приказом Росстата, считается прогульщиком. Письмо даёт возможность примерно оценить, сколько занятий может быть пропущено ребёнком: прямого нормативного действия акт не имеет.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей предполагается вынесение предупреждения либо штрафа в размере от 100 до 500 рублей за первичное нарушение, штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей или административного ареста на срок до пяти суток за повторное нарушение на основании ст. 5.35 КоАП РФ.

Что такое буллинг в школе

Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.

Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:

  • словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
  • распространения слухов и сплетен;
  • бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).

Кто такой буллер

Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.

Если травля без физического насилия

Ольга Журавская отметила, что на почту проекта «Травли Net» поступает много писем от родителей, чьи дети подвергаются травле. Взрослые в панике, потому что чаще всего не знают, как правильно действовать в таких случаях.

При первых признаках травли родителям в первую очередь нужно поговорить со своим ребенком и постараться узнать о конфликте как можно больше: как именно над ним издеваются, кто в этом участвует, как реагируют педагоги.

Если выяснится, что другие дети его унижают, обзывают или дразнят, то следующим шагом должна стать встреча с классным руководителем и школьным психологом. Описать им все, что происходит, следует не только устно, но и в письменном заявлении. После этого родителям совместно с педагогом и психологом нужно составить список конкретных действий по разрешению конфликта. Лучше, чтобы план содержал в себе несколько вариантов развития событий: в случае неудачи на каком-то из этапов должен быть запасной вариант. Кроме того, на этой стадии можно обратиться к согласительной комиссии, о которой мы писали выше.

Если родители написали заявление, а администрация школы не реагирует, им стоит обратиться с письменным заявлением к государственным службам.

У Управления образования вашего города или области родители имеют право потребовать проверки действий школьного руководства и педагогов. Рособрнадзор и территориальное управление Роспотребнадзора должны контролировать соблюдение прав учащихся, поэтому при подаче заявления по любому вопросу, связанному со школами, эти организации обязаны отреагировать. В обязанности уполномоченного по правам ребенка в вашем регионе входят вопросы соблюдения прав ребенка.

Когда все вышеперечисленные способы не работают, нужно подавать иск в суд. Конечно, лучше всего перед этим проконсультироваться с адвокатом.

В суде родители могут требовать возмещения вреда здоровью ребенка и компенсации морального ущерба. Справку о полученных психических травмах выдает психиатр. Его заключение и будет вашим доказательством в суде.

Что делать, если ребёнок стал изгоем в классе

В соответствии с Конституцией РФ, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Если ребёнку в школе плохо — нужно срочно принять педагогические и юридические меры. Следуйте алгоритму, который рекомендует психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Петрусенко и юристы портала Травли.Нет.Прочтите устав школы. Там может быть информация, как действовать. Если у школы есть правила для решения таких ситуаций, но правила не исполняются, вы сможете пожаловаться конкретно на это. Напишите письменное заявление на имя директора. Зафиксируйте все факты травли, опишите ситуацию.

Поговорите с педагогом и школьным психологом, если он имеется. Ведите беседу в ключе «у нас сложная ситуация, давайте придумаем, что можно сделать». Не обвиняйте, а предлагайте совместно разобраться в проблеме. Записывайте результаты обсуждения: например, конкретные предложенные шаги и обозначенные сроки.

Предложите создать согласительную комиссию, если таковой нет в школе. По закону разрешено создавать такие комиссии. Туда могут входить родители, администрация школы, сами ученики, специальные медиаторы — третьи лица, которые профессионально занимаются решением конфликтов.

Цель комиссии — провести собрание, чтобы разобрать конфликт и помочь урегулировать ситуацию в классе. Найти медиатора помогают специальные организации, которые занимаются созданием безопасной среды в школах — например, АНО БО «Журавлик». Сообщить о вашем желании привлечь медиатора можно ещё на этапе письменного заявления. Переходите к юридическим методам, если беседы не подействовали. Напишите заявление в Управление образования вашего города или области, Рособрнадзор или Уполномоченному по правам ребёнка в вашем регионе. Чиновники обязаны реагировать на обращения в течение 30 дней. После обращения могут возбудить проверку. Если выяснится, что учителя не способствовали урегулированию конфликта, их ждёт административная ответственность. Если школа не защищает ребёнка, родители также имеют право подать административный иск в суд. Школе грозит денежный штраф за нарушение прав человеческого достоинства и отсутствие защиты от физического насилия

Привлеките внимание общественности. Опубликуйте посты в соцсетях, попросите всех знакомых о репосте, закиньте информацию в группы, обратитесь к некоммерческим организациям, которые занимаются вопросами травли

<<Форма бесплатного курса>>Обязательно найдите ребёнку хорошего психолога и будьте рядом на протяжении всего процесса. Это важный пункт — пусть ребёнок почувствует, что с родителями он всегда в безопасности и под защитой. Альтернативный вариант решения проблемы, если вы не хотите оставаться в школе, — перевести ребёнка на домашнее обучение. В России это законно — можно получать то же самое образование на дому. В «Домашней школе Фоксфорда» дети учатся в онлайн-классах, вместе посещают дополнительные курсы и учатся выстраивать дружеские отношения. Если возникнет конфликт, на помощь придут персональные наставники. В нашей онлайн-школе есть психолог — ребёнок всегда может записаться на консультацию и обсудить своё эмоциональное состояние.

Как борются с травлей в России

Системы профилактики буллинга в нашей стране нет, но кое-какая работа с жертвами травли все же ведется.

Проекты «Травли.net» и «Вместе против травли» рассказывают о буллинге, учат отличать систематическое запугивание от ссор, обучают инструкторов для работы в школах, разрабатывают опросники для выявление и предупреждения буллинга.

Для борьбы с кибербуллингом есть эстонский проект «Будь смелым». Жертвы буллинга, их родители и учителя могут получить тут помощь и информацию о том, как противостоять интернет-травле.

Нельзя перекладывать ответственность за буллинг на детей. Задача взрослых — выявлять случаи травли, помогать хулиганам осознать свое поведение и прекратить самоутверждаться за счет слабых, и поддерживать жертв буллинга.

Признаки того, что ребенка обижают в школе

40% жертв школьного буллинга не рассказывают родителям о своих проблемах с одноклассниками

Еще одна тревожная цифра из официальной статистики МОН — 40% детей, подвергавшихся травле со стороны сверстников, не рассказывают об этом родителям. То есть, тысячи семей даже не подозревают о страданиях своих детей. Если ваш ребенок не жалуется, что его обижают в школе, это не значит, что у него все в порядке.
Как же понять, что дочь или сына обижают в школе? Вы легко распознаете это, если понаблюдаете за его поведением и эмоциональным состоянием. Вот несколько явных признаков, что ребенка гнобят в классе:

  • Ребенок не хочет идти в школу, ищет любой повод, чтобы остаться дома. Часто жалуется на плохое самочувствие.
  • Любые разговоры на около школьную тему портят сыну или дочке настроение. Когда речь заходит о том, что мама или папа хотят сходить в школу, ребенок реагирует агрессивно, всячески отговаривает от этой идеи.
  • Замкнутость, подавленное состояние. Если прежде веселый, общительный ребенок становится угрюмым, к нему перестали приходить в гости друзья, а когда кто-то из них звонит, он просит сказать, что его нет дома — это должно насторожить родителей.
  • Любые признаки стресса: отказ от еды, нежелание выходить из своей комнаты, ночные кошмары.
  • Травмы, синяки, царапины, которые ребенок не может объяснить, либо на вопрос «Откуда?», отвечает откровенно глупо — «Не помню», «Так получилось»…
  • Систематическая порча вещей: порванный рюкзак, испорченная одежда, обувь, школьные книги, тетради.
  • Ребенок просит деньги и не может объяснит, на что они ему нужны. Дети, подвергающиеся травле, часто пытаются подкупить обидчиков, платят «дань» за то, чтобы их не обижали.
  • Несвойственное поведение — грубость, сарказмы, недоверие, неуважение к близким.

Родители, как никто другой, знают своего ребенка. Если между ними близкие, доверительные отношения, они обязательно почувствуют, что что-то не так. И здесь решающим становится их выбор — вмешаться или проигнорировать, дать ребёнку «возможность разобраться с проблемой самостоятельно».

Почему моего ребенка обижают в школе

Главная ошибка родителей — искать причину травли в своём ребенке

Первое, что стараются сделать родители, узнав, что их мальчика или девочку обижают одноклассники, понять, почему это происходит. Что не так с их ребенком? И это их главная ошибка.

Буллинг — это «болезнь» общества, того социума, в котором находится ребенок. Мальчик или девочка не виноваты в том, что лидеры социальной группы (в нашем случае класса) «назначили» их жертвой. Задавая вопросы вроде: «Может, ты сам/сама настраиваешь ребят против себя?», или предлагая изменить поведение: «Будь добрее, не груби, постарайся найти общий язык», родители только усугубляют ситуацию. Они заставляют ребенка чувствовать себя виноватым в том, что с ним происходит.
Узнав, что вашего ребенка гнобят в классе, не старайтесь понять почему, подумайте, как ему помочь.

Чем буллинг отличается от обычной ссоры

Bullying (англ. «запугивание») — намеренная и систематическая травля человека, который не может дать сдачи. При этом буллинг — это не то же самое, что конфликт. Между ссорой и травлей есть очень существенная разница.

Конфликт

Буллинг

Обе стороны могут повлиять на развитие событий

Жертва ощущает беспомощность и не решается ни защищаться, ни нападать

Просто случается из-за того, что дети в чем-то не согласны и продолжается недолго — максимум несколько дней

Планируется заранее и продолжается долгое время: недели, месяцы и даже годы

Можно найти решение, которое устроит обе стороны

Можно только прекратить

Взрослые не всегда могут отличить травлю от конфликта. И потому относятся к ситуации недостаточно серьезно и дают советы, которые лишь ухудшают ситуацию. Вот некоторые из них:

Не будь ябедой, разбирайся своими силами. При буллинге силы не равны, и жертва не может дать отпор. К тому же, дети, столкнувшиеся с травлей, и так чувствуют себя одинокими изгоями, которым никто не может помочь. То, что ребенок нашел в себе силы рассказать о травле родителям, уже хорошо — по статистике, почти 40% жертв травли ни слова не говорят о ней взрослым, а 15% — вообще ни с кем не делятся своими проблемами.

Попробуй с ними подружиться. Цель организатора травли — заставить жертву страдать. Поведение жертвы тут не имеет никакого значения. Более того, любая попытка быть «хорошим» для агрессора лишь раззадорит его и ухудшит ситуацию.

Сам (а) виновата, надо было вести себя иначе. В буллинге всегда виноват агрессор и никогда — жертва. Детей в школе травят за внешность и национальность, за хорошие и плохие отметки. Травят богатых и бедных, застенчивых и бойких, активных и спокойных. «Травлезащитного» поведения и профиля просто не существует.

Телеграм-канал для умных родителей
Чтобы получать полезные материалы для учебы и быть в курсе новостей, которые касаются вас и вашего ребенка, подпишитесь на телеграм-канал Skysmart | Родителям.

Как учителю вести себя, если ученик ведет себя агрессивно и провоцирует конфликты

Агрессия со стороны учеников обычно приводит к конфликтам на уроках или переменах. Учитель становится неотъемлемым участником этого конфликта и его задача – сначала эту ситуацию остановить, после чего помочь ребёнку найти новые способы выражения агрессии. Есть несколько основных рекомендаций, которые мы в фонде «Шалаш» используем в работе с детьми. 

Первое, что нужно сделать в случае конфликта – остановить ребёнка. Часто дети в состоянии аффекта не реагируют на слова, и тогда учитель может быть вынужден остановить его физически, но не проявляя встречную агрессию – не нужно хватать ребёнка за руку или плечо, лучше, например, обнять его.

В конфликтных ситуациях сохраняйте спокойствие. Если есть жертва – поддержите ее, даже если конфликт происходит прямо на уроке

Это важно, потому что это создает ощущение безопасности на занятии, и таким образом учитель посылает ученикам сигнал, что заступится за каждого, если кто-то проявит в их адрес агрессию.
 

Разберитесь в причинах конфликта. Прерывать ход урока в таком случае не стоит – можно найти время на перемене

Для выяснения причин не нужно заставлять детей друг перед другом извиняться. Лучше дать детям высказаться, и выслушать две стороны конфликта, чтобы понять, что заставило учеников вступить в противостояние. 
 
Дети и подростки не знают, как приходить в себя в случае конфликта, поэтому учителю важно предложить им варианты разрядки: попить воды, подышать, что-то сильно сжать, посидеть за задней партой. На ссоры тратится много энергии, поэтому лучше дать возможность детям отдохнуть и предложить вернуться к уроку тогда, когда они будут готовы. 
 
Ребёнок сам не может научиться понимать и называть свои чувства, назовите их за него – «Я вижу, что ты расстроен(а)/злишься». Так ученик научится соотносить свои эмоции с тем, как это называется, и его эмоциональный интеллект будет развиваться. 
 
После урока покажите ребёнку, что существуют никого не задевающие способы выражения злости: что-то крепко сжать, потопать, постучать или сказать что-то, что поможет избежать конфликта – например, «Мне неприятно/Я сейчас разозлюсь/Пожалуйста, отойди». 
 

Отмечайте прогресс ребёнка в освоении этих способов в течение какого-то периода – недели, месяца, четверти. Часто дети, которые проявляют агрессию и которым сложно с ней справляться – это дети с низкой самооценкой,  мотивированные скорее на избегание неудачи, а не на достижение успеха. Им важно увидеть связь между усилиями и результатом. Можно или устно сказать ребёнку о том, что у него получается, или передать ему записку. 

Что делать, если травят вашего ребенка?

В случае регулярного физического насилия в адрес своего ребенка, вы можете обратиться в полицию. Не бойтесь обращаться к администрации школы и другим родителям, чтобы ситуация была решена, даже если травля в школе остается вербальной.

Главное — объяснить ребенку, что он не виноват в происходящем. Возможно, ему потребуется помощь психотерапевта и даже уход из группы, если ситуация не будет улучшаться.

Таким образом, бороться с травлей в школе необходимо. Иногда это задача сложная, иногда простая, однако оставлять ее без внимания нельзя. Травля в школе — серьезная проблема, приводящая к ужасным последствиям, и только взрослые способны ее решить.

Если нанесен вред здоровью ребенка

Если ребенок приходит из школы с синяками, царапинами и другими, даже небольшими травмами, а также, если его психическому здоровью нанесен серьезный вред, первое, что рекомендуется сделать в этом случае – перестать водить сына или дочку в школу, пока ситуация не разрешится.

Второе – собрать доказательства, что был причинен вред физическому или психическому здоровью ребенка. Для этого нужно пройти медицинское освидетельствование (снять побои, взять справку в травмпункте, сделать фотографии и видео телесных повреждений, сохранить чеки о покупке лекарств и пр.).

Если ребенку угрожают, это тоже придется доказывать. Для этого сохраняйте скриншоты сообщений с угрозами в адрес ребенка, записывайте телефонные разговоры с участниками травли, сохраняйте вещи, которые были испорчены (лучше записать для себя, когда они были повреждены и сфотографировать их сразу после порчи), записывайте имена людей, которые были свидетелями травли.

Третье – написать два заявления – в прокуратуру и полицию, предварительно проконсультировавшись у адвоката, который подскажет, на какие нормативные акты нужно ссылаться. Прокуратура должна изучить, как руководство школы соблюдает права ребенка на безопасную среду обучения. Полиция обязана провести свое расследование, чтобы решить, возбуждать ли уголовное дело.

Если полиция и прокуратура не предприняли никаких действий в течение 30 дней, следует писать в областную прокуратуру, главное управление МВД, Министерство просвещения, Рособрнадзор, Роспотребнадзор

Кроме того, нужно привлечь внимание общественности и СМИ

«Чучело»

Поводом для травли может стать что угодно: отличный внешний вид, другие интересы, успехи или неудачи в учебе. Причина всегда глубже и лежит в психологических особенностях агрессора. Инициировать травлю нападки могут совершенно противоположные типы детей:

• Короли и королевы. Такие дети хотят подтвердить свою власть и установить свои правила игры. Они хотят, чтобы весь коллектив подчинялся им, и показывают, что может стать с неугодными им.

• Асоциальные ученики

Если ребенок оказался за бортом коллектива, он может начать привлекать к себе внимание или завоевывать авторитет у одноклассников при помощи агрессии. Часто такие дети сами подвергаются насилию дома, и у них нет других моделей выстраивания иерархии

Важно помнить, что жертва никогда не виновата в насилии. Это всегда проблема агрессора и его способа выстраивать отношения

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий