Воображение и восприятие
Также в развитии воображения важная роль отводится восприятию действительности и всего окружающего мира. Конечно, у разных людей основной орган восприятия разный. Таким образом, все делятся на визуалов, аудиалов, кинестиков, дигиталов. Но в данном возрасте различия еще не четко определены, поэтому в игровой форме нужно развивать восприятие на всех уровнях.
- «Прогулка в лесу». Для выполнения задания потребуются записи лесных звуков: пение птиц, шум листвы и дождя в лесу, крик ночных птиц и зверей, треск ветвей и т. д. Можно, конечно, постараться и сделать эти записи самостоятельно. Но, если поискать, можно найти и готовые. Задание: завязать глаза, включить запись. А далее ребенок должен представить себя в глухом, дремучем лесу, т. е. если шуршит листва – крадется зверь или змея, шумит дождь – нужно спрятаться под деревом, поют птицы – подпеть им, журчит ручей – подумать как перебраться через него и т. д. Вот такая прогулка по лесу исключительно «на слух», по звукам.
- «Музыкальная картина». Потребуется запись музыки. Любой, но именно музыки, без текста. Задание 1: после прослушивания музыкальной композиции (или во время) предложить ребенку альбом и краски и попросить нарисовать.
Задание 2: предложить изобразить то, что навеяла музыка. Это может быть танец животных или птицы, волшебный персонаж или сцена из жизни.
- «Заштопай ковер». Потребуется много «ковров» — кусочков ткани или бумаги, разрисованной под ткань (обои). В кусочках вырезают дырочки, для детей 1 – 2 класса круглые или овальные, для детей постарше – разной причудливой формы. Дополнительно к каждому кусочку готовят несколько поменьше. Один идеально подходящий, остальные только по размеру или цвету. Задание: «ковер» нужно заштопать подходящим для него кусочком. Кто сделает правильно и быстрее всех, тот выиграл.
- «Таинственный предмет». Здесь потребуется несколько разных по размеру и фактуре предметов: стеклянные шарик, кусочек меха, мягкая игрушка, деревянный предмет и т.д. Всего их должно быть около 15. Задание: игрок закрывает глаза, ему ко лбу по очереди прикладывают предметы, которые нужно угадать. Однако, любым предметом можно прикасаться несколько раз. В итоге, выиграет тот, у кого больше угаданных попыток.
Особенности воображения
На самом деле, воображение – процесс активный, оно не перестает работать даже во сне. Однако творческое воображение – это обязательно оригинальный, нестандартный удивительный, для «посредственных» людей, результат.
Итак, перед тем как перейти к практическим заданиям для детей от 7 до 10 лет, мы кратко рассмотрим все этапы развития творческого мышления. Чтобы знать, как к 7 летнему возрасту вырастить нестандартно мыслящую личность. Ребенка, умеющего с фантазией подойти к решению любой школьной задачи (проблемы).
Этапы формирования
Педагоги и детские психологи предлагают следующее поэтапное разделение в зависимости от возраста:
Три года
Небольшой период практически не отличающийся от предыдущего.
Например, набор кастрюль используется как барабанная установка, карандаш как градусник и т. д.
В то же время, это самый сложный возраст (до подросткового периода), начинается становление собственного Я. То есть малыш пытается стать предельно самостоятельным, спорит, отрицает все, что предлагают родители, протестует. Это период детского негативизма. Поэтому чему-то научить, объяснить или предложить ребенку становиться крайне сложно.
Но если проявить терпение (терпение, терпение…), отнестись с пониманием, при этом, не потакая всем капризам, пережить период получиться без необратимых последствий. В противном случае, упрямство и отрицание всего разумного навсегда закрепляется как основная черта характера, и ребенок переходит в категорию «трудновоспитуемых».
Дети от 4 до 5 лет
Вот здесь родители могут проявить свои таланты: придумывать игры (творческие и подвижные), покупать развивающие игрушки и следовать методическим материалам. Отлично подойдут «раскраски», чтение сказок их можно пересказывать, придумывая дополнения и новых героев.
Возраст 6 – 7 лет
Самый активный возраст в плане развития. Есть определенные знания, опыт, а самое главное – определенная жизненная позиция. В этом возрасте воображение становится самостоятельным процессом. Воссозданные образы содержательные, креативные, творческие.
Но все зависит от того как с ребенком занимались до этого момента, на что особенно обращали внимание (музыка, рисование, чтение). С одной стороны, ребенок играет в любимый мультфильм, рисует героев, активно рассказывает разные истории
А с другой – во всем этом нет ни капли творческой фантазии, простое повторение увиденного
С одной стороны, ребенок играет в любимый мультфильм, рисует героев, активно рассказывает разные истории. А с другой – во всем этом нет ни капли творческой фантазии, простое повторение увиденного.
Младшие школьники 7 – 11 лет
В ракурсе сегодняшнего разговора этот возраст нам наиболее интересен. Ребенок пошел в школу. Мы не будем говорить о том, что это колоссальная психо-физическая нагрузка, но в это время воображение становится более контролируемо и управляемо.
Контроль со всех сторон — со стороны родителей, со стороны учителей, со стороны других родственников и знакомых (которые бесконечно спрашивают: «Ну как тебе в школе? Нравится?»). При этом времени на то чтобы поиграть, порисовать, склеить самолетик, построить дом из книжек – нет.
Роль игр
А как же игры? Многие родители не устают повторять своим первоклассникам, что они уже большие, нужно быть серьезнее, важно хорошо учиться и выполнять определенные обязанности. Но дети не становятся взрослыми ни на следующий день после исполнения 7 лет, ни 1 сентября
Следовательно, необходимо найти компромисс между «серьезными намерениями» родителей и желанием поиграть у детей.
Безусловно, возраст до 10 лет практически идеален для игрового обучения.
Воображение и слова
Развитие словарного запаса
Если в дошкольном возрасте не обращать внимания на дефекты речи, в начальной школе это станет создавать достаточно серьезную проблему. Хорошая учеба в большой степени складывается из вербального общения ученика с учителем.
Итак, предлагаем вашему вниманию несколько разновидностей игровых упражнений. Эти задания направлены на увеличение словарного запаса и развитие фантазии. Играть в них может родитель с одним ребенком или с несколькими. Однако, в группе получится интересней.
Игры со словами для младших школьников
Игровых форм достаточно много. Для обозрения представляем несколько:
- Составить знакомые слова. Потребуется лист, фломастеры.
Упражнение 1: на листе пишут либо набор выборочно взятых букв
бтврпячкдкжмячс
либо какое-то очень длинное знакомое слово:
высокопревосходительство
Задание: из букв составить слова. У кого количество их будет больше, тот и выиграл.
Упражнение 2: на листе пишут слова (с одинаковым количеством букв) в столбик
гепард
задача
лопата
дерево
отойти
фонтан
Задание: составить слова из букв взятых по вертикали. Буквы можно использовать не все. но добавлять свои нельзя.
- Придумать новый язык.
Задание: из определенного набора букв:
вжддлмооиунааулжывоорвцд
придумать слова обозначающие: здравствуй, еда, пока, имя, путешествие, ты, твой, дарить, помощь, радость, долго, работа, Я, подарок, путешествие, отдых, гости, время.
Задание: с помощью придуманных слов составить приветственную речь.
- Сочинить стих. К определенному слову подобрать рифмованные варианты. Например, друзья – нельзя, друзья – муравья, друзья – ружья, друзья – ущелья и т. д. А далее сочинить из этих рифм четверостишье, и затем стихотворение.
- Игра «Четтушинка». Задание: выбирается слово, например, ковер. Теперь с каждой буквой этого слова составить еще слова, например: клевер-овца-веер-елка-размер. А теперь с каждым из этих слов составить предложения так, чтобы получился связанный рассказ.
- «Рассказ цепочкой». Задание: предложены слова разбойник-баня-лампа-щенок-сыр-зеркало. Нужно составить рассказ. При этом в первом предложении должно быть только первое слово. Во втором – первое и второе. В третьем – первое, второе, третье. В четвертом – первое, второе, третье, четвертое и т. д.
Все задания-тренажеры в этом разделе можно варьировать, изменять. Можно играть и с одним ребенком, а можно устроить соревнования в группе детей.
Фантазия и ролевые игры
Игра «Поменяться ролями».
Мама или бабушка (дедушка) меняется с ребенком. То есть, он в течение какого-то времени должен выполнять определенные обязанности. Например, накрывать на стол, помыть посуду, убрать за «дочкой» игрушки. А мама в свое время исполняет роль сына или дочери: отнекивается от уроков, не хочет убирать свои вещи, просит новую компьютерную игру и т. д.
Проигрывание неприятных снов.
Детям иногда снятся плохие сны. На самом деле, это результат большого количества впечатлений, которые получает ребенок за день. Например, жизненные сюжеты, образы, или какая-то негативная информация, на которую мы не обращаем внимания. Но для малыша все это может быть важным событием.
Между тем, проигрывание сновидения с измененной концовкой поможет избавиться от назойливого кошмара. И напротив, если предложить сильно возбужденному ребенку поиграть в сновидения, это приведет к снижению активности.
Направления развития творческого воображения у дошкольников
Развитие творческих способностей требует стимулирования и системного подхода. Для того чтобы воображение дошкольника отличалось оригинальностью и смелостью идей, необходимо расширять приемы и тот запас понятий, которые ребенок смог бы использовать в фантазировании.
Необходимо помогать детям накапливать впечатления и пробуждать у них интерес к искусству
Важно:
- не ограничивать спонтанность творческого выражения
- направлять в поиске творческих решений
- приветствовать самостоятельность ребенка
- показывать ему новые доступные материалы для творчества.
Остановимся на тех видах деятельности, которые наиболее эффективно стимулируют развитие воображения на данном возрастном этапе.
Изобразительная деятельность
Рисование становится полем для творческого самовыражения ребенка раньше, чем другие виды деятельности. Уже в раннем дошкольном возрасте дети рисуют кружочки и другие простейшие фигуры, вкладывая в эти изображения свой смысл. С каждым годом увеличивается наполняемость детского рисунка деталями. Дошкольник научается выделять детали целостного изображения, или, наоборот, на основе заданного элемента создавать многоплановый образ.
Задание типа «Дорисуй фигуру», «Нарисуй на основе фигуры 5-8 разных рисунков» и пр. стимулирует к поиску новых образов.
Старший дошкольник способен формировать творческий замысел и представлять окончательный художественный образ, который будет воплощен на листе, холсте или… асфальте. Не стоит ограничивать его узкими рамками или конкретным заданием. Можно попросить сначала придумать название своего рисунка.
Дидактическая игра как средство развития творческого потенциала
Использование дидактических материалов предоставляет широкие возможности развития воображения дошкольника. Фантазию и творчество можно развивать, предлагая детям различные картинки (небылицы, части образа) или вовлекая детей в игры с предметами, или предлагая словесные формы заданий (придумай, как…; заверши историю).
Дидактические игры ценны тем, что они подталкивают детей к фантазированию и формируют произвольность творческого процесса. Игра создает условия, в которых ребенок сможет посмотреть по-новому на привычный предмет. Задания побуждают его подумать там, чем он сам недостаточно заинтересовался.
Творческое воображение в конструировании
Работа с конструктором помогает дошкольникам понять, как создаются новые образы, как скомбинировать детали иным, необычным способом.
Конструирование особенно полезно тем, что дети проверяют свои идеи немедленно: как только промелькнули в воображении некие очертания, тут же пытаются смастерить представленный образ.
Конструирование подразумевает использование не только определенного набора деталей.
Образы можно вылепить из пластилина или глины. Лепка стимулирует развитие творческого воображения, позволяя экспериментировать с формой, размерами. Конечно, ребенок не сразу справится со сложным заданием, например, вылепить сказочное животное. Здесь важна роль взрослого, который будет подбирать задания, доступные для дошкольника, постепенно усложняя их.
Воздействие музыки на воображение
Особым условием для развития творческого воображения является музыка, поскольку при умелом использовании совершенствует и обогащает слуховое восприятие дошкольника. Сначала с подачи взрослого дети в звучании нот пытаются уловить, то капли дождя, то звук шагов, то шелест листвы.
При систематических занятиях у дошкольника постепенно формируется навык прислушиваться к наполняющим пространство звукам. Музыка как средство активизации творческого воображения дошкольников дает дополнительный материал, который будет окрашивать фантазии детей, и будет способствовать более яркому их выражению.
Итак, несмотря на то, что творческое воображение характерно для дошкольного возраста, необходимо стимулировать его развитие
Поддерживая интерес детей к творчеству и организуя специальные занятия, взрослые помогают дошкольнику развивать наряду с воображением и другие познавательные процессы — мышление, память, внимание, восприятие
Отличительные особенности творческого воображения ребенка
Воображение дошкольника, как и все познавательные процессы в этом возрасте, чаще действует непроизвольно. Об особых замыслах и целях, характерных безграничному полету мысли, говорить еще неуместно. Но активное фантазирование и стремление многое опробовать на собственном опыте свидетельствуют о начале развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Отчетливо проявляются признаки творчества.
Яркость и неординарность фантазий и образов
Дети сочиняют невероятные истории, в которых придают игрушкам или обычным предметам «волшебные» свойства. Это происходит потому, что дошкольники погружены в мир сказок и мультфильмов. Они могут воображать себя героями из какой-либо сказки и проявлять творческое мышление, описывая достоинства или устрашающие черты персонажа. Кроме того, опыт ребенка недостаточен для понимания явлений окружающего мира, и он сам придумывает им объяснения.
Активное использование известных образов в новых условиях
Развивая способности к творчеству, ребенок все реже повторяется и чаще практикует создание новых образов, помещает выдуманных героев в разные ситуации. Например, старший дошкольник способен сочинить несколько историй о сказочном герое. Образ героя является результатом работы творческого воображения, и многочисленные сюжеты с его участием появляются благодаря росту содержательности творчества ребенка.
Воображаемый сюжет воплощается в рисунке
О творческом воображении говорит и то, что представление чего-либо ребенком часто выходит за привычные границы. Так, выполняя задание нарисовать дождь в сказочной стране, дети представляют его звездопадом, конфетным или цветочным дождем.
Отличительные особенности воображения ребенка
Воображение ребенка отличается яркостью, неординарностью и богатством
К сожаление стоит отметить, что чаще всего со временем эти качества заметно притупляются и с возрастом становятся все менее выраженными. Ярким подтверждением этого являются тесты креативности: если большинство детей все же старается давать на вопросы оригинальные ответы, для взрослых процент ответов, отличающихся от эталонных не превышает и двух процентов. Неординарность детского мышления проявляется практически во всем: они сочиняют невероятные истории, приписывают удивительные свойства и функции самым простым вещам. Причинами подобных явлений являются, главным образом опыт, который накапливает ребенок (в виде сказок, стихов, мультфильмов и т.д.), высокая познавательная потребность на фоне ограниченных представлений об окружающем мире (не зная объяснения тому или иному явлению, ребенок пытается его придумать). А также то, что ребенок еще не испытывает на себе давление социальных норм и не заинтересован в одобрении или порицании со стороны окружающих.
Виды воображения – классификация
Ребенок не всегда способен четко разделить реальность и вымысел
И те переживания, которые вызывают у них воображаемые или вымышленные события, герои и т.д. у них значительно сильнее, чем у взрослых. И объяснить ему, что «это всего лишь мультфильм (фильм, сказка и т.д.) бывает очень непросто. Во многом именно эта особенность детского воображения объясняет формирование у детей проявлений страхов, а то и невротических реакций
Поэтому, родителям нужно проявлять осторожность, используя сказочных персонажей в качестве мер воспитательного воздействия (например, рассказывая о том, как непослушных детей забирают колдуны и ведьмы), а также быть разборчивых в телепередачах и фильмах. Увидев на экране Бабу-Ягу или Кощея, ребенок может испугаться также, как взрослый человек при виде вооруженного преступника
Таким образом, воображение является одним из ключевых психических процессов, оказывающих огромное влияние на как моральное, так и интеллектуальное развитие. Можно ли каким-то образом стимулировать развитие этого познавательного процесса и обрести возможность направлять его?
На сегодняшний день психологи выделяют три основных этапа развития воображения ребенка.
Развитие воображения – это высвобождение способностей
Что же в первую очередь отличает творческое мышление?
- Оно связано, главным образом, не с сознанием, а с подсознанием (то есть, ребенок не осознает подлинные цели и мотивы, которые руководят им)
- Оно направлено на осуществление конкретных видов деятельности и взаимодействия с окружающей средой
- Выражается не словами, а символами и образами
- Может оставаться непонятным окружающим людям
Воображение, как функция психики, находится в тесной связи с речью. Именно поэтому психологи отмечают, что зачастую именно задержка речевого развития очень часто ведет за собой и нарушения воображения. Связь воображения и речи проявляется, главным образом в том, что речь дает ребенку возможность вербально выразить свои впечатления, эмоции и переживания. А также оперировать в уме понятиями, запас которых будет расширяться из года в год. Помимо этого, детское воображение имеет целый ряд отличительных качеств.
Что такое воображение – определение
Упражнения на развитие воображения
- Вам необходимо взять в руки ручку или карандаш и описать во всех подробностях ваше излюбленное место отдыха.
- Предположите, что в самую рань, когда все нормальные люди еще спят, к вам заглянул неожиданный гость. Опишите на бумаге вашу реакцию на происходящее.
- Также интересным опытом станет написание текста на философскую тематику, например, о смысле жизни. Придумайте послание для себя же, которое вы, якобы, получите в далеком будущем, обратившись к себе спустя 10 лет. Задайте себе вопросы или приведите советы и примеры правильных решений возникших ситуаций.
Попробуйте предположить, какого рода занятия будут вас увлекать в будущем. Отыщите те, которыми можно было бы насладиться, если у вас появится свободное время.
Отгадывание друдлов, — это элементарные изображения, воссоздающие необъяснимые замысловатые, хаотично расположенные линии. Человеку предлагается додумать, воссоздать тот образ, который запечатлен на изображении.
Тренировкой и служит сам поиск ответа. Стандартная игровая ситуация может стать более усложненной, при условии дополнения ее некоторыми моментами. Например, вам предлагается произнести только те слова, которые могут поместиться в пятилитровую емкость. Или озвучивать название только тех предметов, которые присутствуют в комнате.
Эти упражнения на развитие фантазии весьма эффективны, особенно для детей. Продемонстрируйте ребенку любую картинку и попросите рассказать о ней все, что он думает. Вы будете удивлены, насколько остро развито воображение маленького экспериментатора. Взрослые тоже приветствуют подобного рода игры.
Во время утомительной езды до работы на общественном транспорте попробуйте выдумать возможную линию жизни для какого-либо пассажира. Придумайте ему фамилию, имя, дату рождения, главенствующие моменты в его судьбе. Предположите род его занятий, увлечения.
Подобные занятия могут стать отличным развлекательным элементом при встрече с друзьями в общественных местах.
Послесловие
Итак, психологи и педагоги убеждены, что именно возраст до 12 лет идеален для развития воображения.
Но поверьте, наступит время, когда вы пожалеете, что ваш ребенок больше не просит поиграть (порисовать, почитать) с ним. А все свободное время проводит с друзьями.
И ему с ними ни чуть не хуже, чем с вами. Так что ловите этот замечательный момент. Потому что пройдет совсем немного времени. И уже вы будете просить своего сына или дочь подростка «посиди со мной», «расскажи как твои дела».
Подводя итоги, предлагаем посмотреть видео и выбрать для себя подходящие игры на развитие воображения у младших школьников
На сегодня это все. Однако обещаем, следующая тема будет еще интересней. Так что подписываетесь на рассылку, обсуждайте с друзьями и делитесь своим мнением. До встречи.
Воображение и рассказ
Безусловно, говоря о развитии воображения и фантазии младших школьников необходимо упомянуть и про чтении книг.
Например, для меня в начальных классах чтение книг было увлекательнее любой игры. Таким образом, я путешествовал вокруг света вместе с отважными героями книги Жюль Верна «Дети капитана Гранта». После, искал сокровища в африканских джунглях с персонажами книги «Похитители бриллиантов».
Неоднократно бывал на разных континентах вместе с Томеком. К тому же плавал на подводном корабле с капитаном Немо. Затаив дыхание, летал на воздушном шаре. Наконец, вместе с Робинзоном Крузо, выживал на необитаемом острове.
В связи с этим, хочу предложить такую игру. Прочитайте вместе с сыном или дочерью небольшой, но интересный рассказ или даже отрывок. Потом задайте ему вопросы. Например, как он представил себе тот или иной предмет, человека, или место, описанное в рассказе?
Как закончился рассказ? А как мог бы закончится? Если же это отрывок, то пофантазируйте вместе с ребенком как завершаться события. А потом дочитайте до конца и сравните, То есть, включите воображение и сами придумайте свой конец. Затем сравните его с замыслом автора.
Уверен, что такое моделирование событий увлечет воображение вашего школьника. И даже позволит построить с ним доверительные отношения. Что является немаловажным в успешном воспитании детей