Программа в детском саду по развитию внимания

Содержание понятия и виды внимания

Внимание — это форма организации познания у человека, имеющая избирательную направленность. Существует три вида внимания по уровню волевой регуляции:

  • непроизвольное, возникающее без усилий со стороны ребёнка, например, ответная реакция на огонёк от спички в темноте;
  • произвольное, то есть осознанное сосредоточение на каком-либо предмете или явлении;
  • послепроизвольное — интерес, увлечённость, появляющиеся в процессе какой-либо активности.

Для полноценного развития личности важны все три вида внимания по уровню волевой регуляции

У малышей освоение произвольного внимания определяется достижением 4–5—летнего возраста, то есть со второй младшей/средней группы. Формированию произвольного вида внимания, а именно оно имеется в виду, когда идёт речь о развитии этого качества личности у дошкольника, – предшествует развитие ряда психологических качеств личности, в частности, осознанное восприятие, то есть осмысление ситуации на основе прошлого опыта, и активное владение речью. Таким образом, чем лучше малыш владеет речью, чем выше у него уровень развития перцепции, тем быстрее будет формироваться произвольная разновидность внимания.

Однако непроизвольный вид внимания всё равно остаётся ведущим до момента начала обучения ребёнка в школе.

Внимание может классифицироваться на основании связи с сенсорными, умственными процессами или практическими действиями по таким видам, как:

  • сенсорное (зрительное, слуховое, обонятельное и пр.), то есть воздействующее на органы чувств и оставляющее чёткие образы благодаря опыту взаимодействия с ними;
  • моторное, ограничивающее спектр выполнения разнообразных движений и действий;
  • интеллектуальное, нацеленное на более качественное течение умственных процессов (памяти, воображения, мышления).

Свойства внимания

Когда говорят о развитии внимания, то подразумевают формирование таких его показателей, как:

концентрация, то есть способность сосредоточиться на определённом объекте или явлении;
интенсивность, определяемая интересом к тому или иному виду деятельности;
переключаемость, то есть способность переносить внимание с одной деятельности на другую;
устойчивость или способность заниматься изучением какой-либо проблемы долгое время.

Чем старше дети, тем выше у них должен быть уровень устойчивости внимания

Ход занятия.

Вводная часть.

Приветствие: «Здравствуй, солнышко родное!»

Все вместе в кругу:

Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!

Сюрпризный момент.

Стук в дверь. Приходит в гости медвежонок. Здоровается с ребятами, потом плачет. Медвежонок потерял свою корзинку в лесу. Он собирался пойти в гости к лесным жителям, приготовил для них угощенья, положил в корзинку. Потом увидел бабочку, побежал за ней, по пути искупался в речке. А где оставил корзинку совсем забыл.

– Ребята, как вы думаете, почему медвежонок потерял корзинку? (Ответы детей)

Основной этап

– Сегодня на занятии мы будем говорить о внимании, и поиграем в игры, которые помогают развивать наше внимание. Зачем оно нужно человеку? Зачем нужно быть внимательным? (Ответы детей). – Правильно

Внимание помогает нам в повседневной жизни. От нашего внимания зависит наша безопасность или успех (в работе, например, или в отношениях друг с другом)

– Правильно

Внимание помогает нам в повседневной жизни. От нашего внимания зависит наша безопасность или успех (в работе, например, или в отношениях друг с другом)

– А давайте, мы все вместе поможем медвежонку найти его корзинку.

Для начала мы с вами отправимся в лес и посмотрим, какие вы внимательные.

Упражнение «Слушай хлопок!»

Ход игры: Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и стоять на одной ноге, на два хлопка – присесть на корточки, на три хлопка – возобновить ходьбу.

Упражнение «Найти отличия».

Молодца ребята. Посмотрите, медвежонок принес нам картинки, как он укладывается спать. Нам нужно найти отличия на этих двух картинках.

Диагностика развития аттенционных способностей

Все аспекты развития дошкольника, и внимание в том числе, тщательно анализируются из года в год его пребывания в детском саду. Диагностика проводится два раза в год: в начале (в сентябре, начале октября) и в конце (в мае)

Анализ проводится по всем показателям развития внимания: концентрации, интенсивности, устойчивости и переключаемости. Ознакомиться с диагностической картой для мониторинга детей 2–4 лет можно здесь, алгоритм анализа показателей внимания у ребят 5–7 лет представлен здесь. Обе схемы мониторинга включают таблицу для оценивания результатов.

Уровень развития внимания является важным показателем готовности ребёнка к школе

Тренировка внимания является основополагающей целью организации образовательной деятельности в детском саду. Занятия, нацеленные на формирование и отработку аттенционных способностей, в отдельный блок НОД не выделены, но по инициативе воспитателя могут организовываться после дневного сна. В целом же заложенные природой показатели, а также усилия работы педагога, направленные на развитие внимания у дошколят, отражаются в результатах диагностики формирования у детей разного возраста этой формы организации познания.

Приемы повышения внимания

Мы убедились в том, что для дошкольников особое значение имеет развитие способности сосредоточиться. И родителям следует тренировать детей, используя ненавязчивую игровую форму. Выделим несколько хитростей и приемов, которые можно использовать.

Поддержание интереса. Используя игровые формы, можно добиться того, что ребенок будет заниматься с огромным удовольствием, и, соответственно, внимательно.
Придерживаться длительности занятий

Так, изучая с ребенком 4 лет цифры, нужно понимать, что малыш способен удерживать внимание не более 20 минут, поэтому лучше уложиться с учебным материалом в эти рамки.
Любимые персонажи и игрушки также помогут не утратить интерес, а потому – послушать и воспринять то, что сообщает родитель.
Показывать пример. Можно пояснить ребенку, что если он внимателен, старается выполнять задание родителей, то результат (например, башня из кубиков) получится гораздо лучше, чем если бы он работал не сосредоточившись, кое-как.
Чтение и внимание взаимосвязаны, поэтому для улучшения второго можно научить ребенка первому

Пока малыш только знакомится с буквами, мама может читать ему интересные сказки и истории. После обязательно нужно обсудить прочитанное, прося пересказать, задавая вопросы. Это поможет узнать, насколько кроха внимательно слушал.

Если малыш плохо сосредотачивается и очень далек от своей возрастной нормы, то возможно, у него неглубокое дыхание. Исправить ситуацию помогут надувание воздушных шаров, мыльные пузыри, игра на дудочке или свисток. Кроме того, исследования доказали, что для детей очень полезны прогулки на свежем воздухе, активные спортивные игры.

Виды упражнений для развития

Можно выделить следующие типы заданий на внимание для 5–6 лет

    • Повторение. Родитель рисует на бумаге ряд из 2–3 повторяющихся фигур, задача ребенка – определить, какая из них должна идти следующей, и завершить ряд. Вместо фигур можно строить ряды из букв.
    • Поиск лишнего. Сначала задание носит простой характер: например, малышу предлагается 10 треугольников и 1 квадрат или 5 животных и одно растение. Постепенно усложняем: представлены 5 садовых и 1 полевой цветок.
    • Найти отличие. Игра хорошо знакома всем. Перед ребенком выкладываются две почти одинаковые картинки, его задача – найти те детали, которые несколько различаются. Уровень сложности также варьируется в зависимости от подготовленности.

    • Вариация предыдущего задания – найди два одинаковых. Ребенку предлагается иллюстрация, на которой изображено несколько предметов, например ваз, которые отличаются между собой незначительными деталями. Дошкольник должен внимательно рассмотреть модели и найти среди них две идентичные. На первых этапах работы лучше использовать картинки с явными отличиями, это поможет ребенку обрести уверенность в себе и подкрепит его интерес. Далее задания усложняются.
    • Работа с картинками. Есть специальные иллюстрации, на которых животные, например тигры или волки, представлены в завуалированной форме. Можно предложить ребенку найти их все.
    • Соотнесение предмета и его тени.

  • Раскрашивание по цифрам. Родитель дает ребенку черно-белую картинку, которую нужно сделать цветной, при этом сам рисунок разделен на фрагменты, каждый из которых отмечен своей цифрой. Отдельно выдается расшифровка цифр (например, 6 – это розовый, 5 – красный). Задача малыша – внимательно раскрасить изображение, не путая тона.
  • Рисование по цифрам. Очень хорошее упражнение для дошкольников, знакомых со счетом до ста, и ребят младшего школьного возраста. Ребенку предлагается картинка, состоящая пока только из точек, рядом с которыми указано какое-то число. Малыш должен соединить их, продвигаясь по порядку: сначала найти 1, потом соединить ее с 2 и так далее.

Виды

Можно выделить несколько видов внимания, которые имеют свою специфику у детей дошкольного возраста.

Прежде всего, пассивное (непроизвольное, или непреднамеренное) внимание, то есть сосредоточенность на чем-то интересном, необычном без волевых усилий малыша. В дошкольном возрасте именно данный тип является основным: сначала дети обращают внимание на что-то заметное, потом начинают интересоваться и тем, что раньше не знали, новым для себя

Следующий этап развития – формирование произвольного внимания, причем важно понимать, что само по себе из непроизвольного оно не возникнет, для этого необходимо тренировать ребенка. Активная разновидность напрямую связана с волевыми усилиями, поэтому если ребенок болен или раздражен, его способность концентрироваться снижается

Произвольное внимание начинает формироваться в 4-5 лет, хотя первый тип все равно остается ведущим в течение всего дошкольного детства

Ход игры. Дети должны найти отличия на картинках.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются»,

В лес идем мы погулять. начиная с больших)

За черникой, (Обе руки «идут» пальцами по столу.)

За малиной, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

– Ребята, перед нами заколдованный лес. Чтобы его пройти нам нужно повторить движения, которые на этих картинках-схемах.

Упражнение «Сделай по схеме».

Ход игры. Взрослый показывает детям картинку – схематическое изображение человека, у которого определённым образом расположены руки и ноги. Дети, глядя на схему, должны воспроизвести такое же положение рук и ног.

– Ребята, корзинка находится в лесу под ёлочкой. Садитесь за стол. Чтобы нам её найти, нужно собрать ёлочку из геометрических фигур.

Игра-конструктор «Пифагор»

Ход игры. Ребёнку предлагается сложить фигурку по образцу из нескольких геометрических фигур.

– Молодцы, ребята. Сейчас я буду описывать где в комнате лежит корзинка, которую потерял медвежонок, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

Игра «Найди корзинку».

Ход игры. Взрослый описывает детям, где спрятана корзинка в комнате. Дети могут задавать вопросы. Затем ребят просят найти предмет, о котором шла речь.

– Какие вы молодцы. Помогли медвежонку найти корзинку. Садитесь на стульчики и давайте посмотрим, что же находится в корзинке.Психолог выкладывает на стол: яблоко, грушу, грибок, морковь, капуста.

Игра «Чего не стало?»

Ход игры. Выкладываем на столе все предметы с корзины. Просим ребят запомнить их. Потом накрываем платком и незаметно убираем один предмет. Задаём вопрос детям: «чего не стало?».Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять предметы местами; увеличить количество предметов.

Подведение итогов, рефлексия, прощание.

– Ребята, сегодня благодаря вашему вниманию, вы помогли медвежонку

Видите, насколько важно быть внимательным и наблюдательным

Спасибо, вам, ребята, что помогли медвежонку найти его корзину. Теперь он отправляется в гости к лесным жителям, давайте скажем ему до свидания.

Прощание:

«Очень жаль нам расставаться»

Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Нужно крепко всех обнять (дети обнимают друг друга по кругу)

Произвольное и непроизвольное

Существует два вида внимания:

  • Произвольное (волевое). Имеет социальное происхождение. Развитие произвольного внимания дошкольников связано с общением со взрослым человеком. Целью произвольного внимания становятся задачи, которые ставит перед ребенком взрослый. Оно носит сознательный характер.
  • Непроизвольное работает само по себе. Для него не требуется сознательных усилий воли или определенного намерения. Возникает под действием внутренних или внешних раздражителей.

Как переключать?

Чтобы внимание удерживалось долго на нужном уровне, нужно менять каналы восприятия: зрительный, слуховой, тактильный. Пусть малыши сразу послушают, потом посмотрят, затем потрогают, при возможности могут попробовать на вкус или понюхать

Смена внимания на некоторое время концентрирует внимание на объекте.

Важно! Помнить, сколько длится непроизвольное внимание в определенном возрасте. Так в 3-4 года — это не более 10 минут

Полезно играть в такие игры, как «Лишняя фигура»

Воспитанникам предлагается небольшая последовательность нарисованных фигурок или знаков. Это могут быть фигуры или изображения знакомых ребенку предметов. Дошкольник должен просмотреть последовательность и зачеркнуть одно и то же изображение, например, круг. Воспитатель или родители фиксируют ошибки и время, за которое было выполнено задание.

Таким заданием можно тренировать навыки распределения и переключения внимания. Для этого можно видоизменить задание. Можно попросить подчеркивать круги, а квадраты — зачеркивать. Для детей, которые знают буквы, можно предлагать тексты из книг или журналов. Игру можно проводить каждый день, записывая результаты. Это позволяет анализировать развитие.

Где лишние фигуры

Слуховое внимание

Слуховое внимание — это определение характеризует умение сосредотачиваться на звуке. Без этого умения человек не сможет слушать и понимать человеческую речь

Вслушиваясь в слова, ребенок сопоставляет звучание звуков, повторяет их, тем самым учится слышать. В логопедии такое умение называется фонематическим слухом — это способность воспринимать на слух речь. Он является основой формирования фонематического восприятия.

При несформированном фонематическом слухе возникают проблемы с правильным произношением.

Упражнения на развития слухового внимания направлены на развитие умения слышать и слушать, усвоение звуковой стороны речи. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая

Поэтому формировать слуховое внимание нужно играя

При нарушении фонематического слуха возникают проблемы с речью

Способы развития

Для детей важно придерживаться некоторых принципов:

  • все занятия проводятся в игровой форме;
  • воспитанники должны быть хорошо мотивированы;
  • методика организации занятия требует использования разных приемов: лепки, рисования и т. д.

Исследование внимания у детей

В кругах психологов и педагогов внимание часто рассматривалось в тандеме с памятью, воображением, восприятием. Сейчас многие исследователи рассматривают внимание, как важную способность в жизни человека

Проблема, связанная с вниманием школьников, никогда не потеряет своей актуальности. Поэтому существует много научной и научно-популярной литературы по этому вопросу

Также проведено много исследований внимательности дошкольников студентами педагогических вузов в рамках дипломных и курсовых работ. Большую роль авторы отводят изучению особенностей внимания у детей с различными нарушениями в развитии.

В развитии детей важно чувствовать их психологическое состояние, вовремя применять способы переключения или активации. Регулярные занятия помогут научить малыша сосредотачиваться на нужном предмете

Нормы концентрации

Под концентрацией внимания понимается временной отрезок, в течение которого человек способен удерживать сосредоточенность на каком-то одном действии. У детей она может иметь различную продолжительность в зависимости от возраста, однако даже количество прожитых лет не является основополагающим фактором. Норма зависит от индивидуальных особенностей малыша. В таблице представлены конкретные показатели.

Возраст, летНорма, минут
24-10
35-15
48-20
510-25
611-30
715-35

Показатели могут быть как увеличены, так и уменьшены, ведь внимание, как и тело, и мозг, можно тренировать специальными упражнениями. Регулярные занятия с дошкольником подарят родителям и ребенку хорошее настроение, а также будут очень полезны для совершенствования умения концентрироваться на чем-то и сохранять эту сосредоточенность

Развивать его необходимо, чтобы ребенок стал более наблюдательным, мог без проблем обнаружить какие-либо мелкие детали, малозаметные признаки. Все это в дальнейшем поможет в процессе обучения, поскольку внимание теснейшим образом связано с запоминанием.

Картотеки игр на внимание

Игры на внимание могут быть частью любого вида образовательной деятельности

Игры на внимание с детьми младшей группы

При подготовке заданий для малышей этой возрастной группы следует уделять внимание играм, способствующим развитию речи. Например, «Я или ты»: педагог становится рядом с детьми, описывает предмет, находящийся в некотором отдалении от участников игры

Дети по очереди шагают, сопровождая каждый шаг словом из той или иной категории предметов, обозначенной взрослым (всё круглое или всё мягкое). Ознакомиться с картотекой игр на развитие внимания у воспитанников младшей группы можно здесь.

Игры на внимание с детьми средней группы

Для игр с ребятами среднего дошкольного возраста важно подбирать задания, требующие поисковых усилий со стороны малышей. Например, найти короткую дорогу к цели в игре «Кто-то оставил следы»

Суть игры в том, чтобы по разбросанным по комнате вырезанным из бумаги следам пройти кратчайшей дорогой к цели (например, конфете или яблоку), делая шаги двумя ногами поочерёдно и попадая при этом в след

Ознакомиться с примерами игр на внимание можно в картотеке воспитателя из Москвы Прилепской Е.А

В средней группе приоритет за играми поискового характера

Игры на внимание в старшей группе

Акцент в играх на развитие аттенционных способностей в старшей группе делается на стимуляцию наблюдательности, развитие умения выделять общее и частное при сравнении объектов. К примеру, в игре «Художник» малыши работают в парах: один — художник, другой — модель. Первый смотрит на второго, а потом отворачивается и детально описывает его позу, характерные черты.

В старшей группе, кроме того, подводится итог всем аспектам развития внимания, разрабатываемым ранее, а также малыши знакомятся с заданиями на переключение концентрации аттракционных способностей, предваряя тем самым работу по развитию аттенционных способностей в подготовительной группе. Все эти особенности работы с детьми 5–6 лет можно увидеть в картотеке игр для старшей группы.

Игры на внимание в подготовительной группе

Основным направлением выбора игрового материала для развития внимания детей 6–7 лет является отработка способности переключать внимание с предмета (явления) на предмет (явление)в рамках одного задания. Так, например, в игре «Нарисуй быстрее» дети дорисовывают недостающий элемент к каждому изображению в строке: листик для груши или дверь для домика

Интересные игры разных видов представлены в картотеке педагога-психолога из Челябинской области Зыковой С.П.

Что такое внимание?

Внимание представляет собой определенный психологический процесс, способность человека концентрироваться на необходимом действии

От того, насколько хорошо оно развито, во многом зависит успех ребенка в школе, поэтому очень важно приступить к работе в дошкольном возрасте, создавать условия для того, чтобы непроизвольное внимание переросло в произвольное, волевое умение сосредотачиваться. И лучшее, что могут сделать родители, – развивать умение концентрироваться при помощи игры

И лучшее, что могут сделать родители, – развивать умение концентрироваться при помощи игры.

Можно выделить следующие характеристики данного процесса.

Объем. То есть количество информации, которое ребенок может удержать в своем сознании.
Сосредоточенность. Умение ребенка сконцентрироваться на чем-то определенном.
Устойчивость. Временной промежуток, в течение которого удается сохранять сосредоточенность.
Распределение

Способность разделять внимание на несколько одновременно протекающих процессов.
Переключаемость. Возможность быстро переводить сосредоточенность с одного действия на другое.

Задача родителей – заниматься с детьми настолько продуктивно, чтобы у них сформировались и развивались все эти характеристики.

Внимание представляет собой один из процессов когнитивной, то есть познавательной, сферы человека – наравне с памятью, мышлением, восприятием и воображением. Без сосредоточенности невозможно получить новую информацию в необходимом объеме, запомнить ее, поэтому данный процесс можно с полной уверенностью назвать первой ступенью познания

Далее при помощи памяти человек накапливает приобретенную информацию. Только имея необходимый уровень внимания, ребенок в дальнейшем сможет научиться таким когнитивным процессам, как чтение, письмо, обучение.

Формирование внимания

Психологи выделяют 6 стадий развития внимания у детей.

  1. Рассеянное (от 0 до 1 года). Дети способны отвлечься на любой шум или новую игрушку.
  2. Фиксированное (1-2 года). Малыш, занятый своим делом, настолько им поглощен, что не замечает ничего вокруг.
  3. Гибкое одноканальное (2-3 года). Может прекратить свое занятие, услышав обращение к себе, но очень быстро к нему вернется.
  4. Сложившееся одноканальное (3-4 года). Дети могут переключаться с одного процесса на другой, прерывать свои занятия, затем вновь к ним возвращаться.
  5. Двухканальное непродолжительное (4-5 лет). Ребенок получает способность делать два дела одновременно – к примеру, играть и слушать, что ему говорит мама. При необходимости выполнить сложное действие способен сконцентрироваться именно на нем.
  6. Сложившееся двухканальное (5-6 лет). Может одновременно делать два дела, именно поэтому тренировки внимания следует начинать с этого возраста.

Знание этих этапов поможет родителям лучше понять ребенка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий