Ход занятия:
1.Чтение стихотворения:
Воспитатель читает стихотворение:
Чудесный праздник в феврале
Страна моя встречает,
Она защитников своих
Сердечно поздравляет!
На суше в небе на морях,
И даже под водою
Солдаты мир наш берегут
Для нас дружок с тобою.
2. Наша Родина – Россия.
Воспитатель задает детям вопросы:
В.: Про какой праздник говорится в стихотворении?
Д.: День защитника Отечества.
В.: Что такое Отечество?
Д.: Отечество – это наша Родина.
В.: А что такое Родина?
Д.: Родина это страна, в которой мы родились и живем.
В.: Как называется наша Родина?
Д.: Наша Родина называется Россия.
3. Защитники земли русской.
Рассказ воспитателя:
Много славных подвигов совершили люди, оберегая свою землю и в давние времена и в наше время. Велико наше Отечество – Русская земля, но таким оно стало не сразу. Много врагов разоряли Русь. Во всех невзгодах многие люди отдавали свои жизни во имя защиты Родины.
Ребята, как вы думаете, кто такие защитники Отечества?
Ответы детей.
Воспитатель, обобщая ответы детей,делает вывод:
Защитники Отечества – это воины, которые защищают свой народ, свою родину, свое Отечество – это наша армия.
4. Динамическая пауза.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом:
Раз-два – аты-баты,
Три-четыре, мы – солдаты.
Маршируем, как пехота.
Раз-два – повороты.
В кабину сели самолета,
Три-четыре, мы – пилоты.
Вниз-вверх, вниз-вверх,
Наши крылья лучше всех.
А теперь на кораблях
Мы качаемся в волнах.
Сквозь бинокль вдаль посмотрим –
Нелегко служить на флоте.
5.Чтение стихотворения об армии:
Об армии любимой
Знает, стар и млад
И ей, непобедимой,
Сегодня каждый рад.
Есть в армии солдаты,
Танкисты, моряки,
Все сильные ребята,
Им не страшны враги!
Стоят ракеты где-то,
И на замке граница.
И так чудесно это,
Что нам спокойно спится.
6. Рода войск.
В.: В армии есть различные рода войск – такая армия сильная, она может защищать свою страну и на суше, и на воде, и в воздухе. Назовите, какие бывают войска.
Д.: Сухопутные, военно-воздушные, военно-морские.
Воспитатель выставляет картинки, изображающие различные рода войск. Дети рассматривают картинки и называют, кто на них изображен (танкисты, моряки, артиллеристы, летчики, пограничники, подводники, ракетчики, десантники и т. д.).
7. Д/и «Найди свое место».
В группе лежат три обруча, в каждом из них лежит картинка с изображением различных видов войск – сухопутные, военно-морские, военно-воздушные. Дети берут картинки с изображением солдат различных видов войск и маршируют по группе,проговаривая стихотворение:
Мы солдаты, мы солдаты,
Бодрым шагом мы идем,
В нашу армию ребята,
Просто так не попадешь.
Нужно быть умелыми, сильными и смелыми.
По сигналу воспитателя дети должны занять свои места в соответствии с картинкой (танкисты, артиллеристы, пограничники – сухопутные; моряки, подводники – морские; летчики, десантники – воздушные).
8. Рефлексия. Рассматривание фотовыставки «Мой папа в Армии служил».
Ход занятия
Воспитатель сообщает детям, что по дороге в детский сад встретила военного человека.
Беседа о том, кто такой военный, какими качествами он должен обладать.
В. Ребята, скоро очень важный праздник для нашей страны, 23 февраля- День защитника Отечества. А кто такие защитники Отечества? Это воины, которые защищают свой народ, свою Родину от врагов.
Предлагаю вспомнить, какие они знают военные профессии. (Ответы детей)
Воспитатель обращает внимание детей на электронные слайды: Посмотрите на эти картинки. Кого вы здесь видите (ответы детей).Верно, это моряк, летчик, пограничник, летчик
Задавая вспомогательные вопросы, воспитатель помогает составить полную характеристику внешнего вида военных той или иной профессии.
Используется словарь:
-летчик-шлем, очки, перчатки, комбинезон.
– моряк- тельняшка, бескозырка, воротник с полосками, широкий ремень с якорем.
-пограничник- шинель, фуражка, сапоги, погоны.
– танкист- шлемофон, комбинезон.
Воспитатель обращает внимание детей на раздаточный материал на рабочих столах.Где необходимо разместить военных по своим объектам: летчика к самолету, пограничника на границу и т. д
(Действия детей, звучат военные звуки).
«Мы разведчики».
Военный должен быть очень внимательным, наблюдательным.
Игра «Что изменилось?»
Дети делятся на подгруппы, одна подгруппа- разведчики, вторая- наблюдаемый объект (дети создают из своих тел фигуру).
«Разведчики» внимательно смотрят на фигуру (построенную детьми) и отворачиваются. В это время в фигуру вносятся 4-5 изменений. «Разведчики», обернувшись, отмечают, какие изменения произошли во время их отсутствия. Затем подгруппы меняются. (Игра направлена на развитие наблюдательности.
«Расскажи о профессии военного.»
Воспитатель делит детей на подгруппы по количеству обсуждаемых профессий и предлагает составить рассказ о каждой профессии.
Воспитатель обращает внимание детей на то,что в рассказе должны звучать ответы на следующие вопросы:
-От какого слова произошло название профессии? (Танкист- от слова танк, пограничник – от граница, летчик- летать, моряк- море).
-Что делает летчик, моряк? (защищает)
-Где он защищает Родину? (В воздухе, на море, на границе).
-Как защищает?
Наводящими вопросами воспитатель обогащает словарь детей:
-Существительные (Словами, обозначающие предметы): полет, летчик, разведка, небо, высота, море, корабль, суша, бинокль, даль, внимательность, граница, ружье, танкист, танк, помощь.
-Глаголы (слова, обозначающие действия): летать, наблюдать, охранять, защищать, смотреть, спасать, обходить, плавать, оберегать, задержать, проверять.
-Прилагательные (слова, обозначающие признаки): нужный, полезный, тяжелый, смелый, опасный.
Дети подбрасывают кубик с изображением военных.
В начале дети рассказывают про летчика, затем про летчика. Выслушав рассказ про летчика, воспитатель предлагает вспомнить как гудит самолет, изобразить гудение звуком.
Динамическая пауза «Самолет»
Упражнение: сделав глубокий вздох носом, на одном выдохе произносить звук у-у-у-у, меняя силу голоса.
Затем воспитатель предлагает детям полететь на самолете: в начале дети заводят моторы, вращая руки перед собой, постепенно увеличивая скорость вращения, затем расправляют крылья (руки в стороны) и летают по просторам Родины. По сигналу воспитателя самолеты возвращаются на посадку, моторы заглушают, постепенно уменьшая скорость вращения.
Дети продолжают рассказывать про военные профессии – танкист, моряк. Выслушав рассказ про моряка, провести игру «Акула».
Игра «Акула».
Дети «плавают» в море. Передвигаются по всему пространству комнаты, имитируя плавание в воде. Звучит веселая музыка.
По сигналу «Акула» дети должны объединиться по двое, трое. Одиночку акула съедает, он выбывает из игры.
«Поздравление»
Воспитатель напоминает, что скоро 23 февраля, вся страна будет отмечать праздник, посвященный военным и предлагает поздравить защитников Отечества.
Воспитатель знакомит детей с планом составления поздравления:
-обращение к тому, кого поздравляем.
-с чем поздравляем, чего желаем.
-от кого поздравление.
Дети берут в руки заранее изготовленные открытки и произносят поздравление в адрес того, кого они хотели бы поздравить.
После поздравления дети прощаются с военными.
Воспитатель обращает внимание детей на то,границы нашей Родины охраняются военными разных профессий и обращается с вопросом : «Какими военными и где охраняются границы нашей Родины?» (Ответы детей). Отметить, насколько важна профессия военного
Отметить, насколько важна профессия военного.
Ход занятия.
(организационный момент)
Воспитатель:
Дети стоят полукругом на коврике, рядом со стульчиками.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: ребята посмотрите к нам в гости пришли? (дети здороваются). Ребята присаживайтесь на стульчики. Послушайте я приготовила для вас стихотворенье.
И. Такмакова «Как на горке снег, снег».
Воспитатель: Ребята о каком времени года говориться в этом стихотворенье?
Дети: Время года зима.
Воспитатель: Ребята почему вы решили, что это зима.
Дети: Время года зима потому что, снег лежит на елке. Зима потому что снег нападал на мишку. Зима потому, что мишка спит в берлоге.
Воспитатель: Ребята вы сказали правильно. Скажите как, можно еще сказать о зиме красиво
Дети: Зима красивая, снежная, мокрая, колючая.
Воспитатель: Да ребята вы правы. Ребята, кто из вас любит зиму и почему?
(дети объясняют почему любят зиму)
Воспитатель: Ребята скажите, зимой на улице холодно или тепло? Как одеваются люди зимой?
Дети: Тепло.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а скажите какую одежду одевают дети и взрослые зимой?
Дети: Одежду одевают зимнюю, теплую, меховую, красивую.
(стук в дверь заходит кукла в зимней одежде)
Кукла: Здравствуйте ребята? (дети здороваются).
Воспитатель: Ребята давайте познакомимся с нашей гостьей. У нее не обычное имя Женя.
Сережа скажи как зовут нашу гостью,.
Дети: Нашу гостью зовут Женя. (повторяют дав, три ребенка и хоровой ответ).
Воспитатель: Наша гостья пришла с улицы давайте рассмотрим ее одежду в чем она гуляла расскажите пожалуйста.
(дети описывают одежду)
Воспитатель: Ребята пальто, шапка, штаны, сапогу, шарф это какая одежда? (зимняя). Ребята наша гостья хочет послушать, какая у вас есть зимняя одежда.
Дети: (описывают два, три ребенка свою одежду).
Воспитатель: Ребята, что то мы засиделись, не пора ли нам вместе с нашей гостьей погулять. (дети встают и имитируют одевание верхней одежды, одевание в виде физ. минутки)
Воспитатель: Ребята расскажите мне правильную последовательность в одевании зимней одежды.
(два, три ребенка рассказывают последовательность одевания)
Воспитатель: (артикуляционная гимнастика). Игра «Сдуй снежинку» дети дуют долго на снежинку. (упражнение повторяется 4-5 раз). Сейчас ребята нам пора возвращаться с прогула в детский сад в группу, (разделись). Дети прощаются с гостьей. Она уходит. (воспитатель делает удивленное лицо) ой ребята посмотрите наша гостья что то забыла. Да это же картинки, хотите посмотреть.
Дети: Хотим.
Воспитатель: А что бы посмотреть нужно, отгадать загадки (воспитатель загадывает загадки о насекомых и животных). Дети отгадывают.
Воспитатель: Предлагает поиграть игру в словесную игру «Найди звук в словах» (при определении звука в словах дети хлопали в ладоши, «Придумай слово со звуком Ж» (дети придумывали слова со звуком ж в начале слова).
Воспитатель: Ребята послушайте я для вас приготовила чистоговорку послушайте ее «Ель на ежика похожа, ель в иголках, ежик тоже». Вам понравилась, эту скороговорку мы скажем вместе сначало медленно, а затем быстро проговаривая звук Ж.
(хоровые и индивидуальные повторение чистоговорки)
Анализ занятия: Ребята вы сегодня мне очень понравились потому, что были активны, правильно говорили, играли соблюдая правила игры т. е. называли слова выделяя звук Ж. И предлагает детям вспомнить в какие игры играли и кто к ним приходил в гости, как звали гостью и в чем была одета.
Домашнее задание: Ребята придете домой расскажите родителям, кто в гости приходил и в какие игры играли и поиграйте дома.
Ход НОД:
1. Вводная часть.
Воспитатель: – Здравствуйте ребята. Сегодня к нам пришел Незнайка.
Дети: -Здравствуй Незнайка.
воспитатель: Он принес с собой игрушки лук со стрелой и свои любимые мягкие игрушки.
Незнайка: -Ребята, помогите, мне пожалуйста. Знайка оставил мне записку, а читать,я не умею.
Воспитатель: – Конечно Незнайка. Давай ее прочитаем.
(воспитатель вслух читает записку)
«Незнайка, помоги мне, пожалуйста. Почисти лук и погладь вещи. Завтра праздник».
Незнайка: – Хорошо. Сейчас я почищу свой лук тряпочкой, чтобы он был чистым-чистым, а потом поглажу, поласкаю свои любимые игрушки.
(Воспитатель имитирует все эти действия куклы).
Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, справился с заданием Незнайка? Что просил сделать Знайка?
– Какой лук просила мама почистить? (репчатый лук)
– А как нужно было вещи погладить? (погладить утюгом одежду)
Воспитатель: – Правильно ребята. Получается, что Незнайка все перепутал и сделал все не так. Почему же так произошло?
Воспитатель: – Ребята, объясните, почему же Незнайка не понял, о чем его просил Знайка?
Дети:-Незнайка, не знает о многозначных словах.
Воспитатель: – Ребята, давайте отгадаем с Незнайкай загадки, о многозначных словах.
Дети:-хорошо.
Что это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (Сосна)
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки,
На меня они глядят
Молока они хотят. (Ёж.)
Железная рыбка ныряет,
А хвост на волне оставляет.
(иголка)
(Воспитатель выставляет картинки с изображением ежа, еловой ветки, швейной иглы).
Воспитатель: – Подумайте, что общего есть на этих картинках? (иголки)
Воспитатель: – Итак, сколько же значений у слова игла? (3 значения).
Незнайка:- а как, а как узнать о какой игле идет речь?
(ответы детей)
Воспитатель: – Для этого нужно слово «игла» употребить с другим словом.
Например, покажите мне, швейную иглу.
А как назовем иглу у ежа, у елки? (ежиная игла, еловая игла)
Воспитатель: – А как называется эта игла? (выставляется картинка с медицинской иглой).
– Повторим вместе: «медицинская» игла.
Воспитатель: – Что делают такой иглой? (делают уколы)
Воспитатель: – Какое удивительное это слово «иголка»! Слово одно, а обозначает много разного. Оказывается, слова, которые имеют много значений называются многозначными словами.Повторим вместе: «Многозначные слова». Многозначных слов очень много. Сейчас мы с вами в этом убедимся.
Воспитатель: – Перед вами стоит кукла, стол и стул. Что есть общего у всех этих предметов? (Ножки.)
– У кого или у чего есть еще ножки? (у гриба есть ножка, у табуретки и т. д.)
– Слово одно, а значений много.
– А ещё у куклы есть ручки. Какие другие ручки вы знаете? (дверная ручка, пишущая ручка).
Воспитатель: – Молодцы. А сейчас, давайте мы с вами немного поиграем с мячом. И заодно узнаем новые многозначные слова.
Дети: Незнайка поиграй с нами.
Игра называется «Попади в цель». Перед вами картинки – мишени вы должны сначала назвать, что нарисовано на картинке, а потом бросить мячиком прямо в картинку. Картинка перевернется, и мы с вами увидим новое многозначное слово. (Дети выходят по очереди бросают мячик, называя и объясняя многозначные слова) (коса, ключ, мышка).
Незнайка: -Ух, ты сколько слов я сегодня узнал. Какая интересная игра.
Воспитатель:- Назовите предметы, которые здесь изображены.
Ответы детей
-Воспитатель: – Давайте среди этих картинок найдем многозначные слова, слова которые звучат одинаково, но имеют несколько значений и соединим их одной линией.
(Дети по очереди выходят к доске и находят многозначные слова, объясняя соединяют их линией).
Воспитатель: – А сейчас мы познакомимся с новыми многозначными словами. В этом конверте спрятаны два многозначных слова, а что это за слова мы узнаем, когда каждая команда соберет свою картинку из частей. Итак, сейчас вы разделитесь на 4 команды, и вам нужно будет собрать целую картинку.
(Дети в своих командах собирают картинку из конверта).
– Итак, какие картинки у вас получились? (ключ – родник, скрипичный, гаечный, разводной ключ, ключевая, родниковая вода).
3. Заключительная часть.
Воспитатель:- Ребята, с какими словами мы сегодня познакомились? (многозначные)
– Что есть общее у этих слов? (название)
– А что разное? (значение этих слов)
Воспитатель: – Молодцы.
– Ну что Незнайка теперь ты понял, что же тебе действительно нужно сделать, о чем тебя просил Знайка?
Незнайка: – Спасибо, ребята,я теперь все понял: погладить утюгом вещи и почистить лук. И сейчас все сделаю как надо.
Незнайка: -мне пора идти. Спасибо, вам, ребята.
Дети: до свидание, Незнайка.
Обучаем в игре
Проанализировав вышеизложенные нормы, родители могут понять, какие сферы речи их малыша нужно развивать в первую очередь: те, с которыми есть проблемы. Для коррекции каждой отдельной сферы можно подобрать соответствующие игры на развитие речи. Перво-наперво – на расширение словарного запаса. Вот несколько примеров таких игр.
Взрослый называет предмет, а малыш должен поставить это слово во множественное число (стена – стены). По ходу такой игры можно касаться и многозначности (например, спинка может быть и у ребенка, и у стула или сидения, а кружка во множественном числе, только с другим ударением – это и геометрические фигуры, и секции для творческих занятий)
При этом своевременно акцентируют внимание ребенка на том, что не все слова «множатся» одинаково (лев – львы, рот – рты). Так развивается навык употребления множественного числа и расширяется словарный запас.
Познакомить малыша с антонимами можно, предлагая подбирать противоположные значения к словам (мягкий – твердый, чистый – грязный)
Пусть при этом подбирает слова к новым значениям (белый снег – черная ночь), а затем заменяет их местоимениями (он белый, она черная). Так дошкольник потренируется в согласовании слов, употреблении местоимений.
Прочитав рассказ или стихотворение, можно предложить малышу придумать собственный финал. Это также развивает мышление, воображение и связную речь.
Игра с мячом позволяет развить различные навыки: обогатить лексику, освоить синонимы, антонимы, узнавать предметы по описанию, образовывать новые формы слов. Например, малышу бросают мяч, назвав предмет, а он возвращает мяч, называя предмет ласкательно. Или в ответ на слово подбирает противоположное по значению. Или называет предмет, услышав его признаки, называет цвет указанного предмета. Фантазия родителей может подсказать и другие варианты таких игр.
Одушевленные и неодушевленные предметы. Понятие о них можно легко закрепить при помощи игры с карточками: в одну группу ребенок должен откладывать одушевленные предметы, в другую – неодушевленные, помогая себе вопросами: «Это груша. Она живая? Нет. Это корова. Она живая? Да».
С помощью похожего упражнения можно познакомить малыша с относительными прилагательными. В одной группе карточек будут предметы, в другой – материалы, из которых они сделаны. Задача ребенка – соотнести две картинки, проговаривая: мяч сделан из резины. Он – резиновый. Карандаш сделан из дерева. Он – деревянный.